Урок №9 тема. Разнообразие плодов.




Скачать 117.92 Kb.
НазваниеУрок №9 тема. Разнообразие плодов.
Дата публикации01.05.2013
Размер117.92 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Биология > Урок

Тема 3. Размножение и развитие растений.
Урок № 9
ТЕМА. Разнообразие плодов.
ЦЕЛЬ:
Учебно-образовательная цель:
ознакомиться с разнообразием плодов; рассмотреть классификации плодов; изучить основные биологические понятия.
Воспитательная цель:
формировать у учащихся целостное представление о биологии как систему наук о живой природе; формировать биологическое мышление; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к своему здоровью, трудолюбие, коллективизм и взаимопомощь в работе, умение самостоятельно работать с учебником.
Дидактическая цель:
развивать знания учащихся о биологии; развивать умение сравнивать и делать выводы; продолжить формировать навыки и умения в работе с учебником, муляжами, самостоятельной работе с учебником.
ТИП УРОКА: получение новых знаний с использованием интерактивных и компьютерных технологий.
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи, учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: плод, околоплодник, экзокарп, эндокарп, мезокарп, сухие и сочные плоды, многосемянные и односемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды.
^ СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный момент 1 мин.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин.
3. Актуализация опорных знаний 5 мин.
4. Изучение нового материала 20 мин.
5. Физкультминутка 1 мин
6. Первичная проверка усвоения знаний 2 мин.
7. Первичное закрепление знаний 4 мин.
8. Контроль и самопроверка знаний 3 мин.
9. Информация о домашнем задании 1 мин.
10. Итог. Рефлексия. 3 мин
Организационный момент (1 мин.).

Пожелания хорошего настроения, позитивного общения, активной работы.
- Дети, сегодня мы с вами будем работать в малых группах по 4 человека. Каждая группа будет получать задания, работать над ними и отвечать на вопросы. В конце урока в каждой группе вам нужно будет выставить всем оценку за работу на уроке. Будьте внимательны, работайте вместе, выслушивая друг друга.

^ Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин.).
- Перед вами на партах лежат листки с заданиями. Возьмите листок, который помечен красной чертой. Внимательно прочитайте задание и в течение 3 минут выполните его.
Прием «Живая клетка» (двигаясь в указанном направлении, нарисовать фигуру; ручку не отрывать; полученную фигуру раскрасить и дать ее название).
1. 1 наискось влево вверх, 1 клетка наискось вправо вверх, 1 - наискось вправо вниз, 1 - наискось влево вниз, 3 - вниз, 1 - наискось вправо вверх, 2 вправо, 2 наискось вправо вниз, 4 - вниз, 2 - наискось влево вниз, 6 - влево, 2 - наискось влево вверх, 4 - вверх, 2 - наискось вправо вверх, 2 вправо, 1 - наискось вправо вниз. Яблоко.
2. 1 клетка наискось влево вверх, 1 - влево, 1 - наискось влево вниз, 1 - наискось вправо вниз, 1 - вправо, 1 - наискось вправо вверх, 2 - вниз, 1 - наискось влево вниз, 1 - вниз, 1 - наискось влево вниз, 1 - вниз, 1 - наискось влево вниз, 2 - вниз, 2 - наискось вправо вниз, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 2 - наискось вправо вверх, 2 - вверх, 1 - наискось влево вверх, 1 - вверх, 1 - наискось влево вверх, 1 - вверх, 1 - наискось вправо вверх, 1 - влево. Груша.
3. 1 клетка наискось влево вниз, 2 - вниз, 2 - влево, 2 - наискось влево вниз, 2 - вниз, 2 - наискось вправо вниз, 4 - вправо, 2 - наискось вправо вверх, 2 - вверх, 2 - наискось влево вверх, 2 - влево. Арбуз.
Прием «Загадки» (отгадать загадки, нарисовать и раскрасить отгадки).



* І червона, й соковита,
Та гірка вона все літо.
Припече мороз – вона
Стала добра й смачна. ^ Калина.
* Голова на ножке,
В голове – горошки. Мак.
* Золотая голова
Велика и тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. Тыква.

* На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. Земляника.
* Летом – в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке,
Крепкие, соленые. ^ Огурцы.
* Кавунчики дрібненькі,
Смугасті та кисленькі,
У колючки вбралися
І кущиком назвалися. Аґрус.


j0292982 слайд 1
Определение темы урока.
- Как вы считаете, каким, одним словом можно назвать все отгаданные вами понятия?
- Действительно, это плоды. Посмотрите внимательно на ваши рисунки. Одинаковы ли они? Конечно, нет. То есть тема нашего урока «Плоды».
Проблемный вопрос.

j0292982 слайд 2

  1. Как вы считаете, почему плоды разные?

  2. От чего это зависит? (ожидаемый ответ: многие виды растений существуют на земле).

