Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности»




Скачать 140.19 Kb.
НазваниеРеферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности»
Дата публикации24.02.2014
Размер140.19 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Биология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Системные аспекты психической деятельности

Российский государственный гуманитарный университет Институт психологии им. Л.С. Выготского Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» (на примере мышления) Студентки ИП-II-982 Гуриной А.И. Москва, 2000Общие положения теории функциональных систем.Еще А.А. Ухтомский писал, что рефлекторная схема описания психическойдеятельности несостоятельна, т.к. она описывает не общие закономерностипсихической деятельности, а феноменальные ее проявления.Рефлекторный принцип организации психической деятельности не можетобъяснить механизмы целенаправленной деятельности животного и человека ипоиск в естественных условия обитания специальных раздражителей, принятиерешений и коррекцию поведения в соответствии с результатами деятельности. Врефлекторной теории невозможно найти объяснения таким проявлениямпсихической жизни, как мотивация и эмоции, т.к. эти понятия совершенно неукладываются в схему рефлекторной дуги (как условного, так и безусловногорефлекса).Как пишет К.В. Судаков, теория функциональных систем, разработанная П.К.Анохиным, возникла как «закономерное развитие научных идей школы Павлова,особенно идей, связанных с изучением высшей нервной деятельности животных»[5, с. 18]. Сам П.К. Анохин полагал, что его теория направлена на изучениефизиологических механизмов психики животных и человека, т.е. на сближениефизиологии и психологии.Теория функциональных систем исходит из того, что единицами целостнойдеятельности организма являются динамические, самоорганизующиесяфункциональные системы, все составные компоненты которых взаимодействуют сцелью достижения организмом полезных приспособительных результатов. Причемв организме взаимодействуют функциональные системы различного уровня:метаболические, гомеостатические, поведенческие, социальные и др. В теориифункциональных систем разработана концепция изоморфности иерархическихуровней. Изоморфность уровней заключается в том, что все они представленыфункциональными системами, а не какими-либо специальными процессами илимеханизмами. Фактором, определяющим системную организацию этих уровней,является история их развития. Ж. Пиаже подчеркивал соответствие стадийразвития уровням организации поведения, при этом формирование новогоповедения означает ассимиляцию новых элементов в уже построенные структуры.Таким образом, взаимодействие различных функциональных систем происходит попринципу иерархии, при котором для функционирования функциональных системвысшего уровня необходимо функционирование систем низших уровней. Общимпринципом взаимодействия функциональных систем является принципдоминирования, открытый А.А. Ухтомским, т.е. существует некотораяфункциональная система, являющаяся доминантной в данный момент времени,другие активированные функциональные системы организма направлены наобеспечение нормального функционирования доминантной системы и ееподкреплении.С точки зрения теории функциональных систем любая поведенческаяцеленаправленная деятельность, в том числе и психическая, строится напринципиально одинаковой архитектонике, т.е. обязательно включает в себяследующие системные компоненты: - результат как ведущий системообразующий фактор деятельности; - оценка результата деятельности с помощью обратной афферентации; - потребность как системоорганизующий фактор, формирующий доминирующую мотивацию; - программирование деятельности с помощью акцептора результата действия; - эффекторное выражение деятельности (для психической деятельности в процессах мышления, соматовегетативных и речевых реакциях).В соответствии с представлениями П.К. Анохина, любая целенаправленнаядеятельность в своем развертывании представляет собой последовательносменяющиеся стадии системной организации: афферентный синтез, принятиярешения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза, действия ипостоянной оценки достигнутого результата с помощью обратной афферентации.Отличительной особенностью системной арихитектоники психическойдеятельности является то, что она целиком строится на информационнойоснове. Информационный уровень затрагивает процессы отражения мозгомвнутренних состояний организма и разнообразных воздействий на негораздражителей из внешней среды. Информация при этом понимается как«отношение субъекта к своим потребностям и их удовлетворении» [5, с. 21].При отклонение результата деятельности любой функциональной системы отобраза результата действия (акцептора действия) формируется субъективныйинформационный сигнал – отрицательная эмоция, при совпадении результатадействия с акцептором формируется положительная эмоция.