Східноукраїнський національний університет




НазваниеСхідноукраїнський національний університет
страница1/11
Дата публикации24.04.2013
Размер1.7 Mb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Биология > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

імені ВОЛОДИМИРА ДАЛЯ

Інститут післядипломної освіти та дистанційного

навчання

Сєвєродонецьке відділення


Конспект лекцій
з дисципліни «Валеологія”
склав викладач-стажист Плужник Я.А.

“УХВАЛЕНО“


методичною радою

Сєвєродонецького Відділення

Інституту післядипломної

освіти і дистанційного навчання

Протокол №__ від ________

Голова ради _________Н.М. Полякова




Сєвєродонецьк 2006

Содержание


1

Введение в валеологию. Предмет и сущность педагогической валеологии. Основополагающие принципы валеологии. Методы валеологических исследований.




2

Сущность понятий болезнь и здоровье. Компоненты здоровья. Методы оценки уровня здоровья




3

Жизненная среда и здоровье человека. Адаптация человека. Здоровый образ жизни.




4

Физическое здоровье Способы оценки уровня состояния собственного здоровья.




5

Организация режима жизнедеятельности. Режим труда и отдыха. Фазы работоспособности. Работоспособность и утомление Учебный процесс и здоровье студентов.




6

Психическое здоровье. Нервно-психические заболевания и их профилактика. Пути сохранения психического здоровья




7

Резервы здоровья. Потенциал здоровья. Методы оздоровления организма.




8

Понятие валеологической культуры личности Формирование валеологического мировоззрения студентов
































^ ТЕМА 1 Введение в валеологию. Предмет и сущность педагогической валеологии.

1.1.Валеология как наука.
Состояние здоровья большей части современного человечества никак не соответствует тому определению, которое дает здоровью ВОЗ: "Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".

В наше время здоровья человека - это одна из глобальных проблем, которую стараются решить не только врачи, но и психологи, и социологи.
Именно этим вопросам посвящено новое направление в познании жизнедеятельности организма человека — валеология (от латинского valeo - здравствовать). Сам термин был предложен в 80 годах нашего столетия И.И.Брехманом.

^ В задачу валеологии включается сохранение и коррекция функций систем организма человека на основе учета его индивидуальных физиологических особенностей.

Валеология возникла как социальная потребность сохранения здоровья человека не сегодня. Это задача, которая существовала перед человечеством всегда. Однако ее решение стало возможным только сейчас, когда уровень знаний о человеке, его биологической, физиологической, психологической сущности стал достаточно высоким для создания систем диагностики, прогноза и управления состоянием систем его организма и их взаимодействием.
В основе валеологии лежит представление о динамических резервах систем организма и организма в целом. При этом следует учитывать, что динамические резервы организма в целом обеспечиваются взаимодействием его систем, каждая из которых имеет свои собственные ритмы функционирования. Эти ритмы определяют норму жизнедеятельности систем на основе принципа неустойчивого равновесия, а системный эффект достигается за счет взаимодействия между ними.

Резервы систем организма создают запас, потенциал здоровья, который должен быть устойчиво компенсируем при нормальных, не деструктивных влияниях на организм. Потенциал здоровья может быть увеличен специальными тренировочными воздействиями или снижен, когда воздействия ведут к невосполнимым тратам.

При воздействии на организм внешних и внутренних факторов, происходят перестройки во взаимодействии его систем, в самих системах, и в организме в целом - реализуется механизм адаптации.

Учитывая сказанное можно дать следующее определение валеологии.
Валеология — наука (совокупность знаний) о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социо-культурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.
Валеология - наука о том, как-сохранить физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное здоровья.
Валеология предполагает учет генофонда индивида, его психофизиологических характеристик, образа жизни, экологии среды обитания, профессиональной деятельности.

Предметом валеологии является здоровье человека как категория качества жизни, обусловленная физиологическими механизмами адаптации организма к условиям среды, его способностью к самоорганизации, саморазвитию, самосохранению.

Валеология отличается от профилактической медицины, прежде всего, тем, что последняя занимается предупреждением болезней, а валеология изучает резервы отдельных систем организма, резервы их компенсаторного взаимодействия для обеспечения устойчивой реализации и устойчивого сохранения его генетических, физиологических, психологических, генеративных функций.

