План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды




Скачать 204.93 Kb.
НазваниеПлан введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды
Дата публикации23.11.2013
Размер204.93 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Биология > Реферат
ПЛАН

Введение

1. Противодействие организма к внешним воздействиям.

2. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды.

3. Закаливание организма


Литература.

Введение
Особенностью использования естественных средств природы при формировании устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды является включение в его содержание спортивных упражнений с элементами спортивных игр (ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде, плавание, элементы игр в бадминтон, настольный теннис и др.).

В осенний период основное внимание уделяется упражнениям в ходьбе и беге, в прыжках со скакалкой, в длину, в высоту, с места, в метании предметов.

В зимний период рекомендуется ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, бег. В зимний период дыхательные упражнения на воздухе не проводятся. Летом закрепляют и совершенствуют основные движения и упражнения, особенно плавание. Рекомендуются занятия в лесу, парке.

Формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды может быть поистине неисчерпаемым источником преумножения здоровья людей с самого раннего возраста. Благодаря использованию естественных сил природы достигаются:

  • улучшения здоровья и повышения запаса жизненных сил;

  • оптимизм;

  • стремление к целенаправленной созидательной деятельности;

  • живость ума и улучшение памяти;

  • творческая настроенность, влечение к занятиям спортом, подвижным играм, туризму, желание приобщиться к красоте природы и искусству;

  • морально-волевая устойчивость против соблазнов, ведущих к вредным пристрастиям;

  • радость общения с людьми.

Необходимо научить молодых людей сознательно управлять функциями собственного организма, повышать резервы здоровья, необходимые для самовыражения в созидательной деятельности. Без сознательного, деятельного стремления каждого к укреплению и развитию своего здоровья эффективность усилий педагогов и органов здравоохранения в этом направлении будет невелика.

Исходя из опыта, накопленного физической культурой и проделанной работы, в настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у людей:

  1. формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно начинать и далее проводить только при полном здоровье;

  2. необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

  3. занятия должны осуществляться систематически;

  4. необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

  5. начинать формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале формирования устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года);

  6. закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребенка;

  7. возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном периоде формирования устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Используя естественные силы природы как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия для занятий физическими упражнениями, которые дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека, необходимо следить за влиянием на организм этих факторов, изучать функциональные возможности организма. Для этого с первого дня занятий молодые люди должны вести спортивный дневник. Для последующего анализа и наглядности следует в блокноте отвести для каждого дня одну страничку. Если гимнастика или воздушно-водные процедуры в какой-то день не состоялись, чистая страничка будет напоминать об этом. Заполняется дневник вечером. Если закаливающих процедур или прогулок на свежем воздухе не было – указывается причина. Во время болезней и при травмах записи продолжаются, указываются диагноз врача, средство лечения, ежедневная температура и свои ощущения. Ведение дневника поможет эффективнее лечиться и уточнить, как идет восстановление после болезни, а также сравнить состояние своего здоровья и ощущения с периодом, когда формированию устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды не уделялось достаточного внимания.

^ 1. Противодействие организма к внешним воздействиям
Устойчивость организма – способность сохранять и поддерживать гомеостаз при меняющихся условиях среды. Выносливость по отношению к взрослому организму есть не что иное, как способность переносить длительные нагрузки, способность сопротивляться действию физических нагрузок или внешним воздействиям. Выносливость в раннем возрасте – способность переживать, поддерживать жизнедеятельность, сопротивляться действию внешней среды в измененных условиях гомеостаза.

По мнению Розановой В.Д., у организма молодых людей устойчивость существенно ниже, чем у взрослых. И, напротив, выносливость, а именно способность поддерживать жизнедеятельность в измененных условиях гомеостаза, выше в раннем постнатальном возрасте.

В литературе отмечается, что организм на ранних этапах постнатального развития более чувствителен к стрессу, чем в последующие возрастные периоды. Вместе с тем выносливость к стрессу выше на ранних этапах развития. Помимо этого, чувствительность к стрессовым агентам увеличивается в критические периоды роста и развития, причем на ранних этапах развития таких критических этапов достаточно много. Частота их представленности уменьшается с возрастом ребенка.

