Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология»




Скачать 118.05 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология»
Дата публикации17.12.2013
Размер118.05 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Биология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга

Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии Реферат по курсу «Нейропсихология» на тему: [pic] Выполнила студентка III курса вечернего отделения Романенко Т.П. Научный руководитель профессор д.м.н. Урываев Ю.В. Москва 2004 РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ОНТОГЕНЕЗЕ. Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза играют исключительноважную роль в развитии головного мозга. Развитие и свойства этого органаопределяются прежде всего генетическими факторами. Генетическиеисследования выявили гены, мутации которых вызывают изменения важныхповеденческих реакций, установили, что способности к обучению умлекопитающих определяются не одним, а многими генами. Эти факты твердоустановлены, в то же время расшифровка конкретных механизмов, которымигенотип высших животных, в том числе человека, регулирует развитие,определяет свойства мозга, особенности его интеллекта и психики, потребуетеще много усилий исследователей. Отметим, что определены принципы генетического контроля важнейшихэлементарных процессов, из которых слагается формирование мозга вэмбриональном периоде. К таким процессам относятся: 1. Дифференцировка части клеток эктодермы в нейроэктодерму. 2. Размножение клеток нейроэктодермы и их дифференцировка в нейробласты. (предшественники нервных клеток – нейронов) и глиобласты (предшественники вспомогательных клеток мозга – глиоцитов). 3. Миграция их в зоны окончательного нахождения. 4. Образование из этих клеток различных типов нейронов и глиальных клеток. 5. Установление синаптических связей между нейронами. 6. Запрограммированная гибель части клеток. Различное соотношение указанных процессов определяет массу мозга и егочастей, количество и характер связей между нейронами, соотношения междунейронами и глиальными клетками, отдельными типами нейронов, функциональныеособенности органа. Нормальное развитие мозга может нарушаться под влиянием многих факторов.Это определяется как высокой чувствительностью мозга в критические периодыразвития, так и необратимостью некоторых из последствий таких воздействий.Последнее зависит от многих причин. Одна из них состоит в том, что зрелые нервные клетки (нейроны) необладают способностью к делению. В связи с этим любые факторы, которыеприводят к уменьшению их численности к моменту рождения, делают головноймозг необратимо «малонейронным». Причиной этого может быть уменьшениеинтенсивности деления нейробластов или увеличение числа погибающихнейробластов и нейронов. При этом автоматически отклоняется от нормальногопроцесс формирования связей между нейронами – образование синапсов,меняется пространственная организация межнейронных взаимодействий. Крометого, некоторые свойства нейронов, определяющие их функциональныеособенности после рождения (например, наличие тех или иных рецепторов),также могут необратимо программироваться в эмбриогенезе. Установлено также, что некоторые вещества (алкоголь, наркотики, никотин)действуя на нейроны в эмбриональном периоде, приводят к формированию в этихклетках стойкий изменений, сохраняющихся и после рождения. Кроме тогопоказано, что патологические агенты, действующие на головной мозг эмбриона,влияют не только на нейроны, но вызывают также стойкие изменения и вовспомогательных клетках – глиоцитах, а также в кровеносных сосудах.Наиболее тяжелые и грубые изменения головного мозга человека возникают придействии различных повреждающих агентов на 3-4 неделях эмбриогенеза.Значимость поражения мозга в эмбриогенезе усиливается в связи с тем, чтоего развитие идет особенно интенсивно именно в данный период онтогенеза.Отражением этого является высокая относительная масса органа у эмбрионов иноворожденных. Так, у новорожденных детей масса мозга составляет около 10%от массы тела, у взрослого – менее 2%. Необходимо отметить, что в эмбриональном периоде головной мозг не толькоготовится к функционированию после рождения, но и участвует в регуляцииразвития эндокринных желез, реагирует на тактильные, звуковые, вкусовыераздражители, в это время им осуществляется формирование рефлекторныхреакций. Высокий динамизм развития мозга присущ и ранним этапам постэмбриональногопериода онтогенеза. Если его масса у новорожденных детей около 350-380грамм, то к 12 месяцам она приближается к 1 кг, а к 5-7 годам – квеличинам, характерным для взрослого, которые составляют в среднем 1375 г умужчин, 1275 г у женщин. Эти данные иллюстрируют значимость и масштаб процессов, проходящих вуказанные периоды онтогенеза, в определении состояния головного мозга впоследующем. Они делают понятными возможные последствия действия различныхпатогенных факторов в эмбриональном периоде и на ранних этапахпостэмбрионального развития на функционировании головного мозга в течениеследующих