Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.»




Скачать 356.5 Kb.
НазваниеКурсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.»
Дата публикации12.03.2013
Размер356.5 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Европейский союз

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра экономики КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу “МАКРОЭКОНОМИКА” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» Руководитель: Выполнила: Преподаватель Студентка гр.971501 Майракова Морозова Галина Наталья Павловна Борисовна МИНСК 2000 План Введение…………………………………………………………...2 I. Необходимость и сущность интеграции…………………..5 II. Создание Европейского союза II.I.Предпосылки создания ЕС…………………………….10 II.II.Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ……………………..13 II.III.Развитие сообществ в единый европейский рынок………………………………………...16 II.IV.Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза ………………………...21 III. Перспективы III.I.Евро……………………………………………………22 III.II.Расширение Европейского союза…………………..30 Заключение………………………………………………………..36 Приложение 1……………………………………………………..38 Список литературы……………………………………………….39 ВВЕДЕНИЕ В своей курсовой я хочу рассказать о проблеме интеграции, и вчастности об итоге этого процесса в Европе: о Европейском союзе.Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мираи процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения наоснове общих экономических, политических и социальных интересов. СтраныСоюза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному иэкономическому прогрессу. В частности, это достигается путем созданияпространства без внутренних границ, укрепления экономического исоциального единства и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более, чем 369 миллионов европейцевобеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в такихобластях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика иохрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатываетвнешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все болееважную роль на международной арене путем проведения единой внешнейполитики и политики безопасности. Интересы европейцев на международном уровне представляются рядомобщих институтов: Совет Министров, состоящий из пятнадцати глав государств иправительств стран-членов ЕС является основным органом принятия решений. Онвыдвигает широкие политические инициативы и определяет основныенаправления политики. В зависимости от обсуждаемых вопросов, Советсостоит из тех министров стран-членов, которые отвечают за данную область. Председатель и 19 членов Европейской Комиссии контролируют выполнениеЕвропейских Договоров. Европейская Комиссия выполняет решения СоветаМинистров и обладает правом инициативы по подготовке и выдвижениюпроектов общих законодательных актов. Комиссия имеет исполнительныйаппарат, а также управляет такими программами, как Тасис. Европейский Парламент является собранием из 626 депутатов, напрямуюизбираемых гражданами стран-членов. Депутаты изучают законопроекты иутверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров поконкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и ЕвропейскойКомиссии. Какие же страны входят в состав ЕС? В число пятнадцати государств, образующих Европейский Союз, входят: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия,Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Финляндия,Франция. Эти страны объединяют огромные территории, людские и материальныересурсы, и нельзя не оценивать той роли, которую играет ЕС в жизни всехевропейских стран. Поэтому я и заинтересовалась созданием, развитием иперспективами Европейского союза и соответственно попытаюсь передать этузаинтересованность через эту работу. В моей работе три основных главы: I.Процесс интеграции II.Создание Европейского союза III.Перспективы развития ЕС. В первой главе я попытаюсь раскрыть сущность интеграции, её причины ив последующих главах покажу результат-создание и развитие Европейскогосоюза. I.НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ. В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, тоесть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых иинституциональных систем, и количество экономических союзов и единыхтаможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, какподобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения ина мировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции и о путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимоизучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции,внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран,положительные и отрицательные моменты для конкретного государства,связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволитизбежать многих ошибок в будущем, и будет способствовать болееуверенному продвижению по пути экономической интеграции «вглубь» и«вширь». Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основныхобъективных условий. Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развитияпромышленности, делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, всеболее заинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрированиевозможно и необходимо лишь между странами, имеющими развитуюобрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли.Что же касается менее развитых стран, производящих и экспортирующихпреимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другуне как взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Импочти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-заотсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногиепроизводимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем,какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянныхфинансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу какправительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимнаяторговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортерыони гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг кдругу. Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношениистраны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что ихэкономика является не командно-распределительной и жесткоцентрализованной, где действуют искусственные цены, плановые издержкипроизводства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной идецентрализованной, где главными действующими лицами являются нечиновники, а частные предприниматели. В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимымпроцессом лишь при наличии в государствах- партнерах высокоразвитой ипрочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать иобеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различныхгрупп населения и гарантировать верховенство права над волей сильных мирасего. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политикаостаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие состороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытиетаможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономическойполитики, ни создание наднациональных фондов для финансированиямероприятий такой политики. Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая изучаствующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственныеинтересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причинсуществует великое множество, в частности желание, получить доступ назарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, а также доступк более дешёвым производственным ресурсам, улучшить условия торговли,сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивогоэкономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции, которыеохотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели,как-то: налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной иполитической областях, увеличение своего влияния на мировой политической иэкономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваютсягораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитыестраны видят в интеграции способ приобщения к экономическому итехнологическому опыту более богатых соседей, а также гарантиюполитической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ. Помимо всего вышеперечисленного, интеграция одних стран создаётнесколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этотпроцесс. Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, чтов государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаютсяположительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста изанятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодамиинтеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служитьразгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС,заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских стран с Мексикой после её вступления в НАФТА. Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участницинтеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг надруга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает ихприсоединяться к интеграционному процессу. К сожалению, для участия в интеграционном процессе мало одних добрыхнамерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всехобластях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близостьуровней экономического развития и общность экономического и политическогостроя, поскольку очень сложно найти возможность взаимовыгодного иравноправного сотрудничества между полуфеодальными нищими диктатурами иразвитой гуманной демократией с сильной и свободной экономикой. Не менееважна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так какбез взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любоеобъединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическаяблизость стран-участников объединения, поскольку она способствует болеебыстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. Первым этапом интеграции является заключение торговых соглашенийна двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений– в снижениивнутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары иуслуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, неучаствующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти мерыдопускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные науглубление интеграционного процесса. Торговые соглашения возникли в результате развития международногопереговорного процесса в области торговых соглашений. Первые двухсторонниеторговые соглашения начали заключаться США в 30-х гг., после отмены АктаСмута-Холи о таможенной политике США после окончания Второй мировойвойны появились первые многосторонние торговые соглашения. Вторым этапом интеграции является создание зоны свободнойторговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участницсоглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономностьсвоей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятиетаможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаютсяна продукты сельского хозяйства. На этом уровне возможно также созданиенебольшого координационного совета. К зонам свободной торговли относятся: Европейская ассоциация свободной торговли EFTа (Австрия, Финляндия,Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.; Европейская экономическая зона EEа (страны Европейского союза,Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994г.; Североамериканская зона свободной торговли NAFTа (США, Мексика,Канада), существующая с 1994г. и др. Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Онхарактеризуется тем, что государства-участники отменяют национальныетаможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенныхпошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьимстранам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза иполную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общихкоординирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров. Например, Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика,Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа) 1961г. К четвёртому уровню интеграции относится общий рынок. Онпредусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещениятоваров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: трудаи капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычнопроисходит на уровне встреч глав государств. Например, Андский общий рынок (Боливия, Колумбия, Эквадор, Кувейт,Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ) 1981г. Интеграцией пятого уровня является экономический союз. Приэкономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движенияресурсов проводится координация движения макроэкономической политики в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительствауступают часть своих функций созданным межнациональным органам. На этом уровне интеграции находятся: Европейское сообщество 1957г., преобразовавшееся в Европейскийсоюз в 1993г. (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия,Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия,Финляндия, Франция, Швеция); Содружество Независимых Государств СНГ 1991г (Армения, Азербайджан,Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан,Туркменистан, Украина, Узбекистан). По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 30интеграционных объединений различного типа. Отдельные группировкиполностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют еёотдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ,Центральноамериканский общий рынок и т.д.). Однако большинство из них ещенаходится на ранних подступах к поставленным целям (СНГ, Африканскоеэкономическое сообщество и т.д.). Наиболее развитым интеграционнымобъединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельныеэлементы интеграции, является Европейский союз. II.СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. II.I.Предпосылки создания ЕС. Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась впрошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в историиевропейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся кXIII-XV вв. и принадлежат французскому королевскому прокурору П.дю Буюи чешскому королю Й.Подебраду. Подобные же проекты предлагали англичанеУ.Пенн и Дж.Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкийфилософ И.Кант и многие другие. В ХХ в. в межвоенный период европеизмассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел ФранцииА.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Ононачалось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейскихнародов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте иПотсдаме создавали, казалось бы,определенные предпосылки длясотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому,что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровскойкоалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная вистории Европы тридцатилетняя война в видет.