Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория»




Скачать 440.32 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория»
страница1/4
Дата публикации02.10.2013
Размер440.32 Kb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ

И СПОРТА УКРАИНЫ

Полтавский национальный технический университет

имени Юрия Кондратюка
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ


Методические рекомендации

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО КУРСУ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ

СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ПОДГОТОВКИ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ



ПОЛТАВА 2012
Методические рекомендации к семинарским заняттям та самостоятельной работе по курсу «Экономическая теория» для иностранных студентов неэкономического направления подготовки всех форм обучения. – Полтава: ПолтНТУ, 2012. – С. 28.
Составители: Л.М. Титаренко, к.э.н., доцент;

С.В. Глоба, ст. преподаватель
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономической теории и региональной экономики В.П. Дубищев, д.э.н., професор.

Рецензенты: Б.Я. Кузняк, д.э.н., профессор.


Утверждено научно-методическим

советом университета

Протокол № от 2012
Корректор И.Л. Петренко
77.03.17.04


^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Введение. Цель и задачи дисциплины

Методические указания к дисциплине «Экономическая теория» разработаны в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра неэкономического направления

Предметом изучения «Экономической теории» являются закономерности развития экономических систем, экономические законы и принципы их функционирования, действия людей, направленные на эффективное хозяйствование в условиях ограниченных экономических и природных ресурсов, особенности рыночных преобразований экономики Украины, современные процессы глобализации экономической жизни общества.

^ Основной целью преподавания курса является формирование у будущих менеджеров глубоких экономических знаний, логики современного экономического мышления и экономической культуры, адекватных условиям страны с рыночными отношениями, обучение студентов базовым методам анализа экономических процессов, умению принимать обоснованные решения по поводу экономических проблем, связанных с их будущей профессиональной деятельностью.

Основными задачами дисциплины являются:

• познания экономической теории как науки, ее предмета, методов и функций;

• раскрытие основного содержания современных школ экономической теории;

• анализ закономерностей развития рыночной экономики как основы функционирования различных современных хозяйственных систем;

• характеристика основных черт и особенностей развития переходных экономик;

• раскрытие закономерностей общественного воспроизводства, экономического роста и циклических колебаний в экономике, современные процессы глобализации мирохозяйственных связей и пути решения общецивилизационных проблем человечества.

1.2. Междисциплинарные связи: исходная, предшествует изучению дисциплин «Макроэкономика» и «Микроэкономика».
^ 2. Тематика и содержание практических занятий.

№ п/п

Тема практических занятий

Содержание каждого занятия

Часы

1

Предмет и функции экономической теории. Движущие силы экономического развития

1. Зарождение и основные этапы развития экономической науки. 2. Предмет и функции экономической теории. 3. Методы экономических исследований. 4. Экономические категории, законы и принципы

2

2

Экономическая система общества. Отношения собственности

1. Сущность и главные элементы экономической системы. 2. Формационный и цивилизационный подход к процессам общественного развития. 3. Типы экономических систем и национальные модели современной рыночной экономики. 4. Место и роль собственности в экономической системе. Типы, виды и формы собственности

2

3

Формы организации общественного производства и их эволюция. Теория денег

1. Сущность и уровни разделения труда. Факторы разделения труда. 2. Натуральное хозяйство и товарное производство. 3. Товар и его свойства. Теории собственности. 4. Развитие обмена и его формы. Возникновение денег. 5. Сущность и функции денег

2

4

Рыночная экономика; суть, функции и структура. Субъекты рыночной экономики

1. Суть и функции ринка. Условия его формирования и развития. 2. Сущность, виды и структура современного рынка. 3. Основные субъекты рыночной экономики. 4. Спрос и предложение. Теория рыночного равновесия

2

5

Конкуренция и монополия в рыночной экономике

1. Конкуренция в экономике: сущность, субъекты, значение. 2. Чистая (совершенная) конкуренция. 3. Монополистическая конкуренция. 4. Олигополия. Ценовые войны. 5. Чистая монополия. Ценовая дискриминация. 6. Регулирование конкуренции государством

