Мистика как культурная традиция Что такое мистика?




Скачать 115.36 Kb.
НазваниеМистика как культурная традиция Что такое мистика?
Дата публикации16.06.2014
Размер115.36 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > Биология > Вопрос
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Мистика как культурная традиция

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? Это разновидность Веры в сверхъестественное. Онародная сестра Религии. В мистике может быть и Вера в богов, и представлениео некоей колдовской силе (психическая энергия, существующая вне человека,разум вселенной). Мистика - это презрение к научному мышлению. Она делаетупор на интуицию. Это непосредственный контакт со сверхъестественным, сосверхъестественной силой. Магия колдовства, шаманства - это могущество,врождённое или приобретённое. Для этого нужна особая практика, тренировкаприёмов и общение с космосом. Шаманизм является одной из техник экстаза, а одновременно мистикоймагией и "религией" в широком значении этого слова. Сегодня мы располагаем массой материалов, касающихся различных типовшаманизма: сибирского, северо- и южноамериканского, индонезийского, народовОкеании и т. д. Шаманизм в строгом смысле - это прежде всего сибирское ицентральноазиатское религиозное явление. Это слово пришло к нам черезрусский язык от тунгусского шаман. В других языках Центральной и СевернойАзии соответствующими ему терминами являются якутское ойун, монгольскоебоге (в диалектах - бо) и удаган (существуют также бурятское и якутскоеудаган как обозначение женщины-шаманки), тюркско-татарское кам (алтайскоекам, гам, монгольское ками и т. д.). На всей огромной территорииЦентральной и Северной Азии магико-религиозная жизнь обществасосредоточивается вокруг шамана. Это, конечно, не значит, что он являетсяединственным, кто имеет доступ к сакральному, или же что он взял на себяконтроль за всей религиозной деятельностью. Во многих племенах наряду сшаманом существует также жрец-жертвоприноситель, не считая того, что каждыйглава семьи является также главой домашнего культа. Тем не менее шаманостается центральной фигурой, поскольку во всей этой сфере, гдеэкстатическое переживание является в высшей степени религиозным, шаман итолько шаман является безусловным мастером экстаза. Потому первым и,возможно, наименее рискованным определением этого сложного явления будетформула: шаманизм - это техника экстаза. Шаманизм был обнаружен и описан первыми путешественниками по различнымрегионам Центральной и Северной Азии и сосуществует с другими формами магиии религии. Шаман является специалистом по трансу, во время которого его душа, какпринято считать, покидает тело, чтобы подняться на Небо или спуститься вАд. Шаманы - это личности, выделяющиеся на фоне своих обществопределенными чертами, которые в культурах современной Европы считаютсяпризнаками "призвания" или по крайней мере "религиозного кризиса". Отостальных членов сообщества их отличает интенсивность их личногорелигиозного переживания. Другими словами, более корректным было бы отнестишаманизм к мистическим, а не к "религиозным" феноменам. С шаманизмом можновстретится внутри многих религий, поскольку он всегда остается техникойдостижения экстаза, составляя в некотором смысле мистическое ядро даннойрелигии. Сразу же напрашивается сравнение с монахами, мистиками и святымихристианской Церкви. Не следует, однако, заходить слишком далеко в этомсравнении; в отличие от того, что наблюдается в христианстве (по крайнеймере, наблюдалось в его недавней истории), народы, считающиеся"шаманскими", приписывают существенное значение экстатическим экспериментамсвоих шаманов; этот опыт касается непосредственно каждого, так как именношаманы с помощью своих трансов исцеляют соплеменников, провожают ихпокойников в Царство Теней и служат посредниками между ними и их богами -небесными или адскими, большими или малыми. Эта избранная мистическая элитане только управляет религиозной жизнью общества, но и определенным образомзаботится о его "душе". Шаман является великим специалистом по человеческойдуше; только он "видит" ее, поскольку знает ее "форму" и предназначение. Как известно, арктические, сибирские и центральноазиатские народысостоят в основном из охотников, рыбаков, скотоводов. Их характеризуютопределенные навыки кочевничества, и несмотря на этнические и языковыеразличия, главные черты их религий совпадают. Чукчи, тунгусы, самоеды(самодийские народы - ненцы и др.), тюрко-татары почитают Великогонебесного Бога, всемогущего Творца. Нередко само имя Великого Бога означает"Небо", как, например, Нум самоедов, Буга тунгусов или Тэнгри монголов.