Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского




Скачать 130.72 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского
Дата публикации24.04.2014
Размер130.72 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Биология > Методическая разработка
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета По теме: «Личная гигиена больного. Смена нательного и постельного белья у тяжелобольных. Функциональная кровать.»|Выполнила студентка: |Постовалова Елена Ивановна ||Группа: |561 | Челябинск, 2001г. 1. Цели занятия: В итоге занятия студент должен изучить основы ухода за тяжелобольными. Студент должен уметь: . Обращаться с функциональной кроватью; . Обеспечивать тяжело больному удобное положение в постели; . Осуществлять смену постельного и нательного белья; . Правильно осуществлять уход за кожей, волосами, полостью рта, глазами, ушами и носом больного. 2. Продолжительность, место проведения и материально-техническое оснащение занятий. Продолжительность занятий: 2 часа. Место проведения: учебная комната (практикум), хирургический стационар. Оснащение: методические рекомендации для студентов, наборы тестов иситуационных задач, наглядные слайды. 3. Хронокарта занятий.|Этапы занятий |Содержание этапов |Время |Место ||Установочный |Вводное слово, уточнение целей и |5 |Практикум || |задач занятия |минут | ||Проверка |Устный ответ на контрольные |10 |Практикум ||исходного уровня |вопросы |минут | ||знаний | | | ||Посещение |1. Демонстрация студентам |20 |Хирургический||хирургического |соблюдения требований по: |минут |стационар ||стационара |Смене нательного и постельного | | || |белья; | | || |Приготовление постели; | | || |Подача судна и мочеприемника | | || |уход за кожей, волосами, полостью| | || |рта, глазами, ушами и носом; | | || |2. Демонстрация устройства | | || |функциональной кровати. | | ||Самостоятельная |Организация комплексных |30 |Хирургический||работа студентов |мероприятий по уходу за |минут |стационар || |тяжелобольными. Закрепление | | || |навыков работы с функциональной | | || |кроватью (обеспечение | | || |тяжелобольному удобного положения| | || |в постели). | | ||Итоговый контроль|Написание и проверка тестов, |20 |Практикум || |решение ситуационных задач. |минут | ||Подведение итогов|Оценка работы студентов, задание |5 |Практикум || |на дом. |минут | |Содержание темы. ПОЛОЖЕНИЕ БОЛЬНОГО И УСТРОЙСТВО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КРОВАТИ. При многих заболеваниях отмечаются различные изменения положениябольного. Активное положение – при удовлетворительном состоянии, когда пациентлегко и свободно может осуществлять те, или иные, произвольные движения. Пассивное положение – в случаях невозможности активных движений больных(при бессознательном состоянии, резкой слабости). Вынужденное положение – пациента принимают с целью уменьшенияболезненных ощущений. При ортопноэ больной принимает сидячее положение соспущенными вниз ногами, вследствие чего уменьшается застой крови в сосудахлегких и несколько ослабляет одышка. Положение больного не всегда совпадает с назначенным ему двигательнымрежимом. Существует 4-е вида двигательного режима: Строгий постельный – больному не разрешается даже поворачиваться; Постельный – можно поворачиваться в постели, но не покидать ее; Полу постельный - можно вставать, например в туалет; Общий – не существует ограничений двигательной активности. Например, больные в первые сутки инфаркта миокарда должна соблюдатьстрогий постельный режим даже в случае их активного положения. Для обеспечения тяжелобольному удобного положения в постели, возникаетнеобходимость в использование функциональной кровати (рис 1.), головной иножной конец которой можно быстро перевести в нужное положение (поднять,опустить). С этой целью в кроватной сетке предусматривается несколькосекций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки. Подъемили опускание головной части кровати нажатием специальной ручки можетпроизводить сам больной, не прикладывая для этого почти никаких усилий.Детские кровати, а также кровати для беспокойных больных оборудуютсябоковыми сетками. Рис. 1. Устройство функциональной кровати. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОСТЕЛИ. СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО И НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ. ПОДАЧА СУДНА И МОЧЕПРИЕМНИКА. Правильное приготовление постели и контроль за ее состоянием имеютбольшое значение, особенно для тяжелобольных пациентов. Матрац должен бытьдостаточной длины и ширины, с ровной поверхностью, желательно обшитклеенкой. Подушки должны быть средних размеров, в некоторых случаях (при тяжелойодышке) больным удобнее находиться на высоких подушках, в других (например,после операции до выхода из наркоза) – на низких, или вообще без них. Простыню тщательно расправляют, края ее со всех сторон подвертывают подматрац. Постель больного и его нательное белье должны содержаться в чистоте.