Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока




Скачать 110.67 Kb.
НазваниеУрок систематизации и обобщению знаний. Цели урока
Дата публикации01.05.2013
Размер110.67 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Биология > Урок
Урок по теме «Млекопитающие —наиболее высокоорганизованные позвоночные животные».

8-б класс. 22.05.2012 г.
Урок систематизации и обобщению знаний.

Цели урока.

  • Расширить и углубить знания по теме «Класс Млекопитающие».

  • Совершенствовать способности к самостоятельному мышлению, развивать критическое мышление, умение делать сопоставление, выдвигать гипотезы.

  • Формировать научные убеждения, воспитывать интерес к предмету, развивать навыки работы в группе.

Оборудование. Таблицы: Внешнее строение млекопитающих; Внутреннее строение млекопитающих; Кровеносная система млекопитающих; Внутриутробное развитие млекопитающих; муляж Головной мозг млекопитающих. Табличка - правила составления «синкана».

План урока.

1.Орг момент — распределение учащихся на группы.

2.Выборы секретаря группами, определение его обязанностей.

3.Обсуждение вопросов группами.

4.Рефлексия: составление синканов — выводов по уроку группами.

5.Отчет секретарей о работе группы учителю.

6.Домашнее задание.

Ход урока.

1.Орг момент. Групповая работа семинар в форме «аквариум». Класс самостоятельно делится на группы по 4-5 человек.

2. В каждой группе выбирают секретаря, который будет оформлять итоги урока и выставлять оценки каждому в группе, обсуждая с участниками группы.

3. Группы по очереди выбирают номера вопросов, написанных на доске. Учитель зачитывает вопрос, который соответствует данному номеру. Затем каждый участник группы, обсуждает выбранный вопрос. Обсуждение идет по плану:

  • Определения или понятия.

  • Рассуждения по теме вопроса.

  • Вывод.

Если у других учащихся есть добавления, то сначала выслушивается группа, а затем все желающие высказывают добавления. После обсуждения, начинает работать вторая группа, и так по очереди, сколько позволяет время. За 15 минут до конца урока приступаем к следующему этапу урока.

Вопросы для обсуждения и возможные ответы учащихся.

^ А) Какие свойства приобретают животные, имеющие такие усложнения организации: - размещение конечностей под туловищем, волосяной покров?

Размещение конечностей под туловищем имеют млекопитающие, это признак организации класса млекопитающих. Конечности под туловищем дают возможность поднять тело над землей и позволяют быстро передвигаться. (Гепард самый быстрый из всех животных. Его скорость на небольших расстояниях равна 100 км в час.) Для сравнения — представители класса пресмыкающиеся имеют конечности, разведенные в сторону от туловища, поэтому они волочат тело по земле «пресмыкаются», что уменьшает их возможность быстро

передвигаться.

^ Волосяной покров — это покров тела у животных класса млекопитающие, это производное кожи. Хотя бы в измененном виде он практически имеется у всех зверей. Если волосяного покрова нет у некоторых животных во взрослом состоянии, то волосы в большем или меньшем числе образуются у молодых детенышей или у эмбрионов; отсутствие волосяного покрова у взрослых зверей — явление вторичное. Волос представляет собой роговое образование, помогающее сохранять постоянную температуру тела. При холодной погоде мышцы кожи поднимают волос и воздух, находящийся между волосами кожи, не дает телу охлаждаться. При встрече с противником, чтобы напугать его, животное поднимает шерсть дыбом, увеличивает видимый объем тела.

Вывод. Конечности под туловищем и волосяной покров — это признаки класса Млекопитающих. Конечности под туловищем позволяют организму быть более подвижным, спасаясь от погони или догоняя жертву. Волосяной покров помогает сохранять постоянную температуру тела.
^ Б) Раскройте биологическое значение таких усложнений: наличие наружного уха; наличие диафрагмы?

Орган слуха млекопитающих состоит из внутреннего уха( в костях черепа), трёх слуховых косточек среднего уха (видоизменённых костей нижней челюсти), наружного ушного прохода и ушной раковины. Из всех животных только у млекопитающих есть наружное ухо - ушная раковина. Наружное ухо, например, у собаки большое и подвижное. Оно позволяет животному лучше слышать окружающий мир. В ответ на звук, животное поворачивает уши в сторону источника звука (говорят, прядет ушами), определяя направление источника звука и степень опасности.

