Скачать 72.27 Kb.
|
План-конспект урока 10 класс Тема урока : Ядро. Строение, функции ядра. Нуклеоид. Цели урока: Обучающая: сформировать у учащихся представление о строении ядра, функционировании ядерных компонентов, о роли ядра для жизнедеятельности клетки. Познакомить учащихся с особенностями строения и функционирования нуклеоида, а так же совершенствовать навыки сравнивания биологических объектов на примере ядра и нуклеоида. развивающие: Продолжить развитие умений работы с учебником, выявление особенностей органоидов связанных с выполняемой функцией. воспитательные: Формирование положительного отношения Оборудование и материалы: материалы по строению ядра и нуклеоида, опорный конспект ^ : ядро, нуклеоид, гистоновые белки, хроматин, хромосомы. Тип урока: изучение нового материала. Литература для учителя: Уроки биологии в 10-11 классах. Пименов А.В,«Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986. ^ Учебник. Биология. 10 кл. Уровень стандарта, академический уровень. Балан П.Г., Вервес Ю.Г., Поліщук В.П. Изд-во: Генеза. Котик Т. С. Талыгина О. В. Тетрадь по биологии 10 класс изд.-Х.: «Ранок» ^ рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный Межпредметные связи: Химия: 8 класс «Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева»; «Строение молекулы воды; катализаторы; органические вещества – белки, жиры, углеводы»Физика 8 класс «Строение и физические свойства воды»; «Три агрегатных состояния вещества.» Химия и География: «Распространение в природе химических соединений элементов, преобладающих в клетке»; «Распространение и круговорот воды в природе.» ХОД УРОКА І. Подготовка к изучению нового материала 1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих. 2.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания:
^ Демонстрирую изображение клетки, в которой отсутствует ядро. Прошу учащихся ответить на вопрос: 1. Какого органоида не хватает данной клетке? 2. Что вы знаете о роли этого органоида для жизнедеятельности клетки. ^ Тема урока : Ядро. Строение, функции ядра. Нуклеоид. Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить особенности строения и функционирования ядра, а так же сравнить ядро эукариотических клеток и нуклеоид прокариот. ІІ. Изучение нового материала ^
Строение и функции ядра клетки. Большинство клеток имеет одно ядро, но встречаются и многоядерные клетки (у ряда простейших). Число ядер может достигать нескольких десятков. Некоторые высокоспециализированные клетки утрачивают ядро (эритроциты млекопитающих и клетки ситовидных трубок у покрытосеменных растений). Форма и размер ядер клеток разнообразны. Обычно Ядро имеет диаметр от 3 до 10 мкм. В состав ядра входят: ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазма, ядерный сок), хроматин, ядрышки. Ядро отграничего от остальной цитоплазмы ядерной оболочкой, состоящей из двух мембрантипичного строения. Между мембранами имеется узкая щель, заполненная полужидким веществом. В некоторых местах обе мембраны сливаются друг с другом образуя ядерные поры, через которые происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Наружная ядерная мембрана со стороны, обращенной в цитоплазму, покрыта рибосомами, придающими ей шероховатость, внутренняя мембрана гладкая. ^ — часть мембранной системы клетки. Выросты внешней ядерной мембраны соеди-няются с каналами эндоплазматической сети, образуя единую систему сообщающихся каналов. Кариоплазма — внутреннее содержимое ядра, в котором располагаются хроматин и одно или несколько ядрышек. В состав ядерного сока входят различные белки (в том числе ферменты ядра), свободные нуклеотиды, аминокислоты, все виды РНК, продукты работы ядрышек. Ядрышко представляет собой округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок. Количество ядрышек зависит от функционального состояния ядра и может колебаться от 1 до 5-7 и более (даже в одной и той же клетке). Ядрышки обнаруживаются только в неделящихся ядрах, во время митоза они исчезают, а после завершения деления возникают вновь. Ядрышко не является самостоятельной структурой ядра. Оно образуется в результате концентрации в определенном участке кариоплазмы участков хромосом, несущих информацию о структуре рРНК. Они содержат многочисленные копии генов, кодирующих рРНК. Поскольку в ядрышке интенсивно идет процесс синтеза рРНК и формирование субъединиц рибосом, можно говорить, что ядрышко — это скопление рРНК и рибосомальных субъединиц на разных этапах формирования. Хроматином называют глыбки, гранулы и сетевидные структуры ядра, интенсивно окрашивающиеся некоторыми красителями и отличающиеся по форме от ядрышка. Хроматин представляет собой молекулы ДНК, связанные с белками — гистонами. В зависимости от степени спирализации различают: эухроматин — деспирализованные (раскрученные) участки хроматина, имеющие вид тонких, неразличимых при световой микроскопии нитей, слабо окрашивающихся и генетически активных; гетерохроматин — спирализованные и уплотненные участки хроматина, имеющие вид глыбок или гранул, интенсивно окрашивающихся и генетически не активных. Хроматин представляет собой форму существования генетического материала в неделящихся клетках и обеспечивает возможность удвоения и реализации заключенной в нем информации. Заполним таблицу
Сделайте подписи к рисунку (рисунок на доске) ![]() ^
2. Нуклеоид. Наследственная информация прокариот содержится в нуклеоиде (Нуклеоид – обозначает похожий на ядро) Нуклеоид представлен крупной кольцевой молекулой ДНК, длинна которой в 700 – 1000 раз превышает длину самой клетки. Нуклеоид не имеет мембраны, ядрышка и набора хромосом. Фактически – это часть цитоплазмы, где расположена кольцевая ДНК. Кроме этого ,в цитоплазме прокариот содержатся мелкие кольцевые молекулы ДНК – плазмиды. У бактерий ДНК упакована менее компактно, чем у эукариот и из кольцевой формы может лишь единожды спирализоваться. ^ Какие главные компоненты ядра? Какие функции в ядре выполняет ядрышко? Функции ядра: 1._______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2. ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Нуклеоид - _________________молекула _________. Не имеет ________________,_ ___________________, ____________________________________________________ Плазмиды - ______________________________________________________________ ^ ![]() 8.Оперирование понятиями Сравните ядро и нуклеоид, заполнив таблицу.
ІІІ. Домашнее задание § 17 стр. 36-37 в рабоч. тетраде (заполнить) |
![]() | Цель урока: ознакомить учащихся с моделью ядра атома и новым видом взаимодействия между частицами, составляющими ядро атома, ядерными... | ![]() | Задачи урока: Обучать учащихся техники перемещений, технике передачи одной рукой от плеча в движении. Совершенствовать броски мяча... |
![]() | Тема урока: урок совершенствования скоростно-силовых качеств (круговой спортивной тренировки) | ![]() | Задачи урока: развитие двигательных качеств, силы, выносливости, координации движений, быстроты, воспитание товарищества, чувство... |
![]() | Тема урока: «Построение информационных моделей и моделей знаний на графах по курсу математики, истории, русскому языку, биологи и... | ![]() | Цель урока: познакомить учащихся со строением побега, а также изучить строение и виды почек |
![]() | Тема урока: Совершенствование техники выполнения кувырка вперед. Развитие силы рук средствами виса на согнутых руках. Комплекс упражнений... | ![]() | Задачи урока: Разучить основные приемы игры в волейбол и их применение в учебной игре |
![]() | Цель урока: познакомиться с внутренним строением корня, значением зон корня для растения | ![]() |