Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства»




Скачать 278.35 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства»
Дата публикации12.11.2013
Размер278.35 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Предпринимательство в России

МАТИ - Российский Государственный Технологический Университет Реферат по предмету «Основы Предпринимательства» на тему: Предпринимательство в России студента гр. 6МП-III-49 Горбатова Михаила Проверил: Москва 2000 г. Содержание Введение …………………………………………………………………………стр. 2 Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации ………………………………………………………………….стр. 2 Заключение …………………………………………………………….стр. 18 Список литературы .…………………………………………………..стр. 18 Введение Исследование истории русского и российского предпринимательства егокультурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс в связи среформированием экономики современной России и развитиемпредпринимательской деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины ипоследствия социально-экономических трансформаций, оценить их влияние наобщество. Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политикиочевидны. Общее состояние этих взаимоотношений – это фактор, который самымнаглядным образом отражается в развитии предпринимательства. Российскойэкономической среда имеет ряд отличительных особенностей, обусловленныхуникальными чертами русского характера, одни из которых формировались напротяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условияхоткрытого рынка. В этой работе я хотел бы показать влияние особенностейэтой среды на развитие предпринимательской деятельности в России, иперспективы этого развития. Мне кажется, что эта исследование актуально,поскольку в последние время, при проведении экономических преобразованийвсе меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традицииРоссийского общества, но даже и современная психология общественногосознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивыеэкономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы кконкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этихтрадиций настоящим. В этой работе я постарался наглядно показать, кактеоретически правильные теории развития предпринимательства искажались припопытке их применения к Российской действительности. Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации В России сейчас идет процесс формирования слоя предпринимателей,претендующего на ведущую роль в рыночной экономике. Процесс этот протекаетпротиворечиво и сложно, что вызывается многими обстоятельствами. Прежде всего, в России исторически сложилось отрицательное отношение кпредпринимательству. Считалось, что основные характеристикипредпринимателя, собственника, делового человека - прагматическийсклад ума, расчетливость, рациональность, материальный интерес, выгодаи. т. д. противоречат этическим ценностям русского народа. Прагматическийчеловек всегда вызывал презрительное отношение русской интеллигенции, чтоотражено в русской классической литературе. Новые капиталистические отношения не стали тогда органической частьюнациональной хозяйственной системы, сохранявшей в значительной мере свойтрадиционный облик. Подавляющее большинство населения оказалось фактическине включенным в процессы капитализации страны. Вхождение населения в рынокотставало от темпов роста самого рынка и масштабов обогащения новой элиты.Слой крупных предпринимателей оторвался от своих социальных резервов.Крупный предприниматель и в начале XX века оставался одинокой фигурой, невызывающей симпатий и не имеющий общественной поддержки не только запределами своей среды, но часто и внутри ее. Именно социальная изоляция вобстановке общенационального кризиса, отсутствие поддержки в народных низахпарализовало капиталистическую альтернативу в стране. Опыт предпринимательской деятельности того времени показывает, чтопроцесс капитализации должен быть эволюционным, стимулирующим иподдерживающим, но никак не форсирующим естественное развитие рыночныхотношений. Он не должен насаждаться в жизнь силой, применение которой крешению чисто экономических задач, кстати, стало отличительной чертойближайшей отечественной истории. В СССР предпринимательство официально рассматривалось в негативномаспекте, полностью несовместимым с плановой экономикой. Такая установка вдействительности часто не совмещалась с практикой. Последняя не моглавписаться в жесткие рамки всеохватывающего плана, и для его же выполненияпредприимчивым хозяйственникам то и дело приходилось проявлять инициативу,стремиться к нововведениям, к нетрадиционным подходам. Но мытарства,которые приходилось переносить рационализаторам, беспокойнымхозяйственникам, сопротивление, которое они встречали в бюрократическихкругах, подавляли предпринимательскую активность. А частноепредпринимательство в сколько-нибудь крупных размерах вообще считалосьуголовно наказуемым преступлением. Здесь так же сразу же необходимо подчеркнуть, что условия длявозрождения предпринимательства в России существенно отличаются от тех, вкоторых развивалось предпринимательство на Западе, где принципыэкономической свободы, конкуренции, частной собственности и индивидуализмаформировались на протяжении столетий. Дело в том, что формированиероссийского предпринимательства началось в весьма неблагоприятныхэкономических и социально-политических условиях. Главные среди них -разрушение механизмов государственной власти; углубление экономическогокризиса с общей утратой управляемости народным хозяйством, банкротствомстарого хозяйственного механизма