Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях




Скачать 85.59 Kb.
НазваниеИльина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях
Дата публикации03.07.2013
Размер85.59 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы



Р еспублика Крым: проблемы развития региона


Ильина В.Ю.
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ


Теория человеческого капитала является теоретической основой финансирования высшего образования, так как позволяет с новых позиций рассматривать экономические аспекты деятельности высшей школы. Теория человеческого капитала считается одним из наиболее значительных научных достижений последних десятилетий в области экономики и финансов образования.

Человеческий капитал в национальной экономике играет огромное значение, так как инвестиции в образование, здравоохранение, социально-культурные программы влекут за собой рост производительности труда, а следовательно, и рост совокупных доходов населения.

Наступающий двадцать первый век будет эпохой высокотехнологичных производств, энергосберегающих технологий с минимизированным экологическим воздействием на биосферу и ноосферу, с совершенно новыми информационно-коммуникационными возможностями общества. Поэтому эпоха предъявляет особые требования к качеству образования, его вариативности, объему передаваемых субъекту обучения знаний.

Главной фигурой становится человек образованный, адекватным образом социально ориентированный в обществе, обладающий профессиональными навыками, глубокими знаниями и хорошим здоровьем. Все эти качества и являются составляющими человеческого капитала.

Поэтому ясно, сколь огромна роль инвестиций в образование, особенно в Украине, которая только вступает в этап постиндустриального развития в условиях новой экономической модели и поэтому должна особенно заботиться о человеческом капитале как совокупности производительных способностей человека.

Источники финансирования образования могут быть разными:

- бюджетное (государственное) финансирование подготовки специалистов того или иного профиля, - так называемый "госзаказ";

  • затраты работодателей, как заказчиков профессионально-ориентированных специалистов;

  • затраты общественых организаций и благотворительных фондов на обучение для реализации тех или иных социальных программ;

  • индивидуальные затраты граждан, как отклик на потребности личности в повышении интеллектуального уровня, саморазвитии и самореализациии.

Человеческий капитал имеет особенности: долговременность срока инвестиций; длительность срока его использования (35-40 лет и более); носителем этого капитала является индивидуум; капитал этот не продается и не покупается, а продаются только услуги его носителя; человеческий капитал неотделим от его носителя, кроме знаний, которые могут быть запатентованы.

Кроме того, принципиальная особенность человеческого капитала и его отличие от вещественного заключается в том, что, независимо от источников его формирования, в его состав включается государственная часть инвестиций, а также духовные и культурные вложения общества.

В нашей стране развернулись и стали набирать силу процессы децентрализации во всех звеньях народного хозяйства, процессы преобразования отношений собственности и создания конкурентной рыночной среды, демократизации и повышения роли общественных институтов, наметилась интеграция в мировую политическую, экономическую и социально-культурную общность. В контексте этих процессов происходит адекватное им реформирование высшего образования, в первую очередь – механизма финансирования. Поэтому, по мнению автора, суть проблемы состоит в определении мер, обеспечивающих обновление механизма финансового обеспечения высших учебных заведений в соответствии с провозглашенными направлениями переустройства социально-экономической жизни общества и нахождения оптимального сочетания бюджетных и рыночных источников финансирования, обеспечивающих дальнейшее расширение автономии вузов в соответствии с принципами, требуемыми рыночной системой.

Известны три основные модели финансирования высшей школы:

  • французская (наполеоновская), при которой вузы финансируются и управляются центральным правительством;

  • германская (гумбольдтовская) модель, при которой вузы финансируются и управляются на основе финансового федерализма с определенной автономией;

  • англосаксонская (англо-американская) модель, при которой вузы юридически и финансово автономны.

Во всех экономически развитых странах финансирование деятельности вузов осуществляется как из государственных, так и из рыночных источников, с той лишь разницей, что пропорциональное соотношение этих источников различно для каждой страны. Так, например, в европейских странах наметилась общая тенденция преобладания государственного финансирования высшей школы. В США, в связи с широким развитием частных вузов, роль рыночных источников финансирования является более значимой. При этом, однако, коммерческая деятельность вузов в развитых странах регламентируется государством.

