Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах




Скачать 283.68 Kb.
НазваниеМетодические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах
страница1/3
Дата публикации12.08.2013
Размер283.68 Kb.
ТипАвтореферат
uchebilka.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


Академия труда и социальных отношений
На правах рукописи

ДМИТРИЕВА Светлана Ивановна
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ХОЛДИНГАХ


Специальность: 08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством: (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность); (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)»
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата

экономических наук

Москва

2009

Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента Академии труда и социальных отношений
Научный руководитель:

^ Доктор экономических наук, профессор Псарева Надежда Юрьевна


Официальные оппоненты:

Доктор экономических наук, профессор Леонтьев Борис Борисович

^ Кандидат экономических наук, доцент Замирович Елена Николаевна


Ведущая организация:

Российский государственный институт интеллектуальной собственности


Защита состоится «17» июня 2009 г. В 16 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.001.02 по присуждению ученой степени кандидата экономических наук в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, Москва, ул. Лобачевского, д. 90, аудитория № 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии труда и социальных отношений.

Автореферат разослан «15» мая 2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 602.001.02,

кандидат экономических наук, доцент Т.А. ТХОРЖЕВСКАЯ

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования заключается в следующем:

- во-первых, инновационная деятельность рассматривается сегодня как один из важнейших процессов развития российской экономки; Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым к 2020 году поставлены задачи нахождения решений, позволяющих обеспечить массовое, серийное создание инноваций, так «…чтобы доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возросла до 40–50 процентов, а доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции – до 20–25 процентов»1;

- во-вторых, значимостью инновационного потенциала в повышении конкурентоспособности промышленности России на мировых рынках, при том, что сегодня нет механизмов и инструментов для организации инновационной деятельности в промышленных холдингах, в результате чего управление инновационными проектами несовершенно; отсутствие методических подходов к выбору инновационных проектов не позволяет выявить рыночную потребность в их результатах в конкретном сегменте рынка;

- в-третьих, необходимостью формирования новой модели развития промышленности, основанной на инновационных возможностях; существующие подходы к выбору инновационных решений разобщены и плохо состыкованы друг с другом и не являются системой; недостаточно учитывается то обстоятельство, что экономические и научно-технические инновации, как индикаторы развития общества, обусловлены социальными изменениями и именно в контексте социальных изменений должны изучаться их эффекты, поэтому организация инновационной деятельности промышленного предприятия должна рассматриваться не только как парадигма управления новыми экономическими формами, но, скорее, как задача управления социально-экономическими процессами, зарождающимися не только в технической, но и в финансовой и социальной сферах;

- в-четвертых, необходимостью быстрого перехода российской промышленности на инновационный путь, в связи с чем требуется разработка инструментов и механизмов, позволяющих реализовать действия Правительства РФ по изменению структуры экономики, ориентированной на инновационное развитие.

Таким образом, системное исследование, направленное на создание методологических и методических подходов к управлению инновационной деятельностью крупных корпораций в промышленности, безусловно, является приоритетным направлением научных исследований как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

^ Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и методического обеспечения организации управления инновационной деятельностью в промышленных холдингах.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие основные задачи:

  • обзор и оценка методов и механизмов управления инновационными проектами в промышленных холдингах;

  • выявление возможности использования маркетингового подхода к управлению инновационными проектами;

  • обоснование теоретического подхода к выбору инновационного проекта на рынке с учетом адаптивного резонанса и энтропии;

  • разработка модели управления инновационной деятельностью в холдинге;

  • разработка экономико-математической модели отбора инновационных проектов для формирования программы инновационного развития;

  • разработка рекомендаций по созданию организационной структуры управления инновационной деятельностью в промышленном холдинге.

^ Объект исследования - инновационная деятельность в промышленных холдингах.

Предмет исследования – теоретические и методические основы организации инновационной деятельности промышленного холдинга с позиции обеспечения его конкурентоспособности.

^ Методологической и теоретической основой диссертации являются: а) системный подход к объекту и предмету исследования, б) основные направления и концептуальные подходы к инновационной деятельности, воплощенные в законодательных актах России, в) положения трудов российских и зарубежных ученых и специалистов, посвященные исследованию и разработке различных аспектов теории и практики управления инновационной деятельностью, в том числе при реализации инновационных проектов.

Различные аспекты инновационных процессов рассматривали российские ученые: Авдулов А.Н., Кулькин А.М., Шулус А.А., Автономов В.П., Винслав Ю.Б., Завлин П.И., Заславская Т.И., Бурлачков В.К., Канторович Л.В., Пенс И.Ш., Леонтьев Б.Б., Пригожин А.И., Псарева Н.Ю., Рудык Э.Н., Пинюгин К.О., Романов А.Н, Швандар В.А.; зарубежные исследователи: Р.Акофф, В.Беренс, Дж.Грейсон мл., Р.Друккер, Д.Кларк, Дж.Кпир, Т.Коно, Р.Коуз, Г.Менш, М.Портер, Б.Санто, Р.Фостер, В.Хартман, Й.Шумпетер и др.

