Скачать 1.64 Mb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Е.В. Лукьяненко НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ Донецк-2008 ББК У9(2) 261.41+У584.3 Л 84 Лукьяненко Е.В. Налоговое регулирование международной торговли товарами: монография / НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 2008. – 112 с. ISBN 978-966-02-4748-2 В монографии исследованы принципы налогового регулирования международной торговли товарами и особенности таможенного регулирования внешней торговли товарами в Украине. Базируясь на критическом анализе существующих подходов, предложены новые экономико-математические модели, которые отражают последствия сокращения экспортных пошлин, а также последствия тарифно-налоговой реформы в Украине. Сформулированы рекомендации по совершенствованию тарифной и налоговой политики Украины. Для научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов экономических факультетов высших учебных заведений. ББК У9(2) 261.41+У584.3 У монографії досліджено принципи податкового регулювання міжнародної торгівлі товарами й особливості митного регулювання зовнішньої торгівлі товарами в Україні. Базуючись на критичному аналізі існуючих підходів, запропоновані нові економіко-математичні моделі, що відображають наслідки скорочення експортного мита, а також наслідки тарифно-податкової реформи в Україні. Сформульовано рекомендації зі вдосконалення тарифної й податкової політики України. Для науковців, викладачів, аспірантів і студентів економічних факультетів вищих навчальних закладів. Научный редактор член-корреспондент НАН Украины В.П. Вишневский Рецензенты: доктор экон. наук Ю.В. Макогон канд. экон. наук Д.Б. Соколовский ^ Института экономики промышленности НАН Украины при Отделении проблем стратегии развития и финансово- экономического регулирования промышленности (протокол № 9 от 27.11.2007 г.) ^ Международная торговля товарами является одной из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Постоянное развитие производства, научно-технического прогресса, появление новых видов и форм торговли – все это привело к тому, что все большее количество стран мира становятся субъектами международных рынков. Современный этап развития международных экономических отношений отличается активизацией процессов межгосударственной интеграции, а также интеграции отдельных стран в мировое хозяйство. В системе инструментов государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности одно из ведущих мест занимают таможенные тарифы, что обусловлено выполнением таможенной пошлиной функций регулирования внешнеэкономической деятельности, обеспечения поступления средств в государственный бюджет страны, участия в процессе перераспределения ресурсов. Постоянный процесс изменения на том или ином уровне национальной экономики является фактом сегодняшней экономической среды в Украине. Исходная логика преобразований, изменение внешних условий хозяйствования, в том числе и осуществление внешнеэкономической деятельности экономическими субъектами, формирование либеральной экономической среды ставят перед государством проблемы постоянной адаптации механизма налогового регулирования к динамично меняющимся условиям хозяйствования. Направления дальнейшего совершенствования в этой области должны разрабатываться с учетом влияния, которое оказывает налогообложение на международную торговлю товарами. Проблема государственного налогового регулирования внешнеэкономической деятельности и эффективность его использования получила свое отражение в публикациях зарубежных специалистов. Отдельным элементам этого механизма посвящены исследования экономистов J. Bhagwati [51; 52], S. Devarajan [58; 122], A. Dixit [60], D. Go [122], F. Edgeworth [62], W. Ethier [64; 65], J.-F. Gautier [71], A. Harberger [73-75], H. Jonson [77], M. Keen [78-80], M. Kemp [81]; P. Krugman [22; 84-86], A. Lerner [88], J. Melvin [93], L. Metzler [94], R. Musgrave [96], A. Panagariya [99-103], D. Rodrik [101; 108], M. Schiff [105; 122], M. Shahe Emran [112-114], J. Stiglitz [112-114; 116], D. Tarr [105; 117-118], J. Whalley [48; 131-132] и др. Теоретические и практические аспекты таможенно-тарифной политики государства рассматривают в своих трудах отечественные и российские ученые А. Барановский [43], И. Бураковский [26], В. Вишневский [4], А. Гребельник [6], Н. Злепко [19], Т. Липихина [24], Ю. Макогон [7], А. Папаика [29], Т. Рева [33], К. Сандровский [37], В. Сиденко [40], А. Соколовская [42]. Вместе с тем следует отметить, что работы зарубежных специалистов в области международной торговли товарами главным образом носят теоретический характер и не учитывают институциональные условия Украины. В трудах отечественных ученых традиционно анализируются инструменты, структура и механизмы функционирования национальной и международных систем