Скачать 440.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Методические рекомендации К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ![]() ПОЛТАВА 2012 Методические рекомендации к семинарским заняттям та самостоятельной работе по курсу «Экономическая теория» для иностранных студентов неэкономического направления подготовки всех форм обучения. – Полтава: ПолтНТУ, 2012. – С. 28. Составители: Л.М. Титаренко, к.э.н., доцент; С.В. Глоба, ст. преподаватель Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономической теории и региональной экономики В.П. Дубищев, д.э.н., професор. Рецензенты: Б.Я. Кузняк, д.э.н., профессор. Утверждено научно-методическим советом университета Протокол № от 2012 Корректор И.Л. Петренко 77.03.17.04 ^ 1. Введение. Цель и задачи дисциплины Методические указания к дисциплине «Экономическая теория» разработаны в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра неэкономического направления Предметом изучения «Экономической теории» являются закономерности развития экономических систем, экономические законы и принципы их функционирования, действия людей, направленные на эффективное хозяйствование в условиях ограниченных экономических и природных ресурсов, особенности рыночных преобразований экономики Украины, современные процессы глобализации экономической жизни общества. ^ преподавания курса является формирование у будущих менеджеров глубоких экономических знаний, логики современного экономического мышления и экономической культуры, адекватных условиям страны с рыночными отношениями, обучение студентов базовым методам анализа экономических процессов, умению принимать обоснованные решения по поводу экономических проблем, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Основными задачами дисциплины являются: • познания экономической теории как науки, ее предмета, методов и функций; • раскрытие основного содержания современных школ экономической теории; • анализ закономерностей развития рыночной экономики как основы функционирования различных современных хозяйственных систем; • характеристика основных черт и особенностей развития переходных экономик; • раскрытие закономерностей общественного воспроизводства, экономического роста и циклических колебаний в экономике, современные процессы глобализации мирохозяйственных связей и пути решения общецивилизационных проблем человечества. 1.2. Междисциплинарные связи: исходная, предшествует изучению дисциплин «Макроэкономика» и «Микроэкономика». ^
3. План и продолжительность семинарских занятий. Семинарское занятие № 1 (2 ч) Тема. Предмет, методы и функции экономической теории Вопросы для обсуждения 1. Зарождение и основные этапы развития экономической науки. 2. Предмет и функции экономической теории. 3. Методы экономических исследований. 4. Экономические категории, законы и принципы. 5. Потребности и интересы как движущие силы экономического развития. Классификация потребностей и интересов. Вопросы для самостоятельной работы 1. Экономические ресурсы и факторы производства. Редкость и альтернативность ресурсов. 2. Производство – материальная основа удовлетворения потребностей. Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей. Задания для самоконтроля Теоретические вопросы 1. Что повлекло возникновение и развитие экономической науки? 2. Охарактеризуйте современные направления экономической науки. 3. Что Вы понимаете под социально-экономическими приоритетами общества? Темы рефератов 1. Развитие экономической мысли в Украине. 2. Роль экономической теории в обосновании характера современных социально-экономических преобразований в Украине. 3. Современные школы экономической теории. 4. Производство – материальная основа удовлетворения потребностей. Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей. ^ : предмет экономической теории, абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономико-математическое моделирование, микроэкономика, мезоекономика, макроэкономика, мегаэкономика, потребности, интересы, эффективность экономики, полезность, оптимальный выбор, природные ресурсы, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, земля, труд, капитал, предпринимательский талант, информация, абсолютная и относительная ограниченность ресурсов, кривая производственных возможностей, взаимозаменяемость ресурсов. ^ основная):1,2, 4. ЛИТЕРАТУРА (дополнительная):