Даже если в именовании бога не присутствует слово "небо", мы встречаемкакой-либо из его наиболее характерных атрибутов: "высокий", "возвышенный","светящийся" и т. д. Так, у прииртышских остяков (хантов) имя небесногобога происходит от санке, первичным значением которого является "светлый,блестящий, свет". Якуты называют его "Высочайший Господин" (ар тожон),алтайские татары - "Белый Свет" (ак айяс), коряки - "Один свыше", "Господинвысоты" и т. д. Тюрко-татары, у которых Великий небесный Бог почитается вбольшей степени, чем у их соседей с севера и северо-востока, также называютего "Хозяином", "Властелином", "Господином", а часто и просто "Отцом"3. В Сибири и Северо-Восточной Азии главными методами отбора шамановявляются:1) наследственная передача шаманской профессии;2) природное призвание ("призыв" или "выбор"). Встречаются также случаи, когда шаманами становятся по своей воле(как, например, у алтайцев) или по воле рода (тунгусы и др.). Последние,однако, считаются более слабыми, чем те, кто унаследовал эту профессию илипоследовал "зову" богов и духов9. Однако выбор, совершаемый родом, зависитот экстатического опыта кандидата: если такого опыта нет, то юноша,намеченный заранее на место старого шамана, исключается из перечнякандидатов (см. об этом ниже). Независимо от метода отбора, кандидат признается шаманом только посленаставления двойного порядка:1) экстатического (сны, трансы и т. д.);2) традиционного (шаманские техники, имена и функции духов, мифология игенеалогия рода, тайный язык и т. д.). Это двойное наставление, даваемое духами и старыми наставниками-шаманами, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным исамо по себе составляет автономный ритуал. Однако отсутствие подобного родаритуала вовсе не означает отсутствия посвящения: оно вполне можетосуществляться во сне или в экстатическом переживании неофита. Шаманскиесны показывают, что речь здесь идет о посвящении, структура которого хорошоизвестна в истории религий; здесь нет и речи о беспорядочных галлюцинацияхи о чисто индивидуальной фантазии: эти галлюцинации и фантазированиясоответствуют вполне определенным традиционным моделям, хорошо выраженным ис удивительно богатым теоретическим содержанием. У вогулов (манси) - как утверждает Гондатти - шаманизм являетсянаследственным и передается по женской линии. Но будущий шаман отличаетсяот других людей уже с юности: нередко он становится нервным и иногда дажебывает подвержен припадкам эпилепсии, которые расцениваются как встречи сбогами. Иначе выглядит ситуация у восточных остяков (хантов): там необучаются шаманизму, так как считают его даром Неба, который получают вмомент рождения. В Прииртышьи его считают даром Санке (бог Неба),проявляющимся с детских лет. Васюганы тоже считают, что шаманом человекрождается. Но шаманизм, независимо от того, наследственный он илиспонтанный, всегда является даром богов или духов; в определенном смысле,наследственным он только кажется. У сибирских самоедов и остяков шаманизм наследственный. После смертиотца сын делает деревянное изображение его руки, и через этот символосуществляется передача его способностей. Но быть просто сыном шамананедостаточно; неофит должен быть принят и утвержден духами. У юраков-самоедов (ненцев-юраков) будущий шаман определяется в день его рождения;фактически, дети, появляющиеся на свет "в рубашке", должны стать шаманами(те, кто рождается "в шапочке" только на голове, станут меньшими шаманами).В период созревания у кандидата начинаются видения, он поет во сне, любитбродить в одиночестве и т.д. После этого он связывается со старым шаманом,чтобы тот его обучил. У остяков иногда сам отец выбирает наследника средисыновей; в этом случае принимается во внимание не старшинство, аспособности кандидата. Затем ему передается традиционное тайное знание.Бездетный шаман передает его другу или ученику. В каждом случае, однако,будущие шаманы проводят свою молодость в овладении доктринами и техникойэтой профессии. Таким образом мы видим, что у каждого народа, в котором присутствуетшаманизм, критерии отбора и посвящения в шаманы различны. Шаманы выполняют свой экстатический танец в юрте, полной зрителей, вограниченном пространстве, в нарядах, содержащих свыше 15 кг железа в формекружков и разных других предметов, они никогда никого не задевают. И хотяво время транса казахско-киргизский бакса бросается во все стороны сзакрытыми глазами, однако всегда находит все нужные ему предметы. Этапоразительная способность контролирования даже экстатических движенийподтверждает замечательную нервную конституцию. Обычно сибирский илисевероазиатский шаман не выказывает признаков умственного расстройства. Егопамять и способность самоконтроля явно выше средних. Можно считать, что усамоедов, остяков и некоторых других племен шаман