и отсутствием нового; ошибки в определениинаправлений и способов реализации экономической политики; разрывхозяйственных связей внутри страны, а также с бывшими союзными республикамии странами, ранее входившими в СЭВ. Все это в совокупности с другимифакторами мешает становлению предпринимательства, деформирует его природу,сковывает реализацию имеющихся творческих, экономических и социальныхресурсов. В последние несколько лет ситуация изменилась. Формирующийся класспредпринимателей стал пользоваться поддержкой государства. Однако щедроепредоставление прав и возможностей пока не подкрепляется механизмами ихреализации. Отсутствие продуманных шагов в этом направлении прикрываетсяпопулистскими лозунгами о приватизации, о формировании классасобственников. Все это означает необходимость создания условий дляформирования и расширения социальной базы реформ - экономически активногослоя населения, всемерного укрепления предпринимательских начал, особыйупор, при этом делая на их конструктивность. Предпринимательство как сложное и многообразное социально-экономическоеявление прошло исторически длительный этап своего становления. Напротяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы иформы предпринимательской деятельности. Это нашло отражение в определенииее сущности. Форма предприятия оказывает прямое непосредственноевоздействие на характер и масштабы привлечения капиталов. В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее времяможно выделить две главные тенденции. Первая: преобладание государственныхструктур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости кизменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах. Ивторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, болеегибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу. Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличииопределенной предпринимательской среды, под которой понимается общественнаяэкономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы,наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса,доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа квозможности формирования предпринимательского капитала, возможностьиспользования необходимых ресурсов. Как конституционная организация,способная использовать определенные сочетания ресурсов для производстватовара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск -предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночнойэкономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без развитияпредпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно,что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находитсяв прямой зависимости от характера и структуры макросреды своегофункционирования. Базовым свойством предпринимательства является экономическая свободахозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав,гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску ивыбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления,использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью.Показателем степени экономической свободы предпринимательства являетсячисло вновь появляющихся (в течение какого-то определенного временногопериода) самостоятельных (независимых) предприятий. Для развития предпринимательства необходимой является конкурентнаясреда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой посвоему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции.Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном вфункционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией врыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия,взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодныеусловия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольногопроизводства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции вформировании предпринимательства состоит в выявлении наиболеерезультативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучшихспособов деятельности. В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личныхкачеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верноориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, ктоумеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественныепотребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числановых предприятий, как правило, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляютсебя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, чтонадежды па успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий работаютуспешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новуюдобавленную стоимость, в которой нуждается современная экономика.Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи. Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимостьпроцессов формирования конкурентных отношений и развитияпредпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практикаразвитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозьпронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требуетнепосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов насубъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решениекоторой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободноеразвитие и многообразие форм собственности и организационно-правовых формпредпринимательской деятельности; ясную и четко ориентированнуюантимонопольную политику; определение локальных естественных монополий имеханизма государственною контроля и регулирования их деятельности. В российском законодательстве, прежде всего, законе "О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (принят 22марта 1991 г.) имеются конкретные перечисления направлений, по которымвозможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с цельюсодействия развитию предпринимательства и конкурентных методов веденияхозяйства. Назовем основные из этих направлений: - о предоставлении льготных тарифов, а также об уменьшении налогов илиосвобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данныйтоварный рынок; - об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированныхцен, в том числе от установления фиксированных цен на товары, производимыеили реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своимдоминирующим положением; - о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, вчастности, за счет государственных капиталовложений; - о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаровв целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующихсубъектов; - о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенныхтарифов; - о внесении изменений в перечни видов деятельности подлежащихликвидированию. В настоящее время в период перехода к рынку российское государство,встав на защиту рыночной конкуренции, должно противопоставить монополизмувесь свой экономический и политический потенциал, найти действенныесредства антимонопольной профилактики, демонтировать опасные для экономикимонопольные структуры. Без повышения общего конкурентного тонуса не удастсяосуществить ни структурные преобразования производства на основе научно-технического прогресса, ни переход к экономическому росту. Новые отечественные негосударственные структуры, неготовые к открытойи честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки правительстваограничить их монополистическое поведение. Известно, например, какнегативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всейоптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленныена предотвращение монополизации этого рынка. Поэтому демонополизацияэкономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства,одним из основных направлений его деятельности. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что страна пошла поазиатскому пути развития предпринимательства, когда между производителем ипотребителем находятся десятки посредников. Между тем, общепризнанно, чточерез посредничество благополучия для населения не создать, а дефицитатоваров не преодолеть. Для этого необходимо предпринимательство,ориентированное на инновационную деятельность, связанную с открытиемсобственного дела - созданием предприятия. Для того чтобы предпринимательство получило стимулы развития, атоваропроизводители начали проявлять инициативу, необходимы определенныеусловия, определяющие собой как бы внешнюю среду нормальногофункционирования предпринимательства. Рассмотрим самые главные из них,отрицательно отражающиеся на развитии предпринимательства. Прежде всего, это - снижение уровня рентабельности большинства сферэкономики, а также уровня ее в целом по народному хозяйству в годы кризиса,в период существенного снижения темпов развития, а то и отрицательных ихзначений. Эта закономерность присуща, как показывает анализ, странам сосложившейся высокоразвитой рыночной экономикой. Например, во Франции в 1970-1974 гг. средняя норма прибыли по экономике в целом находилась на уровне 9-11%. В 1975 - кризисном году - она упала до отметки 3, 8%. Во-вторых, кризисное развитие экономики, разлад финансовой системы,инфляция огромный бюджетный дефицит, сопутствующие развитию экономики вэтот период, резко ослабляют, снижают возможности правительства оказыватьпредпринимательству, в частности, малому и среднему бизнесу,государственную поддержку, без чего он, как показывает богатая практикадругих стран, развиваться практически не может. Если говорить о ситуации и возможностях современной российскойэкономики, то эти возможности чрезвычайно скромны. Еще менее они ощутимы вусловиях грабительского налога, отсутствия льготных кредитов,незащищенности от мафии и рэкета. К тому же основная ее часть, как это уженеоднократно было, не дойдет до адресата, а осядет у коррумпированныхчиновников. Есть еще один фактор, определяющий или формирующий условия, ихблагоприятное или неблагоприятное воздействие на развитиепредпринимательства. Это, как его определяют в западной литературе, -динамика спроса. Она обусловлена одновременно темпами прироста населения иэластичностью по ценам и доходам. Причем по различным товарам или различнымгруппам товаров. В современных кризисных условиях развития России, когда семь лет (1992-1999 гг.) наблюдался процесс снижения численности населения страны,ежегодно увеличивается доля бедных слоев, а то и просто неимущегонаселения, а покупательная способность основной части населения неуклонно ирезко снижается, влияние спроса на развитие экономики, ее отраслей, наконкретные ее сферы в плане стимулирования предпринимательства крайне мало.