Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.)




Скачать 194.79 Kb.
НазваниеМетодическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.)
Дата публикации10.04.2013
Размер194.79 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Биология > Документы
МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ЗАНЯТИЕ № 1 (практическое – 6 час.)

Темы: 1. Основные законы гигиены и задания гигиены. Особенности гигиенических требований к планированию и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений.

2. Современные проблемы внутрибольничной инфекции и комплекс гигиенических мероприятий по их профилактике. Гигиена труда медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях.

Цель: 1. Изучение основных законов и закономерностей взаимодействия здорового человека, здоровых коллективов, популяций, населения с естественной и изменчивой окружающей средой и на основании этого разработка методов и средств, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья человека и человеческого общества в целом.

Уметь дать оценку генеральному и ситуационному планам больниц.

2. Усвоить общую схему обследования территории лечебно-профилактического учреждения и методику оценки санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима больницы.

Выяснить особенности гигиены труда врачей разных специальностей. Обосновать профилактические мероприятия, относительно улучшения условий труда, уменьшения влияния производственных вредностей на организм медицинских работников.

^ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

Патологическое состояние в отдельного человека, отображающее нарушение динамического равновесия между организмом и окружающей средой, постоянства внутренней среды организма (гомеостаза), получило название заболевания. Отсюда главной целью лечебной медицины, как науки, есть раскрытие законов и закономерностей возникновения и течения болезни, и на основании их познания разработка методов и средств лечения больного человека, возобновления ее здоровья.

Одной из наиболее актуальных и сложных проблем функционирования современных лечебно-профилактических учреждений, и в первую очередь больничных стационаров, является проблема предотвращения возникновения внутрибольничных (госпитальных) инфекций. Структура внутрибольничных инфекций имеет достаточно существенные особенности, связанные как и с профилем стационарного отделения, так и с конкретным противоэпидемическими условиями пребывания в нем. В прошлые годы подавляющим объектом распространения внутрибольничных инфекций были акушерские и хирургические стационары. В последние годы повышенную заинтересованность вызывает проблема профилактики внутрибольничных инфекций в отделениях и палатах для больных с иммунодефицитными состояниями (гемобластозы, СНИД, и тому подобное). Продолжают хранить большое эпидемическое значение и могут быть чрезвычайно опасными, прежде всего в родильных и детских отделениях, диарейные инфекции (сальмонеллезы, эшерихиозы, и тому подобное).

Следовательно, проблемы относительно профилактики возникновения внутрибольничных инфекций должны стать составной комплекса мероприятий, которые предусматривают архитектурно-планировочные мероприятия, санитарно-противоэпидемический режим, повышение стойкости организма больных и медицинского персонала к влиянию неблагоприятных факторов и комплекс мероприятий по охране труда в медицинской отрасли.

Условия и характер трудовой деятельности врачей и других специалистов медицинской отрасли требуют постоянного внимания к охране их здоровья, поскольку работа медицинского работника связана с влиянием как неблагоприятных условий труда, так и опасных факторов производственной среды на рабочем месте. Эти факторы охватывают широкий спектр производственных вредностей:

а) психофизиологические (психо-эмоциональное напряжение, вынужденное положение тела, избыточное напряжение анализаторных систем и др.);

б) физические (дискомфортный микроклимат, недостаточная освещенность рабочих мест, шум, вибрация, ультразвук и др.);

в) биологические (возбудители инфекционных болезней и др.);

г) химические (лекарственные препараты и др.).

^ ПРОГРАММА САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

І. Тема №1 “ 1. Основные законы гигиены и задания гигиены. Особенности гигиенических требований к планированию и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений”

Контрольные вопросы:

1. Гигиена как профилактическая медицинская наука.

2. Экология человека.

3. Законы гигиены, их реализация.

4. Гигиеническое нормирование.

5. Основные материалы для санитарной экспертизы проектов строительства больниц (объяснительная записка, генеральный план, ситуационный план и т.п.).

6. Виды санитарного присмотра (предохранительный, текущий).

7. Системы застройки больниц, их преимущества и недостатки.

8. Внутреннее планирование помещений лечебно-профилактического учреждения.

ІІ. Тема №2 “Современные проблемы внутрибольничной инфекции и комплекс гигиенических мероприятий по их профилактике. Гигиена труда медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях.”

