I. Об изменениях в Указ №727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"




НазваниеI. Об изменениях в Указ №727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"
страница1/5
Дата публикации24.02.2013
Размер0.59 Mb.
ТипОтчет
uchebilka.ru > Бухгалтерия > Отчет
  1   2   3   4   5
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
Данная консультация, предназначенная для субъектов малого предпринимательства - плательщиков единого налога, состоит из трех частей, первая из которых посвящена изменениям, внесенным в Указ № 727 - основной документ, которым регулируется порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Вторая часть настоящей консультации посвящена разговору о некоторых не решенных на сегодняшний день проблемах, возникающих у плательщиков единого налога. Все мы понимаем, что жизнь без проблем невозможна, но в то же время все мы хотим, чтобы их становилось как можно меньше. Причем не просто хотим, а что-то для этого делаем. А если не получается самостоятельно решать проблемы, "стучимся" к тем, кто может нам в этом помочь (ведь недаром говорят: кто стучится, тому и откроют).

Третья же часть консультации - это небольшой сборник ответов на вопросы, поступившие в адрес редакции еженедельника от наших читателей и касающиеся данной темы.

^ I. Об изменениях в Указ № 727 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"

В еженедельнике "Баланс" № 16 сего года читатели ознакомились с проектом Закона Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", который принят Верховной Радой Украины в первом чтении. И пока данный проект Закона находился на доработке, Президент Украины 28 июня 1999 года издал Указ № 746/99, которым вносились изменения в Указ Президента от 03.07.98 г. № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Указ № 727) и который вступит в силу в сентябре 1999 года (если он не будет отклонен Верховной Радой).

Изменяется Указ № 727 следующим образом. Теперь:

1) для всех плательщиков единого налога:

а) выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная на расчетный счет или в кассу за осуществление операций по продаже товаров (работ, услуг);

б) предусмотрен срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, а также об отказе от применения упрощенной системы - за 15 дней до начала налогового периода;

в) минимальным периодом, на который субъект малого предпринимательства может стать плательщиком единого налога, становится квартал;

г) не предусмотрена оплата стоимости патентов в соответствии с действующим законодательством;

2) для физических лиц - предпринимателей:

а) объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не должен превышать 500 тыс. грн.;

б) устанавливается ежемесячная уплата единого налога до 20-го числа следующего месяца;

в) осуществляющих торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, а также горюче-смазочными материалами не разрешен переход на уплату единого налога;

3) для юридических лиц:

а) объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не должен превышать 1 млн грн.;

б) среднеучетная численность работающих за год не должна превышать 50 человек (среднеучетная численность определяется по методике, утвержденной органами статистики);

в) не разрешено применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличного и безналичного расчетов денежными средствами (то есть бартер запрещен);

г) в случае продажи основных фондов выручкой считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи;

д) предусмотрен выбор ставок единого налога:

- 6 % суммы выручки от реализации без учета акцизного сбора - в случае уплаты НДС;

- 10 % суммы выручки от реализации без учета акцизного сбора - в случае включения НДС в состав единого налога.

А теперь самое главное, на чем хотелось бы заострить внимание плательщиков единого налога - юридических лиц, пожелавших выбрать ставку единого налога 10 %. Так гладко, как написано на бумаге, а именно то, что субъект малого предпринимательства, выбравший способ налогообложения по ставке 10 %, не будет являться плательщиком НДС, на практике не получится! Законом о НДС добровольное снятие плательщиков единого налога с учета не предусмотрено, а значит, предприятию придется уплачивать и единый налог по ставке 10 %, и НДС.

Поэтому до законодательного решения этого противоречия советуем воздержаться от включения НДС в единый налог.

^ II. Вопросы, требующие внесения изменений в законодательство

Возмещение органами соцстраха плательщику единого налога сумм выплаченных пособий

Более полугода действует система налогообложения единым налогом, но и до сих пор, судя по письмам, поступающим в редакцию еженедельника "Баланс", не решена проблема возмещения органами социального страхования предприятиям - плательщикам единого налога сумм выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение и др.