Между тем, развитие бизнеса не может быть успешным при бедном населении. Вэтой связи предприниматели озабочены тем, что в Программе реформ и бюджетепрактически предусмотрено крайне мало мер, направленных на созданиеусловий, благоприятствующих росту доходов населения, бизнеса и, в конечномсчете, бюджета. Успешное развитие таких реформ предполагает динамичное развитие всехформ бизнеса - от малого предпринимательства до крупных финансово-промышленных групп. В свою очередь, это невозможно без целенаправленной ипоследовательной государственной политики протекционизма отечественногобизнеса, становления предпринимательства, надежной защиты интересовсобственников. Причем мировой опыт показывает, что степень и методывоздействия государства на экономику различны в разных странах, но все-такиесть общая закономерность - чем выше уровень развития экономики, тем слабеероль государства, и наоборот. В последнее время вмешательство российского правительства в экономикузначительно усилилось, стало постоянным, определяющим. Разница в подходахмежду правящим блоком и оппозицией лишь в степени дирижизма. Но и в том, ив другом случае ему отводится решающая роль. Обязательным условием становления и развития бизнеса являетсяполноценная и непротиворечивая законодательная и нормативная базапредпринимательства. Такую законодательную базу, в которой бы отстаивалисьинтересы экономически активных граждан и их объединений, еще предстоитсоздать. Одним из условий эффективного и реального развития предпринимательстваявляется учет во внешней политике государства интересов российскихпредпринимателей, расширение хозяйственных связей России со странамиближнего и дальнего зарубежья, расширение рынка. Между тем, в результатестратегически непродуманных, а в ряде случаев ошибочных действий властей,существенно подорвана основа бизнеса традиционные хозяйственные связи ирынки. Российские товаропроизводители практически потеряли свои позиции нарынках Восточной Европы, Африки, Азии, Ближнего Востока. Утрачиваются итеряются рынки стран бывшего СССР, в том числе и тех, которые входят в СНГ. Представляется, что Правительству России необходимо сконцентрировать,свои усилия в этой сфере на создании условий для быстрого возвратароссийских товаров и фирм на традиционные рынки, добиться для них реальногорежима наибольшего благоприятствования, увеличения квот, резкого упрощенияи уменьшения таможенных процедур и уменьшения экспортно-импортных налогов.При этом предприниматели должны сами принимать непосредственное участие ввыработке и реализации такой политики. Успешное развитие предпринимательства предполагает равный доступ всехили, по крайней мере, основной части предпринимательских структур кфинансовым ресурсам и осуществлению экспортно-импортной деятельности. Внастоящее время доступ к ним ограничен лишь узким кругом некоторых фирм ибанков. Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельностьперерастает в еще более опасную монополию отдельных фирм. Списокспецэкспортеров и банков-агентов должен формироваться гласно идемократично. В этих вопросах и в этих сферах необходимо переходить отразрешительного принципа к регистрационному. Российские предприниматели справедливо настаивают на их широкомпривлечении к решению проблем ускоренного погашения задолженности рядастран перед Россией. Правительству следовало бы организовать продажу долговроссийским предпринимателям и оказать эффективную политическую июридическую помощь в их "отоваривании" Говоря о современной ситуации вэкономическом развитии страны можно отметить, что за последние годы пройденбольшой и полный трудностей путь. Лицо страны и экономики за это времярадикально изменилось. Тем не менее, сегодняшнюю политическую, социальную иэкономическую ситуацию в стране можно оценить как опасную для перспективстабильного развития отечественного бизнеса. Усилия предпринимателей дают наибольшие результаты в условияхактивизации инвестиционных процессов, особенно, если эти усилияконсолидируются с усилиями Правительства. Пока банковские и иные инвестициив России возможны лишь при стопроцентном резервном покрытии, независимо откредитополучателя, срока, гарантов. При таком же стопроцентно ликвидномзалоге. С использованием всех других форм страхования рисков. Это тем более важно, поскольку в последние годы производственная базароссийской экономики постоянно сокращалась и находится в настоящее время висключительно тяжелом состоянии. Многие виды производства, в том числепередового и конкурентно-способного, на грани разрушения, Новые видыпродукции, особенно наукоемкой, осваиваются крайне медленно, либо ихпроизводство прекращается вообще. Во всех сферах и отраслях продолжаетсяпадение производства. В такой ситуации нельзя сводить все только кнеизбежному ограничению расходов и экономии. Государство и населениебогатеют не от экономии, а за счет процветания отечественного бизнеса. Вэтих условиях у Правительства должны быть разработаны система мер постимулированию развития производства и механизм их реализации, а такжесоздана система страхования инвесторов от политического риска, в том числеот его собственных неблагоприятных действий. Важнейшее направление и форма государственной поддержкипредпринимательства в России - научно обоснованный, объективный и вдумчивыйподход со стороны государственной власти к развитию в стране банковскойсистемы. Резкие изменения правил ее функционирования, будь тоналогообложение банковской деятельности, изменение финансовых нормативовили процедур учреждения, работы или ликвидации коммерческих банков,подрывают основу бизнеса, не дают возможности вести его продуманно,перспективна местных рынках. Важным условием развития предпринимательства, оценки его перспектив ипрогнозов является постоянная оценка современного состояния экономики,определение степени соответствия первоначальных рыночных замыслов,преобразований действительному фактическому направлению их развития,нормально организовать закупку сырья, производство и сбыт продукции.