Контрольные вопросы:

1. Профилактика внутрибольничных инфекций в специализированных отделениях больниц.

2. Требования к отоплению, освещению, вентиляции, водоснабжению, удаления и обеззараживания стоковых вод.

3. Системы сбора и удаления всех твердых отбросов в больницах

4. Организация противоэпидемических мероприятий при возникновении очага инфекции.

5. Гигиенические требования к внутреннему планированию терапевтического, хирургического, акушерско-гинекологического, детского и инфекционного отделений больницы.

6. Гигиенические требования к санитарному режиму основных отделений и помещений больницы.

7. Гигиенические требования к организации труда врачей разного профиля и среднего младшего медперсонала.

8. Профилактика заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью врача и медсестры.

9. Основы здорового образа жизни и профилактика заболеваний

10. Закон Украины “Об охране труда”, 14.10.1992 р, и Закон о “Внесении изменений к Закону Украины “Об охране труда”, в 21.11.2002 г.

11. Организация учебы по охране труда.

12. Физиология и гигиена труда: определение, значение для создания безопасных условий труда.

13. Гигиеническая характеристика условий труда по медицинской профессии.

^ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

Задача 1.Проведено комплексное санитарно-гигиеническое обследование городской больницы, которая состоит из главного корпуса (хирургические и терапевтические отделения) и нескольких корпусов, которые отведены для инфекционного, родильного, детского отделений. Терапевтическое и хирургическое отделение имеют по две палатных секции, в каждой по 40 кроватей. Другие отделения имеют по одной палатной секции. Площадь на одну кровать составляет 5,9 м2. В каждой секции по 10 четырех коечных палаты.

Определить тип застройки больницы, дать гигиеническую оценку планированию. Указать, какие еще показатели нужны для оценки условий труда медицинского персонала.

^ Эталон ответа:. Тип застройки больницы - смешанный. Палатные секции имеют больше кроватей (рекомендовано до 30), отсутствуют палаты для тяжелобольных на 1-2 кровати, площадь на 1 кровать недостаточная (должно быть не меньше 7 м2). Для оценки труда медицинского персонала следует использовать показатели микроклимата, химического состава воздуха (допустимое содержание лекарственных препаратов в воздухе), показатели бактериальной чистоты воздуха, освещенности, шума и тому подобное.

Задача 2. Родильный зал площадью 38 м2 имеет 3 родильных столы. Температура воздуха - 20 0С, относительная влажность - 60 %, скорость движения воздуха - 0,15 м/с, перепад температур по горизонтали - 3,5 0С, по вертикали - 4 0С. Содержание углекислого газа - 0,25 %, СК - 1 : 5; общая искусственная освещенность лампами накала - 200 лк. Ориентация зала - юго-восточная, цвет стен – светло-голубой. Концентрация закиси азота в помещении составляла 5 мг/м3. Дать гигиеническую оценку условиям труда гинеколога акушера в зале.

^ Эталон ответа: Родильный зал должен иметь не больше 3-х столов, температуру воздуха не меньше 220С, перепады температур немного увеличены (в норме соответственно 2,5 и 3,0), содержание углекислого газа превышает рекомендуемые границы (0,1 %). Уровень освещенности не достаточен. Согласно с БН и П 2.08.02-89 освещенность для родильных помещений должна составлять 500 лк при условии освещения люминесцентными лампами. Следовательно, условия труда гинеколога акушера будут неудовлетворительными. Следует повысить температуру воздуха, улучшить вентиляцию.

^ АЛГОРИТМ № 1

выполнения практической работы по гигиене

"АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОЕКТА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
1. Рассмотреть проектные материалы лечебно-профилактического учреждения.

2. Оценить их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

3. Составить обоснованный вывод и дать гигиенические рекомендации.
^ СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН БОЛЬНИЦЫ
Завод за санитарной классификацией

относится к предприятиям 1 класса

вредности


^ АЛГОРИТМ № 2

АЛГОРИТМ № 2

выполнения практической работы по гигиене
"АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОЕКТА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
1. Рассмотреть проектные материалы лечебно-профилактического учреждения.

2. Оценить их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

3. Составить обоснованный вывод и дать гигиенические рекомендации.

