Тема урока: Поэзия лирических образов




Скачать 127.88 Kb.
НазваниеТема урока: Поэзия лирических образов
Дата публикации13.02.2014
Размер127.88 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Биология > Урок
Тема семестра: Музыкальный образ.
Тема урока: Поэзия лирических образов.
Цель:

Углубить представление учеников о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере лирических образов

К. Сен-Санса. Формировать умение наблюдать за интонационным развитием лирических музыкальных образов. Учить эмоционально и осознанно воспринимать музыку на основе ее интонационно-образной природы и связи с другими видами искусства. Развивать образное мышление, воображение, речь, сенсорную сферу, творческий потенциал учащихся.Воспитывать интерес и любовь к искусству, чувство прекрасного, общую культуру учащихся, музыкальный вкус, ощущение красоты.
^ Музыкальный материал:

К. Сен-Санс. «Карнавал животных» (слушание); видеофрагмент.

А. Павлова.«Умирающий лебедь» видеофрагмент.

А.Кунец. «Оглянись вокруг» (разучивание).

О.Тесленко.«Ода музыке»(повторение).
^ Тип урока: урок углубления темы.
Оборудование:

музыкальный инструмент, мультимедийный комплекс, презентация ppt, портрет композитора К. Сен-Санса, фотографии А.Павловой, М.Фокина, М.Врубеля; репродукция картины художника М.Врубеля “ Царевна-Лебедь” , репродукция древнегреческого бога Аполлона, картинки с изображением фортепиано и виолончели.
Эпиграф:

«Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты…»
Ирина Волобуева

Ход урока:

1.Организационный этап урока.
2. Мотивация учебной деятельности учеников. (слайд№2)
На уроках мы встречались с различными музыкальными образами, с каким будет сегодняшняя встреча - узнаем позже.
Сегодня мы отправимся в страну чудесных мелодий и постараемся услышать внутреннюю музыку своей души. Это не удивительно. Человек способен испытывать столько чувств, эмоций, переживаний! Их оттенки, даже самые малые, может передать только музыка.

Об этом удивительном свойстве музыки наша современница Ирина Волобуева писала:

«Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты…»
^ 3. Актуализация музыкальных впечатлений, опорных знаний учеников.

Где состоится наша встреча – узнаем, собрав пазлы. (Образовательная игра).
Образовательная игра
1. Музыкальный образ – это обобщенное отражение в музыке явлений действительности и духовного мира человека. Раскрывается через изложение музыкальной темы и ее развитие.

2.Симфония- крупное произведение для симфонического оркестрара,состоящее из 4 частей.

3. Балет – вид музыкального искусства, содержание которого передается с помощью музыки, движения, танца.

4.Программная музыка- музыка, созданная по определенному сюжету, который отражается в специальной программе или в названии произведения.

5.Романтизм- стиль музыкального искусства ХІХ ст., который характеризуется интересом к внутреннему миру человека, любовной лирики.

6. Импрессионизм -направление в искусстве, называемое как „искусство мгновенного впечатления”.

7. Сюита – это цикл разнохарактерных инструментальных пьес, объединенных общим художественным замыслом.

8. Гимн –торжественная песня

(символ Эйфелева башня)
^ 4. Сведения о Сен-Сансе
а) Вступление (слайд№3)
Слышите, сама музыка приглашает нас во Францию начала XX века, в небольшую уютную гостиную, в которой собрались друзья К. Сен-Санса послушать его новое сочинение.

Тот вечер был особенным. Он сел за рояль, и комната наполнилась божественными звуками. В его полуприкрытых глазах светились искорки счастья и затаённой светлой грусти. Слегка раскачивающаяся фигура была необыкновенно одухотворённой и величественной. А в виртуозном мелькании пальцев рук чувствовалась такая нежность, что невозможно было удержаться от слёз. Сколько в музыке было очарования и умиления, так хотелось совершить что-нибудь большое, доброе. Звуки стихли, и, расчувствовавшись, я воскликнул: “Ты гений, Камиль. Эта музыка будет жить вечно”, - вспоминал один из друзей композитора.
б) Биография Камиля Сен-Санса - видео (слайд№4).
Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и пианистом, органистом и писателем (он писал стихи и комедии). С раннего возраста Сен-Санс чутко прислушался к звукам природы: журчанию ручейка, шелесту листвы, тихому дыханию ветра. Все эти звуки воплотились со временем в его музыкальных произведениях.

