В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с




НазваниеВ гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с
страница1/11
Дата публикации27.04.2013
Размер1.04 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Д.Мак-Фарленд.

Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция

Перевод с английского канд. биол. наук Н.Ю. Алексеенко, канд. биол. наук Е.М. Богомоловой, канд. биол. наук В.Ф. Куликова и Ю.А. Курочкина под редакцией

академика П.В. Симонова

Москва «Мир» 1988
Часть 3.

Умственные способности животных.
В этой последней части, состоящей из трех глав. мы рассмотрим

весьма спорный вопрос о том, существует ли какое-либо сходство

между психической деятельностью человека и животных. В гл. 26

рассматривается проблема языка и психических представлений, в

том числе вопросы о том, способны ли обезьяны овладеть языком

и могут ли животные иметь какие-либо намерения. Гл. 27

посвящена проблемам интеллекта животных, использования ими

орудий (иногда рассматриваемого как признак интеллекта) и

культурной эволюции. В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с

элементами самосознания и эмоциями у животных. Мы исследуем

вопросы сознания и страдания животных с точки зрения их

благосостояния. И наконец, мы обсудим проблему страдания

животных с точки зрения эволюции.
Эдвард Толмен (1886-1959)

Он считал поведение целенаправленным, но

система его представлений не была антропоморфичной. Он был

убежден, что животные ведут себя целенаправленно, но он

никогда не считал, что у них имеется психический образ цели.

Толмен признавал себя бихевиористом, но разрабатывал идею

молярного, а не молекулярного бихевиоризма. С точки зрения

молярного бихевиоризма, поведенческий акт как таковой имеет

свои, присущие только ему характерные особенности, которые

можно описать независимо от конкретных физиологических

процессов, обеспечивающих данное поведение. Что касается

молекулярного бихевиоризма, то он является редукционистским в

том смысле, что стремится объяснить поведение через лежащие в

его основе физиологические и физические явления.

Когнитивный подход Толмена (1932) к пониманию условного

рефлекса Павлова имеет много общего с современным пониманием

этого вопроса (Rescoria, 1978). Например, он считал, что

животное научается, познавая подкрепляющий фактор, а не просто

научается потому, что получает подкрепление. Он критиковал

общепринятую теоретическую концепцию стимул - реакция и первым

высказал мысль о том, что условный раздражитель - это сигнал,

свидетельствующий о следовании за ним какого-то другого

события. Толмен также был первым, кто выдвинул идею

когнитивных карт. По его мнению, животное приобретает

когниции, или знания обо всех деталях ситуации, которые

организуются таким образом, чтобы их можно было использовать,

когда они понадобятся. Полемизируя с господствовавшим в то

время мнением о том, что животные «научаются посредством

действий», Толмен показал в своих экспериментах, что животные

могут получить информацию об общих характеристиках

экспериментальной камеры или лабиринта, не осуществляя

соответствующего поведения. Исследования Толмена привели к

предположению, что во время научения животное приобретает

когнитивную карту, указывающую, каким образом соответствующие

причинные или пространственные характеристики внешнего мира

связаны друг с другом.
Язык и психические представления
Способны ли животные к психической деятельности, подобной

психической деятельности человека, или они просто

бессмысленные автоматы? …

По-видимому, существует много аспектов в поведении человека,

которые отличают его от животного. Ранее считали, что только

человек способен создавать и использовать орудия, однако

теперь мы знаем, что этой способностью обладают многие виды

животных. Создается впечатление, что по мере того как

увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между

человеком и животными начинают сокращаться. Вместе с тем

некоторые способности, которыми обладают люди, обнаружить у

животных очень трудно. Одна из таких способностей - язык.

Нам кажется, что наличие языка - это уникальное свойство

человека. Возможно, что это и не единственная черта,

выделяющая нас из мира животных. Так это или не так, но мы не

должны позволить нашим антропоморфическим чувствам

затуманивать наше представление о возможности существования

языка у животных. К сожалению, в течение долгого времени

существовала тенденция определять язык таким образом, что

создавалась уверенность, будто это исключительная привилегия

людей. Самые яркие сторонники этих представлений утверждали,

что для языка необходимо сознание, которым обладает только

человек, или что язык зависит от речи, к которой опять-таки

способен только человек. С научной точки зрения такой подход

недопустим, поскольку он вносит в исследование непреодолимые

предубеждения.

К сожалению, определить понятие языка с объективной точки

зрения очень нелегко, поскольку он характеризуется многими

необходимыми признаками. Например, мы можем согласиться с тем,

что язык - это средство коммуникации, но что не все средства

коммуникации являются языком. Человеческий язык обычно

существует в форме речи, но это не всегда так, например в

случае с азбукой Морзе. Язык использует символы, но символичны

и некоторые аспекты коммуникации у пчел. Язык осваивают в

течение специфического чувствительного периода развития, но то

же самое наблюдается у некоторых птиц, научающихся песне

своего вида. С помощью языка можно передавать информацию не

только о сиюминутных ситуациях, но и о таких, которые

оказываются удаленными и во времени, и в пространстве. Но

некоторые сигналы тревоги у животных обладают теми же

свойствами. По-видимому, некоторые аспекты языка, например

правила грамматики, выделяют его из других видов поведения

животных, но даже и этот тезис достаточно спорный. Когда мы

изучаем вопрос о существовании языка в царстве животных, мы

должны продвигаться очень осторожно.

