Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007




Скачать 254.5 Kb.
НазваниеМетодические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007
страница1/2
Дата публикации24.02.2013
Размер254.5 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Бухгалтерия > Методические указания
  1   2


Государственный комитет Украины

по вопросам технического регулирования и потребительской политики

ГП «Севастопольский научно-производственный центр

стандартизации, метрологии и сертификации»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ВНУТРЕННИЙ АУДИТ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

2007

Содержание


1. Аудиты систем менеджмента качества. Основные понятия.

3

2. Принципы проведения аудита

5

3. Планирование внутренних аудитов

6

4. Подготовка к аудиту объекта

8

5. Аудит на месте

10

6. Документирование результатов аудита

16

7. Последующие действия

16

8 Внутренние аудиторы - роль, ответственность и квалификация

17


1. Аудиты систем менеджмента качества. Основные понятия и термины
В соответствии с требованиями п.8.2.2. ДСТУ ISO 9001-2001 «Системы управления качеством. Требования» организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы с целью установления того, что система управления качеством (СМК):

а) соответствует запланированными мероприятиям, требованиям настоящего международного стандарта и требованиям к СМК, установленным организацией

а) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.»

Программа аудитов должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, области применения, частота и методы аудитов должны быть определены.

Требования по осуществлению аудитов установлены ДСТУ ISO 19011:2003 „Настанови щодо здійснення аудитів систем управління якістю і (або) екологічного управління”. Стандарт содержит руководящие указания относительно принципов аудита, управления программой аудита, проведения аудитов, а также требования к компетентности аудиторов.
Согласно ДСТУ ISO 19011:2003 Аудит – это систематический, независимый и документированный процесс получения доказательств аудита и их объективной оценки с целью определения степени выполнения критериев аудита.

Примечание. Внутренний аудит, который иногда называют «аудит первой стороной», проводит сама организация или по ее поручению сторонние аудиторы. Внутренние аудиты проводятся с целью определить адекватность и эффективность мероприятий по управлению качеством организации путем сбора и использования объективных доказательств. Результаты используются при анализе функционирования системы менеджмента качества (СМК) со стороны руководства, для внутренних целей и могут служить основой для декларирования соответствия.

Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, аудит которой проводится.
Аудиты СМК можно разделить на 3 вида:

1. Аудит первой стороной (внутренний аудит) - это проверка организацией своих собственных процессов.

2. Аудит второй стороной - проверка организацией своих поставщиков (в т.ч. субподрядчиков).

3. Аудит третьей стороной - оценка независимой организацией системы управления качеством заказчика, например, с целью сертификации на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.

Аудит системы управления качеством предназначен для оценки соответствия системы в целом или ее отдельных частей установленным требованиям. Аудит требует получения ответов на следующие вопросы:

- насколько политика, цели и процессы организации соответствуют требованиям нормативных документов и требованиям заказчика;

- являются ли политика, цели и документы СМК ясно сформулированными, понятными и используемыми людьми в процессе работы

- выполняется ли работа согласно действующимм методикам, инструкциям и т.п., и соответствуют ли ее результаты установленным требованиям;

- обеспечено ли наличие всех необходимых ресурсов;

- ведутся ли работы в соответствии с планами.

Важно понимать, что аудит – это способ получения объективной информации, которая позволяет идентифицировать потребности в улучшениях или корректирующих действиях. Собранная информация – объективные доказательства соответствия, а не максимальное количество несоответствий. Аудит осуществляется не для того, чтобы кого-либо обвинить. Аудитор должен помнить об этом при проведении аудита и создавать климат, способствующий эффективному проведению проверки.

Внутренний аудит является неотъемлемым условием обеспечения постоянного мониторинга всех процессов системы качества. Основные преимущества внутреннего аудита:

- дает уверенность руководству и заинтересованным сторонам;

- позволяет выявить проблемы;

- обеспечивает возможность для улучшений;

- предоставляет информацию для внедрения корректирующих и предупреждающих действий;

Всегда существуют различные стороны, которые заинтересованы в качестве услуг, и как следствие, в функционировании СМК. Это могут быть: высшие органы власти, руководство, клиенты, партнеры и т.д. Все они могут использовать аудит как инструмент для получения информации о системе управления качеством.

Внутренний аудит проводится в следующих целях:

- определение соответствия или несоответствия системы управления качеством установленным требованиям;

- оценки эффективности функционирования СМК и определение возможности ее совершенствования;

- определение и классификация всех причин выявленных несоответствий;

- проверки и оценки эффективности корректирующих мероприятий по результатам предыдущих проверок

- подготовка к сертификации системы и др.