  3. А что еще может влиять на это? (ожидаемый ответ: они по-разному приспособлены к условиям среды; семена и плоды будут по-разному распространяться).


^ Актуализация знаний (5 мин.).
Прием «Лови ошибку» (каждая группа получает задание, в котором есть биологические ошибки; нужно их найти и исправить; листок с заданием помечен голубой чертой; задание выполняется 3 минуты).
1. Цветок - это орган семенного размножения растений. Он состоит из околоцветника. Разнообразие цветков связано с тем, как человек их использует (со способом их опыления). Цветки различаются по форме: зигоморфные, актиноморфные и асимметричные.

2. Соцветие - это совокупность цветков, расположенных на общей оси в определенном порядке. Соцветия могут быть простые и сложные. В каждом соцветии количество цветов всегда разное. Образование соцветий - это приспособление к красивому виду (к факторам опыления).

3. Опыление - это процесс переноса пыльцевых зерен с тычинки на пестик. Опыление происходит после оплодотворения (перед оплодотворением). У растений в природе выделяют два типа опыления - самоопыление, перекрестное опыление.

4. После опыления происходит процесс оплодотворения. Это процесс слияния гамет - спермия, яйцеклетки. Оплодотворение у растений называется двойным. Этот процесс изучал немецкий ученый Сергей Гаврилович Навашин (украинский).

5. После оплодотворения формируются семена. Семена образуются из семенных зачатков. Внешне семена покрыты семенной кожурой, которая способна пропускать воздух. Семядолей может быть от одной до трех (одна или две). На основе этого признака все цветковые растения делятся на два класса.
j0292982 слайд 3 - 7
Определение цели урока.
- Таким образом, мы выяснили, что для прорастания семян нужно очень много условий: образование цветка, опыление, оплодотворение, образование плода. И одним из таких условий является сохранение семян и возможность их развития. А это развитие происходит в середине плода. А что вам известно о плодах?
Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (учащиеся в тетрадях чертят таблицу, в которой заполняют первые две колонки; после заполнения заслушиваются несколько учеников)

j0292982 слайд 8



Знаю

Хочу узнать

Узнал











- С целью мы определились. То есть мы должны ознакомиться со строением и разнообразием плодов; рассмотреть классификации плодов.

^ Изучение нового материала (20 мин.).
- Что же такое плод? Определить это понятие нам поможет учебник (с. 97).
   Работа с учебником

j0292982 слайд 9
- Посмотрите на эти плоды (сочные и сухие из коллекций и муляжей). Как вы считаете, чем они отличаются? (ожидаемые ответы: сочные и сухие). Молодцы.
Плод состоит из семени и околоплодника. Одновременно с развитием семян происходит превращение завязи в мякоть плода. Из стенок завязи образуется околоплодник. В образовании плода могут принимать участие и другие части цветка. В околоплоднике различают три слоя j0292982 слайд 10: внешний (экзокарп), средний (мезокарп), внутренний (эндокарп). Часто внешне плод покрыт слоем воска или мелких ворсинок, которые выполняют защитную функцию.
Назначение плода - защита и распространение семян. По форме, размерам, окраске, количеству семян плоды очень разнообразны.
^ Прием «Удивляй»

Коренные жители Мексики — ацтеки приписывали плодам какао божественное происхождение, а зерна использовали вместо денег j0292982 слайд 11
Орехи пальмы лодоицеи, которая растет на Сейшельских островах в Индийском океане, — еще одно чудо природы. Они самые большие в мире. Вес таких орехов достигает иногда 25 кг. Орехи хорошо держатся на поверхности воды j0292982 слайд 12
Настоящим же сокровищем для жителей Океании является хлебное дерево. Его плоды, весом более 20 кг, заменяют местным жителям хлеб. Они едят их сырыми, вареными, но чаще сбраживают, пекут и получают хлеб, который по вкусу напоминает наш хлеб из пшеничной муки j0292982 слайд 13
В XVI веке испанские завоеватели на территории Панамы увидели дерево с висящими связками желто-зеленых плодов, которые напоминали дыни не только по внешнему виду, но и на вкус. Дерево это так и назвали «дынное», или «папайя» j0292982 слайд 14
j0292982 слайд 15

Просмотр видеоролика «Плоды».
j0292982 слайд 16

j0292982 слайд 17

Сочные плоды имеют сочную мякоть и состоят из четко выраженных трех слоев - кожистый внешний, мясистый средний и внутренний деревянистый или пленочный. Внешний слой самый тонкий. В нем содержится большое количество пластид, которые способны превращаться друг в друга, и это обеспечивает окраску плодов. В мясистом слое скапливается вода с различными химическими веществами, взаимодействие которых обеспечивает вкус плодов j0292982 слайд 18. Такие плоды встречаются у яблони, груши, вишни, крыжовника, смородины и других.