Мероприятия по формированию устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды – не просто увеличение адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение характера развития. Задачей формирования устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды является не только снижение уровня текущей заболеваемости населения.

Важно, чтобы формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды в молодом возрасте заложило основу для приумножения здоровья и в последующие периоды жизни.

Научные исследования, рекорды и достижения спортсменов постоянно доказывают, что наши физические возможности поистине беспредельны. История физической культуры знает множество примеров, когда человек совершал уникальные физические действия, казалось бы, совершенно невозможные в обычных условиях. Попав в стрессовую ситуацию и мобилизовав все резервы своего организма, он может стать сильнее и выносливее во сто крат.

Но стрессовая ситуация – это лишь частный случай. А способен ли человек наиболее полно использовать свои резервы в обычной жизни? Известно, например, что человек может переносить значительные колебания температуры воздуха (от –86 до +50 градусов и даже выше). Но для этого необходима специальная тренировка – формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, которое оказывает к тому же мощное общеукрепляющее воздействие на весь организм.

Формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, как и любая физическая тренировка, имеет свои законы и принципы, следуя которым человек, в конечном счете, настолько укрепляет свой организм, что легко преодолевает отрицательное влияние внешней среды.

Современный опыт и практика показывают, что регулярные занятия физической культурой (бег в любую погоду, плавание в открытых водоемах, езда на велосипеде, занятие греблей, лыжами и т.п.) оказывают на организм человека прекрасное закаливающее воздействие.

Одним из основных неблагоприятным фактором воздействия на организм внешней среды является инфекция. Она - есть процесс взаимодействия двух биологических систем – микро- и макроорганизма. Конечный результат встречи микроба-возбудителя с организмом в значительной мере определяется свойствами и особенностями макроорганизма, пораженного паразитом. От реакции организма человека, направленной на поддержание постоянства внутренней среды, нарушенного в результате проникновения возбудителя инфекции, зависят активность процесса, характер и форма инфекции. Комплекс этих многообразных защитных реакций составляет часть общей реактивности организма и подчиняется основным физиологическим закономерностям. В соответствии с этим реакции организма на внедрение возбудителя могут быть нормальными, пониженными, повышенными или отсутствовать вовсе (ареактивность или анергия). Таким образом, восприимчивость или невосприимчивость (резистентность) организма к инфекции, в конечном счете, определяется состоянием общей реактивности. В то же время особенность реактивности есть индивидуальное качество каждого организма, которое обусловлено внутренними и внешними факторами. Одни из этих факторов препятствуют, другие способствуют возникновению инфекции.

По данным Ивановой Н.И. и Талько В.В. физические упражнения как закаливающий фактор не всегда приводят к повышению иммунной активности. Однократная чрезмерная физическая нагрузка вызывает изменения в деятельности системы иммунитета, а восстановление иммунологической компетенции до исходного уровня после чрезмерной физической нагрузки длится более 7 дней.

Следует различать устойчивость и выносливость организма к различным воздействиям внешней среды.

^ 2. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды
Формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды в целом благоприятно влияет на весь процесс укрепления организма. Формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды основано на способности орга­низма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного фактора (холода, тепла и др.) и постепенным повышением его дозиров­ки, т. к. только при этих условиях раз­виваются приспособительные изменения в организме: совершенствуются нейрогуморальные и обменные процессы, повышается общая сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факто­ров окружающей среды. Формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды носит специфический характер, т.е. оно оп­ределяется постепенным снижением чув­ствительности организма только к дей­ствию определенного физического фак­тора. Так, систематические дозирован­ные воздействия холодом повышают устойчивость главным образом к действию низ­ких температур, а тепловые – к дей­ствию высоких. Формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды к холоду не пред­определяет развитие устойчивости к теплу или к низкому атмосферному давлению и т. д. При прекращении зака­ливающих процедур степень закален­ности ослабевает, и обычно через 1-1,5 месяца устойчивость к тем или иным физическим факторам исчезает.