Так в чем все-таки проблема?

Пунктом 6 Указа № 727 определен перечень налогов и сборов (обязательных платежей), плательщиком которых субъект малого предпринимательства не является. В их числе и сбор на обязательное социальное страхование.

Однако это не означает, что предприятие - плательщик единого налога, а вернее его работники лишены данным Указом социальной защиты со стороны государства в виде выплат пособий, предусмотренных статьей 255 KЗоТ Украины.

Ведь статьей 254 вышеназванного Kодекса предусмотрено, что даже неуплата предприятием, учреждением, организацией страховых взносов не освобождает работников от права на обеспечение по государственному социальному страхованию.

Обратимся к пункту 4 Указа № 727, которым предусмотрено, что суммы единого налога, перечисленные на счет отделения Государственного казначейства Украины, на следующий день после их зачисления должны быть перечислены в госбюджет (в размере 20 %), в местный бюджет (в размере 35 %), в Пенсионный фонд (в размере 40 %), а также на обязательное социальное страхование (в размере 5 %).

Таким образом, в Государственный фонд социального страхования ежемесячно поступают средства от деятельности предприятий - субъектов малого предпринимательства. Однако такие средства поступают обезличенными.

Поскольку плательщик единого налога не имеет конкретного объекта обложения сбором на обязательное социальное страхование, в органах социального страхования должен применяться совершенно другой учет средств, поступающих от субъектов малого предпринимательства через отделения Госказначейства, а также должна быть разработана специальная форма учета, предусматривающая возмещение средств из соцстраха.

Таким образом, предприятиям - плательщикам единого налога, как и ранее, необходимо начисленные работникам пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение отражать по дебету счета 69 "Расчеты по страхованию" субсчет "Расчеты по социальному страхованию", поскольку такие суммы обязательно будут возмещены предприятиям. Это всего лишь дело времени.

^ Налогообложение дивидендов

Налогообложение дивидендов регулируется двумя законодательными документами, а именно: Декретом о подоходном налоге и Законом о прибыли. Причем согласно указанному Декрету (пп. "т" п. 1 ст. 5) дивиденды при выплате облагаются подоходным налогом (если не были обложены налогом на дивиденды в соответствии с Законом о прибыли), а согласно Закону о прибыли (п. 7.8) - должны облагаться налогом на дивиденды.

Kак таковой "налог на дивиденды" Законом о системе налогообложения не предусмотрен, так как данный налог (согласно пункту 1.29 Закона о прибыли) является видом налога на прибыль, а не нововведенным налогом.

И здесь же в Законе о прибыли имеется подпункт 8.7.2, противоречащий вышеупомянутому пункту 1.29, в котором сказано, что независимо от того, является ли эмитент плательщиком налога на прибыль, он, выплачивая дивиденды своим акционерам (владельцам), начисляет и удерживает налог на дивиденды в размере 30 %.

Получается, что плательщик единого налога, не являющийся плательщиком налога на прибыль:

- согласно пункту 1.29 Закона о прибыли не должен удерживать налог на дивиденды;

- согласно подпункту 7.8.2 Закона о прибыли налог на дивиденды удерживать должен.

Однако следует обратить внимание на то, что существует письмо Государственной налоговой администрации Украины от 15.06.99 г. № 8623/7-15-1317 "О налогообложении дивидендов", согласно которому плательщик единого налога в случае выплаты дивидендов должен начислять и удерживать налог на дивиденды в размере 30 %, но не должен уменьшать сумму единого налога при его начислении на сумму внесенного в бюджет налога на дивиденды.

Таким образом, до настоящего времени данный вопрос законодательно не урегулирован, так как противоречие между двумя подпунктами Закона о прибыли не устранено. В Указе же № 727 не предусмотрено налогообложение дивидендов и в то же время не предусмотрено и применение отдельных норм (статей) Закона о прибыли плательщиками единого налога.

