Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки




Скачать 162.91 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки
Дата публикации22.12.2013
Размер162.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Бухгалтерия > Методические рекомендации
Методические рекомендации

к планированию работы школьной библиотеки 


План работы и отчет библиотеки - одни из основных документов, характеризующих деятельность библиотеки образовательного учреждения.

Единой и обязательной формы плана и отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем документе, на сегодняшний день не существует. Зачастую библиотекари подстраиваются под схемы планов и отчетов, которые приняты в конкретном образовательном учреждении.

Цель данного материала – помочь школьному библиотекарю четко и грамотно спланировать свою деятельность, а затем убедительно отчитаться, потому что план работы на год и отчет о работе обычно составляются по единой структуре.

При составлении плана (отчета) библиотекари не всегда отражают все виды работ. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя библиотечная работа и ведение финансовой документации остаются неучтенными.

План (отчет), составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, негативно влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку со стороны администрации школы. 

Работа с библиотечным фондом учебников является дополнительной нагрузкой, и за нее положена дополнительная оплата. Поэтому, этот вид деятельности школьного библиотекаря может быть отражен в отдельном разделе общего плана (отчета) библиотеки, либо в самостоятельном плане работы (см. Приложение 1), либо в разных отделах годового плана (см. Приложение 2).

Приступая к работе, библиотекарь должен знать основные направления учебно-воспитательной работы школы. Какие задачи стоят перед вашим учреждением на следующий год? Необходимо обдумать, чем библиотека может помочь в их выполнении, какие формы и методы лучше использовать в помощь педагогам и школе.

План работы библиотеки должен быть неразрывно связан с жизнью школы и не может носить отвлеченный характер.

Если ваше учебное заведение имеет свои особенности (в режиме, в изучении каких-то дисциплин), это должно найти свое отражение в плане. Например, в школе с пришкольным интернатом учитывается режимный, временной момент при планировании работы.

Перед составлением плана вам необходимо побеседовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, с председателями методических объединений и обговорить основные направления работы и крупные мероприятия на учебный год. Необходимо заранее заручиться поддержкой учителей-предметников и классных руководителей, чтобы знать, на кого можно опереться при подготовке мероприятия. Желательно, чтобы в планах работы классных руководителей запланированные вами мероприятия тоже были обозначены.

Следующий момент при составлении плана – определение главных тем года, отражение их в основных задачах и конкретизация в плане работы (через какие мероприятия эти задачи будут реализованы).

План составляется с учетом литературных и памятных дат года. Познакомившись с таким календарем, отметьте те даты, которые будут определяющими в учебном году, и подумайте о том, какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть для ребят эти темы. Против выбранных тем нужно указать формы работы (книжная выставка, обзор, праздник, игра и пр.) и категорию читателей (учащиеся ___ классов, педагоги, родители). 

Хорошо, если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий учебный год со своим библиотечным активом и заручиться его поддержкой.

Загляните в свой прошлогодний план: что осталось невыполненным, что не удалось. Подумайте, что из этого следовала бы обязательно сделать в предстоящем учебном году.

По ведущим и очень значимым темам года составляется отдельный план, например, по проблеме детского чтения. 

Для удобства планирования на предварительном (дотекстовом) этапе можно составить план-сетку.

Ниже приводятся схема плана (отчета) и пример годового плана работы школьной библиотеки, которые отражают основные направления и виды работ школьной библиотеки. Они носят рекомендательный характер, поэтому вовсе необязательно вносить в план и выполнять все виды работ. Среди перечисленных видов работ библиотекарь может выбрать те, которые он выполняет в своей школе в соответствии с должностными инструкциями, с учетом особенностей школьной программы и учебного плана. 

Однако, обязательными требованиями к составлению плана работы являются следующие:




  1. План должен быть конкретным, т.е. каждый вид работы должен иметь


    • название, 


    • обозначенную форму работы (лекторий, беседа, рекомендательный список литературы, литературный вечер и т.д.), 


    • читательское назначение (для какой категории читателей проводится мероприятие – для определенного класса, педагогов, родителей), 


    • сроки исполнения,


    • фамилии или должности лиц, ответственных за исполнение. 


