Скачать 67.2 Kb.
|
УДК 37.037 ВЛИЯНИЕ СКАЗОК НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Агата Фиялковска Статья посвящена психологическому анализу влияния сказок на духовное развитие детей дошкольного возраста. Ключевые слова: сказки о животных, фантастические сказки, сказки-новеллы. Сказки, сказания и былины играют очень важную роль в эмоциональном и духовном развитии каждого ребенка. Они успокаивают детские эмоции, сокращают чувство беспокойства, позволяют ребенку перенестись в мир фантазии, и одновременно отвлекают его от серой и жестокой реальности. Сказки расширяют словарный запас ребенка, формируют правильность речи, а также, как утверждает А. Клим-Климашевска, стимулируют мышление, давая возможность выразить свои эмоции с помощью жестов или мимики. В детском саду существует так называемый книжный уголок, в котором находятся разного рода сказки, рассказы, былины и научные книжки. Это своего рода читальный зал, благодаря которому ребенок развивает зрительное восприятие, рассматривая рисунки, иллюстрации, текст, узнает знакомые ему буквы. По собственному опыту, полагаю, что данным текстом может быть сказка, стихотворение или рассказ. Рассматривание книжек детьми побуждает их словесно интерпретировать иллюстрации из сказки рассказов. В литературе встречается много определений сказки. По словам А. Никифорова, сказка это устный рассказ, бытующий в народе, выполняя развлекательную функцию. Сказки отличаются по составу и стилю, в них содержатся необычные события (фантастические, чудесные и обыденные). Тем не менее, В. Окунь описывает сказку как рассказ, основанный на фантазии: вымысле, былине или легенде. Сказка является народным творчеством или творением выдающихся писателей, например Г. Х. Андерсена. Можно выделить три группы сказок:
Сказка это один из основных видов народного литературного творчества, который «запечатлевает в фантастической форме народные взгляды на отношения между людьми, представляет идеалы добра и справедливости, а также критерии оценки человеческих поступков». Сказка содержит элементы реального и вымышленного мира, создавая поэтическую картину. Дети очарованы героями, владеющими волшебными силами. В сказках четко определены роли женщин и мужчин, выделены нравственные ценности, показывающие персонажи и их поступки как заслуживающие поощрения или наказания. Сказки наполнены богатством эмоций от страха, опасения и беспокойства, обиды и сострадания до спокойствия, смеха, удовлетворения и радости. Самой любимой и часто выбираемой литературой у детей являются несомненно сказки. Именно там дети могут найти идеальный, упорядоченный и понятный для них мир. Такой литературой также часто интересуются взрослые люди, чтобы хоть как-то уйти от реальности и перенестись в мир, в котором можно обрести радость и оптимизм. Как пишет Мария Молицка, реальность изображенная в сказках согласуется с мышлением детей, чтение сказок позволяет ребенку познать самого себя и окружающий мир, его порядки, правила и принципы функционирования. Такое описание мира дает ребенку чувство безопасности. Читая сказки, дети благодаря богатому сюжету, касающемуся различных аспектов жизни, узнают новые слова, которые они впитывают, что помогает развивать им речевые навыки, познавать орфографические правила и подготовиться к приобретению навыков письма. Чтение сказок развивает в детях воображение, фантазию и творческие способности. Ребенок, пользуясь воображением, высвобождает эмоции, которые в свою очередь формируют впечатлительность и чуткость, благодаря чему ребенок может воспринимать, называть и понимать свои чувства, которые очень важны в процессе общения с другими, а также справляться со своими эмоциями – позитивными и негативными. Порядок, гармония, язык и схема, представленные в сказке, развивают у ребенка чувствительность к эстетике. Мир сказки упорядочен, а герои справедливы. Ребенок, читая о таком мире, узнает, что стоит быть добрым и честным, потому что такая установка всегда поощряется. Чтение сказки вводит ребенка в мир, где положительные герои награждаются, а плохие наказываются. Это позволяет ребенку сделать выбор правильного поведения в каждодневной жизни. В сказочном мире разделение мира на добрый и злой позволяет ребенку рационально оценить поведение других в каждодневной жизни. В результате развития педагогических наук замечено терапевтическое влияние литературы на развитие и воспитание детей. В 1916 году впервые было использовано понятие библиотерапия (gr. biblion –книга, therapeo- лечу), означающее «терапевтический эффект основанный на использовании материалов для чтения, рассмотренных как средство поддержки медицинского лечения». У детей дошкольного возраста лучшей формой библиотерапии является чтение сказок. Чтение сказок и знакомство с их героями позволяет детям придумывать разного рода игры, что развивает в них творческие способности. Дети часто вживаются в роли сказочных героев и хотят, как они переживать приключения. Укрепленные чтением сказок богатое воображение, творчество и фантазия позволяют детям организовывать разнообразные игры, являющиеся одним из методов уменьшения стресса и обогащающие их эмоциональный и духовный мир. В дополнение к играм, снижающим уровень страха у детей, выделяем терапевтические сказки. Такие сказки предназначены для детей в возрасте от 4 до 9 лет. Целью этих сказок является успокоение, поддержка и понижение эмоциональных проблем ребенка. М. Молицка разделила их на три вида: релаксационные лечебные сказки, психолого-обучающие лечебные сказки, а также лечебные психотеравтические сказки.