Диафрагма - является характерным анатомическим признаком млекопитающих. Диафрагма (греч. Diáphragma) - это сухожильно-мышечная перегородка у млекопитающих животных и у человека, отделяющая грудную полость от брюшной. Играет важную роль в процессе дыхания. Диафрагма, двигаясь, приводит к изменению объема грудной полости, а значит изменению объема легких при вдохе и выдохе, что увеличивает объем поступающего в организм кислорода. Количество кислорода, в свою очередь приводит к теплокровности – постоянной температуре тела, в результате окисления и выделения энергии при этом процессе.

Вывод. Наружное ухо и диафрагма — это анатомические особенности млекопитающих. Наружное ухо позволяет животному лучше слышать окружающий мир. Диафрагма играет важную роль в процессе дыхания.
В) Раскройте биологическое значение наличия борозд и извилин в сером веществе коры полушарий головного мозга.

Головно́й мозг часть центральной нервной системы подавляющего большинства хордовых, её головной конец; у позвоночных находится внутри черепа, состоит из 5 отделов: переднего мозга, среднего, промежуточного, мозжечка и продолговатого отделов мозга. В головном мозге очень хорошо развиты большие полушария с корой. У многих млекопитающих появляются борозды и извилины, благодаря чему площадь поверхности мозга увеличивается. Борозды и извилины переднего мозга превышают по объему все остальные отделы головного мозга. Этот отдел мозга отвечает за работу органов чувств и сложное приобретенное поведение млекопитающих. Поэтому именно у млекопитающих хорошо формируются условные рефлексы, млекопитающие хорошо дрессируются, именно с этими животными выступают в цирке, именно этих животных чаще всего держат дома и они являются «нашими братьями меньшими», нашими друзьями.

Вывод. Борозды и извилины увеличивают площадь поверхности мозга, обеспечивая работу органов чувств и сложное приобретенное поведение млекопитающих.

Г) Каково биологическое значение наличия плаценты и вскармливания детенышей молоком?

Плацента — это орган, который образуется в матке женской особи при внутриутробном развитии зародыша у животных класса млекопитающие. В области плаценты происходит сближение кровеносных сосудов материнского организма и плода. Именно через плаценту зародыш получает все необходимые для своего роста и развития вещества и отдает продукты жизнедеятельности, образующиеся в каждой клетке развивающегося тела зародыша. В результате, животные, имеющие плаценту, вынашивают детенышей внутри материнского организма, обеспечивая его питательными веществами и защитой, а это увеличивает вероятность выживания потомства. Достаточность питательных веществ приводит к тому, что развитие у млекопитающих прямое, происходит без стадии личинки.

Выкармливание детенышей молоком — признак, свойственный тоже только млекопитающим. Молоко очень питательный продукт, оно легко усваивается и содержит все необходимые для развития детеныша вещества. У каждого вида млекопитающих молоко имеет свой определенный состав. Это свойство организма увеличивает вероятность благополучного выращивания своего детеныша, происходит продолжение рода. Молоко образуется в молочных железах только в организме женской особи после родов. Самки не только кормят детенышей, но и заботятся о них, защищают, согревают своим теплом, чистят им шерсть, умывают, со временем обучают добыванию пищи.

Вывод. Плацента — орган, обеспечивающий питание зародыша при внутриутробном развитии у млекопитающих. Выкармливание детенышей молоком обеспечивает рост и развитие потомства и увеличивает вероятность выживания его.

Д) Почему яйцеклетка медведя содержит меньше питательных веществ, чем яйцеклетка ящерицы?

Яйцеклетка - женская гамета - половая клетка, из которой после оплодотворения будет развиваться новый организм. В цитоплазме яйцеклеток содержится совокупность питательных веществ — желток. Яйцо́ - яйцеклетка зародышевая форма животных. Размеры яйцеклеток могут сильно варьировать. Размеры и другие признаки яйца зависят от количества и распределения в нём питательного вещества желтка, необходимых для развития зародыша.

Ящерица — это животное класса пресмыкающиеся, которые размножаются яйцами. Яйцо содержит зародыш и запас питательных веществ для его развития. Развитие у пресмыкающихся прямое, то есть происходит без стадии личинки, поэтому запас питательных веществ для нормального роста и развития эмбриона — зародыша должен быть достаточным. Поэтому яйцеклетка — яйцо имеет достаточно большие размеры (больше, чем яйцеклетка млекопитающих.)

Медведь — это животное класса млекопитающие. У млекопитающих детеныши развиваются внутри утробно, в особом мышечном органе — матке. Развитие у них прямое ( нет стадии личинки), так как зародыш получает достаточное количество питательных веществ для своего роста и развития через плаценту и пуповину в матке от материнского организма Поэтому яйцеклетка млекопитающих меньших размеров, чем у пресмыкающихся, так как не содержит питательных веществ для развития зародыша.