В процессе исследования применялся сравнительный подход к решению поставленных задач, методы логического анализа, статистический, экспертный и другие методы научного исследования.

^ Статистической и фактологической базой исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития РФ, Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий России, первичные документы промышленных холдингов, материалы научных конференций и семинаров.

^ Научная новизна диссертации заключается в разработке модели управления инновационной деятельностью в промышленных холдингах, учитывающей свойства нелинейности инновационных процессов и обеспечивающей коммерциализацию результатов инноваций.

^ Научные результаты, характеризующие вклад соискателя в решение поставленных задач, выносимых на защиту, сводятся к следующим основным положениям:

  1. Обосновано, что трансформация знаний в стоимость компании происходит в инновационной среде, формирующейся под влиянием накопленных знаний, экономической среды функционирования бизнеса, глобализации мировой экономики. Доказано, что конкуренция на современном этапе развития рыночных отношений сосредоточена в нематериальных активах компании в большей степени, чем в стоимости продукта как такового и способности компании продавать больше продукции и генерировать большую прибыль, чем конкуренты.

  2. Установлено, что содержание инновационной стратегии развития холдинга обусловливается спецификой его деятельности и характером взаимосвязей между основными элементами организационной структуры. Сформулированы принципы формирования стратегии инновационного развития промышленного холдинга, нацеленной на достижение лидерства на рынке: развитие базы знаний для разработки инноваций; создание и актуализация исследовательских фондов; развитие механизма мотиваций поиска новых конструктивных идей; формирование нового поколения управленцев, обладающих специфическими компетенциями, позволяющими инициировать новые идеи и доводить их до коммерческого результата; систематическое совершенствование процессов обучения, стимулирующего инновационное развитие и формирующего лидерство на всех уровнях управления в холдинге.

  3. Предложена авторская концепция сущности инновационного процесса в холдингах, заключающаяся в следующем: инновационное развитие - это нелинейный процесс с отсутствием строгой последовательности в реализации его этапов - от зарождения идеи до ее коммерческой реализации; результатом отсутствия такой последовательности является отсутствие строгого аналитического представления этого процесса, обусловливающее невозможность его полной формализации. Выявлены признаки инновационных процессов, позволяющие классифицировать их на: инерционные и безинерционные; симметричные и нессиметричные; однозначные и неоднозначные; управляемые и неуправляемые.

  4. Определены основные подходы к выдвижению инновационных предложений в холдингах:

 предложения по поиску новых возможностей, формирующих масштабные изменения в концепциях организации бизнеса и стратегического маркетинга в целом по холдингу, исходящие от управляющей компании – «сверху»;

 предложения специалистов по вопросам продвижения накопленных изменений (технологические наработки, интеллектуальный капитал знаний и умений, капитал отношений и пр.) на принципиально новый уровень системного решения проблем, исходящие от дочерних обществ - «снизу»;

 комбинированные предложения, позволяющие учесть инновационный потенциал не только управляющей компании, но и потенциал дочерних обществ и выбрать среди инновационных проектов лучший.

  1. Предложены принципы организации управления инновационным развитием холдинга с учетом нелинейности инновационных процессов: а) обеспечение высокой чувствительности системы управления инновационного процесса к влиянию внешней и внутренней среды; б) наличие механизмов и инструментов самоорганизации в системе управления инновационной деятельностью холдинга; в) учет связей между причиной и следствием в нелинейном процессе, сопровождающим инновационное развитие.

  2. На основе теории адаптивного резонанса и энтропии разработана новая модель восприятия инновационного проекта рынком. Ее сущность заключается в том, что процесс создания инновационных преимуществ в экономических системах основывается на стабильности-пластичности восприятия информационных потоков, получаемых фирмой, или отдельным человеком. С учетом нелинейности инновационного развития эта информация может быть воспринята либо полностью, либо частично, либо отвергнута рынком, что дает основание строить модель оценки инноваций на базисных положениях теории информации.

  3. Разработана методика выбора инновационного проекта из множества проектов, заключающаяся в экспертной оценке факторов, влияющих на выбор такого проекта. В качестве таких факторов определены рыночные и финансовые возможности холдинга, оцениваемые через совокупность показателей. Алгоритм выбора проекта построен на определении количественных параметров, характеризующих степень достижения рыночных и финансовых возможностей инновационного проекта.

