Кафедра марксистско-ленинской философии




НазваниеКафедра марксистско-ленинской философии
страница1/3
Дата публикации24.04.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Биология > Документы
  1   2   3


МИНИМИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УССР

КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ им. акад. А. А. БОГОМОЛЬЦА.

КАФЕДРА МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ


РЕФЕРАТ по диалектическому и историческому материализму на тему:

" МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МАРКСИСТКО-ЛЕНИНСКОЙ ДИАЛЕКТИК В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ХРОНОМЕДИЦИНЫ "

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Полищук Николай Андреевич /лечебное дело/

РУКОВОДИТЕЛЬ:

доц. ПОПОВ Н.В.

КИЕВ. 1984

“В мире нет ничего, кроме д

В мире нет ничего, кроме движущейся материи и эта материя не может существовать иначе, как во времени и пространстве”.

В .И. Ленин

Введение


В настоящее время хронобиология - наука о современной организации биологических систем переживает свое второе рождение, ибо накоплленный материал позволяет прийти к заключению, что наличие ритмичности физиологических процессов необходимо учитывать как с целью постановки диагноза, так и при лечебных воздействиях.

Интерес к биологическим ритмам восходит к глубокой древности. В частности, древнегреческий поэт Архилох, живший более двух с половиной тысячелетий тому назад, писал: "Познай какой ритм владеет людьми" /7, с.9/. По данным научно-исследовательского института, организованного в Бурятии, и занимающегося изучением наследия индотибетской медицины, практически использовать феномен ритма люди

научились гораздо раньше. При расшифровке одного из основополагающих трактатов древних тибетских врачевателей Атласа "Бри-ша" откры­ваются вещи поистине удивительные. А.Малинов в связи с этим сообща­ет: "Многое... заслуживает особого внимания. По существу, это, пожалуй, первое в истории медицины конкретное практическое указание на необходимость учета фактора времени в процессе лечения - то, чем сегодня занимается новый раздел современной медицины – хрономедицина. Глава открывается схематичски изображением... солнечной системы: Земля, Луна, Солнце. И далее несколько десятков рисунков рассказывают о проведении той или иной лечебной процедуры в зависимости от фаз Луны, различных атмосферных явлений, времени года". /27, с.38/

Развитию хронобиологии способствовали практические потребности нашей технологической цивилизации. Так быстрые перемещения реактивных самолетов из одного часового пояса в другой показало, что у большинства людей, находящихся в них, отмечаются симптомы нарушения общего самочувствия: сна, аппетита, интеллектуальной деятельности. Полеты человека, в космос с новой силой обострили эту проблему.

На современном этапе развития естествознания происходит дифференциация хронобиологии на ряд прикладных областей знания и, в частности, на хрономедицину, а последней на хроногигиену, хронофармакологию, хронотерапию.

Хронофармакология - наука экспериментального плана. Было установлено, что эффект токсических воздействий адреналина, инсулина, циклофосфана, бактериального и вирусного токсинов, гидрохлорида метадона, радиации и других токсических агентов зависит от времени их применения в течение суток.

Несколько меньше известно работ в области хронотерапии комплексе лечебных мероприятий, проводимых: с учетом фактора времени. Однако те немногочисленные сообщения, которые имеются в литературе, свидетельствуют о несомненной эффективности лечебного воздействия в зависимости от фазового состояния организма и о целесообразности введения лечебных препаратов в соответствии с ритмами здорового человека.

Говоря о биологических ритмах нельзя не обратить внимания, что ритмичностъ /периодичность, цикличность/ выступает как важная характеристика всего материального мира.

Ритмичность или цикличность есть обязательное и непременное условие бытия, заложенное как в неорганической природе, так и в живом. Можно утверждать абсолютно однозначно, что движение, как главнейший атрибут материи, может осуществляться, только через периодичность или иначе цикличность. Аналогичного мнения придержи­вается, в частности, Я.Ф.Аскин, значительная часть научных работ которого посвящена проблеме времени: "Ритмичность является свойством всей природы. Ритмические /периодические, циклические/ процессы характеризуют неживую природу, они присущи всем ее уровням, начиная с атома и кончая такими макротелами, как планеты и звезды. Выяснено, что ритмичность составляет одну из главных особенностей геологического развития Земли, она проявляется в таких процессах, как накопление осадочных толщ, усиление и ослабление складкообразования, вулканическая деятельность и т.д.

