Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов




Скачать 86.35 Kb.
НазваниеМетодическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов
Дата публикации14.02.2014
Размер86.35 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Биология > Методическая разработка

МЗ УКРАИНЫ

Ивано-Франковский национальный медицинский университет

Кафедра детских инфекционных болезней




Утверждено


на методическом совещании

“____” _____________ 2011 г.

Зав. кафедры д.мед.н., профессор Г. Б. Матейко

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов

VI курса факультета подготовки иностранных граждан :

Тема: "Дифференциальная диагностика и неотложные состояния при гриппе и ОРВИ у детей. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний у детей".


Ивано-Франковск

2011 г.
1.Актуальность темы.

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) - большая группа острозаразных вирусных заболеваний, которые характеризуются общими симптомами инфекционного токсикоза и подавляющим поражением слизистых оболочек дыхательных путей.

В эту группу заболеваний относят грипп, парагрипп, аденовирусную, риновирусную, респираторно-синцитиальную инфекции. Перечисленные заболевания не вычерпывают этиологическую структуру ОРВИ у детей, поскольку в это время даже с помощью самых современных методов лабораторной диагностики удается расшифровать лишь 70% всех острых заболеваний респираторного тракта, которые регистрируются в детском возрасте.

ОРВИ - самые распространенные на земном шаре заболевания. Ежегодно в мире регистрируется больше 1 млрд больных на ОРВИ, причем близко 70% заболеваний приходится на детский возраст. Дети первых месяцев жизни болеют редко, поскольку находятся в относительной изоляции и многие из них хранят пассивный иммунитет, полученный трансплацентарно от матери. Однако и они могут болеть на ОРВИ, особенно, если врожденный иммунитет оказался ненапряженным или полностью отсутствующим. Наибольшая заболеваемость приходится на детей второго полугодия и первых трех годов жизни, которая связана с их организацией в детский коллектив и резкое увеличение числа контактов. Ребенок, который посещает детские ясли или сад, в течение первого года может болеть на ОРВИ до 10 раз, на втором году - 5-7 раз, в следующие годы - 3-5 раз в год. Снижение заболеваемости объясняется приобретением специфического иммунитета в результате перенесенных ОРВИ.

Частая заболеваемость на ОРВИ в детском возрасте выдвигает эту проблему в число наиболее актуальных в педиатрии. Повторные заболевания существенно влияют на развитие ребенка, приводят к ослаблению защитных сил организма, способствуют формированию хронических очагов инфекции, вызывают аллергизацию организма, препятствуют проведению профилактических прививок, отягощают преморбидный фон, задерживают физическое и психомоторное развитие детей. Во многих случаях частые ОРВИ патогенетически связаны с обструктивным бронхитом, бронхиальной астмой, хроническим пиелонефритом, полиартритом, хроническими заболеваниями носоглотки и другими заболеваниями.

Мировой опыт показывает, что иммунопрофилактика - это наиболее эффективный метод борьбы с инфекционными болезнями.

Вакцинация позволяет не только приостановить развитие инфекционных заболеваний, уменьшить их тяжесть и количество осложнений, но и имеет социально-экономическое значение. Благодаря прививкам исключается возникновение эпидемий, уменьшается количество госпитализаций, процент инвалидизации.

Важным для решения задачи снижения заболеваемости на инфекционные заболевания есть то, чтобы охватывание детского населения прививками было максимальным и в отношении каждого ребенка был соблюден весь календарь прививок. Только в этом случае формируется достаточный уровень коллективного иммунитета.

"Управляемые" инфекции - те, эпидемическим процессом которых можно руководить методом активной иммунизации. Риск развития осложнений после прививок незначительный в сравнении с течением и осложнениями соответствующей инфекции, особенно у детей раннего возраста.

ВОЗ вводит РПИ (расширенную программу иммунизации) в Европейском регионе. В ней участвует и наша страна.

В исполнении программы иммунопрофилактики главная роль положена на врача поликлиники. Организация иммунопрофилактики на участке является основным заданием врача.