П.К. Анохин определяет афферентный синтез как «способность коры большихполушарий провести синтез многочисленных и различных по функциональномукачеству афферентных воздействий и только после этого формироватьприспособительный поведенческий акт, соответствующий данной системе» [2, с.47].На стадии афферентного синтеза интегрируются несколько форм афферентнойинформации: - мотивационное возбуждение, определяющее и направляющее, активирующее подбор информации, необходимой для выработки решения к действию; - обстановочная афферентация – создает предпусковую интеграцию возбуждения, которое находится в скрытом состоянии, но может быть выявлено при действии пускового стимула; - пусковая афферентация, имеющая физиологический смысл; - использование аппарата памяти.Таким образом, на стадии афферентного синтеза доминирующее мотивационноесостояние, возникающее на основе доминирующей в данный момент потребности,постоянно взаимодействует с афферентацией, поступающей в центральнуюнервную систему от афферентного звена. Информационным результатом этоговзаимодействия является такой механизм психической деятельности, какпринятие решения, которое предполагает направленность деятельности субъектана удовлетворение доминирующей мотивации.«После принятия решения психическая деятельность может ограничиться сугубомозговыми нейродинамическими исполнительными механизмами или же дляудовлетворения потребности включать активную поведенческую деятельность»[5, с. 22]. Еще до исполнения действия формируется аппарат постановки цели- акцептор результата действия. По определению П.К. Анохина акцепторрезультата действия – «это отражение афферентных параметров результата сразличными модальностями, ожидаемого именно в данных условиях и именно вданной ситуации» [2, с. 55]. Акцептор результата действия – временноеобразование, сформированное в функциональных системах на генетическойоснове и на основе индивидуального опыта (многократная постановка одной итой же цели) конкретно по поводу данной ситуации. При действии на организм(и более всего на его рецепторы) факторов внешней среды, удовлетворяющихили не удовлетворяющих его потребность, возникают афферентные потокивозбуждения, которые проходят в центральную нервную систему изапечатлеваются на соответствующих структурах мозга, составляющих аппаратакцептора результата действия. Особое влияние на акцептор действияоказывают факторы, удовлетворяющие потребность, т.е. подкрепляющие – этифакторы запечатлеваются быстрее и лучше (т.к. функциональная системыдействует по принципу доминанты). Анохин разделяет обратную афферентацию на2 принципиально разных типа: - направляющую движение, т.е. обратная афферентация от эффекторов; - результирующая афферентация, т.е. обратная афферентация от признаков самого результата действия (поэтапная – соответствует осуществлению новой цели данного поведенческого акта; санкционирующая – закрепляет наиболее успешные интеграции афферентного возбуждения и завершает логическую функциональную единицу поведения).Генетически и индивидуально приобретенные механизмы акцептора результатадействия позволяют живым организмам при возникновении у них различныхметаболических потребностей на информационной основе предвидеть свойстватех раздражителей внешней среды, которые приводят или препятствуютудовлетворению потребности. Формируемая доминирующими потребностямипсихическая деятельность, таким образом, направлена на будущие результатыповедения, удовлетворяющие эти потребности.Биологическая мотивация.Если анализировать поведение с точки зрения рефлекторной теории, то можнозаметить, что понятие мотивации вообще не рассматривается как сколько-нибудь существенный фактор при организации поведения. Теория функциональныхсистем, напротив, рассматривает мотивацию как один из основныхсистемообразующих факторов, влияющих на общий процесс поведения на всехстадиях его системной организации. По рассматриваемой теориинемотивированного поведения не бывает.Доминирующая мотивация играет ведущую роль прежде всего на инициативнойстадии организации поведения – стадии афферентного синтеза. Мотивацияформируется на основании ведущих метаболических, социальных или идеальныхпотребностей, причем биологические мотивации формируются на основегенетически детерминированных механизмов. В формировании социальных иидеальных мотиваций главным образом участвуют обучение и совершенствованиемеханизмов афферентного синтеза и акцептора результата действия. Мотивацияопределяет целенаправленность деятельности субъекта, ведущую кудовлетворению лежащей в ее основе потребности.Под влиянием доминирующей мотивации субъект не только избирательнореагирует на стимулы внешней среды, но и активно ищет стимулы,удовлетворяющие его исходные потребности. Биологические мотивации голода,жажды, страха, агрессии, половые влечения и т.