Семинарское занятие № 2 (2 ч) Тема. Экономическая система общества. Отношения собственности Вопросы для обсуждения 1. Сущность и основные элементы экономической системы. Производительные силы и экономические отношения. 2. Формационный и цивилизационный подходы к процессам общественного развития. 3. Типы экономических систем и национальные модели современной рыночной экономики. 4. Место и роль собственности в экономической системе. Типы, виды и формы собственности. Задания для самоконтроля Теоретические вопросы 1. По каким критериям может происходить классификация экономических систем? 2. Как форма собственности влияет на тип экономической системы? 3. Что означает стабильность экономической системы? 4. В чем заключается сущность экономического содержания собственности? Практическое задание На своих собраниях трудовой коллектив государственного предприятия решил сменить форму собственности. Были выдвинуты предложения: а) создать арендное предприятие; б) организовать акционерное общество; в) выкупить предприятие за счет рабочих. В любом из этих случаев речь идет о приватизации государственной собственности? Темы рефератов 1. Основные этапы развития и гуманистическая направленность цивилизационного процесса. 2. Национальные модели современной рыночной экономики. 3. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике. 4. Современная цивилизация и информационная стадия ее развития. 5. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека. 6. Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики. 7. Роль и значение государственной собственности в рыночной системе хозяйствования. 8. Принципы частной собственности и свободы предпринимательства в рыночной экономике. ^ : формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное, неоиндустриальне (информационное) общество, экономическая система, производительные силы, экономические отношения, хозяйственный механизм, традиционная экономика, рыночная экономика, трансформационная (переходная) экономика, смешанная экономика, централизованно-плановая экономика, собственность, частная собственность, государственная собственность, коллективная собственность, права собственности в экономике, отношения собственности, субъекты права собственности, объекты права собственности, разгосударствление, приватизация, коммерциализация. ^ основная): 1,2,4. ЛИТЕРАТУРА (дополнительная):
Семинарское занятие № 3 (2 ч) Тема. Формы организации общественного производства и их эволюция. Теория денег Вопросы для обсуждения 1. Сущность и уровни разделения труда. Факторы разделения труда. 2. Натуральное хозяйство и товарное производство. 3. Товар и его свойства. Теории стоимости. 4. Развитие обмена и его формы. Возникновение денег. 5. Сущность и функции денег. Вопросы для самостоятельной работы 1. Теоретические концепции возникновения и сущности денег. 2. Структура денежной массы. Денежные агрегаты. Задания для самоконтроля Теоретические задания 1. Какие условия необходимы для возникновения и развития товарного производства? 2. Назовите общие и специфические черты простого и общего товарного производства. 3. Какая разница между товарами и услугами; товарами и деньгами? 4. Что входит в состав денежной системы государства? Практическое задание 1. Рассчитайте количество денег, необходимых для обращения, если годовой объем продаж составляет 100 млрд. дол., а скорость вращения доллара - 5? 2. Как изменится количество необходимых для обращения денег, если годовой объем продаж и скорость оборота денежной единицы увеличатся в два раза? Темы рефератов 1. Особенности товарно-денежных отношений в условиях азиатского, античного и феодального способов производства. 2. Деньги и бартер в современной экономике. 3. Электронные деньги и формы их использования. 4. Закона денежного обращения К. Маркса и И. Фишера. ^ : разделение труда, специализация, общественное разделение труда, факторы разделения труда, натуральное хозяйство, товар, товарное производство, бартер, экономический закон обособления товаропроизводителей, деньги, всеобщий эквивалент, эволюционная и рационалистическая концепции возникновения денег, денежные системы, золотой стандарт, эмиссия, функции денег, номинальная и реальная стоимость денег, монета, вексель, банкнота, чек, биметаллизм, монометаллизм, масштаб цен, наличные и кредитные деньги. ^ основная): 1,2,3,6,7. ЛИТЕРАТУРА (дополнительная):
Семинарское занятие № 4 (2 ч) |
![]() | Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономической теории и региональной экономики В. П. Дубищев, д э н., професор | ![]() | Не менее важной целью курса является прививание магистрантам базовых навыков использования философской методологии при рассмотрении... |
![]() | Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Политико-экономическая история зарубежных стран» для студентов-иностранцев... | ![]() | Цель курса – познакомить магистрантов с философией и методологией научного познания ХIХ-ХХІ веков, с основными философскими школами... |
![]() | Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсам «Философия» и«Социальная... | ![]() | Украинская культура периода казацко – гетманской государственности (ХVІІ-ХVІІІ в в.) |
![]() | Потребительские блага, их структура и взаимосвязь с потребностями. Закон возвышения потребностей 18 | ![]() | Методические указания к практическим занятиям, расчетно-графическим работам и самостоятельной работе по дисциплине Инженерная |
![]() | Методические рекомендации рассчитаны для студентов фармацев-тического факультета медицинских вузов для самостоятельной подго-товки... | ![]() | Философия: методические указания к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских факультетов. Донецк: Доннму, 2010. с |