Макроэкономика




НазваниеМакроэкономика
страница1/5
Дата публикации23.02.2013
Размер0.78 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
uchebilka.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

МАКРОЭКОНОМИКА




Учебно-методическое пособие


Блок 8
Государственный бюджет

Тула, 2008
Разработано преподавателем ТФ МАКБ Рыбъяновой Н.И.

Одобрено методическим советом МАКБ

Дисциплина: МАКРОЭКОНОМИКА

Блок 1. Институциональные единицы.

Блок 2. Макроэкономические показатели.

Блок 3. Сбережение и потребление.

Блок 4. Национальное богатство. Национальная экономика.

Блок 5. Теневая экономика.

Блок 6. Совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD –AS).

Блок 7. Деньги в экономике.

Блок 8. Государственный бюджет.

Блок 9. Налоги и налоговая система.

Блок 10. Макроэкономическое равновесие. Модель IS-LM.

Блок 11. Макроэкономическая политика государства.

Блок 12. Экономический рост и социальная политика.



Блок 8
Государственный бюджет



(С), ТФ МАКБ, 2008

Блок 8
Содержание блока

  1. Государственный бюджет, его дефицит и профицит.
  2. Литература




  1. Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд. – М.: МГУ, 2006.

  2. Мэнкью Г.Н. Макроэкономика. – М.: изд-во МГУ, 2006.

  3. Экономическая теория. Учебник./ Под общ.ред. Видяпина В.И. И Бродской Т.Г.- М.:ИНФРА-М, 2005.

  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 2005.

  5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М.: ИНФРА-М, 2005.



^

Курсовое задание



Задание к практическому занятию:

    1. Составьте логическую схему базы знаний по содержанию блока.

    2. Составьте терминологический словарь и перечень персоналий.

    3. Выполните все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа практического занятия.

^ Практическое занятие (деловая игра)

Тема: Развитие экономики как системы взглядов на методологию и практику.

Цель: Определить приемы и методы ситуационного подхода при решении предложенных экономических задач.

Время: 160 минут.

Участники: 3 группы студентов.

1 группа – экономисты – теоретики;

2 группа – экономисты – практики;

3 группа – эксперты.
^ I. Подготовительный этап (домашняя работа):

    1. Решите нижеприведенные экономические задачи. Обоснуйте свое решение. Сделайте соответствующие записи в рабочую тетрадь.


II. Порядок проведения практического занятия:

1. Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявление темы и цели занятия).

2. Уточнение состава учебных подгрупп.

3. В течение 10-15 минут все подгруппы обсуждают выполненное домашнее задание, выбирают наиболее лучший вариант и представляют его на защиту.

4. Защита подгруппой, выступающей в роли представителей экономистов - теоретиков, лучшего варианта одной из задач домашнего задания с целью выработки общих позиций.

5. Вопросы со стороны подгруппы, выступающей в роли теоретиков - практиков.

6. Вопросы и замечания со стороны экспертной подгруппы.

7. Ответы и дискуссии.

8. Выработка общей позиции и общего подхода к решению экономических задач.

9. Замена и защита следующими подгруппами домашнего задания.

10. Выполнение пунктов 4-9 по обсуждению задач домашнего задания.

11. Обсуждение преподавателем и старшими групп оценок участников задания.

12. Подведение итогов занятия с объявлением оценок участников практического занятия.

Задачи
Задача 1.

Определите наличие собственных оборотных средств предприятия на 01.01.2008г. при данных по балансу предприятия на эту дату:

1. Сумма капитала и резервов составила 29225 тыс. руб.

2. Долгосрочные обязательства 300 тыс. руб.

3. Сумма внеоборотных активов 25107 тыс. руб.
Задача 2.

На 01.02.2008г. на балансе предприятия находилось собственного капитала на сумму 36500 тыс. руб.

Долгосрочные кредиты банка составили на эту дату 400 тыс. руб.,

а Внеоборотные активы 18500 тыс. руб.

Требуется определить наличие собственных оборотных средств

по балансу предприятия.

Задача 3.

На начало 2008 года стоимость основных средств предприятия составила 110 млн. руб. Однако, в августе было еще введено в эксплуатацию основных фондов на 24 млн. руб. и списано устаревшего оборудования в октябре на сумму 19 млн. руб. Норма амортизационных отчислений установлена 8,5%.

Требуется определить амортизационные отчисления в амортизационный фонд предприятия.
^ Наличие собственных оборотных средств =

= Капитал и резервы + Долгосрочные обязательства – Внеоборотные активы
Задача 4.

На начало 2005 года стоимость основных производственных фондов составила 14 млн. руб. Но в марте было списано устаревших основных фондов на сумму 4 млн. руб., а новых введено в сентябре на сумму 8 млн. руб. Норма амортизации составляет 6,7%.

Требуется определить амортизационные отчисления в амортизационный фонд предприятия.

Задача 5.

Определите величину чистой прибыли предприятия при данных «Отчета о прибылях и убытках» на 01.04.2008 года:

1. Выручка от продаж, услуг 4100 тыс. руб.

2. НДС 180 тыс. руб.

3. Себестоимость проданной продукции 2300 тыс. руб.

4. Коммерческие расходы 180 тыс. руб.

5. Управленческие расходы 240 тыс. руб.

6. Проценты к получению 60 тыс. руб.

7. Прочие операционные расходы 109 тыс. руб.

8. Внереализационные доходы 46 тыс. руб.

9. Отложенные налоговые активы 8 тыс. руб.

10. Текущий налог на прибыль 24%.

Задача 6.

