Проблема водяного балласта и пути ее решения




НазваниеПроблема водяного балласта и пути ее решения
страница1/5
Дата публикации23.03.2013
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5


Проблема водяного балласта и пути ее решения

(Типовая лекция)

По материалам доклада на I-м Научно-практическом семинаре по проблеме управления судовыми балластными водами (для специалистов учебных заведений), г. Одесса, 14 марта 2003 года.
Кап. Сагайдак А. И., управляющий дир-р компании „АЛЬФА-НАВИГЕЙШН”

1. Вступление – суть проблемы
Технология перевозки грузов морским транспортом предусматривает наличие на борту судна определенного количества забортной воды (от нескольких сотен литров до более чем ста тысяч тонн в зависимости от типа судна и его размера). Это необходимо для того, чтобы при отсутствии на борту груза, обеспечить остойчивость судна и его посадку, а также достаточное заглубление винта и руля судна, необходимое для эффективного их использования. Таким образом достигается обеспечение управляемости судна и его безопасности. Некоторые типы судов (например контейнеровозы) требуют постоянного наличия достаточно больших количеств балласта для регулировки посадки судна (крена и дифферента) в процессе рейса.

Естественно, в забортной воде могут содержаться различные живые существа – от бактерий и мелких водорослей до моллюсков, медуз и даже небольших рыб, то есть все, что может проникнуть на судно через заборники балластной воды и насосную систему. Кроме того, в забортной воде, используемой в качестве балласта, могут содержаться вредные для человека или природной среды водные организмы. По приблизительным оценкам ежедневно во всем мире может транспортироваться с балластной водой до трех тысяч различных видов морских живых существ.

Эти живые существа попадают на борт судна в порту выгрузки, путешествуют вместе с судном на многие тысячи морских миль и сбрасываются за борт в порту погрузки. Как правило, такие организмы сохраняют способность к жизнедеятельности даже после продолжительных морских переходов. Сброс балласта, содержащего чужеродные для данного района организмы, может нанести ущерб рыболовству, местным кораллам, аквакультурным фермам и другим сферам деятельности, и даже стать причиной возникновения инфекций. Следует отметить, что вредными могут являться в данных обстоятельствах не только возбудители инфекций или, например, хищные рыбы, но и вполне мирные в своей нормальной среде обитания существа.

Стремительно возрастающая интенсивность морского судоходства за последние десять лет обострила эту проблему до предела – только в водах США ежегодно сбрасывается 57 миллионов тонн балластной воды. Сброс балласта, как правило, не заметен зрительно, его трудно обнаружить без применения специальных исследований (в отличие, скажем, от сброса нефтесодержащих вод), однако последствия могут быть даже неизмеримо более катастрофическими. Дело в том, что разлив нефтепродуктов, как уже было сказано, достаточно легко заметить, и вполне возможно ликвидировать, хотя это и требует больших материальных затрат. Это всевозможные меры по сбору нефтепродуктов с водной поверхности, очистке побережья, оказание помощи морским животным и птицам и т.п. – работа очень трудоемкая, но вполне осуществимая. Ущерб же, нанесенный чужеродными морскими организмами новой среде обитания происходит из-за нарушения природного баланса морской экосистемы, что грозит зачастую полным вымиранием каких-либо местных видов флоры и фауны. Это происходит вследствие того, что чужеродные организмы, как правило, не имеют в новой среде обитания естественных противников, которые поддерживают баланс экосистемы, в результате чего происходит интенсивное размножение таких «пришельцев» и угнетение ими местных форм жизни. Таким образом, можно сделать неутешительный вывод о том, что нанесенный чужеродными морскими организмами ущерб ликвидировать практически невозможно, по крайней мере на сегодняшний день науке неизвестны достаточно эффективные и безвредные способы восстановления баланса морской экосистемы.