^ ПЛАН ПАЛАТНОЙ СЕКЦИИ БОЛЬНИЦЫ

Площадь палаты на 1 койку – 8,1 м2;

площадь палаты на 2 койки – 13,2 м2;

площадь палаты на 3 койки – 19,6 м2;

площадь палаты на 6 коек – 39,2 м2



1 –буфет; 2 – столовая; 3 – помещение персонала; 4 – ванная; 5 – умывальник;

6 – туалет для больных; 7 – туалет для персонала; 8 – санитарная комната;

9 – манипуляционная; 10 – кабинет врача; 11 – палата на 6 коек; 12 – палата на 3

койки; 13 – палата на 1 койку; 14 – палата на 2 койки; 15 – помещения дневного

пребывания; 16 – комната для белья


1 –буфет; 2 – столовая; 3 – помещение персонала; 4 – ванная; 5 – умывальник;

6 – туалет для больных; 7 – туалет для персонала; 8 – санитарная комната;

9 – манипуляционная; 10 – кабинет врача; 11 – палата на 6 коек; 12 – палата на 3

койки; 13 – палата на 1 койку; 14 – палата на 2 койки; 15 – помещения дневного

пребывания; 16 – комната для белья


^ АЛГОРИТМ № 3

выполнения практической работы по гигиене

"АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОЕКТА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
1. Рассмотреть проектные материалы лечебно-профилактического учреждения.

2. Оценить их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

3. Составить обоснованный вывод и дать гигиенические рекомендации.
^ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН БОЛЬНИЦЫ НА 480
Площадь участка – 3 га;

площадь застройки – 28 %;

площадь озеленения – 61 %.



1 – главный корпус; 2 – поликлиника; 3 – акушерско-гинекологический корпус;

4 – инфекционный корпус; 5 – пищеблок; 6 – хозяйственный корпус;

7 – патологоанатомический корпус

^ ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

АКТ

Проверки сдерживания санитарного законодательства от “____” _______________ в 200 г.

Мной _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(должность, фамилия, имя, по-отчеству лица, которое составило акт, адрес, телефон)

по поводу _____________________________________________________________________

(планово, внепланово, в зависимости от санитарной, эпидемиологической ситуации, по заявке граждан)

проведенная проверка соблюдения санитарного законодательства __________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(название объекта, его подчиненность и адрес)

в результате чего обнаружено:

состояние территории (общая площадь, площадь застройки, площадь озеленения, площадь объездных путей, наличие коммуникации, состояние подъездных путей, расстояние между производственными помещениями и объектами бытового назначения, производственные помещения, процент занятости площади помещения оборудованием, количество работающих, объем и площадь на одного работающего, наличие цехов участков с вредными условиями труда, количество работающих на этих участках, наличие вентиляционных систем, тип, эффективность действия, наличие вредных веществ в воздухе рабочей зоны, освещенность: природня и искусственная, температурный режим, тип отопления, наличие технологических коммуникаций, конвеери, пневмотранспорт, техника безопасности при работе с ними и оборудованием, использование рабочими средств индивидуальной защиты, наличие на предприятии душевых, гардеробных (количество работающих на количество душевых сеток, и гардеробных шкафчикив, наличие гардеробных, соответствие нормативам обеспечения), организация горячего питания, столовая, комната приема еды).____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать обнаруженные при проверке факты, которые имеют санитарное значение, дать санитарно-гигиеническую оценку на соответствие их санитарным нормам, санитарному законодательству и если есть отклонение, то указать в чем они выражаются)

Подпись должностного лица __________________________________________________

Подпись лица, которое принимало участие в проведении проверки ________________________

Особые мнения лица, которое принимало участие в проведении проверки, если они есть __________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись лица, ответственного за соблюдение санитарного законодательства на данном объекте, или другого лица, которое уполномочено быть такой, что присутствует при проверке, о том, что она с актом ознакомилась (копию акта получила) __________________________________

(подпись)

На основе вышеизложенного и руководствуясь Законом Украины «Об охране труда», «Об охране здоровья», «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения» предлагаю __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подпись должностного лица __________________________________________________


^ СХЕМА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНИЧНОГО КОРИДОРА

1. Название заведения, адрес, телефон.

2.Фамилия, имя и отчество заведующего отделения.

3. Отделение................, этаж.......

4._Размеры коридора: длина, ширина, высота, кубатура.

