Формирование рынка экологических инноваций в украине




Скачать 55.08 Kb.
НазваниеФормирование рынка экологических инноваций в украине
Дата публикации14.03.2013
Размер55.08 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УКРАИНЕ

Е.Ю. Дроздова, к.э.н., доцент Т.И. Гончарова, студентка

Сумский государственный университет, г. Сумы
В наше время результаты инновационной деятельности, инициированные ускорением темпов НТП, существенно влияют на все аспекты общественного развития, изменяют среду жизнедеятельности человека, средства обеспечения его существования и развития. НТП должен быть направлен, главным образом, на достижение экологической безопасности и эколого-экономической эффективности.

Таким образом, предпосылкой выхода с эколого-экономического кризиса является разработка и внедрение инноваций с высокой степенью экологичности и экономической целесообразности.

Важной составляющей инновационного потенциала является научно-технический потенциал, широкий круг научных разработок. Сравнение с зарубежными странами позволяет нам выявить ту ступень, на которой мы находимся с точки зрения возможностей использования научного потенциала. В этой связи полезно привести несколько конкретных цифр. Например, у нас в стране на 10 тыс. занятого населения приходится 55 научных работников и 41 исследователь. В зарубежных странах этот показатель немного иной. Например, в США количество научных работников на 10 тыс. занятого населения составляет цифру 76 человек, в Германии – 126, в Японии – около 90. Но при этом исследователей в европейских странах примерно столько же, сколько и у нас.

Таким образом, можно считать, что Украина имеет кадровый потенциал, который может обеспечить научно-технические разработки на уровне, соответствующем уровню европейских стран.

Важно отметить, что в последние годы у нас наблюдается рост численности высококвалифицированных специалистов в области науки, несмотря на большой отток научных работников в зарубежные страны. В экономике сейчас работает свыше 70 тысяч квалифицированных научных специалистов, докторов и кандидатов экономических наук.

Но почему же мы не можем в должной степени использовать эту армию квалифицированных научных работников?

Это объясняется, прежде всего, распределением работников науки между ее секторами. Большая часть научных работников занята в вузовском и академическом секторах. Очень малая часть – около 11% - в отраслевом секторе, а еще меньше в заводском – около 0,2% от общего количества отечественных ученых, занятых исследованиями, разработками и внедрением.

В зарубежных странах вся научно-исследовательская и внедренческая работа сосредоточена именно на предприятиях, на больших производствах, объединениях (например, США – свыше 70%, Япония – свыше 90%).

В Украине в год выполняется свыше 40 тысяч научно-технических разработок, однако на практике внедряется около 16%, поскольку особо остро стоит проблема финансирования внедрения разработок, особенно если речь идет о принципиально новом товаре, технологии производства, методах управления.

Учитывая достаточно мощную научно-техническую базу можно констатировать, что Украина имеет все возможности для формирования рынка экологических инноваций

Достаточно важно отметить, что многое зависит не только от науки и образования, но и от самой экономики. Если наука создает инновации, то экономика их потребляет, точнее экономика инициирует их создание.

Инициатором формирования рынка экологических инноваций выступают потребители. Производитель выпускает только ту продукцию, на которую существует платежеспособный спрос. Весомое значение имеет влияние конкурентов. Работа на рынке обычно усложняется и одновременно стимулируется конкурентной борьбой.

Рынок экологических инноваций является сегментом общего рынка инноваций. Важным для формирования ринка именно экологических инноваций являются экологические интересы. Частичное представление про интересы потребителей дает отношение населения к экологическим проблемам – чем выше обеспокоенность потребителей экологическими проблемами, тем выше их заинтересованность в экологических инновациях.

Интересы потребителей экологических инноваций включают: обеспечение здоровья; экономия ресурсов при потреблении, эксплуатации и утилизации; низкая покупательная цена товара; выполнение нескольких функций одним товаром; годность использования в определенных условиях; современность, подобие известному товару и т.д. Интересами производителей экологических инноваций является снижение экологических сборов, платежей и штрафов; увеличения прибыли; снижение себестоимости производства и т.д.

Действенные мотивационные механизмы должны разрабатываться таким образом, чтоб предложение инноваций значительно превышало спрос на них. В такой ситуации будет иметь место конкуренция научных разработок, которая позволит увеличить конкурентоспособность будущей продукции инноваций.

Разделение мотивационного механизма экологического сбалансирования развития на составляющие (потребление экологических товаров, производство экологических товаров, внедрение инновационных разработок, разработка инновационных проектов) в какой-то степени условно. Они являются целостным механизмом, составляющие которого влияют друг на друга. Так, увеличение спроса на экологические товары, содействует возрастанию их предложения, которое в свою очередь, увеличивает спрос на инновационные разработки, стимулирующий рост их предложения.