В качестве подтверждения этого приведем характерные примеры ущерба, нанесенного в результате сброса балласта, содержащего чужеродные морские организмы:

Еще в 1903 году было отмечено появление в Северном море типично азиатского вида фитопланктона – водоросли Odontella. Считается, что этот вид был перенесен в новую среду обитания именно с балластной водой. Это было первое официально зафиксированное явление такого рода, которое привело к угнетению аналогичных местных форм.

Вплоть до 70-х годов данной проблеме не уделялось должного внимания, пока последствия не стали поистине катастрофическими. Совершенно безобидные на первый взгляд европейские полосатые мидии за десять лет нанесли американским Великим Озерам ущерб, приближающийся к пяти миллиардам долларов США. Эти моллюски блокируют водозаборы пресной воды, приводят к обрастанию навигационных буев, что ведет к их притоплению и делает невозможным использование в навигационных целях, а также береговых сооружений. По мнению специалистов полное их удаление уже невозможно, на борьбу с ними правительства США и Канады уже потратили пять миллионов долларов (данные 2000 года). Другой организм, который наносит вред Великим Озерам – миноги, ущерб от которых достигает миллионов ежегодно, так как они разрушают коммерческие рыбные запасы. Появление в конце 90-х годов круглых бычков и ершей, агрессивно вытесняющих местную рыбу, причинило серьезное беспокойство и вызвало необходимость принятия дорогостоящих ограничительных мер.

Занесенные в южную Австралию североазиатские бурые водоросли получили столь широкое распространение, что практически вытеснили местные формы. Кроме того, в австралийских водах были обнаружены: бычки из северо-восточной Азии, японские окуни, лещи из Аравийского моря, беспозвоночные из Новой Зеландии и Чили, азиатские моллюски, японские и средиземноморские морские слизни, японские ламинарии, морские звезды с Аляски и пр.

Наиболее пострадавшей от вторжения инородных морских организмов акваторией мирового океана считается залив Сан-Франциско. В его водах было обнаружено более 220 видов морских организмов чужеродного происхождения, которые составляют 90% биомассы залива. Во многих его местах даже трудно найти местные водные организмы.

В залив Сан-Франциско впадает река Сакраменто, которая снабжает водой для орошения один из самых плодородных в мире сельскохозяйственных районов – Центральную Долину Калифорнии. Появление вредных пресноводных организмов (например полосатых мидий) может привести к потере миллиардов долларов ежегодно. Кроме того, внедрение нежелательных организмов (4-5 новых видов в год) существенно осложняет процесс управления водными ресурсами, так как вносит в него погрешности и делает невозможным сравнение ежегодных результатов этого процесса. Это тем более важно, ввиду того, что управление водными ресурсами в данном регионе должно учитывать интересы многих отраслей: сельского хозяйства, рыбоводства и рыболовства, местные потребности и экологические аспекты.

Эта проблема касается не только США. Рыболовство в Черном море теряет сотни тысяч тонн рыбы в год из-за привнесенного в середине 80-х годов с балластной водой из Америки желеобразного медузоподобного гребневика Мнемиопсис. Добыча рыбы здесь снизилась с 650 000 тонн рыбы в год в начале 80-х до менее чем 15 000 тонн в год в настоящее время.

К сожалению, Черным морем эта история не ограничилась. Начиная с 1996 года туркменские рыбаки начали замечать в своих сетях «странных медуз». Это был тот же самый Мнемиопсис, который уже создал такие грандиозные проблемы в Черном море. В Каспийское море он был занесен с балластной водой танкеров, перевозящих нефть с Каспийских нефтяных разработок по Волго-Донскому каналу (естественно, что обратно на Каспий танкера идут в балласте). Для Каспийского моря это может окончиться громадной экологической катастрофой – за миллионы лет в этом море сложилась уникальная, не имеющая аналогов в мире экосистема, эндемизм (содержание уникальных видов) которой составляет 42%, а для некоторых групп животных – 100%. Экономике стран Каспийского бассейна также может быть нанесен невосполнимый ущерб – только в этом регионе производится и экспортируется наиболее качественная икра осетровых рыб.

