Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 356.67 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации19.12.2013
Размер356.67 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Биология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

Содержание:Введение...................................................................................................................2Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессиии агрессивности......................................................................................3 Определение понятия................................................................... ......................3 Причины агрессивности............................................................. .......................4 Социальные условия, способствующие закреплениюагрессии..................19 Подросток всемье........................................................................................19 Подросток в группесверстников...............................................................24 Биологический фактор провоцирования агрессии. Роль половогосозревания..............................................................................................................27Практическая часть.1.Метод исследования.2.Организация исследования.3. Результаты исследования.4. Второй этап исследования.5.Общие выводы.Заключение.Приложение.Список литературы. Введение В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемсяс ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является ростчисла несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся васоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественногопорядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное ивызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах сталипроявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность средимолодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подросткиучаствуют в военизированных формированиях политических организацийэкстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией исутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжкихпреступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактовагрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всейсоциальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населенияпо имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности.На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностныеконфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей странеи за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю непришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решениябыть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспектыпроблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ееусвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии,индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способыпредотвращения агрессии. В теоретической части мы рассмотрели основные подходы кпониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления ивозможные факторы ее провоцирования. В практической части - три этапапланируемого лонгитюдного исследование школьников общеобразовательнойшколы. Объект исследования – агрессия и агрессивность. Предмет – агрессия как личностное образование в старшемподростковом и раннем юношеском возрасте. Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образованияв старшем подрастковом возрасте и раннем юношеской возрасте. Гипотеза- на протяжении старшего подросткового возрастаагрессивность выступает как относительно устойчивое личностноеобразование. Задачи данной дипломной работы заключаются в следующем: 1. теоретический анализ литературы по проблеме; 2. эмпирическое исследование агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов; 3. выявление гендерных различий; Теоретическая часть. Теоретический анализ литературы по проблемеагрессии и агрессивности. 1.Определение понятия В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь,вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С.18.) Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение дляобозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессорывсегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубойсилы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Впонятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам актыповедения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма иубийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственногоповедения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость","озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояниевраждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние,всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивностьсочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях,однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность безвраждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств непитают. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многиеавторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большиегруппы: 1. Представление об агрессии как мотивированных действиях,нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом планеразличаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальнаяагрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно,но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотивсуществует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеютосознанный мотив – причинение вреда или ущерба. Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов. Он считает,что антиповедение – свойство агрессивной личности индивида полностьюпринадлежит мотивационной структуре, личностному уровню. Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии являетсятревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствиенарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожностьсоздает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженнуюсамооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтнойситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышаетинтенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида. 2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческаясоставляющая). Например: Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия- этолюбая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вредадругому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами: - агрессия обязательно подразумевает преднамеренное,целенаправленное причинение вреда жертве; -в качестве агрессии может рассматриваться только такоеповедение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живыморганизмам; -жертва должна обладать мотивацией избежания подобногообращения с собой; Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г.Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социальногоповедения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, ноповедение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют местогубительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения. Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- этоповедение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесениефизического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность –относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности кагрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведениедругого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуруличности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. В данной дипломной работе под агрессией мы подразумеваемличностную черту, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов. 2. Причины агрессивного поведения и агрессивности Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяетсязначительное внимание во всех основных психологических направлениях. В отечественной психологии агрессивный подросток рассматриваетсякак, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности онприобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательнойработе, сложностей в окружающей его среде. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека являетсяподростковый возраст. В этот период не только происходит кореннаяперестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новыеобразования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковыйпериод онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпуклопереплетаются противоречивые тенденции развития. В отечественной психологии показано, что человек не рождаетсяэгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким.Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социальнополезные, так и социально вредные черты (Макаренко А.С.). Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, довериявзрослых. Он стремится играть определенную роль не только средисверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция,препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и долженслушаться. В результате между взрослыми и подростками растетпсихологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивнымформам поведения. Агрессивность в личностных характеристиках подростковформируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и всоответствующем поведении. Если говорить о более глубинных причинах такого поведения, томожно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферыи кризисе личности (Ю.М. Можгинский). Не путать личностный кризисличностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненногоотношения к восприятию собственного "Я" окружающими людьми, одиночества иоторванности о мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущениеутраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуетсянегрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинныхколебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях,мягкостью сомато-вегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивноеповедение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и ненарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствиемлишь количественного недостатка высших социально – психологических свойствличности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений всистеме ценностных ориентаций. Зарубежные подходы к изучению агрессии Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение,имеющее отношение к агрессии, - это положение, согласно которомуагрессивное поведение по своей природе инстинктивное. Согласно этомуподходу, агрессия возникает потому, что люди генетически«запрограммированы» на подобные действия. Эту точку зрения разделяли ученыепсихоаналитического и этологического подходов. Основоположником психоаналитического подхода является З.Фрейд.Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объектнаучного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитическойтрактовке выступает Танатос – инстинктивное влечение к смерти и разрушению.Эта концепция сложилась в поздних работах Фрейда, а первоначально онпридерживался иных взглядов. В своих ранних работах он утверждал, что всечеловеческое проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которогонаправлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этомконтексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокированиелибидонозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не трактоваласьФрейдом как неотъемлемая часть жизни. Первым исследователем психоаналитической школы, заговорившим обизначальной природе человеческой деструктивности, была С.Шпильрейн. Её идеязаключалась в следующем: чтобы создать новое, надо разрушить то, что емупредшествовало, то есть во всяком акте созидания содержится процессразрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит в себе два равныхкомпонента – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Для любви и творчествавлечение к смерти и разрушению не является чем-то внешним. Напротив,влечение к смерти является неотторжимой сущностью влечения к жизни. По Фрейду, Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатосанаправлена на разрушение и прекращение жизни. Все человеческое поведениеявляется результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом имежду ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта междусохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы служат цели направлятьэнергию Танатоса вовне, в направлении от Я. Таким образом, Танатос косвенноспособствует тому, что агрессия выводиться наружу и направляется на других. Получается, что агрессивное поведение – не только врожденное,берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но так же инеизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, этовскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность,что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызватьразрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность болееопасных действий. Вывод заключается в следующем: агрессивность какнеотъемлемая характеристика человека требует усмирения. Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качествомсознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живойматерии Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремлениек превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными тольков контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознаниепорождает различные формы агрессивного поведения – от открытого досимволичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретаетсимволические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякаяответная реакция является естественной сознательной или бессознательнойреакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущатьсебя субъектом, а не объектом. В русле психоаналитического подхода причиной возникновенияагрессивного поведения занимался и Д.