Данные «Отчета о прибылях и убытках» на 01.01.2005 г. составили:

1. Выручка от продажи товаров 6120 тыс. руб.

2. Себестоимость проданных товаров 4920 тыс. руб.

3. Коммерческие расходы 90 тыс. руб.

4. Управленческие расходы 109 тыс. руб.

5. Прочие операционные доходы 120 тыс. руб.

6. Прочие операционные расходы 140 тыс. руб.

7. Внереализационные расходы 70 тыс. руб.

8. Отложенные налоговые активы 104 тыс. руб.

9. Текущий налог на прибыль 24%.

Требуется определить величину чистой прибыли данного периода.

Задача 7.

Депозитный вклад на сумму 48600 руб. вложен в банк на 91 день под 8% годовых. Требуется определить начисленную клиенту сумму процентов на дату окончания срока депозитного договора.

Задача 8.

В банк на депозитный счет вложена сумма 64200 тыс. руб. на 91 день под 6% годовых. Вклад был пролонгирован еще на 91 день.

Требуется определить начисленную сумму процентов за весь срок нахождения средств в банке.

Задача 9.

Введена новая технология обработки деталей, в результате которой себестоимость изделия снизилась и составила 300 руб. против 420 руб. Дополнительные капитальные вложения определились в сумме 600 тыс. руб. Годовой выпуск изделий предусмотрен в количестве 3000 штук.

Требуется определить эффект от капитальных вложений.

Задача 10.

Произведена реконструкция технологической линии, капитальные вложения на которую составили 1500 тыс. руб. В результате себестоимость изготовления продукции снизилась с 120 руб. до 105 руб. при годовом выпуске продукции 8200 штук в год.

Требуется определить срок окупаемости капитальных вложений в реконструкцию.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Система национальных счетов и ее взаимосвязь с государственным бюджетом.

2. Управление дефицитом бюджета.

3. Формирование и назначение стабилизационного фонда.

4. Статьи расходов стабилизационного фонда.

5. Внутренний и внешний долг.

6. Меры государственного регулирования бюджетного процесса в РФ.

7. Организация финансового контроля бюджетных и межбюджетных отношений.
Вопросы к экзамену
1. Полномочия Счетной палаты РФ в области привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства

2. Полномочия Федерального Казначейства РФ в области привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства

3. Понятие бюджета, его роль

4. Что характеризует бюджет как основной финансовый план государства

5. В каких аспектах рассматривается понятие бюджета

6. Виды бюджетов по БК РФ

7. Бюджетные права Российской Федерации

8. Состав бюджетной системы РФ

9. Характеризуйте бюджетное устройство РФ

10. Виды и группы доходов бюдже­та

11. Бюджетное регулирование, его методы

12. Проведите сравнительный анализ дотации и субвенции

13. Дефицит бюджета и источники его финансирования

Терминологический словарь к блоку 8
бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;

бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;

минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации;

минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов;

бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора;

нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;

бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года;

государственный или муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа;

государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц;

внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте;

внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

^ История развития финансовой системы государства

1.Финансы рассматриваются как историческая и экономическая категории. Термин "финансы" (от лат. "financia" - наличность, доход) возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и обозначает любой финансовый платеж. В дальнейшем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образова-ния централизованных фондов денежных средств.
В энциклопедических источниках "финансы" - обобщающий экономиче-ский термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рас-сматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении и использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением и использованием денег.
В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматри-вается в двух аспектах:
- как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе соз-дания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и орга-нов местного самоуправления;
- как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций.
Группа однородных экономических отношений взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, образу-ет финансовый институт.
Местные финансы определяются как совокупность фондов денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значе-ния.
Согласно Федеральному закону "О финансовых основах местного само-управления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ ме-стные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муни-ципальные ценные бумаги и другие финансовые ресурсы. Формирование и ис-пользование местных финансов основывается на принципах самостоятельно-сти, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами и за-конами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образова-ний, другими правовыми актами органов местного самоуправления.Функции финансов: распределительная, регулирующая, контрольная.
2. Понятие "финансовая система употребляется в двух смыслах:
- как совокупность финансовых институтов;

- как совокупность финансовых учреждений страны.

В состав финансовой системы входят:

- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов

субъектов федерации) и местных бюджетов (муниципальных образований);
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Макроэкономика iconВлияние макроэкономической политики на окружающую среду Макроэкономика
Макроэкономика – наука, изучающая экономические процессы на общественном уровне (мировом, государственном, отраслевом)

Макроэкономика iconШпаргалка по макроэкономике (2004г.) Предмет дисциплины макроэкономика....

Макроэкономика iconМакроэкономика краткий конспект лекций
Макроэкономика: макроэкономические показатели, определение и измерение национального дохода, совокупный спрос и совокупное предложение,...

Макроэкономика iconТесты по курсу "макроэкономика" 104 Список литературы 153
В данном конспекте лекций по курсу «Макроэкономика» рассматриваются макроэкономические показатели, определение и измерение национального...

Макроэкономика iconТесты по курсу "макроэкономика" 104 Список литературы 153
В данном конспекте лекций по курсу «Макроэкономика» рассматриваются макроэкономические показатели, определение и измерение национального...

Макроэкономика iconРеферат По дисциплине «Макроэкономика»

Макроэкономика iconКурсовая работа По дисциплине «Макроэкономика»

Макроэкономика iconКурсовая работа по предмету макроэкономика на тему: «Международная торговля и ее роль»

Макроэкономика iconДоклад по дисциплине макроэкономика на тему «Проблемы европейской валютной интеграции»

Макроэкономика iconКурсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<