Скачать 225.99 Kb.
|
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ імені ВОЛОДИМИРА ДАЛЯ Інститут післядипломної освіти та дистанційного навчання Сєвєродонецьке відділення «ЗАТВЕРДЖЕНО» Директор ІПОДН СНУ імені В.Даля ____________________Плахута А.Г. «_____»__________________2012 р. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ з дисципліни "Самоменеджмент" для перепідготовки спеціалістів напрямку «Менеджмент» спеціальності «Менеджмент організацій» “УХВАЛЕНО“ методичною радою Сєвєродонецького Відділення Інституту післядипломної освіти і дистанційного навчання Протокол №__ від ________ Голова ради __________Н.М. Полякова Сєвєродонецьк 2012 Конспект лекцій складений на основі Освітньо-професійної програми та Робочих навчальних планів перепідготовки спеціалістів Склала: ст. викладач Плужник Я.А. ВведениеПод самоменеджментом целесообразно понимать междисциплинарную область знаний, изучающую методы создания и закономерности функционирования самоорганизующихся элементов и подсистем организации (отдельной личности или группы). Знание основ и овладение навыками самоменеджмента является необходимой предпосылкой формирования специалиста-менеджера. Дисциплина «Самоменеджмент», рассматривая вопросы преимущественно прикладного характера, направлена на формирование навыков самосознания будущих менеджеров, их адекватной самооценки, навыков разработки и анализа собственных целей, планирования и организации повседневной деятельности, а также навыков самореализации и саморазвития. Кроме того, самоменеджмент направлен на формирование у студентов базы знаний относительно принципов и закономерностей функционирования самоорганизующихся команд и механизмов управления ими. Задания для выполнения контрольной работы по курсу «Самоменеджмент» призваны расширить и закрепить знания, полученные студентами в ходе изучения лекционного материала и на практических и семинарских занятиях и выработать у них навыки эффективного самоуправления. Каждое задание выполняется студентом после тщательного изучения соответствующих теоретических положений курса. Результатом выполнения контрольной работы является письменный отчет. ^ Карьера – это субъективное осознанные собственные представления работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это поступательное движение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Каждому человеку необходимо планировать свое будущее, свою карьеру, основываясь на своих потребностях. Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающей среды можно разделить на пять основных типов. 1. Профессии типа «человек – природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог и т.п.), ее растительного и животного мира (ботаник, биолог, зоолог, кинолог, эколог и т.п.), производством продукции животноводства и растениеводства (садовод, агроном, овощевод, животновод, зоотехник и т.п.). 2. В профессиях типа «человек – техника» не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов. Сюда можно отнести великое множество промышленных и строительных специальностей (сталевар, литейщик, кузнец, токарь, слесарь, каменщик, швея, инженер и т.п.), а также вождение и обслуживание транспортных средств. 3. К профессиям типа «человек – знаковая система» смело можно отнести разнообразные специальности по формам обработки информации. Это работа с системами: языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк и т.п.), абстрактно-математическими (статистик, математик, кассир, бухгалтер и т.п.), графическими (чертежник, конструктор, штурман и т.п.), с системами и средствами обработки знаков (программист, оператор ЭВМ и т.п.). 4. Основное содержание профессий типа «человек – художественный образ» – искусство, художественная культура. Сюда можно отнести творчество (архитектор, живописец, дизайнер, скульптор и т.п.), художественную обработку материалов (гравер, модельер, ювелир и т.п.), создание художественных зрелищ (композитор, дирижер, танцовщик, актер, режиссер). 5. Основным содержанием профессий «человек – человек» является общение. Здесь необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Сюда относятся педагогические профессии (учитель, воспитатель, вожатый, тренер), область юстиции (арбитр, юрисконсульт, милиционер, прокурор, адвокат), культпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, гид-переводчик и т.