  4. Доказано, что для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организационная структура, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Предложена организационная форма управления инновационным развитием в промышленных холдингах – департамент инноваций, представляющий собой адаптивную структуру, гибко реагирующую на изменения рынка. Установлены конкурентные преимущества, получаемые холдингом при реализации предложенной организационной структуры а) создается особая инновационная среда, объединяющая инновационный потенциал дочерних и материнской компании; б) организационный дизайн исключает ситуацию, при которой сиюминутные цели не оттесняют на задний план новые идеи; в) созданная структура способна четко определять стратегическую цель и оставаться в пределах реальных возможностей в своих инновационных усилиях; г) обеспечивается представление, где искать новые идеи и как эффективно использовать их, когда они найдены; д) формируется все необходимое для реализации хорошей идеи с привлечением всех ресурсов компании.

^ Практическая значимость работы. Теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы: во-первых, для дальнейшего развития теории управления инновационными процессами, в практической деятельности холдингов по организации департаментов управления инновациями, во-вторых, при выборе инновационной идеи и при реализации инновационного проекта на любой его стадии; в-третьих, в преподавании курсов инновационного менеджмента, управления инновационными проектами, маркетинга, а также в научно-исследовательской работе соответствующих кафедр ВУЗов.

^ Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты, полученные в процессе исследования, апробированы: в докладах на конференциях: 30-й научно-практической конференции Московской государственной академии водного транспорта (Москва, 2008 г.), 59-ой научно-практической конференции Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (Москва, 2009 г.); в ОАО «Концерн радиостроения «ВЕГА» при формировании планов инновационного развития концерна; использованы в процессе преподавания учебных дисциплин.

^ Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и одного приложения. Оглавление работы выглядит следующим образом:

Введение

Глава 1. Становление и развитие инновационной деятельности в промышленности.

    1. Оценка состояния инновационной деятельности в начале ХХI века.

    2. Методы продвижения инновационных технологических продуктов.

    3. Оценка инновационных стратегий промышленных холдингов.

Глава 2. Методы и механизмы управления инновационной деятельностью в холдингах.

2.1. Управление инновационной деятельностью в холдингах.

2.2. Инструменты и методы управления инновационным процессом.

2.3. Инструменты формирования инновационных процессов в холдингах.

Глава 3. Модель управления инновационной деятельностью в промышленных холдингах.

3.1. Экономико-математические основы реализации инноваций в промышленном холдинге.

3.2. Прогнозно-экономическая модель инновационного процесса.

3.3. Оценка степени восприятия инновации рынком и выбор инновационного проекта.

3.4. Методика управления инновационным развитием промышленного холдинга.

Заключение

Список литературы

Приложение

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во      введении      обоснована      актуальность      выбранной      темы диссертационного   исследования,   сформулированы  цели   и   задачи  его проведения, определена теоретико-методологическая основа, показаны научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

^ В первой главе, «Становление и развитие инновационной деятельности в промышленности», показано, что государство инициирует инновационное развитие экономики, повышается степень эффективности проводимой государством политики стимулирования инновационного развития, что отражается в принятии законодательных актов и федеральных программ в области инноваций.

В стране действует более 4000 научно-исследовательских институтов и около 40000 независимых инновационных компаний, ведущих разработки по всему спектру наиболее востребованных на мировом рынке технологических направлений. Инновационный сектор получает мощную финансовую поддержку, которая только в 2008 году составила около 1,3 трлн. рублей, из которых 945 млрд. рублей поступило из госбюджета2.

Однако, сегодня проблема заключается в том, что организация инновационного процесса пока не совершенна по следующим причинам:

— в последние десятилетия основные ориентиры государства были направлены на добывающий сектор, а не на инновационное развитие;

— не уделялось должного внимания эффективности реализации российских инновационных разработок.

В период перехода от плановой экономики к рыночной, количество конструкторских бюро (КБ) сократилось в 4,6 раза, НИИ  — в 8 раз; количество организаций, занимающихся исследованиями и разработками, сокращается на 100 — 150 единиц ежегодно, а количество исследователей — до 7 тысяч человек в год3.

Приходится констатировать, что в России недостаточна организация инновационного бизнеса, не развита инновационная культура как таковая, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.

При переходе экономики на инновационный путь развития, на основе ретроспективного анализа, установлено:

- экономика переживает качественно новый этап в своем развитии; свидетельство этому - востребованность инноваций не отдельными предпринимателями, а национальными экономиками.

- возникла такая экономическая категория, как «человеческий капитал»; накапливая и используя его, экономические субъекты получают ренту, по содержанию идентичную доходу от вложений в ценные бумаги или от банковского кредитования; как результат, на национальном и международном уровнях обостряется борьба за присвоение названной ренты, а значит, за права собственности на человеческий капитал.

- «провалы рынка» в инновационной сфере вынуждают государственные органы развитых стран в случае необходимости принимать на себя часть расходов и ответственности, регулировать направления рынка инноваций и быстро реагировать на изменение ситуации, поэтому принципиально важно определить меру участия публичных институтов (государственных, региональных, муниципальных), а также общественных организаций в развитии бизнеса.

