Суицид как проблема ХХ века




Скачать 98.52 Kb.
НазваниеСуицид как проблема ХХ века
Дата публикации11.09.2013
Размер98.52 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Биология > Документы
Овакимян Ольга Сергеевна,

младший научный сотрудник Лаборатории проблем высшей школы, преподаватель кафедры социологии Харьковского гуманитарного института “Народная украинская академия”

СУИЦИД КАК ПРОБЛЕМА ХХ ВЕКА

Саморуйнування людини – складний феномен, що являє собою одну з форм самозміни людини, яка спрямована до асоціальних цінностей і може призвести до девіантної поведінки, до соціальної аномії. Особливо непокоїть те, що в цивілізованих країнах зростає хвиля крайньої форми саморуйнування – суїциду.

Виявлення та аналіз основних причин здійснення самогубства у різних соціально-демографічних групах українського суспільства показав, що головні причини самогубств лежать у сфері соціального життя і соціально-психологічних станів особистості та її оточення. Гуманізація суспільних відносин, поліпшення матеріального стану населення дозволило б зменшити, ослабити саморуйнування людини у нашому суспільстві.

The problems of moral personality degradation, immoralities that render their negative influence on other spheres of human life are becoming more acute at present. Person self-destruction is a complicated phenomenon, one of the forms of self-changing, which is directed to non-social values and can lead to deviant behavior, social anomie.

As a rule, self-destruction has different forms: alcoholism, drugs addiction, solvent abuse, vagrancy, prostitution and others. But the most dangerous problem in civilized countries is a growing wave of the extreme form of self-destruction – suicide. Humanization of public relations, improvement of economic conditions of people could decrease a person self-destruction in our society.

Существуют проблемы, которые приковывают к себе внимание исследователей не только из-за их объективной значимости и актуальности, но и благодаря их непосредственному отношению к сфере человековедения. В социально-философской мысли XX века наметился поворот к изучению именно таких проблем. Исследования ученых обращены к глобальным темам, в которых выявляются общие черты, характеризующие положение человека в современном мире, к вопросам, возникающим в процессе преобразования нашего общества. Таких вопросов множество, но в современных условиях особую значимость, на наш взгляд, приобретают проблемы адаптации человека к новым экономическим, социальным, политическим и духовным условиям.

Приходится с сожалением констатировать, что на всем пути прогресса и созидания поступательное движение вперед сопровождалось противоположно направленными тенденциями: самосозидания и саморазрушения. В настоящее время в связи с нарастающим падением духовности нашего общества (особенно в молодежной среде) все более остро встают проблемы нравственной деградации личности, бездуховности, что в свою очередь однозначно оказывает свое негативное влияние на другие сферы человеческой жизни.

Действительно, XX век обострил проблему отношения личности и общества, межличностных отношений, что способствовало накоплению деструктивных тенденций в развитии общества и человека. Откликом на эти деструкции стало увеличение различных форм девиаций, как позитивного, так и негативного характера. Но особо опасно то, что в цивилизованных странах нарастает волна крайней формы саморазрушения – суицида.

Саморазрушение человека – сложный феномен, представляющий собой одну из форм самодвижения, самоизменения человека, которая направлена к асоциальным ценностям и может вести к девиантному поведению, к социальной аномии.

Как правило, саморазрушение проявляется в различных формах: алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, проституция и другие. Они часто приводят к полному разрушению человека как на духовном, так и на физическом уровнях и расширяют причинную базу преступности, которая за последнее десятилетие увеличилась в 6-8 раз.

Процесс саморазрушения может осуществляться как в стихийных, неосознанных, так и в осознанных формах, когда человек осознанно, целенаправленно разрушает себя как личность. Однако четкую границу между осознанной и неосознанной формами саморазрушения человека, на наш взгляд, провести трудно, так как очень часто саморазрушение человека начинается с неосознанных форм, а затем перерастает в целенаправленное разрушение индивидом самого себя.

Если пристрастие к наркотическим веществам и алкоголю часто начинается неосознанно, то такие формы саморазрушения человека, как проституция и суицид (последнее – как крайняя форма проявления саморазрушительной активности) осуществляются сознательно.