… совершенно очевидно, что мы имеем дело… с проявлением общей закономерности природы, с выражением относительной повторяемости в движении материи. Эта же закономерность проявляется и в ритмических процессах, происходящих в живом, на всех ступенях лестницы биологической эволюции и в различных проявлениях жизнедеятельности организмов”. /6/

жизнедеятельность – это особая форма движения живой материи, характерная только для биологических систем. Наряду со специфическими проявлениями такова должна иметь некоторые общие свойства, воплощающиеся в абстрактном понятии “движение”. Вместе с тем всякое движение реализуется в пространстве и времени.

Рассмотрим эту проблему с диалектических позиций применительно к живым организмам с учетом анализа биологических ритмов.
Диалектический механизм – методологическая

основа познания в хрономедицине.
Чтобы правильно осмыслить поднимаемые положения необходимо разработать правильную методологию прикладных исследований, в противном же случае результаты многих умозаключений могут оказаться ложными, ошибочными. В этой связи приводим рассуждения общего, филисофского характера. “Диалектика выступает в качестве философской методологии самого процесса теоретизации науки о жизни. Она оказывается, вместе с тем, содержательной основой общей теории жизни и теории биологического познания… именно… осознанное применение принципов диалектической методологии дает возможность видеть перспективу. Успешно продвигаться вперед по заранее намеченному пути”. /42/ Аналогичного мнения придерживается и К.В.Кирпичников:

"В соотношении "философия-биология" первая имеет дело только с той картиной реальности, которую дает биология. Если при этом биологические исследования не опираются на верную методологическую основу, то на уровне философского обобщения не будет получено правильной картины мира. Отсюда следует вывод, что биологические исследования должны проводиться на основе научной методологии и в качестве таковой должна рассматриваться диалектика. Именно ее законы и категории должны играть роль методологических принципов и выс­тупать как средство достижения нового знания, а сама диалектика выступает как способ мышления, как логика познания. /23/". Именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой" /I, с.367/

Проблема диалектической трактовки результатов естественнонаучных исследований не является чем-то надуманным, отвлеченным, своего рода схоластическим теоретизированием. Общие законы и категории материалистической диалектики приобретают характер методологических предпосылок, принципов медико-биологического познания. «Все большее признание среди биологов и медиков находит тот методологический принцип, согласно которому природа дает ответы на те вопросы, которые поставлены правильно, то есть в соответствии с некоторыми объективными характеристиками, присущими самим исследуемым объектам» /17/ Применение диалектического метода требует, однако, умелого оперирования абстракциями самого высокого порядка, поэтому, естественно, этот метод является одним из наиболее сложных и трудоемких; при этом, зачастую, возникает необходимость характеризации объекта познания в ином ракурсе, где данные, полученные различными методами исследования, становятся сопоставимыми на основе диалектической логики и позволяют рассмотреть анализируемый объект в диалектической связи и противоречии.

Медицина на протяжения многих веков была эмпирической наукой. Таковой несмотря на значительное количество теоретических разработок и ощутимых реализованных успехов в отдельных отраслях ее, остается и по настоящее время, Ведущим принципом "искусства врачевания" была выработка у врача клинического мышления, которое построено на знании симптомов заболевания, интуиции и практическом опыте. Углубленные теоретические положения, математические модели в широкую практику не проникли, что связано, видимо, с определенной их неадекватностью, отсутствием оперативности их применения в решении конкретных лечебных задач. Причина неадекватности теории в значительной степени может объясняться тем, что они в большинстве своем индуцированы из других областей знаний, и, хотя во многом верно отражают объект познания биологии и медицины, не могут найти с ним "точек соприкосновения" для практической реализации абстрактных положений. Последнее может быть обусловлено неудачей в выделении наиболее важных, сущностных сторон жизнедеятельности организмов и определении методически правильных подходов по их изучению.

Вопрос о субстрате жизни, поиск глобальных характериологических особенностей ее проявления остается не решенным окончательно и до сего времени.

Одним из первых естествоиспытателей, с диалектических позиций подошедших к пониманию феномена жизни является натурфилософ Шеллинг «... он критиковал "структурных" физиологов, сводивших жизнь к ее структурной организации, и подчеркивал, что форма и структура органа не есть причина жизненного процесса… . однако он кретически относился и к “химическим” физиологам, которые не могли пойти дальше установления химических свойств живой материи. Шеллинг говорил о необходимости физико-химического понимания жизни. Однако, сущность жизни, по его мнению, необьянима на этом пути. Решение проблемы можно найти, считан Шеллинг, лишь обнаружив и исследовав первоначальную двойственность и борьбу противоположностей в органическом». /42/ Аналогичного суждения придерживаются и другие, в т.ч. современные исследователи:

"При всем качественном различии клеток, "продуцирующих" разные функции, в основе их работы лежит один общий фундаментальный процесс - непрерывный распад и синтез веществ. Этот процесс представляет собой изначальную не специфическую материальную основу функций организма. Очень хорошо об этом сказал К.Бернар /1978/: "Признаки жизни мы разделяем на два больших разряда: изнашивание или разрушение и созидание. Все что происходит в живом существе относится к одному или другому из типов, и жизнь характеризуется соединением или сцеплением этих двух порядков явлений. Это деление жизни кажется нам наилучшим из всех, какие могут быть предложены в общей физиологии. Оно есть выражение жизни в том, что она имеет в себе наиболее обширного и точного. Оно применяется ко всем живым существам без исключения, начиная от сложнейшего из всех организмов - человеческого организма и кончая самым элементарным существом, живой клеткой," /36/

Акад. Н.П.Дубинин в закономерной, диалектической смене этих двух процессов видит сущность жизни, обусловленность всех ее этапов: «В силу процессов ассимиляции и диссимиляции живая система проходит стадии рождения, зрелости, гибели". /20, с.107/

Какие выводы можно сделать из философского заключения о том, что процессы синтеза и распада - едины и противоположны? Противоположным является сама сущность этих процессов, а единство их, видимо, заключается в том, что они тесно и неразрывно связаны между собой во времени: сразу же после синтеза наступает распад и наоборот. Если же эти процессы реальны, объективны, то, естественно, должны отмечаться противоположными изменениями величин показателей гомеостаза.

При последовательном осуществлении этих двух тенденций матаболизма должен формироваться ритм, цикличность. Таким образом, из вышеизложенного вытекает, что наряду с процессами ассимиляции и диссимиляции, синтеза и распада колебательные явления есть неотъемлемое, кардинальное свойство живых функций организмов. Так ли это?

Своевременный уровень развития биологии и медицины позволяет утвердительно ответить на этот вопрос. Так С.И.Степанова считает, "... что жизнь - это ритм, а утрата ритма равносильна смерти. В организме человека нет ни одной функции, которая не была бы подчинена ритму"/38/. С этим мнением солидарен Б.М.Дильман: "... не одна функция в организме не может быть выражена прямой линией, а представляет собой колеблющийся контур. Имфотея, по существу, не гомеостатическое постоянство, а гомеостатическая динамика. Но она же создает и стабильность, не допуская отклонений, выходящих за грани нормы. ... Именно наличие ритма обеспечивают стабильность, и по этому так характерно для деятельности нормального организма ритмичность функции" /19/. Универсальность феномена ритма для живой материи не вызывает никакого сомнения. /34, 41/. Видный советский биоритмолог Б.С.Алякринский говорит о ритме как о форме движения живых биологических систем /живой материей/. /2/

Мнение Д.Л.Саркисова совпадает с ранее приведенными: "...жизнедеятельность той или иной ткани /органа/ находится под

постоянным двойным контролем, ослабляющих и усиливающих ее работу влияний, соотношение которых и определяет уровень функциональной активности этой ткани в каждый данный момент” /36/. Этот принцип работы Г.Н. Крыжановский обозначает как закон перемещающейся активности функциональных структур и придает ему значение универсальной общебиологической закономерности. В ритме со всей наглядностью реализуются понятие дискретности и непрерывности. /25,26/.


Диалектика биологических ритмов.
Рассмотрим три основополагающих закона материалистической диалектики применительно к исследованию биологических ритмов.

Первый закон - единства и борьбы противоположностей по сути был изложен в самой постановке вопроса о биоритмах как о форме движения живой материи. К этому остается определить его превалирующее положение по отношению к двум другим диалектическим законам, в биоритмологическом аспекте.

Исходным пунктом этого отношения является сам факт наличия двух альтернативных процессов в живом: процессов синтеза и распада, которые определяют внутреннюю противоположность организмов, и тем самым являются источником их жизнедеятельности /читай - движения/. Можно утверждать, что там, где нет конфликта двух однородных, но противоположных начал, там нет движения, нет жизни.