д. являются врожденными; онисозревают на генетически детерминированной основе и не требуют специальногообучения для своего проявления. Биологические мотивации появляются сразупри появлении соответствующих метаболических потребностей или подвоздействием стимулов внешней среды, раскрывающих данные мотивации.Роль эмоций в регуляции психической деятельности.П.К. Анохин разработал эволюционную теорию эмоций, в которой подчеркиваетадаптивный характер эмоциональных реакций, их регуляторную функцию вобеспечении поведения и адаптации организма к меняющимся условиямокружающей среды. Анохин выделяет 2 основных стадии в жизнедеятельностилюбого организма: стадия появления потребности и формирования мотивации истадия удовлетворения потребности. Каждая из этих стадий обязательносопровождается эмоциями: первая – в основном негативными, вторая – восновном позитивными.Эмоции являются ведущим компонентом информационной оценки мозгом внутреннихпотребностей и действия внешних факторов. «Если проблему эмоцийрассматривать с биологической точки зрения, то надо будет признать, чтоЭмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент,удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающийразрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизниданного организма» [4, с. ]. Эмоциональный уровень психической деятельностигенетически детерминирован и не требует специального обучения.Отрицательные эмоции возникают и усиливаются всегда в тех случаях, когдавозникает рассогласование в деятельности функциональной системы: привозникновении метаболических потребностей и их неудовлетвоернии, придействии на организм повреждающих факторов, когда информация о достигнутыхрезультатах не соответствует запрограммированным в акцепторе.Положительные эмоции формируются во всех случаях достижения субъектомтребуемых результатов. На основе неоднократного удовлетворения однотипнойпотребности формируется предвидение положительной эмоции при удовлетворенииданной потребности за счет ее включения в акцептор результата действия.Таким образом, эмоциональные реакции являются одной из важнейшихсоставляющих процесса научения.Мышление как системный процесс.Анохинская теория основана на телеологическом принципе, т.е. в нейутверждается, что любая деятельность, как животного, так и человека,обязательно направлена на достижение какой-либо цели. Таково мнениефизиологов. В психологии принято считать, что цель в строгом смысле этогослова всегда осознана, а сознание присуще только человеку, поэтому понятие«цели», применительно к животному есть предвосхищение живыми существаминекоторых биологически значимых для них событий в ближайшем будущем. Какпишет А.В. Брушлинский «Цель – это важнейшее качество человека каксубъекта, т.е. она сразу же предполагает субъекта, который и обеспечиваетвысший уровень интегральности нервной системы и всех вообще системчеловека» [3, с. 156]. При этом субъект понимается как «высшая системнаяцелостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередьпсихических процессов, состояний и свойств, его сознания ибессознательного» [там же, с. 157]. Такая целостность формируется в ходеисторического и индивидуального развития. Будучи изначально активным,человеческий индивид становится субъектов в ходе своей деятельности, т.е. входе развития и большей интеграции всех функциональных систем.Процессы мышления тесно связаны с эмоциональными ощущениями. Человекосуществляет мыслительную деятельность с помощью субъективных эмоциональныхощущений, которые помогают осмысливать ему предметные воздействия внешнегомира по принципу обратной связи. Мыслительная деятельность, по мнению К.В.Судакова, делится на некоторые дискретные участки, включающие осознаниепотребности (восприятие), пердвидение требуемых результатов, средств ихдостижения (воспоминания и воображение) и оценку достигнутых результатов[5, с. 82]. Эти информационные процессы составляют основу формированиямыслей, которые хотя и являются отражением действительности, но в то жевремя представляются определенной формой абстрагирования. Результатоммыслительной деятельности являются мысли, которые можно определить как«субъективное отражение в сознании человека динамики его объективносуществующих потребностей, предвидение объектов и способа их удовлетворенияпутем постоянного реагирования субъекта на внешние воздействия всопоставлении с механизмами памяти» [там же].В соответствии с принципами теории функциональных систем процесс мышлениядинамически развертывается во времени на основе сменяющих друг другаузловых стадий. По ходу целенаправленного поведенческого акта мысль можетперестраиваться путем коррекции достигнутых результатов при сравнении их сакцептором.