Существуют люди, являющиеся суицидальными личностями, но этого не признает их семья, друзья. Отчаявшиеся субъекты могут счесть жизнь невыносимой из-за непреодолимых препятствий, и их поведение может быть устремлено к смерти. Американский исследователь Н.Б.Табачник определяет саморазрушающееся поведение как совершение “любых действий, над которыми у человека имеется реальный или потенциальный волевой контроль, способствующий продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти”. Люди часто медленно убивают себя, не осознавая своих летальных намерений. Лица, к которым относится это утверждение, отрицали бы то, что их действия направлены на саморазрушение либо причинение вреда самим себе. И все же, их образ жизни является движением в сторону саморазрушения. Те же силы, которые толкают человека к прыжку вниз с небоскреба, лежат в основе таких опасных привычек, как злоупотребление алкоголем или наркотиками, игнорирование серьезных болезней, переедание, чрезмерная работа или хроническое курение. Какова же взаимосвязь алкоголизма, наркомании и суицида как крайней формы саморазрушения человека? Специалисты утверждают, что риск суицидов очень высок у больных алкоголизмом. Это заболевание имеет отношение к 25-30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше – 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду. Наркомания и суицид также тесно связаны между собой. Длительное употребление наркотиков и их влияние на организм, так же как и общий стиль жизни наркоманов в значительной мере направлены на саморазрушение, независимо от осознания ими этих намерений. Исследование больных наркоманией, проводимое в Америке, подтвердило представление о том, что наркотики – это одно из распространенных средств совершения самоубийств. Большинство наркоманов – молодежь, люди старшего возраста, другие потенциальные самоубийцы – считают, что их никто не любит и сами они никого не любят.

Статистика самоубийств очень относительная, но попытки суицидов по данным 1999 года не меньше, чем в 7 раз превышают завершенные самоубийства. Статистика говорит о том, что между низким уровнем жизни и количеством самоубийств нет прямой взаимосвязи. Первое место в мире по количеству самоубийств в начале 90-х годов принадлежало Венгрии: 40 самоубийств на 100 тысяч населения в год. Одним из лидеров по количеству совершаемых самоубийств на душу населения является богатейшая в мире страна Европы – Швеция, которая благополучно решает свои социальные проблемы. Такое лидерство продолжается уже несколько лет. В целом, по данным ООН, в развитых странах ежегодно совершается 130 тысяч самоубийств. Самый низкий процент самоубийств – в отсталых и развивающихся странах, а пик приходится на наиболее цивилизованные и промышленно развитые. Всего же в мире ежегодно совершается около 500 тысяч самоубийств и около пяти миллионов суицидальных попыток.

Столетие назад Россия была на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийства (3 на 100 тысяч жителей). В последнее десятилетие количество самоубийств увеличивается: по данным Федерального научно-методического центра суицидологии число суицидентов увеличилось с 31 на 100 тысяч человек в 1993 году до 38 на 100 тысяч человек в 1995 году. На сегодня эта цифра колеблется в диапазоне от 4550 самоубийств на 100 тысяч населения в год до 3545.

Суицид является проблемой и для Украины, причем это явление имеет тенденцию к росту во всех категориях населения, в том числе и среди молодежи. Украина, согласно статистическим данным, отличается вспышками высокой суицидальной активности. В Харькове, например, за последние 9 месяцев 1998 года покончили с собой 794 человека, из них двое детей. В Украине на 100 тысяч жителей совершается 30 самоубийств, большинство которых совершается молодежью, а также людьми старшего возраста (60-70 лет). Первые места занимают Сумская, Запорожская, Черниговская, Львовская, Донецкая, Луганская области, Республика Крым (3844 самоубийства на 100 тысяч населения).

На протяжении многих лет явление самоубийства изучается не только социологами, но и юристами, психологами, философами и врачами. Исходя из профессиональных подходов по-разному определяются причины самоубийства.

Известны три основные исторически сложившиеся школы, занимающиеся данной проблемой: антропологическая, психиатрическая и социологическая.