Родители мальчика – парижские музыканты – уделяли много внимания музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Камиль начал сочинять музыку с пятилетнего возраста, а его первый концерт состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось десять лет. Сен-Санс много путешествовал и с огромным любопытством относился к музыке народов других стран. Его произведения отличаются яркостью, близостью к народно-бытовой музыке.
в) обсуждение
К. Сен-Санс – выдающийся фр. композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель XIX ст.

^ Есть выражение „Если человек талантлив, то талантлив во всем”. О Камиле Сен-Сансе тоже можно так сказать. В детстве Сен-Санс был одним из самых феноменально одаренных вундеркиндов, каких только знала история музыки; некоторые считали, что его музыкальные способности даже ярче моцартовских. С 2,5 лет начавший обучение на фортепьяно, Сен-Санс уже в 5 лет публично выступил в одном из парижских салонов. В 6 лет он стал сочинять музыку, а в 10состоялся его дебют как пианиста . Не укладывается в голове, что на этом концерте на бис он предложил на выбор публики сыграть наизусть одну из 32 сонат Бетховена. Последнее концертное выступление из собственных произведений Сен-Санса состоялось, когда ему исполнилось 86 лет.
^ 5.Сведения о сюите К. Сен-Санса „Карнавал животных” (слайд№5)
Оригинальнейшим произведением Сен-Санса является сюита «Карнавал животных», которая имеет подзаголовок: «Зоологическая фантазия» для двух фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и ксилофона.

«Карнавал животных» – это сюита из 13 номеров, каждый из которых имеет своё название, изображает определенное животного, передает его характер и настроение.
^ Сюита – это цикл разнохарактерных инструментальных пьес, объединенных общим художественным замыслом.
(слайд№6)

В музыкальных образах творчества французского композитора Камиля Сен-Санса довольно интересно, даже остроумно соединились изобразительность и выразительность: слушатели безошибочно узнают львов, петухов, черепаху, слона, кенгуру, осла, лебедя, и других.

-Послушайте один из номеров сюиты и определите, кого именно изобразила музыка.
^ 6. Слушание пьесы К. Сен-Санса “Лебедь”. (слайд№7)
7. Анализ прослушанного произведения.
-Кого из персонажей сюиты вы узнали? Назовите его («Лебедь»)

-Как это изобразила музыка? (Музыка изобразила неторопливое, плавное, грациозное и величественное движение.)

-Какие инструменты исполняли этот гимн красоте?

( Виолончель и фортепиано.)

– Как вы думаете, лебедь плывет по воде или летит высоко в небе?

( По воде.)

– Как вы это поняли? Какой инструмент подражал легкому плеску воды?

( Фортепиано).

-Как это выражается в музыке? ( Музыка звучала гордо, величественно, мягко, мечтательно, спокойно, трогательно, выразила светлые, мечтательные, лирические чувства.)

-Мир каких образов раскрывает музыка этой пьесы — драматических, героических или лирических?( лирических)

Пьесу К. Сен-Санса „Лебедь” из сюиты „Карнавал животных” можно считать воплощением лирического образа. С ее чистой трогательной поэзией мало что можно сравнить.

(открываем тему урока «Поэзия лирических образов» -слайд№8)

^ 8.Стихотворение Е. Юрьевой (слайд№9).

Поэтесса Е. Юрьева написала слова к этой мелодии.

Светлое озеро тихо спит.

Спит в очарованном сне.

^ Блеском луны голубой залит

Лебедь плывет в тишине.

Что так печально и грустно он

Шлет к небесам свой последний стон.

Нет с ним подруги родимой

Сердцем так нежно любимой.

Сном беспробудным подруга спит.

Песню поет ей волна.

Лебедь прекрасный в слезах грустит

Ждет, не проснется ль она.

^ 9.Разучивание мелодии из пьесы К.Сен-Санса «Лебедь» на сл.Е.Юрьевой (слайд№10).

Разучим мелодию со словами Е. Юрьевой .

Но сначала проведём дыхательную гимнастику.

1.(выполнение дыхат. упр.)

2.Разучивание мелодии по нотной записи.



^ 9. Разговор о лебедях (слайд№11).
Лебедь - необыкновенная, прекрасная, чарующая птица. Кто хотя бы раз видел эту царственную птицу, плывущую по тихой заводи, никогда не забудет ее. Что-то неземное отличает лебедя от мира пернатых.

В старые времена красивую, скромную девушку называли «лебедушкой».

В народе есть и такое выражение - « Идет, словно лебедь белая плывет».
а) Что Вы знаете о лебедях?

-Лебединая верность - преданы друг другу.

-Лебеди живут стаями, семьями.

- Лебединая песня - один раз перед смертью поют.

-Лебедь – перелётная и водоплавающая птица.

