Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика»




НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика»
страница1/5
Дата публикации17.10.2013
Размер0.72 Mb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПОЛТАВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЮРИЯ КОНДРАТЮКА
Кафедра экономической теории и региональной экономики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины «Микроэкономика»

для студентов-иностранцев

отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство»

стационарной и дистанционной формы обучения


Полтава 2013

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» для студентов-иностранцев отрасли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство» стационарной и дистанционной формы обучения. – Полтава: ПОЛТНТУ, 2013. – 42с.


Составитель: Е.Н. Шевченко, к.э.н., доцент кафедры экономической теории и региональной экономики;

Ответственный за выпуск: В.П. Дубищев, заведующий кафедры экономической теории и региональной экономики, доктор экономических наук, профессор.

Рецензенты:

А.В. Манжура, к.э.н., доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ВУЗ Укоопсоюза «Полтавский университет экономики и торговли»;

Л.И. Оппельд, к.э.н., доцент кафедры международной экономики Полтавского национального технического университета имени Юрия Кондратюка.

Утверждено научно- методическим

советом университета

от _______ 2013  г., протокол № ___

В авторской редакции

77.16.05.10

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..

4

Тематический план дисциплины……………………………………………

5

Часть I. Методические рекомендации по изучению

дисциплины «Микроэкономика»…………………………………………..


6

Часть II. Индивидуальное творческое задание (презентация)……………

29

Часть III. Порядок и критерии оценивания знаний студентов …………..

33

Список рекомендованной литературы……………………………………..

39

Приложение…………………………………………………………………

42


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала, экономических способностей личности студентов. Формирование у студентов экономического мышления, получение глубоких знаний об экономической жизни общества, о методах и инструментарии ее изучения, приобретение навыков поведения индивидуума в условиях рыночной экономики, невозможно без изучения микроэкономики.

Цель преподавания дисциплины – формирование рыночного экономического мировоззрения и знаний относительно методов принятия оптимальных хозяйственных решений при имеющихся ограниченных ресурсах и альтернативных возможностях их использования.

Основными задачами предложенных методических рекомендаций являются сочетание самостоятельной работы студентов с работой на лекциях и семинарских занятиях, комплексное усвоение курса и овладение навыками принятия оптимальных решений в конкретных ситуациях.

Методические рекомендации разработаны на основе образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров, которые включають: введение, тематический план дисциплины, планы семинарских занятий, тематику индивидуальных творческих заданий, вопросы по подготовке к экзамену и список рекомендованной литературы. С целью достижения высокой эффективности самостоятельной работы студентов по каждой теме предложены методические рекомендации по изучению вопросов семинарских занятий, дается сжатое содержание, структура основных вопросов, которые выносятся на обсуждение.

После изучения дисциплины студенты должны знать:

  • общий перечень типичных микроэкономических проблем и методы их анализа;

  • базовые модели оптимизации потребительского плана домохозяйства;

  • показатели технологической и экономической эффективности процесса производства и способы их оптимизации;

  • особенности экономического поведения фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

  • основы ценообразования на рынке факторов производства;

  • значение государственной политики в корректировке рыночного механизма и тому подобное.

После изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • выполнять микроэкономические расчеты;

  • формулировать основные экономические функции и анализировать их аналитические характеристики;

  • анализировать условия ценообразования на товарных и ресурсных рынках на основе использования основных теоретических моделей;

  • прогнозировать последствия изменения рыночных условий или мероприятий государственной регуляции и реакцию на них типичных экономических субъектов.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Микроэкономика» для студентов по направлению подготовки

6.030503 «Международная экономика»


^ Название модуля, раздела, темы

Количество часов по видами занятий

всего

аудиторные

внеаудиторные

лекции

семинары

ИКР*

СРС**

Смысловой модуль 1. Основы теории микроэкономики. Потребительский выбор. Рыночный механизм и его элементы. Теория производства