На сегодняшний день с помощью вакцин возможно предупредить около 40 заболеваний. Практически, от любой инфекции, против которой есть вакцина, медицина способна защитить детей. Это возможно благодаря тому, что почти в каждой стране мира существует национальный календарь профилактических прививок. Календарь профилактических прививок учитывает уровень заболеваемости инфекциями, вековые особенности формирования иммунитета в детей, влияние материнских антител, побочные реакции, осложнения, доступность вакцин.
Цели занятия:

Студент должен знать:

  • особенности этиологии, эпидемиологии, патогенеза гриппа и ОРВИ.

  • основные клинические особенности течения гриппа и ОРВИ у детей.

  • основы диагностики и дифференциальной диагностики гриппа и ОРВИ.

  • особенности иммунопрофилактики инфекционных заболеваний у детей разных возрастных групп. Календарь прививок.

  • принципы лечения гриппа и ОРВИ у детей.

Студент должен уметь:

    • придерживаться основных правил работы около кровати больного гриппом, ОРВИ, детскими капельными инфекциями

    • собрать анамнез болезни с оценкой эпидемиологических данных;

    • обследовать больного и выявить основные симптомы и синдромы гриппа, ОРВИ, детских капельных инфекций

    • обосновать клинический диагноз, определиться с необходимостью госпитализации в стационар;

    • провести дифференциальную диагностику гриппа, ОРВИ, детских капельных инфекций

    • на основе клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения гриппа, ОРВИ, неотложные состояния (отек-набухание мозга, острую дыхательную недостаточность);

    • оформить медицинскую документацию по факту установления предыдущего диагноза «грипп, парагрипп, риновирусная, респираторно-синцитиальная и аденовирусная инфекции, корь, краснуха, скарлатина, ветрянка» (экстренное сообщение в районное эпидемиологическое отделение);

    • сложить план лабораторного и дополнительного обследования больного;

    • интерпретировать результаты лабораторного обследования;

    • сложить индивидуальный план лечения с учетом синдромов болезни, наличия осложнений, тяжести состояния, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии; оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе;

    • сложить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции;

    • сложить план профилактических прививок на участке


Контрольные вопросы к теме:

  1. Дать характеристику возбудителей гриппа, парагриппа, риновирусной, респираторно-синцитиальной, аденовирусной инфекций, факторов агрессии.

  2. Патогенез основных клинических симптомов гриппа и его осложнений

  3. Охарактеризовать основные клинические симптомы и назвать критерии тяжести гриппа и ОРВИ.

  4. Назвать возможные осложнения и их диагностические критерии.

  5. План обследования больного гриппом и ОРВИ.

  6. Этиотропная терапия гриппа, парагриппа, риновирусной, респираторно-синцитиальной и аденовирусной инфекции

  7. Неспецифическая и специфическая профилактика гриппа.

  8. Принципы профилактики инфекционных болезней.

  9. Дать определение понятиям: иммунитет, виды иммунитета, иммунопрофилактика

  10. Виды вакцин. Активная и пассивная иммунизация

  11. Календарь прививок

  12. Иммунизация за эпидемическими показаниями, на эндемических и энзоотических территориях



Самостоятельная аудиторная работа

Обследование больных гриппом и ОРВИ




^ Объект исследования

Последовательность действий при работе с объектом исследования

1.

Больной ребенок

1. Собрать диагностическую информацию:

а) жалобы на момент госпитализации в клинику и на момент курации;

б) анамнез заболевания;

в) эпидемиологический анамнез;

г) анамнез жизни.

2. Осмотреть ребенка, особенное внимание уделить состоянию кожи, слизистых оболочек, обследованию органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.

3. Обосновать и сформулировать предыдущий диагноз.

4. Назначить план обследования и лечения больного.

2.

История болезни

Ознакомиться:

а) с титульным листом (возраст, район проживания, социальный статус родителей, диагноз при направлении, госпитализации и клинический диагноз);

б) с жалобами на момент госпитализации в клинику и на момент курации;

в) с анамнезом заболевания;

г) с эпидемиологическим анамнезом;

д) с анамнезом жизни;

е) данными объективного статуса ребенка при госпитализации.