2

6

Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике. Издержки производства и прибыль

1. Сущность и главные черты предприятий. Классификация предприятий. 2. Воспроизведение предприятия: издержки и доходы. Амортизация. 3. Сущность и функции предпринимательства. 4. Виды предпринимательской деятельности (производственное предприятие, коммерческое предприятие, финансовое предприятие, посредничество, страховой бизнес, венчурный бизнес)

2

7

Доходы, их источники и распределение

1. Сущность и значение доходов. Классификация доходов. 2. Функциональный распределение доходов: рента, процент, заработная плата, прибыль. 3. Персональное распределение доходов. Семейные доходы: формирование и использование. 4. Дифференциация доходов населения. Причины и последствия неравномерности распределения доходов населения

2

8

Национальная экономика. Показатели национальной экономики

1. Национальная экономика: сущность и признаки. Секторы национальной экономики. 2. Социально-экономические функции государства. Методы и формы государственного регулирования экономики. 3. Государственный бюджет, его формирование и использование. 4. Налоговая система. Виды налогов. Налоговая политика государства. 5. Измерение объемов национального производства (ВВП, ВНП, ЧНП, НД). Варианты расчета ВВП. Номинальный и реальный ВВП.

2

9

Динамика национального производства. Занятость и безработица. Инфляция

1. Сущность общественного воспроизведения. Формы общественного воспроизведения: простое, расширенное и суженое воспроизведение. Экономический рост: сущность, типы и факторы. 2. Цикличность экономического развития. Главные характеристики циклов. Причины экономических циклов и их продолжительность. 3. Рынок труда как регулятор занятости. Предложение рабочей силы. Спрос на труд. Цена труда.

4. Показатели рынка труда. Типы, причины и издержки безработицы. 5. Понятие инфляции и ее измерение. Виды, формы и причины инфляции

1

10

Закономерности развития мирового хозяйства

1. Современное мировое хозяйство, его сущность, этапы становления и структура. Международное разделение труда. 2. Формы международных экономических отношений: мировая торговля; международные валютно-финансовые отношения; международное движение капиталов; миграция рабочей силы. 3. Глобализация мирохозяйственных связей и общие цивилизационные проблемы человечества

1

3. План и продолжительность семинарских занятий.

Семинарское занятие № 1 (2 ч)

Тема. Предмет, методы и функции экономической теории

Вопросы для обсуждения

1. Зарождение и основные этапы развития экономической науки.

2. Предмет и функции экономической теории.

3. Методы экономических исследований.

4. Экономические категории, законы и принципы.

5. Потребности и интересы как движущие силы экономического развития. Классификация потребностей и интересов.
Вопросы для самостоятельной работы

1. Экономические ресурсы и факторы производства. Редкость и альтернативность ресурсов.

2. Производство – материальная основа удовлетворения потребностей. Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей.

Задания для самоконтроля

Теоретические вопросы

1. Что повлекло возникновение и развитие экономической науки?

2. Охарактеризуйте современные направления экономической науки.

3. Что Вы понимаете под социально-экономическими приоритетами общества?
Темы рефератов

1. Развитие экономической мысли в Украине.

2. Роль экономической теории в обосновании характера современных социально-экономических преобразований в Украине.

3. Современные школы экономической теории.

4. Производство – материальная основа удовлетворения потребностей. Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей.
^ КАТЕГОРИИ ДЛЯ УСВОЕНИЯ: предмет экономической теории, абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, микроэкономика, мезоекономика, макроэкономика, мегаэкономика, потребности, интересы, эффективность экономики, полезность, оптимальный выбор, природные ресурсы, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, земля, труд, капитал, предпринимательский талант, информация, абсолютная и относительная ограниченность ресурсов, кривая производственных возможностей, взаимозаменяемость ресурсов.

^ ЛИТЕРАТУРА (основная):1,2, 4.

ЛИТЕРАТУРА (дополнительная):

  1. Бордиков М. Классическая теория ценности: современное звучание нерешенных проблем / М. Бордиков // Вопросы экономики – 2009. – № 7.