Показано, что экономике инноваций присуща своя форма накопления, собственная структура богатства и особые критерии оценки эффективности накопления. То, что считалось ростом в системе индустриального общества, не является таковым в современных условиях, поскольку не любой экономический рост приводит к инновационному развитию и не любой рост основан на инновациях.

Выявлено, что в последние годы наблюдается усиление практической деятельности законодательных и исполнительных органов Российской Федерации в области инноваций, а также активизация усилий бизнеса в этой области. В 2006 г. создана Национальная Ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) в рамках президентской программы поддержки инноваций в России. Ее учредителями выступили институты Российской Академии Наук, отраслевые государственные предприятия, крупнейшие инновационные компании, коллективы разработчиков перспективных инновационных технологий.

В целях обеспечения условий для большей эффективности научно-технической и инновационной деятельности в рамках Межведомственной программы активизации инновационной деятельности создано или находится в различных стадиях формирования 38 инновационно-технологических центров (ИТЦ) в различных регионах4. Финансирование ИТЦ на стадии их формирования осуществляется из бюджета Министерства образования и науки России, средств бюджетов субъектов РФ, Российского фонда технологического развития и фонда Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В дальнейшем ИТЦ развивались за счет реализации продукции. Однако практическое отсутствие законодательно установленных льгот для инвестиций в инновационный процесс осложняет и тормозит широко­масштабное развитие инновационной деятельности в России.

Установлено, что существующая система налогообложения не стимулирует НИОКР в промышленности. Цель особого налогообложения затрат на НИОКР состоит в том, чтобы путем снижения фактических предельных издержек на НИОКР активизировать частные инвестиционные усилия в области НИ­ОКР. Это наглядно прослеживается в таких странах, как Япония, Франция, Великобритания, Италия, Швеция, Корея.

Автором показано, что российские инновации в создание нового продукта слишком часто бывают случайными. Отдельные циклы инновационного производства разобщены и плохо состыкованы друг с другом. Поэтому созданные в России элементы инновационной инфраструктуры пока не играют определяющей роли в продвижении соответствующих проектов, масштабы и отдача инновационной деятельности остаются весьма низкими.

В этой связи автор на примере компаний «Сибур», «Югорский лесопромышленный комплекс», ГК «Белая дача», ОАО «Сибирский аграрный холдинг», ОАО РАО «ЕЭС России» исследует формы и методы управления инновационными проектами.

В работе определены общие тенденции развититя инновационно-ориентированных компаний:

- стремление быть лидерами отрасли;

- определение основных принципов финансового, экономического и технико-технологического планирования для повышения эффективности деятельности;

- утверждение инновационных и инвестиционных программ, контроль за эффективностью использования инвестиций, формирование инвестиционной политики на основе конкурсности проектов;

- организационное проектирование и создание корпоративных механизмов управления инновационными проектами;

- изменение организационной структуры, отражающее переход к инновационной модели развития холдинга.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconПрограмма и методические указания к курсу
Сущность, классификация и кодирование инноваций. Характеристика инновационной деятельности. Виды инновационной деятельности. Классификация...

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconУчебного процесса в 2011 году Методические материалы для слушателей...
Методические рекомендации «Основы инновационной деятельности и механизмы реализации»

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconПриказ от 7 октября 2009 г п. Советский №180 Об организации работы...
В соответствии с Положением о порядке осуществления инновационной образовательной деятельности, утверждённым приказом Министерства...

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconВнутренние резервы активизации инновационной деятельности промышленных предприятий Украины
Авторы данной статьи предлагают к рассмотрению различные варианты и способы модификации организационной структуры предприятия как...

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconМетодические основы управления стратегиями диверсификации промышленных предприятий
Формирование методических основ управления стратегиями диверсификации предлагается вести в соответствии с алгоритмом, уточнив его...

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconОтчет об инновационной деятельности тпп крыма за 2011 год
В целях содействия инновационному развитию региона, Торгово-промышленная палата Крыма осуществляла в 2011 году последовательную работу...

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconАнализ инфраструктуры инновационной деятельности региона
Основные нормативные документы, регламентирующие развитие инновационной деятельности в Донецкой области

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconОценка эффективнсти инновационной деятельности ОАО «НК» 32
Сущность инновационной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики 4

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconВопросы к экзамену цели и направления инновационной деятельности в современных условиях
Информационное обеспечение выбора приоритетных направлений инновационной деятельности

Методические основы организации инновационной деятельности в промышленных холдингах iconВопросы к экзамену цели и направления инновационной деятельности в современных условиях
Информационное обеспечение выбора приоритетных направлений инновационной деятельности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<