Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд




НазваниеТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
страница1/38
Дата публикации08.03.2013
Размер4.18 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38




ББК 65

Т 45

Рецензент — Семенкова Т.Г., докт. экон. наук, проф. Финансовой академии при Правительстве РФ

330

Титова Н.Е.

История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 288 с. ISBN 5-691-00008-Х.

Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической мысли. Изучение концепций и теорий отдельных школ и направлений, существовавших в прошлом и существующих в настоящем в экономической на­уке, позволяет закрепить и углубить знания, полученные в курсе экономической теории.

Для студентов экономических вузов, а также для самостоятельно изучающих историю экономических учений.

Т4306020900 — 29

14 К(03) — 97

Без объявл.

ББК 65

ISBN 5-691-00008-Х

©Н.Е. Титова, 1997

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ


История экономических учений занимает большое место в сис­теме экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Вели­ко значение истории экономических учений и в системе экономиче­ского образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации.

В литературе принято следующее определение науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникнове­ния и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи начиная с рабовладельческого общества.

Корни экономических теорий уходят в природу экономического строя, составляющего основу развития общества. «Экономические условия, - подчёркивал Ф. Энгельс, - как бы сильно ни влияли на них прочие — политические и идеологические, — являются в конеч­ном счёте всё же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает всё развитие и одна приводит к его пониманию»*
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С 175.
Связь экономических учений с экономикой общества наиболее непосредственная. Роль их в общественном развитии весьма вели­ка. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совер­шающиеся в экономике, а оказывают на них определённое воздей­ствие, способствуя общественному развитию, ускоряя или, наобо­рот замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции (например, неоклассические или кейнсианские), явились основой государствен­ных экономических программ.

Экономические учения исследуются в динамике в процессе ис­торического развития. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что история экономических учений обращена в современность. Это оп­ределяется особой актуальностью и даже злободневностью рассмат­риваемых ею вопросов, в чём одна из важных особенностей предмета истории экономических учений. Анализ экономических учений прошлых эпох не является самодовлеющим, осуществляется не ради изучения самого исторического процесса. Познание исторического прошлого способствует лучшему пониманию истоков настоящего.

В курсе лекций по истории экономических учений рассматрива­ется весь процесс эволюции экономической науки. Большое место занимает анализ классической школы, западноевропейских эко­номических учений, русской экономической мысли.*
* При подготовке пособия использованы материалы из книги: ^ Аникин А.В. Юность науки. М., 1971, а также материалы из учебных пособий по истории экономических учений доктора экономических наук, профессора М.В. Научителя.
В отечественной экономической литературе в полном объёме практически не исследованы экономические концепции благососто­яния. Между тем на Западе давно существуют специальные учеб­ники по экономике благосостояния,* любой учебник по микроэконо­мике и макроэкономике включает раздел "Welfare economics".** "Го­сударство благосостояния" в Европе считается официальной целью государственной политики.
* См:, например, Price К. Welfare Economics in Theory and Practice. Z., 1977.

** Экономика благосостояния (англ.).
Проблема индивидуального и общественного благосостояния яв­ляется фундаментальной, комплексной социально-экономической и философской проблемой, занимающей значительное место в историко-экономических, философских, социологических, статистичес­ких и других исследованиях. Известны концепции благосостояния А. Смита, Л. Вальраса, К. Менгера, В. Парето, Дж. Гобсона, А. Бергсо­на, К. Эрроу, А. Пигу, П. Самуэльсона, Дж. Гэлбрейта, У. Ростоу, К. Прайс, Э. Хансена, Г. Мюрдаля, Дж. Бьюкенена, Г. Джентиса, Ж. Сисмонди, Н.Г. Чернышевского и др. Многие из экономистов счи­тали благосостояние и пути его достижения в обществе предметом политической экономии, справедливо полагая, что сама экономиче­ская деятельность и деятельность государства должны иметь це­лью благополучие индивида и общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconКраткий курс лекций по курс “история экономических учений” Составила:...
История экономических учений является составной частью духовной культуры общества. В ней сконцентрирован познавательный опыт прошлых...

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconКурс лекций по разделу «История экономических учений» для студентов...
Дисциплина «История экономики и экономических учений» состоит из двух блоков: «История экономики» и «История экономических учений»....

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconКраткий курс лекций по курсу “История экономических учений” Составил:...
История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов научных...

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconАгапова И. И. История экономических учений: Курс лекций
Агапова И. И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юристь, 2001.– 285 с. – Ц. 14-52. (1 экз.)

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconКраткий курс лекций по курса “История экономических учений” в лекционном...
История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов научных...

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconКурс лекций по истории экономических учений
История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории экономической мысли

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconПодласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб...
П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. — М.: Гуманит изд центр владос, 2002....

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconУчебно-тематический план занятий по дисциплине «История экономических учений»
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным...

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconЦели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения...
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд iconРеферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<