  2. Коландер Д. Революционное значение теории сложности и будущее экономической науки / Д. Коландер //Вопросы экономики – 2009. – № 1.

  3. Лекарь С. К вопросу о зоздании больших обезличенных неагрегированых баз данных о потреблении, производстве и распределении главных рерурсов / С. Лекарь //Экономист – 2012 – № 3.

  4. Московский А. Институционализм: теория, основа принятия решений, метод критики / А. Московский //Вопросы экономики – 2009. – № 3.

  5. О,Хара Ф. Современные принципы неортодоксальной политической экономии / Ф. О,Хара //Вопросы экономики – 2009. – №12.

  6. Фролов М. Экономическая теория в прикладных экономических исследования / М. Фролов // Вопросы экономики – 2009. – №12.

  7. Эггертссон Т. Знания и теория институциональных изменений /Т.Эггертссон //Вопросы экономики. – 2011. – № 7. С. 4-6.


Семинарское занятие № 2 (2 ч)

Тема. Экономическая система общества. Отношения собственности

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и основные элементы экономической системы. Производительные силы и экономические отношения.

2. Формационный и цивилизационный подходы к процессам общественного развития.

3. Типы экономических систем и национальные модели современной рыночной экономики.

4. Место и роль собственности в экономической системе. Типы, виды и формы собственности.

Задания для самоконтроля

Теоретические вопросы

1. По каким критериям может происходить классификация экономических систем?

2. Как форма собственности влияет на тип экономической системы?

3. Что означает стабильность экономической системы?

4. В чем заключается сущность экономического содержания собственности?
Практическое задание

На своих собраниях трудовой коллектив государственного предприятия решил сменить форму собственности. Были выдвинуты предложения: а) создать арендное предприятие; б) организовать акционерное общество; в) выкупить предприятие за счет рабочих.

В любом из этих случаев речь идет о приватизации государственной собственности?
Темы рефератов

1. Основные этапы развития и гуманистическая направленность цивилизационного процесса.

2. Национальные модели современной рыночной экономики.

3. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике.

4. Современная цивилизация и информационная стадия ее развития.

5. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.

6. Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики.

7. Роль и значение государственной собственности в рыночной системе хозяйствования.

8. Принципы частной собственности и свободы предпринимательства в рыночной экономике.
^ КАТЕГОРИИ ДЛЯ УСВОЕНИЯ: формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное, неоиндустриальне (информационное) общество, экономическая система, производительные силы, экономические отношения, хозяйственный механизм, традиционная экономика, рыночная экономика, трансформационная (переходная) экономика, смешанная экономика, централизованно-плановая экономика, собственность, частная собственность, государственная собственность, коллективная собственность, права собственности в экономике, отношения собственности, субъекты права собственности, объекты права собственности, разгосударствление, приватизация, коммерциализация.

^ ЛИТЕРАТУРА (основная): 1,2,4.

ЛИТЕРАТУРА (дополнительная):

  1. Бурлачков В. Турбулентность экономических процессов: теоретические аспекты / В. Бурлачков // Вопросы экономики – 2009. – № 5.

  2. Глазьев С. Мировой экономический кризис: как процесс смены технодогических укладов / С. Глазьев //Вопросы экономики – 2009. – № 3.

  3. Киндзерский Ю. Дилемы модернизации: к определению ее содержания, целей и стратегии в общественно-экономическом преобразовании / Ю. Киндзерский //Экономист – 2012 – № 3.

  4. Розманский И. Неопределенность и институциональлная эволюция в сложных экономических системах: посткейнсианский подход / И. Розманский // Вопросы экономики – 2009. – № 6.

  5. Клинов В. Экономическая теория и проблемы современного развития /Г.В. Колодко. Глобализация, трансформация, кризис – что дальше?.Москва, «Магистр», 2011. – 176 с.


Семинарское занятие № 3 (2 ч)

Тема. Формы организации общественного производства и их эволюция. Теория денег

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и уровни разделения труда. Факторы разделения труда.

2. Натуральное хозяйство и товарное производство.

3. Товар и его свойства. Теории стоимости.