Вывод. Яйцеклетка ящерицы - пресмыкающегося крупнее, чем яйцеклетка медведя — млекопитающего, так как первая содержит в своем составе еще питательные вещества для роста и развития зародыша, а у млекопитающего медведя яйцеклетка не содержит питательных веществ, так как зародыш получает их не из яйцеклетки, а из кровеносной системы матери через плаценту и пуповину в матке.

Е) Каких животных легче приручить: тех, что живут в стае, или живущих в природе в одиночку?

У млекопитающих существует врожденное и приобретенное поведение. Врожденное - это безусловные рефлексы, инстинкты, а приобретенное — это условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность. Чем сложнее поведение животного в природе, тем легче оно приручается, тем лучше запоминает и выполняет команды. Наиболее сложное поведение в природе у животных, ведущих стадный или стайный образ жизни. Их стадное поведение инстинктивное - врожденное. В стадах или стаях установлена иерархия — система подчинения одних особей другим. Особи, находящиеся на низшей ступени иерархии, во всем подчиняются тем, кто стоит выше. Собаки, предками которых были волки — стайные животные, приручаются легче, чем кошки, предки которых в природе ведут одиночный образ жизни.

Хозяин для собаки и его семья — это как стая. Одиночные животные «гуляют сами по себе» в этом их врожденное инстинктивное поведение. Поэтому, одиночные в природе, хуже приручаются , чем стайные.

Вывод. Стайные животные приручаются легче, чем те, которые в природе ведут одиночный образ жизни. Приручение и жизнь в семье аналогичны жизни в стае.

^ Ж) Какие особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих обеспечивают им постоянную температуру тела ?

Постоянная температура тела — это способность организма поддерживать свою температуру тела, независимо от условий окружающей среды, свойственна представителям классов Млекопитающие и Птицы.

Постоянная температура тела является выгодным с точки зрения эволюции свойством организма, так как обеспечивает ему большую степень независимости от факторов внешней среды, позволяя сохранять активность в холодное время. Постоянная температура тела имеет место, когда живое существо обладает достаточным уровнем метаболизма — обмена веществ, чтобы поддерживать температуру тела на постоянном уровне за счёт самостоятельного производства энергии из потребляемой пищи. Это достигается хорошо развитыми легкими, наличием грудного дыхания (помощи диафрагмы) и 4-х камерного сердца. Хорошо развитые легкие обеспечивают организм достаточным количеством кислорода для окислительных процессов в клетках. Вещества, необходимые для окисления, доставляются в организм, хорошо развитой пищеварительной системой. Кислород и питательные вещества в клетки приносит кровеносная система с 4х камерным сердцем. Наличие 4х камерного сердца приводит к тому, что кровь к органам идет не смешанная, (как у пресмыкающихся с 3х камерным сердцем) а артериальная, кислорода приносится больше, окислительные процессы идут активнее, энергии выделяется больше. Все это обеспечивает теплокровность. Помимо достаточных энергетических возможностей млекопитающие имеют также различные механизмы, предназначенные для удержания тепла ( шерсть, подкожный слой жировой ткани) и для защиты от перегрева при высокой температуре окружающей среды (потоотделение, охлаждение крови при расширении капилляров в выступающих частях тела, например, ушах у зайца.).

Вывод. Постоянная температура тела достигается хорошо развитыми легкими, 4-х камерным сердцем, хорошо развитой пищеварительной системой — это обеспечивает теплокровность; для удержания тепла - шерсть, подкожный слой жировой ткани, для защиты от перегрева — потоотделение.

^ З) Почему млекопитающие считаются наиболее высокоорганизованными животными?

Класс Млекопитающие высший класс позвоночных животных, венчающий всю систему животного мира. Наиболее важными чертами общей организации млекопитающих служат: высокий уровень развития нервной системы, обеспечивающий сложные и совершенные формы приспособительного реагирования на воздействия внешней среды и слаженную систему взаимодействия различных органов тела; живорождение, сочетающееся (в отличие от других живородящих позвоночных, например р рыб и рептилий) с выкармливанием детенышей молоком. Это обеспечивает лучшую сохранность молодняка и возможность размножения в весьма разнообразной обстановке; совершенная система теплорегуляции, благодаря которой тело имеет относительно постоянную температуру, т. е. постоянство условий внутренней среды организма. Легко представить себе, какое огромное значение это имеет для распространения млекопитающих в разнообразных жизненных условиях. В строении млекопитающих можно отметить следующее. Тело их покрыто волосами, или шерстью (есть редкие исключения вторичного характера). Кожа богата железами, имеющими разнообразное и весьма важное функциональное значение. Особенно характерны млечные (молочные) железы, на которые нет даже намеков у других позвоночных. Нижняя челюсть состоит лишь из одной (зубной) кости. В полости среднего уха имеются три (а не одна, как у амфибий, рептилий и птиц) слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко; есть наружное ухо (состоящее из ушной раковины и наружного слухового прохода) — 3 часть органа слуха. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные; сидят в альвеолах- углублениях. Сердце, как и у птиц, четырехкамерное, с одной (левой) дугой аорты. Красные кровяные тельца без ядер, что повышает их кислородную емкость. Все это способствует почти повсеместному распространению млекопитающих по Земле, при котором они заселяют все жизненные среды: воздушно-наземную, водную и почвенно-грунтовую.