26.1. Невербальная коммуникация у человека

Дарвин (1872) понимал, что между выражениями лица человека и

мимическими реакциями животных, особенно приматов, существует

много общего. В настоящее время ученые широко признают, что

напрашивается прямое сравнение между невербальными аспектами

человеческой коммуникации и демонстрациями у животных. Однако

следует учитывать, что некоторые стороны невербальной

коммуникации людей непосредственно связаны с языком. Очевидный

пример - знаковый язык, которым пользуются глухонемые. Однако

и многие простые жесты вроде поднятого большого пальца руки —

жеста - знака, вероятно, берут свое начало непосредственно в

языке.

В гл. 22 мы уже видели, что многие демонстрации и мимические

реакции животных представляют собой результат ритуализации. В

процессе эволюции они, по-видимому, произошли от

оборонительных реакций, движений намерения, смещенной

активности животных и т. д. Имеются ли у человека какие-то

эквивалентные стереотипные демонстрации?

Одна из проблем в исследовании человеческой коммуникации

заключается в том, что она может иметь различные особенности,

связанные с культурными традициями народа. Например некоторые

способы выражения согласия или отрицания чего-либо содержат

такие движения головы, как кивание или небольшие повороты

головы из стороны в сторону. Однако смысл, который

приписывается этим движениям, широко варьирует в зависимости

от культурных традиций народа (Leach, 1972). Например, в

Греции и некоторых других странах отрицание «нет» выражается

сильным и резким движением головы назад. Тем не менее при

кросскультуральном обследовании было установлено, что

некоторые выражения лица являются универсальными и,

по-видимому, имеют одно и то же значение у народов самых

различных культур, например «взлет» бровей (рис. 26.1), когда

обе брови мгновенно поднимаются вверх. Обычно этот сигнал

подается как форма приветствия на расстоянии (Eibl-Eibesfeldt,

1972). У разных народов встречаются очень небольшие различия в

использовании этого сигнала. В Европе его используют для

приветствия хороших друзей и родных, в Новой Гвинее - для

приветствия иностранцев, в Японии эта мимическая реакция

подавлена и считается неприличной. В целом же взлет бровей

используется как форма дружелюбного приветствия или одобрения,

но у сдержанных и подозрительных лиц ее может и не быть

(Eibl-Eibesfeldt, 1972).

Рис. 26.1. «Взлет бровей - пример мимической реакции у

человека.

Целый ряд основных мимических выражений, таких, как улыбка,

смех и крик, - универсален. Они встречаются не только у

представителей различных культур, но и у людей, родившихся

глухими и слепыми (Eibl-Eibesfeldt, 1970); особенно выражены

они у маленьких детей (Blurton-Jones, 1972). Эти мимические

реакции человека можно непосредственно сравнить с мимическими

реакциями других приматов. При анализе различных типов

выражения лица человека было обнаружено, что существует целый

ряд условий, в которых проявляются достаточно стереотипные

реакции (Hoof, 1972, 1976). К ним относится настороженность,

которая выражается в относительно фиксированном пристальном

взгляде и некотором напряжении лицевых мышц. Такое выражение

лица очень напоминает соответствующую мимическую реакцию

других приматов, за исключением того, что у некоторых и уши

также могут быть направлены в сторону того, что привлекло их

внимание. Чувство удивления внешне проявляется в том, что

человек на какое-то время поднимает брови, открывает глаза, а

зачастую и рот. Это выражение лица, по-видимому, не имеет

никакого аналога среди обезьян. Проявления страха сходны у

многих приматов: для них характерны широко раскрытые глаза и

сжатые губы. При чувстве отвращения человек морщит нос и

поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза и отворачивает лицо.

Все компоненты этого поведения - производные защитных реакций,

направленных на то, чтобы избежать вредных раздражителей. У

человека внешнее выражение отвращения ритуализовано, но у

других приматов это просто набор защитных реакций, которые в

коммуникации не играют никакой особой роли. При печали брови

изгибаются дугой, углы рта вытягиваются, опускаются вниз и в

стороны, кривя губы. Если печаль велика, могут быть и слезы.