Доллард. он разработал фрустрационно-агрессивную теорию. Эта теория возникла в противовес концепциям инстинкта:здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а неэволюционный процесс. Агрессия – это не автоматически возникающее ворганизме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолетьпрепятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствияи эмоционального равновесия. Агрессия всегда есть следствие фрустрации, афрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессия рассматривается какпопытка навредить другому своим действием. При чем степень фрустрациизависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительностипрепятствия и количества целенаправленных действия. Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемыхнеразрывно, теория оперирует также ключевыми понятиями торможения изамещения. Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение любого акта агрессиипрямопропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможениепрямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией,которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновникэтого торможения. Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях,направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источникафрустрации. Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессииявляется эффект катарсиса. Катарсис – это процесс освобождения возбужденияили накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Сутьэтой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражениевраждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чегодостигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии. Но было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию,но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонникифрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили своюпозицию. Представителем такой модифицированной формы теории обуславливанияагрессии фрустрацией является Л.Берковиц. Агрессия, по его мнению, -функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоеннымиреакциями. Он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания,возникающие в результате фрустрации, - гнев, как эмоциональную реакцию нафрустрирующий раздражитель. Берковиц признавал также, что агрессия невсегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенныхусловиях может подавляться. В концептуальную схему «фрустрация-агрессия»Берковиц ввел три существенных поправки: 1. фрустрация не обязательно реализуется в агрессиных действиях, но она стимулирует готовность к ним; 2. даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; 3. выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессиных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям. В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личностьреагирует целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играетведущую роль. Противоположную позицию по пониманию агрессии занимает Э.Фромм, представитель неофрейдизма. Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности»показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных,палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке отрождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности. [c.147] Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследования проблемыотношений между функцией мозга и поведением индивида. Ряд исследователей,таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо [c. 284],утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разнымиучастками мозга. Так, например, экспериментально установлено, что,стимулируя определенные участки мозга, можно усилить аффект гнева (исоответствующую модель поведения), а можно и затормозить. Например,активизация зависит от промежуточного мозга, латерального гипоталамуса,центрального серого вещества. Подобные исследования демонстрируют тот факт,что в одних зонах реакция активизируется, а в других сдерживается.Вследствие дуальной (биполярной) организации полушарий мозга возникает идвойственность рефлекса агрессии. Важен вопрос, какие факторы нарушаютравновесие и провоцируют открытую ярость и соответствующее разрушительное(агрессивное) поведение. Эксперименты показывают, что нарушения подобногорода могут произойти, с одной стороны, от электрического раздражителя, а сдругой стороны - наступить вследствие выведения из строя тормозящихцентров. Такие исследователи, как Марк и Эрвин, обращают внимание на то,что нарушения равновесия могут быть вызваны еще и разного рода мозговымизаболеваниями. Э. Фромм отмечает, что данные антропологической науки показали, чтоинстинктивистская интерпретация человеческой разрушительности невыдерживает критики. По его мнению, жестокость и деструктивность вбольшинстве обществ остается на таком низком уровне, что их объяснение спомощью «врожденных страстей» не убедительно. Так, факты свидетельствуют,что менее цивилизованные общества (охотники, собиратели и ранниеземледельцы) проявляют меньшую агрессивность, чем более развитыецивилизации. [с .248] Важно, по мнению Э. Фромма, исследовать социальные условия, нарушающиеравновесие рефлекса. Э. Фромм анализирует различные типы агрессии и деструктивности, атакже их предпосылки. Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют(или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживомуобъекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьмаразнообразные типы реакций и импульсов; поэтому Э. Фромм выделяет, строгоразличает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержаниюжизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной ссохранением жизни- Во-первых, он развивает идею «доброкачественной агрессии».Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальныминтересам индивида; она заложена в филогенезе. Она свойственна и животным,и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер,возникает спонтанно какреакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо еепричины. Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть,другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой отнападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессииспецифичен только человеку. Эта агрессия приносит биологический вред исоциальное разрушение. Главные ее проявления - убийство и жестокиеистязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия.Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. Воснове злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а некийчеловеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существованиячеловека. Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие терминыкак «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение»,«оборонительная агрессия». Под понятием «псевдоагрессия», Э. Фромм понимает те действия, врезультате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовализлые намерения. Яркий пример псевдоагрессии -случайное ранение человека. Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкостьи быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никакихотрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Например, фехтование, стрельбаиз лука являются формами проявления игровой агрессии. Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять ксамоутверждению. Концепция агрессии как самоутверждения находитподтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов иагрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужскиегормоны нередко вызывают агрессивность. Анатомические и физиологическиеособенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжениюбез промедления и без страха. Связь между агрессивностью самоутверждения имужскими гормонами настраивает на мысль, что мужчины в большей мере, чемженщины, обладают высоким уровнем наступательной активности, необходимойдля самореализации личности, в то время как женщины обладают такими чертамикак склонность к защите слабого и уходу за другими. Касательно агрессиисамоутверждения имеется еще один интересный факт: установлено, что тот, ктобеспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целомведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует этокачество целеустремленной наступательности. Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости идеструктивности человека следует искать не в унаследованном от животногоразрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека отего животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить,насколько специфические условия существования человека ответственны завозникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависитхарактер и интенсивность удовольствия от этого. В этом смысле понять феномен агрессии можно лишь учитываясоциальный фактор развития. К.Лоренц, представитель этологического подхода, считает, чтоагрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы завыживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ.Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции,в пользу чего свидетельствует три его важные функции. Во-первых, борьбарассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, итем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевыхресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд виды засчет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные иэнергичные. В-третьих, сильные животные лучше защищаются и обеспечиваютвыживание своего потомства. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организмеспонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь стечением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий являетсясовместной функцией: 1. количества накопленной агрессивной энергии; 2. силы особых, облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Другими словами, чем больше количества агрессивной энергииимеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобыагрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнегоагрессивного проявления прошло достаточно времени, подобное поведение можетразвернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула. В теории социального научения, ее автором является А.Бандура,агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализациипосредством наблюдения соответствующего способа действий при социальномподкреплении. Образец поведения рассматривается как средство межличностноговоздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влиянияпервичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детейагрессивному поведению. Драйв – это сильный стимул, который побуждает организм кдействию. При рождении побуждается к действию относительно узких кругомвозбудителей – первичных или врожденных драйвов. Такие возбудители связаныс основными физиологическими процессами, и уменьшение силы возбуждениясущественно для выживания организма. Таким образом, освобождение отдистресса на ранних этапах жизни ребенка зависит от действия окружающих еговзрослых; именно эта связь других людей, особенно матери, со снижением силыпервичного драйва и составляет основу процесса социализации. Дети научаются путем наблюдения за поведением других людей иподражанием своим родителям. Этот процесс называется моделированием.Позднее процесс моделирования переходит в процесс социализации, в ходекоторого формируются привычные модели реакций. Растущие дети подражаютразличным примерам, взятым из их социального окружения. Он выделил 3наиболее важных момента, которые нужно учитывать при изучении агрессии: 1. способ усвоения подобных действий 2. факторы, провоцирующие их проявление 3. условия, при которых они закрепляются А.Бандура также вводит понятия замещения подкрепления исамоподкрепления. Замещение подкрепления - положительные или отрицательныепоследствия чужих поступков, наблюдаемые индивидом. Вероятностьагрессивного поведения возрастает, если он наблюдал, как другие люди быливознаграждены за подобное поведение. Самоподкрепляющий эффект влияет наповедение индивида как внешнее подкрепление. После того как желательнаямодель реакции приобретает отрицательную оценку, роль самоподкрепленияначинает играть приятые ощущения, испытываемые подростком. Остановимся подробнее на работе А.Бандуры и Р.Уолтерса, котораяполностью посвящена подростковой агрессии. Основная концепция данной книги: процесс социализации состоит вразвитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивидживет. Научение таким навыкам или ассоциациям требует наличие какого-нибудьмотивационного процесса (драйв) и вознаграждения. Из-за часто повторяющейся связи с освобождением от физическогодискомфорта такие воздействия окружающей среды, как поведение матери прикормлении грудью приобретают ценность вторичного вознаграждения. К томувремени, когда ребенок повзрослеет настолько, что сможет восприниматьактивное социальное обучение, мать, проявляя свою привязанность к нему,сможет усилить воздействие на те реакции ребенка, которые она бы хотеларазвить. Социализация значительно облегчается, если применяется системапоощрений, наград в процессе обучения. Награды, связанные с редуцированиемпервичных драйвов, нельзя задерживать на длительное время, если ребенок нестрадает серьезными физическими недостатками, но вторичными наградами можнопользоваться в процессе обучения свободно и эффективно. Тревожность может вызвать значительную часть мотивационныхсвойств всех вторичных мотивов. Роль, которую играет тревожность в созданиимотивационной составляющей, огромна. И если тревожность связанна с угрозойфизической боли и лишением вознаграждения, то