Недопустимо, на мой взгляд, возложение на банки познавательных, фискальныхи других полицейских функций. Нельзя оказывать на них политическое исиловое давление. Одним из основных факторов, препятствующих цивилизованному развитиюотечественного бизнеса и, в частности, притоку иностранных инвестиций,является критический уровень преступности. Государство в этом плане нетолько не оказывает поддержку предпринимательству, но оно фактически невыполняет одну из важнейших своих функций - защиту собственных граждан отпосягательств на их достоинство, жизнь и собственность. Жертвами разгулапреступности в наиболее тяжелых ее формах становятся именно экономическисамостоятельные граждане промышленники, банкиры, представители торгового ииного бизнеса. Неэффективность правоохранительных и судебных органовпривела к тому, что роль арбитров в разрешении хозяйственных споров и дажезащита личной безопасности предпринимателей переходит от государства в рукикриминальных структур. Как показал опрос, проведенный Институтом молодежи в1994 году, лишь около одной трети молодых предпринимателей не испытывает насебе давление криминальной среды, 30% предпочитают наличие "крыши" и только12% - хорошую службу безопасности. Многие опрошенные считают, что тяжестьналогового бремени вынуждает идти на различные нарушения, на неофициальныесделки и, как следствие, платить дань криминальным структурам. Обращает пасебя внимание и тот факт, что 90% респондентов убеждены в невозможностипредпринимательской деятельности без взяток. Рост преступности идет параллельно с невиданным расцветом коррупции ворганах государственной власти. Небывало возросли произвол и беззаконие, нарушение конституционных норми законов на всех уровнях государственной власти. Все это происходит припопустительстве властных структур. Необходимо налаживание масштабного иконструктивного взаимодействия государства и предпринимателей в делеобуздания разгула преступности в стране. При создании этих и некоторых других условий развития бизнеса возможновзаимовыгодное социально-деловое партнерство между государством ипредпринимательством. Партнерские отношения - это, прежде всего, отношениясотрудничества и взаимопомощи. В России такие отношения только складываютсяи требуют принятия неотложных мер по коренному улучшению налоговой,кредитной, денежной, инвестиционной и законодательной политики. Необходимонаучное обоснование и тщательная проработка основных элементов механизмасотрудничества в соответствии с интересами общества и предпринимательства.Основой этого партнерства является единство коренного стратегическогоинтереса, состоящего в создании высокоэффективной рыночной экономики идостижении высокого уровня благосостояния всего народа. Это означает, что игосударство, и предприниматели должны идти навстречу друг другу, чтопрактически невозможно без взаимных уступок. | Создание устойчивого организационно-правового механизма партнерствамежду государством и предпринимательством, конечная цель которого -достижение наивысшей экономической и социальной эффективности путемформирования наиболее благоприятной внешней среды функционирования бизнеса,обеспечит стабилизацию экономики и выход страны из кризиса. Так же, прямое влияние на процесс формирования предпринимательстваоказывает характер проведения либерализации экономики. Постепенные реформысоздают более благоприятные условия для адаптации хозяйствующих субъектов кновым рыночным условиям, оставляя некоторый резерв времени дляпоследовательного обучения адекватным реакциям на рыночные стимулы икритерии, для приобретения необходимых для этого знаний и для выработкисоответствующих навыков и стереотипов предпринимательского поведения. Всвою очередь, одномоментные «шоковые» реформы подводят к отказу от старых,сделавшихся непригодными традиций хозяйственной деятельности, и побуждаютовладевать искусством предпринимательства как можно быстрее, ставясубъектов, добровольно или поневоле превращающихся в предпринимателей,перед проблемой экономического выживания. В случае быстрой либерализации возникает риск разрыва междутребованиями, которые определяются вводимыми рыночными отношениями, иограниченными возможностями людей немедленно выработать новые, отвечающиеэтим условиям способы предпринимательского поведения - такое запаздываниеопять-таки может обернуться падением эффективности, а то и полнымразлаживанием экономического механизма. Подобные опасения высказывались ещедо начала реформ. Но один из важных эффектов высокой скоростилиберализации, вызвавший сегментацию процесса формированияпредпринимательства, предсказан не был. Речь идет о резких различиях вформировании предпринимательства в секторах, специализирующихся наобслуживании трансакций, и в реальном секторе. Образовалось бросающееся в глаза различие: более значительный ростновых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли,поскольку именно эти сферы в начальном пункте реформ были совершеннонедостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики: иноеположение сложилось в сфере производства. В то время как быстраялиберализация дала толчок бурному росту банковских, торговых, страховых,посреднических и тому подобных компаний, в сфере производства сохранились восновном сложившиеся организационные структуры (за некоторыми исключениями:в строительстве, пищевой промышленности, туризме и ряде других подотраслейсферы услуг также появилось некоторое число новых предпринимательскихструктур) В этой ситуации оказались гораздо более стабильными и кадрыхозяйственников - привлечение новых предпринимательских сил и их отборпроисходили в гораздо меньших масштабах, нежели в сфере обслуживаниятрансакций Казалось бы, новые рыночные условия, в которых оказалисьпроизводственные предприятия, жесткие рыночные