Антропологическая школа источники самоубийств видит в различных аномалиях в строении и развитии человеческого организма. Эта школа была основана итальянским психиатром и антропологом Чезаре Ломброзо. В конце ХIХ – начале ХХ веков появились труды представителей антропологической школы с описанием результатов вскрытий значительного числа самоубийц. Представители этой школы утверждали, что в момент самоубийства психическое равновесие человека нарушается. В России, в конце ХIХ века сторонником антропологической школы был профессор судебной медицины И.Гвоздев, который в результате исследования оболочки мозга самоубийц пришел к выводу, что на самоубийство человека толкает сращение твердой мозговой оболочки с костями черепа. Другие представители антропологической школы в России – П.М.Минаков, А.И.Крюков и Л.Лейбович – объясняли самоубийство болезненными изменениями в организме индивидуума, “в физической организации субъекта”. Они стремились доказать, что поскольку самоубийство есть лишь проявление болезненной сущности человеческой личности, то исследовать надо личность самоубийцы – носителя причины самоубийства, а не социальные факторы. Ошибочность и несостоятельность биологической теории может быть подтверждена тем, что те же признаки во многих случаях наблюдались при вскрытии лиц, умерших естественной смертью. Позиция антропологов, считавших причиной самоубийства различные аномалии в строении и развитии человеческого организма, наследственность, предрасположенность к самоубийству, будучи лженаучной, биологизирует причины самоубийства и имеет цель скрыть его социальную природу.

Психиатрическая школа (или психопатологическая) стоит на точке зрения обязательности психопатологических факторов в этологии самоубийства. Начало психиатрической школе самоубийства в ХIХ веке положил французский психиатр Эскироль, который утверждал, что в самоубийстве проявляются все черты сумасшествия, что только в таком состоянии человек способен покушаться на свою собственную жизнь и все самоубийцы – люди душевно больные. В Австрии военный врач А.Брош, по результатам проведенного исследования сделал вывод, что все самоубийцы – психически больные люди. Позиция Броша была подвергнута резкой критике его же коллегами. “Как часто встречаются при вскрытии, – писал Г.Гордон, – те или иные анатомические недостатки, так часто в жизни видим людей с теми или иными уродствами, но они, однако, никакими ненормальностями в психической сфере не отличаются. Таким образом, выводы доктора А.Броша … представляются … совершенно необоснованными, а устанавливаемая им классификация признаков душевной ненормальности, находимых на трупах, их “безусловность”, “в высокой степени вероятность”, и “просто вероятность” – очень искусственная”. Все вышесказанное позволяет считать, что биопсихиатрическая теория самоубийств, биологизируя такое сложное явление, как самоубийство, искажает его подлинную природу, исходя из того, что самоубийство будто бы порождается не социальными причинами, а “пороками личности”.

Третья школа, объясняющая причины самоубийства, – это социологическая школа. Ее представители утверждают, что основная причина самоубийства кроется в общественных факторах. Так, один из первых социологов, изучавший самоубийства, – Э.Дюркгейм считал самоубийства чисто социальной проблемой, которая полностью может быть исследована социологическими методами; факторы, связанные с личностью самоубийцы, объясняют это явление, но не влияют и не создают его. Поэтому он игнорирует такие причины самоубийства, как психические болезни, алкоголизм и другие. Необходимо отметить, что социологический метод изучения самоубийств, предложенный Э.Дюркгеймом и другими представителями социологической школы, сам подход к проблеме не мог привести к ее решению. Представители рассматриваемого направления фактически связывают причины самоубийств с природой лишь отдельных социальных фактов (религиозными обществами, семьей­, профессиональными группами и так далее), не затрагивая их подлинных корней, то есть природы самого общества. Поэтому, говоря о предупреждении самоубийств, они не предлагают коренной реформы общественного устройства, а ограничиваются лишь призывами к осуществлению незначительных реформ в сфере семейных и иных отношений. Э.Дюркгейм, в частности, пытался опровергнуть положение, согласно которому материальная необеспеченность, бедность, нищета, будучи порождением экономических отношений капиталистических стран, порождают самоубийства. Для того, чтобы уменьшить число самоубийств, следует коренным образом изменить те социальные условия, которые порождают это явление.

Наиболее важными для понимания самоубийств, на наш взгляд, являются социальные, социально-психологические и психологические причины.