-Рождается «гадким утенком», а превращается в прекрасного лебедя.
б) Где встречаемся с образом лебедей в литературе?
О лебедях слагались легенды и сказки (слайд№12).
В древнегреческом мифе об Аполлоне - покровителе искусств, лебеди в честь рождения бога Аполлона, семь раз облетели остров, где он родился. И Аполлон в знак признательности лебедям натянул на свою лиру семь струн.
-В каких литературных произведениях встречаемся с образом лебедей?
«Гуси-лебеди», русская народная сказка.

«Царевна-лягушка», русская народная сказка.

«^ Сказка о царе Салтане»- сказка А.С. Пушкина, опера Н. Римского –Корсакова

«Гадкий утенок» , «Дикие лебеди»- Г.Х.Андерсен

«Лебедь, Щука и Рак»-басня И. А. Крылова.

«Не стреляйте в белых лебедей!»- повесть Бориса Полевого.
в) Образ лебедя в музыке.
Эта гордая, величавая птица не оставляет в покое творцов искусства. Я думаю, вы сейчас мне поможете назвать музыкальные произведения, о которых эти отрывки из стихотворений разных поэтов. (слайд№13)


  1. “Повелительной палочки тайные взмахи

И мелькают снежинки, как нотные знаки.

И трепещут, сверкая серебряной пылью

Лебединого озера легкие крылья”. (Ахмат Созаев)
( “Лебединое озеро” П.И. Чайковского. )


  1. “После грозного потрясения, (слайд№14)

Злых обид и черных угроз,

Вдруг почувствуешь: легче дышится.

И внезапно в душе твоей

Ни с того, ни с сего послышится

Танец маленьких лебедей”. (Маргарита Алигер)
( “Танец маленьких лебедей” П.И.Чайковский.)


  1. “За морем царевна есть, (слайд№15)

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит ”. (Александр Пушкин)
( “Сказка о царе Салтане” Н.А.Римский-Корсаков.)
На этом галерея стихов о лебеде не заканчивается. Может кто-то из Вас на следующий урок пополнит этот список…
г) Образ лебедя в живописи. (слайд№16)
Образ лебедя не оставляет равнодушными и живописцев.

Русский художник Михаил Врубель написал картину «Царевна-Лебедь».

Когда художник писал свою картину, он изобразил свою жену- Забеллу Врубель. Для него, любящего человека, его жена- кроткая, красивая, нежная и была образом царевны. (показ репродукции)
^ 10.Сведения о хореографическом образе лебедя
Создавая «Карнавал» в 1886 году, Сен-Санс недооценивал свое произведение и считал его музыкальной шуткой,а после нескольких исполнений он запретил его играть и издавать, чтобы не прослыть автором «несерьезной музыки» ( ноты этой фантазии были опубликованы лишь после смерти композитора в 1928 году). Исключение было сделано для одного произведения -«Лебедя».

Понятна его блестящая судьба— произведение быстро отделилось от «Карнавала животных» и стало жить самостоятельно. Это произведение так очаровало музыкантов, что появились переложения для различных инструментов, инструментальных ансамблей и даже хора.

(слайд№17) А выдающийся балетмейстер Михаил Фокин в 1907 году создал знаменитый балетный номер для балерины Анны Павловой.

Хореографический образ лебедя, созданный российской балериной известен на весь мир. Исполнение этого танца является показателем высшего мастерства танцовщиц. ( показ фотографии А. Павловой в этом танце)
Балет вид музыкального искусства, содержание которого передается с помощью музыки, движения, танца.
^ 11.Просмотр видеофрагмента «Умирающий лебедь» (слайд№18).

-Что общего и в чем различие образов сюиты и балета? Попытайтесь это почувствовать.
12.Анализ (слайд№19)
Лебедь Сен-Санса прекрасный, чистый, символизирует жизнь, благородство, величие.

Лебедь Фокина так же прекрасен, однако он умирает, но в его смерти то же величие, та же поэзия.

«Лебедь» проживает целую жизнь за две с половиной минуты, хотя в финале музыкального произведения Сен-Санса не было трагического конца. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой: в его пьесе лебедь не умирает, и музыка написана в мажорной тональности (G-dur).

Когда франц. композитор К.Сен-Санс увидел танец Анны Павловой, у маэстро только и вырвалось: «Мадам, вот теперь я понял, какую прекрасную музыку написал!»

14.Вок-хор.работа (слайд№20)
а) Вступительное слово.
Любовь. Жизнь. Красота. Правда. Истина…

Всё это заставляет нас задуматься о смысле жизни:

«Ради чего ты на Земле живешь?»

