Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.)




Скачать 162.15 Kb.
НазваниеМетодическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.)
Дата публикации15.04.2013
Размер162.15 Kb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Биология > Программа
МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ЗАНЯТИЕ № 2 (практическое - 6 год.)

Темы: 1. Гигиена воды и водоснабжения населенных пунктов. Санитарная охрана водных объектов.

2. Питание в профилактической медицине. Гигиеническая оценка пищевого статуса.

Цель: 1. Усвоить правила отбора проб воды из разных источников водоснабжения. Знать требования, которым должна отвечать вода (Государственные Санитарные Правила и Нормы от 23.12.1996 г. №383 “Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизированного хозяйственно - питьевого водоснабжения) и давать оценку качества питьевой воды.

2. Разработка обоснованных рекомендаций по рациональной коррекции питания, которые будут способствовать оздоровлению организму и нормализации пищевого статуса и профилактике последующих осложнений.

^ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

Вода играет большую роль в жизни человека, удовлетворяя ее физиологичные, санитарно-гигиенические и хозяйственные потребности. Но вода может и негативно влиять на организм человека в случае плохих органолептических свойств, химического состава, наличия патогенных микроорганизмов и яиц гельминтов. Отрицательное действие может проявиться не только при употреблении воды для жизни и приготовления еды, но и при использовании ее для культурно-бытовых целей (купание. плавание). Требования, которым должна отвечать вода, утверждены в государственных стандартных, нормах и правилах (ГОССанПиН - Государственные Санитарные Правила и Нормы от 23.12.1996 г. №383 “Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизированного хозяйственно - питьевого водоснабжения) ).

Изучение и рациональная коррекция питания населения - чрезвычайно актуальная проблема, поскольку адекватное рациональное питание ем основой профилактики первичных алиментарных заболеваний и алиментарно-обусловленных соматических заболеваний.

Нарушения питания влекут целый ряд заболеваний, которые характеризуются широким спектром симптомов неспецифических проявлений ухудшения самочувствия, снижение иммунитета вплоть до появления алиментарных заболеваний разной степени выраженности, признаки которых обязательно должен уметь определять врач.

^ ПРОГРАММА САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

І. Тема №1 “ Гигиена воды и водоснабжения населенных пунктов. Санитарная охрана водных объектов.»

Контрольные вопросы:

1. Основные источники водоснабжения, которые используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

2. Заболевания, которые могут возникнуть при употреблении недоброкачественной воды.

3. Современные гигиенические требования к качествам питьевой воды. Государственный стандарт (ГСТ) на питьевую воду.

4. Способы улучшения качеств питьевой воды. Методы очистки и обеззараживания воды.

5. Методика санитарного обследования источника водоснабжения.

6. Основные методы санитарной очистки населенных мест и средства обеззараживания воды в лечебно-профилактических заведениях.

ІІ. Тема № 2. “Питание в профилактической медицине. Гигиеническая оценка пищевого статуса.”

Контрольные вопросы:

1. Физиолого-гигиенические основы рационального питания.

2. Характеристика продуктов питания.

3. Альтернативные виды питания.

4. Значение качества продуктов питания в рациональном питании.

5. Токсины натуральных продуктов.

6. Основные признаки белковой, белково-энергетической недостаточности.

7. Клинические признаки при основных видах витаминной недостаточности.

8. Клинические признаки при недостаточности железа, цинка, кальция, калия, магния.

9. Формулы для расчета массо-ростовых показателей и материалы для их оценки (Брока, Кребса, Кетле).

10. Основные причины возникновения обменных, иммунобиологических и эндокринных сдвигов в состоянии здоровья, связанных с питанием, основы профилактики.

11. Алиментарная регуляция обменных нарушений. Профилактика возникновения лишнего веса. Гигиенические основы лечения ожирения.

12. Гигиенические основы нутрициологичной профилактики преждевременного старения.

Семинарское обсуждение теоретических вопросов.

^ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

Задача 1.

Проба воды взята из источника.

Санитарно-топографические данные:

Источник находится у подножия горы, в отдалении 3 км от населенного пункта и 100 м от полевого стана.

2. Санитарно-технические данные:

Источник не имеет каптажа. Вода забирается из естественного русла.