Устричные плантации во всем мире были поражены красными приливами, также вызванными перемещениями небольших одноклеточных водорослей с судовым балластом. Эти водоросли приводят к гибели устриц, известно также много случаев отравления людей и даже смертельных случаев, вызванных употреблением таких устриц в пищу.

Предполагается, что холерный вибрион был завезен из Азии в Латинскую Америку именно с балластной водой.

Увеличение размеров судов, скорости и частоты рейсов приводит к необходимости более частой балластировки судов, а также к увеличению объемов принимаемого балласта (ежегодно перемещается около 10 миллиардов тонн балластной воды). Это, в свою очередь, приводит к увеличению вероятности загрязнения прибрежных вод сбрасываемым балластом.

Как видно из приведенных примеров, транспортировка чужеродных морских организмов на морских судах является не только большой биологической проблемой, но и проблемой безопасности мореплавания, рыболовства и рыбоводства, сельского хозяйства, а в конечном счете – огромной экономической проблемой.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости принятия серьезных мер для избежания неприятных последствий заражения прибрежных вод.
2. Хронология введения в действие различных национальных правил
Отсутствие обязательных международных правил привело к созданию ряда национальных и региональных правил. В связи с этим судовладельцы вынуждены связываться со своими местными агентами для получения самых свежих правил перед входом в территориальные воды.

Вот хронология введения собственных правил некоторыми странами за последние годы:

  • 1989 год – Канада ввела стандарты по смене водяного балласта перед входом в Великие Озера и реку Святого Лаврентия;

  • 1989 год – ввод в действие правила об обязательной смене балласта в водах Черного моря при следовании в порт Одесса, а также запрещение сброса балласта в портах Николаев и Херсон;

  • 1990 год – в США принят закон о предотвращении ущерба, вызванного водными организмами неместного происхождения (Non-indigenous Aquatic Nuisance Prevention Control Act). В соответствии с этим законом были введены обязательные требования по смене балласта в открытом океане для судов, следующих в Великие Озера и вверх по реке Гудзон, а кроме того – создана специальная комиссия по оценке ущерба от водных организмов;

  • 1992 год – Австралия установила правила об обязательных донесениях о выполнении рекомендуемых требований обработки балласта;

  • 1994 год – Израиль выдвинул условия, согласно которым суда, производящие балластные операции вблизи израильского берега или в портах Израиля, должны перед этим произвести смену балластной воды в открытом океане вне пределов Средиземного или Красного морей;

  • 1995 год – в Чили введено правило по смене балласта для судов, посещающих чилийские порты;

  • май 1996 года – введены требования для нефтяных танкеров, вывозящих экспортную нефть из портов Аляски за пределы США, – теперь они обязаны производить смену балласта в открытом океане на обратном балластном переходе (суда прибрежного плавания, перевозящие сырую нефть, освобождены от выполнения этих требований);

  • 26 октября 1996 года – Конгрессом США принят Национальный акт о вредных организмах (National Invasive Species Act - NISA). Этот закон не только подтвердил требования принятого ранее закона (см. выше), но и распространил требования в отношении балласта на все воды США. В соответствии с этими требованиями введен режим обязательной смены балласта.

  • 1 июля 1999 года – вступили в силу временные требования, введенные Береговой Охраной США на основании закона NISA-96. Эти требования дополняют существующие правила, относящиеся к экосистеме Великих Озер, которые устанавливают основные рекомендуемые положения по обработке балластных вод. Теперь эти правила распространяются на все воды США и включают требования по составлению донесений о смене балласта.

  • 1998 год – Новая Зеландия обязала все суда, сбрасывающие балласт в территориальных водах этой страны, производить смену балласта в открытом океане;

  • 1 июня 2000 года – в Калифорнии вступает в силу закон в отношении балластных вод.

  • Июль 2000 года – в штате Вашингтон вступил в силу закон о балластной воде, в соответствии с которым все суда (в том числе и каботажные) должны в обязательном порядке производить смену балласта не ближе 50 миль от берега.