-Что для Вас главное в жизни? Ради чего ты на Земле живешь?

-----(ответы учащихся)
-Это вопрос из песни, которую мы начали разучивать.

-Как называется?

-Кто автор?
б) Распевание
-Повторение 1 куплета.

-Работа над 2- голосием в припеве.
в) Разучивание 2 куплета

-Пение под фонограмму
г) Исполнение песни
15.Обобщение
а) Тесты
1.Обозначьте правильное определение: (слайд№21)
а ) Сюита- цикл разнохарактерных инструментальных пьес, объединенных общим замыслом.

б) Сюита -сборник песен одной тематики.

в) Сюита-коллекция картин, объединенных общим замислом.
^ 2.Образ, который воплощает пьеса «Лебедь» из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных»: (слайд№22)
а) комический образ;

б) героический образ;

в) лирический образ;

г) трагический образ.
^ 3.Состав инструментов, для которых написана сюита «Карнавал животных» : (слайд№23)
а) для двух фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и ксилофона;

б) для двух флейт, фортепиано, кларнета и органа;

в) для струнного квартета, саксофона, фагота и гитары.

^ 16. Домашнее задание: (слайд№24)
-Литераторы: Представьте, что вы музыкальные критики. Что бы вы написали об этом произведении? Пополнить галерею стихов о лебеде.

-Художники: Подберите произведения скульптуры, живописи, в которых воплощен образ лебедя. Передать образ в рисунке.

-Музыканты: Музыкальные произвения лирического образа.
^ 17.Оценивание учащихся.
18. Итог урока (слайд №25)
Музыка раскрыла нам лирический образ - образ лебедя , воплощенный в различных видах искусства: в музыке – пьеса сюиты, в хореографии – танец, в ИЗО-картины художников, в литературе – древнегреческий миф о лебедях, легенды и сказки.
«Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

^ В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты…»

Ирина Волобуева
Этот прекрасный мир музыкальных образов нам подарила музыка. Я предлагаю Вам исполнить ей Гимн – «Оду Музыке».
(исп. «Ода музыке».)
Ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Сен-Санс,_Камиль

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Карнавал_животных Карнавал животных

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Лебедь_(Сен-Санс)

http://www.youtube.com/watch?v=DyOFtJeRHhs А.Павлова и умирающий лебедь.

http://novashkola.ua/kursy/69/644/ К.Сен-Санс-ППЗ

http://www.belcanto.ru/saint.html Камиль Сен-Санс

http://intoclassics.net/news/2009-02-28-4025 Партитуры не горят - "Карнавал животных" Сен-Санса

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Поэзия лирических образов iconТема урока. Александр Грин. «Алые паруса»- произведение о поэтической...
Цель урока: 1 передать атмосферу, которая окружала Ассоль и Грэя, помочь понять обстоятельства, формировавшие их интересы

Тема урока: Поэзия лирических образов iconЛитература Урок N4 Тема урока: С. Есенин и украинская поэзия
С. Есенина и Т. Шевченко особенности и художественное своеобразие лирики поэтов, раскрыть, многогранность таланта

Тема урока: Поэзия лирических образов iconКонспект урока 7 класс. Тема полугодия «Композиция музыкального произведения»
Познакомиться с творчеством М. Скорика, прослушав «Гуцульский триптих». Определить принципы развития музыкальных образов

Тема урока: Поэзия лирических образов iconТема: Особенности японской классической поэзии. Поэзия Сайгё, Мацуо Басё
Цели урока: обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме; продолжить развивать ассоциативное и образное мышление,формировать...

Тема урока: Поэзия лирических образов iconУрок тема урока
Тема урока. Насыщенные одноатомные спирты, состав молекулы, электронная и структурная формулы. Понятие про функциональную группу

Тема урока: Поэзия лирических образов iconКонспект урока тема урока
Задачи урока: развитие двигательных качеств, силы, выносливости, координации движений, быстроты, воспитание товарищества, чувство...

Тема урока: Поэзия лирических образов iconЯпонская поэзия со славянской душой
Тип урока: интегрированный (русский, украинский, японский языки), усвоение новых знаний

Тема урока: Поэзия лирических образов iconУрок – дискуссия Тема урока-дискуссии
Тема урока-дискуссии: «Общение: роскошь, необходимость, наказание или природный дар?»

Тема урока: Поэзия лирических образов iconТема урока: Буквы
Тема урока: Буквы ы, и после префиксов. Работа над развитием и культурой речи «По одежке встречают»

Тема урока: Поэзия лирических образов iconУрок-исследование (2 урока)
Продожить работу над анализом повести, системой образов, выявить его основные лейтмотивы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<