3. Физический анализ воды:

Прозрачность - 35 см;

Запах - 2 балла;

Цветность - 5°;

Привкус - 2 балла.

4.Химический анализ:

Азот аммонийный - 0,3 мг/дм3

Азот нитритов - следы

Азот нитратов - 60 мг/дм3

Сульфаты - 200 мг/дм3

Железо - 0,2 мг/дм3

Хлориды - 240 мг/дм3

Окисляемость - 4 мг/дм3

Жесткость общая - 6 мг-экв/дм3.

5. Бактериологический анализ воды:

Общее микробное число в 1 см3 - 250, индекс БГКП - 10.

Дать объяснение приведенным фактам, сформулировать выводы и предложения.

^ Эталон ответа:

Требования ГОССанПина к водопроводной воде несколько выше, чем к воде децентрализованных источников, а именно:

прозрачность - не меньше 30 см;

· цветность - не более 40°;

· запах, привкус - до 2-3 баллов;

· общая жесткость до 14 мг экв/дм3;

- содержание нитратов до 40 мг/дм3, индекс БГКП не более 10, общее микробное число до 300-400 в 1 см3;

- окисляемость - до 4 мг/дм3 О2 ;

азот аммонийный - до 0,1 мг/дм3;

· азот нитритов - до 0,002 мг/дм3;

Сравнивая данные с нормативами, можно отметить, что вода по результатам физического анализа не соответствует требованиям стандарта. По данным химического анализа имеет место превышение азота аммонийного и нитритов, хотя содержание азота нитритов не увеличено. Учитывая санитарно- топографические данные (источник находится у подножия горы, недалеко полевого стана), санитарно-технические данные (источник не имеет каптажа, то есть благоустройства, вода собирается из естественного русла), можно допустить, что периодически проходит загрязнение водоисточника, например, ливневыми, атмосферными водами. Предлагается сделать благоустройство источника - каптаж, спустя некоторое время повторить анализ воды.

^ АЛГОРИТМ № 1/1

выполнение практических навыков по гигиене

"АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЛАБОРАТОРНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ"

1. Рассмотреть протокол исследования питьевой воды.

2. Сравнить результаты исследований питьевой воды с нормативными показателями.

3. Составить обоснованный вывод о качестве воды и дать гигиенические рекомендации.

Место взятия пробы

с. Дедеркалы

Наименование источника водоснабжение

Трубчатый колодец

Дата и время взятия пробы

11.09.03

Запах

3 (ПР)

Привкус

3 (ПР)

Цветность

20 град.

Мутность

1,5 (НОМ)

Прозрачность

2,8 см

Водородный показатель рН

7,1

Остаточный свободный хлор

отсутствующий мг/дм3

Остаточный озон

отсутствующий мг/дм3

Окисленность

5 мг О2 /дм3

Азот нитратов

54 мг/дм3

Общая твердость

11 мг-экв/дм3

Минерализация общая (сухой остаток)

1500 мг/дм3

Хлориды

130 мг/дм3

Сульфаты

100 мг/дм3

Железо

0,3 мг/дм3

Медь

0,5 мг/дм3

Цинк

4 мг/дм3

Мышьяк

0,01 мг/дм3

Свинец

0,01 мг/дм3

Фтор

2,3 мг/дм3

Алюминий

0,2 мг/дм3

Селен

0,05 мг/дм3

Марганец

0,1 мг/дм3

Общая объемная активность - излучателей

0,05 Бк/дм3

Общая объемная активность - излучателей

0,7 Бк/дм3

Число бактерий (ОМЧ)

125 КОЕ/см3

Число бактерий группы кишечных палочек

18 КОЕ/дм3

Число термостабильных кишечных палочек

Отсутствуют КОЕ/100 см3

Число патогенных микроорганизмов

Отсутствуют КОЕ/дм3

Число колифагов

Отсутствуют КОЕ/дм3


Задача 2.

Органолептическое исследование вареной колбасы показало: внешний вид без особенностей, оболочка серого цвета, слегка влажная, запах и вкус кисловатые, расцветка фарша серая, фарш однородный, с воздушными пустотами серого цвета, консистенция фарша рыхлая. Химический анализ: соль кухонная - 2 %, нитриты - 0,005 %, влага - 75 %, крахмал - 2,5 %. Дать оценку доброкачественности вареной колбасы.