Известно, что состояние здоровья населения зависит на 50% от индивидуального образа жизни, на 25% - от влияний окружающей среды, на 15% - от наследственности и на 10% - от медицины. Эти цифры показывают, что большой резерв в сохранении здоровья человека заложен в организации его образа жизни, который в значительной мере зависит от его валеологической культуры.
^ 1.2.Педагогическая валеология.
В настоящее время актуальной является проблема здоровья населения, особенно тревожит здоровье детей. Результаты массовых обследований состояния здоровья детей угрожающи для будущего страны: сокращаются рождаемость и доля здоровых новорожденных детей; растет уровень детской смертности; увеличивается количество «социальных сирот». Но особенно должно волновать представителей системы образования стремительное падение здоровья детей, студентов в процессе обучения. В среднем по Украине 10% выпускников могут  считаться здоровыми. Отсюда следует, что одним из факторов, влияющих на снижение здоровья детей, студентов, является сама система образования.
^ Педагогическая валеология - это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами.
На протяжении многих лет целью воспитания и образования провозглашается воспитание всесторонне развитой личности, на деле же качества личности, уровень ее культуры и нравственности отходят на второй план. Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем человека. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью.

Понятно, что знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам человек, его физическое, душевное и духовное развитие. 

Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка,студента ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым.

Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Валеология учит человека строить отношения с самим собой (своим телом, душой и разумом); отношения с людьми; отношения со всем своим окружением. Валеология подходит к здоровью человека с позиции «само» (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование).

Следовательно, предметом валеологии является процесс здоровьетворения, который строится на знании законов человеческого здоровья, на знаниях особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья.
Здоровье в нашем обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при работе по следующим направлениям:

  валеологическое образование каждого человека начиная с самого раннего возраста;

  создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха учащихся, студентов - педагогическая валеология.

Педагогическая валеология опирается на ряд принципов здоровьетворящего образования.

1.   Принцип природосообразности

На основе этого принципа система воспитания и образования должна строиться в соответствии  с природой ребенка, с законами его развития. Образование и воспитание необходимо строить для реализации трех базовых потребностей, присущих человеку: Это:

  потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);

  потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);

  потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия - в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми).

Этот принцип может быть реализован через содержание образования, через методы стимулирования у ребенка стремления постоянно отвечать на вопросы: Кто я? Что я? Зачем я? Откуда я? И продвижения ребенка с одной ступени развития на другую.

2.   Принцип уникальности личности.

Цель и смысл образования - развитие уникальности и неповторимости каждого человека. Детей не нужно делать одинаковыми, не нужно их усреднять, «подтягивать» одного до другого, сравнивать друг с другом, провоцируя агрессию и нездоровье детей.

3.   Принцип дополнения.

Реализация этого принципа ведет к принятию и осознанию того, что:

  природа творит все на земле и человека в том числе как дополнение друг к другу;

  люди нужны друг другу, потому что для реализации своей жизненной задачи человеку нужна помощь других людей;

  без взаимодействия с другими людьми человек не может познать и реализовать себя;

  к взаимопониманию ведет умение слушать, понимать другого, принимать и согласовывать мнения и результаты деятельности.

4.   Принцип безусловной любви.

Ответственное отношение у ребенка за свое здоровье можно воспитать только в том случае, если ребенок чувствует свою нужность и желанность для близких ему людей. В свою очередь, отношение к себе как ценности формирует ответственное отношение у человека и к окружающей его действительности.

5.   Принцип неопределенности

Этот принцип реализуется на основе логики развития ребенка и взрослого человека. Реализация этого принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не имеют представления о том, что же они получат вместе в конечном результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых знаний в образовании. 

6.   Принцип проектировочного образования.

Реализация этого принципа начинается с освоения детьми способа организации своей деятельности,  который предполагает сформированность у ребенка умения любое дело начинать с  анализа ситуации, целеполагания, планирования деятельности, реализации деятельности и заканчивать его анализом результата деятельности.

7.   Принцип резонанса.

Этот принцип признает в ребенке творца от природы. Проблема образования в чтобы моделировать ситуации для проявления ребенком своих возможностей.
Учет этих принципов даст возможность выйти на формирование не только готовности ребенка к здоровьетворению, но и готовности к единению с самим собой, другими людьми и природой; готовности к самоорганизации; готовности к творчеству, как развитию адаптивных свойств личности.