Например, 


№№

п/п


Содержание работы


Ответственные


Сроки исполнения


1.


«Уроки Памяти». Цикл уроков внеклассного чтения. 

7 «А», «Б»

8 «А», «Б


Библ-рь, учитель лит-ры

(Ф.И.О.)



февраль

март


2.


«За край родной». Вечер фронтовой песни. 10-11 кл.


Библ-рь, 

кл. рук.


апрель




  1. План (отчет) начинается анализа деятельности библиотеки за прошедший период т.е., с того, какие задачи были поставлены перед библиотекой, и какими средствами (формами и видами работ) они достигались, конечный результат деятельности. В анализе библиотекарь указывает количество читателей, книговыдач, посещений. Наглядной иллюстрацией показателей работы и достижений библиотеки являются диаграммы, графики и таблицы.


Исходя из анализа работы и общешкольного плана, формируются задачи на будущий учебный год.




  1. В плане работы должны быть отражены виды работ и мероприятия, направленные на реализацию задач, поставленных перед библиотекой на год.


  2. Библиотекарь, по возможности, должен охватывать библиотечным обслуживанием все категории читателей ( учащихся 1-4, 5-8 и 9-11 классов, педагогов, родителей).


  3. План работы (отчет) также должен отражать деятельность библиотекаря по его личной методической теме, а также по единой теме районного методического объединения.


  4. План (отчет) должен быть утвержден руководителем образовательного учреждения.


  5. На основании годового плана работы составляется план на четверть или на месяц, в котором указываются конкретные даты проведения видов работ.



Дорогие коллеги! Успехов вам при организации планирования работы библиотеки!


Примерная схема годового плана/отчета работы школьной библиотеки

(методические рекомендации) 

I. Задачи библиотеки 

– обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов. 

– формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения. 

– совершенствование традиционных и освоение новых технологий. 

^ II. Основные функции библиотеки 

– образовательная. 

– информационная. 

– культурная. 

III. Общие сведения 

– количество учащихся _____ из них читателей ____. 

– количество учителей ____ из них читателей ___. 

– другие работники и родители ___. 

– объем библиотечного фонда ___. 

– книгообеспеченность (для отчета) ____. 

– обращаемость (для отчета) ____. 

– объем учебного фонда ___. 

^ IV. Работа с библиотечным фондом 

– изучение состава фонда и анализ его использования. 

– формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации. 

– формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа). 

– комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы. 

– оформление подписки на периодику, контроль доставки. 

– прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений. 

– учет библиотечного фонда. 

– прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка. 

– выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам. 

– Выдача документов пользователям библиотеки. 

– расстановка документов в фонде в соответствии с ББК. 

– оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления. 

– проверка правильности расстановки фонда. 

– обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации. 

– работа по сохранности фонда: 

· организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности; 

· систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий; 

· обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном поорядке; 

· организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива; 

· обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. 

– оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию. 

– инвентаризация. 

– обеспечение работы читального зала (при его наличии). 

– организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек). 

^ V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа 

1. Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий). 

2. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д. 

3. Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. 

^ VI. Воспитательная работа 

1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. 

2. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы: 

– беседы, 

– диспуты, 

– литературные игры, 

– читательские конференции, 

– утренники, 

– викторины, 

– литературно-музыкальные композиции, 

– библиотечные занятия и т.д. 

3. Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы. 

4. Создание актива библиотеки и работа с ним. 

5. Работа с детскими библиотеками. 

VII. Информационная работа 

1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников: 

– совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы; 

– обзоры новых поступлений; 

– подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий; 

– оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету; 

– помощь в подборе документов при работе над методической темой школы; 

– помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д. 

2. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся: 

– на абонементе; 

– в читальном зале; 

– по предварительному заказу через МБА; 

– подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т.д.; 

– помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; 

– проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий. 

3. Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся: 

– информирование о пользовании библиотекой их детьми; 

– оформление выставок документов для родителей на актуальные темы; 

– индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы; 

– выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки. 

^ VIII. Повышение квалификации 

1. Работа по самообразованию: 

– освоение информации из профессиональных изданий, 

– использование опыта лучших школьных библиотекарей, 

– посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации. 

2. Регулярное повышение квалификации. 

3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. 

4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.   

^ Примерная схема плана/отчета работы с учебным фондом  

1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление. 

2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача окружному методисту. 

3. Контроль за выполнением сделанного заказа. 

4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки. 

5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.). 

6. Прием и выдача учебников. 

7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. 

8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников. 

9. Проведение работы по сохранности учебного фонда. 

10. Работа с резервным фондом учебников: 

– ведение его учета, 

– размещение на хранение, 

– составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда округа, 

– передача в другие школы. 

11. Изучение и анализ использования учебного фонда. 

12. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России. 

13. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы. 

14. Расстановка новых изданий в фонде. 

15. Проведение рейдов по проверке состояния учебников. 

16. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию. 

Приложение 

Основная внутрибиблиотечная документация 

Общая 

– положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой; 

– паспорт библиотеки; 

– годовой и месячный планы работы; 

– анализ работы за предыдущий год; 

– функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря; 

– график и расписание работы библиотеки; 

По основному фонду 

– книга суммарного учета; 

– инвентарные книги; 

– журнал с копиями накладных; 

– папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.); 

– акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; 

– тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных; 

– тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд); 

– книга суммарного учета на ННИ (нетрадиционные носители информации); 

– тетрадь учета подарочных изданий; 

– дневник работы школьной библиотеки (хранится 3 года); 

- Лист ежедневной статистики (хранится 3 года).

– журнал учета справок (хранится 5 лет).

– читательские формуляры; 

По учебному фонду 

– книга суммарного учета; 

– копии накладных по доставке учебников; 

– журнал (папка) учета поступивших учебников; 

– тетрадь учета брошюрного фонда; 

– картотека учебников; 

– папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.); 

– копии бланков-заказов учебников (хранятся 4 года); 

– тетрадь замены учебников; 

– журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры; 

– диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний; 

– отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconМетодические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки
План работы и отчет библиотеки одни из основных документов, характеризующих деятельность библиотеки образовательного учреждения

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconСистема в работе школьного библиотекаря (методические рекомендации)
Заканчивается учебный год. Подводятся итоги проделанной работы. Есть время привести в систему работу школьной библиотеки по основным...

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconОтчет состоит из 8 разделов. А в приложении дан перечень основной...
План и отчет работы библиотеки – главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconРабочий план библиотекаря /шпаргалки в помощь планированию работы...
Обзор новых учебно-методических комплектов и новых проектов издательства «Просвещение»

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconПримерная схема проверки школьной библиотеки
Наличие документов, необходимых для организации работы библиотеки школы номенклатура дел библиотеки школы: общее состояние папки:...

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconПравила пользования библиотекой
Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки,...

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconМоей творческой работы в рамках конкурса библиотек «БиблиОбраз» выбрана...
Тема моей творческой работы в рамках конкурса библиотек «БиблиОбраз» выбрана не случайно, а явилась результатом анализа скопленного...

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconМетодические рекомендации по патофизиологии для самостоятельной внеаудиторной работы
Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса фармацевтического факультета

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconМинистерство здравоохранения украины украинский центр научной медицинской...
Методические рекомендации предназначены для детских неврологов, реаниматологов, нейрохирургов, педиатров

Методические рекомендации к планированию работы школьной библиотеки iconМетодические рекомендации по организации проектной деятельности группы...
Сновные проблемы, с которыми сталкиваются руководители – это отсутствие определенного плана работы, непоследовательность действий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<