4. Развитие обмена и его формы. Возникновение денег.

5. Сущность и функции денег.
Вопросы для самостоятельной работы

1. Теоретические концепции возникновения и сущности денег.

2. Структура денежной массы. Денежные агрегаты.

Задания для самоконтроля

Теоретические задания

1. Какие условия необходимы для возникновения и развития товарного производства?

2. Назовите общие и специфические черты простого и общего товарного производства.

3. Какая разница между товарами и услугами; товарами и деньгами?

4. Что входит в состав денежной системы государства?
Практическое задание

1. Рассчитайте количество денег, необходимых для обращения, если годовой объем продаж составляет 100 млрд. дол., а скорость вращения доллара - 5?

2. Как изменится количество необходимых для обращения денег, если годовой объем продаж и скорость оборота денежной единицы увеличатся в два раза?
Темы рефератов

1. Особенности товарно-денежных отношений в условиях азиатского, античного и феодального способов производства.

2. Деньги и бартер в современной экономике.

3. Электронные деньги и формы их использования.

4. Закона денежного обращения К. Маркса и И. Фишера.
^ КАТЕГОРИИ ДЛЯ УСВОЕНИЯ: разделение труда, специализация, общественное разделение труда, факторы разделения труда, натуральное хозяйство, товар, товарное производство, бартер, экономический закон обособления товаропроизводителей, деньги, всеобщий эквивалент, эволюционная и рационалистическая концепции возникновения денег, денежные системы, золотой стандарт, эмиссия, функции денег, номинальная и реальная стоимость денег, монета, вексель, банкнота, чек, биметаллизм, монометаллизм, масштаб цен, наличные и кредитные деньги.

^ ЛИТЕРАТУРА (основная): 1,2,3,6,7.

ЛИТЕРАТУРА (дополнительная):

  1. Архангельский Ю. Инфляция и возможные меры ее предупреждению / Ю. Архангельский //Эеокономист.– 2012. – № 4.

  2. Бурлачков В. Воспроизводство и монетарная сфера // Вопросы экономики. – 2009. – № 5.

  3. Столбов М. Эволюция монетарных теорий диловых циклов / М. Столбов //Вопросы экономики. – 2009. – № 1.

  4. Кочергин Д. Мировой опыт регулирования в сфере электронных денег / Д. Кочергин // МЭ и МО. – 2009. – №4. – С.94–101.

  5. Андрюшин С. Приоритеты денежно-кредитной политики центрального банка в новых условиях /С. Андрюшин, В.Кузнецова //Вопросы экономики. – 2011. – № 6. – С.57-59


Семинарское занятие № 4 (2 ч)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономической теории и региональной экономики В. П. Дубищев, д э н., професор

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» iconМетодические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу
Не менее важной целью курса является прививание магистрантам базовых навыков использования философской методологии при рассмотрении...

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» icon«политико-экономическая история зарубежных стран» для студентов-иностранцев...
Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Политико-экономическая история зарубежных стран» для студентов-иностранцев...

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» iconМетодические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе...
Цель курса – познакомить магистрантов с философией и методологией научного познания ХIХ-ХХІ веков, с основными философскими школами...

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» iconУчебное пособие к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсам «Философия» и«Социальная...

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» iconМетодические материалы к семинарским занятиям и самостоятельной работе...
Украинская культура периода казацко – гетманской государственности (ХVІІ-ХVІІІ в в.)

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по...
Потребительские блага, их структура и взаимосвязь с потребностями. Закон возвышения потребностей 18

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» iconН. В. Гринева Методические указания к практическим занятиям, расчетно-графическим...
Методические указания к практическим занятиям, расчетно-графическим работам и самостоятельной работе по дисциплине Инженерная

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» iconМетодические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям...
Методические рекомендации рассчитаны для студентов фармацев-тического факультета медицинских вузов для самостоятельной подго-товки...

Методические рекомендации к семинарским занятиям та самостоятельной работе по курсу «экономическая теория» iconФилософия методические указания к семинарским занятиям для студентов...
Философия: методические указания к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских факультетов. Донецк: Доннму, 2010. с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<