^ Эталон ответа:

По показателям органолептических свойств: оболочка вареной колбасы серого цвета должна быть светло розовой. Запах и вкус колбасы должны быть специфическими для данного вида без неприятного кислого привкуса и запаха. Консистенция фарша - плотна без пустот. Содержание кухонной соли, нитритов - в норме, влаги и крахмала - немного повышены. Таким образом, по органолептическим признакам колбаса недоброкачественная и для употребления непригодная.

Задача 3.

Рассчитать пористость хлеба. Дано: объем хлеба составляет 27 смз, уровень масла в цилиндре поднялся с 25 до 40 деления после погружения в масло сжатых шариков хлеба.

^ Эталон ответа:

Если уровень масла в цилиндре поднялся с 25-го деления до 40-го (на 15 делений), то объем пор в хлебе составляет: 27 - 15 = 12см3, отсюда исследуемая пористость равна (по формуле):

А= v - m / v х 100 %

где: v - общий объем выемок хлеба;

m - уровень поднятия масла в цилиндре;

А - пористость в %.

А = 12 / 27 х 100 = 44,4 %

Задача 4.

В студентки, которая имела избыточную массу тела и находилась длительное время на самодеятельной разгрузочной диете (чай без сахара, яблоки, морковь, капуста), появились такие симптомы: хейлоз (заиды), себорейная экзема, повышенная чувствительность глаз, слезотечение, анемия. Врач пришел к выводу, что такая клиническая картина укладывается в симптомы недостатка рибофлавина. С помощью каких продуктов можно ликвидировать этот гиповитаминоз? (указать 5-6 продуктов).

^ Эталон ответа:

Оптимальная потребность взрослого человека в рибофлавине составляет 2 мг на сутки, которые могут обеспечиваться употреблением 100 г печени (говяжей или свиной), либо 300 г сердца, либо 100 г почек, либо 300 г дрожжей прессованных, 500 г яиц (приблизительно 7 штук), либо комбинация этих продуктов.

Задача 5.

АЛГОРИТМ

^ "АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПИЩЕВОГО СТАТУСА "
1. Рассмотреть "Карту-анкету обследования пищевого статуса организма".

2. Определить пищевой статус и витаминную недостаточность. Сравнить результаты обследований с нормативными критериями.

3. Составить обоснованный вывод и дать гигиенические рекомендации.
^ КАРТА-АНКЕТА ОБСЛЕДОВАНИЯ

ПИЩЕВОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА

I. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:

ФИО

Василив Любовь Федоровна

Возраст

45 лет

Професия

Продавец

ІІ. УСЛОВИЯ РАБОТЫ И БЫТА:

Характер рабочей деятельности

работа средней трудности

^ Вредные производственные факторы

дискомфортный микроклимат, шум

Дополнительные физические занятия

работа на огородном участке

ІІІ. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЕ ПИЩЕВОГО СТАТЬУСА

Результати общего вида

Стать




Конституция

Астенический тип

^ Состояние кожи

Бледость

Глаза

Бледость коньюнктив

Губы

трещини в куточках рта

Язык

згладжевание сосочков языка, сухость и пекучость во рту

Десна

кровоточивость при чистке зубов

Волосы

сухость, ламкость, випадение

Ногти

ламкость


^ Мускулы и костная систама

онимение конечностей

Результати обследования

Органы пищеварения

без особенностей

^ Сердечно-сосудистая система

Тахикардіи

Нервная система

слабость, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, сонливость, головные боли

^ Результати изучения антропометрических показателей

Рост, см

168

Масса тела (фактическая), кг

62

^ Идеальная масса тела за Брейтманом, кг

70

Результати изучения жирового компонента массы тела

^ Толщина складки кожи - на спине, см

1,5

- в областе трицепса, см

1

- на грудях, см

1

- на животе, см

2

- сума измерений, см

5,5

^ Относительное количество жирового компонента масы тела, %

5,2

Результаты изучения стана скелета та развития мышечной системы

^ Результати осмотра и исследования

позвоночник S-подобной формы, грудная клетка: плоская, ноги нормальной формы, стопа плоская

Показатель обовода мышц плеча, см

27

^ IУ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

гемоглобин - 90 г/л (норма 120-140 г/л); вітамін С в суточной моче 500 мкмоль/л (норма не меньше 567,6 мкмоль/л)

ВЫВОД


Эталон ответа:

В женщины недостаточный пищевой статус. По результатам лабораторного исследования установлено гиповитаминоз С и недостаток железа, что привело к возникновению анемии в женщины.