Раздел 1. Вступление в микроэкономику

Тема 1. Предмет и методы микроэкономики

6

2

2

2

2

Раздел 2. Теория поведения потребителя

Тема 2. Кардиналистская теория поведения потребителя

7

2

2

2

2

Тема 3. Ординалистская теория поведения потребителя

7

2

2

2

2

Тема 4. Анализ поведения потребителя

8

2

2

3

3

Раздел 3. Теория рыночного равновесия

Тема 5. Спрос и предложение, их взаимодействие

10

2

1

3

3

Тема 6. Теория эластичности

3

2

1

3

3

Раздел 4. Теория фирмы: производство и затраты

Тема 7. Вариации факторов производства. Оптимум товаропроизводителя

8

2

2

2

2

Тема 8. Затраты и доходы предприятия. Прибыль и ее максимизация

8

2

2

2

2

Модульная контрольная работа 1

2

0

2

0

0

Всего по модулю 1

59

16

16

19

19

Смысловой модуль 2. Рыночные структуры. Ценообразование на рынках факторов производства. Равновесие и эффективность рыночной системы

Раздел 5. Теория рыночных структур

Тема 9. Рынок совершенной конкуренции

13

4

2

3

3

Тема 10. Монопольный рынок

11

4

2

2

2

Тема 11. Рынок олигополии

9

2

2

2

2

Тема 12. Рынок монополистической конкуренции

9

2

2

2

2

Раздел 6. Рынки факторов производства

Тема 13. Общая характеристика факторных рынков. Образование производного спроса

5

-

-

2

2

Тема 14. Рынок труда

10

2

2

2

2

Тема 15. Рынок капитала

10

2

2

2

2

Раздел 7. Равновесие и эффективность рыночной системы
















Тема 16. Общее равновесие конкурентных рынков

8

2

1

2

2

Тема 17. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование

8

2

1

2

2

Модульная контрольная работа 2

2

0

2

0

0

Всего по модулю 2

85

20

16

19

19

Всего по дисциплине

144

36

32

38

38
ИКР* – индивидуально консультативная работа; СРС **– самостоятельная работа студентов

^ ЧАСТЬ I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА»

Смысловой модуль 1. Основы теории микроэкономики. Потребительский выбор. Рыночный механизм и его элементы. Теория производства
^ Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

Методические рекомендации по изучению темы

Приступая к рассмотрению вопроса микроэкономика как составляющая экономической теории необходимо обратить внимание на определение предмета дисциплины, осознать ее роль и место как фундаментальной экономической науки. Целесообразно показать отличия предмета исследования микроэкономики в сравнении с макроэкономикой, их взаимосвязь.

Следует осознать, в первую очередь, что основная экономическая проблема – между безграничными по количеству потребностей и ограниченностью ресурсов в распоряжении субъекта. Все это побуждает участников экономической деятельности к выбору, поиску компромисса между этими противоположностями. Кроме того, использование ресурсов на те или иные цели имеет альтернативный характер, который также приводит к необходимости выбора привлечения ресурсов в интересах конкретной продукции в процессе обеспечения соответствующего набора благ. И, наконец, перед каждым экономическим субъектом возникают главные и текущие вопросы, которые тоже являются проблематичными и требуют от них обоснованных решений, реализация которых будет определять судьбу субъектов и меру их успеха.

При изучении вопроса «субъекты экономической деятельности» следует сосредоточить внимание на сущности и цели каждого субъекта микроэкономики. Необходимо разобраться, в чем заключается рациональное поведение каждого участника экономической деятельности на микроуровне.

Изучая методологию микроэкономики, целесообразно ознакомиться с арсеналом микроэкономического анализа, который применяет и общеэкономические, и специфические для данной дисциплины методы (предельный анализ, позитивный и нормативный методы, микроэкономическое моделирование на базе выяснения зависимостей между показателями).

Семинарское занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Микроэкономика – составляющая экономической теории.

2. Проблематика микросистем.

3. Субъекты экономической деятельности.

4. Методология микроэкономики.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему микроэкономика относится к общественным наукам?

  2. Чем микроэкономика отличается от политической экономии и макроэкономики?

  3. Что означает понятие рациональное поведение?

  4. Всегда ли люди поступают рационально?

  5. Как Вы понимаете альтернативный характер использования ресурсов?

  6. Что такое предел производственных возможностей предприятия?

  7. Какие специфические методы микроэкономического анализа Вы знаете?

Тематика рефератов

1. Становление и развитие микроэкономики как отрасли знаний.

2. Редкость ресурсов и альтернативность выбора: экономический подход.