Смену постельного и нательного белья проводят не реже 1 раза в 10 дней, ипо мере его загрязнения. Смену постельного и нательного белья нужнопроводить так, чтобы, не создавать больному неудобств и стараться непричинять ему болезненных ощущений. При смене простыни больного осторожно отодвигают на край постели,освободившуюся часть грязной простыни скатывают вдоль (как бинт) и на этоместо расстилают чистую простыню. После этого больного перекладывают начистую простыню, скатывают оставшуюся часть грязной и полностью расправляютсвежую простыню (рис. 2,а). В тех случаях, когда больному запрещено двигаться, грязную простынюскатывают сверху и снизу до половины туловища больного, одновременно сверхуподкладывают чистую простыню и расстилают ее сверху вниз; после этогогрязную простыню убирают снизу, а чистую простыню подводят сверху иполностью расправляют (рис. 2, б). Рис. 2. Смена постельного белья у тяжелобольного. а — первый способ, б — второй способ. При смене рубашки у тяжелобольного (лучше, если на нем будет надетарубашка-распашонка) подводят руку под его спину, подтягивают за крайрубашки до затылка, снимают ее через голову и освобождают рукава (рис. 3,а). При повреждении одной из рук сначала снимают рубашку со здоровой.Надевают рубашку, наоборот, начиная с больной руки, и пропускают ее затемчерез голову по направлению к крестцу больного (рис. 3,б). Рис. 3. Смена нательного белья у тяжелобольного. Больные, находящиеся на постельном режиме, вынуждены совершать лежафизиологические отправления. В таких случаях больным подают подкладноесудно (специальное приспособление для сбора испражнений) и мочеприемник(сосуд для сбора мочи) (рис. 4). Рис. 4. Подкладное судно и мочеприемник. Чисто вымытое и продезинфицированное судно с небольшим количествомводы, добавленной для устранения запаха, подводят под ягодицы больного,предварительно попросив его согнуть ноги в коленях и помогая ему свободнойрукой несколько приподнять таз. После освобождения судна от содержимого еготщательно моют горячей водой и дезинфицируют 3 % раствором хлорамина илилизола. При подаче мочеприемника следует иметь в виду, что далеко не всебольные могут свободно помочиться, лежа в постели. Поэтому мочеприемникдолжен быть обязательно теплым. После мочеиспускания мочеприемникопорожняют и хорошо промывают. УХОД ЗА КОЖЕЙ Тщательный уход за кожей имеет большое значение, особенно для больных,вынужденных длительное время находиться на постельном режиме. Загрязнениекожных покровов секретом потовых и сальных желез, другими выделениями ведетк появлению сильного зуда, расчесов, вторичного инфицирования кожи,развитию грибковых заболеваний, возникновению в определенных областях (межпальцевых складках ног, меж ягодичных складках, подмышечных впадинах)опрелостей (мокнущих поверхностей), способствует в ряде случаев образованиюпролежней. Рис. 5. Мытье ног тяжелобольного в постели. При отсутствии противопоказаний гигиеническую ванну или душ принимают,но реже 1 раза в неделю. Кожные покровы больных, находящихся на постельномрежиме, ежедневно обтирают ватными тампонами, смоченными кипяченой водой сдобавлением спирта, одеколона или столового уксуса. Особенно тщательно приэтом следует обмывать, а затем и высушивать те места, где могутскапливаться выделения потовых желез (складки под молочными железами,пахово-бедренные складки и т. д.). Руки больных моют перед каждым приемомпищи, а носи – 2–3 раза в неделю (рис. 5). Рис. 6. Подмывание больной. Кожные покровы половых органов и промежности необходимо обмыватьежедневно. У тяжелых больных с этой целью следует регулярно (не менее двухраз в день, а иногда и чаще) проводить туалет половых органов с помощьюподмывания, которое осуществляют с использованием кувшина, направляя струютеплой воды или слабого раствора перманганата калия на промежность (рис.6). Ватным тампоном при этом производят несколько движений в направлении отполовых органов к заднему проходу. Другим ватным тампоном таким же образомосушают кожу промежности. При наличии у женщины выделений из влагалищаприменяют также спринцевание – орошение стенок влагалища с помощью кружкиЭсмарха и специального влагалищного наконечника кипяченой водой, слабымраствором гидрокарбоната натрия, перманганата калия или изотоническимраствором хлорида натрия. При уходе за истощенными и ослабленными больными, пациентами,находящимися длительное время на постельном режиме, необходимо проводитькомплексные мероприятия по профилактике пролежней. Пролежни – глубокие поражения кожи с исходом в ее омертвение,возникающие при длительном сдавливании мягких тканей между костнымиобразованиями и внешними предметами, например поверхностью матраца,гипсовой лангетой и др. Пролежни особенно часто развиваются в областикрестца, копчика, лодыжек, бугра пяточной кости, мыщелков и вертела бедра(рис. 7). Рис. 7. Места наиболее частого образования пролежней.К развитию пролежней предрасполагают глубокие нарушения обменных процессовв организме (например, при сахарном диабете), тяжелые нарушения мозговогокровообращения, обширные травмы с повреждением головного мозга. Во многихслучаях, однако, образованию пролежней способствует плохой уход за больным– небрежный уход за кожными покровами, несвоевременное перестиланиепостели, недостаточная активизация пациента и т. д. В своем развитии пролежни проходят несколько стадий: побледнение, азатем и покраснение кожных покровов с появлением синюшных пятен,образование пузырей, отслойка эпидермиса с развитием некроза кожи,подкожной клетчатки, фасций, сухожилий и т. д. Пролежни нередко осложняютсяприсоединением вторичной гнойной или гнилостной инфекции с крайненеблагоприятным прогнозом. Профилактика пролежней сводится к постоянному контролю за состояниемпостели тяжелобольного