Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 118.2 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации01.03.2014
Размер118.2 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Биология > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Физиология (ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА)

ФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ И ЭМОЦИЙ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКАПоведение человека и животных в естественных условияхносит целенаправленный характер, оно служит удовлетворениюкакой-либо биологической или социальной потребности.Возникающие у живых существ желания, побуждения, потреб-ности, которые предшествуют какому-либо действию и определяютего, называют мотивами действия, иначе говоря - мотивациями.Сам термин "мотивация" буквально означает то, что вызываетдвижение. Современное же физиологическое определение терминамотивация следующее: " Мотивация - это эмоционально окрашен-ное состояние организма, возникающее в связи с определеннойпотребностью, которое направляет поведение человека или жи-вотного на удовлетворение исходной потребности.Вся наша жизнь с точки зрения физиолога представляетсякак непрерывная цепь формирующихся целей и их достижений (илинеудач). Какие же мотивации могут определять поведение чело-века Все мотивации, согласно Миллеру, разделяют на т.н. низ-шие (первичные, биологические) и высшие (вторичные, социаль-ные). К низшим мотивациям относят висцеральные, направленныена поддержание гомеостаза (голод,жажда), самосохранение особи(страх), сохранение вида ( половой инстинкт). Все эти мотива-ции обусловлены соответствующими инстинктами и закреплены ге-нетически. Высшие мотивации формируются в течении жизни чело-века, они зависят от его воспитания, индивидуального опыта.Высшие мотивации не детерминированы генетически, поэтому уразличных людей они могут быть совершенно разными. К социаль-ным мотивациям относят, например, стремление получать ту илииную профессию, добиться признания, успеха, справедливости,заработать много денег и т.д. У человека социальные мотивацииочень часто оказываются сильнее биологических; порой дажевступают с ними в борьбу ( например люди даже готовы жертво-вать своей жизнью во имя различных идей и т.д.)У человека могут быть также патологические мотивации (чаще всего при поражении гипоталамуса, например, анорексияили булимия), а также искусственные мотивации (различные видынаркоманий).Каким образом формируется та или иная мотивация! Сущест-вует ряд теорий, объясняющих возникновение мотиваций и форми-рование соответствующего поведения.1.Периферическая теория. Автором ее обычно считают Кен-нона, хотя еще Декарт, а вслед за ним и Сеченов полагали, чтов основе мотиваций лежит стремление особи избежать неприятныхфизиологических и эмоциональных ощущений и достичь и удержатьприятное чувственное ощущение.Например,при пустом желудкевозникают весьма неприятные ощущения "под ложечкой",и поэто-му,согласно данной теории,человек или животное прекратить инаполненного желудка,что и определяет его поведение.Эта тео-рия содержит определенное рациональное зерно,однако не объяс-няет сам механизм возникновения мотивации.2. Дальнейшие поиски привелик созданию другой группы тео-рий,в которых основное внимание уделялось _ гуморальным факто-_рам . в возникновении мотиваций.Так ,голод связывался с соста-вом т.н. "голодной" крови,жажда - с повышением осмотическогодавления крови,половое влечение ставилось в прямую зависи-мость от уровня половых гормонов.Несомненно,роль гуморальныхфакторов в возникновении мотиваций очень важна,однако гумо-ральные факторы,как выяснилось,на способны самостоятельновызвать ту или иную мотивацию.Наблюдения Т.Алексеевой над си-амскими близнецами ,у которых были раздельные головы и на-чальные отделы ЖКТ и общая система кровообращения помоглиуточнить роль гуморальных факторов в возникновении мотивацииголода.Оказалось,что кормление одной из девочек,а значит,иравномерное распределение питательных веществ в кровеноснойсистеме обоих близнецов,никогда не приводило к насыщению дру-гой.Напротив,у второй девочки длительное время могла поддер-живаться потребность в пище.По-видимому,как возникновение,так и удовлетворение моти-вации имеет множественный генез,зависящий как от нервных,таки от гуморальных факторов,влияющих на различные структуры ЦНС.3. Поиски структур мозга,ответственных за возникновениемотиваций,привели к созданию _ гипоталамической теории . мотива-ций Стеллара,который полагал,что гипоталамус является сосре-доточением "центрального мотивационного состояния".ВыводыСтеллара основывались на следующих фактах.Во-первых,в гипота-ламусе обнаружены нейроны,избирательно реагирующие на осмоти-ческое давление крови,содержание глюкозы и др.веществ в кро-ви,уровень различных гормонов и т.д.