5. Ориентация.

6. Положение на план-схеме отделения и смежных помещений:

а) по длине коридора;

б) в концах его из торцевой части;

в) междуэтажная связь или в пределах этажа.

7. Застройка коридора в процентах:

а) со стороны расположения палат;

б) со стороны расположения окон;

в) из торцевых частей.

8. Характеристика составных частей:

а) пол: ее материал и особенности;

б) стены, наличие ниш, панелей, из чего они сделанная, цвет, высота;

в) двери, которые выходят в коридор: материал, поверхность, расцветка;

г) потолок: поверхность, обработка, расцветка;

д) окна: количество, форма, величина отверстия, строение рамы, расцветки, расположения окон по сторонам коридора (промежутки, чем образована их площадь) и в торцевых частях.

9. Освещенность:

1. Естественная:

а) световой коэффициент;

б) коэффициент глубины закладывания;

ІІ. Искусственная:

а) удельная мощность (указать количество светильников, как они расположены, направление света);

б) расчет в лк;

в) освещенность торцевых частей коридора.

10. Отопление:

а) система;

б) вид;

в) теплоотдающие конструкции;

г) температурное состояние помещения.

11. Вентиляция:

а) система;

б) вид;

в) режим.

12. Микроклимат:

а) температура;

б) влажность;

в) скорость движения воздуха;

г) радиационная температура.

13. Целевое использование коридора и его отдельных конструктивных частей:

а) для больных;

б) для медицинского персонала;

в) для хозяйственных потребностей.

14. Основные пути движения больных в коридоре и его график.

15.План-схема коридора.

16. Гигиеническая оценка. Обоснование гигиенического вывода и предложений.
^ СХЕМА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ БОЛЬНЫХ

1. Название заведения, адрес.

2.Фамилия, имя и отчество главного врача.

3.Характер помещения (отдельная комната или ее часть и тому подобное) и его положения в общем планировании.

4. На какое количество больных назначено.

5. Размеры: длина, ширина, высота, кубатура - общая и на одного больного.

6. Характеристика отдельных частей:

а) пол;

б) стены;

в) потолок;

г) окна и их ориентация.

7. Условия, которые обеспечивают вне коечное пребывание:

а) освещенность естественная и искусственная;

б) отопление (система, вид, устройства);

в) вентиляция (система, вид, режим).

8. Микроклимат:

а) температура;

б) влажность;

в) скорость движения воздуха;

г) радиационная температура.

9. Мебель для вне коечного пребывания:

а) вид;

б) материал;

в) цвет;

г) удобство для пользования больными;

д) состояние.

10. Обеспечение создания привлекательности и уюта;

а) растения: которые, сколько, где расположенные;

б) картины: количество, сюжет, размещение;

в) другие условия и средства психогигиенического и психотерапевтического назначения.

11. Уход за помещением:

а) со стороны больных;

б) со стороны медицинского персонала.

12. Гигиеническая оценка. Обоснование гигиенического вывода и предложений.
^ СХЕМА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЛАТЫ

1. Название заведения, адрес, телефон.

2. Фамилия, имя и отчество заведующего отделения, старшей медицинской сестры.

3. Отделение................, этаж....

4. Коечный фонд палатной секции.....................

5. Состав палаты по количеству кроватей (на 1 кровать, на 2 кровати).

6. Размеры палаты: длина, ширина, высота, кубатура, площадь (общая и на 1 кровать).

7. Планирование палаты в составе помещений секции:

а) расположение по отношению к коридору;

б) размещение по принципу количества кроватей;

в) размещение в связи с основными путями движения.

8. Ориентация палаты в системе внутреннего планирования.

9. Характеристика отдельных частей:

а) пол, ее материал, цвет, состояние, уборка;

б) стены: обработка, наличие панелей (которые, на какой высоте), цвет, состояние, уборка;

в) потолок: обработка, цвет, состояние;

г) окна: количество, форма, величина пройому, строение рамы, расположение оконного проема в стене - с какой стороны, высота подоконника над полом, высота верхнего края окна над полом, состояние чистоты стекла.

10. Освещенность:

І. Естественная: световой коэффициент; глубина закладывания; освещенность (в лк) коэффициент естественного освещения на уровне каждой кровати;

ІІ. Искусственная общая:

а) количество светильников верхнего света, арматура, направление светового потока;

б) удельная мощность;

ІІІ. Искусственная местная:

а) вид светильников, местоположения; направление светового потока, система включения и исключения;

б) мощность.