критерии эффективностихозяйствования должны и в производственном секторе привести к отбору ивыбраковке кандидатов на предпринимательские роли. Однако этот процесс,хотя и разворачивается, но несопоставимо медленными темпами призначительной нехватке квалифицированных кадров управляющих. Здесь играетроль не только объективно сложившиеся резкие различия в динамике секторов вусловиях быстрой либерализации - взрывной рост финансово-торгового сектораи кризис производственного сектора. Эти различия повлекли за собой такжеглубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложениякапитала, а значит - и с точки зрения перспектив приложенияпредпринимательских усилий. Поэтому почти не происходит миграция молодыхэнергичных предпринимательских кадров, успевших развернуть свои способностина финансово-торговом поприще, в производство. Такие проблемы были характерны для всех стран с переходной экономикой,но в наиболее развитых страны Восточной Европы, обладавших существеннымипредпосылками развития предпринимательства, этот разрыв был не стольсущественным. Быстрая либерализация в этих странах также создалапреимущества в формировании предпринимательского слоя для финансово-торгового сектора, но, во-первых, этот сектор там формировался не на пустомместе и, во-вторых, определенные предпринимательские элементы ужесуществовали и в производственном секторе. Свою роль в закреплении сложившегося положения сыграл и способприватизации государственных предприятий. Стремление провести как можнобыстрее широкомасштабную приватизацию государственного сектора привело ктому, что приватизация в России приобрела следующие характерные черты. • шаблонные организационно-правовые формы, придаваемыеприватизированным предприятиям: • отвлечение от проблем функционирования приватизируемых предприятий,отсутствие их поддержки: • заниженная оценка фондов приватизированных предприятий, продажазначительной части государственного капитала по льготным ценам или передачаего в собственность бесплатно; • не сформировавшийся реальный платежеспособный спрос наприватизируемое имущество Когда в процессе обсуждения планов приватизации говорилось о том, чтобесплатная раздача собственности не способствует формированию ответственныхсобственников, то в этом была большая доля правды. Но ни бесплатнополученная собственность, ни собственность, приобретенная по «смешнымценам», ни даже сполна оплаченная собственность еще не делают ее владельцапредпринимателем. В эпоху становления капитализма владельцы как наследственных, так икупленных поместий отнюдь не всегда торопились продемонстрировать своюготовность действовать по новым, рыночным правилам. Множество из нихпроматывало свои состояния и разорялось. То же самое можно сказать и оцеховых мастерах, владельцах ремесленных мастерских. Процесс выработки слоякапиталистических предпринимателей был весьма мучительным и занималдлительный отрезок времени, поэтому любое перераспределение правсобственности (и даже стабильность прав собственности, переходящей изпоколения в поколение) не может рассматриваться как достаточное условие дляформирования предпринимательства. Для этого необходимо было разработатькомплекс мер, организовав приватизацию таким образом, чтобы каждым своимэлементом она способствовала формированию предпринимательского поведения.Этого, однако, сделано не было. Стремление не только ускорить приватизацию, но и смягчить социальноесопротивление ее проведению привело к тому, что при распределении правсобственности на государственное имущество большая часть этих прав перешлав руки работников и администрации бывших государственных предприятий. Такоераспределение прав собственности дополнительно способствовало консервацииорганизационных и социальных структур производственных предприятий,стимулировало нежелание широкомасштабной ротации кадров. А без подобнойсмены кадров не могло состояться движение к осуществлениюпредпринимательских функций нового слоя особых к этому людей. Сложность ситуации усугублялась тем, что управляющие предприятияоказались во многих случаях без контроля как со стороны внешнихсобственников, так и со стороны собственных рабочих, среди которых былиопылены мельчайшие пакеты акций, не дававшие реальных возможностейвоздействовать на управление предприятиями. Даже в тех предприятиях,которые формально оставались в собственности государства, контроль ихработой Однако дело не сводится к проблеме всевластия менеджеров и медленногопритока свежих сил. Почему директора и администрация производственныхпредприятий сами не овладевают предпринимательскими навыками, непревращаются в современных промышленных менеджеров? Потому, что наформирование их предпринимательского поведения воздействует ряд факторов,как сохранившихся от прошлого, так и созданных нынешними реформами. Получив дополнительные возможности контроля над предприятиями,управляющие в то же время столкнулись с проблемой обесценения оборотногокапитала и физического износа основного капитала в условиях падениярентабельности производства и инвестиционного голода. В таких условияховладение навыками современного предпринимательства далеко не всегда можетоказать предприятию помощь в борьбе за выживание. Подчас гораздо большемогут помочь навыки прошлого - поиски бюджетных субсидий, льготныхкредитов, особых привилегий (например по экспорту-импорту или налоговыхскидок) у федеральных и местных властей. Напротив, стандартная линия поведения предпринимателя - наведениежесточайшей экономии за счет освобождения от излишних производственныхценностей и рабочей силы - входит в острый конфликт со всем предшествующимопытом и традициями, да и с некоторыми современными реалиями. Сброспроизводственных мощностей означает понижение статуса предприятия, а вусловиях инвестиционного голода создает угрозу, что в обозримом будущем имощности уже не удастся вновь нарастить. Массовое увольнение «лишних»рабочих рук также противоречит традиции социального патернализма прошлого;сегодня они чреваты ростом социальной напряженности, в том числе и потому,что предприятия в значительной мере сохранили функцию предоставления рядасоциальных услуг своим работникам, и потеря этих услуг при увольнении ничемне компенсируется. Массовые увольнения вызывают и неодобрительную реакциюместных властей, тощий бюджет которых не способен справься с растущейбезработицей. Приток свежих предпринимательских сил в производствоограничен в том числе и потому, что управление промышленными компаниями вусловиях кризиса, когда нужно вести изощренную борьбу законкурентоспособность производства, значительно сложнее, чем снятие пенок сиспользованием объективной недоразвитости финансово-посредническогосектора. Когда финансовые и посреднические операции приносят многократно большиеприбыли, чем производственная деятельность, потенциальные предпринимателиустремляются туда, где добывать деньги проще. "Эта упрощенность вкупе соспецифическими мотивами, определяемыми криминализацией предпринимательскойсреды, привела к тому, что новые предприниматели в состоянии вести борьбуза контроль над производственными предприятиями, но почти никто из них покане смог реализовать себя в сколько-нибудь сложном и крупномпроизводственном бизнес-проекте. Государственная политика приватизации оставила в стороне решение многихзадач, как переподготовка хозяйственных руководителей и воспитаниесовременных промышленных менеджеров. Государство не проводило никакихзаметных операций по адаптации к условиям рынка даже предприятийгосударственного сектора, отказываясь играть какую-либо роль в рыночнойреструктуризации государственных предприятий и в формировании полноценныхсубъектов предпринимательской деятельности. Установка на то, чтобысократить рамки государственного сектора, во многом определяетсястремлением «реформаторов» вообще не заниматься судьбой производства.Впрочем, это свое стремление продемонстрировали и применительно кпредприятиям, остающимся в государственной собственности в Восточной Европеотношение к приватизации, при общем курсе на быструю и широкомасштабнуюприватизацию, было все же более осторожным и несколько более прагматичным.Отказ «реформаторов» от ответственности за судьбы производства появился и впроблемах, которые образовались в ходе формирования предпринимательскихструктур и предпринимательской деятельности в сфере внешнеэкономическихотношений Отечественные товаропроизводители столкнулись с конкуренцией болеетехнически совершенных и подкрепленных хорошо налаженной системой сбытазападных товаров, и с конкуренцией более дешевых товаров из стран третьегомира Времени на адаптацию к ситуации не было, что обернулось ухудшениемвнешнеторговых позиций. Более сложная внешнеторговая ситуация не былакомпенсирована умелой предпринимательской стратегией Она усугублялась ипотерей и позиций, которые можно было бы удержать Одномоментный характер либерализации предопределил перекос в ориентациивнешнеэкономического предпринимательства на использование разницы междувнутренними ценами и ценами мирового рынка Процесс выравнивания этих ценеще не закончился, что до сих пор делает спекулятивные операции значительноболее выгодными, чем «нормальную» внешнюю торговлю. Отсюда и особаявыгодность массового мелкого бизнеса во внешней торговле. Предпринимательство во внешнеэкономической области развивалось в нашейстране под воздействием еще ряда факторов, связанных со спецификойпроведения реформ. Одна из таких специфических черт - одновременноесуществование в 1992 г заниженного обменного курса рубля, что позволялоэкспортировать ресурсы даже по демпинговым иенам, и специального обменногокурса для импортеров, что делало выгодным и импорт за счет его скрытогосубсидирования из бюджета. Наряду с этим характерной чертой российского предпринимательства наначальном этапе реформ была борьба за экспортные лицензии и квоты,Получатели которых приобретали вместе с этим и возможность быстрогообогащения. Разница внутренних и мировых цен, а также благоприятныйобменный курс создавали для этого все условия Особенность российских внешнеэкономических связей и в структуреэкспорта товаров топливно-сырьевой группы в 1902-1995 гг., когда появилисьвозможности игры на разнице внутренних и мировых цен и на валютном курсе,они оказались еще более выгодными для экспорта. Развернулась ожесточеннаяборьба за право участвовать в продвижении за рубеж нефти, нефтепродуктов, атакже черных и цветных металлов и т.д. Предпринимательство в сфере импорта нередко сводилось к превращениювнешнеторговых фирм в филиалы иностранных компаний, обеспечивающиепродвижение зарубежной продукции на российский рынок Подавляющая частьимпорта ориентировалась на насыщение потребительского рынка, наполненность.