Цель психотерапевтических и психолого-обучающих сказок – уменьшить страх, возникший в результате негативного опыта ребенка. Неудовлетворение данной потребности вызывает определенный страх, например: - неудовлетворенная потребность безопасности часто рождает у ребенка боязнь, напр. темноты, быть съеденным страшным животным, - неудовлетворенная потребность любви приводит к страху оказаться брошенным или отвергнутым ребенком, - неудовлетворенная потребность акцептации вызывает чувство заниженного достоинства, страх оказаться хуже других. В заключении следует подчеркнуть, что именно в сказках дети находят безукоризненного героя, преодолевающего любые препятствия, достигающего поставленные цели, успешного, победоносного, вызывающего у маленького слушателя восхищение, уважение и признание. Благодаря сказкам ребенок может отыскать сходство со своими проблемами и научиться их решать. Сказки касаются важных сфер, например: терпимости, насилия и соперничества между ровесниками, агрессии, страха и многих других, часто тяжелых с детской перспективы ситуаций. Очень часто дети идентифицируют себя со сказочными персонажами, которые им близки, однако делают это совершенно не осознанно. Благодаря этому, подражая поведению и установкам персонажей, они получают пример решения собственных проблем. Как можно заметить, сказки, былины и другие книжки оказывают различное воздействие: профилактическое либо терапевтическое. Они позволяют ребенку избавиться от неуверенности, страха, тревоги и достичь состояния удовлетворенности и умиротворенности. Литература
Стаття присвячена психологічному аналізу впливу казок на духовний розвиток дітей дошкільного віку. Ключові слова:казки про тварин, фантастичні казки, казки-новели. The article is devoted to the psychological analysis of influence of fairy-tales on spiritual development of children of preschool age. Keywords: fairy-tales about animals, fantastic fairy-tales, fairy-tales-short stories. Агата Фіялковська – викладач Природно-Гуманістичного Университету в Седльцах (м. Седльце, Польща) ^ УДК 371.033 Екологічна освіта І ВИХОВАННЯ молоді шкільного віку в контексті духовного імперативу В.В. Червонецький У статті порушуються питання екологічної освіти і виховання молодого покоління в школі та підготовки його до розвʼязання екологічних проблем, в яких мають переважати загальноприйняті в людському суспільстві норми моралі та духовні цінності. Ключові слова: екологічні проблеми, духовна криза, відродження духовності, екологічна освіта і виховання, екологічна свідомість, молоде покоління, школа. |
![]() | Нотариат представляет собой один из древнейших правовых институтов человечества, ведь нотариус – это исторически вторая юридическая... | ![]() | Раинского народа. Это один из самых давних, наиболее массовых и развитых видов народного творчества в Украине. Исследование традиций... |
![]() | Общественные отношения — это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются... | ![]() | Такой механизм регулирования производства и потребления, спроса и предложения оказался эффективным, несмотря на все альтернативные... |
![]() | Идея проекта. Критерий позволяет оценить важность выбранной темы, ее актуальность и значимость, а также эффективность и креативность... | ![]() | Тизер: Почему так сложно сохранить мирные отношения в семье? Чего мы не знаем или не хотим знать? Влияют ли наши привычки на отношения... |
![]() | В широком смысле информация это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой... | ![]() | Разберем один из терминов, который используется на наш взгляд слишком часто и, как правило, невпопад. Предложенная статья впервые... |
![]() | Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее... | ![]() | Организующую роль в эпосе играет повествование: носитель речи сообщает о событиях как о прошедших, завершившихся к моменту рассказа... |