1. Анализ издержек обращения по общему уровню




Скачать 223.45 Kb.
Название1. Анализ издержек обращения по общему уровню
Дата публикации12.02.2014
Размер223.45 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Бухгалтерия > Документы
Содержание:


1. Анализ издержек обращения по общему уровню 3

2. Издержки производства и реализации продукции. 7

3. Предложение и издержки производства 13

Список литературы 25

1. Анализ издержек обращения по общему уровню


Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

Издержки обращения представляют собой совокупность материальных, денежных и трудовых ресурсов снабженческих, сбытовых, торговых, иных посреднических и других подобных им предприятий (далее - предприятия торговли).

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения, а также порядок их включения в издержки обращения в соответствии с п.11 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 определяется отраслевыми Методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Для предприятий торговли такие методические рекомендации были утверждены Комитетом РФ по торговле 20.04.95 N 1-550/32-2. Они согласованы с Минфином РФ и рекомендованы к руководству Письмом Госналогслужбы РФ от 10.05.95 N ЮБ-6-17/256.

В соответствии с п.1.3 Методических рекомендаций в состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров в предприятиях общественного питания.

Для планирования, учета и отчетности указанные методические рекомендации определяют номенклатуру статей издержек обращения и производства. К ним относятся: транспортные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря и другие расходы. Полностью перечень статей издержек обращения приводится в п.2.1 Методических рекомендаций.

В бухгалтерском учете суммы произведенных торговым предприятием расходов отражаются по дебету счета 44 "Издержки обращения" и согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, списываются в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" полностью, кроме сумм, которые в соответствии с установленным порядком подлежат распределению между реализованными товарами и остатком товаров на конец отчетного периода.

В настоящее время такой порядок установлен п.2.18 Методических рекомендаций. В соответствии с ним распределению между реализованными товарами и остатком товаров на конец месяца подлежат транспортные расходы и расходы по оплате процентов за банковский кредит. Данный расчет производится по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Сумма издержек обращения, приходящаяся на остаток нереализованных товаров, учитывается на счете 44 и при составлении бухгалтерского баланса включается в данные строки 214 "Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)" бухгалтерского баланса. Издержки обращения, приходящиеся на остаток нереализованных товаров и сырья в организациях общественного питания, отражаются по строке 215 "Готовая продукция и товары для перепродажи" (п.2.9 Инструкции О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности - приложение 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.96 N 97).

Из вышеизложенного логичен вывод: все произведенные предприятием торговли расходы, учитываемые в составе издержек обращения, кроме приходящихся на остаток нереализованных товаров, подлежат списанию в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и участвуют в формировании финансового результата.

Однако хотелось бы заметить, что данный вывод относится только к отражению на счетах бухгалтерского учета и будет применим для целей налогообложения, если учетной политикой предприятия установлено определение выручки от реализации "по отгрузке" (в данном случае не принимаются во внимание расходы, подлежащие корректировке в соответствии с установленными лимитами, нормами и нормативами).

Соответственно, если торговое предприятие для целей налогообложения ведет учет выручки "по оплате", то оно помимо расходов, подлежащих распределению на остаток нереализованных товаров, должно подвергнуть корректировке прибыль (убыток) по данным бухгалтерского учета. Величина прибыли (убытка) изменяется в результате изменения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и величины себестоимости реализованной продукции (см. Справку о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение 12 к Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"). Данные изменения отражаются по строке 2.1 указанной Справки и касаются как выручки от реализации продукции (работ, услуг), так и себестоимости этой продукции (работ, услуг).
^

2. Издержки производства и реализации продукции.


Себестоимость продукции – важнейший показатель эффективности деятельности предприятия; сумма его денежных затрат на производство и реализацию продукции. Снижение себестоимости без ущерба качества – важное условие обеспечения конкурентоспосности продукции на рынке, источник получения дополнительной прибыли.