  • 1 января 2001 года – в Калифорнии вступают в силу дополнительные требования, в соответствии с которыми, в частности, с каждого судна взимается балластный сбор 400 долларов США за каждый рейс.

  • Июль 2001 года – в Австралии введены требования о смене балласта, документировании всех операций с балластной водой, удалении осадков из балластных танков. С этого времени сброс балласта можно производить только по письменному разрешению карантинных властей. Введено понятие «танков повышенного риска» и категорически запрещен сброс балласта из таких танков (имеются ввиду в первую очередь танки, обработка балласта в которых не производилась – воду из таких танков можно только перекачивать в другие танки).


Подобные правила действуют также в Аргентине и некоторых других странах, количество которых постоянно растет.

Из перечисленных национальных требований особый интерес представляет закон Соединенных Штатов NISA-96. Хотя некоторые его положения и носят рекомендательный характер, соблюдению всех положений этого закона Береговая Охрана уделяет пристальное внимание.

Судовладелец или оператор судна с балластными танками, входящего в воды США извне исключительной экономической зоны, должен предоставить американской Береговой Охране соответствующие документы, подтверждающие существующую на судне практику по обработке балласта. При этом следует учитывать, что требования по смене балласта применяются даже если судно следует из одного американского порта в другой, но при этом покидает исключительную экономическую зону.

По прибытию в американский порт все суда, имеющие балластные танки, должны представить донесение об операциях с балластом. В этом документе должны содержаться точные географические координаты и тщательное описание каждой проведенной операции с балластом. Для упрощения бумажной отчетности, ведущейся капитаном, Береговая Охрана США постаралась максимально упростить форму такого донесения. Для обнаружения неправдивых донесений Береговая Охрана разработала методику проведения анализов водяного балласта, позволяющих идентифицировать где был принят балласт: в прибрежной зоне или в открытом океане.

В качестве альтернативы смене балласта в открытом океане закон NISA-96 предусматривает возможность химической или механической обработки водяного балласта таким образом, который правительство США сочтет удовлетворительным.
3. Международные документы
Возрастающее международное значение решения проблемы переноса морских организмов с водяным балластом не могло не привести к созданию определенных документов на уровне ООН и ИМО. Так, например, Конвенция ООН по морскому праву требует от подписавших ее государств «принимать все необходимые меры для предотвращения, ограничения и контроля намеренного или случайного внедрения биологических организмов, чужеродных или новых, в любую часть морской среды, которое может вызвать существенные изменения или вредные последствия».

Для частичного решения этой проблемы в ИМО разработано “Руководство по предотвращению переноса опасных и патогенных водных организмов с судовым водяным балластом” (“Guidelines for the control and management of ship’s ballast water”). Его переработанная редакция принята резолюцией А.868(20). В настоящее время проводится работа с целью сделать положения этого Руководства обязательными. Кроме того, принято решение о том, что на основании этого документа, созданного в 1991г., дополненного в 1993 и переработанного в 1997 годах, необходимо разработать и принять новую международную конвенцию, устанавливающую обязательные общемировые стандарты, – Международную Конвенцию по контролю и обработке судового водяного балласта и осадков (International Convention for the Control and Management of Ships’ Ballast Water and Sediments). МЕРС планирует вынести этот вопрос на обсуждение международной дипломатической конференции в 2004 году, где и предполагается принять этот документ. Черновой вариант Конвенции будет рассмотрен на 49-м заседании МЕРС в июле 2003 года. Предложено также разработать и принять специальный Кодекс по безопасному проведению операций с водяным балластом (“Ballast Water Management Code”).

Упомянутое «Руководство», его структура и основные положения, будут рассмотрены ниже.

Основные положения Конвенции по контролю и обработке водяного балласта уже прошли необходимые согласования, однако работа еще не завершена. Работа над будущей конвенцией ведется в двух основных направлениях: основные требования ко всем судам во всем мире и дополнительные требования, которые могут выдвигаться в определенных районах мирового океана (районы контроля балласта).