Отдельно в ходе внутреннего аудита может проводиться оценка эффективности и рентабельности внедренных ранее методик работы, также, внутренний аудит может быть призван определить уровень профессиональной компетенции сотрудников и их прилежности в выполнении своих служебных обязанностей.
Термины, относящиеся к процессу внутреннего аудита:

- Аудитор – лицо, которое имеет надлежащую компетенцию

- Группа аудиторов – один или несколько аудиторов, которые проводят аудит, при поддержке, если это необходимо, технических экспертов

- Программа аудита – один или несколько аудитов, запланированных на определенное время и направленных на достижение определенных целей

- Сфера аудита – объем и границы аудита. Сфера аудита, как правило, охватывает описание местонахождения участков, структурных подразделений организации, видов деятельности и т.п.





2. Принципы проведения аудита
Осуществление аудита характеризуется применением ряда принципов, которые делают аудит эффективным и надежным способом поддержки политики руководства и его методов управления, а также обеспечения информацией, на основе которой организация может внедрять мероприятия по улучшению деятельности.
Принципы, которые относятся к процессу аудита (согласно ДСТУ ISO 19011:2003):

- независимость – основа непредвзятости аудита и объективности выводов аудита.

- подход, который базируется на доказательствах - рациональная основа для формулировки заключения;

Принципы, которые касаются деятельности аудиторов:

- Этика проведения - основа профессионализма. Справедливость, неподкупность, соблюдение конфиденциальности;

- Справедливое представление результатов - сообщать информацию правдиво и точно;

- Профессионализм: умение старательно рассудительно осуществлять аудит;
Относительно внутреннего аудита организации можно применять также следующие принципы:

  1. Принцип единообразия. Каждый конкретный аудит осуществляется по единой официально установленной руководством предприятия документированной процедуре, что обеспечивает его упорядоченность, однозначность и сопоставимость.

  2. Принцип системности: Планирование и проведение конкретных аудитов по различным элементам СМК должны осуществляться с учетом их установленной взаимосвязи;

  3. Принцип документированности: Проведение каждого аудита документируется в соответствии с установленным порядком, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации.

  4. Принцип предупредительности. Каждый аудит планируется. Персонал аудируемого подразделения заранее уведомляется о цели, области, времени и методах проведения аудита, с тем, чтобы дать возможность наиболее полно подготовиться к аудиту.

  5. Принцип регулярности. Аудиты проводятся с установленной периодичностью.

  6. Принцип независимости

  7. Принцип открытости


Основными этапами осуществления аудита являются.

1. Планирование

2. Подготовка к аудиту объекта, в т.ч. предварительная проверка (часто - первичный анализ документации)

3. Основная проверка (обычно – аудит деятельности на местах)

4. Оформление результатов проверки

5. Последующие действия
^ 3. Планирование внутренних аудитов
Во время планирования аудита необходимо выполнить четко обозначить:

- цели аудита;

- критерии аудита;

- объекты аудита (сферу аудита);

- используемые методы аудита;

- количество оформляемой документации и ее вид;

- сроки проведения аудита;

- состав группы аудита и ответственность.
^ Основной целью внутреннего аудита будет: подтверждение соответствия системы управления качеством организации запланированным действиям, требованиям ISO 9001:2000 и внутренним требованиям организации.
Периодичность аудита будет зависеть от:

- результатов предыдущего аудита,

- сложности деятельности и процессов,

- возможных изменений, других внутренних факторов

- важности отдельных видов деятельности. При планировании проверки качества услуг особое внимание нужно уделить тем ее этапам оказания, которые являются критическими для обеспечения заданных требований к услуге
^ Критериями аудита могут являться:

- требования ISO 9001:2001;

- требования внутренних документов;

- требования законодательства и нормативных документов;

- требования контрактов;

- другие в зависимости от целей аудита.

Критерии аудита могут использоваться как эталон, с которым сравнивают доказательства (согласно ДСТУ ISO 19011:2003)
^ Объекты аудита

Основными объектами внутренних аудитов являются:

- процессы СМК предприятия;

- качество продукции (услуг);

- функционирование СМК на участках, в производстве и на предприятии в целом;

- документация СМК и т.п.
^ Методы проведения аудита

- анализ документации;

- опрос персонала;

- наблюдение за объектом;

- анализ и сравнение полученных данных.
Документация внутреннего аудита

Необходима как доказательства. Документы внутреннего аудита являются протоколами, управление ими должно осуществляться в соответствии с требованиями п.4.2.4 ISO 9001.

Документация внутреннего аудита может содержать:

- План проведения аудитов;

- Программу аудита

- Опросные листы (контрольные листы)

- Отчеты о несоответствиях

- Отчеты об аудите

Рекомендуется избегать слишком большого количества документов и слишком сложных документов при проведении внутреннего аудита.
Планирование внутреннего аудита в организации включает :

- составление годового плана внутренних аудитов;

- планирование проведения конкретных аудитов на основании утвержденного годового плана (конкретные программы аудита);

Аудит может быть "вертикальным", т.е. по всем элементам СМК, выполняемых в конкретном подразделении (например, в отделе кадров) и "горизонтальным" - по определенному элементу системы качества (например, регистрация данных о качестве) в различных подразделениях организации.