11. Отопление: а) система; б) вид; в) теплоотдающие конструкции и температура кроватей;

г) температура воздуха в других местах.

12. Обмен воздуха:

а) площадь и кубатура на одного больного в палате;

б) необходимая кратность обмена воздуха при данной кубатуре и минимально допустимой концентрации СО2;

в) вентиляционные устройства: система, режим, средства.

13. Микроклимат:

а) температура;

б) влажность;

в) скорость движения воздуха;

г) радиационная температура.

14. Оборудование и мебель палаты:

а) кровати (тип, профиль, легкость передвижения, цвет, состояние);

б) прикоечная мебель;

в) умывальники или другое приспособление, необходимое для осуществления текущего туалета (вид, материал, наличие горячей и холодной воды);

г) другая мебель и ее состояние.

15. Расположение кроватей в палатах:

а) расположение и дистанция относительно окон;

б) расположение и дистанция относительно внешних стен и приборов отопления;

в) расположение и дистанция относительно глубины палаты.

16. Соответствие постельного белья и больничной одежды условиям микроклимата палаты.

17. План одной из палат с размещением кроватей.

18. Гигиеническая оценка. Обоснование гигиенического вывода и предложений.

^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Районная больница состоит из главного корпуса, в котором размещены хирургическое и терапевтическое отделение, и нескольких отдельных домов, предназначенных для инфекционного, родильного и детского отделений. Определить систему строительства больницы.

A. Децентрализованная

B. Централизованно-блочная

C. Централизованная

D. Смешанная *

E. Казарменная

2. При гигиенической оценке проекта застройки больницы на 200 кроватей было установлено, что ее строительство предусматривается в отдалении 50 м от красной линии, на суглинистом земельном участке размером 0,2 га, ориентированный на юг, с уровнем стояния почвенных вод 1 м, плотность застройки 15 %, площадь озеленения 62 %. Какой из перечисленных показателей не отвечает гигиенической норме.

A. Площадь озеленения

B. Расстояние от красной линии

C. Размер земельного участка

D. Уровень стояния почвенных вод *

E. Плотность застройки

3. В соответствии с гигиеническими требованиями в больничных помещениях установленная обще-обменная приточно-вытяжная вентиляция. Укажите, в котором из помещений приток воздуха должен преобладать над вытяжкой:

А. В комнате старшей медсестры

В. В коридоре

С. В палате

D. В ординаторской

Е. В операционной *

4. Где нужно выбирать участок под строительство больницы по отношению к промышленному предприятию?

А. В непосредственной близости к предприятию.

В. С наветренной стороны. *

С. По желанию заказчика.

D. В пределах санитарно-защитной зоны.

Е. За пределами селитебной зоны.

5. Назовите вредные и опасные физические факторы, которые не могут влиять на

работу врачей:

А. излучение, ионизирующее, электромагнитное, лазерное

В. механические колебания (ультразвук, шум, вибрация)

С. повышение атмосферного давления *

D. нерациональное освещение и высокие световые нагрузки

Е. психофизиологические

6. Назовите вредные и опасные химические факторы, которые не могут влиять на

работу врачей:

А. анестетики

В. антибиотики

С. цитостатики

D. пыль, содержащая диоксид кремния *

Е. лекарственные вещества и препараты раздражительного, токсичного, аллергенного и их

комбинированного действия

7. Назовите неблагоприятные психофизиологические факторы, которые не влияют на работу

врачей:

А. нагрузка органов чувств (слуха, зрения)

В. стрессовые ситуации (необходимость принятия решения в условиях дефицита

времени), работа с трупным материалом

С. вынужденная рабочая поза и статические нагрузки

D. эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка оперативной и

долгосрочной памяти

Е. недостаточная профессиональная подготовка у некоторых молодых специалистов *

8. Кто непосредственно отвечает за организацию и проведение комплекса санитарно-

гигиенических и противоэпидемических мероприятий в лечебном учреждении?

А. Персонал больницы

В. Старший ординатор

С. Старшая сестра

D. Главный врач *

Е. Главный врач санэпидстанции

9. Зона, которая наиболее положительно влияет на лечебно-охранительный режим.