Выявление и анализ основных причин совершения самоубийства в различных социально-демографических группах украинского общества показал, что главные причины самоубийства лежат в сфере социальной жизни и социально-психологических состояний личности и ее окружения. К ним относятся: утрата сложившихся социальных связей, депрессия, алкоголизм, вызванные семейными и иными неурядицами. В условиях трансформации нашего общества появились и новые причины, отражающие сегодняшние реалии: безработица, банкротство, бедность, боязнь преследования, потеря жизненных перспектив и другие. Если в 80-е годы причины самоубийств лежали в сфере семейных отношений, то в 90-е годы решающее значение приобрели такие факторы, как безработица, долговременные невыплаты заработной платы, хроническое безденежье, то есть факторы, обусловленные ухудшением общей социально-экономической обстановки в Украине.

Кризисное состояние общества способствует вынужденно-добровольному уходу из жизни наиболее слабых, незащищенных социальных индивидов. Причина самоубийств среди детей и молодежи – не в бедности или богатстве, а в отсутствии общения взрослых с детьми, разводы родителей и т. п.. Немалую беду приносят фильмы, пропагандирующие насилие, в том числе и над собой.

Обобщенный анализ причин самоубийства, таким образом, показывает, что все они совершаются на почве микросоциальных конфликтов. Возникновение таких конфликтов зависит от условий социальной среды, в которой живет человек, и отсостояния его сознания.

В связи с этим в программах подготовки учителей следует предусмотреть спецкурсы о детских суицидах и мерах по их профилактике.

Поскольку суициды чаще всего совершаются подростками из неблагополучных семей, второгодниками, плохоуспевающими, а также с психическими отклонениями – в первую очередь следовало бы обратить внимание именно на них. Это касается их положения и в семье, и в школе. Они нередко являются объектом насмешек со стороны других подростков. Если к этому добавляется тяжелая обстановка в семье, то создается суицидоопасная ситуация, требующая вмешательства.

Гуманизация общественных отношений, улучшение материального положения населения позволило бы уменьшить, ослабить саморазрушение человека в нашем обществе.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Новый мир.­­–1990.–№1. 2. “Время” от 6 ноября 1998 года. 3. Ларина Т. Суїцидальна поведінка особистості.– К., 1998. 4. Орлова И.Б. Самоубийство- явление социальное.// Социс.– 1998.– №7. 5. Чомарян Э.А. Особенности суицидального поведения в сочетании с другими видами девиаций у подростков.– В сб.: Научные и организационные проблемы суицидологии.– М., 1983. 6. Шестопалова Л. До питання про причини суіциду. // Право Украіни.– 1998.– № 9.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Суицид как проблема ХХ века iconЧто такое суицид?
По определению французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма, суицид — намеренное лишение себя жизни или самоубийство. Суицидент...

Суицид как проблема ХХ века iconУчение отцов и учителей Церкви III века о воспитании
Отношение христианства к языческому образованию как основная педагогическая проблема III века

Суицид как проблема ХХ века iconКак сделать своих детей счастливыми (чудеса за завтраком)
Главная проблема с детьми – как с ними жить. При воспитании детей проблема заключается во взрослом, а не в ребёнке

Суицид как проблема ХХ века iconПроблема «отцов» и«детей» в произведениях русской литературы XIX века
Тема урока: Проблема «отцов» и «детей» в произведениях русской литературы XIX века

Суицид как проблема ХХ века iconРеферат по курсу эпоп на тему «Озоновый слой проблема XXI века»

Суицид как проблема ХХ века iconКурьянова И. А. Проблема формирования импрессионизма в русском искусстве...
Проблема формирования импрессионизма в русском искусстве конца ХIХ начала ХХ века (на материале творчества М. Волошина)

Суицид как проблема ХХ века icon«Профілактика суїциду серед підлітків» Феклістова Катерина Олександрівна
Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того,...

Суицид как проблема ХХ века icon«Профілактика суїциду серед підлітків» Феклістова Катерина Олександрівна
Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того,...

Суицид как проблема ХХ века iconТорговля людьми как социальная проблема
В настоящее время, в связи с достаточно тяжелой социально-экономической обстановкой в Украине, актуальной является проблема торговли...

Суицид как проблема ХХ века iconБезопасность как проблема выживания человечества
Не случайно проблема безопасности с одинаковой остротой стояла перед всеми поколениями человечества, продолжает оставаться крайне...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<