у родителей есть многодополнительных средств для воспитания ребенка и контроля за егоповедением[1]. Процесс научения. Воспитание родителей состоит из поощрениясоциально приемлемых способов поведения, осуждение нежелательных привычек. Искоренение социально неадекватного поведения можетосуществляться двумя путями: 1. такие поведенческие акты надо оставлять без подкрепления, без награды; 2. такие поведенческие акты надо активно наказывать; Если родители не обращают внимание на социально неадекватноеповедение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаютсядругие поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающиесяповеденческие акты постепенно «отмирают» или угасают. Активное наказание так же может привести к «исчезновению» социальнонеадекватного поведения. Но его действие намного сложнее. Если ребенкапостоянно наказывают за социально неадекватное поведение, то импульс длятаких поведенческих актов ввиду его связи с наказанием будет стимулом длятревожности. А тревожность затем мотивирует конкурирующие реакции,которые, если они достаточно сильны, препятствуют или тормозят социальнонеадекватное поведение. Но заторможенные реакции могут не потерять своюсилу и проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Наказание можетпомешать угасанию привычки: если привычка полностью заторможена, она неможет реализовать и, таки образом, не может получить подкрепление. Наказание может помешать научению таким формам поведения,которые в какое-то время запрещаются под страхом наказания, но разрешаютсяв более поздние периоды жизни. Таким образом, сочетание наказания и подкрепления можетоблегчить научение некоторым формам поведения. Генерализация и дискриминация. В первые годы жизни формыповедения генерализуются очень легко. Значительное место в научении ребенкаиграет все возрастающая способность различать те или иные нормы поведения. Научение различению достигается при одновременном действииподкрепления и наказания. Этот процесс значительно облегчается приприменении вербальных сигналов. Ребенок, научившись соответствующимреакциям на вербальные сигналы, может выгодно использовать опыт других, непроходя длительного научения методом проб и ошибок. Социализация начинается задолго до того, как ребенок овладеетречью. В течение первых месяцев жизни ребенка родители часто вынужденыприбегать к ограничительным мерам или наказания, чтобы ребенок не причинилсебе вреда. Можно считать, что с этой доречевой стадии легко могутвозникнуть конфликтная ситуация. Могут возникнуть две подобные ситуации. Попричинам, которые ребенок не может понять, его в одном случае наказывают,а в другой – поощряют. В любой новой ситуации возникнут конкурирующиереакции. Одна из которых будет заставлять ребенка приближаться к цели, авторая – избегать этого. Такие невербальные конфликты способны вызвать вбудущем много проблем. Условия для развития агрессии. Для того чтобы процесссоциализации был эффективен, необходимо соблюдение минимальных условий.Первое условие состоит в развитии мотивации зависимости, посредствомкоторой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих.Это вторичное подкрепление может обуславливать приспособление ребенка ктребованиям и запретам, как со стороны родителей, так и со стороныобщества. Установление зависимости хотя и является необходимым условиемсоциализации, но не является достаточным. Необходимо так же «давление»социализации в форме требований и ограничений. Недостатки социализации не всегда проявляются в деструктивныхформах поведения. Представляется, что существенным условием развитияасоциальной агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствииродительской любви и при постоянном применении наказания со стороны либоодного, либо обоих родителей. Если оба родителя постоянно наказываютребенка, его социализация может совсем не осуществиться. Другим условием, которое может быть причиной неудачи ссоциализацией, а также вызвать враждебность и чувство обиды, являетсянесогласованность в требованиях к ребенку со стороны родителей. В своей работе Бандура рассматривал агрессию в ряде параметров: Зависимость. Фрустрация детской потребности в зависимости,происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы ипривязанности со стороны родителей приводит к чувству агрессивности. Эторазрушение зависимости имеет значение для процесса социализации. Если уребенка нет тесной зависимости от своих родителей, у него немного будетвозможностей подражать им и воспринимать формы поведения. Тревожность при зависимости как реакция на неприятие инаказание. Подросток с асоциальной агрессией не способен формировать иподдерживать эмоциональные отношения со сверстниками. Они склонны кэмоциональной замкнутости или безразличию. При рождении ребенок слаб и не в состоянии сам удовлетворитьосновные потребности - для этого ему необходим взрослый. Поэтому почти увсех детей до некоторой степени развивается мотивация зависимости. Еслиатмосфера любви при воспитании малыша отсутствовала, его стремление кзависимости развивается слабо. Агрессивность как реакция на фрустрацию зависимости. Фрустрация,которая создается при пренебрежительном и негативном отношении к ребенку,часто рождает страх и агрессивность. Агрессивность, в данном случае,приносит ему временное облегчение и в то же время может заставитьокружающих обратить на него внимание. Развитие агрессивности. Агрессивность по своей сути полностьюинструментальна, это средство получения желаемого или избавления отнеприятного. Агрессивность может быть наученной реакцией на условиянапряжения и может возникать даже тогда, когда напряженная ситуация в зонеагрессии не порождает конфликта. По мере того как проходит процесс социализации, ребенокнаучается замещать физические формы агрессивности легче переносимымивербальными. Этот процесс, в котором заменяет более тяжело переносимуюформу, представляет собой реакцию переноса. Агрессивные импульсы, первоначально направленные противродителей, которые вынуждены создавать фрустрирующие ситуации в процессевоспитания и контроля ребенка, должны направляться на других людей и дажена неодушевленные объекты. Это вторая форма переноса, при которойагрессивный акт переносится с вызвавшего этот акт объекта на другой объект,называется объектным переносом. Процесс социализации агрессивности включает воспитание у ребенкаспособности реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом. В результате исследований было выяснено, чтонепоследовательность родителей агрессивных мальчиков в управленииагрессивным поведением своих сыновей, является важным фактором, которыйспособствует развитию асоциальных ориентации у мальчиков. Ограничения, требования и дисциплинарные методы. В младенчествеи раннем детстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почтиничего