обычно здоров, а винтеллектуальном отношении часто превосходит свою среду". У бурятов шаманыявляются главными хранителями устного эпического творчества84. Поэтическийсловарь якутского шамана включает 12 000 слов, тогда какобщеупотребительный язык - единственный, которым пользуется остальная частьобщества, - составляет всего 4 000 слов. У казахов и киргизов бакса,"певец, поэт, музыкант, прорицатель, жрец и врач, является, очевидно,хранителем религиозных и народных традиций, хранителем легенд, которымнесколько сотен лет". Любые экстатические переживания, которые определяют призвание будущегошамана, несут в себе традиционную схему церемонии посвящения: страдание,смерть и воскрешение. С этой точки зрения всякая "болезнь-призвание" играетроль инициации, поскольку страдания, вызванные ею, соответствуют испытаниямпосвящения, психическая изоляция "больного избранника" эквивалентнаизоляции и одиночеству во время церемонии посвящения, а приближение смерти,ощущаемое больным (агония, потеря сознания и т. п.), напоминаетсимволическую смерть, которая входит в большинство инициаций. Некоторыефизические страдания находят свое точное отображение в инициационной(символической) смерти - например, "расчленение" тела больного: этотэкстатический опыт может осуществиться либо в виде страданий во время"болезни-призвания", либо через некоторые ритуальные церемонии, либо вформе сновидений. Одной из самых распространенных форм избрания будущего шамана являетсявстреча с божественным или полубожественным существом, которое, являясь емуво сне, во время болезни или при других обстоятельствах, сообщает, что он"избран", и склоняет его к тому, чтобы с этого момента он вел другой образжизни. Чаще всего эту новость ему сообщают души предков-шаманов.Предполагали даже, что выбор шамана как-то связан с культом предков. Нопредки сами когда-то изначально должны были быть "избраны" божественнымсуществом. Согласно бурятскому преданию2, в древние времена шаманы получалисвое утха (божественное шаманское право) непосредственно от небесных духов;и только в наши дни они уже получают его исключительно от своих предков.Это верование вписывается в общую концепцию упадка шаманизма,засвидетельствованную как в арктических религиях, так и в Центральной Азии;согласно этой концепции, "первые шаманы" действительно летали в облаках насвоих конях и совершали чудеса, которые их современные потомки повторить немогут. Призвание будущего шамана может быть предрешено - в снах, в экстазеили во время болезни - случайной встречей с полубожественным существом,душой предка, животным или в результате необычного события (поражениемолнией, несчастный случай и т. п.). Обычно эта встреча кладет начало"тесной дружбе" между будущим шаманом и "духом", который принял решение оего карьере. Души предков часто определенным образом "овладевают" юношей иприступают к его посвящению. Всякое сопротивление бесполезно. Это явлениепредрешенного выбора широко распространено в арктической и Северной Азии. После этой первой "одержимости" и следующего после нее посвященияшаман становится приемным сосудом, в который без конца могут входить такжеи другие духи, которые, однако, всегда являются душами умерших шаманов илидругих "духов", служивших старым шаманам. Все шаманы имеют своих духов-помощников и духов-покровителей, которыезначительно отличаться по природе и силе действия. Различают два классашаманов, в зависимости от духов, от которых они получают свою силу: демоновприроды или душ умерших шаманов - или душ предков. Но в этом случае мыимеем дело не столько с духами-помощниками, сколько с духами-покровителями,хотя разницу между этими категориями не всегда легко определить. Отношения между магом или колдуном и его духами могут быть самымиразличными - от отношений покровителя и подопечного до отношений слуги игосподина, однако они всегда очень тесны. Духам редко приносятся жертвы илимолитвы, но если они задеты, то маг тоже пострадает. В Австралии, СевернойАмерике и многих других регионах преобладают животные формы духов-помощников и духов-покровителей; их можно сравнить с "дух куста" в ЗападнойАфрике или нагвалем в Центральной Америке и Мексике. Эти духи-помощники в образе животных играют существенную роль в началешаманского сеанса, то есть в подготовке экстатического путешествия в Небесаили в преисподнюю. Обычно их присутствие проявляется в имитации шаманомкриков или поведения животного. Присутствие духа-помощника в облике животного, диалог с ним на тайномязыке или воплощение в шамана этого духа-животного (маски, жесты, танцы ит. п.) - это дополнительные доказательства того, что шаман способенпокинуть свое человеческое состояние, то есть что он может "умереть". Почтивсе животные с древнейших времен рассматривались либо как проводники,сопровождающие души на том свете, либо как новая форма умершего. Животноесимволизирует настоящую и непосредственную связь с потусторонним миром. Взначительном количестве легенд и мифов всего мира героя переносит в иныемиры76 животное. Именно животное заносит на своей спине неофита в джунгли(ад), держит в своей пасти или "глотает", чтобы "убить и воскресить", и т.