которого по ряду товаров была недостаточной. Одновременно резко сократилсяимпорт инвестиционных товаров, (что отражало резкое сжатие внутреннегоинвестиционного спроса) Внешнеторговое предпринимательство не в меньшей степени, влияет наотечественное производство в сторону повышения его конкурентоспособностиСотрудничество между производящими и торговыми компаниями в организациипроизводства и продвижении на мировые рынки отечественной продукциипрактически отсутствует (за небольшими исключениями - в военномпроизводстве). Низкая конкурентоспособность национального производства привела к тому,что многие внешнеторговые компании по соображениям выгоды становятсяпартнерами зарубежного бизнеса по вытеснению отечественного производствакак с внешнего, так и с внутреннего рынков. Характерной особенностью российского предпринимательства являетсяограниченность стратегического поведения. Эта черта определяется не толькоособенностями условий формирования предпринимательского слоя, но испецификой современной экономической ситуации. Предприниматели непреследуют стратегических целей, во-первых, потому, что первые годыформирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальнойвыгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе.Это обстоятельство сформировало в среде предпринимателей соответствующиесоциально-психологические установки, стереотипы мышления и поведения. Во-вторых, все еще сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочныхвложений в производство и краткосрочных финансовых операций Условияреализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производстватаковы, что лишь небольшое их число может быть в достаточной мереокупаемости. Характерной чертой предпринимательского поведения являетсяпреувеличенное влияние краткосрочных финансовых целей для многихпредпринимателей, занятых в производственном секторе, нередко определяющееих стремление к персональному обогащению в ущерб положению фирмы. Частыслучаи перекачки капиталов фирмы ее руководителями в подставные компании. Очень низкая степень законопослушности. Это проявляется, например, вуклонениях от уплаты налогов. В переходной экономике России ощущается неравномерное развитиепредпринимательства и в различных социально-экономических секторахнародного хозяйства. Если частное предпринимательство получило довольно-таки заметное развитие, то государственное предпринимательство влачитжалкое существование. Кооперативное и любые другие формы общественногопредпринимательства представлены небольшим числом кооперативов, по инерциисохраняющим вывески времен перестройки. Новые предприятия, основанные насобственности работников, появились в результате приватизации, но, несмотряна свое широкое распространение, собственность работников оказалась чистономинальной, Их акции, не будучи консолидированными, не представляют собойконтрольного пакета, и на предприятии, где более половины акций принадлежитработникам, реальный контрольный пакет могут составить какие-нибудь 5%,принадлежащие директору. Угнетенное состояние государственного предпринимательства определяетсяизбранной моделью реформирования экономики, подчиненной исключительноинтересам частной наживы. Поскольку позитивные общегосударственные цели врамках реформаторской политики не ставились (кроме необратимости самихреформ), то и государственное предпринимательство как инструмент провидениятакой политики оказалось ненужным. О нем стали вспоминать (без практическихпоследствий), когда состояний государственного сектора стало внушатьопасения относительно доходов государственного бюджета и устойчивостиэкономики в целом, Заключение Подводя итоги изложенному, отметим, что такое состояние требуетсущественных изменений не только в системе контроля и поощренияпредпринимательской деятельности, но и в общих экономических условиях,определяющих становление основополагающих характеристикпредпринимательства. Без осознания ответственности государства занаправленность, итоги и социальную цену проводимых реформ эта проблема неможет быть решена. Процесс становления предпринимательства, вопреки ожиданиям многих,оказался куда более сложным, противоречивым и длительным делом, чем этопервоначально представлялось. Он обусловлен характером и ходом проведениясоциально-экономических реформ, от которых зависит общий успехрассматриваемого процесса. В свою очередь, этот процесс влияет напротекание реформ. Это и возможность альтернативного проявления новыхреальных форм собственности в рамках многоукладного народного хозяйства, иизменение структуры общественного производства и т.д. Сложившаяся ситуацияв целом неблагоприятна для функционирования предпринимательского корпуса вРоссии. Но даже в этих сложных и противоречивых условиях есть положительныйопыт развития предпринимательской деятельности, который позволяет считатьпроцесс становления этого феномена необратимым. список литературы: Журналы: 1.»Экономист» 1/99. 2.«Предприниматель»2,3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политика как социальный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Отличия классической политэкономии...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы правового регулирования...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Рынок. Предпринимательская...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Маркетинг и рыночное предпринимательство...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основы теории государства...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Искусственная вентиляция...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Бизнес план Московский институт...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Олигополистические рынки...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России мати российский Государственный Технологический Университет реферат по предмету «Основы Предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Научная революция XVII века...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<