А. Зона лечебных корпусов.

В. Зона роддома.

С. Зона садово-парковая. *

D. Зона хозяйственная.

E. Зона административно-поликлиническая.

10. При санитарном обследовании терапевтического отделения для взрослых было установлено, что палаты на 4 кровати имеют площадь 22 м2. Какая минимальная площадь палат должна быть в этом отделении?

А.40 м2

В. 24 м2

С. 28 м2 *

D. 30 м2

Е. 52 м2

11. Санитарно-гигиенические условия в манипуляционной характеризуются такими показателями: температура воздуха - 20 0С, относительная влажность 55 %, скорость движения воздуха 0,1 м/с, коэффициент естественного освещения (КЕО) - 2 %, уровень искусственного освещения 80 лк. Который из приведенных показателей требует коррекции:

А. Температура воздух

В. Относительная влажность

С. Уровень искусственного освещения *

D. Скорость движения воздуха

Е. Коэффициент естественного освещения.

12. В палатной секции соматической больницы на 40 кроватей количество 4-коечных палат составляет 60 %, 2-коечных - 20 %, 1-коечных - 20 %. Ширина коридора - 2,5 м. Какой из приведенных показателей не отвечает гигиеническим требованиям?

А. Количество 1-коечных палат

В. Количество 2-коечных палат

С. Количество 4-коечных палат

D. Общее количество кроватей *

Е. Ширина коридора

13. Размещение поста дежурной медицинской сестры в плане палатной секции.

А. В конце палатного коридора.

В. Возле буфета.

С. Рядом с кабинетом врача.

D. Рядом с манипуляционной.

Е. Возле с палатами для тяжелобольных.*

^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Тема №1 “ Основные законы гигиены и задания гигиены. Особенности гигиенических требований к планированию и эксплуатации лечебно-профилактических заведений.”

1. Используя основные положения законов гигиены разработать мероприятия по профилактике негативного влияния и учитывая позитивное влияние на здоровье населения разработать мероприятия здорового образа жизни и методы закаливания организма человека.

2. Рассмотреть ситуационный план местности, направление доминирующих ветров, степень изолированности от жилищных кварталов, наличие жилищных кварталов, наличие предприятий, которые могут загрязнять воздух территории больницы пылью и газами, наличие шумных уличных и шоссейных магистралей, железнодорожных путей, аэродромов и т.п.

3. Рассмотреть генеральный план больницы, определить соответствие размеров гигиеническим нормативам, процент застройки и озеленения участки, подъезды к отдельным корпусам, зонирование участка, рациональность расположения на участке больничных корпусов и хозяйственных зданий, разрывы между ними.

4. Рассмотреть алгоритмы внутреннего планирования лечебно-профилактического заведения, определить соответствие гигиеническим требованиям.

Тема № 2. “Современные проблемы внутрибольничной инфекции и комплекс гигиенических мероприятий по их профилактике. Гигиена труда медицинских работников в лечебно-профилактичних учреждениях.”

1. Зная основную структуру внутрибольничных инфекций передачи разработать комплекс мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических заведениях (акушерско-гинекологических, хирургических, детских, инфекционных, и тому подобное).

2. По схеме санитарно-гигиенического обследования лечебно-профилактического заведения оценить соответствие места расположения учреждения, нормирование площади земельного участка, зонирование территории и процентное соотношение плотности застройки и площади зеленых насаждений, систему застройки, требования с санитарно-техническим обеспечением лечебно-профилактического заведения, санитарной очистки территории, и систему удаления отходов.

3. По данным ситуационных задач оценить условия труда врачей разных специальностей, используя нормативные документы. Сделать выводы и предложить мероприятия по улучшению условий труда медицинского персонала.

4. Ознакомиться с основными законодательными актами по вопросам охраны труда. Закон “Об охране труда” и его содержании от 14.10.1992 г. Закон “О внесении изменений к Закону Украины “Об охране труда”, 21.11.2002.
^

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ


Студент должен знать:

1. Основные задания гигиены.

2. Основные законы гигиены.

3. Гигиенические требования к санитарно-гигиеническому режиму лечебных учреждений и условий труда персонала.

4. Виды санитарного присмотра.

5. Этапы проведения проектно-строительных работ.