В Украине в период с начала ХХ века до начала 90-х гг. финансирование образования эволюционировало от элементов германской модели в досоветский период развития через ориентацию на элементы французской модели в советский период до элементов германской модели в настоящий момент. Следует подчеркнуть, что коммерческие вузы в Украине из госбюджета не финансируются, а доля бюджетного финансирования государственных вузов сокращается из года в год, но растет удельный вес платного образования. Как и другие типы учебных заведений, госвузы испытывают значительные трудности и в содержании материально-технической базы, подготовке ее к новому учебному году. Практически не выделяются средства из бюджета на коммунальные расходы. В основном все расходы по обеспечению своей инфраструктуры вузы несут за счет зарабатываемых ими внебюджетных средств, которые составляют в среднем 20-25% от общего объема финансовых поступлений и проявляют тенденцию к росту. Таким образом, постепенно стирается грань между государственными и коммерческими вузами.

Именно поэтому важна проблема оптимизации соотношения бюджетного (государственного) и частного (рыночного) финансирования деятельности вузов.

Для обеспечения законодательной базы привлечения внебюджетных средств были приняты ряд постановлений Кабмина Украины, которые признавали за вузами:

  • право децентрализации и демократизации управления;

  • право создания на своей базе учебно-научно-производственных комплексов, объединяющих материальные, производственные, технологические и образовательные возможности участников комплекса;

  • права собственности вуза на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему в форме дара; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности; а также на доходы от собственной деятельности вуза и приобретенные на эти доходы объекты собственности;

  • права государственных вузов оказывать платные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также права на ведение вузами предпринимательской деятельности, предусмотренной их уставом;

  • право на освобождение вузов в части их уставной непредпринамательской деятельности от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю;

  • закрепление учредителем за вузом объектов права собственности (земли, зданий, сооружений, оборудования и др.);

  • создание специальной системы налоговых льгот юридическим и физическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие сферы образования, а также сдающим свое имущество в аренду учебным заведениям;

  • признание права введения контрактной системы найма на работу в образовательное учреждение как основы трудовых отношений работника и администрации.

Привлечение части внебюджетных средств к финансированию деятельности вузов за счет так называемого "коммерческого приема" привело к необходимости усовершенствования процедуры лицензирования образовательной деятельности вузов и, в последующем, их аккредитации, направленной на повышение объективности. Эта цель может быть достигнута, с одной стороны, привлечением к работе комиссий независимых экспертов из отраслевых министерств, с другой стороны, введением элементов анонимности (там, где это возможно), например, при контрольном срезе знаний студентов, выпускников, при рецензировании выпускных и дипломных работ и т.п.

Решению проблемы обеспечения стабильности и эффективности работы государственных и негосударственных вузов и тем самым повышению совокупного человеческого потенциала общества способствовало бы следующее:

1) расширение возможности удовлетворения потребности населения страны в высшем образовании за счет внебюджетных источников финансирования, как в государственных, так и в коммерческих вузах;

2) реализация новых программ и технологий обучения, что позволит выявить скрытые резервы и новаторские идеи преподавателей в части концептуального подхода к содержанию и организации высшего образования, новых методик и методов обучения;

3) приближение образовательной услуги к месту жительства потенциального потребителя этой услуги, что чрезвычайно актуально в условиях низких уровня жизни и мобильности населения. Это обстоятельство делает особенно важным совершенствование заочной формы подготовки и переподготовки кадров, а также введение дистанционной формы обучения с использованием современных информационных технологий;

4) формирование новых экономических подходов к управлению образовательными учреждениями;

5) признание государственных и коммерческих вузов, прошедших объективную процедуру аккредитации, равноправными социальными партнерами в формировании совокупного человеческого потенциала общества, что имеет отношение к социальной защищенности как профессорско-преподавательского состава вузов, так и выпускников;

6) привлечение из сферы коммерции дополнительных средств на обеспечение социальных нужд, в том числе на цели высшего образования;