Второй закон диалектики - перерастания количественных изменений в качественные, дает возможность проследить динамику внутренне противоречивого процесса и углубляет его посредством детализирования. Поскольку источник движения - наличие противоречия, конфликта, реализующегося на протяжении определенного временного интервала /но иногда не мгновенно - иначе не существовал бы сам объект исследования/, то уже это подразумевает наличие определенного интервала времени, когда "созревает" один процесс с тем, чтобы перейти в свою противоположность, которая, в конечном счете, так же как и предыдущая, революционизирующим скачком переходит в свою противоположность. Налицо накопление в пределах одного процесса количественных изменений, переходящих в новое противоположное качество. Особенно наглядно можно представить изложенное на примере графического изображения биоритма:





t (время)



Рис.1 ……………………………..
Третий закон - "отрицания отрицания" органически заключает два предыдущих и свидетельствует о том, что каждое новое повторение не есть ни старое качество, ни количество, хотя по прежнему сохраняется противоположная сущность источника движения /жизнедеятельности/. Охарактеризуем эти новые качества и количество ниже - в разделе экспоненциальной кривой» Вместе с тем в современной литературе сложилось мнение, что новые свойства, как следствие закона "отрицания отрицания" реализуются в спирали.

Б. С. Алякринский пишет: "Круг есть предельная абстракция ритма, в который представлена в максимально чистом виде непрерывная повторяемость как таковая, неистребимая тенденция всегда быть и всегда, не быть самим собою. Однако круг лишен истинной изменчивости, которая находит свое воплощение в спирали, являющейся по существу уже первой /самой простой/ моделью ритма. Диалектическое, т.е. с возвратами к исходным пунктам, движение есть движение по спирали, или фактически движение, подчиненное закону ритма. Если это положение отнести, в частности, только к живым, системам, нельзя не обратиться положению Ф.Энгелься, что любая такая система " … в каждый данный момент является тем же самым и все-таки иным". Каждая волна ритма жизненных функций есть возвращение к исходному состоянию, но возвращение с какими-то

приобретениями и какими-то потерями. «Жизнь - это круговорот органического вещества, обусловленный взаимодействием синтеза и деструкции”, когда круг превращается в спираль…” /5, с.6/

Это отчасти верно, но ведь каждый виток спирали, если таковая расположена на прямой, ориентированной вдоль оси времени, ни чем, за исключением момента времени, его характеризующего, не отличается ни от предыдущего ни от последующего витка! Отсюда следует, что характеризуя новые свойства - производные закона "отрицания отрицания" только через время, мы не учитываем соответствующих изменений пространства, поскольку время и пространство, согласно теории относительности, органически взаимосвязаны, при этом изменения одного влечет за собой соответствующие изменения другого. I

Вопрос о происхождении биологических ритмов является одним из

центральных в хронобиологии и до сих пор однозначный ответ на него не получен. Многочисленные гипотезы сгруппированы в несколько индуктивных утверждений более общего плана: "эндогенных часов", экзогенных часов" и эндо-экзогенных механизмах регуляция биоритмов. Рассмотрим более детально каждое из них.

Некоторые исследователи полагают, что биологические ритмы I

обусловлены внутренними /эндогенными/ причинами. Так Е.Е.Сельков
считает возможным установление цикличности на основе спонтанных
периодических изменений метаболических процессов, где важная роль отводится неавтономно регулируемым циклам. /37,38/. /57/ пишет о генетической обусловленности временных программ, контролируемых временными генами. / / Концепция "хронона" /52/ строится на периодических изменениях информационных трансформаций РНК и ДНК в процессах синтеза белка.

Мнение других авторов противоположно приведенному выше: развиваемая ими гипотеза сводится к феномену навязывания

эндогенных ритмов факторами внешней среды - такими как напряженность магнитного поля Земли, периодическими процессами на Солнце, обращением Луны вокруг Земли и множеством других. /47,48, 49, 50, 51/ считает, что этот вопрос окончательно не решен в связи с отсутствием полных данных о периодических геофизических и космических факторах и их влиянии на живое.

Однако наиболее логичной представляется гипотеза эндо экзогенных часов. Авторы, развивающие ее, исходят из того положения, что ритм, - сам по себе, имеет эндогенную природу: "Ритм, говоря метафорически, "запрограммирован" сущностью феномена движения, он дан в конкретной форме как основной закон природы - закон единства и борьбы взаимоисключающих начал" /5. с.II/, в то время как всепроникающие гео- и гелиофизические колебания являются синхронизирующими колебаний показателей гомеостаза живых организмов. Эта гипотеза, согласно утверждения Н.И.Моисеевой "... наиболее полно объясняет фиксированность, так и изменчивость биологических ритмов, заставставляющие полагать их статистически-вероятностную структуру"/29,с.16/ При этом длинноволновые биоритмы, как цикличности основополагающих трофических процессов, имеют важное значение для обеспечения жизнедеятельности и могут модулировать высокочастотные биоритмы. /55/ предполагает о возможности различных механизмов регуляции периодичностей различных диапазонов: в то время как длинноволновые биоритмы синхронизуются факторами неживой природы, коротковолновые могут быть обусловлены внутренними обменными процессами живого.