Процесс мышления различен в двух ситуациях: когда субъект обучен достижениюнужного результата и когда задача для субъекта является новой. В первомслучае мышление полностью определяется информационными процессами,основанными на механизмах памяти, включенными в акцептор результатадействия. Во втором случае на основе доминирующей мотивации выстраиваетсяновая функциональная система, при этом учитывается весь предыдущий опытиндивида.П.К. Анохин специально не рассматривал процесс мышления, но в книге«Биология и нейрофизиология условного рефлекса» он рассматривает системнуюдинамику формирования речевой фразы на примере фразы «Дайте мне стаканводы». Анохин показывает, что первично фраза формируется мозговымиструктурами на основе процессов афферентного синтеза, принятия решения иакцептора результата действия. Произнесению фразы предшествует формированиеисходной психической потребности, произнесение фразы происходит с поэтапнымконтролем произнесения каждого слова с запрограммированным в акцепторерезультата действия ее информационным эквивалентом с помощью обратнойафферентации, поступающей от речевого аппарата (от голосовых связок).Обратная афферентация позволяет человеку «проигрывать» фразу в уме (вовнутренней речи).Голосовой аппарат является исполнительным компонентом системной организациимышления.Особое место в организации процесса мышления занимает предварительнаяинструкция или наставление. Словесная или письменная инструкция формирует учеловека акцептор результата действия, в котором программируетсяопределенная цель – желаемый результат и ведущие к нему мыслительныедействия, т.е. «мыслительная энграмма».«С точки зрения теории функциональных систем процесс формирования«мыслительной энграммы» начинается с действия параметров подкрепляющегораздражителя на рецепторы мотивированного потребностью субъекта» [5, с.88]. При этом на основе обратной афферентации в структурах акцепторарезультата действия формируется «мысленный образ» подкрепления. исходнаямотивация и пусковой условный стимул еще более активируют «мысленный образ»подкрепления, место его нахождения и способ его достижения, т.е. междупотребностью и объектом, способным удовлетворить данную потребность,существует постоянное динамическое двустороннее взаимодействие. С однойстороны, акцептор результата действия может создаваться параметрамиподкрепления при непосредственном его достижении или же может бытьактивизирован доминирующей мотивацией или условным стимулом на основепредшествующего опыта. Таким образом, инструкция «отпечатывается» наструктурах мозга и может быть активизирована в ситуации решения сходнойзадачи.Некоторые психологи, в особенности в традиции школы деятельностногоподхода, сомневаются в большой значимости механизмов обратной афферентациив процессах мышления. «Процесс афферентации – это механизм регуляции,основанный на заранее заданных, сигнальных признаках, т.е. можно сказать,что принцип обратной связи реализует принцип сигнальности» [3, с. 165].Таким образом, обратная афферентация является однозначной.Т.к. любая деятельность приводит к результату, которые могут повлиять напоследующую деятельность, то принято считать, что механизм обратной связи(т.е. связи конкретной операции с ее результатом) – это основной и всеобщийспособ детерминации всех явлений и процессов. А.В. Брушлинский указывает нато, что традиционная трактовка обратной связи как метода управлениясистемой путем включения в акцептор результатов предшествующего выполненияею своих задач специфична не для всех типов взаимоотношений междуразличными процессами и их результатами, т.е. обратная связь специфична длястрого определенных взаимоотношений между ними: непосредственных,наглядных, однозначных. «Обратные связи представляют собой чувственно-наглядное, непосредственное соотнесение или сличение заранее заданных,желаемых, конечных и фактически достигнутых, промежуточных, текущихрезультатов» [3, с. 165].Если рассматривать т.н. «творческое» мышление, то в качестве желаемогорезультата выступает прогнозируемое искомое или его вообще может не быть,т.е. акцептора результата действия может просто не быть или же он будеточень абстрактным. Неизвестность искомого означает, что даже в ходе егопостепенного или скачкообразного прогнозирования оно до последней стадиимыслительного процесса не может быть найдено и зафиксировано с предельнойотчетливостью.В противоположность такому построению акцептора результата действия в«простейшем» построении обратных связей существует исходный эталонрезультата действия, который предполагает четкую фиксацию всех (или многих)параметров результата. Без этого эталона невозможно непосредственноесличение желаемого и фактического результатов.Таким образом, механизм обратной связи основывается на изначальнойзаданности эталона, который детерминирует процесс прямого сличенияпромежуточного и конечного результатов. Следовательно, необходимо различатьдва типа детерминации: обратную связь и «более сложные виды саморегуляции,лежащие в основе развития, которое осуществляется безотносительно к любомузаранее установленному масштабу, эталону, критерию и т.