Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей»




Скачать 153.76 Kb.
НазваниеМетодическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей»
Дата публикации14.02.2014
Размер153.76 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Биология > Методическая разработка

МЗ УКРАИНЫ

Ивано-Франковский национальный медицинский университет

Кафедра детских инфекционных болезней




Утверждено


на методическом совещании

“____” _____________ 2011_ г.

Зав. кафедры д. мед. н., профессор Г. Б. Матейко
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по детских инфекционных болезнях

со студентами 5 курса медицинского факультета

для преподавателей:
Тема: «Грипп. ОРВИ. Вирусные гепатиты у детей»


Ивано-Франковск

2011
Актуальность темы.

Вирусные гепатиты - группа вирусных инфекций, которые характеризуются подавляющим поражением печени. Вирусная природа заболевания была впервые доказана в 1937 году в США Джю Финделем и Ф.Мак-Коллюмом. В дальнейшем были выделены вирусы, возбудители вирусных гепатитов: гепатита А, В (1970), гепатита С (1989), гепатита D (1977), гепатита Е (1990), гепатита G (1995), TTV (1997), SEN (2000).

Ведущим синдромом ВГ является желтуха. Желтуха характеризуется желтой расцветкой кожного покрова в результате накопления билирубина в сыворотке крови и дальнейшим ее отложением в подкожных тканях.

Желтуха является одним из наиболее ярких и значимых в диагностическом и дифференциально-диагностическом отношении симптомов. Они встречаются при многих инфекционных и неинфекционных болезнях (ВГ, ЖКХ, синдром Жильбера, Ротора, болезнь Бойлера, лептоспироз, желтухи новорожденных). При них желтуха - обязательный компонент клинической картины заболевания, вокруг нее разворачивается диагностический процесс, на ней основывается дифференциальный диагноз. Но несвоевременная диагностика безжелтушной формы ВГ приводит к хронизации процесса.

В диагностике заболеваний, при которых наблюдается желтуха, обязательно необходимо ориентировочно определить ее этиологию, потому что это важно для назначения стартовой терапии к получению результатов дополнительных методов исследования.


ОРВИ - это большая группа острозаразных вирусных заболеваний, которые характеризуются симптомами инфекционного токсикоза и подавляющим поражением слизистых оболочек респираторного тракта.

К этой группе относятся: грипп, парагрипп, аденовирусная, респираторно-синцитиальная, риновирусная, реовирусная, коронавирусная инфекция.

ОРВИ - наиболее распространены на земной пули заболевания. Практически каждый человек несколько раз на год болеет на ОРВИ, чаще всего - дети. ОРВИ складывают 2/3 и больше от общей заболеваемости детей.

Удельный вес отдельных нозологических форм в структуре ОРВИ у детей непостоянный, зависит от эпидемиологических обстоятельств и возраста детей. У межэпидемический по гриппу период на долю гриппа приходится не больше 15%, наибольшая заболеваемость обусловлена аденовирусами - 20%, РС-вирусами - 20%, парагрипозными вирусами - 15-20%, рео-, рино-, коронавирусами - к 5%. Приблизительно 30% ОРВИ не удается расшифровать. В эпидемический по гриппу период заболеваемость гриппом увеличивается в десятки раз, а относительная частота других ОРВИ значительно снижается.

В вековом аспекте: дети первых месяцев жизни болеют редко, потому что находятся в относительной изоляции и имеют пассивный иммунитет, который приобрели от матери трансплацентарно, а также продолжают получать с материнским молоком. Наибольшая заболеваемость приходится на детей 2-го полугодия и первых 3-х годов жизни, что связано с потерей материнского иммунитета и увеличением контактов.


  1. Цели занятия:

2.1. Учебные цели:

1-и уровень - ознакомить студентов с особенностями этиологии, эпидемиологии, патогенеза ВГ и ОРВИ у детей;

2-и уровень - усвоить клинические варианты хода вирусных гепатитов, ОРВИ, методы лабораторной диагностики, принципы профилактики и лечения больных с данными заболеваниями.

3-и уровень - предоставить студентам возможность завладеть навыками проведения дифференциальной диагностики заболеваний с синдромом желтухи и гриппом, аденовирусной инфекцией, риновирусной и другими заболеваниями, которые входят в ОРВИ.
2.2. Воспитательные цели:

Изучение темы способствует формированию у будущих врачей клинического мышления, овладению общими принципами диагностики, лечения и профилактики.


  1. Междисциплинарная интеграция.

№ п.п.

Дисциплины

Знать

Уметь

1

2

3

4

1

Предыдущие дисциплины










1. Нормальная анатомия
^

Строения печени


Указать основные структурные элементы печени.




2. Гистология

Знать гистологические особенности печени.

Уметь оценивать гистологические изменения в печене.