не требуется. По мере того, как он овладевает моторикой и все большестановится способен управлять своим поведением, его родители начинаютограничивать и направлять его активность. Определенные ограничениянеобходимы, чтобы обеспечить его безопасность. В целом ограничения предъявляются детям с целью не допуститьнежелательного поведения. Родительские требования призваны способствоватьповедению, которое они считают социально значимым. Ограничения нужны, чтобысдерживать нежелательное спонтанное поведение, которое иначе могло бы иметьместо; требования нужны, чтобы сформировать желаемое поведение, котороеиначе не возникнет, и способствовать развитию вторичной социальноймотивации. Дисциплинарные меры являются действиями, которые должныобеспечивать выполнение требований и ограничений. Некоторые нацелены наусиление желательного поведения, другие обеспечивают контроль в ситуациинеподчинения. Если требования в направлении социализации предъявляются емув тот период, когда родительское внимание и одобрение исключительно важныдля ребенка, у него будет сильная мотивация делать то, что от него ожидаютродители, чтобы чувствовать себя уверенно в зависимой роли. Чем раньшеоказывается воздействие, тем сильнее это отражается на развитии совести и,соответственно, на развитии вины. Идентификация и интериоризация контроля. Для успешнойсоциализации необходимо постепенное замещение внешних санкций и требованийвнутренними контролем и управлением. При отсутствии самоконтроля иинтериоризированной системы ценностей индивидуальное поведение, подобнофлюгеру, становится слишком подверженным внешним влияниям, и, если при этомжелании индивидуума вступают в конфликт с требованиями и ограничениямиобщества, необходимо застраховаться от возможности того, что он полностьюне считается с правами и желаниями других. Агрессивные мальчики показали значительно меньшую идентификациюсо своими отцами, чем мальчики из контрольной группы. Также агрессивныемальчики практически не чувствуют вины за допущенное нарушение. Длямальчиков из контрольной группы избегание вины было сильным мотивирующимфактором, удерживающим их поведение в рамках социально приемлемого,поведение же агрессивных мальчиков управляется, в основном, страхом передвнешним наказанием. Развитие совести рассматривалось как постепенное замещениеконтроля, основанного целиком на страхе перед последствиями,интериоризированной системой ценностей, которая должна предупреждатьнарушения социальных норм, даже если нет опасности разоблачения. Вышеприведенные данные представлены в сводной таблице(А.Бандура):| |Агрессивные мальчики |Мальчики из контрольной || | |группы ||ЗАВИСИМОСТЬ |В детстве эти дети |В детстве они получали || |получали достаточно |много эмоционального || |эмоционального тепла, |тепла, внимания со || |чтобы у них сформировался|стороны обоих родителей.|| |мотив зависимости. Но в |Чем старше становились || |дальнейшем за проявление |мальчики, тем больше || |зависимости их |совместной деятельности || |наказывали. Отцы |у них было с отцами. || |отвергали своих сыновей. |Если у подростка || |Матери относились к ним с|возникала проблема, и он|| |большей теплотой, чем |обращался за помощью к || |отцы, но и в этом были |родителям, то он получал|| |непоследовательны. Если |совет и поддержку. В || |ребенок обращался к ним |итоге у него была || |за помощью, то он не |сформирована в нужной || |только не получал ее, но |степени зависимость. || |и был наказан. Вследствие| || |этого у подростка не была| || |сформирована зависимость.| || |Более того, он всячески | || |избегал ситуации, которые| || |могли бы привести к | || |зависимости. | || РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ |Отцы и матери наказывали |Агрессию проявляли в || |своих детей за |редких случаях. || |агрессивное поведение |Родителями этих || |(тем самым, подавая |подростков никогда не || |пример агрессивного |поощряли агрессию своих || |поведения), особенно если|сыновей. При агрессивном|| |оно было направленно |поведении они || |против взрослых. Но в |руководствовались || |некоторых случаях они |чувством вины. || |поощряли агрессию своих | || |сыновей, когда это | || |касалось защиты своих | || |интересов. | || |Подростки | || |руководствовались страхом| || |наказания за агрессивное | || |поведение, а не чувством | || |вины. | ||ОГРАНИЧЕНИЯ, |Сильно сопротивлялись |При воспитании ||ТРЕБОВАНИЯ |ограничениям и требования|внутреннего контроля || |со стороны родителей. |использовали метод || |Отцы часто прибегали к |объяснения. || |наказанию, матери | || |попустительствовали | || |сыновьям, не следили за | || |выполнением своих | || |требований. При | || |воспитании внутреннего | || |контроля родители | || |использовали методы | || |принуждения и наказания. | ||ИДЕНТИФИКАЦИЯ, |Мальчики из этой группы |Не воспринимали своих ||ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ |показали гораздо меньшую |родителей и других || |идентификацию со своими |взрослых наделенных || |отцами. |властью, а как тех к || | |кому можно обратиться за|| | |поддержкой и опорой. Их || | |поведение не зависит от || | |ситуативных воздействий,|| | |поскольку они опирались || | |на интериоризированные, || | |четкие формы поведения. | Эту же точку зрения разделяют и отечественные психологи.Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходятагрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи.Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склоннывоспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители поотношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьямии сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда детивырастает и вступают в брак, они используют отрепетированные способыразрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредствомсоздания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются ивнутри самой личности ( принцип спирали). Достоверно установлено, чтожестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность егоповедения в отношении со сверстниками, но и способствует развитиюсклонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессиюв жизненный стиль личности. А.А. Реан в относительно недавних исследованияхвыявил высокий уровень агрессии в группе внешних вполне благополучныхстаршеклассников. 53 % участников эксперимента дали высокие показатели попараметру спонтанная агрессия, а достоверно низкие - только 9%. Спонтаннаяагрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личностьнаблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствиедемонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее,немотивированное желание испортить кому-то настроение, разозлить досадить,поставить в тупик своим вопросом или ответом. По параметре реактивнаяагрессия высокие показатели имели чуть менее половины испытуемых, а низкиетолько 4%. Реактивная агрессия проявляется в недоверчивости к людям; обидони просто гак, как правило, не прощают и долго их помнят. Очевиднаконфликтность личности, агрессивность в отстаивания своих интересов, высокпоказатель раздражительности как эмоциональной неустойчивости, быстраяпотеря самообладания, неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи.Целесообразно различать типы ординарной и парадоксальной социализацииагрессии. Ординарная социализация агрессии - это непосредственное усвоениенавыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личностилибо в результате деятельного опыта, либо как следствие наблюденияагрессии. При парадоксальной социализации агрессии изменения личностипроисходит независимо от вышеупомянутых факторов. Агрессивность какустойчивая личностная характеристика формируется вследствие значительногоопыта подавления возможностей самореализации. Подавление осуществляется внеагрессивного контекста, напротив, блокирование актуальных личностныхпотребностей чаще всего связано с излишней заботой о личности, в рамкахвоспитательной стратегии, описываемой как "гипер-опека". Парадоксальнуюсоциализацию агрессии можно рассматривать как агрессивный след социальногоопыта, лишающего личность самостоятельности. Подтверждением этого подходаявляются полученные данные о прямой связи таких личностных качеств, как"застенчивость" и "спонтанная агрессивность". 3.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии Подросток в семье Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологическийпосредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формируетхарактер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решенияразличных социальных проблем». Традиционно главным институтом воспитания является семья. То,что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всейпоследующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем,что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и подлительности своего воздействия на личность ни один из институтоввоспитания не может сравниться с семьей. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодовразвития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формированиехарактера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход отопекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычногошкольного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурнаягормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым иподатливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитыватьсвойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроляродных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и котрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательнойработе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являютсянеправильные взаимоотношения в семье. Становление как положительных, так иотрицательных черт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания (вравной степени и отцовского, и материнского), от характера и количествадисциплинарных взысканий и наказаний. Стиль и поведение родителей – это относительная устойчивостьцелей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личностиребенка. М.Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересныенаблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, какправило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стильвзаимодействия со взрослыми сводится к следующему:мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение сматерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточносуровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей поотношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате,формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильнаяагрессивность, эгоизм и жестокость. Эрон и др., проведя обширное обследование, выявили чертыродителей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено,что такие родители, как правило, имеют склонность к агрессивности поотношению к своим детям (дети недолюбленные, заброшенные). А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и егодействий является простым повторением оценки авторитетным для ребенкавзрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют истроят свое поведение. Передавая социально полезный опыт, родители передаюти негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным“руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не всостоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения собъективной реальностью. Сами же родители, как заметил Э.Берн, всегда довольны, хотямогут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самомдурном отношении. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, гдепоявляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации непротиворечат, а дополняют, иногда повторяя друг друга. Бочкарёва Г.П. выделяет семьи 1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители нетолько равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям; 2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между еёчленами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучностиотношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимыеотношения вне семьи; 3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаютсясоциально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальныйобраз жизни. Дубровина как значимый фактор риска выделяет дисгармоничнуюсемью. Это понятие включает в себя несколько разнородных вариантовпсихологического неблагополучия: . семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью. К наследственному фактору, делающеющему более вероятным возникновение расстройств у детей, прибавляются непредсказуемость семейной ситуации; . собственно дисгармоничные семьи, где основной проблемой являются отношения между членами семьи; . семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания; Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: 1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастникомвсех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) досемейной тирании; излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всейего жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит кпассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. 2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; подросткампозволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется.Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда небунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образецвзрослого, ответственного поведения, на который можно было быориентироваться. 