Новая философия здоровья находит многих сторонников в западных странах, в первую очередь потому, что здоровье необходимо, чтобы достичь успеха; во-вторых, воспитание у людей чувства ответственности за здоровье может устранить многие опасности - экологические и социальные.
Самосовершенствование человека носит комплексный характер. В него входят четыре направления (ступени).

1.   Постижение знаний законов природы и умения жить согласно законов природы. Учиться быть в гармонии со Вселенной и с самим собой. Преодоление отрицательных психологических состояний.

2.   Создание комфортного состояния души посредством рациональной организации работы ума и воли, общения с другими людьми.

3.   Укрепление психики и тела.

Средства: очистительные процедуры, рациональное питание, физические упражнения, аутогенная тренировка, закаливание.

4.   Расширение сознания.
^ 1.3. Принципы психологии здоровья

Мысль, что развитая медицина мало помогает сохранять и приумножать общественное здоровье конечно же не нова. В 70-е гг. об этом говорил известный врач Н. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье». В ней он высказал пожелания и рекомендации, в которых сформулированы основные принципы психологии здоровья. В этих высказываниях умудренного жизнью опытного врача, перед которым прошли тысячи судеб, который создал собственную оздоровительную систему и вылечил с ее помощью не только самого себя, но множество своих пациентов, содержатся все основные принципы современной профилактической медицины:


1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым… Больше того, бойтесь по пасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.

3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старения человека и углубления болезней.



4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы — значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще и характером. К сожалению, здоровье, как важная цель, встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью.



5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничение в питании, закаливание, время отдыха и умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровья не обеспечивает.

6. Природа милостива: достаточно 20-30 мин физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.



7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум в соотношении рост в сантиметрах минус 100.



8. Умение расслабляться — наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!

9. Говорят, что здоровье — счастье уже само по себе. Это неверно. К здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь — уж точно несчастье.


Каждый человек должен явиться строителем собственного здоровья. В обществе, утверждающем личную ответственность человека за все его действия и отношения, здоровье становится самостоятельно значимой ценностью, потому что без хорошего здоровья человек не сможет полноценно участвовать в неизбежной рыночной конкурентной борьбе, не сможет обогатить общество высокими личными достижениями Если в прежней парадигме общество выигрывало за счет проигрыша личности, то в новой парадигме общество выигрывает за счет выигрыша личности, который достигается путем предоставления ей возможностей для личностного роста и развития во всех сферах, и в первую очередь в сфере здоровья.


В нынешних условиях, для обеспечения приемлемого уровня жизни, многим приходится работать на нескольких работах. В свою очередь труд многих предпринимателей отличается ненормированным рабочим днем, большим количеством стрессов, вызываемых постоянным переключением с одного вида деятельности на другой. В то же время система государственного здравоохранения во многом пока не в состоянии полноценно заботиться о здоровье своих граждан. Все это говорит о том, что вместе с переустройством общественной системы должна измениться и система взглядов на здоровье человека. Внимание врачей и их пациентов должно переместиться с лечения болезней на их профилактику и пропаганду способов достижения здоровья во всем его объеме, когда человек может радоваться жизни, полностью выявлять заложенные в нем потенции, осуществлять свой личностный рост и двигать общественный прогресс. Это означает смену оздоровительной парадигмы, т.е. способа решения проблем, связанных со здоровьем.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Контроллинг в системе управления предприятием. Информационное обеспечение контроллинга

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Контроллинг в системе управления предприятием. Информационное обеспечение контроллинга

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Управлінські інформаційні системи в аналізі та аудиті" для спеціальності 050106 "Облік та аудит"

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Конспект лекцій складений на основі Освітньо-професійної програми та Робочих навчальних планів перепідготовки спеціалістів

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Конспект лекцій складений на основі освітньо-професійної програми підготовки бакалавра та робочого навчального плану напрямку 030601...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Варіанти контрольних робіт складені на основі Освітньо професійної програми підготовки та перепідготовки спеціаліста та робочого...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Методичні вказівки до практичних занять складені на основі робочої навчальної програми з дисципліни «Контролінг» для 050201 «Менеджмент...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Контрольна робота є однією з форм підготовки фахівців вищої кваліфікації, узагальнюючим підсумком самостійної роботи студента з курсу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<