3. Микробиология

Знание о вирусах из семьи Picornaviride, Hepadnaviridae, Flaviviridae, Caliciviridae, РНК и ДНК - содержащие вирусы.

Характеристика возбудителей гриппа и ОРВИ.

Интерпретация лабораторных исследований :

- вирусологических;

  • серологических.




4. Пат. анатомия

Знать патологоанато-мические особенности зажигательных процессов в печени.

Патологоанатомические изменения в органах при гриппе и ОРВИ.

Уметь оценивать морфологические изменения в печени, легких при разных видах поражения.




5. Педиатрия

Раздел пропедевтики детских болезней

Уметь провести объективное исследование ребенка.

2.

Следующие дисциплины










1. Хирургия

Заболевание с синдромом желтухи.

Уметь проводить дифференциальную диагностику.

3.

Внутренне-предметная интеграция.

Время появления желтухи у детей разного возраста, нарастание, время исчезновения ее. Ведущие синдромы дожелтушного периода.

Патогенез гриппа и ОРВИ. Клиническая классификация. Клиника. Диагностика. Основные принципы терапии. Профилактика гриппа и ОРВИ у детей.

На основании этого уметь проводить дифференциальную диагностику заболеваний с синдромом желтухи.


^ 4. План и организационная структура занятия.



п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Учеб-ные цели уровня усвое-ния

Средст-ва учебы и контро-ля

Материалы относительно методического обеспечения наглядности занятия, контроля знаний тех, кто учится

Срок в мин. от общего време-ни заня-тия

1

2

3

4

5

6

1

Объявление темы, определения цели занятия создания мотивации относительно изучения темы занятия.

Тестовый контроль входного уровня знаний

ІІ

Тесто-вый конт-роль

Журнал учета присутствия
Тесты

20

2

Разбор теоретического материала.
Работа в отделении

ІІІ

Беседа.

Опрос

Журнал учета присутствия
Работа около кровати больного, анализ медицинской карты стационарного больного. Работа с эпикризами выписок и архивными медицинскими картами стационарных больных.


60


70

3

Подведение итогов занятия.

Закрепление материала.

Задание на следующее занятие.

ІІІ

Беседа

Ситу-ацион-ные

задачи

Журнал учета присутствия

Ситуационные

задачи

30


^ 5. Содержание занятия.

Мотивация изучения темы:

Рост и распространение в мире инфекций, вызванных возбудителями вирусных гепатитов чрезвычайно высокая. Частота их негативных последствий обусловливают актуальность изучения не только патогенеза, клинических форм, но и лабораторной диагностики, лечения, осложнений и последствий этих болезней.

Вирусные гепатиты - группа по большей части антропонозных болезней, которые имеют подобную клиническую картину, проявляются интоксикацией и подавляющим поражением печени, нередко с желтухой, но отличаются за этиологией, эпидемиологией, патогенезом, ходом и последствиями.

Различают гепатиты А, В (ГВ), С (ГС), D (ГD), G (Г G), ТТ (ГTT), SEN (ГSEN), каждый из которых имеет своего возбудителя. К этой группе не принадлежат вторичные гепатиты, что их вызывают вирусы цитомегалии, простого герпеса, Епштейна-Барр, аденовирусы. Указанные возбудители предопределяют возникновение соответствующих нозологически очерченных болезней, и гепатит при них развивается не всегда, потому является синдромом (вторичный), а не нозологической формой.

А - типичная острая кишечная инфекция, источником возбудителя которой является больной человек, преимущественно в начальном периоде заболевания. Наибольшую эпидемиологическую опасность представляют больные с субклинической и безжелтушной формами болезни. Восприимчивость к А высокая. Чаще всего болеют дети в возрасте от 5 до 14 лет и молодые лица до 30 лет.

ГВ является одной из самых распространенных инфекционных болезней человека. По данным ВОЗ, близко трети населения Земли инфицированы вирусом ГВ и ежегодно от разных клинических форм этой болезни умирает свыше 1 млн. лиц. Механизм передачи - рановой, который реализуется искусственными (при нарушении целости кожных покровов и слизистых оболочек) и естественными (половой, при других контактах с инфицированным человеком - горизонтальный и от матери к ребенку - вертикальный и перинатальный) путями.

ГС вызывается вирусом, который содержит РНК. Ему присущая чрезвычайно большая переменчивость - насчитывают 6 генотипов вируса, свыше 100 подтипов и бесконечное количество квазивариантов. Путь заражения - перантеральний. Инфективная доза вируса в несколько десятков раз больше, чем при ГВ. В отличие от ГВ естественные пути распространения ГС имеют меньшее значение - риск инфицирования в быту, при половых контактах и при рождении ребенка от инфицированной матери более низкий.