7) предоставление возможностей дополнительного заработка работникам образования, что позволит не только поддержать профессорско-преподавательский состав вузов, но и способствовать сокращению их оттока из государственных учреждений;

8) содействие повышению качества учебно-методической работы всей системы высшего образования страны.
Таким образом, проблемы финансирования и эффективной деятельности вузов связаны на данном этапе со следующими факторами:

  • созданием нормативной базы, обеспечивающей стабильность и равноправность существования вузов различных форм собственности (государственной, коммунальной, общественной, коммерческой);

  • обеспечением социальных прав и гарантий участников образовательного процесса;

  • усовершенствованием системы лицензирования, аккредитации и аттестации вузов с целью придания этой процедуре большей объективности;

  • внедрением современных технологий и форм обучения с широким применением новых информационных средств и технологий;

  • введением принципа государственной аттестации рабочих мест, предусматривающего обязательную переподготовку, систематическое повышение квалификации (например, один раз в пять лет), что неизбежно приводит к пересмотру концепции последипломного образования в целом;

  • созданием благоприятного инвестиционного климата для физических и юридических лиц, способствующих поддержке социальнозначимых программ, гуманитарных, экологических и других проектов, фондов, ассоциаций.



Литература


  1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории.- М.: Наука, 1993.

  2. Андрианова В.В. О человеческом капитале // Деловое обозрение. - 1998. - N7.

  3. Андрианова В.В. К вопросу о сохранении человеческого капитала Крыма // Культура народов Причерноморья. - 1998. - N3.

  4. Бутенко Н.Ю. Воспроизводство специалистов с высшим образованием. - К.: Вища школа. - 1990.

  5. Дулепова В.П. Человеческий капитал в условиях перехода к рыночным отношениям. - М.: МГУ, автореферат. - 1996.

  6. Дятлов С.А. Человеческий капитал в системе современной экономики. - М.: МГУ, автореферат, 1995.

  7. Зюзин Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. - М.: Наука, 1988.

  8. Комаров В.Е. Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов. - М.: Экономика, 1989.

  9. Трубич С. Особенности современного этапа использования трудового потенциала // Экономика Украины. - 1996. - N1.

  10. Шаленко М.В. Современные тенденции развития рынка труда Украины // Экономика Украины. - 1996. - N9.

  11. Тенденции развития высшего образования в современном мире. - М.: МГУ, 1992.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях iconИнфляция и ее особенности в современных условиях
Гребнев Л. С.,Нуриев Р. М. Экономика. Учебник для студентов вузов. Вита-Пресс М., 2000г

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях iconКурсовая работа По дисциплине: «Общая экономическая теория» На тему:...
Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях iconКорпоративное право Предисловие
В современных экономических условиях акционерные общества являются одной из наиболее оптимальных форм осуществления предпринимательской...

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях iconО рганизатор
«Проблемы интенсификации свиноводства и птицеводства в современных экономических условиях»

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях icon1 Теоретические основы анализа принятия экономических решений в современных условиях 6
Теоретические основы анализа принятия экономических решений в современных условиях 6

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях iconПодводя итоги…
Неформальные подходы к оценке недвижимости в современных экономических условиях 27

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях iconТеоретическая база оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности 6
Экономическая эффективность деятельности предприятия, значение в современных условиях 6

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях iconКазаков В. Н., Лесной А. В. Новые формы организации научной деятельности...
Завлин П. Н., Ипатов А. А. Инновационная деятельность в условиях рынка. Спб.: Наука, 1994

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях iconРуководство многих компаний вынуждено применять разрушительные процессы...
Аннотация. Представлены особенности функционирования современных бизнес-структур в условиях гиперконкуренции

Ильина В. Ю. Особенности финансирования и деятельности вузов в современных экономических условиях iconМеждународному морскому Форуму в Одессе 24-25 апреля 2013 г посвящается...
В настоящей статье представлены промежуточные результаты многолетних исследований автора по оценке, измерению и менеджменту качества...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<