и его нательным бельем (своевременное устранениенеровностей, грубых швов, разглаживание складок, стряхивание крошек). Впрофилактических целях применяют также специальные подкладные резиновыекруги, которые помещают под те области тела, которые подвергаютсядлительному давлению (например, под крестец). Подкладной круг должен бытьнадут довольно слабо, чтобы он изменял свою форму при движениях больного(рис. 8). Вместо подкладного круга могут использоваться тканевые матрацы,наполненные, например, льняным семенем, а также специальные прорезиненныематрацы, состоянию из многих воздушных камер. Степень наполнения воздухомотдельных камер автоматически изменяется каждые три минуты, так чтопроисходят постоянные подъем и опускание различных секций матраца,вследствие чего точки соприкосновения его с телом больного все времяоказываются различными. Рис. 8. Применение подкладного круга. Необходимо также стремиться к систематическому изменению положениябольного, поворачивая его в постели (на правый, левый бок и т. д.) минимум8-10 раз в сутки. Учитывая, что пролежни чаще образуются на загрязненнойкоже, кожные покровы в соответствующих местах (крестец, углы лопаток,остистые отростки позвонков и др.) необходимо 2 3 раза в день обмыватьхолодной водой с мылом, протирая затем салфетками, смоченными камфорнымспиртом или одеколоном, и припудривая тальком (рис. 9). Рис. 9. Обработка больного с пролежнями. Лечить образовавшиеся пролежни значительно труднее, чем предупредить ихвозникновение. В начальных стадиях рекомендуют смазывание пораженныхучастив 5–10 % раствором йода, 1 % раствором бриллиантовой зелени,применение физиотерапевтических методов (УВЧ, ультрафиолетовое облучение).Поверхность пролежней покрывают асептической повязкой. После отторжениянекротических масс применяют различные мазевые повязки общестимулирующуютерапию (переливание крови плазмы), в некоторых случаях - операциюпересадки кожи. УХОД ЗА ВОЛОСАМИ Плохой уход за волосами с нерегулярным мытьем может приводить к ихповышенной ломкости, выпадению, образованию кожных покровах головы жирныхили сухих отрубевидных чешуек (перхоти). Рис. 10. Мытье головы тяжелобольного в постели. Жирные волосы рекомендуют мыть 1 раз в неделю, а сухие и нормальные – 1раз в 10 – 14 дней, Мытье головы у тяжелобольного проводят в постели (рис. 10). При этомтазик размещают у головного конца кровати, а голову больного несколькоприподнимают и запрокидывают. Для мытья волос лучше использовать мягкуюводу (кипяченую или с добавлением тетрабората натрия из расчета 1 чайнаяложка на 1 л воды). Лучше пользоваться приготовленной мыльной пеной. Послемытья волосы осторожно вытирают полотенцем, после чего тщательно и бережнорасчесывают, начиная от корня, если волосы короткие, или же, наоборот, сконцов при длинных волосах. Необходимо также осуществлять систематический уход за ногтями,регулярно удаляя грязь, скапливающуюся под ними, и коротко подстригая их нереже одного раза в неделю (рис. 11). Рис. 11. Подстригание ногтей тяжелобольного на руках и ногах. УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА Среди правил личной гигиены важное место занимает уход за полостью рта.При многих тяжелых заболеваниях, особенно сопровождающихся высокойлихорадкой, происходит значительное ослабление сопротивляемости организма,в результате чего в полости рта могут активно размножаться микробы,существующие там и в нормальных условиях, приводя к развитию различныхпоражений зубов (пульпита, периодонтита, пародонтоза), десен (гингивита),слизистой оболочки (стоматита), появлению трещин в углах рта, сухости губ. С целью их предупреждения больные должны регулярно не реже 2 раз в деньчистить зубы, полоскать рот после каждого приема пищи. Тяжелобольнымпромывают полость рта 0,5 % раствором гидрокарбоната натрия, изотоническимраствором хлорида натрия, слабым раствором перманганата калия. Промываниечаще всего осуществляют с помощью шприца Жане или резинового баллончика.При этом чтобы жидкость не попала в дыхательные пути, больному придают полусидячее положение с несколько наклоненной вперед головой или жеповорачивают голову набок, если больной лежит. Для лучшего оттока жидкостишпателем несколько оттягивают угол рта. При некоторых заболеваниях полости рта, глотки, миндалин для выявленияих возбудителей берут мазок со слизистой оболочки полости рта и глотки.Делают это специальным чистым тампоном, помещая его затем в заранееприготовленную стерильную пробирку. УХОД ЗА ГЛАЗАМИ Уход за глазами осуществляют при наличии выделений, склеивающих ресницыи веки, появляющихся обычно при воспалении слизистой оболочки век(конъюнктивитах). В таких случаях с помощью ватного тампона, смоченного 2 %раствором борной кислоты, вначале размягчают и удаляют образовавшиесякорочки, а затем промывают конъюнктивальную полость кипяченой водой илифизиологическим раствором. При этом веки раздвигают указательным и большимпальцами левой руки, а правой рукой, не касаясь век, производят орошениеконъюнктивального мешка с помощью резинового баллончика. При закапывании глазных капель или закладывании глазной мази нижнеевеко оттягивают влажным тампоном, после чего пипеткой выпускают 1 – 2 капли(комнатной температуры!) на слизистую оболочку нижнего века (рис. 12) илитуда же широким концом небольшой стеклянной палочки наносят глазную мазь. Рис. 12. Закапывание больному