При планировании аудитов необходимо помнить, что аудиты стоят дорого, аудиты не должны проводиться «внезапно». Все пункты плана и программы аудита желательно заранее согласовать между руководством, проверяющей и проверяемой стороной.

^ Пример плана внутренних аудитов
УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ООО
План проведения внутренних аудитов в _______________________ в 2007 году.
Цель:

п/п

Подразделение

Даты аудита

Группа аудиторов

Обозначение документов, требования которых будут проверяться

1.

Отдел закупок

24.10.2007 –

25.10.2007

Иванов И.И.

Петров П.П.

ДСТУ ISO 9001, п. 4.2.3, 4.2.4; 5.3; 5.4; 6.2; 6.3; 7.4; 8.2; 8.3; 8.5

РК-2007

МП 7.4-2007



…….












^ 4. Подготовка к аудиту объекта
Подготовительный этап для внутреннего аудита как правило включает:

1) Предварительный анализ документации, касающийся объекта аудита.

2) Подготовку рабочих документов, к которым могут относиться контрольные листы (контрольные списки вопросов), формы (форма отчета об аудите, форма отчета о несоответствии) и др.

3). Согласование с руководителем проверяемого объекта конкретных сроков проведения аудита.
Контрольный лист (опросный, чек-лист и т.п.) содержит возможный набор вопросов как базовых, общих, которые надо адресовать к каждому процессу, так и специальных, применимых к конкретным процессам (технологическим, административным и другим). Контрольный лист является важным помощником при проведении аудита и используется как: рабочий инструмент, как протокол.

При подготовке контрольного листа следует учитывать действующие процессы, соответствующие процедуры, используемые документы, требования стандарта ДСТУ ISO 9001.

Детализация вопросов в контрольном листе зависит от квалификации и опыта аудитора.

Контрольный лист готовится с использованием документации СМК. Опросный лист должен содержать реквизиты нормативных и рекомендательных документов, принципы политики, на предмет соответствия которым и проводится внутренний аудит.

Коротко назначение контрольных листов можно охарактеризовать следующим образом:

- памятка;

- обеспечивает охват всех проблем и контрольных точек;

- гарантирует глубину и непрерывность аудита;

- организатор времени;

- упрощает ведение записей;

- является частью отчета об аудите и подтверждением проверки требований (протоколом).

Вместе с тем, существуют также недостатки контрольных листов:

  • анкетные вопросы сужают обзор;

  • анкетные вопросы могут затруднять общение;

  • слишком строгое следование контрольному листу может приводить к пропуску важных направлений аудита.

В любом случае, при осуществлении внутреннего аудита организация сама решает, применять контрольные листы или нет.

Но даже если применение контрольного листа является обязательным требованием организации, допускается корректировка содержания опросного листа непосредственно во время проведения аудита.
Примеры контрольных листов
Пример 1

Контрольный лист внутреннего аудита Дата __________

К отчету № ______

Подразделение (процесс) ___________


п/п

Пункт ISO 9001

Требования

Соответствие требованиям

да/нет

Описание, комментарии

1.

7.4

Заполнены ли должным образом заявки на закупки







2.




Имеется ли список одобренных поставщиков







3




Все ли закупки проводятся в соответствии с указанным списком?







...



.

.

.


Подпись аудитора _________

Пример 2
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconОоо «Консалтингсистемс» Тел.: (057)751-33-94
Аудит поставщиков и внутренний аудит систем управления качеством в соответствии с требованиями стандартов

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconОоо «Консалтингсистемс» Тел.: (057)751-33-94
«Требования к системе управления качеством в соответствии с дсту iso 9001: 2009. Аудит системы управления качеством»

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconПрограмма учебных и научно-практических мероприятий, проектов в сфере...
...

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconПрограмма и методические указания по преддипломной практике студентов...
Методические указания предназначены для студентов по специальности 03050901 «Учет и аудит» дневной формы обучения и преподавателей-руководителей...

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Курсовой проект является самостоятельной работой студента, завершающей изучение дисциплины «Системы управления электроприводами»

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconМетодические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине...
Курсовой проект является самостоятельной работой студента, завершающей изучение дисциплины «Системы управления электроприводами»

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconЛекция 7
Выбор системы зависит от специфики предприятия. Стандарты, содержащие методические рекомендации и руководящие указания по выбору...

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconПрограмма и методические указания по преддипломной практике для студентов...
Методические указания предназначены для студентов по направлению подготовки 030509 «Учет и аудит» дневной формы обучения

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconМетодические указания по курсовому проектированию по дисциплине «корпоративные...
«Корпоративные системы управления и логистики» (для студентов дневной и заочной форм обучения по специальности «Информационные управляющие...

Методические указания внутренний аудит системы управления качеством 2007 iconМетодические указания к комплексу лабораторных работ по курсу «Интегрированные...
«Интегрированные системы проектирования и управления» для студентов специальностей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<