3) ситуация, создающая "кумира" семьи – постоянное внимание клюбому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая "золушек" в семье – появилось многосемей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. Уровни родительских отношений: i. Безразличное отношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие полной привязанности к детям, чувства долга и ответственности перед детьми. Уровень индифферентного отношения.ii. Авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, за которым стоит безразличие и лицемерие. Это уровень демонстрации своей власти над ребенком, постоянного подавления мыслей и чувств собственных детей.iii. Угождение капризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям. Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль за его поведением. Борьба за лидерство, за влияние на ребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право на поступок, манипулируют им как вещью. Агрессивный стиль поведения.iv. Доверие между родителями и детьми, общность интересов семейных и общественных. Совместное обсуждение проблем, участие в их решении, чувство ответственности. Таким образом, формирование агрессивных тенденций у детейпроисходит несколькими путями:1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либопоказывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другими окружающей среде.2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Изисследований видно, что: · Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своихдетей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность. · Родители, которые не наказывают своих детей за проявлениеагрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность. · Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, какправило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующихагрессивное поведение. В.И.Гарбузов ( ) выделил три типа негативных отношенийродителей к ребенку:1. Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательногоотношения)2. Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмернаякритика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливоеотношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельнодействовать. Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости,незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки,“стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушаетмеханизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). Прихолодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческихмоделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка. Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляетребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевойличности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности,стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороныродителей обычно не является конструктивной и потому не приводит кположительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувствонеполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Чаще всего, какотмечали Е.Гаспарова ( ), Т.В.Роял ( ), ребенок, занимающий такоеположение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занятьвысокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, чтоагрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе. Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальноеразвитие личности. Она предоставляет ребенку возможность полученияродительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит кинфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения ипротивостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляци.Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И,учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвеннаяагрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах(рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет кформированию агрессивных тенденций в поведении ребенка. Существует ряд особенностей семейных отношения и воспитания,которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка(Копченова Е.Е.): . Недостаток тепла и ласки со стороны родителей; . Незаинтересованность детьми, безразличие к детям; . Явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактов родителей с ребенком; . Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению; . Непоследовательность в применении наказаний; . Использование строгих, в том числе физических, наказаний; Семья должна приспосабливаться к растущей независимостиподростка по мере того, как они готовят себя к самостоятельной жизни.Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей ивзрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительскогоповедения и динамики семьи. Подросток в группе сверстников Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик иособенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К такимчертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность,отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, какправило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость,подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присущаэмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и противокружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка(либо максимально положительная, либо максимально отрицательная),повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами,эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладаниезащитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошоинтеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступаетсредством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности,взрослости. Когда наступает отрочество, именно тогда внешний мир побуждаетребенка заявить о том, что он покидает свой семейный мир. Ему хочетсясамому ощутить, если можно так выразиться, то несоответствие междувоображаемым и реальностью и самому войти в те социальные группы, о которыхон много чего напридумывал, но чье существование подтверждаетсяокружающими. Он тянется к компаниям юношей старше себя, где стремитьсястать "своим". Таким образом, выйдя из семьи и смешавшись с соответствующейсоциальной группой, которая в этот момент играет для него роль поддержкивне семьи, он входит в отрочество. По мере взросления роль семьи ослабевает и возрастает рольсверстников. Элементарная поддержка, которую подростки получают оттоварищей, чрезвычайно важна для их развития. Существует в подростках нечтотакое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - ихпотребность в дружбе. Только дружба возвращает им живую жизнь. Дружба –«дорога жизни» для подростка. Было проведено много исследований агрессии в межличностныхвзаимодействиях. Так, в работе Н.Г. Самсоновой, показано, что для юношейагрессия – возрастная норма, которая носит демонстративный характер. Удевушек же совсем другая ситуация. Девушки в условиях конфликтаориентированны на отношенческую сторону взаимодействия, чем на решениезадачи. Для них важно

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<