Во-вторых,раздражение оп-ределенных ядер гипоталамуса вызывало формирование той илииной мотивации,даже если реальной потребности организм в дан-ный момент не испытывал.Например,у сытого животного раздраже-ние центра голода (латеральных ядер гипоталамуса)приводило кизбыточному потреблению пищи,раздражение супраоптического яд-ра приводило к потреблению воды сверх физиологической потреб-ности и т.д.В-третьих,разрушение соответствующих структур ги-поталамуса полностью прекращало возникновение той или иноймотивации,например,разрушение центра голода приводило к отка-зу от пищи даже у истощенных животных .Все приведенные фактысвидетельствуют,что гипоталамус является важнейшим цент-ром,который ,с одной стороны,контролирует состояние внутрен-ней среды организма,и с другой стороны - формирует жизненноважные мотивации.Однако гипоталамические структуры на могутрассматриваться как единственные в ЦНС,ответственные за воз-никновение мотиваций.Важная роль в этом процессе принадлежитЛС и КБП.В формировании социальных мотиваций,по-видимому,ве-дущая роль принадлежит коре и структурам ЛС.4. _ Пейсмекерная теория . мотиваций Анохина в определенноймере объединила данные всех предшествующих теорий.Анохин по-лагал,что любая мотивация обусловлена соответствующей потреб-ностью и носит системный характер.Потребность трансформирует-ся посредством нервных и гуморальных факторов в возбуждениегипоталамических центров (пейсмекеров),которые,в свою оче-редь,активируют другие структуры мозга -РФ,ЛС,и КБП.ЛС форми-рует эмоциональную оценку ситуации,когда соответствующая пот-ребность не удовлетворена:в КБП происходит осознание этойпотребности,учет различных обстоятельств реальной обстанов-ки.В зависимости от факторов окружающей среды кора может кактормозить,так и дополнительно возбуждать гипоталамическиецентры мотиваций.Таким образом,на уровне коры формируетсяконкретная программа целенаправленной деятельности для удов-летворения соответствующей потребности._Физиология эмоций.Под эмоциями понимают субъективные реакции человека иживотных на воздействие внешних или внутренних раздражите-лей,проявляющиеся в виде удовольствия и неудовольствия,стра-ха,гнева,радости,грусти и т.д._Биологическая роль эмоций.1.Эмоции выполняют _ отражательную . или _ оценочную роль ..Лю-бой раздражитель,приобретая эмоциональную окраску,становитсяиндивидуально значимым для особи.Именно эмоциональная оценкаспособствует формированию целенаправленной поведенческой ре-акции на данный раздражитель,мобилизуя,если необходимо,всесилы и ресурсы организма для адекватного ответа на какой-ли-бо стимул или ситуацию.2. Эмоции играют _ регулирующую . или _ переключающую роль ..Приконкуренции различных доминант (например,страха и голода,иличувства долга и страза и т.д.) побеждает наиболее сильно эмо-ционально окрашенная доминанта.3.Очень важна и _ подкрепляющая . роль эмоций.Положительноеэмоциональное подкрепление достигнутого результата ("поощре-ние")способствует закреплению соответствующей формы поведе-ния,улучшает обучение и становление определенного дейс-твия.Положительное эмоциональное подкрепление служит своеоб-разной энергетической "подпиткой" для организма.Человек,по-лучающий удовольствие от своей деятельности,готов работатьпочти круглосуточно,может "горы свернуть".Существует даже та-кая категория людей - "трудоголики",для который работа явля-ется высшей ценностью,а материальное вознаграждение играетвторостепенную роль.Напротив,биологический смысл негативногоэмоционального подкрепления ("наказания") состоит в том,чтовозникающие отрицательные эмоции тормозят неэффективный дляособи вид деятельности ,заставляя искать другие способыдостижения цели,другие виды деятельности,поведения,или даже -сменить цель.Таким образом эмоции можно рассматривать как ак-тивное состояние специализированных структур мозга,побуждаю-щих изменить поведение в направлении минимизации (отрицатель-ные эмоции) или максимизации (положительные эмоции) этогосостояния.Если человек не изменяет своего поведения и в тече-ние длительного времени испытывает отрицательные эмоции,у не-го существенно снижается энергетический потенциал для любоговида деятельности,развивается астенизация и невротизация лич-ности,страдает и соматическое здоровье,появляются типичныепризнаки хронического стресса:вегетативные дисфункции,сниже-ние иммунитета и др.В такой ситуации необходимо либо изменитьсоответствующие обстоятельства,порождающие отрицательные эмо-ции,либо,если это невозможно,изменить свое отношение к даннойситуации.4. Эмоции выполняют _компенсаторную .или _замещающую_роль ..Например,если цель еще не достигнута,то даже небольшойуспех в этом направлении порождает положительные эмоции.Этиположительные эмоции не столько связаны с конкретным малень-ким успехом,сколько с чувством надежды,веры.