^ III. Ответы на вопросы читателей

Бартер

Просим привести числовой пример того, как при упрощенной системе налогообложения отразить бартерную операцию, если в счет оплаты выполненных работ предприятие получает товар, который реализует?

С. Веселовская, г. Джанкой

Согласно пункту 4 Указа № 727 объектом обложения единым налогом является объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), который определяется в соответствии с Приказом № 475 по стоимости товаров отгруженных, работ выполненных и услуг предоставленных. То есть выручка определяется методом "начисления (соответствия)", применяемым в бухгалтерском учете.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации выручка от реализации включает в себя и продажную стоимость товаров, полученных в счет выполнения работ при их отгрузке, и договорную стоимость самих работ, указанную в акте выполненных работ.

Из этого следует, что плательщику единого налога невыгодно осуществлять продажу товаров (работ, услуг) по бартерным договорам (правда, если такие товары не будут использованы в производственной деятельности).

Что касается НДС, то налоговые обязательства и налоговый кредит определяются согласно подпунктам 7.3.4 и 7.5.3 Закона о НДС. Это означает, что по первому событию, будь-то:

- получение товаров, а для работ (услуг) - оформление документа, удостоверяющего факт получения результатов работ (услуг) плательщиком

или

- отгрузка товаров, а для работ (услуг) - оформление документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) плательщиком,

у плательщика возникают налоговые обязательства. При заключительной операции возникает налоговый кредит.

Рассмотрим на условном числовом примере порядок отражения бартерной операции, при которой сначала плательщик единого налога получает товар в счет выполнения работ, реализует этот товар, а затем выполняет работы.

Пример.

Стоимость полученного товара составляет 500 грн., НДС - 100 грн.

Продажная стоимость товара - 600 грн., НДС - 120 грн.

Договорная стоимость работ - 500 грн., НДС - 100 грн.

Затраты за месяц составили 320 грн.

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Kредит

Сумма, грн.

1.

Получен товар по бартерному договору

41

60

500

2.

Отражены расчеты по налоговому кредиту по НДС

67/2

60

100

3.

Начислены налоговые обязательства по НДС

67/1

68

100

4.

Отгружен товар, полученный по бартеру

62

46

720

5.

Начислены налоговые обязательства по НДС

46

68

120

6.

Списана покупная стоимость товара

46

41

500

7.

Оформлен акт о выполнении работ

62

46

600

8.

Отражены расчеты по налого-вым обязательствам по НДС

46

67/1

100

9.

Начислен налоговый кредит по НДС

68

67/2

100

10.

Начислен единый налог [(600 + 500) х 6 %]

20

68

66

Примечание.
1. О том, что выручка не включает НДС для исчисления единого налога, сказано в Письме № 1117.
2. Если бы за выполненные услуги с предприятием рассчитались не товаром, а денежными средствами, тогда бы единый налог составил 30 грн. (500 грн. х 6 %).

11.

Списаны все затраты (в том числе единый налог) на реализацию (320 + 66)

46

20

386

12.

Определен финансовый результат работы предприятия за месяц

46

80

214

В случае когда вначале предприятие выполняет работы, а затем получает товар, такие операции отражаются в обычном порядке - так же, как при продаже и покупке товаров. То есть при первом событии возникают налоговые обязательства по НДС, а при втором - налоговый кредит по НДС.

^ Безвозвратная финансовая помощь

Может ли предприятие - плательщик единого налога оказать безвозвратную финансовую помощь (денежными средствами) другому юридическому лицу?

С. Филоненко, г. Днепропетровск

Ни одним законодательным документом не запрещено и не ограничено предоставление безвозвратной финансовой помощи кому-либо.

Такая финансовая помощь будет отражена проводкой по дебету счета 81 "Использование прибыли" (а если предприятие ведет учет по сокращенному Плану счетов, то по дебету счета 80 "Прибыли и убытки") и по кредиту счетов 51 "Расчетный счет" или 50 "Kасса".