глазных капель. УХОД ЗА УШАМИ И НОСОМ Уход за ушами заключается в их регулярном мытье теплой водой и мылом. Вряде случаев возникает необходимость в очищении наружного слухового проходаот скопившихся в нем выделений, а также удалении образовавшейся там сернойпробки. Очистку наружного слухового прохода производят ватными палочками оченьосторожно, чтобы не повредить поверхность наружного слухового прохода ибарабанную перепонку. Для удаления серной пробки применяют промываниенаружного слухового прохода с использованием шприца Жане. Предварительнодля размягчения серной пробки вводят несколько капель 3 % раствора перекисиводорода (рис. 13). Для выпрямления естественного изгиба наружногослухового прохода ушную раковину оттягивают левой рукой кзади и кверху,наконечник вводят на глубину не более 1 см, после чего на задневерхнююстенку наружного слухового прохода отдельными порциями направляют струюжидкости. После удаления серной пробки наружный слуховой проход тщательноосушают. Рис. 13. Закапывание больному капель в наружный слуховой проход. Необходимость в уходе за носовой полостью возникает при наличиивыделений с образованием в ряде случаев корок на слизистой оболочке носовойполости. После предварительного размягчения глицерином или вазелиновыммаслом корки удаляют небольшим пинцетом или специальным носовым зондом снакрученной на него ватой. При необходимости стерильным тампоном производятвзятие мазка со слизистой оболочки носовой полости с последующимбактериологическим исследованием. Первая помощь при носовом кровотечении заключается во введении вносовую полость кусочка ваты, смоченного перекисью водорода с последующимприжатием крыла носа, применении холода на область переносицы по 3–4 мин сперерывами. При их неэффективности осуществляют тампонаду носовой полостимарлевыми турундами. Таким образом, соблюдение правил личной гигиены занимает одно изважнейших мест в комплексе мероприятий по уходу за больными, способствуетулучшению течения различных заболеваний, профилактике серьезных осложнений.Большая роль в ее поддержании, особенно у тяжелобольных, отводитсямедицинским работникам.ТЕСТЫ С какой целью больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы,страдающим тяжелой одышкой, рекомендуют принимать в постели полу сидячееположение? а) в таком положении удобнее кормить; б) уменьшается застой крови в малом круге кровообращения; в) уменьшается опасность возникновения пролежней.В чем заключается основное назначение функциональной кровати? а) позволяет придать больному наиболее выгодное и удобное для негоположение; б) ее можно легко и быстро передвигать; в) облегчает медперсоналу выполнение их функций по лечению и уходу. 3. Как часто следует проводить смену нательного и постельного белья? а) 1 раз в 10 дней; б) еженедельно, после принятия ванны или душа; в) по мере его загрязнения, но не реже 1 раза в 10 дней. 4. Могут ли возникать пролежни при вынужденном сидячем положениибольных? а) не могут, поскольку пролежни образуются только при положениибольного на спине, на животе или на боку; б) могут, в области седалищных бугров; в) не могут, поскольку при сидячем положении между костными выступами иматрацем остается большой слой подкожно-жировой клетчатки и мышечной ткани. 5. Почему подкладной круг нельзя надувать слишком сильно? а) он быстро выйдет из строя; б) ему трудно будет придать в постели устойчивое положение; в) он должен изменять свою форму при движениях больного. 6. Что следует предпринять в начальной стадии образования пролежней? а) усилить все профилактические мероприятия (содержание постели, сменаположения больного, тщательный туалет кожи); б) использовать различные биологически активные мази; в) провести хирургическое лечение; г) назначить физиопроцедуры на пораженную область (УВЧ, УФО); д) обработать пораженные участки 1 % раствором бриллиантового зеленого,крепким раствором марганцовокислого калия, 5-10% раствором йода. 7. У тяжелобольного отмечаются повышенная ломкость и легкое выпадениеволос. Нужно ли ему расчесывать волосы? а) обязательно и как можно чаще; б) стараться не расчесывать волосы вообще; в) расчесывать как обычно, но использовать редкий гребень.8. У больного с воспалением легких, получающего пенициллин, появились белыеналеты на слизистой оболочке полости рта. Что следует предпринять? а) усилить уход за полостью рта; б) взять мазок со слизистой оболочки полости рта длябактериологического исследования; в) рекомендовать больному более часто чистить зубы; г) рекомендовать больному снять зубные протезы; д) назначить противогрибковые препараты (например, нистатин).9. Почему нецелесообразно закапывать в глаза более 1-2 капель лекарственныхрастворов? а) глазные капли содержат сильнодействующие вещества; б) в конъюнктивальной полости не удерживается больше 1 капли раствора; в) большое количество жидкости неблагоприятно отражается на состоянииконъюнктивы. 10. Нужно ли при носовом кровотечении рекомендовать больномузапрокидывать голову назад? а) да, поскольку при этом быстрее остановится кровотечение;б) следует рекомендовать только при очень сильном носовом кровотечении;в) не нужно, так как кровотечение не остановится; кровь будет стекать позаднем стенке носоглотки, что затруднит правильную оценку динамикикровотечения.-----------------------[pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic]