3. Теоретическая модель взаимодействия субъектов микроэкономики.

4.  История и методология микроэкономического анализа.

5. Маржинализм, как методологическая основа микроэкономического анализа.

Основные термины и понятия:

Микроэкономика, субъекты микроэкономики, рациональность, формы микроэкономики, позитивная микроэкономика, нормативная микроэкономика, методы микроэкономического анализа, общенаучные методы микроэкономики, специфические методы микроэкономики, предельный анализ, моделирование, графический анализ, алгебраические уравнения.

Литература: 1. с. 6–28; 2. с. 12–40; 3. с. 9–21; 4. с.3–9; 5. с. 4–11; 6. с. 5–24; 8. с. 5–24; 9. с. 11–26; 10. с. 7–30.
Тема 2. КАРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы следует помнить, что ведущим фактором, который мотивирует хозяйственное поведение человека, являются его потребности. Поэтому важно выяснить сущность потребностей индивида, рассмотреть их классификацию. Целесообразно обратить внимание на самую распространенную мотивационную теорию – иерархию потребностей американского психолога А. Маслоу. Необходимо уяснить сущность экономических и неэкономичных благ, их свойства и критерии классификации разновидностей благ.

Необходимо обратить внимание на то, что главным свойством экономических благ является полезность; понять принцип количественного подхода к определению полезности отдельных порций каждого блага, или разных благ, которые потребляются; выяснить характер динамики предельной полезности блага и его совокупной полезности; научиться изображать графическую интерпретацию этих переменных.

Важно также рассмотреть средство максимизации общей полезности потребителя в процессе потребления нескольких благ (второй закон Госсена). Для отображения ситуации наиболее эффективного выбора отдельного субъекта, когда он не имеет побудительных мотивов к изменению своего поведения, применяют термин «оптимум» или «равновесие». При этом необходимо запомнить, что в кардиналистской теории предельной полезности ни величина дохода покупателя (количества имеющихся средств), ни уровень цен благ особенного значения не предоставляют. В кардинализме является важным не сам номинальный доход, а принцип его распределения. Именно этот принцип называют принципом взвешенной предельной полезности или вторым законом Госсена.

^ Семинарское занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Потребности, экономические блага и их классификация.

2. Сущность кардиналистской теории поведения потребителя. Процесс потребления и динамика изменения совокупной и предельной полезности. Первый закон Госсена.

3.  Суть рационального выбора потребления согласно кардиналистских позиций. Второй закон Госсена.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность кардиналистской теории поведения потребителя?

2. Что понимается под полезностью благ? Какие ее показатели?

3. Как изменяется общая и предельная полезность благ в процессе их потребления? Изобразите это графически.

4. Сформулируйте первый закон Госсена и объясните его.

5. Как объясняется рациональный выбор потребителя кардиналистами?

6. Что представляет собой потребительское равновесие в кардиналистской теории?

7. Сформулируйте второй закон Госсена и объясните его.

Тематика рефератов

1. Возникновение и развитие кардиналистской теории поведения потребителя.

2. Классификации благ в современной экономической теории и их прикладное значение.

3. Проблемы оценивания полезности и оптимизации потребительского выбора.

^ Основные термины и понятия

Полезность, общая полезность, предельная полезность, точка насыщения, первый закон Госсена, второй закон Госсена, равновесие потребителя, механизм возобновления равновесия потребителя.

Литература: 1. с. 98–104; 2. с. 134–143; 3. с. 55–61; 4. с. 9–11; 5. с. 41–43; 7. с. 31–36; 8. с. 52–66; 9. с. 65–68; 10. с. 103–109.
Тема 3. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Методические рекомендации по изучению темы

Изучение данной темы следует начать с осознания принципа порядкового подхода к определению полезности благ. Следует обратить внимание на то, что предпочтения – это определяющий фактор потребительского выбора. Целесообразно выяснить систему ценностных предпочтений, которые вместе с положениями теории предельной полезности способны научно объяснить механизм индивидуального потребительского выбора. В концепции ординализма эти установки (поведенческие особенности) известны как аксиомы предпочтения.

Для моделирования ценностных установок отдельного индивида относительно полезности предпочтенных им товарных наборов в ординализме используют кривую безразличия. Поэтому нужно выяснить сущность и свойства кривых безразличия, а также специфику предельной нормы замещения двух благ (MRS) и способы ее вычисления.