Эти чувства помо-гают человеку существовать даже в довольно безрадостнойобстановке.Для человека надеяться и верить иногда значительноважнее,чем добиваться поставленной цели.Древняя японская муд-рость гласит:"Лучше путешествовать с надежной,чем достичьпункта назначения"._Теории эмоций.1. _Периферическая теория Джеймса-Ланге. .Согласно даннойтеории,эмоции являются вторичным явлением,отражением измене-ний,происходящих во внутренних органах и скелетных мыш-цах.Джеймс сформулировал свою теорию следующим образом:"Мычувствуем печаль,потому что плачем,мы боимся,потому что дро-жим." Действительно,в определенной степени периферическиепроцессы влияют на формирование того или иного эмоциональногосостояния.НАпример,при ишемии миокарда возникает страх смер-ти,при перевозбуждении симпато-адреналовой системы развива-ется паническое состояние и т.д. В последнее время появилисьинтересные данные о влиянии периферических сигналов от мими-ческой мускулатуры на эмоциональную сферу. Обнаружено,чтосокращение мимических мышц при улыбке способствует формирова-нию положительного эмоционального фона,и наоборот,постоянная"маска" уныния и грусти во многом определяет и усугубляетдепрессивное состояние.Одной из возможных причин такого влия-ния мимики на психику некоторые исследователи считают замет-ное увеличение кровотока мозга,в частности структур лимби-ческой системы,при улыбке.Однако,несмотря на приведенные данные,необходимо отме-тить,что теория Джеймса-Ланге сводила эмоции лишь к опреде-ленным вегетативным или соматическим сдвигам на перифе-рии.Эксперименты на животных показали,что даже полная деаффе-рентация внутренних органов не устраняла у таких животныхразвития некоторых эмоциональных реакций,таких как страх илиярость при предъявлении соответствующих раздражителей.2. Кеннон ,Бард и другие исследователи предложили целыйряд "центральных" теорий эмоций,доказав,что источником эмоцийявляется мозг,определенные структуры ЦНС,а не периферическиеорганы.Одной из центральных теорий эмоций была теория Пейпе-ца,которая отводила главную роль в возникновении эмоцийструктурам лимбической системы и гипоталамуса.Пейпец предпо-ложил,что ЛС ("круг Пейпеца") является своеобразной замкнутойструктурой,в которой циркулируют импульсы,приходящие от тала-муса,гипоталамуса и коры ,приобретая таким образом эмоцио-нальную окраску.Экспериментальные данные во многом подтверди-ли эту гипотезу.Так,при двустороннем удалении миндалевидныхтел у обезьян возникал синдром Клювера-Бьюси, характеризую-щийся эмоциональной ареактивностью (отсутствием страха),нару-шением пищевого ,полового и социального поведения животного.В опытах Олдса,Дельгада и др. электрическое раздражение раз-личных отделов гипоталамуса и ЛС вызывало такие состояния какстрах,реакцию ложной ярости или ее торможение,чувство удов-летворения или неудовлетворения.Теория Пейпеца и другие "центральные теории" эмоцийвнесли решающий вклад в определение структурно-функциональнойосновы возникновения эмоций.Ответ на вопрос ,почему в целост-ном организме в определенный момент времени,при той или инойситуации возникают различные эмоции,до сих пор до конца неясен.3. Согласно _биологической теории эмоций Анохина .,эмоциивозникли на определенном этапе эволюции как средство оценкипотребности и степени ее удовлетворения.Как правило,любая не-удовлетворенная потребность сопровождается отрицательнымиэмоциями,тогда как удовлетворение этой потребности вызываетположительные эмоции.ЭМОЦИИ:Неудовлетворенная целенаправленное удовлетвореннаяпотребность ----------------> потребностьповедениеПоложительные эмоции,с точки зрения теории Анохина,воз-никают не только при удовлетворении той или иной потреб-ности,но и при достижении кокай-нибудь социальной цели ,еслирезультат деятельности отвечает планам,запросам и притязаниямличности.Если же наблюдается "рассогласование" между ожидае-мым и реальным результатом,то возникающие в такой ситуацииотрицательные эмоции,неудовлетворенность побуждает человека кпоиску более эффективных путей для достижения поставленнойцели.4. Существует также " _информационная ." теория эмоций Симо-нова.Она изложена в учебнике под ред.Косицкого.В заключение необходимо отметить,что ни одна из рассмот-ренных или существующих теорий эмоций не является исчерпываю-щей не не может объяснить все многообразие эмоций у человека._Особенности ВНД человека.Основное отличие ВНД человека от животных состоит в на-личии у человека "чрезвычайной прибавки" эволюции - особойсистемы сигнализации,которая связана со словесным обозначени-ем объектов.И.П.Павлов назвал ее второй сигнальной системой.Первая сигнальная система,общая для человека и живот-ных,связана с восприятием конкретных сигналов окружающего ми-ра,которое осуществляется всеми органами чувств.вторая сигнальная система связана с восприятием речи(устной,письменной).