Скачать 85.59 Kb.
|
Р ![]() Ильина В.Ю. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Теория человеческого капитала является теоретической основой финансирования высшего образования, так как позволяет с новых позиций рассматривать экономические аспекты деятельности высшей школы. Теория человеческого капитала считается одним из наиболее значительных научных достижений последних десятилетий в области экономики и финансов образования. Человеческий капитал в национальной экономике играет огромное значение, так как инвестиции в образование, здравоохранение, социально-культурные программы влекут за собой рост производительности труда, а следовательно, и рост совокупных доходов населения. Наступающий двадцать первый век будет эпохой высокотехнологичных производств, энергосберегающих технологий с минимизированным экологическим воздействием на биосферу и ноосферу, с совершенно новыми информационно-коммуникационными возможностями общества. Поэтому эпоха предъявляет особые требования к качеству образования, его вариативности, объему передаваемых субъекту обучения знаний. Главной фигурой становится человек образованный, адекватным образом социально ориентированный в обществе, обладающий профессиональными навыками, глубокими знаниями и хорошим здоровьем. Все эти качества и являются составляющими человеческого капитала. Поэтому ясно, сколь огромна роль инвестиций в образование, особенно в Украине, которая только вступает в этап постиндустриального развития в условиях новой экономической модели и поэтому должна особенно заботиться о человеческом капитале как совокупности производительных способностей человека. Источники финансирования образования могут быть разными: - бюджетное (государственное) финансирование подготовки специалистов того или иного профиля, - так называемый "госзаказ";
Человеческий капитал имеет особенности: долговременность срока инвестиций; длительность срока его использования (35-40 лет и более); носителем этого капитала является индивидуум; капитал этот не продается и не покупается, а продаются только услуги его носителя; человеческий капитал неотделим от его носителя, кроме знаний, которые могут быть запатентованы. Кроме того, принципиальная особенность человеческого капитала и его отличие от вещественного заключается в том, что, независимо от источников его формирования, в его состав включается государственная часть инвестиций, а также духовные и культурные вложения общества. В нашей стране развернулись и стали набирать силу процессы децентрализации во всех звеньях народного хозяйства, процессы преобразования отношений собственности и создания конкурентной рыночной среды, демократизации и повышения роли общественных институтов, наметилась интеграция в мировую политическую, экономическую и социально-культурную общность. В контексте этих процессов происходит адекватное им реформирование высшего образования, в первую очередь – механизма финансирования. Поэтому, по мнению автора, суть проблемы состоит в определении мер, обеспечивающих обновление механизма финансового обеспечения высших учебных заведений в соответствии с провозглашенными направлениями переустройства социально-экономической жизни общества и нахождения оптимального сочетания бюджетных и рыночных источников финансирования, обеспечивающих дальнейшее расширение автономии вузов в соответствии с принципами, требуемыми рыночной системой. Известны три основные модели финансирования высшей школы:
Во всех экономически развитых странах финансирование деятельности вузов осуществляется как из государственных, так и из рыночных источников, с той лишь разницей, что пропорциональное соотношение этих источников различно для каждой страны. Так, например, в европейских странах наметилась общая тенденция преобладания государственного финансирования высшей школы. В США, в связи с широким развитием частных вузов, роль рыночных источников финансирования является более значимой. При этом, однако, коммерческая деятельность вузов в развитых странах регламентируется государством. В Украине в период с начала ХХ века до начала 90-х гг. финансирование образования эволюционировало от элементов германской модели в досоветский период развития через ориентацию на элементы французской модели в советский период до элементов германской модели в настоящий момент. Следует подчеркнуть, что коммерческие вузы в Украине из госбюджета не финансируются, а доля бюджетного финансирования государственных вузов сокращается из года в год, но растет удельный вес платного образования. Как и другие типы учебных