Рыночные цены в основ­ном соответствуют средним общественным затратам и от-кло няются в ту или иную сто­рону под влиянием соотноше­ния между спросом и предло­жением. Если затраты пред­приятия превышают средние, признаваемые рынком это превышение не будет компен­сировано покупателями, что может иметь тяжелее послед­ствия для предприятия. Если же данный товаропроизводи­тель сумеет снизить затраты по сравнению с другими пред­приятиями, выпускающими однородную продукцию, то он может получить дополни­тельную прибыль , снизив цену, расширить сбыт своей продукции и тем самым побе­дить конкурентов. В себестоимость включаются: затраты на подготовку и освоение производ­ства (повышенные затраты на производство новых видов продукции в период их осво­ения и др.); затраты, непосред­ственно связанные с производ­ством продукции, использова­нием природного сырья, изобретательством и рационализа­торством, обслуживанием производственного процесса, управлением производством; оплата труда работающих оплата процентов банкам по краткосрочным ссудам (кроме отсроченных, просроченных ссуд и полученных на воспол­нение недостатка собственных оборотных средств); расходы по сбыту продукции; аморти­зационные отчисления на пол­ное восстановление основных фондов; затраты на ремонт основных производственных фондов; потери от брака и простоев. В отличие от за­трат на производство, кото­рые рассчитываются независи­мо от результатов производ­ства, себестоимость определяется в рас­чете на товарную продукцию предприятия. Затраты на про­изводство учитываются по элементам: сырье и материа­лы, топливо и энергия, амор­тизация (износ) основных про­изводственных фондов, зара­ботная плата основного пер­сонала предприятия и др. А себестоимость товарной продукции рассчитывается по калькуляционным статьям расходов Внешне элементы затрат и не­которые статьи калькуляции схожи, но по содержанию и ве­личине различны. Так, в за­тратах на производство по элементу "Топливо" учитыва­ются все затраты на топливо, произведенные в данном меся­це или квартале, а при опреде­лении С.п. в аналогичной по названию статье отражается расход топлива только на тех­нологические нужды (напри­мер, в литейном цехе), а затра­ты топлива на отопление по­мещений учитываются в ста­тьях "Цеховые расходы", "Об­щепроизводственные расхо­ды" и др. Различают произво­дственную себестоимость, от­ражающую все расходы, свя­занные с изготовлением про­дукции и доставкой ее на склад готовых изделий, и пол­ную себестоимость, которая включает также коммерческие расходы, связанные с реализа­цией продукции. В оператив­ных целях ведется учет цехо­вой себестоимости, а по от­дельным участкам учитыва­ются обычно прямые затраты сырье и материалы, заработ­ная плата производственных рабочих и т.п. (без общецехо­вых расходов). Точный и до­стоверный учет себестоимости — основа хозяйственного или коммер­ческого расчета. Чтобы иметь достоверную картину того, насколько эффективна работа, скажем, того или иного цеха, надо вести учет расходования всех без исключения ресурсов (воды, пара, газа, сжатого воз­духа, электроэнергии и т.п.) по принципу "все, что расходует­ся, должно учитываться там, где расходуется". Если же газ или вода расходуются в каж­дом цехе, а учитываются лишь по предприятию в целом, то этим для расточительства со­здается благоприятная почва. В экономической работе испо­льзуются три показателя себестоимости.: себестоимость конкретных из­делий, себестоимость всей то­варной продукции и затраты на рубль товарной продукции. Себестоимость конкретных видов продукции снижается лишь в результате реального уменьшения затрат, а всей то­варной продукции — также под влиянием структурных сдвигов в составе продукции. Затраты на рубль товарной продукции характеризуют со­отношение между ее себесто­имостью и стоимостью в оп­товых ценах. Если, например, себестоимость товарной про­дукции 3462 тыс. руб., а объем ее в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость) 3800 тыс. руб., то затраты на рубль товарной продукции со­ставляют 91,1 коп., т.е. в рас­чете на каждый рубль реализу­емой продукции приходится 8,9 коп. прибыли. Основными факторами снижения Себестоимости яв­ляются техническое совершен­ствование производства, улуч­шение организации управле­ния, производства и труда, внедрение внутрипроизводст­венного хозяйственного расче­та, строгий учет расходования ресурсов, стимулирование их экономии и материальная от­ветственность работников за результаты хозяйствования.