н.“холодной”войны. В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:-в Западной Европе они привели к созданию различных объединений запад-ноевропейских государств, нередко под эгидой США;-в Восточной Европе появились свои объединения, в свою очередь, подруководством в лице СССР.Противостояние между этими 2мя лагерями привели ксозданию военно-политических организаций, например, Западноевропейскийсоюз(на основе Брюссельского пакта 1947 года),вошедший в НАТО в 1949 году; -в Восточной Европе – военно-политическая организация Варшавскогодоговора. Целям экономической интеграции должно было отвечать созданиеСовета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные путиинтеграции основывались на различных принципах, что и сыгралоопределяющую роль в их судьбе как на Западе, так и на Востоке. На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам интеграционныйпроцесс на Востоке развивался в рамках прямого принуждения, нередко ввиде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционныеобъединения распались и прекратили свое существование. Иначе развивался процесс интеграции на Западе континента. Основнаядоминирующая черта интеграции здесь: союз однородных по своей социально-экономической природе государств, в основу кладется система демократическихценностей и институтов, которые позволили создать достаточно прочныеобъединения в лице европейских сообществ. Западные государства пошли по следующему пути: кто не признаетдемократические ценности, тот остается за рамками интеграционныхобразований; чтобы вступить в Союз, надо доказать, что государстворазделяет ценности и нормы в рамках Европейского права. Если исторические предпосылки после второй мировой войны как наЗападе, так и на Востоке были примерно одинаковы, то формы, способы иприемы объединения, направленность интеграционных процессов-- различны. НаЗападе идея создания военно-политического союза не была конечной цельюинтеграции; уже к началу 50ых годов возникла потребность в решении рядановых проблем. С одной стороны - необходимость противостоять угрозе состороны СССР, с другой - американское противостояние. Все это сказалось наособенностях интеграции на европейском континенте, но движение заобъединение продолжало активно развиваться. В литературе часто вспоминаютУ.Черчилля (выступление в Олбрайте, Цюрихе - идея создания СоединенныхШтатов Европы). Более конкретные предложения по интеграции поступали отфранцузских деятелей: Жана Мане, Робера Шумана и др. В условиях таких различных подходов была созвана перваямеждународная конференция, которая должна была разработать первый акт. Врезультате противоречий на конференции осталось всего 6 участников:Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые и подписали8 апреля 1951 году в Париже договор о Европейском Объединении Угля и Стали(ЕОУС), который вступил в силу в 1952 году. Формально его цель быласкромной: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего созданиеобщего рынка угля и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялосьдля этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решалисьнекоторые конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелойпромышленности этих шести государств. Однако значение этого договоравыходит далеко за эти рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывалисьте начала и принципы, которые следовало положить в основу европейскойинтеграции. Договор о ЕОУС, заключенный сроком на 50 лет, предусматривал создание 4-хинститутов: -верховный руководящий орган (где были представлены все государства-члены,но их представители были независимы от своих правительств); -специальный совет министров; -парламентская ассамблея; -суд. Ведущее место в этой системе занимал верховный руководящий орган,он инициировал и принимал юридически обязательные решения. Совминобеспечивал связь верховного руководящего органа с национальнымиправительствами. Парламентская ассамблея состояла из делегаций национальныхпарламентов и обладала консультативными функциями. Суд осуществлял контрольза выполнением нормативно-правовых актов объединения. II.II.Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ. В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; наконференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о созданииЕвропейского экономического сообщества. Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитиипроцессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Римесостоялась торжественная процедура подписания:1)Договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, илидоговора об общем рынке);2)Договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года. Подписанные акты имели важное значение для развития процессовинтеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональномуназначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную(энергетическую) область международного сотрудничества. В отличие от Евратома, создание Европейского экономического сообществаимело чрезвычайно важное не только энергетическое, но и политически-правовое значение. Речь шла о создании интеграционного объединенияуниверсального характера. В состав Сообщества вошли страны с высокимуровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы егоэкономического роста на протяжении последующих 15 лет. В 1958г.среднемесячный доход на душу населения составлял 980 долларов вНидерландах, 1170 в Бельгии и 800 долларов в Северной Италии. Разрыв, каквидим, невелик. Сильно отставала лишь Южная Италия(360 долларов). За первые15 лет разрыв по объёму ВНП на душу населения между странами сокращался:26% в 1960г., 13.5% в 1970г. и 15% в 1973 г., что в целом свидетельствует осближении уровней экономического развития участников Сообщества. Выдвигалась задача создания общего рынка товаров, услуг,капиталов и рабочей силы, основанного на таможенном союзе. В ходепостроения общего рынка должна была быть обеспечена экономическаяинтеграция государств, создана основа для будущего экономического ивалютного сообщества, создан сам механизм для управления интеграционнымипроцессами. Договор предусматривал поэтапное строительство общего рынка.Сообщества наделялись необходимыми институтами и материальными средствами.Были предусмотрены 4 главных института:1)Совет (состоял из официальных представителей правительств государств-членов на уровне министров).2)Комиссия (в отличие от Совета, состояла из международных чиновников,правда они назначались только при условии единогласного решения) состоялаиз независимых комиссаров. Т.о., Комиссия выступала в роли наднациональногооргана.Договором о создании ЕЭС также предусмотрено учреждение: 3)Парламентской ассамблеи, чьи полномочия несколько расширены посравнению с ЕОУС;4)Суда Европейских сообществ. Одновременно с подписанием римских договоров там же в Римеподписана Конвенция об объединении парламентов и судов всех объединений(соответственно, ЕОУС, Евратома и ЕЭС). В 1965 году был подписан договор о слиянии советов и комиссий трёхсообществ. Также следует отметить то, что органом наднационального характераостается Суд Европейских сообществ. Хотя судьи назначаются с единодушногосогласия всех членов, условие их назначения - их независимость. Судевропейских сообществ следил за исполнением учредительных договоров иправовых предписаний сообществ. Договор о ЕЭС также предусматривал:-создание материальных ресурсов, необходимых для функционированиясообществ;-а равно и права членов сообществ, т.