Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год




Скачать 108.57 Kb.
НазваниеАнализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год
Дата публикации14.03.2013
Размер108.57 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Экономика > Анализ
Анализ

состояния и методического обеспечения преподавания

основ экономики в 20112012 учебном году

И.Б. Лещинская



Изучение экономики в школе направлено на развитие экономического мышления, формирование умений находить и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать и систематизировать полученные знания, формировать опыт использования полученных знаний и умений для решения типовых задач в отрасли экономических отношений; воспитание ответственности за принятие экономических решений. Содержание экономического образования соответствует современному состоянию мировой экономической науки и вместе с тем отличается существенной практической направленностью.

Целью экономического образования является такая подготовка учащихся, которая обеспечит им достаточный уровень жизненной компетентности в сфере экономических отношений на уровне государства, страны и отдельного человека. Общие экономические знания необходимы каждому ученику независимо от его жизненного и профессионального выбора.

При анализе работы кабинета экономики ИПО СГГУ в 2011–2012 году были учтены следующие направления:

– создание банка лучших уроков по экономике (видео и DVD);

– внедрение в практику работы новых технологий и методов обучения;

– интенсификация учебного процесса по экономике за счёт использования компьютерной технологии;

– модернизация и совершенствование учебно-методической базы кабинетов экономики школ.

В 2011–2012 учебном году в учреждениях образования города количественный состав учителей экономики составлял 48 человек. В качественном составе произошли незначительные изменения. Решением городской аттестационной комиссии учителям, преподающим экономику, была подтверждена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «Старший учитель» (Осокина Л.В., гимназия № 24), присвоено звание «учитель-методист» (Широковских В.А., ОШ № 32), присвоено звание «Старший учитель» (Гапоненко В. П., гимназия № 2; Курдюковой Н.А., ОШ № 26; Маценко Н.Г., СТКЛ), установлена высшая квалификационная категория (Соломина Т.В., ОШ № 9; Радченко Е.А., ОШ № 54), подтверждена высшая категория (Широковских В.А., ОШ № 32); Гапоненко В. П., гимназия № 2).

Ведущими направлениями работы кабинета экономики является методическая и аналитическая деятельность. Анализ посещённых уроков, изучение школьной документации показал, что в целом учителя владеют методикой преподавания предмета, постоянно совершенствуют своё педагогическое мастерство. На уроках и во внеклассной работе учителя используют современные педагогические технологии, что способствует качественному восприятию изучаемого материала, развитию интереса у учащихся к предмету и стремлению участвовать в городских и Всеукраинских мероприятиях.

Кабинетом экономики ИПО СГГУ были проведены инструктивно-методические совещания, заседания МО учителей, практические и теоретические семинары.

С целью оказания методической помощи учителям кабинетом экономики ИПО СГГУ были проведены:

– теоретический семинар по теме «Деловая активность как способ формирования экономической компетентности учащихся» (СШ № 58, учитель Белецкая С.Г.);

– постоянно действующий семинар «Методика преподавания основ потребительских знаний (трудные разделы)» (СШ № 3, учитель Евгущенко А.М.);

– семинары-практикумы:

  • «Игра как активная форма обучения на уроках экономики» (ОШ № 27, учитель Иванова И.Л);

  • «Дискуссия и дебаты как интерактивные технологии обучения на уроках экономики» (СТКЛ, учитель Маценко Н.Г.);

  • «Использование ППС на уроках экономики» (СШ № 57, учитель Пеструилова Т.П.);

– инструктивно-методические совещания:

  • организация и проведение внеклассных городских мероприятий для учащихся;

  • организация и проведение городской олимпиады по экономике;

  • подготовка материалов и проведение ГИА по экономике.

В течение всего учебного года активно работала творческая группа по теме «Использование учебно-методического комплекса по экономике в профильных классах» (руководитель Евгущенко А.М.). Учителя экономики провели открытые уроки с использованием педагогических программных средств.

Важнейшим направлением работы учителей экономики является подготовка к участию в I–III этапах Всеукраинской ученической олимпиады по предмету.

III этап ВУО по экономике в этом году был проведён на базе СШ № 58 (директор Королёва Р.И.) на высоком организационном уровне. Количество школ, принявших участие в городской олимпиаде по экономике, значительно увеличилось. В 2011–2012 учебном году в олимпиаде приняли участие 55 человек из 10 учебных заведений города.

Соотношение победителей III этапа ВУО по экономике среди учебных заведений города за три учебных года представлено в таблице 1.

Таблица 1

^ Победители III городского этапа ВУО по экономике

Учебные заведения

^ Учебный год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

СПЛ

7

2

1

СШ №3

5

4

8

СШ №57

2

3

2

СШ №58

1

4

7

ОШ № 31

-

-

1

гимназия № 24

-

-

1

гимназия № 10

-

-

4

гимназия № 24

-

-

1


Из таблицы 1 видно, что в СШ № 3 и № 58 количество победителей возросло, хорошо выступили учащиеся гимназии № 10, а в СПЛ количество победителей уменьшилось по объективным причинам (болезнь учащихся).