В практике предпринимательской деятель­ности применяются различные способы снижения себестоимо­сти. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т. п. Однако следует иметь в виду, что снижение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества про­дукции. То же относится к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет. В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответ­ственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ (от лат. calculatio — счет, подсчет) — расчет себестоимости про­дукции; документ, применяе­мый в системе бухгалтерского учета для расчетов плановой, нормативной или фактической себестоимости единицы про­дукции по единой для данной отрасли форме. Плановая калькуляция представляет собой расчет планируемой себестоимости единицы продукции, составля­емый по принятым в бухгал­терском учете статьям расхо­дов. К. составляется, как пра­вило, на год с разбивкой по кварталам. При неустойчиво­сти экономической ситуации и высоких темпах инфляции в нашей стране более надежны месячные и в лучшем случае квартальные калькуляции. Рассчитыва­ются калькуляции на принятую единицу измерения количества выпу­скаемой продукции — одну штуку, метр, кг и т. п., а также на единицу ведущего парамет­ра изделия — единицу мощ­ности, производительности и др. Непосредственно на се­бестоимость конкретных изде­лий могут быть отнесены только прямые затраты, связан­ные с производством отдель­ных видов продукции, — рас­ходы на сырье, основные ма­териалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основную заработную плату производ­ственных рабочих, занятых на производстве этих видов про­дукции. Если, например, на мебельной фабрике произво­дятся мягкие кресла, то при составлении калькуляции пря­мыми являются затраты на пиломатериалы, используе­мые при изготовлении этих кресел, обивочная (гобелено­вая) ткань определенного ар­тикула и т. д. Косвенные рас­ходы, связанные с производ­ством всей продукции пред­приятия или нескольких ее ви­дов, относятся на себестои­мость конкретных изделий с помощью специальных рас­четов — пропорционально за­работной плате производст­венных рабочих или массе из­делий, машинному времени их изготовления и др. Косвенны­ми являются общепроизводст­венные и общехозяйственные затраты, коммерческие расхо­ды и др. Перечни калькуляци­онных статей расходов отра­жают особенности соответст­вующих отраслей и произ­водств, но наиболее характерным можно считать следу­ющий их состав: сырье и мате­риалы (за вычетом стоимости возвратных отходов); топливо и энергия на технологические цели (но не на освещение и отопление помещений); за­работная плата производст­венных рабочих; отчисления на социальное страхование; расходы на подготовку и осво­ение производства; расходы на содержание и эксплуата­цию оборудования; брак в производстве; цеховые рас­ходы, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы; прочие производст­венные расходы; коммерчес­кие расходы. Калькулирова­ние затрат по всем видам про­дукции, выполняемых работ и оказываемых услуг — важ­нейшее условие рационально­го использования ресурсов, рачительного ведения хозяй­ства. Калькуляции ориентиру­ют руководителей подразде­лений, экономистов и бухгал­теров, облегчают контроль за соблюдением норм расхода ресурсов (путем сравнения от­четных К. с плановыми), по­зволяют своевременно прини­мать меры по устранению пе­рерасхода средств. К. служат основой проектирования ми­нимально допустимых оптовых цен, обеспечивающих воз­мещение затрат и получение прибыли, достаточной для развития производства. Калькуляция разрабатывается по принятой на предприятии форме, назы­ваемой калькуляционным ли­стом, с соблюдением единых требований по составу и груп­пировке затрат. Эти требова­ния содержатся в Положении о составе затрат по производ­ству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Исчисление затрат на себестоимость продукции может осуществляться различными методами. Все методы калькуляции с точки зрения техники расчетов представляют собой методы распределения затрат и делятся следующим образом :

  1. Дивизионная калькуляция - характеризуется тем , что общие затраты за период делятся на произведенную (реализованную) за этот период продукцию или на количество единиц выпуска. При применении данных методов не производится деление на прямые и косвенные затраты, как и дифференцированное распределение на готовые изделия отдельных видов затрат.

  2. Дополняющая калькуляция – характеризуется тем, что при распределении затрат на носители осуществляется их разделение на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно переносятся на носители затрат, а распределение косвенных осуществляется с помощью ставок распределения.

  3. Сопряженная калькуляция (калькуляция по побочному продукту)-применяется на тех предприятиях где в ходе производственного процесса образуется одновременно несколько продуктов с различными видами затрат . Она может осуществляться по методу остаточной стоимости (применяется в тех случаях когда можно выделить главный продукт и один или несколько побочных и базируется на определении себестоимости главного продукта ) и по методу распределения затрат(применяется в тех случаях когда все продукты являются главными , при этом затраты рассчитываются с помощью баз распределения ).



^

3. Предложение и издержки производства



Для продавца (производителя товаров) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конку­ренции производитель практически не может воздейство­вать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздейст­вие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.

Таким образом, совокупное предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издер­жек.

Но прежде чем рассмотреть подробнее основные прин­ципы взаимосвязи издержек производства и объема пред­ложения, необходимо выяснить, что мы понимаем под издержками и как их измерять.

В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов. Другими словами, производитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть использованы альтерна­тивным образом, и, следовательно, необходимо сопоста­вить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производст­ве, предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, то есть жертвует ценностью альтернатив­ных возможностей.