По-видимому, такое выражение печали у человека, а возможно, и

у шимпанзе ритуализовано. Со стороны других членов группы оно

вызывает реакции утешения. Гнев может проявляться по-разному,

но обычно для него характерны прижатые к оскаленным зубам

губы, пристальный взгляд и нахмуренное лицо. Радость

выражается улыбкой и смехом (рис. 26.2), которые часто

ассоциируются с юмором и поэтому считаются исключительной

принадлежностью человека. Однако некоторые этологи оспаривают

эту точку зрения (например, Hoof, 1972; Eibl-Eibesfeldt,

1970).

У обезьян имеется демонстрация расслабления, при которой

открывается рот; она связана с игривостью (рис. 26.3). Внешне

эта мимическая реакция похожа на улыбку человека; однако между

ними существует и ряд различий, особенно в характере

сопровождающего их дыхания. И у обезьян, и у человека эта

напоминающая улыбку демонстрация возникает в ответ на что-то

неожиданное в окружающей обстановке. У шимпанзе и маленьких

детей она имеет чисто физическую природу, тогда как у взрослых

людей природа этой демонстрации может быть и физической, и

чисто интеллектуальной. Однако в обоих случаях эта мимическая

реакция характеризует, как правило, социальные взаимодействия.

Улыбка человека - это не просто слабый смех (хотя эти две

реакции часто взаимосвязаны); улыбка возникает также и в таких

ситуациях, когда дело касается легкого страха или опасения,

как, например, в случае социального приветствия и ободрения. У

многих приматов беззвучное обнажение зубов - это типичное

проявление мимики субординантного животного, означающее

признание или подчинение доминантным членам группы. Однако у

шимпанзе это ободряющее и дружелюбное выражение сродни

человеческой улыбке.

Рис. 26.2. Маленький ребенок, которого щекочут, смеется с

открытым ртом. Эта разновидность смеха - с открытым ртом, без

оттягивания назад уголков рта - у взрослых становится редкой.

(Из The Oxford Companion to Animal Behaviour, 1981.)

Рис. 26.3. Капуцин расслабленно раскрывает рот, когда человек

его щекочет. (Из The Oxford Companion to Animal Behaviour,

1981.)

Мимические реакции человека и других млекопитающих обычно

рассматривают как выражения эмоции, или аффекта (Ekman, 1971).

Однако многие другие типы невербальной коммуникации можно

классифицировать и по-другому. Помимо аффективной мимики,

можно выделить и другие классы невербального общения (Ekman,

Friesen, 1969), в том числе адаптеры, которые выполняют и

коммуникативные, и некоммуникативные функции. Примерами могут

служить присущие животным движения чистки тела и движения

намерения. К классу эмблем относятся невербальные движения, у

которых имеются свои вербальные аналоги. Они составляют

знаковые языки, которыми пользуются глухонемые. Кроме того, к

эмблемам относятся неприличные жесты и различные сигнальные

движения, используемые на расстоянии, например подзывающие

жесты. Класс иллюстраторов включает движения говорящего,

которые иллюстрируют отдельные моменты его речи. К ним

относятся жесты выразительные, указующие и пр. Класс

регуляторов объединяет жесты, которые используются для

регулирования речевого потока у двух разговаривающих друг с

другом людей. Примерами могут служить кивание головой,

движения, связанные с общением посредством глаз, а также

различные изменения позы тела.

Эрджайл (Argyle, 1972) предложил что-то вроде упрощенной

классификации средств невербального общения, основанной на

результатах поведения. Он выделяет три основные категории:

Управление ближайшей социальной обстановкой. Сюда относятся

жесты и позы, которые передают соответствующее отношение и
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с iconПрименение модельно-ориентированных семантических сетей в задача
Вопросы, связанные с построением графа информационного посредничества, который может лечь в основу проектирования распределенных...

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с iconЕ. П. Нутраченко
В статье рассмотрены вопросы методического обеспечения работы с различными видами электронных ресурсов, а так же вопросы, связанные...

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с iconНутраченко Е. П
В статье рассмотрены вопросы методического обеспечения работы с различными видами электронных ресурсов, а так же вопросы, связанные...

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с iconРассмотрим математические вопросы, связанные с шифрами, использующие...
Рассмотрим математические вопросы, связанные с шифрами, использующие операции с целыми числами. Обозначим n – множество натуральных...

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с iconЦены в сравнении
Я часто слышу вопросы, связанные с ценой на бриллианты и возможностями их продажи

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с iconКвантовая механика, сознание и мост между двумя культурами*
Почему в ней постоянно дебатируется вопрос о роли, которую играет сознание наблюдателя? Что такое интерпретация квантовой механики...

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с iconНазначить ответственное лицо, с которым Завод решает все вопросы,...

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с iconВопросы на экзамен по экономике природопользования
Основные глобальные проблемы экологии, связанные с экономической деятельностью человечества, пути их решения

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с icon“ Государственное регулирование деятельности малого бизнеса”
России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы связанные...

В гл. 28 мы обсудим вопросы, связанные с iconКандидат юридических наук
В этой ситуации особую актуальность приобрели вопросы, связанные с правовым регулированием проблем соотношения защиты медицинской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<