Сухие плоды сочной мякоти не имеют j0292982 слайд 19, 20

Они подразделяются на вскрывающиеся (акация, горох, мак) и не вскрывающиеся (подсолнечник, кукуруза, одуванчик) j0292982 слайд 21

По количеству семян плоды делятся на односемянные (слива, черешня, клен) и многосемянные (гранат, земляника, мак, лен, арбуз) j0292982 слайд 22

Если в цветке только один пестик, то развивающийся плод с этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формируется плод сложный или сборный (земляника, малина).

У некоторых растений, таких как j0292982 слайд 23 инжир, ананас, ольха, в результате сростания нескольких плодов из целого соцветия образуются соплодия.

Все плоды имеют свои названия. С некоторыми из них мы познакомимся на следующем уроке, когда будем выполнять лабораторную работу.
Физминутка (творческое задание учащихся) (1 мин.)
^ Мы шагаем дружно в сад

Фрукты спелые собрать:

Груши, яблоки, малину,

Сливы, виноград – в корзину.

А смородину, клубнику,

Голубику, ежевику
В банки на зиму кладем.


Витамины накопили

И к учебе приступили.
Первичная проверка усвоенных знаний (2 мин.).

Прием «Ботаническое лото» (на экране вы видите определения и понятия, их необходимо соединить попарно):



1

плод

А

Средний слой околоплодника. Разрастается больше всего.

2

околоплодник

Б

Генеративный орган, в котором находятся семена.

3

экзокарп

В

Внутренний слой околоплодника.

4

мезокарп

Г

Стенка плода.

5

эндокарп

Д

Внешний слой околоплодника.

j0292982 слайд 24

Ответы: 1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В
Первичное закрепление знаний (4 мин.).

Прием «Словарик»

  • Перечислить в тетради все понятия, которые мы рассмотрели на уроке.

j0292982 слайд 25
Контроль и самопроверка знаний (3 мин.).

Прием «Найди место» (командам предлагаются муляжи или рисунки плодов, их необходимо разложить в две корзинки и указать признак, по которому это сделали)

  1. Сочные или сухие (яблоко, груша, виноград, акация, горох, подсолнечник).

  2. Односемянные или многосемянные (клен, фасоль, пшеница, гранат, хурма, тыква).

  3. Вскрывные или невскрывные (мак, акация, дуб, подсолнечник, тополь, одуванчик).

  4. Сочные или сухие (банан, земляника, перец, мандарин, ольха, пион).

  5. Односемянные или многосемянные (баклажан, апельсин, рожь, череда, астра, крыжовник).


Итог (1 мин.).

  • Дети, давайте вернемся к нашей табличке j0292982 слайд 26. Заполните последнюю колонку (заслушиваются несколько учащихся). Молодцы. Очень хорошо.


Информация о домашнем задании(1 мин.).

  • слайд 27
    1. Проработать текс учебника § 23.
    2. Написать оду любимому плоду.

3. Составить слова физкультминутки (по желанию).

Рефлексия (2 мин.).
- Мы с вами очень хорошо работали. А теперь давайте выясним, как вы усвоили пройденный материал. Взгляните на смайлики, которые лежат на ваших партах. Выберите из них одного, который соответствует вашему уровню усвоения материала. Поднимите их вверх и давайте порадуемся друг за друга. Если, у кого-то осталось что-либо неясным, то за помощью вы можете обратиться ко мне, к своим одноклассникам или учебнику.
- На этом мы завершаем. До свидания.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconТема: «Строение и разнообразие плодов»
Цели: образовательные: сформировать понятие плода;познакомиться со строением плодов и их разнообразием;выяснить, какое значение и...

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconТема: Мир животных. Разнообразие животного мира
Цель: Показать разнообразие животных в природе; учить классифицировать объекты живой природы по определенным признакам; развивать...

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconУрок № Тема. Разнообразие ракообразных. Роль ракообразных в экосистемах и в жизни человека
...

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconУрок №32 Тема урок
Тема уроку. Захист довкілля від забруднення синтетичними мийними засобами. 11 клас. Рівень стандарту

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconУрок тема №3
Технология интерактивного обучения. Заключительный урок тема №3. Тематическое оценивание знаний. Подведение итогов (рефлексия тематического...

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconУрок 1 Тема: Введение. Живая природа вокруг нас. Разнообразие живых организмов
Задачи: сформировать представление о живой природе окружающей человека, как биологической системе; разнообразии живых организмов...

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconУрока по теме «Предложения с обращениями»
Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconОтчет о выполнении проекта «Разработка режимов инфракрасной сушки плодов и овощей»
Приборы и методы экспериментального исследования процесса инфракрасной сушки плодов и овощей

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconУрок приключение Тема: Окончания имен прилагательных
Слово учителя: сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок – приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле...

Урок №9 тема. Разнообразие плодов. iconУрока 45 Тема : «Голосеменные. Разнообразие голосеменных растений....
Тема: «Голосеменные. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и жизни человека»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<