е. создание правового инструментария. 1)Бюджет Европейских сообществ начинает формироваться за счет единоготаможенного тарифа; в него отчисляются налоги на импортируемую с/хпродукцию. В бюджет также поступают определенные отчисления от НДС (вначале- 1% от всего собираемого НДС). Т.е. бюджет формируется независимо от волигосударств-членов, он формируется автоматически. 2)Наличие соответствующего инструментария сообществ в деле формированияЕП. По ст.189 предусмотрена возможность издания институтами ЕЭС нормативно-правовых актов:-регламентов;-директив;-решений.В договорах о ЕЭС и Евратоме предусмотрено,что оба объединения являютсяюридическими лицами, они обладают юридической правосубъектностью.Т.о., в лице ЕЭС была создана широкая, универсальная международнаяорганизация, которая приобрела черты и государственно-правовой, имеждународно-правовой организации. II.III.Развитие сообществ в единый европейский рынок К началу 70-х годов стало ясно, что основные требования, связанные ссозданием единого таможенного союза и формированием общего рынка были восновном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежисотрудничества. Однако сообщества столкнулись с острым мировым финансовым иэкономическим кризисом начала 70-х гг. В этих условиях основное вниманиестран Европейских сообществ было сосредоточено на преодолении именноэкономических и финансовых трудностей, с чем сообществам удалосьсправиться. В начале 80-х годов встал вопрос о программировании дальнейшегоразвития процесса интеграции. Под руководством де Лора была созданаспециальная комиссия, которая подготовила сборник проектов и предложений опереходе от общего к единому внутреннему рынку. Суть этих предложений, ихглавная цель – ликвидация препятствий и барьеров на пути свободногодвижения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. В 1973г. произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов( прибавилисьВеликобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции постранам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономическогоразвития Ирландии и старых промышленных районов Великобритании( Ланкашир,Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний показатель ВНП надушу населения по Сообществу, то в 1974г. разрыв между странами составлял1:3 (на первом месте Дания-148, на последнем Ирландия-50). В результатерасширения Сообщества в него вошли три страны, где во всех без исключениярайонах доход на душу населения был ниже среднего по Сообществу. В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странамиСообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне. В 1986г. с присоединением Испании и Португалии произошло очередноерасширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострениедиспропорций. В этих условиях необходимо было урегулировать огромное числотехнических, количест-венных и качественных проблем Требовалось также решить и ряд проблем институционального характера,например, расширить юрисдикцию Европейских сообществ. Для выполнения этих задач было решено созвать межправительственнуюконференцию, которая и подготовила к подписанию новый документ - Единыйевропейский акт (ЕЕА). ЕЕА - это учредительный договор, содержащийизменения и поправки, вносившиеся в действующие акты европейских сообществ.Он был принят в 1986 году и довольно четко сформулировал трехэтапнуюпрограмму построения единого внутреннего рынка. Оно должно было бытьзавершено к началу 1992 года. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширениесферы ведения сообществ. Их полномочия теперь распространялись также назащиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере,научные исследования и создание новейших технологий, защиту правпотребителей. До подписания ЕЕА Европейские сообщества в той или иной мереосуществляли эти полномочия по решениям Европейского суда (он ссылался наст.235 договора о ЕЭС, которая позволяла предпринимать меры, прямо непредусмотренные этим договором, но необходимые для достижения целей). Суммируя экономические положения нового документа, нужно обратитьвнимание на то, что они должны были обеспечивать переход к новому этапусотрудничества, т.е. к единому экономическому и валютному союзу (ЕВС). Был внесен ряд изменений: уточнялась процедура принятия новых членовв состав Европейских сообществ, также уточнялись условия членства, былиприняты решения о расширении юрисдикции и уточнении структуры СудаЕвропейских сообществ. ЕЕА, конечно, не решал всех вопросов создания экономического,валютного и политического союзов, но он предусматривал созыв международнойконференции во исполнение ЕЕА. Такая конференция была созвана и ей былподготовлен договор о Европейском Союзе (ЕС). Этот договор был подписан 7февраля 1992 года в Маастрихте двенадцатью странами и соответственнополучил название “Маастрихтский договор” (МД). Его ратификация прошладалеко не безболезненно, так, в Дании избиратели отвергли договор, такие жетенденции проявились и во Франции, Великобритании и Германии, процедуразатянулась, но в конечном итоге все члены сообществ одобрили договор, и онвступил в силу с ноября 1993 года. Главное, что характеризует этот договор: он оформил и положил началосуществованию Европейского Союза. Согласно МД Европейский Союз основан наЕвропейских сообществах, дополненных политиками и формами сотрудничества,предусмотренными этим договором. О каких политиках и формах сотрудничества шла речь? Речь шла о двухновых важных сферах сотрудничества государств-членов Европейских сообществ:1)сотрудничество в области выработки и проведения единой внешней политики иполитики безопасности;2)сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел.Что касается сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, то эта общаяформулировка была детализирована в Амстердамском договоре (в нем этосформулировано как “сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовойсфере”). Та структура ЕС, которая закреплена в МД получила названиеструктуры “трех опор”:-1ую опору образуют Европейские сообщества;-2ую - сотрудничество в области выработки и проведения единой ВП и политикибезопасности;-3юю - сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере (каксформулировано в Амстердамском договоре). В сфере экономического и социального развития основная задача,которая определяется МД - это задача создания экономического и валютногосоюза (ЭВС). В экономической сфере - это возрастание экономическогоединения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере - это созданиеединого валютного союза. Валютный союз надлежало создать не позднее 1января 1999 года с введением единой валюты (евро) и включением в союзгосударств, отвечающих требованиям ЕС (Греция этим требованиям не отвечала;Англия, Ирландия и Дания сразу выразили не совсем позитивное отношение кединому валютному рынку, они позднее и не вошли в него). Тут возникла проблема: не будет единогласия при принятии решений оЭВС. В этом случае закрепляется интересная концепция т.н. “продвинутого”развития, т.