ГD вызывается дефектным дельтовым вирусом, который содержит РНК, не имеет собственной оболочки, а для формирования ее использует HBsAg. Поэтому ГD всегда является микстовой инфекцией. Когда HDV попадает в организм человека - носитель HBsAg, возникает супер-инфекция; при одновременном заражении HBV и HDV - конфекция.

ГЕ распространен преимущественно в Юго-восточной, Южной и Центральной Азии, Северной и Западной Африке, Центральной Америке. Источником возбудителя являются больные на ГЕ, а также некоторые животные (свиньи, овцы, домашние и лесные мыши), в которых болезнь перебегает без клинических проявлений.

ГG вызывается РНК-содержащим вирусом, который имеет несколько генотипов. Источником возбудителя являются дети на острый или хронический гепатит G, а также носители вируса. Путь передачи парентеральный. Возможная передача вируса от матери к ребенку (вертикальная и перинатальная).

Гепатит ТТ ассоциируют с вирусом ТТV, который содержит ДНК. Источником возбудителя являются люди. Генетический материал вируса находят также в сыворотке крови животных (свиней и коров) и птиц (кур), потому не отбрасывается возможность заражения от них. Передача вируса возможна не только при переливании крови, ведении наркотиков, но и перинатальный - от инфицированной матери к ребенку и фекально-оральным механизмом.

Путь передачи SEN- вируса - парентеральный. Однако эпидемиология, патогенез этой инфекции еще не выяснены и требуют дальнейшего изучения.

^ Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) - это группа вирусных инфекций, которая характеризуется и подавляющим поражением слизистых оболочек дыхательных путей и конъюнктивы.

^ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ:

КЛИНИЧЕСКИЕ:

  • катаральный синдром (заложенность носа, выделения из носа, часто обильные, боль в горле, гиперемия зева, гиперемия и зернистость задней стенки глотки, возможная сиплость голоса, сухой или с выделением мокроты кашель, гиперемия конъюнктив).

  • умеренно выраженное нарушение общего самочувствия (головная боль, снижение аппетита, вялость, адинамия).


^ ПАРАКЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Выявление антигена вируса из смыва из носоглотки с помощью реакции иммунофлуоресценции;

  2. Выявление антител к вирусу с помощью реакции связывания комплемента и реакции торможения гемагглютинации. Используют метод парных сывороток, когда учитывается нарастание титра антител в 4 раза в течение 10-14 дней.


^ Этиологический диагноз выставляется лишь после лабораторной расшифровки. При ее отсутствии ставится диагноз "ОРВИ" с указыванием ведущего клинического синдрома.
^ Профилактика ОРВИ:
Для профилактики острых респираторных вирусных заболеваний можно использовать арбидол, рекомбинантные (- интерфероны для назального введения, растительные адаптогены (эхиноцея, элеутерококк и другой) в комбинации с поливитаминами, во время контакта с больным показанное использование марлевых респираторов, частая мойка рук, полоскания рта и горла.
^ 6. Материалы относительно методического обеспечения занятия.

6.1. Контрольные вопросы к теме:

  1. Особенности возбудителей ВГ.

  2. Эпидемиология ВГ (источник инфекции, пути передачи, восприимчивость).

  3. Особенности патогенеза.

  4. Основные периоды болезни, их характеристика, длительность.

  5. Дифференциальный диагноз сверхпеченочных, печеночных и подпеченочных желтух.

  6. Результаты лабораторных исследований.

  7. Особенности хода ВГ у детей раннего возраста.

  8. ВГ у беременных.

  9. Профилактика ВГ.

  10. Клинические варианты хода гриппа и ОРВИ в зависимости от возраста ребенка и тяжести течения заболевания.

  11. Осложнение при гриппе и ОРВИ.

  12. Лабораторную диагностику гриппа и ОРВИ.

  13. Дифференциальную диагностику гриппа и ОРВИ.

  14. Принципы лечения гриппа и ОРВИ в зависимости от возраста ребенка и тяжести заболевания.

  15. Специфическую профилактику гриппа.

  16. Неспецифическую профилактику гриппа и ОРВИ.

  17. Диагностику неотложных состояний при гриппе и ОРВИ: крупа, гипертермического и судорожного синдромов.

  18. Неотложную помощь при крупе, гипертермическом и судорожном синдромах.

  19. Эпидемиологические и клинико-патогенетические особенности пандемичного гриппа.


^ 6.2. Учебные задания

Обследование больных на ВГ и ОРВИ по общим требованиям: жалобы, анамнез, эпидемиологический анамнез, объективный статус. Знакомство с лабораторными данными из истории болезни.

^

Ориентировочная карта обследования больного


Задание

Указания к выполнению

Записи студента

1. Анамнез.

Анамнез заболевания:

- дата заболевания;

- первые признаки;

- дата обращения к врачу;

- последовательность развития симптомов;

- характер обследования и лечения дома;




2. Эпиданамнез

Контакт с больным в школе, детском садике, дома, посещение стоматолога, маникюр, оператив-ные вмешательства, переливания препаратов крови, употребления "сырой" воды.