п. Также следует иметь в виду мистическую солидарность между человеком иживотным как основную черту охотничьих религий древности. Благодаря этойсолидарности некоторые люди могут превращаться в животных, понимать их языки разделять их знания и тайные силы. Каждый раз, когда шаману удаетсяпроникнуть в образ бытия животного, он как бы восстанавливает ситуацию,существовавшую в те далекие мифические времена, когда еще не произошелраздел между человеком и животным миром. Шаманы изучают тайные языки, чтобы общаться со своими духами-помощниками. Очень часто этот тайный язык является "языком животных" илиявляется имитацией криков животных. Изучение языка животных, прежде всегоптичьего языка, во всем мире равнозначно познанию тайн Природы и, какследствие, обретению пророческих способностей. Также должны постигнутьискусство левитации. Какой бы важной ни была роль шаманов в религиозной жизни Средней иСеверной Азии, все-таки она остается ограниченной1. Шаман - не жрец,приносящий жертвы. Он не присматривает за дарами, приносимыми вопределенное время в жертву богам воды, леса и семьи". Шаман не имеетникакого отношения к церемониям рождения, бракосочетания или погребения -по крайней мере если не случается ничего необычного: так, например, шаманапризывают в случае бесплодия или трудных родов. Далее на север шаманаиногда приглашают на погребение, чтобы душа покойника не возвращалась; онтакже присутствует при бракосочетаниях, чтобы защитить молодоженов от злыхдухов4. Но его роль в этих случаях ограничивается магической защитой. Шаман является целителем и проводником душ потому, что он знаеттехники экстаза, то есть потому, что его душа может безопасно оставлятьсвое тело и путешествовать на очень большие расстояния, достигать Ада ивозноситься на Небо. Он по собственному опыту знает внеземные пути. Онможет нисходить в ад и возноситься на Небеса потому, что он уже там был.Риск заблудиться в этих запретных зонах всегда велик, но посвященный ирасполагающий духами-хранителями шаман является единственным человеческимсуществом, которое может пойти на этот риск, углубляясь в мистическуюгеографию. Гадание и ясновидение составляют часть мистических техник шамана.Поэтому к шаману обращаются за советом тогда, когда необходимо отыскатьзаблудившихся в тундре или снегах людей или животных, пропавший предмет ит. д. Но все-таки главной функцией шамана является магическое целительство. Шаманские символики и техника используются при совершении обрядов вТибете, Китае. Некоторые черты шаманизма присутствуют в культуре Монголии,Кореи, Японии. Основными атрибутами шамана являются его различные костюмы, маски,бубны, кости и т.д. С их помощью он выполняет предначертанные ему действия. Следует также сказать несколько слов о драматическом характерешаманского сеанса. Имеется в виду не только лечебные сеансы, иногдаисключительно сложные, изысканные и оказывающие, несомненно, положительноевлияние на больного. Всякий настоящий шаманский сеанс становится в конечномитоге спектаклем, не имеющим аналога в повседневном опыте. Фокусы с огнем,"чудеса" вроде номера с канатом, демонстрация магических способностейпоказывают другой, сказочный мир богов и магов, мир, в котором все кажетсявозможным, где умершие возвращаются к жизни, а живые умирают, чтобы затемвоскреснуть, где в одно мгновение можно исчезнуть и снова появиться, гдеопровергаются "законы природы" и появляется и интенсивно присутствует некаясверхчеловеческая "свобода. Сегодня трудно нам, современным, представить себе воздействие такогоспектакля на "первобытное" общество. Шаманские "чудеса" не толькоподтверждают и укрепляют структуру традиционной религии, но такжестимулируют и оживляют воображение, стирая границы между сном инепосредственной реальностью, открывают окна в миры, населенные богами,умершими и духами. Культурное творчество, которое стало возможным и стимулировалосьблагодаря шаманским переживаниям очень серьезно с точки зренияисследования. В настоящее время шаманизм почти исчез как культурная традиция, но где-то, в далеких и малоисследованных уголках нашей планеты, он до сих порсуществует.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconПуть мистика оглавление
Пребывание в некоторых странах было для тебя проблематичным. Не потому ли это, что твои мысли мятежны?