Анализируя результаты олимпиады, можно сказать, что количество баллов, набранных учениками в этом году, выше по сравнению с прошлыми годами и по теоретической, и по практической части. Результативно выступила наша команда в минувшем учебном году на республиканской олимпиаде. Призовое III место получил ученик 10-го класса СШ № 3 Рыбалко Дмитрий (учитель Евгущенко А.М.). Учащиеся этой школы ежегодно становятся победителями IV этапа Всеукраинской ученической олимпиады по экономике.

В апреле 2012 г. в СШ № 3 (директор Живодуева Т.А.) состоялся XII городской конкурс научно-исследовательских работ учащихся «Молодёжь в науке и творчестве» в секции «Экономика». Было представлено 9 исследовательских работ, которые защищали учащиеся СШ № 3 (руководитель Евгущенко А.М.), ОШ № 34 (руководитель Сивягина Е.А.), СШ № 35 (руководитель Вахнина В.В.), гимназии № 24 (руководитель Осокина Л.В.), СШ № 57 (руководитель Пеструилова Т.П.), СШ № 58 (руководитель Белецкая С.Г.), СПЛ (руководитель Коваль Е.В.). Работы учащихся были интересными, содержательными и актуальными, но самый высокий уровень написания работ уже несколько лет подряд показывают учащиеся СШ № 3 (руководитель Евгущенко А.М.), № 57 (руководитель Пеструилова Т.П.), № 58 (руководитель Белецкая С.Г.). Распределение призовых мест в этом конкурсе представлен в таблице 2.

Таблица 2

^ Победители городского конкурса научно-исследовательских работ учащихся

«Молодёжь в науке и творчестве» в секции «Экономика»

Место

учебного заведения

Название работы

I

СШ №3

Разработка концепции прибыльного ресторана к Евро-2012

I

СШ № 58

Анализ и состояние экономического пиратства в XXI веке

I

СШ № 57

Анализ условий дифференциации доходов населения

II

гимназия № 24

Бизнес-план ООО «Караван»

II

СПЛ

Исследование мотивов и факторов, влияющих на реальное поведение потребителей



Проведение ежегодного конкурса научно-исследовательских работ учащихся «Молодёжь в науке и творчестве» позволяет развивать исследовательские способности учащихся, а также экономически обосновывать современные тенденции развития общества.

С целью привития интереса учащихся к предмету учителя экономики проводят большую внеклассную работу. В школах города проходят недели экономики, в рамках которых проводятся конкурсы знатоков, конференции, беседы, брейн-ринги.

В ноябре совместно с городской налоговой администрацией в СШ № 58 (директор Королёва Р.И.) для учащихся 9–11 классов был проведён брейн-ринг по налоговой системе, в котором приняли участие ученики СШ № 57, 58, ОШ № 32. Команды перечисленных учебных заведений не только показали достаточно высокие знания, но и значительно пополнили свой багаж новой информацией.

В ходе тематических изучений педагогического процесса в учебных заведениях города рассматривались следующие вопросы:

– изучение выполнения программ (анализируя выполнение учебных программ по предмету, можно отметить, что по ведению журнала и выполнению программы существенных замечаний нет, так как учителя экономики выполняют все требования и рекомендации);

– система работы аттестующихся учителей (работа анализировалась на основании посещённых уроков, результатов городской олимпиады и внешкольных мероприятий);

– состояние преподавания экономики в 9–11-х классах в СШ № 3 (учитель Евгущенко А.М.).

В старшей школе экономика как базовая дисциплина изучалась в 11 классах всех профилей (1 час в неделю).

Профильное обучение обеспечивалось изучением курса «Экономика» на протяжении 210 учебных часов (по три часа в неделю в 10-м и 11-м классах), введением курсов по выбору и близких к экономике предметов: математики на академическом уровне и географии – на профильном (5 часов в неделю).

Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины изучение курса «Экономика» будет осуществляться с использованием учебного комплекса, элементы и краткие характеристики которого представлены в таблице 3.

Таблица 3

^ Підручники та посібники

Короткий опис та рекомендації щодо використання у навчальному процесі

1. Радіонова І.Ф., Радченко В.В.

Економіка. Суспільно-гуманітарний напрям, економічний профіль: Підручник для учнів 10-х класів – Кам′янець-Подільський: Аксіома, 2010.


Базовий підручник з економіки для учнів 10-х класів суспільно-гуманітарного напряму економічного профілю охоплює два розділи: «Вступ до економічної теорії» і «Фундаментальні поняття ринкової економіки та ринкова інфраструктура», що складаються з 12 тем.

У підручнику розкрито теоретичний матеріал, пояснюється можливість практичного застосування знань, наводяться контрольні запитання та завдання для перевірки рівня засвоєння матеріалу.

2. Горленко Г.О.

Економіка. Тренувальні вправи та практичні роботи: Навчальний посібник для учнів 10-х класів суспільно-гуманітарного напряму економічного профілю – Кам′янець-Подільський: Аксіома, 2010.