Развитие речи и связанного с речью сло-весно-логического мышления и явилось она определенном этапеэволюции коренным отличием психической и познавательной дея-тельности человека от других представителей животного мира._Речь выполняет следующие функции.1. Функция обозначения или номинативная функция.Каждоеслово в языке обозначает какой-либо предмет ,действие,понятиеи т.д.2. Функция обобщения.Слово является не только обозначе-нием конкретного предмета,но и целой группы предметов ,поня-тий.Функция обобщения тесно связана с абстрактным мышлением.3. Функция коммуникации или общения.В понятие коммуника-ции входит следующие составляющие:- информационная функция;- выразительная функция:с помощью слов и интонаций чело-век может выражать не только мысли,но и чувства.- функция волеизъявления.4. Регулирующая функция речи связана со способностьюсловесной информации управлять поведением человека, начинаяот простейших форм деятельности, заканчивая самыми сложными.Слово может также регулировать деятельность внутренних орга-нов, тонус мышц и т.д. Врачу важно понимать огромную рольслова в медицине: слово может быть как лечебным фактором(психотерапия), так и причиной возникновения т.н. ятрогенныхзаболеваний.В связи с тем, что основные центры речи сосредоточены влевом полушарии, данное полушарие стали считать доминантным.Функции правого, субдоминантного полушария, связаны с воспри-ятием невербальных сигналов, пространственных конструкций идругих сенсорных сигналов. Восприятие правым полушарием окру-жающего мира носит цельный, синтетический характер. Правоеполушарие более эмоциогенно и в большей степени связано ст.н. бессознательными процессами. Существует также и эмоцио-нальная межполушарная ассиметрия. Положительные эмоции у че-ловека связаны в основном с левым, а отрицательные - с правымполушарием. В связи с этим левая половина лица в большей сте-пени отражает отрицательные, а правая - положительные эмоции.В зависимости от относительного преобладания восприятиясигналов первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов разде-лил всех людей на 3 типа:1. Мыслительный тип (левополушарный).2. Художественный (правополушарный.3. Смешанный тип.Лица мыслительного типа тяготеют к теории, имеют большойсловарный запас и активно им пользуются, им присуща довольновысокая двигательная активность, целеустремлённость, способ-ность прогнозировать события. Человек художественного типа,напротив, тяготеет к конкретным видам деятельности, он мало-разговорчив, более медлителен, зато наделён способностью тон-ко чувствовать, переживать, склонен к созерцанию и воспомина-ниям.По классификации Юнга и др. авторов, тип ВНД человекаопределяют следующие парные характеристики:1. Экстраверт-интраверт.2. Эмоциональная стабильность - невротизм (эмоциональнаянеустойчивость).3. Подвижность нервных процессов - инертность.Экстраверт - человек общительный, интересующийся людь-ми, не склонный к самоанализу. Интраверт - не общителен,замкнут, не проявляет особого интереса к другим людям, скло-нен к самоанализу.Существует также классификация темпераментов людей в за-висимости от типов конституции. Она принадлежит Шелдону. ПоШелдону, выделяют 3 основных типа людей: висцеротонический,соматотонический и церебротонический. С определёнными оговор-ками,: эти типы в какой-то степени соответствуют гиперстени-ческому, нормостеническому и астеническому конституциональнымтипам.Набор признаков из шкалы темпераментов по Шелдону.Вицеротония Соматотония Церебротония1. Расслабленность в Уверенность в осанке Заторможенностьи скованностьосанке и движениях и движениях в осанке и дви-жениях2. Любовь к комфорту Любовь к приключениям Необщительность,скрытность,3. Лёгкость в общении Экстраверсия в поступ- заторможенностьи выражении чувств ках, но скрытность в Интраверсиячувсвах, эмоциях4. Жажда похвалы, Эмоциональная чёрст- Эмоциональнаясдержанностьодобрения вость5. Общительность и Агрессивность и нас- Устойчивость кдействию алко-мягкость в состоя- тойчивость в состоя- голя, др.де-прессантовнии опьянения нии опьянения6. Тяга к людям в тя- Тяга к действию в Тяга к одино-честву вжёлую минуту тяжёлую минуту тяжёлую минуту7. Ориентация к детст- Ориентация к юношес- Ориентация кпозднимву и семейным отно- кой деяфтельности периодам жизнишениямВполне вероятно, что ни одна из многочисленных классифи-каций типов ВНД не является исчерпывающей, сами типы также неимеют чаще всего всех чётко выраженных признаков того илииного типа, преобладают в популяции некие более или менеесредние типы темпераментов. Однако врачу важно учитывать осо-бенности различных типов ВНД в своей лечебной работе. Хорошоизвестно, что выработка врачом адекватного психологическогоподхода к конкретному больному значительно улучшает эффектпроводимой терапии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<