заведений, госвузы испытывают значительные трудности и в содержании материально-технической базы, подготовке ее к новому учебному году. Практически не выделяются средства из бюджета на коммунальные расходы. В основном все расходы по обеспечению своей инфраструктуры вузы несут за счет зарабатываемых ими внебюджетных средств, которые составляют в среднем 20-25% от общего объема финансовых поступлений и проявляют тенденцию к росту. Таким образом, постепенно стирается грань между государственными и коммерческими вузами. Именно поэтому важна проблема оптимизации соотношения бюджетного (государственного) и частного (рыночного) финансирования деятельности вузов. Для обеспечения законодательной базы привлечения внебюджетных средств были приняты ряд постановлений Кабмина Украины, которые признавали за вузами:
Привлечение части внебюджетных средств к финансированию деятельности вузов за счет так называемого "коммерческого приема" привело к необходимости усовершенствования процедуры лицензирования образовательной деятельности вузов и, в последующем, их аккредитации, направленной на повышение объективности. Эта цель может быть достигнута, с одной стороны, привлечением к работе комиссий независимых экспертов из отраслевых министерств, с другой стороны, введением элементов анонимности (там, где это возможно), например, при контрольном срезе знаний студентов, выпускников, при рецензировании выпускных и дипломных работ и т.п. Решению проблемы обеспечения стабильности и эффективности работы государственных и негосударственных вузов и тем самым повышению совокупного человеческого потенциала общества способствовало бы следующее: 1) расширение возможности удовлетворения потребности населения страны в высшем образовании за счет внебюджетных источников финансирования, как в государственных, так и в коммерческих вузах; 2) реализация новых программ и технологий обучения, что позволит выявить скрытые резервы и новаторские идеи преподавателей в части концептуального подхода к содержанию и организации высшего образования, новых методик и методов обучения; 3) приближение образовательной услуги к месту жительства потенциального потребителя этой услуги, что чрезвычайно актуально в условиях низких уровня жизни и мобильности населения. Это обстоятельство делает особенно важным совершенствование заочной формы подготовки и переподготовки кадров, а также введение дистанционной формы обучения с использованием современных информационных технологий; 4) формирование новых экономических подходов к управлению образовательными учреждениями; 5) признание государственных и коммерческих вузов, прошедших объективную процедуру аккредитации, равноправными социальными партнерами в формировании совокупного человеческого потенциала общества, что имеет отношение к социальной защищенности как профессорско-преподавательского состава вузов, так и выпускников; 6) привлечение из сферы коммерции дополнительных средств на обеспечение социальных нужд, в том числе на цели высшего образования; 7) предоставление возможностей дополнительного заработка работникам образования, что позволит не только поддержать профессорско-преподавательский состав вузов, но и способствовать сокращению их оттока из государственных учреждений; 8) содействие повышению качества учебно-методической работы всей системы высшего образования страны. Таким образом, проблемы финансирования и эффективной деятельности вузов связаны на данном этапе со следующими факторами:
Литература
|
![]() | Гребнев Л. С.,Нуриев Р. М. Экономика. Учебник для студентов вузов. Вита-Пресс М., 2000г | ![]() | Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях |
![]() | В современных экономических условиях акционерные общества являются одной из наиболее оптимальных форм осуществления предпринимательской... | ![]() | «Проблемы интенсификации свиноводства и птицеводства в современных экономических условиях» |
![]() | Теоретические основы анализа принятия экономических решений в современных условиях 6 | ![]() | Неформальные подходы к оценке недвижимости в современных экономических условиях 27 |
![]() | Экономическая эффективность деятельности предприятия, значение в современных условиях 6 | ![]() | Завлин П. Н., Ипатов А. А. Инновационная деятельность в условиях рынка. Спб.: Наука, 1994 |
![]() | Аннотация. Представлены особенности функционирования современных бизнес-структур в условиях гиперконкуренции | ![]() | В настоящей статье представлены промежуточные результаты многолетних исследований автора по оценке, измерению и менеджменту качества... |