Рекомендации: откорректировать суточный пищевой рацион. Пополнить его продуктами, которые содержат аскорбиновую кислоту (перец красный, смородина, хрен, говяжий язык). Для дифференцированной диагностики определенных нарушений необходимо провести определения количества эритроцитов и цветного показателя крови.
^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Выбрать органолептические показатели, которые отвечают требованиям ГосСанПиНа:

А. Порог разведения 2.*

В. Цветность 40 0

С. Прозрачность 10 см по шрифту Снеллена

D. Мутность 2 мг/дм3

Е. Запах 1 балл, привкус 3.

2. Недостатки метода хлорирования воды.

А. Ухудшение вкуса

В. Придание токсикологических свойств *

С. Снижение прозрачности

D. Образование пленки

Е. Образование осадка

3. Критерий качества питьевой воды:

А. Безвредность химического состава.*

В. Прозрачность.

С. Вкус.

D. Цветность

Е. Температура.

4. Какие естественные источники воды лучше всего использовать для питьевого водоснабжения населения?

А. Речки

В. Озера

С. Атмосферные воды

D. Межпластовые воды *

Е. Почвенные воды.

5. Какое заболевание может передаваться через воду:

А. Заболевания, предопределенные физическими качествами воды

В. Инфекционные болезни бактериальной природы *

С. Белково-энергетическая недостаточность

D. Пневмокониоз

Е. Гиповитаминозы

6. В сбалансированном питании энергетическая ценность белков в рационе должна составлять:

А. 8 - 10 %

В. 10 - 13 % *

С. 14 - 17 %

D. 17 - 20 %

Е. 20 - 21 %

7. Какими продуктами обеспечивается биорегуляторная функция еды?

А. Мясо

В. Яйцо

С. Рыбопродукты

D. Овощи, фрукты *

Е. Мука, крупа

8. Какое из определений нельзя применить к характеристике пищевого статуса.

А. Обычный.

В. Оптимальный.

С. Избыточный.

D. Недостаточный.

Е. Угрожающий.*

9. Продукты, с потреблением каких связано возникновение стафилококкоза.

А. Молоко и молочные продукты.*

В. Грибные консорвы.

С. Колбасные изделия.

D. Котлеты.

Е. Баклажанная икра.

10. Под сроком «пищевой статус» организма следует понимать:

А. Потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах.

В. Качественный состав суточного рациона.

С. Степень жироотложения в определенного индивидуума.

D. Физиологическое состояние организма, предопределенное характером питания. *

Е. Процент от общей калорийности по определенному приему пищи (завтрак, обед, ужин).

^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

І. Тема №1 “Гигиена воды и водоснабжения населенных пунктов. Санитарная охрана водных объектов. ”

1. По данным ситуационных задач обосновать вывод о качестве и возможности использования воды. Дать характеристику основным методам очистки и обеззараживания воды.

2. По данным ситуационных задач обосновать вывод о качестве и возможности использования воды. Дать характеристику современным гигиеническим требованиям к организации водоснабжения.

3. По данным алгоритмов выполнения практической работы оценить качество питьевой воды по показателям санитарно-топографических, химических, бактериологических данных.

ІІ. Тема № 2.”Питание в профилактической медицине. Гигиеническая оценка пищевого статуса.”

1. На основе данных ситуационных задач сделать вывод о качествах продуктов питания и возможности их использования или утилизации.

2. На основе алгоритма «Анализ и оценка пищевого статуса индивидуума определить пищевой статус и витаминную обеспеченность организма. Сравнить результаты обследований с нормативными критериями. Составить обоснованный вывод соответственно пищевого статуса и дать гигиенические рекомендации для его нормализации»

3. На основе данных ситуационных задач определить степень ожирения и назначить лечебную диету с учетом возрастно-половых особенностей и группы интенсивности труда.

^ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Студент должен знать:

1. Законодательство Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» - г. Киев, 10.01.2002. № 2918-111.