3.

Данные лабораторного исследования

1. Ознакомиться с результатами лабораторных исследований (клинического анализа крови, мочи, бактериологического исследования слизи из носо- и ротоглотки, серологического и иммуноферментного исследований и др.).

2. Выявить в них патологические изменения и сделать выводы.

4.

Лист лечебных назначений

1. Ознакомиться с препаратами, которые назначены больному.

2. Оценить необходимость назначения препаратов с точки зрения патоморфологических изменений в организме и механизма действия медикаментов.

5.

Курацыонный лист

1. Ознакомиться с дневниками осмотра больного.

2. Оценить динамику основных патологических симптомов.

6.

Больной ребенок

История болезни

На основании анализа полученных данных определить заключительный диагноз и объем противоэпидемических мероприятий.


6.Литература
Основная литература:


  1. Инфекционные болезни у детей: учебник / С. А. Крамарев, А. Б. Надрага, Л. В. Пипа и проч.; Под ред. проф. С. А. Крамарева, А. Б. Надраги. - М.: ВСВ «Медицина». - 2010. - 392 с.

  2. Дитячі хвороби. За ред. В.М.Сідельникова, В.В.Бережного. К.:Здоров’я, 1999. – 734 с.

  3. Майданник В.Г. Педиатрия. Учебник (2-е издание, испр. и доп.). – Харьков: Фолио, 2002. – 1125 с.

  4. Шабалов Н.П. Детские болезни. Учебник.-Питер-Ком, С-Пб.,2002.-1080с.

  5. Михайлова А. М., Трішкова Л. О., Крамарєв С. О., Кочеткова О. М. Інфекційні хвороби у дітей // К.: Здоров’я. – 2000. – 418 с.

  6. Дитячі інфекційні хвороби (Клінічні лекції). Під. Ред. проф. С.О. Крамарева — Київ, “МОРІОН”. - 2003. - 480 с.



Дополнительная:

1. Учайкин В. Ф. Руководство по инфекционным болезням в детей: Учебное пособие для студентов мед. ВУЗов/Авт. кол-в; МЗРФ. - М.: ГЭОТАР, Медицина, 1998.- 809 с.

2. Богадельников И. В. Дифференциальный диагноз важнейших инфекционных заболеваний в детей. - Симферополь. 1999. - 528 с.

3. Инфекционные болезни в детей / под ред. В. Н. Тимченко, Л. В. Быстряковой. - Спб.: СпецЛит, 2001. - 560 с.


Методическую разработку подготовила ассистент Антонюк Л.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов во время...
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов во время практического занятия по учебным темам

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconКафедра нервових хвороб
Методическая разработка для самостоятельной работы студентов во время практического занятия

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconМетодическая разработка практического занятия по детских инфекционных...
Тема практического занятия : Дифференциальная диагностика и неотложные состояния при вг у детей 6 часов

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconМетодические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим...
Методические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по инфекционным болезням (содержательный модуль 2)...

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов к...
Е. А. Бельская, И. М. Островский, М. С. Острополец, Е. А. Толстикова, Л. Л. Челпан, Н. А. Ходанич Методические указания для самостоятельной...

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов во время...
Тема Принципы строения и функционирования нервной системы. Функциональная единица нервной системы нейрон. Представление о рефлексе...

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов во время...
Тема Спинной мозг. Принципы топической диагностики при поражениях спинного мозга на разных уровнях. Периферическая нервная система....

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconМетодическая разработка для самостоятельной работы студентов во время...
Тема №11. Локализация функций в коре головного мозга. Синдромы поражения отдельных частей мозга, внутренней капсулы и зрительного...

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconМетодическая разработка для преподавателей к проведению практического занятия Тема 2
...

Методическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов iconМетодические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим...
Методические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятием по инфекционным болезням (модуль 5) / Составители:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<