е. определенное количество государств внутри союза могут пойтипо пути ускоренного развития и формирования структур, и в таком ускоренномразвитии могут участвовать не все государства-члены ЕС. Другая не менее важная проблема, которая возникла с созданием ЕС - этопроблема разнородности членов союза. Тем не менее, хотя многие успели раскритиковать МД за то, что онсоздал ЕС путем создания новых неопределенных структур, европейскаяинтеграция сделала новый важный шаг вперед. МД содержит ряд важных положений и постановлений, касающихся порядкафункционирования институтов. Теперь предусмотрена единая институциональнаясистема союза, были уточнены вопросы гражданства граждан в рамках союза идр. Очередное третье расширение Европейского союза, как и каждоепредыдущее, привнесло в него свою динамику, перемены в приоритетах.Появление с 1995г. трёх новых членов- Австрии, Швеции и Финляндии изменилополитическую конфигурацию Союза. Хотя эти страны по своим экономическим исоциальным параметрам сравнительно близки к “ядру” ЕС, однако, ихподключение к группировке вновь со всей остротой поставило проблемусбалансированности между развитием интеграции “вглубь” и “вширь”, то естьмежду углублением объединительных процессов и расширением географическихграниц интеграционной зоны. С приходом двух северных стран и Австрии количество членов ЕС возрослос 12 до 15, а численность населения Евросоюза- с 347 до 368 млн. человек.Увеличилась и его территория, достигнув 3.3 млн.кв.км. Значительноизменились экономические показатели. Так, совокупный ВВП ЕС подрос примернона 20%(340 млрд.ЭКЮ) и составил почти 6 трлн.ЭКЮ. Вскоре возникла необходимость созыва новой Межправительст-веннойконференции, открывшейся в марте 1996г в Турине и положившей начало второмуэтапу Маастрихтского процесса-Маастрихту II. К моменту подписания МД в состав ЕС входило 15 государств, были начатыпереговоры о вступлении в союз еще 5ти государств. Такое расширение союзатребовало внесения корректив в механизм управления. В 1996 году созваннаяконференция подготовила учредительный документ, который был подписан в июле1997 года в Амстердаме и получил название “Амстердамский договор” (АД). Некоторые изменения, которые вносит АД в развитие ЕС:1) Количество депутатов Европарламента не должно превышать 700 человек. АД также внес изменения в процедуру принятия решений, заметно упростив ее, что имело немаловажное значение.2) Если говорить о наиболее крупных достижениях АД, то уточнена структура и система институтов валютного союза, Европейский центральный банк (ЕЦБ) получает право издания нормативных актов. В отношении прав и свобод граждан ЕС: союз превращается в “пространство свободы, безопасности и справедливости, в рамках которого принимаются меры по повышенной защите прав, свобод и интересов граждан”. II.IV.Юридическая природа Европейских сообществ и Европейского союза В 50-е годы на базе учредительных договоров было создано 3Европейских сообщества (соответственно, ЕОУС, ЕЭС и Евратом), которыепредставляли собой интеграционные объединения, воплощающие в себе черты какмежгосударственного, так и наднационального характера. В этих сообществахвоплощен новый правопорядок, которые, как записал в одном из своих решенийСуд Европейских сообществ, не может быть идентифицирован ни с национальным,ни с международным правом. ЕП - это особая самостоятельная правовая система. Европейские сообщества обладают такимиполномочиями, которыми ни одна международная организация не обладает.1)Европейские сообщества, как и ЕС, имеют свою территорию, котораяслагается из территорий государств-членов. Территория ЕС - это пределдействия и юрисдикции ЕС, например территория таможенного союза, единоговнутреннего рынка, ЭВС и т.п.2)Европейские сообщества обладают системой институтов, осуществляющих теправа и полномочия, которые переданы союзу государствами-членами. В рамкахсообществ и ЕС созданы такие институты, которые выходят за пределы любоймеждународной организации. В рамках ЕС функционирует Парламент, которыйизбирается на основе всеобщих и прямых выборов гражданами ЕС. Это нехарактерно для международных организации (например, ООН состоит только изделегаций государств-членов). 3)в рамках ЕС функционирует Суд Европейских сообществ - независимыйсудебный орган. Это также свойственно только институтам ЕС. 4)В рамках ЕС существует институт гражданства. Ни одна международнаяорганизация собственным гражданством, порождающим права и обязанности, необладает. 5)В рамках ЕС создан ЭВС, своя валютная система и денежная единица(применительно к 11 государствам-членам), которая заменяет национальнуюденежную систему. Это качества, присущие государственно-правовойорганизации. III.Перспективы III.I.Евро Вот уже семь лет страны ЕС возводят Экономический и валютный союз. ВЕвропе уже целый год функционирует новая валюта - евро. Евро (euro) - денежная единица стран-участниц европейскогоЭкономического и валютного союза - ЭВС (EMU). Была введена в безналичноеобращение с 1 января 1999, в наличное обращение вводится с 1 января 2002.Официальный код евро по стандарту ISO-4217 - EUR. Официальное графическоеобозначение евро - "эпсилон", похожий на русское "э" - только наоборот и сдвумя горизонтальными линиями посередине, - это символ преемственности идейединства Европы. Судя по тому, как проходит вживление новой валюты вэкономику Европы можно сказать, что мировая экономическая теория получилаеще одно блестящее подтверждение работы тщательно спланированныхэкономических механизмов. Предполагается, что евро станет мощнымпротивовесом американскому доллару и укрепит позиции ЕС в этом отношении. График введения единой валюты: Процедура ввода евро в обращение разделена на три этапа. Напервом этапе, который начался 1 января 1999 года, евро будет использоватьсяв безналичных расчетах наравне с национальными валютами стран-участниц ЭВС,конечно при условии, что страны будут соответствовать "критерию слияния",включающему ряд экономических показателей (см. приложение 1):1) Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровеньтрех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.2) Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.3) Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.4) На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределыколебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, бездевальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.5) Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 %средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции. Код валюты (по стандартам ISO) - EUR|1 EURO = 100 EURO cent. | На первой стадии основные финансовые системы должны быть снабженыфункцией двойного пересчета. Это означает, что любая сумма вводится иобрабатывается одновременно в двух единицах: евро и национальной валюте.Данный этап представляется многим обманчиво легким. На практике все выглядит несколько иначе, чем в теории. Переход наевро - удовольствие не из дешёвых. Аналитики корпорации Gartner Groupполагают, что предприятиям предстоит выложить от 150 до 400 млрд. долл. (порасчетам специалистов IBM - 175 млрд. долл.). Но и это еще не все. Нет точных правил пересчета. Как поступить,например, с округлением в случае с лирой и испанской песетой? Цифры здесь внесколько раз больше, чем при подсчете в немецких марках или голландскихгульденах. Экономический и Валютный союз требует проводить все подсчеты сточностью до шестого знака после запятой, однако это может привести квесьма забавным ошибкам после округления. Даже когда все необходимые мероприятия останутся позади,разрекламированные преимущества единой валюты (в частности, возможностьпутешествовать, не меняя деньги и не оплачивая каждый раз банковскийкомиссионный сбор) будут восприниматься жителями континента с определеннойдолей скептицизма. Каждый кассовый аппарат и торговый автомат придетсяперенастраивать под новые банкноты и монеты. Это достаточно обременительно,поэтому Экономический и Валютный союз принял решение: с 1 января 1999 годавсе обязаны выставлять цену на предлагаемые товары и услуги одновременно вевро и местной валюте. При этом, в межбанковских расчетах и на фондовом рынке национальныевалюты полностью прекратят хождение и будут заменены евро. Курс каждойвалюты рассчитан на основе достаточно сложной формулы, учитывающейотдельные экономические показатели страны, курс ее валюты по отношению кэкю, кросс-курсы валют стран ЭВС и т.