периодов жизни. Их крайним выражением могут быть дефекты развитияоргана, несовместимые с жизнью или ведущие к резкому снижениюинтеллектуальных способностей и инвалидности. Несравненно чаще встречаютсятак называемые минимальные мозговые дисфункции, наблюдаемые в последующем у10-20% детей и являющиеся одной из причин асоциального поведения, а такжепсихических расстройств. Изучение факторов, вызывающих подобныепоследствия, привело к представлению о «поведенческих тератогенах»(тератогены – агенты, вызывающие уродства). В настоящее время считаетсяустановленным, что многие случаи психических расстройств, асоциальногоповедения, снижения интеллектуальных способностей обусловлены дефектамиразвития головного мозга до рождения. НЕКОТОРЫЕ КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА. Оценка состояния головного мозга прижизненно может осуществляться припомощи наборов различных тестов, характеризующих интеллект, особенностипсихики, способность к обучению, память; по виду энцефалограмм,биоэлектрической активности нейронов. После смерти человека илиэкспериментальных животных исследуют особенности химического состава органаи различных его отделов, изучают макро- и микроскопические особенности егостроения. Однако, не смотря на широкий спектр методов, соотношенияфункциональных свойств мозга с его морфологическими и биохимическимихарактеристиками часто не дают окончательно точной картины. Так, в частности, дело обстоит с таким показателем, как масса. У человекаабсолютная масса головного мозга меньше, чем у слона, кита, хотяотносительная значительно выше, чем у этих животных. По данным И.Н.Боголеповой, масса мозга выдающихся людей, представителей различныхинтеллектуальных профессий, варьировала от 1135 до 1700 г. В связи с этимавтор не считает указанный показатель определяющим уровень интеллекта. Этаточка зрения достаточно распространена и она имеет серьезные обоснования.Так, в общей массе мозга находится масса многих типов взаимодействующихнейронов, глиоцитов (их число во много раз больше числа нейронов) инекоторых других клеток, причем каждая их разновидность обладаетспецифическими функциями. Поэтому всегда возникает вопрос, различиями массы(и количества) каких клеток обусловлены различия массы всего органа. Приолигофрении (врожденном слабоумии) часто отмечается значительное снижениемассы мозга. У разных линий крыс имеются различия, не определяемые разницеймассы тела, при этом животные с большей массой мозга обладают лучшимиспособностями к обучению. Посредством селекции мышей на сублинии с«большим» и «малым» мозгом установлено, что у первых суммарная масса корымозга больше, имеются отличия ее микроскопической организации, мыши быстреедостигают критерия обученности и успешнее обучаются в дальнейшем.Изложенное выше определяет набор критериев, часто используемых для сужденияо развитии головного мозга, в том числе и в ранние периоды онтогенеза. ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЫРАЖЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВРАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА. Факторы, приводящие к уменьшенной массе тела, вызывают и уменьшение массыголовного мозга. Указанная закономерность, то есть положительнаякорреляционная связь массы тела и мозга новорожденных, проявляется как учеловека, так и у экспериментальных животных. Маловесность при рождении –явление нередкое, особенно в странах с низким уровнем жизни. Но и развитыестраны не избавлены от этого. Дети, родившиеся с очень низкой массой тела (1500 г и менее) впоследующем часто отстают не только в физическом, но и в интеллектуальномразвитии. Этим подтверждается важный факт, свидетельствующий о том, чтоуменьшенная масса мозга у таких детей отражает не только его недостаточноеразвитие к моменту рождения, но нередко также и сниженную возможность кразвитию в дальнейшем. Частыми причинами низкой массы тела при рождении являются качественная иколичественная неполноценность питания матери во время беременности,многоплодная беременность, различные болезни матери, нарушающие развитиеплаценты, снижающие ее транспортные функции. Во всех ситуациях плодиспытывает дефецит питательных средств, который может снижатьинтенсивность синтетических процессов в нейронах, скорость роста ихотростков. Роль уменьшенного поступления питательных веществ в уменьшениимассы тела и мозга плода ярко проявляется при изучении новорожденностимногоплодных животных: в пометах крыс, состоящих из 12-15 особей, массатела и мозга обычно существенно ниже, чем в пометах, содержащих 4-5 крысят.К снижению массы тела плода могут вести также воздействия радиации,алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, вирусов и бактерий. Этиагенты могут приводить к поражению плаценты, уменьшать ее способностьдоставки необходимых компонентов от матери к плоду и удаления шлаковыхпродуктов последнего, то есть эффект их воздействия также можетреализовываться через уменьшение количества поступающих питательныхвеществ. Кроме того, перечисленные факторы обладают способностью и прямоповреждать клетки мозга. Уменьшение массы мозга при уменьшении массы теламожет происходить и в связи с тем, что ткани, иннервируемые определенныминейронами (то есть их ткани-мишени), вырабатывают вещества (факторы роста),предотвращающие гибель данных нейронов и стимулирующие рост их отростков вэмбриональном периоде онтогенеза. Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие, что уменьшениетканей-мишеней является фактором, приводящим к уменьшению количества такихвеществ и как следствие – к усиленной гибели соответствующих нейронов.Можно предполагать, что аналогичные процессы являются одним из механизмов,имеющихся у маловесных новорожденных и приводящих к снижению массы мозга иего «малонейронности». Подтверждают возможность такого механизма и факты,полученные при обследовании новорожденных детей с патологическимиизменениями головного мозга: у них нередко выявляются высокие концентрацииантител к факторам роста мозга, что нарушает их воздействие на формированиеоргана. Кроме того, необходимо учитывать, что беременность, завершающаясярождением маловесных плодов, как правило, сопровождается отклонениями отнормы уровня различных гормонов и их соотношения у матери, изменениямистроения и функций эндокринных желез плода, что также оказывает воздействиена рост и развитие мозга. ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ГОРМОНОВ. Гормоны, циркулирующие в крови плода, синтезируются плацентой,эндокринными железами матери и его собственными железами. У эмбрионачеловека они обнаруживают способность к секреции уже с 6-8 недели. Развитиеи функционирование разных желез уже в эмбриогенезе в большей или меньшейстепени регулируются нейросекреторными клетками одного из отделов мозга –гипоталамуса. Известно, что гормональные воздействия могут оказыватьпрограммирующие, необратимо изменяющие фенотип и функциональную активностьклеток и регуляторное, обратимо изменяющее клеточные функции. Измененияконцентрации гормонов в крови матери могут разными путями влиять на мозгплода. Во-первых, часть гормонов, в частности стероидные, продуцируемыекорой надпочечников, яичниками, проходит через плаценту в кровь плода, гдеони могут прямо воздействовать на нейробласты,, нейроны и другие клеткимозга. Во-вторых, гормоны гипофиза, яичников и других желез матери влияютна развитие плаценты, состояние которой в свою очередь, определяетэффективность транспорта различных компонентов от матери к плоду и вобратном направлении. Кроме того, изменения эндокринных функций плаценты,вырабатывающей большое число различных гормонов, поступающих как к матери,так и к плоду, также могут оказать воздействие на формирование мозга. Имеются данные, свидетельствующие о том, что изменения содержаниягормонов в крови матери и плода могут влиять на развитие его мозга иопосредованно, в частности воздействуя на концентрацию в крови таких важныхдля этого процесса веществ, как глюкоза, аминокислоты, разные классылипидов и т.д. Установлено также, что состояние эндокринных желез матери отражается насостоянии их у плода. Так при снижении функции надпочечников у матери,надпочечники плода, стремясь компенсировать дефицит соответствующихгормонов, находятся в состоянии гиперфункции. Особый интерес представляеттот факт, что показатели высшей нервной деятельности у животных, сизмененными вследствие указанных причин эндокринными железами также нередкоотличны от имеющихся у контрольных животных. Многие болезни, осложняющие течение беременности, включают в себя какодин из компонентов различные отклонения концентрации в крови многихгормонов, в частности секретируемых гипофизом, яичниками, надпочечниками,плацентой. К отклонениям эндокринного статуса матери и плода нередкоприводят различные стрессовые воздействия, введение лекарственныхпрепаратов, иногда гормональных. Дефицит йода в пищевых продуктах и воде может привести к снижению функциищитовидной железы. Значительное уменьшение концентрации ее гормонов в кровиплода и ребенка в первые месяцы жизни приводит к нарушениям созреваниянейронов и нейроглиоцитов в разных отделах головного мозга, его коре и втяжелых случаях ведет к кретинизму, то есть резкому нарушению физического иумственного развития. Таким образом, существует много факторов, которые какв норме так и при патологии способны менять концентрацию гормонов в кровибеременной, плода, что может влиять на развитие его головного мозга. Отражением роли генетического компонента в определении свойств головногомозга служат половые различия этого органа. У млекопитающих, включаячеловека, у представителей мужского пола большая масса мозга. Динамика егороста имеет половые различия: мозг у особей женского пола растет болеебыстрыми темпами, но продолжительность роста меньше, чем у особей мужскогопола. В то же время формирование морфологических и функциональных различиймозга, определяемых половой принадлежностью, зависит от гормонов. Этоположение нашло яркие подтверждения при изучении половой дифференцировкиголовного мозга. Во многих отделах головного мозга у особей разного полавозникает значительное