Практически важным является формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды к холоду, т. к. переохлаждение – один из факторов, предрасполагающих к воз­никновению так называемых острых респира­торных заболеваний. Сущность его заключается в постепенном нарастании степени охлаждения. У людей, привыкших к холоду, тепло­образование в организме происходит более интенсивно; это обеспечивает лучшее кровоснабжение кожи и повы­шает устойчивость к инфекционным заболеваниям и отморожениям. Чувст­вительность к холоду понижается так­же и за счет некоторого утолщения рого­вого слоя кожи, что увеличивает ее теплоизолирующие свойства. Охлаж­дение даже ограниченных участков тела у людей, не привычных к холоду, как и общее переохлаждение, ведет к расши­рению сосудов слизистой оболочки но­са с повышенным выделением секре­торной жидкости и может вызвать острый катар верхних дыхательных путей. У закаленных людей такой реакции со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей не возни­кает, что объясняется различным ха­рактером рефлекторных сосудистых ре­акций у закаленных и незакаленных к холоду людей. Формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды к холоду может быть достигнуто рациональным исполь­зованием солнца, воздуха (воздуш­ные и солнечные ванны) и воды (водные процедуры). Наиболее эффек­тивны водные процедуры: обтирания, обливания, душ, купание. Их начинают при комнатной температуре воды, по­степенно температуру понижают, а длительность процедуры увеличивают.

При высокой температуре воздуха возникает опасность перегрева орга­низма, непривычного к ней (тепло­вой удар). В результате многократного и длительного воздействия тепла устой­чивость к высокой температуре воздуха повышается: увеличивается теплоотда­ча за счет усиления потоотделения. Улучшение теплоотдачи у людей, зака­ленных к высокой температуре, обес­печивает умеренное учащение пульса во время работы в условиях жаркого климата, сохранение работоспособности на прежнем уровне.

Для формирования устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды к пониженному атмосферно­му давлению чаще используют восхож­дение в горы, пребывание в них по ме­тоду ступенчатой акклиматизации – нахождение и тренировка в альпинист­ских лагерях на разных высотах, начи­ная с более низкой.

Режим формирования устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды устанавливает врач с учетом возраста, индивидуальных осо­бенностей и состояния здоровья. При появлении признаков заболевания формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды временно прекращают, а после выздо­ровления возобновляют с начального периода.

Хорошая погода, солнце, воздух и вода создают наиболее благоприятные условия для занятий физическими упражнениями. Проводя уроки физической культуры на свежем воздухе, можно повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры воздуха, пониженного атмосферного давления и др.). Современные комфортные условия жилища, одежда, транспорт и т. д. уменьшают воздействие меняющихся условий погоды на организм человека, снижают его устойчивость по отноше­нию к метеорологическим факторам. Похолодания в природе, как правило, резкие. Человек закалялся вынужденно, в силу обстоятельств: подул холодный ветер, полил дождь, на пути встретилась водная преграда, выпала необычно суровая зима, начался ледниковый период…

Из практики известно, что когда молодым людям жарко, они стремятся раздеться (расстегнуть куртку, снять шапку), нередко они ходят на лыжах в одном свитере и без шапочки, причем не болеют после этого, но иногда по непонятным причинам они по своей инициативе утепляются. Видимо, у них свой «диалог» с системой терморегуляции. У взрослых наука теснит интуицию. Мы ищем «тотальные» формы утепления ног, а люди, разгадывающие тайны здоровья, действуют в противоположном направлении: закаляют именно ступни ног.

Гагге применил специальную единицу теплоизоляции, назвав ее КЛО. Она обратно пропорциональна коэффициенту теплопроводности одежды. Согласно определению Р. Стейси, КЛО – это количество теплоизолирующего материала, необходимое для поддержания средней температуры кожи, равной 33 градусам; у спокойно сидящего человека интенсивность обмена веществ равна 50 ккал/м2 час при температуре воздуха 21°С, влажности 50% и при скорости движения воздуха 10 см/сек.

При этих условиях 1 КЛО соответствует одежда, состоящая из шерстяного костюма, рубашки, майки, хлопчатобумажных носок, ботинок.

Величина теплоизоляции одежды толщиной 1 см – 1,6 КЛО, неподвижного слоя воздуха – 2,76 КЛО. Вездесущая мода реализует эту закономерность в виде стеганных надувных курток и пальто. И тепло и легко носить. Термостат, «который всегда с тобой». Термостат, в котором затихает, убаюкивается, засыпает вечным сном система терморегуляции. А вместе с ней - и наше здоровье.