При изучении вопроса «бюджетные ограничения и возможности потребителя в ординалистской теории» следует обратить внимание на возможности реального потребления, которые зависят лишь от дохода индивида и цен на блага. Доход индивида и цены благ составляют его бюджетное ограничение. Необходимо обратить внимание на графическую модель бюджетной линии. Выяснить, под воздействием, каких экономических факторов происходит смещение кривой бюджетной линии.

Важно понять в ординалистской теории как происходит оптимизация потребительского выбора. Целесообразно обратить внимание на то, что потребительский выбор для индивида завершается вынужденным компромиссом между его безграничными желаниями и ограниченными бюджетными возможностями. Он сводится к стремлению такой потребительской корзины, полезность которой в представлении покупателя является максимальной, учитывая возможности его дохода. Необходимо рассмотреть графическую модель оптимизации потребительского выбора (равновесия потребителя), которая совмещает карту кривых безразличия и размещенную в ее плоскости бюджетную линию.

^ Семинарское занятие 3

Вопросы для обсуждения

1. Особенности анализа полезности в ординалистской теории. Система преимуществ потребителя и ее основные элементы.

2. Кривые безразличия. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения благ.

4. Бюджетные ограничения и возможности потребителя. Оптимизация потребительского выбора в ординалистской теории.

Вопросы для самопроверки

1. Какие особенности анализа полезности в ординалистской теории?

2. На каких аксиомах базируется порядковый подход к определению полезности?

3. Что представляет собой функция полезности?

4. В чем чуть кривой безразличия? Что такое карта безразличия?

5. Какие свойства присущи кривым безразличия?

6. Что представляет собой предельная норма замещения? Когда возникает такая проблема? Как она определяется?

7. В чем заключается сущность бюджетной линии и под воздействием каких факторов она изменяется?

8. Как достигается равновесие потребителя в ординалистской теории, при которой он оптимизирует свой выбор? Покажите это с помощью графического анализа.

Тематика рефератов

1. Возникновение и развитие ординалистской теории поведения потребителя.

2. Сравнительный анализ концепций кардиналистской и ординалистской полезности.

3. Способы моделирования индивидуальных вкусов потребителя.

4. Способы моделирования бюджетного ограничения потребителя.

^ Основные термины и понятия

Аксиома упорядоченности, аксиома транзитивности, аксиома ненасыщения, аксиома независимости потребителя, функция полезности, кривая безразличия, карта кривых безразличия, предельная норма замещения, бюджетная линия, точка равновесия потребителя.

Литература: 1. с. 104–118; 2. с. 143–150; 3. с. 62–67; 4. с. 11–16; 5. с. 43–46; 7. с. 37–44; 8. с. 52–66;; 9. с. 68–99; 10. с. 120–128.
Тема 4. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Методические рекомендации по изучению темы
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Философия»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Философия» (для иностранных учащихся 1 курса дневной формы обучения факультета...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины «Маркетинг непроизводственной...
Методические рекомендации к изучению дисциплины «Маркетинг непроизводственной сферы и малого бизнеса» для студентов специальности...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconД. А. Губкина методические указания к изучению дисциплины «Формы...
Методические указания к изучению дисциплины «Формы и методы организации проектного дела» (для студентов 5 курса дневной формы обучения...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconМетодические указания к самостоятельной работе по изучению дисциплины...
Методические указания к самостоятельной работе по изучению дисциплины «Прикладная механика и основы конструирования» для студентов...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconМетодические указания к самостоятельной работе по изучению дисциплины...
Методические указания к самостоятельной работе по изучению дисциплины «Прикладная механика и основы конструирования» для студентов...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Методические рекомендации по изучению дисциплины студентами заочной формы обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconОбщие методические рекомендации по изучению дисциплины «Латинский язык»
Латинский язык предусмотрен учебным планом и является общей учебной дисциплиной для всех специализаций и форм обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconРабочая программа, методические указания и контрольные задания к...
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания к изучению дисциплины «Теоретическая механика» для студентов немеханических...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Микроэкономика» iconРабочая программа, методические указания и контрольные задания к...
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания к изучению дисциплины «Сопротивление материалов» для студентов механических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<