В свете вышеизложенного заслуживают пристального внимания ряд работ в которых развивается понимание причин болезней как производные феномена десинхронизации: "Можно утверждать, что нарушение суточного ритма ряда функций организма является одним из компонентов общего адаптационного синдрома /стресс-синдрома/. Анализ клинических данных показывает, что всякий раз, когда наряду с общепринятыми годами исследования использовались и методы биоритмологические, в синдроме патологического процесса обязательно констатировался и десияхроноз /элементы десинхроноза/. Десинхроноз был отмечен также при утомлении, перетренировках, при нарушении привычного ритма жизни и т.д., в случаях стресса любой этиологии” /5, с.25/.

Учитывая важность понятия “синхронизация” для понимания механизмов регуляции биоритмов, остановимся на этом явлении подробнее.

Наиболее полно и современно поднимаемый вопрос рассмотрен в обобщающей монографии И.И.Блехмана /"Синхронизация в природе и технике", М., "Наука", 1981/. На стр. 7 читаем:”…синхронизацию можно определить как свойство материальных объектов самой различной природы вырабатывать единый ритм совместного существования, несмотря на различие индивидуальных ритмов и на подчас крайне слабые взаимные связи… . …Тенденция к синхронизации при наличии слабых связей свойственна очень многим техническим объектам, например, близкорасположенным органным трубам, неуравновешенным машинам, размещенным на общем фундаменте, электрическим генератором, работающим на общую
нагрузку; она характерна и для жизнедеятельности живых организмов./8/
Для использование общих закономерностей синхронизации, как науки, открывает большую перспективу, поскольку представляется возможным использовать ее мощный математический аппарат применительно к описанию неравновесных процессов в живом. Кроме того, что особенно важно, анализ биологических ритмов с точки зрения теории синхронизации может определить те узловые моменты во временной организации биологических систем, которые подчеркивают "... наличие окружающем нас мире ярко выраженных тенденции к градации и порядку, а не только противоположных тенденций,

существование которых дается, например, вторым началом термодинамики" /8, с.8/. Имение в этом выражается методологическая адекватность теории синхронизации для формализации процессов жизнедеятельности.

Диалектический анализ некоторых биоритмологических феноменов.
Казалось бы с точки зрения диалектики, как методологии научного поиска, поднимаемые вопросы ясны и дальнейшее осмысление этого феномена будет повторением ранее изложенного. Однако оказывается, что рассматриваемая проблема значительно глубже, многограннее, и диалектический подход может указать те узловые, качественно особые моменты, на которые следует обратить пристальное внимание в прикладных исследованиях. Ведь познавательная ценность диалектического метода не только в трактовке уже полученных результатов, суждении степени их правомочности, но более, и прежде всего в том, чтобы на основании диалектической логики указать те области поиска, где следует ожидать познания наиболее сущностных сторон исследуемого объекта, сократив тем самым путь к научной истине, а в отдельных случаях и прогнозировав результаты исследований. В этой связи мнение В.В.Костецкого представляет значительный интерес: "...определение противоположности должно учитывать тот факт, что противоположность вообще есть отношение между двумя вещами по поводу их отношения к третьей вещи, которая сама не является ни их противоположностью, ни чем-либо "промежуточным" между ними. Поэтому можно было бы утверждай пока не познано и отношение противоположностей к третьему, к предмету их борьбы, не познано и отношение между ними... Традиционное изучение перехода противоположностей друг в друга ограничивается переходом через "промежуточное", через "посредствующие звенья", как будто иного способа перехода вообще не существует. Но известно и другое. Гегель писал, например, что "как следует из всеобщего опыта, в своей наивысшей точке всякое состояние или действие переходит в свою противоположность: эта диалектика находит свое признание во многих пословицах: ... гордыня предшествует падению; что слишком остро, то скоро притупляется и т.д. Чувство, как

физическое, так и духовное, также имеет свою диалектику. Известно, что крайняя печаль и крайняя радость переходят друг в друга: сердце переполненное радостью, обливается слезами, а глубочайшая скорбь иногда проявляется улыбкой". Т.е. переход осуществляется не через промежуточное", а как раз наоборот, благодаря уходу от него и достижению крайности. Именно благодаря оригинальным свойствам крайности, одно из которых заключается в их совпадении, становятся возможными многие закономерности". /24/.