6. Виды материалов проектной документации больничного строительства.

7. Основные гигиенические требования к благоустройству больниц и помещений больниц.

8. Гигиенические требования к санитарно-гигиеническому режиму лечебных учреждений и условий труда персонала.

9. Профилактику заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью врача и медсестры.

10. Структуру и пути передачи внутрибольничной инфекции.

11. Требования к участку ЛП заведения.

12. Системы застройки ЛП заведений.

13. Требования к санитарно-техническому обеспечению ЛП заведения.

14. Санитарная оснастка территории больницы.

15. Специфические отходы больницы.

16. Схему составления акта санитарно-гигиенического обследования больницы.

Студент должен уметь:

1. На основе основных законов гигиены разрабатывать мероприятия профилактики негативного влияния окружающей среды на организм человека.

2. Оценить соответствие планирования земельного участка, относительно нормативных требований.

3. Оценить соответствие ситуационного, генерального плана, и внутреннему планированию ЛПЗ гигиеническим требованиям.

4. Провести обследование помещений больницы.

5. Оценивать условия труда медицинского персонала и санитарного состояния лечебного заведения.

6. Дать рекомендации, относительно улучшения условий труда медицинского персонала и уменьшения влияния негативных производственных факторов на организм медицинских работников.

7. Составлять “Акт санитарного обследования лечебно-профилактического заведения”, делать выводы и давать рекомендации.

^ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Основные:

  1. Гощинський В.Б., Стародуб Є.М. «Сімейна медицина» - Тернопіль: «Укрмедкнига», 2005, - С. 24-27

  2. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. Навчальний посібник.- К.: Здоров’я, - 2004. – 694 с.

3. Гігієна та екологія . За ред В.Г.Бардова. Вінниця: Нова Книга. 2006. – 720 с.http://www.nmu.edu.ua/kaf55-8.php

4. Загальна гігієна з основами екології. За ред. В.А.Кондратюка. – Тернопіль: Укрмедкнига, - 2003. – 567 с.

  1. Загальна гігієна. Посібник до практичних занять /Під ред. І.І. Даценко - Львів: Вища школа. 2001. – 472 с.

  2. Комунальна гігієна. За ред. Е.Г. Гончарука - К.: Здоров’я. 2003. – 726 с.

Дополнительная:

1. Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. Гигиена. - К.: Высшая школа, 1984, - 320 с.

2. Руководство по гигиене водоснабжения / Под ред. С.Н.Черкинского. - М.: Медицина, 1975.
Методическое указание составила доц.Крицкая Г.А.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

__27___ _______12______2012 г. протокол № 5___

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодическое указание для практического занятия по общей гигиене...
Темы: Гигиена воды и водоснабжения населенных пунктов. Санитарная охрана водных объектов

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодическое указание к практическим занятиям для студентов медицинского...
Темы: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования вестибулярного анализатора

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодическое указание практического занятия для студентов 5-го курса медицинского факультета
Тема№1: Онкозаболеваемость. Классификация онкозаболеваний, система тnм. Организация и задачи онкослужбы. Противораковая борьба, диспансеризация...

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодическое указание практического занятия для студентов 5-го курса медицинского факультета
Тема№1: Онкозаболеваемость. Классификация онкозаболеваний, система тnм. Организация и задачи онкослужбы. Противораковая борьба, диспансеризация...

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодическое указание практического занятия по дерматоонкологие для...
Тема №1: Анатомия, гистология и физиология кожи. Основные патологические процессы в коже. Методы обследования профильных больных....

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодическое указание для студентов 6 курса для проведения практического...
Методическое указание для студентов 6 курса для проведения практического занятия по эндокринологии факультета подготовки иностранных...

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодические указания для практического занятия для студентов 1-го...
Темы. Уровни организации живого. Оптические системы в биологических исследованиях

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодические указания для практического занятия для студентов 1-го...
«закономерности наследственности»,«методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни»

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодические указания для практического занятия для студентов 1-го...
Темы. Особенности генетики человека. Проявления основных закономерностей наследования на примере менделирующих признаков человека...

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №1 (практическое 6 час.) iconМетодическое указание по самостоятельной работе курса дерматоонкологии...
Тема №1: Анатомия, гистология и физиология кожи. Основные патологические процессы в коже. Методы обследования профильных больных....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<