Навчальний посібник з завданнями та вправами допомагає учням опанувати теоретичний матеріал базового підручника і розвинути навички економічного аналізу. Містить рекомендації з виконання лабораторних робіт, передбачених чинною програмою з економіки для учнів 10-х класів. Може використовуватися на уроках, для виконання домашніх завдань та при самопідготовці до поточного, тематичного, підсумкового оцінювання знань учнів.

3. Горленко Г.О.

Збірник завдань для державної підсумкової атестації для учнів 11 класів – Кам′янець-Подільський: Аксіома, 2010.


Збірник структуровано за темами відповідно до програми курсу «Економіка» для учнів 10-11-х класів суспільно-гуманітарного напрямку, що вивчають економіку на профільному рівні, авторів І.Ф.Радіонової, В.В. Радченка, Ю.В.Бицюри. Містить більше 1000 завдань різних типів і рівня складності.

4. О.В. Часникова

Економіка. Збірник завдань для державної підсумкової атестації учнів 11 класів загальноосвітніх навчальних закладів

Збірник структуровано за темами відповідно до програми курсу «Економіка» для учнів 10-11-х класів суспільно-гуманітарного напрямку, що вивчають економіку на профільному рівні, авторів І.Ф.Радіонової, В.В. Радченка, Ю.В. Бицюри.



К вариативной части профильной школы отнесены следующие экономические курсы: «Основи підприємницької діяльності», «Власна справа», «Основи менеджменту», «Основи інтелектуальної власності», «Основи споживчих знань», «Основи сімейного господарювання» и др. Программы рекомендуемых элективных экономических курсов опубликованы в издании «Збірник програм з економіки для загальноосвітніх навчальних закладів. Ч 1, 2. – Кам′янець-Подільський: Аксіома, 2008».

При организации допрофильного изучения экономики в 8–9-х классах за счёт часов вариативной составляющей учебного плана рекомендуется изучать курс «Моя економіка» (авт. Л.М. Кириленко, Л.П. Крупська, И.М. Пархоменко, И.Е. Тимченко).

Важнейшей задачей остается продолжение внедрения в учебный процесс курса по выбору «Основи споживчих знань», который рекомендуется изучать с 1 по 11 класс, а в случае отсутствия достаточного количества часов – в любой из параллелей, корректируя количество часов.

С целью воспитания осведомлённого финансового потребителя и подготовки его к взаимодействию с существующей финансовой системой Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины рекомендует для общеобразовательных учебных заведений курс по выбору «Финансовая грамотность». Предлагаемый курс обеспечен учебной программой, рабочей тетрадью и учебным пособием.

В 2012–2013 учебном году кабинет экономики ИПО СГГУ определил следующие задачи:

– продолжить научно-методическое обеспечение внедрения Концепции экономического образования в учебно-воспитательный процесс школ города;

– обеспечить качественное проведение и результативность методических мероприятий с целью повышения профессионального и общекультурного уровня учителей;

– продолжить работу по улучшению научно-методического обеспечения преподавания экономики по программам 11-летней школы и курсов по выбору;

– продолжить работу по повышению компетентности учителей экономики по использованию информационно-коммуникационных технологий;

– продолжить координацию совместной деятельности кабинета экономики с вузами города, центрами, учреждениями внешкольного образования по вопросам профильного обучения;

– продолжить повышение педагогического мастерства педагогов через оптимальную структуру научно-методической работы;

– продолжить работу по изучению, обобщению и внедрению в учебно-воспитательный процесс ППО;

– продолжить работу по обновлению методического кабинета учебной, нормативной и методической литературой;

– продолжить координацию отдельных видов методической работы по сети Интернет;

– совершенствовать работу с одарёнными детьми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики...
Общие экономические знания необходимы каждому ученику независимо от его жизненного и профессионального выбора

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания...
Анализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания в начальной школе в 2011–2012 учебном году

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2011 2012 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния и учебно-методического обеспечения преподавания химии в 2012-2013 учебном год
В 2012–2013 учебном году было отмечено повышение теоретического и методического мастерства учителя: 86% педагогов города в своей...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния преподавания физической культуры, внеклассной спортивно-массовой,...
Организация методического обеспечения этого процесса в 2012–2013 учебном году и задачи на 2013–2014 учебный год

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания...
Повышение эффективности методической работы в 2013–2014 учебном году: проблемы, перспективы

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения работы библиотек общеобразовательных...
Анализ состояния и методического обеспечения работы библиотек общеобразовательных учреждений в 2011–2012 учебном году

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2012-2013 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году. Организационно-методическое обеспечение...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния методического обеспечения и преподавания русского...
Нацеливают словесников на выполнение этой задачи нормативные документы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины,...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания основ экономики в 2011 2012 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания информатики в 2012-2013 учебном год
Активизировать работу учителей информатики г. Севастополя в виртуальных сообществах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<