Оптимально использование естественных сил природы для физического воспитания молодых людей в турпоходе. В летнем оздоровительном лагере. Например, очень эффективными являются военно-спортивные игры. Наряду с вос­питанием выносливости, точности и аккуратности, выработкой глазомера, наблюда­тельности, умения ори­ентироваться на незнакомой местности и маскироваться, происходит естественная закалка организма, адаптация к экстремальным ситуациям. Для проведения игры лучше выбирать участки местно­сти, покрытые кустарником, лесом с неровным ре­льефом, рвами, канавами, небольшими речками, ру­чьями. На такой местности хорошо организовывать игры, связанные с разведкой, наблюдением, мас­кировкой, ориентированием. Полезно в летнее время предусмотреть переходы босиком, форсирование ручьев, кратковременное загорание и плавание в естественных водоемах. Очень полезны байдарочные походы, пешие прогулки в лес и в горы (если имеется такая возможность).

Все чаще стали говорить о горьких «плодах» цивилизации: об экологической обстановке в большинстве регионов Земли, о факторах, вызывающих стресс и увеличивающих болезни людей, о том, что приходится искать все новые средства, повышающие сопротивляемость организма экстремальным воздействиям.

К счастью, уже накоплен немалый опыт, позволяющий утверждать о способности человека повышать свою устойчивость, приспосабливаться к обстановке. Пример тому – адаптация при закаливании и тренировке к перепадам температуры, физическим нагрузкам, гипоксии и другим стрессовым раздражителям, вызывающим различные заболевания у людей ослабленных, неподготовленных, незакаленных.

В повышении общей сопротивляемости организма общепризнанна роль гипоксии. Это такое состояние, которое наступает в организме при недостаточном снабжении тканей и внутренних органов кислородом или при нарушенной утилизации в них кислорода в процессе биологического окисления.

Кора головного мозга особенно чувствительна к недостатку кислорода. При гипоксии происходит возбуждение клеток головного мозга, от этого активизируется функция аппарата внешнего дыхания, следовательно, повышается количество эритроцитов в кровяном русле и кислородная емкость крови увеличивается. Это позволило предположить, а затем и доказать, что после предварительной тренировки в условиях умеренной гипоксии улучшается сопротивляемость организма разнообразным патогенным факторам, повышается его устойчивость.

Способность организма переносить гипоксию в определенной мере может зависеть от врожденных индивидуальных особенностей, времени года, хронотипа.

На основе тщательного изучения реагирования на гипоксию и гиперкапнию (повышенное содержание двуокиси углерода в артериальной крови) большого числа здоровых и больных людей ученые И.Б.Заболотских и В.А. Илюхина обнаружили, что различные физиологические системы организма по-разному проявляют гипоксическую устойчивость. Выделились 4 уровня приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии (использовалась проба Штанге – произвольная задержка дыхания после глубокого вдоха): низкий (до 30 сек.); умеренный (от 31 до 60 сек.), высокий (от 61 до 90 сек.); очень высокий (более 90 сек.).

Оказалось, что низкий уровень показывает и низкую устойчивость организма к стрессу. При низком уровне приспосабливаемости к гиперкапнии и гипоксии проявилась чрезмерно высокая реактивность физиологических систем организма.

Известно, что высококвалифицированные спортсмены перед ответственными соревнованиями выезжают для тренировок в условия среднегорья, чтобы повысить устойчивость к гипоксии и свою работоспособность. Успешно используется в спорте и барокамерная подготовка. В медицине в настоящее время широко используется дыхание газовой смесью, обедненной кислородом. Прерывистое воздействие газовой смесью (10% кислорода и 90% газообразного азота, 3-5 мин. – дыхание смесью и 3-5 мин. воздухом, по 4-10 сочетаний в серии) дает значительный прирост гипоксической устойчивости.

Повышению гипоксической устойчивости способствуют и активные занятия физическими упражнениями.

Можно ли в условиях школьных занятий помочь молодым людям приспособиться к окружающей среде, повысить сопротивляемость организма? Многие ученые рекомендуют в процессе занятий использовать серии задержек дыхания. Рекомендуется следующая методика: у каждого определяется проба Штанге, затем полученная величина делится на 2. Это – доза задержки дыхания в каждой серии. Серия состоит из 4-5 разовых задержек дыхания с отдыхом между задержками в 5-6 циклов (вдох и выдох). Между сериями – обычное дыхание 3-5 мин.