Слова Дж.Бруно: "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей" звучат здесь как нельзя более кстати.

Высшим этаном теоретического, в частности философского, познания окружающего нас мира является применение полученных знаний в тактике. В связи с этим рассмотрим некоторые следствия из приведенных рассуждений на примере конкретного анализа отдельных сторон ритмических явлений:

а/ "зоны блуждания акрофаз биоритмов";

б/ экспоненциальной кривой как результирующей биологических колебаний различных частот;

в/ иерархии биоритмов.

Применительно к биоритмологическим феноменам обращает на себя внимание особые состояния организма, когда происходит совпадение двух противоположных тенденций обменных процессов: синтеза и распада /анаболизма и катаболизма, ассимиляции и диссимиляции/, которые могут быть зарегистрированы только биоритмологическими методами следования и представления в виде экстеминов /максимальных или минимальных показателе/ тех или иных функций. Однако, как уже сказано выше, познание диалектики двух противоположностей в организме возможно с определением их отношения к какой-то гипотетической "третьей вещи". В качестве таковой выступает, видимо, фактор времени. Причем время не в отвлеченном, абстрактном понимании а время как некоторая дискретность, цикличность, периодичность…

К аналогичным представлениям о сущности времени приходят многие ученые. Так И.П.Павлов писал: "Как мы вообще отмеряем время? Мы делаем это при помощи разных циклических явлений, захода и восхода солнца, движения стрелок по циферблату часов и т.д., но ведь у нас с теле этих циклических явлений тоже немало. Головной мозг за день получает раздражение, утомляется, затем восстанавливается. Пищеварительный тракт периодически то занят пищей, то освобождается от нее т.д. И так как каждое состояние органа может отражаться на больших полушариях, то вот и основание, чтобы отличить один момент времени от другого". /32, с.57/

Мнение Я.Ф.Аскина совпадает с ранее приведенным: "Ритмичность есть характеристика движения, которая показывает существенное место занимаемое временем в процессах развития. В связи с ритмичностью углубляется само понимание сущности времени и его значение. Время при этом раскрывается не просто как срок, как определенный отрезок. временной ритм представляет собой тип связи событий /закон/ в процессе развития, определяющий... и меру времени в качестве срока, ибо ритмичность является объективной основой измерения времени. Для отсчета времени используется определенная последовательность повторяющихся событий равной длительности". /6, с.160/

В процессе более детального исследования положения акрофаз на именной оси оказалось, что они особым образом организованы и образуют т.н. "зону блуждания акрофаз". Этот феномен наиболее полно изучен на примере циркадного /около суточного/ биоритма.

"Понятие "зона блуждания" характеризует неустойчивость положения фазы ритма, в частности акрофазы / максимума или минимума/ на 24-часовой шкале от суток к суткам. Если, например, в какой-то день максимум исследуемого ритма приходится на 13ч.00мин., то на следующий день он может оказаться смещенным на другой час /12.00 или 14.00/ и т.д. разброс положений регистрируемой фазы на оси времени и определяет границы зоны ее блуждания /или плавания/. /5, сI/.

Вне всякого сомнения, что подобный феномен - неотъемлемое свойство биоритмов других частот. При этом существуют указания о наличии между положением акрофазы на оси времени и уровнем показателей гомеостаза /46, 40/. Следовательно, изменение положения первой влечет за собой совершенно однозначные изменения величин второй и наоборот.

Подобные колебания, в механизме которых отсутствует жесткая детерминация положений экстреминов /мах и мin/, называется релаксационными и характерны для автоколебательных процессов, присущих химическим, биохимическим и биологическим системам. Ход формализованного описания биоритмов показал, что понятие "релаксационность" наиболее адекватно отражает их сущность. Начиная с классических работ Ван-дер-Поля и Ван-дер-Марка /59/, Лотки /56/, Вольтерра/60/ релаксационность и квазигармоничность является основой математического моделирования в живом и в настоящее время.

Расположение экстреминов показателей /в биоритмологической литературе этому понятию соответствует термин "акрофаза"/ по отношению к отправным точкам упомянутой цикличности может характеризовать сущность противоположностей двух альтернативных процессов живой природы: ассимиляции и диссимиляции. Точно также как и расположение акрофаз по отношению друг к другу в пределах одного и того же периода биоритма. Вместе с тем при анализе рисунка, помещенного в монографии Б.С.Алякринского /3/ отчетливо видно, что результирующая экспоненциальная кривая формируется, на основе ритмических процессов различных частот и имеет нисходящую S-образную форму /см. рис. 2, стр.17, а это может быть только в случае, когда нисходящий отрезок кривой, составляющий графическое описание биоритма, по длительности больше, чем нисходящий.

^ ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНАЯ КРИВАЯ



Рис.2. …………………………
Данный феномен возможен при определенном, строго закономерном расположении акрофаз биоритмов. Поэтому термин "зона блуждания акрофаз", предполагающий, видимо, по мнению автора, беспорядочное расположение вряд ли правомочен. Более целесообразно было бы назвать его "зоной колебания акрофаз". Хотя этот момент и не подтвержден опытными разработками, тем не менее для биологических систем характерна, упорядоченность всех структурно-функциональных отношений и во всех случаях, где наблюдается таковые, отмечаются колебательные явления показателей, их характеризующих. Ведь изучаемые биологические ритмы /особенно это касается многодневных/ также, на первый взгляд, кажутся случайными, беспорядочными флюктуациями величин гомеостаза, и только применение адекватных математических методов дает возможность извлечь из "беспорядка" во многом абстрактные, но тем не менее закономерные и объективные ритмические феномены.

Резюмируя изложенное, можно высказать предположение о наличии

колебаний показателей гомеостаза в двух направлениях: почти перпендикулярном оси времени /наличие их обусловливает ритм/ и почти паралельном оси времени / наличие их формирует "зону

блуждания"/ колебания /акрофаз"/ или же о квазиперпендикулярных и квазипаралельных оси времени колебаниях величин гомеостаза /квази-около, близко, почти/.

В эксперименте установлено, что размах экспоненциальной кривой под воздействием патогенных раздражителей увеличивается /43/, а значит наиболее перспективным и патогномичным представляется путь коррекции патогенных изменении в организме посредством применения методов и средств, приводящих к уменьшению S-образного размаха экспоненциальной кривой. Вместе с тем как сообщает Maria подобных корригирующих воздействий не выявлено. Этот путь может быть выработан на основе изменения разнонаправленных отрезков кривой, графически описывающей биоритм, если бы удалось найти способ варьирования расположения акрофаз, так, чтобы восходящий отрезок был длиннее нисходящего.

В связи с изложенным особенно важным представляются слова Д.С.Саркисова: "Эндокринные железы и клетки, вырабатывающие биологически активные вещества, представляют собой аппараты, вставленные между центральной нервной системой и клетками- эффекторами, непосредственно обеспечивающими ту или иную функцию организма. Возникает один из центральных вопросов проблемы гомеостаза: если главным регулятором адаптации организма к внешней среде является центральная нервная система, физиология высших отделов которой ограничивается по существу соотношением только двух основных процессов - торможения и возбуждения, то каким образом с помощью двух процессов регулируется деятельность сложнейшей нижестоящей системы обеспечения гомеостаза, слагающейся из разнообразных специфических работающих органов внутренней секреции и диффузно рассеянных клеток, вырабатывающих различные биологические активные вещества?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на то обстоятельство, что при всем структурно-функциональном

разнообразии желез внутренней секреции и многочисленных других клеточных групп, контролирующих работу органов, конечное действие всех этих регуляторных аппаратов в принципе всегда сводится, к одному и тому же эффекту -усилению или торможению соответствующей функции. Нельзя при этом обратить внимания на очевидное сходство между отмеченными выше конкурентными отношениями процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе и конечным эффектом действия любой нижестоящей регулирующей системы в виде усиления /возбуждения/ или угнетения /торможения/ той или иной функций. ...Значение принципа двойного управления состоит в том, что "играя" антагонистическими влияниями как противовесами, живая система быстро восстанавливает оптимальное состояние своей внутренней среды, нарушенное в ту или иную сторону под влиянием чрезвычайных раздражителей. Следовательно, адаптация организма к действию среды осуществляется на основе соответствующих колебаний интенсивности его функций и адекватность и колебаний силе и частоте действия различных факторов является важнейшей биологической характеристикой практически здорового человека"/36/.

Осмыслив стратегию научного поиска с диалектических позиций, дающей возможность видеть перспективу дальнейших исследований, нельзя с этих же позиций не определиться в практике прикладных исследований, в противном же случае приведенные рассуждения будет трудно проверить на критерий истинности, поскольку все они являются в значительной степени абстрактными, существующими ведь именно практика составляет второй более углубленный этап познания, где расхождения между фактами и теоретической схемой позволяют детализировать и совершенствовать последнюю.