2. Государственные санитарные правила и нормы «Вода питьевая. Гигиенические требования к качествам воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» в 23.12.1996 г. № 383.

3. Показатели качества продуктов питания.

4. Методику обследования для определения пищевого статуса человека.

5. Основные нормативы массо-ростовых показателей.

Студент должен уметь:

1. Отбирать пробы воды на исследование

2. Определять физические и органолептические свойства воды

3. Интерпретировать результаты химического, бактериологического, радиологического и органолептического анализа воды.

4. Давать оценку качества пищевых продуктов.

5. Определять пищевой статус человека.

6. Определять гармоничность телосложения и конституционный тип.

7. Давать практические рекомендации по нормализации питания человека.

^ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Основные:

  1. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. Навчальний посібник.- К.: Здоров’я, - 2004. – 694 с.

2. Гігієна та екологія . За ред В.Г.Бардова. Вінниця: Нова Книга. 2006. – 720 с.http://www.nmu.edu.ua/kaf55-8.php

3. Загальна гігієна з основами екології. За ред. В.А.Кондратюка. – Тернопіль: Укрмедкнига, - 2003. – 567 с.

4. Загальна гігієна. Посібник до практичних занять /Під ред. І.І. Даценко - Львів: Вища школа. 2001. – 472 с.

5. Комунальна гігієна. За ред. Е.Г. Гончарука - К.: Здоров’я. 2003. – 726 с.

6. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены . / Е.И.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др /. – К.: Вища школа, 2000. – 654.

7. Державні санітарні норми та правила "Гігієнічні вимоги до води питної, призначеної для споживання людиною" (ДСанПіН 2.2.4-171-10) 1 липня 2010 р. за N 452/17747.

Дополнительные:

1. Навчально-методичний посібник для самостійної роботи студентів з гігієни харчування «Методична оцінка харчового статусу людини та адекватності індивідуального харчування» - Київ, 1989.

2. Габович Р.Д., Познанський С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. - Киев, 1983. - С. 57-67.Загальна гігієна. /Під ред. Е. Г. Гончарука. - Київ: Вища школа, 1995., С. 127.

3. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. - М., 1971, - С.127-133, 136-142, 144-149, 156-164, 171-172, 176-177.

  1. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Е., Величко А.О. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене основам экологии человека. - М.,АДЕМА, 2006. – 512 С.


Методическое указание составила доц.Крицкая Г.А.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

___27__ _______12______2012 г. протокол № _5__

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодическое указание для практического занятия по общей гигиене...
Темы: Основные законы гигиены и задания гигиены. Особенности гигиенических требований к планированию и эксплуатации лечебно-профилактических...

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодическое указание практического занятия для студентов 5-го курса медицинского факультета
Тема№1: Онкозаболеваемость. Классификация онкозаболеваний, система тnм. Организация и задачи онкослужбы. Противораковая борьба, диспансеризация...

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодическое указание практического занятия для студентов 5-го курса медицинского факультета
Тема№1: Онкозаболеваемость. Классификация онкозаболеваний, система тnм. Организация и задачи онкослужбы. Противораковая борьба, диспансеризация...

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодическое указание практического занятия по дерматоонкологие для...
Тема №1: Анатомия, гистология и физиология кожи. Основные патологические процессы в коже. Методы обследования профильных больных....

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодическое указание для студентов 6 курса для проведения практического...
Методическое указание для студентов 6 курса для проведения практического занятия по эндокринологии факультета подготовки иностранных...

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодическое указание к практическим занятиям для студентов медицинского...
Темы: Клиническая анатомия, физиология и методы исследования вестибулярного анализатора

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодические указания для практического занятия для студентов 1-го...
Темы. Уровни организации живого. Оптические системы в биологических исследованиях

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодические указания для практического занятия для студентов 1-го...
«закономерности наследственности»,«методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни»

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодические указания для практического занятия для студентов 1-го...
Темы. Особенности генетики человека. Проявления основных закономерностей наследования на примере менделирующих признаков человека...

Методическое указание для практического занятия по общей гигиене для студентов 6 курса медицинского факультета занятие №2 (практическое 6 год.) iconМетодическое указание по самостоятельной работе курса дерматоонкологии...
Тема №1: Анатомия, гистология и физиология кожи. Основные патологические процессы в коже. Методы обследования профильных больных....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<