Подобная рекомендация была проверена на группах 9-12-летних девочек, тренирующихся в беге на короткие дистанции. Программа тренировок была одинаковой для двух групп, но в одной группе применялась задержка дыхания: серия – 4 повторения после разминки, затем в середине урока 2 серии и одна в конце урока перед заключительной частью.

Девочки занимались три раза в неделю, эксперимент длился в течение 1,5 месяцев. Контрольные нормативы до и после эксперимента (бег 30 м с хода, бег 200 м, проба Штанге) позволили установить, что в экспериментальной группе показатели пробы Штанге существенно повысились: от 51,3 сек. ± 3, 74 сек. до 64,7 ± 2,62. Значительных изменений результатов в беге на 30 м не выявлено, а в беге на 200 м результаты улучшились с 39,8 сек. до 37,6. Во второй группе в беге на 30 м также не было существенных сдвигов, а в беге на 200 м результаты изменились с 40,2 сек. до 39,3, проба Штанге – от 45,0 сек. до 47,5.

Но не только упражнения по воздействию гипоксии могут способствовать повышению сопротивляемости организма и его работоспособности.

Молодым людям с низкими показателями пробы Штанге следует рекомендовать занятия плаванием, лучше подводным.

Погружаясь в воду, человек испытывает незабываемое ощущение собственной невесомости. Упражнения, выполняемые в водной среде, исключают риск травм и повреждений, способствуют закалке организма. Полезно плавать с ритмическими ныряниями или погружениями головы в воду, при которых происходит задержка дыхания. Осуществляются эти задержки при пустых и полных легких. Они стимулируют внутриклеточное дыхание, усиливают накопление энергии в организме, помогают организму выйти на режим работы по самовыравниванию энергии, самоисцелению, самогармонизации. Глубокое и редкое дыхание повышает дыхательную способность, обогащает кровь кислородом, способствует расслаблению за счет повышения в крови уровня эндорфинов – гормонов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее действие. Разность температур между воздушной и водной средой благотворно воздействует на кожу и сердечно-сосудистую систему. Прохладная вода закаливает организм, увеличивает его тонус и сопротивляемость болезням, стимулирует кровообращение.

Занятия в естественных и искусственных водоемах могут успешно решать важнейшую задачу сегодняшнего дня – борьбу с гиподинамией.

Возможности школьного урока велики и, посте­пенно познавая их, учитель активно влияет на адап­тационные способности организма людей, а значит улучшает состояние их здоровья.

У адаптации есть одно удивительное свойство – перекрестная устойчивость, так называемая перекрестная резистентность. Благодаря этому свойству, организм, приспособившийся, например, к высоте, лучше переносит холод, жару, недостаток кислорода, изменения атмосферного давления, избыток солнечной радиации, перемену диеты; повышена его устойчивость к действию болезнетворных микробов, ионизирующего излучения, других факторов. Прекращение тренировки запускает механизмы обратного процесса – работающие «вхолостую» клетки уменьшаются в объеме.


^

3. Закаливание организма


 

Закаливание организма (далее З.о.) - комплекс  мероприятий  по  повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры воздуха, пониженного атмосферного давления и др.).

Современные комфортные условия жилища, одежда, транспорт и т. д. уменьшают воздействие меняющихся условий погоды на организм человека, снижают устойчивость по отношению к метеорологич. факторам. Являясь важной частью физ. воспитания, закаливание восстанавливает  эту  устойчивость.

3акаливание основано на способности организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливающий эффект достигается путем систематического, многократного воздействия того или иного фактора (холода, тепла и др.) и постепенного повышения их дозировки, т. к. только при Этих условиях развиваются приспособительные изменения в организме: совершенствуются нейрогуморальные и обменные процессы, повышается общая сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей cps-ды. 3. о. носит специфический характер, т. е. оно определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определенного физ. фактора. Так, систематические дозированные воздействия холодом повышают устойчивость гл. обр. к действию низких температур, а тепловые - к действию высоких. 3. о. к холоду не предопределяет развитие устойчивости к теплу или к низкому атмосферному давлению и т. д. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности ослабевает, и обычно через 1- l'/i мес. устойчивость к тем или иным физ. факторам исчезает.