Общеизвестно и бесспорно, что человек познает общее через частное. В нашем объекте исследования определиться в частном, на первый взгляд, просто. Таковым без сомнения является I период биологического ритма. Однако сложность в другом: существует чрезвычайное множество биоритмов, причем периоды одних могут отличаться от периодов других на миллиарды и триллиарды порядков, для наглядности приведем схему классификации биоритмов:

^

КЛАСИФИКАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ


/54/

Зона ритмов Область ритмов Продолжительность

периодов

Высокочастотная Менее 0,5ч.

Среднечастотная Ультрадианная 0,5 – 20 ч.

Циркадианная 20 – 28 ч.

Инфрадианная 28ч. – 3 сут.

Циркасептанная 7 – 3 сут.

Циркадисептная 14 – 3 сут.

Циркавигинтанная 20 – 3 сут.

Циркатригинтанная 30 – 7 сут.

Циркакнюальная 1 год – 2 мес.




Какой из биоритмов самый важный, а какой второстепенны!? Какой
изучать в первую очередь, а какой во вторую? Вопрос риторический.
В самом деле, почему, например, годовой биоритм более/менее/ важен,
чем инфрадианный. Если “убрать” инфрадианны биоритм, то, возможно, и годовой не наступит. Склонность современных ритмобиологов считать циркадный биоритм главенствующим в эндогенной биоритмике также вряд ли оправдана.

Однако обращает на себя внимание другое: при бесчисленном множестве частных характеристик биоритмов, тем не менее они формируют единственную /усредненную/ логистическую кривую у всех без исключения живых организмов. А это возможно только при организованности и согласовании их между собой. В противном случае этих кривых было бы значительно больше. К аналогичным выводам можно прийти и на основании других соображений: для организма любой степени сложности характерна чрезвычайная упорядоченность всех функций и систем жизнеобеспечения: видимый в электронный микроскоп ген /а их - миллионы/ совершенно определенным образом взаимодействует с другим, предшествуя нем самым синтезу определенного органического соединения. Между этим воздействием и образованием реального белка, липополисахарида и т.д. множество промежуточных этапов, тем не менее приводящих к запрограммированному результату. Возможны ли в таком случае какие-либо разногласия в биологических ритмах, составляющих, как было сказано выше, кардинальную характеристику. О наличии определенного взаимодействия между биоритмами различных частот, приводящего к однозначному результату, свидетельствуют также факты современных исследований. Так установлено, что частота сердечных сокращений может моделироваться ритмом дыхания. /7,с.17/.

В случае, если “зона блуждания акрофаз” в действительности является “зоной колебания акрофаз" открывается перспективный путь познания иерархии /син. архитектоника, соподчинение/ биологических ритмов. Поясним суть изложенного на примере простейшей схемы /см. рис. 3/




t (время)

Рис. 3. ………………………………………




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра марксистско-ленинской философии iconС. В. Кравков
Книга «Цветовое зрение», написанная с позиций марксистско-ленинской теории отражения и павловского учения, яв­ляется новым значительным...

Кафедра марксистско-ленинской философии iconЧетыре периода в развитии русской религиозной философии
Теперь уже не должно быть никакого сомнения не только в отвлеченной идейной значимости русской религиозной философии, но и в ее практическом...

Кафедра марксистско-ленинской философии iconС. Г. Секундант ону имени И. И. Мечникова
Тот факт, что репрессиям подвергались и представители рабочего класса, является ярким свидетельством того, что новая власть выражала...

Кафедра марксистско-ленинской философии icon“Эсхатологическая проблематика в философии и культуре русского серебряного века”
Ивана Франко, кафедра философии совместно с Обществом русской философии при Украинском Философском фонде, сектором истории русской...

Кафедра марксистско-ленинской философии iconБрянский государственный университет имени академика и. Г. Петровского кафедра философии
Кафедра философии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского приглашает принять участие в IV международной...

Кафедра марксистско-ленинской философии icon21–22 ноября 2013 года Всеукраинскую научную конференцию «История...
Кафедра философии Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара

Кафедра марксистско-ленинской философии iconГвуз «Криворожский национальный университет» Кафедра философии и социальных наук
Кафедра философии и социальных наук гвуз «Криворожский национальный университет» 27 марта 2014 года проводит Международную научно-практическую...

Кафедра марксистско-ленинской философии iconБиблиотека «Narrativ» журнал «вопросы философии» институт философии...
Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета

Кафедра марксистско-ленинской философии iconВ. И. Вернадский Учение о ноосфере и современное глобальное мышление...

Кафедра марксистско-ленинской философии iconКафедра Философии конференция „
Инновационные превращения в информационную эпоху: общественно политический аспект

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<