Ныне живущих млекопитающих насчитывают около 4500 видов.

Вывод. Млекопитающие считаются наиболее высокоорганизованными животными, так как имеют высокий уровень развития нервной системы, обеспечивающий сложные и совершенные формы поведения, живорождение, сочетающаяся с выкармливанием детенышей молоком, совершенную систему теплорегуляции, позволяющую жить в разных частях планеты.

4. Рефлексия.

Каждой группе написать вывод по теме в форме «СИНКАН», зачитать, обсудить, внести поправки. Выводы по уроку зачитываем вслух. (Вывод может быть написан по общей теме урока или по вопросу, который обсуждала группа.) Выбираем синкан, соответствующий теме урока.
Возможные варианты ответов ( ответы взяты с проведенного урока).

а) Теплокровность.

Энергия, движение.

Независимость от внешних условий.

Позволяет млекопитающим распространиться по планете.

Постоянство температуры тела.

б) Диафрагма.

Соединительнотканно-мышечная,

Разделяет полость тела, участвует в дыхании.

Важный орган млекопитающих животных.

Перегородка.

в) ^ 4-х камерное сердце.

Из 2х предсердий и 2х желудочков.

Перекачивает к органам артериальную кровь.

Одна из причин теплокровности млекопитающих.

Орган кровеносной системы.

г) Зубы в ямках-альвеолах.

Резцы, клыки, коренные.

Отрезают, отрывают, перетирают.

Важные части пищеварительной системы зверей.

«Эмалированные кости».

д) Млекопитающие.

Шерстистые, теплокровные, живородящие.

Выкармливают детенышей молоком.

Легко приручаются, требуют охраны.

Высокоорганизованные звери.


  1. Каждому выставить себе оценку за урок в листе у секретаря, указывая вопросы выступления, затем оценку выставляет секретарь и листы с синканами и оценками сдаются учителю.

  2. Домашнее задание. Прочитать параграф в учебнике, устно ответить на вопросы;

1 ряд - можно составить диктант по изученной теме – 12 вопросов; 2 ряд - можно приготовить газету к следующей теме «Историческое развитие животного мира» по одной из эр; 3 ряд - приготовить сообщение по теме «Интересные факты из жизни млекопитающих» Любое из заданий можно готовить и представлять в классе группами.

.

Литература.

1.Формы и методы обучения – А.В.Хуторской;

2. Сучасний урок – В.Д.Шарко;

3. ЗМ – 9. Лекція Денисовой О.Д. – «Методика розвитку критичного мислення»

4. Журнал – «Биология»- лютий 2010, березень 2012, «Основа».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconУрок размышление. Обучающие цели: организовать деятельность учащихся...
«…Ибо близок суд и воздаяние, а он (сатана) имеет власть лишь на короткое время». (Андрей Кесарийский. Толкования на Апокалипсис...

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconУрок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок дорога Ход урока «Круг радости»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений»

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщить и углубить знания о металлах, расположенных в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, общих свойств...

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconМетодические приемы по систематизации и обобщению знаний при изучении...

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconУрок по математики и физике
«Производная в физике». Урок проводился в 11 классе учителями физики и математики. Продолжительность урока 45 минут. Это урок систематизации...

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconУрока: урок обобщения и систематизации знаний
Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconУрок обобщения и систематизации знаний
Оборудование урока: фотографии и иллюстрации с изображением г. Харькова, вырезанные из картона буквы, «маршрутные листы» для путешествия,...

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconУрока по теме «Предложения с обращениями»
Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconУрок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"
Открытый урок в 5 классе "Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Умножение и деление десятичных дробей"

Урок систематизации и обобщению знаний. Цели урока iconУрок-тренинг в 9-м классе по теме: «Сложное предложение»
Цели урока: 1 повторение и обобщение знаний учащихся о сложном предложении; закрепление пунктуационных умений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<