регулирования международной торговли товарами, однако многие аспекты таможенно-тарифного регулирования на сегодняшний день требуют дальнейшего исследования. Дискуссионными являются вопросы выбора режима международной торговли, выбора режима ставок таможенных пошлин; вопросы целесообразности либерализации таможенно-тарифного регулирования международной торговли товарами и ее последствий для экономики Украины. На данном этапе одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики Украины является интеграция в мировую экономическую систему. Либерализация внешнеэкономической деятельности, переход экономики к рыночным условиям способствуют установлению взаимовыгодных связей с международными финансовыми организациями. Главные усилия в рамках этого сотрудничества сосредоточены на обеспечении устойчивого экономического роста, проведении структурных и институциональных реформ, эффективном использовании привлеченных кредитных ресурсов. Тем не менее полноценная реализация стратегии макроэкономических и структурных преобразований, разработанных международными финансовыми организациями для Украины, сталкивается с рядом трудностей. Одна из основных причин состоит в том, что процессы реформирования постсоциалистических экономик происходят впервые в мире и зачастую в рекомендациях, предоставляемых этим странам, не принимаются во внимание факторы структурного и организационного строения переходной экономики. Целью исследования является развитие научно-методических положений и обоснование практических рекомендаций по совершенствованию налогового регулирования международной торговли товарами в Украине. Для достижения указанной цели были решены следующие задачи: выполнен анализ особенностей регулирования международной торговли товарами с учетом основных концепций торговой политики; определены принципы налогового регулирования международной торговли с позиций национального благосостояния; обоснованы принципы формирования таможенного тарифа во внешней торговле товарами; рассмотрены особенности таможенного регулирования международной торговли товарами в Украине; проанализированы основные положения налогово-тарифной реформы в Украине, рекомендуемой международными финансовыми организациями, и оценены ее возможные последствия; выявлена зависимость динамики доходов экономических субъектов и правительства от эластичности размеров теневого сектора экономики по ставкам пошлин и НДС; разработаны практические рекомендации по совершенствованию таможенной и налоговой политики Украины. Структурно работа подразделена на три части. В первой – теоретической – рассмотрены принципы налогового регулирования международной торговли товарами с позиций основных подходов к применению финансовых инструментов во внешней торговле товарами. Обоснованные здесь положения составляют научный фундамент дальнейших исследований предметной области. Вторая часть – аналитическая – посвящена исследованию таможенного регулирования международной торговли товарами в Украине. Здесь главное внимание уделено особенностям тарифного регулирования в стране и анализу рекомендаций международных финансовых организаций по реформированию таможенной и налоговой систем Украины. Анализ показал наличие определенных противоречий между результатами теоретических исследований и практическими рекомендациями. В этой ситуации для разработки конкретных рекомендаций для Украины требуется использование системного подхода и экономико-математических методов для моделирования задачи, основанной на реальных показателях экономики страны. Поэтому третья – заключительная часть работы содержит экономико-математические модели, которые отражают последствия сокращения экспортных пошлин, а также последствия тарифно-налоговой реформы в Украине. В заключении сформулированы рекомендации по совершенствованию тарифной и налоговой политики Украины. |
![]() | Світової організації торгівлі, а також Країни чи окремі митні території, що знаходяться в процесі вступу до сот, які погодилися в... | ![]() | В январе-ноябре отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило $12,6 млрд. В течение января-ноября 2013 года сальдо торговли... |
![]() | ![]() | ||
![]() | Билеты по предмету Организация торговли продовольственными и непродовольственными товарами. 1 семестр 2001-го | ![]() | ... |
![]() | Планируется торговля продовольственными и промышленными товарами. В наличии земельный участок площадью 1,5 га, имеются подъездные... | ![]() | Протекционизм и мировая торговля товарами и услугами: плюсы и минусы введения импортных пошлин 5 |
![]() | Мы иногда сталкиваемся с товарами, у которых выражаются недостатки, но как же определить, какой недостаток является существенным,... | ![]() | Тема: 10. Перевозка, сохранение и распоряжение товарами и другими првдметами, которые находятся под таможенным контролем |