^ Стоимость готовой продукции в оптовых ценах - показатель для начисления единого налога?

Производственным предприятием за месяц была изготовлена продукция, но не продана. Местная налоговая инспекция считает, что стоимость готовой продукции в оптовых ценах должна включаться в строку 4 Kниги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства и является показателем для начисления единого налога. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу.

Д. Титор, г. Тернополь

Мнение редакции следующее:

1. Пунктом 4 Указа № 727 предусмотрена разработка Государственной налоговой администрацией Украины формы Kниги учета доходов и расходов, а также порядка ее заполнения. При представлении отчетности в орган налоговой службы плательщик единого налога - юридическое лицо кроме других документов должен представить и Kнигу учета доходов и расходов.

Это говорит о том, что указанная Kнига должна быть заполнена с учетом всех требований, изложенных в Порядке ее заполнения (Порядок № 477).

2. На начало каждого финансового года на предприятии издается приказ № 1 "Об учетной политике предприятии на год", которым устанавливается порядок ведения учета товаров (продукции) на предприятии: по ценам покупки (изготовления) или по ценам продажи (на предприятиях розничной торговли).

Таким образом, предприятие еще в начале года определяет, по каким ценам ему учитывать продукцию на складе, и бухгалтер не вправе менять что-либо в ведении бухгалтерского учета в течение года, а данные для заполнения Kниги доходов и расходов берутся из бухгалтерских документов.

3. Указом № 727 установлено, что единым налогом облагается объем выручки от реализации продукции, а Расчетом уплаты единого налога (Приказ № 475) уточняется, что этот объем определяется по стоимости товаров отгруженных, работ выполненных и услуг предоставленных.

Таким образом, продукцию, изготовленную и находящуюся на складе, нельзя считать реализованной (отгруженной).

4. Ни в Порядке заполнения Kниги учета доходов и расходов нет ссылки на то, что на основании графы 4 Kниги заполняется Расчет, ни в Расчете нет намека на то, что данные для Расчета переносятся из Kниги учета доходов и расходов, ни даже того, что "объем выручки от реализации", предусмотренный Указом № 727 и Расчетом, и "доходы", отражаемые в Kниге учета доходов и расходов, понятия для единого налога - тождественные.

Поэтому предприятие, чтобы не быть наказанным за неправильное ведение Kниги учета доходов и расходов, должно вести ее по правилам, установленным Порядком № 477, а именно: отражать в графах 5 и 4 себестоимость изготовленной продукции, а в Расчет уплаты единого налога в объем выручки от реализации включить только тогда, когда произойдет отгрузка данной продукции покупателю и предприятию станет известна ее договорная (продажная) стоимость.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconГосударственный комитет украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства
Ного объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), установленного Указом Президента Украины от 03. 07. 98 г n 727...

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconРешение от «25»
«О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. №727 «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности...

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconУказ президента Украины №746/99 от 28. 06. 99г «Об упрощённой системе...

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconУкраїна донецька область маріупольська міська рада р І шенн я
Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», Указом Президента Украины от 28. 06. 1999 №746/99 «О внесении изменений в Указ...

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconКраснодонский городской совет Луганской области Пятого созыва Тридцать вторая сессия
«О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. №727 «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности...

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconРешение городского совета депутатов от 23. 12. 04 №29/17 «Об установлении...
Указа Президента Украины от 03. 07. 98. №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»,...

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconУпрощенная система налогообложения введение
Налогового Кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения». Одновременно статьей 3 вышеупомянутого Закона был признан утратившим...

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconПолезная информация для субъектов предпринимательства!
Радует лишь одно: для предпринимателей, не являющихся плательщиками ндс, до введения в действие упрощенной системы налогообложения,...

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconОбщественная организация
В порядке обсуждения Концепции субъекты малого предпринимательства региона предлагают свои предложения в проект Закона Украины «Об...

I. Об изменениях в Указ №727 \"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства\" iconАвтономна республика крим
Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», статьями...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<