С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, это всегда альтернативные издержки — т. е. аль­тернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилуч­шем альтернативном варианте их применения.

Определим основные виды издержек фирмы. Из­держки подразделяются на две большие категории: посто­янные и переменные.^ Постоянные издержк — это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала и т. п. Если на оси абсцисс будем откладывать объем продукции Q, а на оси ординат - издержки С, то постоянные издер­жки FC будут выглядеть как прямая линия, параллельная оси абсцисс (рис. 12).

^ Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на по­купку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издер­жек (VC) неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; за­тем, по мере дальнейшего увеличения объемов производ­ства, начинает складываться фактор экономии на массовом

Понятно, что о неизменности этих расходов мы можем говорить лишь Применительно к краткосрочному периоду.



Рис.12.

производстве, и рост переменных издержек становится ухе более медленным, чем увеличение продукции. В дальней­шем, однако, когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки снова начина­ют обгонять рост производства .

Валовые (общие) издержки (ТС) представляют собой сум­му постоянных и переменных издержек при каждом конк­ретном уровне производства. На графике (рис. 12) сумми­рование VC и FC означает сдвиг вверх линии VC на величину OF по оси ординат.

Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема производства и издержки на единицу продукции, или средние издержки. Средние издержки равны валовым издержкам, деленным на произведенное количество товара (AC==TC:Q). Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рыночно­го равновесия, поскольку предприниматель стремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную форму (рис. 13). Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что большие постоян­ные издержки распределяются на незначительный объем . продукции. По мере роста производства постоянные издер-

'Такая динамика переменных издержек является выражением того факта, что каждое предприятие имеет свой оптимальный размер, за прс делами которого издержки растут более чем пропорционально.



Рис.13.

жки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до минимума в точке М. По мере роста объема производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказы­вать не постоянные, а переменные издержки. Поэтому вследствие закона убывающей доходности кривая начинает идти вверх. Следует обратить внимание, что кривая сред­них издержек непосредственно зависит от кривых средних постоянных издержек (AFC) и средних переменных издер­жек (AVC).

Кривая средних издержек имеет большое значение для предпринимателя, поскольку позволяет определить, при каком объеме производства издержки на единицу продук­ции будут минимальными.

В одной и той же отрасли действуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами, орга­низацией и технической базой производства, а значит, и с разным уровнем издержек. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положе­ние этой фирмы на рынке.

В условиях совершенной конкуренции при любом сло­жившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители или вступают в дан­ную отрасль, или же выталкиваются из нее. Повышение цены обусловливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что предприятия

с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны данную отрасль покинуть.

На рис. 14 показаны три возможных варианта положения фирмы на рынке. Если линия цены Р лишь касается кривой средних издержек АС в минимальной точке М (рис. 14-а), то мы имеем дело с так называемой предельной фирмой. Она при данном уровне цены в состоянии лишь покрыть свои минимальные средние издержки и ей, так сказать, безраз­лично, остаться в данной отрасли или нет. Точка М в данном случае является точкой нулевой прибыли.



Рис.14.

.Следует особо подчеркнуть, что, говоря о нулевой при­были, мы не имеем в виду, что предельная фирма вообще не получает никакой прибыли. В издержки производства включаются не только затраты на сырье, оборудование, рабочую силу, но и процент, который фирмы могли бы получить на свой капитал, если бы вкладывали его в другие отрасли. Иными словами, нормальная прибыль как нор­мальная отдача от капитала, определяемая путем конкурен­ции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является составной частью издержек. Обычно фактор предпринима­тельства рассматривается как постоянный фактор. В связи' с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки.

Если средние издержки ниже цены (рис. 14-6), то фирма, находясь в положении равновесия, получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т. е. получает сверхприбыль, или квазиренту.

. Наконец, если средние издержки фирмы при любом объеме производства выше рыночной цены (рис. 14-в), то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка.

Динамика средних издержек характеризует положение фирмы на рынке, однако сама по себе не определяет линии предложения и точки оптимального объема производства. Действительно, если средние издержки ниже цены (рис. 14-6), то на этом основании мы можем лишь утверждать, что в интервале от Q2 до Qs находится зона прибыльного производства, а при объеме производства Qi, которому соответствуют минимальные средние издержки, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта. Однако означает ли это, что точка Qi — это точка опти­мального объема производства, где фирма достигает своего равновесия? Производителя, как известно, интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли. Линия средних издержек не показы­вает, где достигается этот максимум.