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconМистика и
Сучава – Воронец – Бистрица – Сигишоара – Сибиу – Бран – Рышнов – Брашов – Пелеш – Синая

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconКультурная амнезия как идеологический акт
Ведь подрывается культурная преемственность как взаимосвязь между “основой” и “зданием” культуры

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconКнига жизни и практики умирания
Мне было дано имя Согьял, так как мой учитель опознал во мне воплощение Тертона Согьяла, известного мистика, который был одним из...

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconРубен Таросян "Космос, Логос, Эрос и Вакх"
Самобытие вакха. Свобода и освобождение. Мистика и апологии смеха. Осмеянный логос

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconВчера исполнилось 200 лет со дня рождения самого загадочного мистика отечественной литературы
Страдания и мании великого Гоголя //Киевские ведомости. – 2009. – 2 апреля. №57. – С. 1

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconИсполнение желаний мистика или искусство системно мыслить?
Эти вопросы, как любая романтическая девочка, верящая в чудеса. Однако первый ответ, вернее даже ответ (с большой буквы) я запомнила...

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconМистика воронцовского парка и храм архангела михаила
Рельеф вокруг дворца достаточно сложен. Различные части парка решены в разных стилях

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconГерберт Спенсер принципы социологии
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер с англ., нем., фр. Сост и общ ред. А. Н. Красникова....

Мистика как культурная традиция Что такое мистика? iconЭлементарные формы религиозной жизни
Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер с англ., нем., фр. Сост и общ ред. А. Н. Красникова....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<