число морфологических и функциональных различий. Причем имеющаяся информация может объяснять причины и механизмы нарушенийполовой дифференцировки мозга и позволяет разработать меры профилактики. Глюкокортикоидные гормоны вырабатываются корковым веществомнадпочечников, являются регуляторами многих метаболических процессов, онинеобходимы для адаптации к самым разным стрессовым ситуациям, при которыхих продукция значительно возрастает. По результатам исследований, этигормоны могут существенно влиять на важные параметры, характеризующиесостояние мозга. Стрессовые воздействия в эмбриогенезе, увеличиваявыработку глюкокортикоидов, программируют развитие особенностей реакциигипоталамо-гипофизарно-надпочечной системы в последующие периодыонтогенеза: повышенный уровень базальной секреции и сниженный ответ настресс. Механизмы этих программирующих эффектов глюкокортикоидов связываютс действием на гены, регулирующие синтез рецепторов к этим гормонам внейронах, а также на концентрацию некоторых медиаторов, в частностинорадреналина, дофамина, ацетилхолина в разных отделах мозга. Таким образом, действие в эмбриональном и раннем постэмбриональномпериодах стресса или гормонов, продукция которых при стрессе возрастает,оказывает долгосрочное влияние на показатели, определяющие межнейрональныевзаимоотношения, меняет концентрацию веществ, участвующих в регуляцииповедения, реакции на стрессовые воздействия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Развитие головного мозга происходит о не пропорционально развитиюскелета. С самых ранних недель в плоде уже присутствует мозговое вещество.В три с половиной недели уже можно различить три составные части мозга, а впериоде трех до пяти месяцев развиваются основные церебральные функции. Замесяц до рождения головной мозг ребенка уже вполне развит. К девятимесячному возрасту головной мозг сформирован примерно надевяносто процентов. Специалисты считают, что развившаяся мозговая ткань дается человеку навсю оставшуюся жизнь. Клетки головного мозга, а также способностьпродуцировать нейротрансмиттеры, т.e. весь потенциал развития мозга,формируется к девяти месяцам. Если рост и развитие мозга соответствуютгенетическим и инстинктивным программам, то закладывается хорошая основадля дальнейшего развития. Если основа либо изначально не очень хороша(интеллектуальный уровень ниже оптимального), либо повреждена (например, врезультате травмы), либо недостаточно развивается в процессе роста, то вбудущем мы не можем ожидать хороших результатов. Это не значит, чтоневозможно помочь ребенку, у которого к девяти месяцам не полностьюсформировалась мозговая ткань. Но тем не менее, чем качественнее заложенаоснова, тем большим потенциалом обладает ребенок. Если головной мозг травмирован, то, скорее всего, последствия этой травмыбудут сказываться всю жизнь. Генетическая компонента как фактор, определяющий свойства головногомозга, является точно установленным научным фактом. В то же времяреализация генетической программы осуществляется во взаимодействии сосредовыми факторами. Факторы, вызывающие тяжелые повреждения головного мозга, хорошо известныврачам-акушерам и неонатологам, которые занимаются профилактикой нарушенийразвития мозга и лечением имеющихся дефектов. Гораздо меньше информации офакторах, оказывающих то или иное влияние на формирующийся мозг, но неведущих к грубым патологиям, хотя и меняющих его свойства, что проявляетсяв разные возрастные периоды, в том числе и у взрослых. Доказательства этогоприведены в большом количестве научных работ.Список использованной литературы: 1. Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред. Б.В. Петровский. – М.: «Советская энциклопедия», 1987. 2. Б.Я.Рыжавский, ст. Развитие головного мозга в ранние периоды онтогенеза: последствия некоторых воздействий. Соровский образовательный журнал. Т.6, №1, 2003 год. 3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: УМК «Психология», 2002. Конец формы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Нейропсихологический подход...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconМосковский городской психолого-педагогический университет. Факультет...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права ребенка московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Права человека московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Московское метро московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура майя московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Глобализация Московский...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Музей-заповедник Коломенское...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга Московский Городской Педагогический Университет Факультет психологии реферат по курсу «Нейропсихология» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура речи московский...
Жестикуляция 19 Жесты, жесты, жесты 19 Ритмические жесты 20 Эмоциональные жесты 20 Указательные жесты 21 Изобразительные жесты 21...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<