Одним из основных показателей готовности покупателя к потреблению экологической продукции является готовность платить за них большую цену в сравнении с другими продуктами. На основании проведенных исследований, в Сумской области 58% населения не соглашается платить за экологическую продукцию более высокую цену, 27% - согласно платить дополнительно 5% от существующей цены,11,3% - от 6 до 10% от существующей цены, 2,5% - от 11 до 15%, 0,6% - согласны платить намного больше существующей цены. Эти данные свидетельствуют про низкий уровень мотивации потребителей экологических товаров, а соответственно про необходимость усовершенствования соответствующего мотивационного механизма.

Спрос на рынке экологических товаров удовлетворяется их производством. Данный мотивационный механизм направлен на стимулирования предложения на вторичном рынке экологических инноваций.

Тенденция освоения производства новых видов продукции в промышленности за 1991-2000 года, свидетельствует про определенное возрастание активности производства инноваций в современных условиях. Однако объем производства принципиально новой продукции небольшой.

Внедрение прогрессивных технологических процессов, экологических инноваций в Украине имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о потребности мероприятий стимулирующих этот процесс. Внедрение малоотходных, ресурсосберегающих и безотходных технологий с1991 до 2000 года снизилось на 77%.

Мотивационный механизм разработки инновационных проектов направлен на стимулирование предложения на первичном рынке экологических инноваций. Именно с разработки экологически ориентированных инновационных проектов начинается жизненный цикл экологического товара.

Предложение экологических инноваций на первичном рынке включает результаты экологически ориентированных научно-технических исследований, которые способны предложить научные организации.

В настоящее время наблюдается уменьшение затрат на научные и научно-технические работы, в том числе за счет госбюджета. Результатом этого является сокращение научных кадров через миграцию в другие страны с более благоприятными условиями труда. При этом снижается и количество предприятий, которые выполняли инновационные разработки, в том числе экологического направления.

Неудовлетворительная ситуация с разработкой экологических инноваций свидетельствует о необходимости усовершенствования существующего соответствующего мотивационного механизма.

Таким образом, мотивационный механизм экологизации научно-технического прогресса не является совершенным. Однако, как отмечалось выше, существуют предпосылки формирования рынка экологических инноваций, развитие которых является базой решения противоречий между экономическим ростом и сбережением состояния окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Мельник Л.Г., Шапочка М.К. Основи екології. Екологічна економіка та управління природокористуваннім: Український контекст. – С.: Університетська книга, 2006, - 759 с.

  2. Александрова В. Место и роль инновационного потенциала в общем инновационном процессе на этапе перехода к инновационной модели экономики Украины. // Экономист. - №5 – май – 2004 – 18-19 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование рынка экологических инноваций в украине icon: 330. 341. 1 Кожушко Л. Ф., д т. н., профессор
...

Формирование рынка экологических инноваций в украине iconРозділ 1 Економіка природокористування І еколого-економічні проблеми
Особенности трансформации рынка экологических страховых услуг в Украине в рамках экологизации международной экономики

Формирование рынка экологических инноваций в украине iconТенденции развития рынка тренинговых услуг
Инновационное обучение уже в Украине. Метод структурированных инноваций, программы "Активатор" и "Инноватор" позволят внедрить инновационные...

Формирование рынка экологических инноваций в украине iconПуги активизации экологических инноваций предприятий
Определены некоторые подходы повышения инновационной активности предприятий в прмродоохранной деятельности

Формирование рынка экологических инноваций в украине iconТема: «Наши пернатые друзья!»
Цель: Формирование экологической культуры, экологических знаний у обучающихся, вовлечение их в природоохранную деятельность

Формирование рынка экологических инноваций в украине iconВ работе определены место и роль процессных инноваций в развитии...
Антонина Сидорова, доктор экономических наук, зав кафедрой «Экономическая статистика», Донецкий национальный университет

Формирование рынка экологических инноваций в украине iconШуличенко Надежда Викторовна, аспірант combinat @ rambler ru
Институт проблем рынка и економико-экологических исследований нан украины (Украина)

Формирование рынка экологических инноваций в украине iconОписание методики
Цель исследования: Повысить прозрачность рынка маркетинговых сервисов в Украине для участников рынка

Формирование рынка экологических инноваций в украине iconСуть и Особенности риск-менеджмента инноваций, его роль в системе...
Целью данной статьи является обоснование значимости риск-менеджмента инноваций для управления научно-техническим прогрессом и инновационной...

Формирование рынка экологических инноваций в украине iconАвтор: Ноздрина А. А
Целью данного исследования является рассмотрение условий распространения франчайзинга в Украине, рассмотрение основных тенденций...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<