п.). Медицинские профессии (санитар, фельдшер, медсестра, врач) в значительной степени относятся к этому виду деятельности, хотя отчасти попадают и в другие виды: «человек — природа» и «человек — техника». В рамках настоящего задания студенту предлагается самостоятельно изучить литературу по вопросу планирования и управления собственной карьерой (прежде всего, рекомендуется пользоваться литературой, приведенной в конце методических указаний), а затем оценить свои склонности к тому или иному виду деятельности при помощи приведенного ниже теста. Для того чтобы оценить свои профессиональные склонности, необходимо поставить знак «+» перед цифрой, если Вы согласны с приведенным утверждением, и знак «–», если не согласны. Если не можете отнести тип деятельности к себе, просто зачеркните эту цифру. По каждой из граф нужно подсчитать арифметическую сумму. Наибольшие полученные суммы указывают на соответствующие Вашим склонностям виды деятельности. Избирать профессию следует из этой области деятельности. Студентам необходимо заполнить предлагаемую тестовую таблицу. Таблица 1 – Матрица выбора типа профессиональной деятельности
По результатам работы студент должен составить письменный отчет, включающий в себя реферативный обзор изученной литературы и результаты теста. В реферативном обзоре необходимо осветить (в произвольном порядке) следующие основные вопросы:
Общий объем отчета должен составлять не менее 10 страниц. ^ Самофотография рабочего является базовым методом для анализа проблем управления временем. Она должна проводиться самим руководителем, независимо от того, какие затраты времени необходимы для этого на первом этапе. Для проведения самофотографии студенту необходимо заранее заготовить бланк по форме табл. 2. В течение трех-четырех дней ему предлагается провести тщательный учет расходования собственного времени. Результаты наблюдений необходимо занести в таблицу. Таблица 2 – Бланк учета времени с 15-минутным интервалом
Проанализируйте полученные данные, записывая результаты анализа в табл. 3. Анализ нужно проводить в тот же день, когда производился учет, чтобы как можно более полно определить причины потерь времени. Таблица 3 – Анализ использования времени
При добросовестном подходе к выполнению задания студент должен получить достаточно полное представление о качестве использования собственного времени. При выставлении оценки преподаватель в первую очередь обращает внимание на глубину проведенного анализа и качество полученных выводов. По результатам выполнения работы студент составляет письменный отчет объемом 5–7 страниц. ^ Правильно организованное рабочее место играет важную роль в успешном осуществлении деятельности руководителя. Поэтому необходимо тщательно подходить к вопросу организации собственного рабочего места. Вопросам организации рабочих мест руководителя уделяется достаточно большое внимание, поскольку эффективность работы последнего во многом определяет эффективность деятельности организации в целом. За время существования НОТ в этой области опубликовано большое количество работ, изучить которые и предлагается студенту в рамках настоящей самостоятельной работы. Изучение рассматриваемого вопроса целесообразно начать с более общих пособий, посвященных организации труда вообще, а затем углубиться в специфику организации рабочих мест руководителей и специалистов. По итогам выполнения самостоятельной работы студент составляет отчет, в котором излагает свое видение рациональной организации рабочего места руководителя. В отчете должны найти отражение следующие аспекты (в произвольном порядке).
По результатам выполнения работы студент составляет письменный отчет объемом 5–7 страниц. ^
|
![]() | ![]() | ||
![]() | Контроллинг в системе управления предприятием. Информационное обеспечение контроллинга | ![]() | Контроллинг в системе управления предприятием. Информационное обеспечение контроллинга |
![]() | Управлінські інформаційні системи в аналізі та аудиті" для спеціальності 050106 "Облік та аудит" | ![]() | Конспект лекцій складений на основі освітньо-професійної програми підготовки бакалавра та робочого навчального плану напрямку 030601... |
![]() | Варіанти контрольних робіт складені на основі Освітньо професійної програми підготовки та перепідготовки спеціаліста та робочого... | ![]() | Введение в валеологию. Предмет и сущность педагогической валеологии. Основополагающие принципы валеологии. Методы валеологических... |
![]() | Методичні вказівки до практичних занять складені на основі робочої навчальної програми з дисципліни «Контролінг» для 050201 «Менеджмент... | ![]() | Контрольна робота є однією з форм підготовки фахівців вищої кваліфікації, узагальнюючим підсумком самостійної роботи студента з курсу... |