Практически важным является 3. о. к холоду, т. к. переохлаждение - самая частая причина так называемые острых распираторных заболеваний. Сущность 3. о. к холоду заключается в постепенности нарастания степени охлаждения. У людей, привыкших к холоду, теплообразование в организме происходит более интенсивно; это обеспечивает лучшее кровоснабжение кожи и повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям и отморожениям. Понижение чувствительности к холоду происходит также и за счет нек-рого утолщения рогового слоя кожи, что увеличивает ее теплоизолирующие свойства. Охлаждение даже небольших участков тела у людей, непривычных к холоду, так же как и общее переохлаждение, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа, ее воспалению с повышенным выделением секреторной жидкости, т. е. острому катару верхних дыхательных путей, и т. д. У закаленных людей такой реакции со стороны слизистой оболочки верхних дыхательных путей не возникает, что определяется различным характером рефлекторных сосудистых реакций у закаленных и незакаленных к холоду людей. 3. о. к холоду может быть достигнуто рациональным использованием солнца, воздуха (см. Воздушные и солнечные ванны) и воды (см. Водные процедуры). Наиболее удобными и эффективными являются водные процедуры: обтирания, обливания, душ, купание. Их следует начинать при комнатной температуре воды, постепенно, от процедуры к   процедуре,   температуру   понижают, а длительность процедуры увеличивают.

Список литературы


  1. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

  2. Залесский М. Стань сильным. – М.: Детская литература, 1991.

  3. Искусство быть здоровым / Рец. – проф. Зациорский В.М. Ч. 2 – М.: Физкультура и спорт, 1987.

  4. Котляров М.Н. Распрощаемся с простудой. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

  5. Лаптев А.П. Азбука формирования устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. – М.: Прометей, 1987.

  6. Матвеев Л.П. Советская система физического воспитания. – М.: Знание, 1980.

  7. Морозов Н.Ф. Законы природы и здоровье человека. – М.: Прометей, 1992.

  8. Нормирование нагрузок при формировании устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды / Под. ред. Л.Е. Любомирского – М.: Педагогика, 1989.

  9. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений 10, 11 классов. – М.: Аст, 2000.

  10. Популярная медицинская энциклопедия / Гл. ред. акад. Петровский Б.В. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

  11. Празников В.П. Формирование устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды молодых людей дошкольного возраста. – Л.: Медицина, 1988.

  12. Скрипалев В.И. Закаляйся как сталь. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

  13. Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. - М.: Педагогика, 1992.

  14. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологический аспект спортивной ориентации и отбора. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды iconПлан введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование...
Средств природы при формировании устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды является включение в его содержание...

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды iconАдаптация пятиклассников
Наверное, правильнее говорить не о приспособлении организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, а о его соответствии...

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды icon1. 1 Біомеханіка матеріалів
Их действие сводится к поверхностным и объемным нагрузкам, которые могут быть распределенными и сосредоточенными, например, отдельные...

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Нервная система – это система органов, которая координирует деятельность как отдельных органов, так и всего организма, осуществляет...

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды iconАквахим эг-ак-21 эмаль-грунтовка акриловая химстойкая Назначение
Хим эг-ак-21 предназначена для нанесения на кузова транспортних средств, на изделия машиностроения и на другие металические сооружения...

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды iconТема 1
Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью,...

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды iconОсобенности адаптации детей к дошкольному учреждению
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Термин «адаптация» зародился в недрах биологической науки...

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды iconТема Предмет и задачи экоаналитической химии Проблема загрязнения...
«Загрязнение обозначает введение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в окружающую среду, что приводит к отрицательным...

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды iconЛекция Предмет и задачи экоаналитической химии
«Загрязнение обозначает введение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в окружающую среду, что приводит к отрицательным...

План введение Противодействие организма к внешним воздействиям. Формирование устойчивости организма к производственным вредностям и неблагоприятным воздействиям внешней среды iconХрономеханика: Код оптимизации
Представляемый в данном обзоре материал раскрывает особенности временной настройки биохимических систем организма человека на режим...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<