В основу проекта Конвенции положен вариант, предложенный Соединенными Штатами и основанный на уже введенных в действие правилах Береговой Охраны США, основные положения которых частично уже были рассмотрены выше и частично будут приводиться далее.

Согласно этому проекту основным методом устранения проблемы водяного балласта является смена балласта, однако в нем особо подчеркивается, что смена балласта является временной мерой ввиду неопределенной эффективности при удалении вредных и патогенных водных организмов, географических ограничений применения данного метода, а также нерешенных проблем обеспечения безопасности. В связи с этим в проекте Конвенции всячески подчеркивается необходимость разработки альтернативных методов решения проблемы.

В то же время поиск таких альтернативных методов весьма затруднен ввиду отсутствия единого стандарта для оценки качественных показателей балластной воды, что связано с определенными сложностями оценки биологической эффективности смены балласта (эта проблема также буде рассмотрена ниже), поэтому такой стандарт не должен разрабатываться на основе данных, полученных при смене балласта.

Обсуждение проекта Конвенции должно состояться в июле 2003 года на МЕРС-49, тем временем Рабочая группа МЕРС пришла к соглашению о том, что необходимо разработать краткосрочный и долгосрочный стандарты по обработке водяного балласта. Предполагается, что основными элементами краткосрочного стандарта должны стать следующие положения:

  • должна быть предложена альтернатива смене балласта;

  • требования такого стандарта должны быть реально выполнимыми к моменту вступления в силу Конвенции;

  • должна иметься уверенность в эффективности стандарта;

  • он должен стимулировать развитие технологии для принятия долгосрочного стандарта.

Отмечается, что Всемирная Организация Здравоохранения ведет разработку стандарта для патогенных микроорганизмов, который послужит основой для введения соответствующего стандарта по содержанию таких микроорганизмов в балластной воде.

Рабочая группа также пришла к выводу, что необходимо разработать следующие рекомендации:

  • рекомендации по проектированию, постройке и эксплуатации судов, осуществляющих смену балласта в открытом море;

  • рекомендации по оценке эффективности и одобрению систем обработки балласта;

  • рекомендации, стимулирующие прибрежные государства к введению дополнительных мероприятий;

  • рекомендации по отбору проб и проведению инспекций.


4. Всемирная программа по обработке водяного балласта
Борьба с переносом водных организмов с водяным балластом является большой и трудной задачей даже для развитых стран, тем более она является сложной для стран развивающихся, поскольку требует в первую очередь больших финансовых затрат.

Для организации помощи развивающимся странам в решении вопросов, связанных с водяным балластом, была создана специальная Всемирная программа по обработке балластной воды (Global Ballast Water Management Programme - GloBallast). С целью осуществления этих задач во всем мире создано шесть центров по изучению и решению этой проблемы:

  • Далянь (Китай) – Восточная Азия;

  • Мумбаи (Индия) – Южная Азия;

  • Остров Харг (Иран) – Ближний Восток;

  • Кейптаун (Южная Африка) – Африка;

  • Одесса (Украина) – Восточная Европа;

  • Сепитиба (Бразилия) – Южная Америка.

В будущем, в случае успешной работы этих центров, планируется расширить их сеть и создать подобные центры в каждом регионе.

Финансирование программы осуществляется через специальный фонд – GEF (The Global Environmental Facility), который был создан для осуществления различных международных программ в области защиты окружающей среды (борьба с разрушением озонового слоя, глобальным потеплением, загрязнением моря и т.п.). Руководство этим фондом осуществляется Мировым банком, и программами ООН: Программой Развития и Программой охраны природной среды.