д. Предварительные курсы былиобъявлены в начале 1998 года, а окончательные стали известны 1 января 1999года. После объявления окончательных курсов они останутся неизменными до 1июля 2002 года, когда национальные валюты прекратят хождение. Так как курсбыл зафиксирован раз и навсегда, то по сути дела, с 1999 года национальныевалюты стали одной из форм евро, только с другим названием. Министрыфинансов стран Европейского Союза объявили следующие курсы курсыконвертации валют 11 стран в новую общую валюту - евро.|Немецкая марка |1.95583 ||Французский франк |6.55957 ||Финская марка |5.94573 ||Голландский гульден |2.20З71 ||Австрийский шиллинг |13.7603 ||Итальянская лира |1936.21 ||Испанская песета |166.386 ||Португальский эскудо |200.482 ||Ирландский фунт |0.787564 ||Бельгийский/ | ||Люксембургский франк |40.3399 | Второй этап - ввод евро в наличное обращение и его параллельноехождение с национальными валютами продлится с 1 января по 30 июня 2002года. Для того чтобы успешно подготовится к этому этапу, уже началосьизготовление банкнот и монет. В связи с этим интересно отметить, что вотличии от банкнот, монеты будут иметь "страновые отличия". В то время, какдизайн лицевой стороны всех монет (аверса) будет одинаков, внешний видобратной стороны (реверса) будет зависеть от того, в какой странеотчеканена эта монета. Однако, кроме внешнего вида, евро отчеканенное,например, в Германии ничем не будет отличаться от евро отчеканенного вдругих странах ЭВС. И, наконец, 1 июля 2002 года, прекратятся все расчеты в национальныхвалютах стран-участниц ЭВС. Евро останется единственным законным платежнымсредством на территории европейского Экономического и валютного союза.Эксперты Европейского Союза считают вполне реальным переход на наличныерасчеты в единой европейской валюте реальным уже в 2000 или 2001 году, а нев 2002 году, как запланировано. Обосновывая свое мнение, они ссылаются нато, что введение безналичных расчетов в евро с 1 января 1999 года прошловесьма удачно. Эксперты также указывают, что за скорейшее введение наличныхрасчетов в евро выступает ряд ведущих европейских политиков. Этот механизм давно запущен и с каждым днем набирает обороты. И все-таки хочется понять, ради чего затевается столь амбициозная программа,почему именно сейчас европейские страны вдруг решили променять дорогие иммарки, франки и шиллинги с портретами великих людей отечества на общие длявсех евро с безликими мостами и арками. Первое объяснение, которое приводится чаще других и лежит наповерхности, выглядит так. Существование в Европе большого числанезависимых государств с собственной валютой обходится слишком дорого. Впервую очередь это касается издержек по конвертации. Еще в ХIV веке купцыСеверной Германии убедились, как накладно вести торговлю с многочисленнымисоседями – крохотными княжествами, герцогствами и королевствами. Из-забесконечных обменов одних денег на другие часть выручки неминуемо оседала всундуках у менял. Тогда практичные немцы заключили между собой валютныйсоюз и начали чеканить монеты единого образца. По существу данная проблемане решена до сих пор. После того, как бумажные деньги перестали размениваться на золото и в1971 г. рухнул золото-долларовый стандарт, к старым неприятностямдобавилась еще одна, теперь гораздо более существенная. Если в СоединенныхШтатах или Японии экономические агенты страдают и, соответственно,страхуются от колебаний курса одной валюты, то в Европе – сразу отнескольких. При этом страны ЕС активно вовлечены в мировую торговлю(например, в ФРГ и Франции доля экспорта в ВВП составляет около 20%, вНидерландах - 47%, по сравнению с 8–9% в США и Японии), поэтому и масштабпотерь у них достаточно велик. Сейчас из-за циркуляции множества различныхвалют страны Евросоюза ежегодно теряют 20–25 млрд. ЭКЮ: сюда входят расходыпо страхованию, обменным операциям, а также ведению бухгалтерского учета икоммерческой документации в разных денежных знаках. Вторая причина – совсем прозаичная, но она-то и является главной.Проводимая странами ЕС экономическая политика больше не соответствуетзадачам, стоящим перед обществом. Если Западная Европа в ближайшее время неизменит методов управления хозяйством, то она сама лишит себя шансоввыдержать мировую конкурентную гонку. По темпам экономического роста ЕС ужев течение многих лет с трудом поспевает за своими ближайшими соперниками. В1996 г. ВВП государств Евросоюза увеличился на 1,6% по сравнению с 2,4% вСША, 3,8% в Японии и 7,5% в странах Юго-Восточной Азии. На конкурентоспособность европейских товаров отрицательно влияетнеобоснованно щедрая система социальных льгот. Из-за больших косвенныхналогов и отчислений в социальные фонды уровень налогообложения ЕС примернона треть больше, чем в США или Японии. Во многих странах Евросоюзастоимость рабочей силы в промышленности выше, чем в Соединенных Штатах,хотя производительность труда составляет только 80% от американской. Европейская система социального обеспечения складывалась в 50-60-егг., когда число нуждающихся в государственной поддержке было относительноневелико. Теперь под эту категорию подпадает чуть ли не каждый четвертый.На людей старше 65 лет приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще5% – на безработных. В то же время средний размер пенсии по старостисоставляет более 60%, а пособия по безработице – более 40%среднестатистического ВВП на душу населения. Сейчас на выплату пенсийтратится 16–20% всех государственных расходов. Немудрено, что национальныебюджеты просто не выдерживают увеличивающейся с каждым годом нагрузки. У всех участников ЕС, кроме Люксембурга, государственный долгпревышает половину годового ВВП, а в Бельгии, Греции и Италии он достигает110–130% ВВП. Крупная государственная задолженность «оттягивает» средства изреального сектора и подталкивает вверх процентные ставки. Это, в своюочередь, сдерживает инвестиционную активность и, следовательно,препятствует решению социальных проблем. Чтобы вырваться из замкнутогокруга, западноевропейским странам не остается ничего другого, как «затянутьпояса». И сделать это придется вне зависимости от того, будет ли созданвалютный союз или нет. В противном случае ЕС не только потеряет своипозиции в международном разделении труда, но и столкнется с бесконтрольнымнарастанием социальной напряженности. Если страны ЕС проведут все-таки необходимые экономические реформы непо отдельности, а вместе, и евро состоится, то это принесет им неизмеримобольше выгоды, чем в случае разрозненных действий. И это третийсущественный аргумент в пользу валютного союза. Появление единойевропейской валюты позволит