В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки, т. е. дополнительные издержки, свя­занные с производством дополнительной единицы продук­та наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства п единиц и издержками производства п-1 единиц:

MC=TCn-TCn-i..

На рис. 15 показана динамика предельных издержек.



Рис.15.

Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от того, производится ли дополнительная еди­ница продукции. Сначала предельные издержки сокраща­ются, оставаясь ниже средних издержек. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит мень­ше средних издержек предшествующих продуктов, т. е. средние издержки выше предельных. Последующий рост средних издержек означает, что предельные издержки ста­новятся выше предшествующих средних издержек. Таким образом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М1.

Вместе с тем производство дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предель­ного дохода представляет собой разность между выручкой от продажи п и п — 1 единиц продукции: MR=TRn — TRn-l. В условиях свободной конкуренции, как известно, произ­водитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продук­ции по одной и той же цене. Это значит, что в условиях свободной конкуренции дополнительный доход от прода­жи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т. е. предельный доход будет равен цене:

MR = Р.

Введя понятия предельных издержек и предельного до­хода, мы можем теперь гораздо более точно определить точку равновесия фирмы, или точку, где она прекращает производство, добившись максимально возможной при данной цене массы прибыли. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнитель­но произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Другими словами, пока пре­дельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.

lЭгo может быть строго доказано математически. Чтобы найти мини­мум функции АС, необходимо найти точку, в которой производная фун кции равна нулю. Такой точкой является точка равенства АС и МС (т. с. точка пересечения кривых).

На рис. 16 показано, что с увеличением производства кривая предельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода, равного ры­ночной цене Pi, в точке М, соответствующей объему производства Qi. Любое отклонение от этой точки приво­дит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокраще­ния массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.



Рис, 16.

Таким образом, условие равновесия фирмы можно сфор­мулировать следующим образом: MC=MR==P. Любой кон­курент, добивающийся прибыли, стремится установить та­кой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия.

Соотношение предельных издержек и предельного дохо­да—это своего рода сигнальная система, которая инфор­мирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста при­были. Однако нельзя точно определить получаемую фир­мой массу прибыли на основании динамики предельных издержек, поскольку, как уже отмечалось, они не учитыва­ют постоянных издержек.

Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть опре­делена как разность между валовой выручкой (TR) и вало­выми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка

вычисляется как произведение количества продукции на цену (TR=Qxp), а валовые издержки — произведение количества продукции на средние издержки (TC=QxAC). Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объ­ем получаемой прибыли.

Рассмотрим три возможных рыночных ситуации. Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек (рис. 17-а), 'то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту, т.е. прибыль, превышающую нормальный уровень. При оптимальном объеме производства Qi средние издержки будут равны Ci, следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника OCi LQi. Валовая выручка (пря­моугольник OPiMQi) будет больше, и площадь заштрихо­ванного прямоугольника CiPiML покажет нам общую мас­су получаемой сверхприбыли.



Рис.17.

Однако в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. Предложение продукции начнет расти, ив результате конкуренция между фирмами приводит к сни­жению цены и исчезновению квазиренты.

На рис. 17-6 показана обратная ситуация: средние издер­жки при любом объеме производства превышают рыноч­ную цену. В этом случае при оптимальном производстве фирма лишь минимизирует свои убытки (площадь заштри­хованного прямоугольника P2C2LM минимальна именно при объеме производства Q2). Фирмы, оказавшиеся в таком положении, уходят с рынка, предложение продукции со­кращается и, при прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока предельная фирма не будет получать нор­мальную прибыль.

Наконец, когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис. 17-в), валовая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам. Так как в этом случае не наблюдается тенден­ции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная отрасль находится в состоянии полного долговременного равновесия (MC=MR=P=AC).

При увеличении цены фирма будет двигаться вверх по кривой МС. Другими словами, восходящая ветвь кривой предельных издержек (выше точки М) является фактиче­ски кривой ее кратковременного предложения.

Таким образом, определена кривая индивидуального предложения. Суммируя индивидуальные кривые предло­жения всех фирм какой-то одной отрасли, получаем кри­вую совокупного отраслевого предложения. По мере посте­пенного повышения цены различные фирмы, входящие в отрасль, расширяют свое производство и свое предложе­ние. Изменение рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор, пока совокупный спрос не срав­няется с совокупным предложением. Такое равенство до­стигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранить этот уровень в течение короткого периода.