Программа технической помощи ИМО GloBallast позволит оказывать такую помощь менее развитым странам для выполнения требований ИМО в отношении водяного балласта. Её цели сводятся к следующему:

  • помощь развивающимся странам в уменьшении вероятности переноса нежелательных водных организмов с водяным балластом;

  • содействие тем странам, которые уже заявили о добровольном соблюдении положений ИМО об обработке водяного балласта, увеличение количества таких стран;

  • помощь таким странам после вступления в силу обязательных требований ИМО.

Всемирная программа по обработке водяного балласта проводится под эгидой Организации Объединенных Наций, ее непосредственное осуществление возложено на ИМО. Для достижения перечисленных целей ИМО через упомянутые региональные центры проводит ряд определенных мероприятий, к ним относятся:

  • координация осуществления программы и руководство ее выполнением;

  • связь, обучение и уведомления;

  • оценка риска;

  • меры по управлению водяным балластом;

  • соответствие, введение в действие и мониторинг программы;

  • помощь в разработке и введении в действие национального законодательства по данному вопросу;

  • региональное сотрудничество и расширение зоны действия программы;

  • ресурсы и финансирование.

Особо важным фактором при осуществлении данной программы является налаживание международного сотрудничества по этой проблеме. Это возможно только путем введения общепринятых международных стандартов, поскольку введение какими-либо странами односторонних мер может сорвать выполнение данной программы. Вот почему столько внимания уделяется обмену информацией по проблеме водяного балласта между странами – членами ИМО.

Программа GloBallast показала свою эффективность и необходимость, в связи с чем срок ее действия продлен до марта 2004 года.
5. Методы обработки балластной воды
Поскольку балластировка судов является в настоящее время неотъемлемой частью морских перевозок и избежать этого процесса невозможно, то основным путем пресечения распространения нежелательных микроорганизмов является предотвращение их сброса с судов в портах. В соответствии с опубликованными в последнее время Записками Американского Бюро Судоходства, посвященным процедурам смены балласта, существует пять методов обработки балластной воды для минимизации риска сброса нежелательных организмов, причем каждый из них имеет свои недостатки.

При выборе метода обработки балласта всегда следует помнить, что он должен отвечать следующим критериям:

  • он должен быть безопасным;

  • он не должен наносить вред окружающей среде;

  • он должен быть экономичным;

  • он должен быть эффективным.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема водяного балласта и пути ее решения iconРуководство по управлению сбросом водяного балласта
"Область применения" дополнен с целью большей ясности. Исправлен пункт 2

Проблема водяного балласта и пути ее решения iconGef/undp/imo project: glo/99/G31/D/1G/19
Особенности ознакомления слушателей курсов последипломного образования с проблемой водяного балласта

Проблема водяного балласта и пути ее решения iconИнформационное письмо Международная онлайн конференция «Российские...
«Свердловская областная межнациональная библиотека» при поддержке Министерства культуры Свердловской области проводит с 24 по 28...

Проблема водяного балласта и пути ее решения iconПроблема жилья и пути ее решения
...

Проблема водяного балласта и пути ее решения icon«Рейдерство в Украине: проблема и пути решения»
Сомнительная история приватизации объекта, наличие недовольных миноритарных акционеров практически необходимое первоначальное условие...

Проблема водяного балласта и пути ее решения iconКонференции «Проблемы энергосбережения Украины и пути их решения»
...

Проблема водяного балласта и пути ее решения iconЧто такое проблема?
Проблема это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования

Проблема водяного балласта и пути ее решения iconПроблема обучения технике лапароскопических урологических операций в украине и пути ее решения
Поэтому целью нашей работы была разработка стандартизованной поэтапной программы обучения урологов и всей хирургической бригады лапароскопической...

Проблема водяного балласта и пути ее решения iconВ данной работе, посвященной высокотемпературным газоохлаждаемым...
Проанализирована история развития данных установок, а также все основные конструкторские и технологические решения. Проанализированы...

Проблема водяного балласта и пути ее решения iconМожет ли физика быть полноправной наукой?
Дискуссионной остается проблема объективности и субъективности естествознания и иные проблемы физики, о которых идет речь в работе....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<