превратить территорию ЕС в действительнооднородное экономическое пространство, где операторы из разных стран будутиметь равные условия для деятельности. Уже сейчас внутри ЕС практическиотменены все барьеры на пути движения товаров, капиталов и рабочей силы,значительно либерализован рынок услуг. Пока Европа не преодолеетэкономическую раздробленность, она не сможет на равных конкурировать с СШАи Японией. Идея Евро берет свое начало в середине сороковых годов и принадлежитпоколению юношей и девушек, достигших совершеннолетия вскоре по окончанииВторой Мировой войны. Идея обманчиво проста: если между странами Европыбудут созданы крепкие коммерческие, политические и социальные взаимосвязи,новый военный конфликт на континенте станет невозможен. Создание вслед за объединением Германии и окончанием действияВаршавского договора единой европейской валюты на первый взглядпредставляется очевидным шагом. Действительно, почему бы и нет? Еслиевропейцы хотят забыть о старых распрях, то какие могут быть денежныеразногласия между новыми друзьями? Однако когда речь заходит о финансовыхпроблемах, никто не хочет оказаться в роли проигравшего. "Тенденция, которую я наблюдаю в Европе, на редкость парадоксальна, -отметил Билл Зейц, президент нью-йоркской консалтинговой компании BeyondThe Millenium Solution и бывший заместитель начальника информационногоотдела компании American Cyanimid. - Англичанам, которые по иронии судьбыне принимают участие в первом раунде, я бы присудил первое место по глубинеанализа проблемы и наработанным решениям. Все остальные плетутся в хвосте". С данным утверждением в той или иной степени готово согласитьсябольшинство наблюдателей. Подобная неопределенность не могла не сказаться и на характереподготовки компаний к евро, которая, надо признать, происходит довольнонеорганизованно. Неудивительно, что представители крупнейшей французскойкомпании LVMH, выпускающей шампанские вина Louis Vuitton, Moet-Chandon ибренди Hennesy, отказались сообщить подробности планов перехода на евро,сославшись на то, что это может сказаться на стоимости ее акций. Продукцияэтой фирмы, специализирующейся на производстве предметов роскоши,традиционно продается в беспошлинных магазинах разных стран мира, поэтомуопыт работы с множеством различных валют у ее сотрудников имеется. Однако пока желающих похвастаться своими достижениями что-то не видно."Мы все делаем с небольшим опережением графика", - заявил директор поинформационным технологиям Louis Vuitton Жан-Франсуа Мартен. От дальнейшихкомментариев он отказался. К счастью, хранят молчание отнюдь не все: маленькие немецкие рестораныи бистро уже выдают чеки одновременно в марках и евро. Иан Тейлор, член палаты общин парламента, в период правления ДжонаМейджора возглавлявший компанию Exchequer, считает, что введение евронеизбежно, но чревато непредсказуемыми экономическими последствиями. Тейлор, как и Зейц, считает Великобританию лидером в "гонке за евро".Примером, с его точки зрения, могут служить подготовительные мероприятия вЛондоне. Поскольку Соединенное королевство не принимает участие в первомэтапе, англичане вправе рассматривать евро просто как еще одну иностраннуювалюту. Герд Круз, вице-президент и директор проектов 2000 и евро, выделилдве проблемы, связанные с единой валютой; "Мы считаем, что частный секторподготовлен к евро значительно лучше. Государственный же, увы, отстает".Отстающий государственный сектор в Европе, где практически всеправительственные учреждения оказывают существенное влияние на жизньграждан - серьезная проблема, которая, в принципе, может встать достаточноостро во всех 11 странах. Каковы бы ни были краткосрочные прогнозы, перспективы евро продолжаютоцениваться достаточно оптимистично. Как раз в разгар дебатов о причинахослабления общей валюты премьер-министр Великобритании Тони Блэр личнопредставил в парламенте доклад о мероприятиях по подготовке к операциям севро. В сущности, он лишь подтвердил, что выступает за присоединениеБритании к евро, если новая валюта докажет свою успешность и будетсоответствовать пяти экономическим критериям, которые были сформулированыминистром финансов Гордоном Брауном с той же трибуны еще более года назад.Эти критерии включают в себя: устойчивое сближение экономических циклов вБритании и Еврозоне; отсутствие угрозы финансовым интересам Сити;способность стимулировать приток иностранных инвестиций; отсутствие угрозысокращения числа рабочих мест; достаточная гибкость британской экономики,чтобы адаптироваться к экономическим шокам после присоединения к евро.Несмотря на то, что в докладе не содержалось ничего принципиально нового,все комментаторы расценили личное участие премьер-министра в егопредставлении как признак усиления кампании за вхождение Великобритании вЭВС. Улучшение перспектив дальнейшего расширения валютного союза,безусловно, окажет положительное влияние на имидж евро в глазах инвесторов.Но только время покажет насколько положительно воздействует евро наэкономику участников ЕС, ведь по самым оптимистическим прогнозамэкономический эффект наступит только через 5-10 лет. Поживем - увидим. III.II.Расширение Европейского союза. "Жизнь как внутри Евросоюза, так и вне его границ быстро меняется. Ондолжен определиться, как самому приспосабливаться, развиваться иизменяться. Расширение ЕС является поворотной точкой для Европы,возможностью, которой она должна воспользоваться ради своей безопасности,своей экономики, своей культуры и своего статуса в мире". (Жак Сантер) Свой взгляд на проблему расширения ЕС высказал Жак Делор. Еще будучипредседателем КЕС, Делор заявил, что "границы объединенной Европы проходятпо границам Советского Союза, а это значит, что к объединенной Европе могутпринадлежать Польша, Чешская Республика, Венгрия, Словакия, Словения,Болгария, Румыния, Албания, Кипр и Мальта". Он добавил: "Нельзя забывать отрех балтийских государствах, а затем, если в бывшей Югославии вновьвоцарится мир, почему бы не включить Боснию, Хорватию, Македонию и то, чтотеперь стало союзом Сербии и Черногории. У Европейского союза нет выбора, и"интеграция является единственным способом, который дает возможность выжитьв этом новом мире, полном опасностей, но также и надежд". Что касается европейских государств, входящих ранее в составСоветского Союза, как, например, Украина, Беларусь и Молдавия, то члены ЕСне исключают и их принятия, правда, в весьма отдаленном будущем и толькопри условии создания в них подлинно демократической системы и успешногореформирования экономики. Однако практически все члены Европейского Союза солидарны в том, чтоРоссия ни при каких условиях не сможет войти в их число. Это, впрочем, неисключает, по их мнению, создания системы соглашений о сотрудничестве всамых разных областях между ЕС и РФ. Как писал в газете "Монд" министриностранных дел Франции А. Жюппе, принять Россию в Европейский союзозначало бы "убить европейское строительство". Он подчеркнул, что "БольшаяЕвропа, безусловно, будет большой, но не включит в себя весь европейскийконтинент и его средиземноморский обвод". ЕС после Берлинского саммита(осень 1999).