В предыдущем параграфе было введено понятие избытка потребителя.^ Избыток производител представляет собой аналогичный показатель для производителя. Рента (выиг­рыш) производителя — это разница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Пре­дельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каж­дую дополнительную единицу продукции (сравните с оп­ределением ренты потребителя в § 4, гл. 6). Графически этот избыток может быть показан в виде площади над • кривой предложения, вплоть до линии рыночной цены (на рис. 18 заштрихованный треугольник).

Понятие избытка потребителя и избытка производителя может "быть использовано для оценки последствий государ­ственной политики в области ценообразования. Предполо­жим, что государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне pi ниже цены равновесия Ро (см. рис. 19). Из предыдущего изложения мы знаем, что это приводит к возникновению дефицита (Q2-Qi), поскольку при сниже­нии цены спрос возрастает, но производители сокращают производство.





А что от такой государственной политики выигрывают -или проигрывают потребители и производители? Потреби­тели платят за товар меньшую цену, поэтому их потреби­тельский избыток возрастает на величину, равную площади прямоугольника А. Но в связи с возникшим дефицитом ряд потребителей не может приобрести необходимый им товар. Потеря их потребительского излишка показана треуголь­ником В. Таким образом, если спрос достаточно эластичен и площадь прямоугольника А больше площади треугольни­ка В, то потребители в результате государственного конт­роля над ценами оказываются в выигрыше, равном А—В.

Что касается производителей, то они терпят чистые убытки: оставшиеся в отрасли производители получают

более низкую цену и теряют избыток, равный площади прямоугольника А. Кроме того, в результате общего сокра­щения объемов производства производители дополнитель­но теряют часть избытка, равную треугольнику С. Таким образом, общие потери производителей составляют: —А—С.

Нетрудно заметить, что общее изменение совокупных излишков потребителей и производителей составляет А — В — А — С= — В — С. Другими словами, потери произво­дителей превышают выигрыш потребителей, и государст­венный контроль над ценами приводит к совокупной по­тере валовых излишков, т. е. к полным убыткам.


Список литературы


  1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2000

  2. .Барногльц С. Б., Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.:2002

  3. Бухгалтерский анализ / Под ред. Гольдберга М. А Киев.: 1999

  4. Ефимова О. В. Финансовый анализ – М.: Бухгалтерский учет, 2002

  5. Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. Ред. А. И. Бужинского, А. Д. Шеремета – М.: Финансы и статистика, 2001.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Анализ издержек обращения по общему уровню iconМетодика проведения анализа издержек обращения. 10 Пути экономии...
Высокий уровень торгового обслуживания населения и сокращение издержек потребления это важнейшие направления совершенствования торговли...

1. Анализ издержек обращения по общему уровню iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Сущность, классификация и показатели измерения издержек обращения в книжной торговле. Основные факторы, влияющие на уровень издержек...

1. Анализ издержек обращения по общему уровню iconСовременные тенденции ринка денежной системы
Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения....

1. Анализ издержек обращения по общему уровню icon1. Общая характеристика издержек производства
Целью данной работы является теоретический анализ понятия издержек производства, их классификации и влияния на положение фирмы

1. Анализ издержек обращения по общему уровню iconНикифоров В. В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок
С каждым днем логистика предприятия рассматривается как сложный процесс направленный на снижение общих издержек. В условиях роста...

1. Анализ издержек обращения по общему уровню iconСущность издержек обращения в оптовой торговле в условиях конкуренции
...

1. Анализ издержек обращения по общему уровню iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Цель данной курсовой работы показать методологию и теоретические аспекты аудита издержек обращения на примере ООО «Андреос». Для...

1. Анализ издержек обращения по общему уровню iconУправление издержками и целевое планирование прибыли предприятия
Методические положения процессно ориентированного разделения накладных издержек (авс-технология) Технологии разделения издержек на...

1. Анализ издержек обращения по общему уровню iconВысокочистые металлы – основа создания полупроводниковых, сцинтилляционных и других материалов
Вляются исходными компонентами для синтеза многих полупроводниковых, сцинтилляционных кристаллов, наноразмерных гетероструктур и...

1. Анализ издержек обращения по общему уровню iconПереверзев А. Н. Проблемы определения понятий выпуска (эмиссии) и...
Целью данной статьи является анализ складывающихся в процессе выпуска (эмиссии) и обращения акций общественных отношений и на этой...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<