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconЧелябинская Государственная Медицинская Академия кафедра пропедевтики внутренних болезней

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconМетодическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета...
Содержательный модуль Диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми в условиях поликлиники. Неотложная помощь при основных...

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию по...
...

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconМетодическая разработка для студентов при подготовке к практическому занятию. Тема №4
Иммунный статус, возрастные особенности. Иммунодефициты и другие иммунозависимые заболевание принципы диагностики, иммунотерапии,...

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения у детей. Неотложная...

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconМетодическая разработка №4 для студентов к практическому занятию...
Облитерирующий атеросклероз. Облитерирующий эндартериит. Болезнь Рейно. Синдром Лериша и Такаясу

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconЭмоксипин в офтальмологии Смоленская государственная медицинская...
Амф и цгмф. Все эти качества позволяют использовать Эмоксипин® в качестве лечебного средства в офтальмологии

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconМетодическая разработка по подготовке к лабораторному занятию №36...
Тема: Патогенные этеробактерии. Шигеллы. Морфология и биологические свойства. Микробиологическая диагностика шигеллеза

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconМетодическая разработка для преподавателей к практическому занятию по курсу
Как проверяется однородность дисперсий и условия использования дисперсионного анализа

Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета челябинская государственная медицинская академия кафедра менеджмента и сестринского  iconМетодическая разработка срс студентов для подготовки к практическому...
Дерматиты и экзема. Обследование больных и составление учебной истории болезни. Хейлиты

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<