д.» (3, с. 166).Как было сказано выше, в процессе «творческого» мышления нет четкоопределенного желаемого результата, т.е. неизвестно искомое, поэтому толькочто начавшуюся мыслительную деятельность невозможно телеологическиопределять через ее отношения к «конечному» состоянию. Конечная стадиямыслительного процесса не есть логически-предметная характеристикаисследуемого объекта, а прежде всего те психические новообразования (новыемотивы и способы анализа и синтеза информации), которые возникают иразвиваются на основе цели мышления по ходу решения новой задачи. Т.е. дляпроцесса мышления более характерно иметь в качестве акцептора результатадействия не требование задачи, а искомые способы ее решения.Безусловно, при решении новой задачи строится новая функциональная система,в которую будут включены параметры результата этой деятельности и способыдостижения этого результата, но при последующих решениях сходных сизначальной задач процесс решения будет представлять собой функционированиеуже существующей функциональной системы, а не поиск новых решений, черезкоторый в психологии принято определять процесс мышления.Выводы.Следовательно, об акцепторе действия и обратной связи (в анохинском еепонимании) в функциональной системе мыслительной деятельности можноговорить в случае предметного мышления, но не творческого, т.к. в процессетворческой мыслительной деятельности «искомое», т.е. непосредственныйрезультат не известен или известно очень ограниченное количество егопараметров. Тем не менее, в процессе мыслительной деятельностиосуществляется контроль, как поэтапный, так и результирующий, но, вероятно,это более сложные формы контроля, чем обратная афферентация. То же можносказать о речи. невозможно свести речевые процессы к «мысленным» образам.Так, например, в случае «предметной» речи (пример Анохина со стаканом)возможно мысленное представление некоторого предмета из класса «стакан», нов случае обсуждения абстрактных понятий референциальный компонент данногокласса слов, т.е. невозможно точно представить себе или определить значениеслов «Вселенная», «свобода», «храбрость» и т.д.Литература:1. Александров Ю.И. Теория функциональных систем // Системные аспекты психической деятельности. М., 19992. Анохин П.К. Функциональная система как основа физиологической архитектуры поведения // Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 19793. Брушлинский А.В. Субъект деятельности и обратная связь. // Системные аспекты психической деятельности. М., 19994. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 19975. Судаков К.В. Теоретические основы психической деятельности. // Системные аспекты психической деятельности. М., 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconПлан: Введение 3 Истоки учения Павлова о высшей нервной деятельности...
«Учение Павлова о высшей нервной деятельности» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Физиология (физиология мотиваций и эмоций особенности высшей нервной деятельности человека)

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconНекоторые этапы интеграции в формировании поведения животных
Павловым и его школой закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе поведения человека и животных. Основным объектом,...

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconРеферат по курсу: “Техника самоорганизации” на тему: “Планирование деятельности”

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconЛичность и личностный рост
Дина Михайловна Рамендик, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического...

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconРеферат на тему: Исполнитель: учитель математики высшей категории
Использование элементов метода проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconИльина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных...
Кой основой финансирования высшего образования, так как позволяет с новых позиций рассматривать экономические аспекты деятельности...

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconКурсовая работа По курсу «Управленческая психология» Тема: «Психологические...

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconОбраз в системе психической регуляции деятельности
Исследуется зависимость эффективности деятельности человека от уровня сформированности образа. На основе экспериментальных данных...

Реферат по курсу «Физиология высшей нервной деятельности» на тему «Системные аспекты психической деятельности» iconОбраз в системе психической регуляции деятельности
Исследуется зависимость эффективности деятельности человека от уровня сформированности образа. На основе экспериментальных данных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<