* В этой части моей курсовой я хочу рассказать о четвёртом расширенииЕвропейского союза. Это расширение сильно отличается от предыдущих,постольку, поскольку оно касается большего количества стран, то есть 12стран ведут переговоры с ЕС о вступлении. *-по заявлению Дамьена Бруссоля, Страсбург, от 12 апреля 2000г. Ещё одно отличие заключается в том, что экономические и общественныеструктуры стран-кандидатов сильно отличаются от экономической иобщественной структуры стран-членов ЕС. На присоединение к ЕС претендуют Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия,Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. IV расширение ЕС некоторые наблюдатели сравнивают по значимости ссозданием самого Общего рынка сорок лет назад и примерной датой началаэтого расширения был назван 2002 год. Шагая на Восток, ЕС заметно наращивает свой ресурсный потенциал(территорию на 34%, население - на 29%), превращается в крупнейший в мирерынок с 5000млн.потребителей.Архитекторы расширения полагают, что ЕС будетгораздо активнее «востребован» при принятии глобальных решений, укрепитсвои позиции в ВТО, МВФ и НАТО, станет признанным лидером в том, чтокасается моделей интеграции и в развитии современного международного права.Вместе с тем реалии и последствия расширения ЕС выглядят неоднозначно ипротиворечиво, что и будет проанализировано далее. Сперва, приведу последние данные(1999г.) по нескольким экономическимпоказателям, а именно: 1)ВНП (в процентах от среднего по ЕС):23%-Болгария,63%-Словения,остальные кандидаты-40-50%. 2)ВВП на душу населения в Словении составляет около 7040$,в Венгрии-3840$,Чехии-3200$,Польше-2400$, в отличие от показателей стран ЕС(самыйвысокий в Дании-28тысяч $, наиболее низкий в Германии-7700$) 2)Сфера сельского хозяйства: роль сельского хозяйства оченьзначительна в Польше, Румынии, Болгарии и Литве по сравнению со странамиЕС. Менее значительна- в Чехии. 3)Сфера торговли: большинство стран-кандидатов торгуют со странами ЕС.Наименьший процент торговли со странами ЕС у Болгарии-40%. Венгрия добилась60%. Остальные страны на уровне 40-50%. В целом, определённые выводы я могу сделать, проанализировавнижеследующую таблицу* и соотнеся эти данные с критериями для вступления встраны-члены ЕС:|страна |бюджетны|безрабо|средне-|инфля-|торговы|иностранны|валютны|| |й |тица |месячна|ция |й |е |е || |дефицит |(%) |я |(%) |баланс |инвестиции|резервы|| |(%ВВП) | |зарплат| |(млрд.$|(млрд.$) |(млрд.$|| | | |а ($) | |) | |) ||Болгари| 12 | 13.6| 82 | |0.3 |1.2 |1.3 ||я |0.5 | |302 |1373.6|-3.2 |7.3 |11.7 ||Чехия |0.5 |4.8 |260 | |-0.9 |0.8 |0.7 ||Эстония|1.5 |3.6 |315 |10.3 |-1.3 |16.2 |8.3 || |0.1 |10.3 |179 |11.9 |-0.5 |0.6 |0.7 ||Венгрия|2.3 |7.3 |193 |18.4 |-0.8 |0.8 |0.8 || |1.3 |5.4 |329 |8.6 |-9 |13.5 |19.7 ||Латвия |2 |10.6 |120 |8.7 |-1.1 |2.4 |1.6 ||Литва |0.5 |6.9 |257 |14.5 |-1.1 |1.0 |3.0 ||Польша |0.4 |13 |890 |159.1 |-0.7 |1.7 |4.9 ||Румыния| |14.4 | |6 | | | || | | | |9.6 | | | ||Словаки| | | | | | | ||я | | | | | | | ||Словени| | | | | | | ||я | | | | | | | | *-Источник:”Business Week”, March 1998. Согласно статье “F” Маастрихтского договора для вступления вЕС страна должна соответствовать четырём критериям: 1)стабильность функционирования национальных институтов,обеспечивающих демократию, верховенство закона, права человека и защитуинтересов национальных меньшинств; 2)наличие сложившейся и функционирующей рыночной экономики; 3)способность конкурировать и выдержать давление рыночных силна внутреннем рынке Евросоюза; 4)готовность принять на себя в полном объёме обязательства,связанные с членством в ЕС, включение в сложившуюся на сегодняшний день правовую системуСоюза(так называемую acquis), которая объединяет: -содержание, принципы и политические цели учредительных договоров,включая Маастрихтский договор; -законодательную базу, принятую для реализации этих договоров; -решения и декларации Союза; -международные соглашения, включая соглашения между членами,связанными с деятельностью Союза. По данным комиссии ЕС, ни одно из перечисленных государств несоответствует критериям полностью. Цель сотрудничества ЕС со странами-кандидатами- достижение необходимыхкритериев. На данном этапе существует список из 31 темы, по которым ведутсяпереговоры. Большая часть тем - экономического плана. Так, для каждой темы ужесуществуют принятые регламенты, поэтому в законодательстве стран частотребуются значительные реформы, особенно в области налоговых систем,конкуренции и т.д. Принципы, которыми руководствуются страны ЕС во время подготовки стран-кандидатов к вступлению: 1)Все реформы должны быть осуществлены до вступления в ЕС( Дело в том,что страны-члены имеют право голоса), чтобы не было вмешательства в такназываемое достояние ЕС. 2)Переговоры ведутся с каждой отдельной страной, в то же время, каждаястрана вправе сама выбирать порядок и скорость реформ. Итоги Еврокомиссии октябрь 1999 года. Последним результатом Берлинского саммита стало то, что переговорныйпроцесс может начаться со всеми странами, которые желают стать кандидатамидля вступления в ЕС. Но есть два предварительных условия, касающихсяБолгарии и Румынии, при выполнении которых ЕС начнёт переговоры с этимистранами: Румыния должна решить вопрос о детях-сиротах (причём Евросоюзготов предоставить помощь в решении этого вопроса), а Болгария должнапредоставить окончательную дату закрытия своей АЭС. БЕЛАРУСЬ По заявлению начальника управления общеевропейского сотрудничества ОлегаЕрмоловича, Беларусь хотела бы строить нормальные отношения с Европейскимсоюзом, однако выполнению этой задачи мешают определенные обстоятельства. «Обязательными условиями нормализации отношений нашей страны с ЕСявляется пересмотр Советом Евросоюза своей позиции в отношении Беларуси от15 сентября 1997 года, вступление в силу временного Соглашения о торговлемежду нашей республикой и ЕС и ратификация национальными парламентами стран-чле

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconКурсовая работа по курсу «Экономический анализ» на тему «Экономический...

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconКонтрольная работа по предмету: «Макроэкономика»На Тему: «Российская...
...

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconКурсовая работа по предмету макроэкономика на тему: «Международная торговля и ее роль»

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconКурсовая работа по дисциплине «макроэкономика» на тему: «инфляция:...

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы организаций» на тему: «Управление расходами предприятия»
По мере развития конкуренции на целевых рынках происходит снижение нормы прибыли до 10 15 %. В этой ситуации перспективы развития...

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconПо курсу: «География Туристских Центров» На тему
На тему: «Рекреационный потенциал, проблемы и перспективы развития туризма в Мурманской области»

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconКонтрольная работа. По курсу «регионоведение». На тему: «восточно сибирский экономический район»

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconКурсовая работа по дисциплине «Макроэкономика» на тему: «Рынок ценных...
Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынкаценных бумаг, проблем, стоящих перед современным рынком ценных...

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconКурсовая работа || ||на тему «Приватизация: западный опыт»

Курсовая работа по курсу “макроэкономика” на тему: «Европейский Экономический союз. Опыт и перспективы развития.» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Экономический рост и проблемы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<