Эпидемиологический анамнез:

- контакт с больным гриппом и другими ОРВИ;

- в какой форме переносили окружающие лица ОРВИ;

- преморбидный фон ребенка;

- неблагоприятные факторы к заболеванию (переохлаждение, перегревание, прививка).




3. Обследования больного.

Тяжесть состояния.

Характеристика желтухи:

  1. Время появления желтухи от начала заболевания.

  2. Время потемнения мочи, ахолии.

  3. Печеночные проявления.

Состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.

Пальпация живота, печени, селезенки (размеры).

Диурез и опорожнение.

Выяснить при обзоре:

состояние больного, выраженность катаральных явлений, t тела, кожа (бледность, влажность, мрамор-ность), слизистые оболочки;

- изменения органа зрения;

- носовое дыхание, выделение из ноздрей;

- бронхолегочная система;

- состояние ССС;

- состояние нервной системы (сознание, судороги, менингеальные признаки, рефлексы);

- возможные изменения в желудочно-кишечном тракте;

- гепатолиенальный синдром.




4. Лабораторные данные

Проанализировать:

- общий ананлиз крови;

- общий анализ мочи;

- анализ смыва из носоглотки;

- результаты серологических иссле-дований;

- ликворограмму, рентгенограмму (при наличии).

- ИФА и ПЛР.







6.3. Подготовка студентов к занятию осуществляется через знакомство с учебной литературой. Полученная информация распределяется в следующем порядке: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз, лечение, профилактика.
^ 7. Литература для преподавателя.

Основная:

  1. Михайлова A.M., Тришкова Л.О., Крамарєв С.О., Кочеткова О.М.. Інфекційні хвороби у дітей. Підручник для студентів вищих медичних закладів освіти 3-4 рівнів акредитації та лікарів інтернів, К.: Здоров'я, 1998. - 418 с.

  2. Дитячі інфекційні хвороби (Клінічні лекції). Під. Ред. проф. С.О. Крамарева — Київ, “МОРІОН”. - 2003. - 480 с.

  3. Інфекційні хвороби у дітей: підручник / С. О. Крамарєв, О. Б. Надрага, Л. В. Пипа та ін.; за ред. проф. С. О. Крамарєва, О. Б. Надраги. – К.: ВСВ «Медицина». – 2010. – 392 с.

Дополнительная:

1. Инфекционные болезни у детей / под ред. В.В. Ивановой. - М.: МИА, 2002. - 923 с.

2. Руководство по инфекционным болезням у детей / В.Ф. Учайкин. - М.: ГЕОТАР Медицина, 1998. - 809 с.

3. Инфекционные болезни у детей / под ред. В.Н. Тимченко, Л.В. Быстряковой. - Спб.: СпецЛит, 2001. - 560 с.

4. Богадельников И.В. Дифференциальный диагноз важнейших инфекционных заболеваний у детей. - Симферополь, 1999. - 528 с.

Методическую разработку сложила ассистент И. О. Клым

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка практического занятия по детских инфекционных...
Тема практического занятия : Дифференциальная диагностика и неотложные состояния при вг у детей 6 часов

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по детских...
Тема: " Дифференциальная диагностика оки у детей. Неотложные состояния при оки у детей. Диагностика и лечение"

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка для преподавателей до проведения практического...
Оки. При таких наиболее распространенных оки, как сальмонеллез и шигеллез, в два раза увеличился процент летальности (с 0,05 до 0,1%)....

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по детски...
...

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Геморрагические лихорадки: Ебола, Ласса, Марбург, денге, чикунгунья, южноамериканские геморрагические лихорадки

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка для проведения практического занятия со студентами...
Тема: " Дифференциальная диагностика и неотложные состояния при детских респираторных инфекциях. "

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка практического занятия по детским инфекционным болезням для студентов
Тема: "Дифференциальная диагностика и неотложные состояния при гриппе и орви у детей. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний...

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Тема: «Арбовирусные инфекции. Флеботомная лихорадка. Енцефалиты: калифорнийский, венесуэльский, американские конские, японский, долины...

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Тема: «Другие протозойныеболезни: бабезиоз, токсоплазмоз, пневмоцистоз, криптоспоридиоз, изоспориоз, акантоамебиозы. Лепра. Обезьянья...

Методическая разработка практического занятия по детских инфекционных болезнях со студентами 5 курса медицинского факультета для преподавателей: Тема : «Грипп. Орви. Вирусные гепатиты у детей» iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по клинической...
Тема: «Другие протозойныеболезни: бабезиоз, токсоплазмоз, пневмоцистоз, криптоспоридиоз, изоспориоз, акантоамебиозы. Лепра. Обезьянья...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<