Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России»




Скачать 382.53 Kb.
НазваниеКурсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России»
Дата публикации12.11.2013
Размер382.53 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Развитие малого бизнеса в России

Московский Государственный университет сервиса Институт финансов и учета Курсовая работа: « Основы экономической теории » Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России » Выполнил: студент заочной формы обучения Специальность 060400 Группа ФЗК-1-2П I курса Потапова Ю.К. Москва – 2002 г.Содержание:Введение.Особая роль малого бизнеса в экономике России.Качественные характеристики российского малого предприятия.Характерные особенности малых предприятий.Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре.Инновационная роль малого предпринимательства.Особенности целеполагания.Особенности менеджмента.Особенности финансирования деятельности.Особенности трудовых отношений.Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельностималого предприятия.Прогноз развития малого предприятия.Социальная значимость малого предпринимательства.Заключение.Список литературы.Введение. Малый бизнес России — вопрос не мелкий. Нельзя давать «малышей» в обиду. Из выступления Президента России В. В. Путина на Всероссийской конференции представителей малого бизнеса «Скорее живой, чем мертвый» - эта известная поговорка вполне применима ксовременному положению малого бизнеса в нашей стране. Россия переживает тяжелейшие времена. Но не перевелись те, кто готов,засучив рукава, взяться за тяжелейшую работу по возрождению России. Дляуспеха им нужны не туманные рассуждения, а простые ответы на простыевопросы: откуда возьмутся рабочие места для всех сильных и энергичных? И непросто рабочие места, а в срок и хорошо оплачиваемые. Как избавить десяткимиллионов слабых от нищеты и унижения? Как обеспечить граждан нормальнымжильем? Как задавить казнокрадство и организованную преступность?Во многих развитых странах это самая активная часть населения, которая,делая свой бизнес аккуратно, пополняет государственную казну. А у нас прислове «предприниматель» возникает одна ассоциация - навьюченные тюками«челноки». А лозунг «Поддержим российского производителя» к ним абсолютноне относится. Эти ребята в основном поддерживают турецкого и китайскогопроизводителей, а все потому, что выгодно и им, и иностранцам. Да и налогив этих странах божеские, точнее, в пять раз ниже наших. Что же, мынастолько отсталая страна, чтобы пополнять заморскую казну? Пока так иполучается, все оттого, что законно делать свой бизнес в России невыгодно.На данный момент наши предприниматели тянут на себе четыре десятка налогов. Прежняя государственная экономическая политика фактически уничтожилаодин из важнейших секторов рыночной экономики - малое и среднеепредпринимательство. Если бы только налоги... Как быть с государственным «рэкетом», которыймешает развитию бизнеса? В сравнительно благополучной Москве на открытие,например, химчистки, требуется до 600 дней! Зарегистрировались? Но и послеэтого около 40 чиновничьих структур могут вас проверить и приостановить,оштрафовать, закрыть. Абсурд? Значит, нужен новый закон - «О свободепредпринимательства». Как утверждают многие предприниматели, есть целые регионы, где дляначала дела надо идти к преступному «авторитету» и только потом кгубернатору. При этом чисто криминальные отрасли (торговля оружием,наркотиками) развиты в России не более чем в других странах. Значит, унашей организованной преступности должны быть другие источники. И они видныневооруженным глазом - это мощнейшая теневая экономика. Закрытые опросы водном из районов Тольятти выявили 98% теневого оборота! Откуда взялся такойгромадный теневой оборот в России? Может, опять менталитет мешает? Нопочему те же россияне, став западными бизнесменами, чтят закон? На старте реформ в 1992-1993 гг., когда нашим предпринимателямустановили рекордные налоги в 50% от валового внутреннего продукта (ВВП),они даже попытались их платить. Но вскоре многие сообразили - и либо ушли,либо начали наращивать теневой оборот, доведя его постепенно от 30 до 50% идаже до 90%. Однако природа не терпит пустоты. Налоги с теневого оборота иесть мощнейшая финансовая база криминального мира. И в теории, и напрактике эта проблема не может быть решена без кардинального сокращенияналогового бремени. Большинство предпринимателей готовы выйти из тени -головная боль и внутренние издержки от тройной бухгалтерии им надоели. Именно поэтому возникло общероссийское общественное политическоедвижение «Развитие предпринимательства», участники которого в составе новойДумы запланировали ряд законопроектов. К действующим федеральным законам,возможно, добавятся следующие : «О третейских судах в РоссийскойФедерации», «О специальных режимах налогообложения субъектов малогопредпринимательства», «О франчайзинге», «Об оценке земель» и др. Этонеобходимые правовые акты. Если они будут приняты, тогда-то российскийпроизводитель развернется! Предпринимателям крайне необходима поддержка вГосударственной Думе. Президент также обещает не давать «малышей» в обиду. Именно так заявилВ. В. Путин, приняв участие во Всероссийской конференции представителеймалых предприятий в марте 2000 г. Тем самым он дал понять, что бизнесРоссии - вопрос для него отнюдь не мелкий: ведь сегодня таких предприятий встране 890 тысяч, а трудятся там более 7,5 млн россиян. «Невозможно защититься как от бандитского рэкета, так и чиновничьегопроизвола», «опасно давит на них фискальный пресс, бюрократическиесложности», - констатировал В. В. Путин. И перечислил целый ряд контрмер.Это и создание более эффективной судебной системы, для чего будет увеличенона 2 тысячи число арбитражных судей; и стимулирование банков к выдачекредитов тем, кто хочет открыть свое дело; и передача малым фирмамбесхозных помещений, военного имущества; и щадящий режим на старте. Чтобыисключить чудовищный произвол чиновников, проверяющих малые предприятия, В.В. Путин предложил создать специальное министерство контроля. Хотя сегоднянедостатка в контролирующих организациях нет - работал бы закон. По словам В. В. Путина, в 2001 г. на нужды малого и среднего бизнесабудет выделено не менее 10% бюджета и оказана всемерная поддержкапредпринимательству1. В очередной раз защитить интересы малого бизнеса решили и московскиегородские власти, которые являются инициаторами многих прогрессивных идей вэтой области. Плановые проверки деятельности малых предприятий,расположенных на территории первопрестольной, теперь будут проводиться вдва раза реже. До недавнего времени подобные инспекции малых предприятий, в которыхучаствовали все уполномоченные органы надзора и контроля -санэпидемстанция, пожарная охрана и др., - могли осуществляться два раза вгод, а фактически значительно чаще. Теперь эта периодичность комплексныхпроверок оставлена только для фирм, чьи услуги или продукция напрямуюсвязаны с жизнью и здоровьем москвичей, например, предприятия общепита,медицинские центры, частные производители продуктов питания и т. д.Остальные же малые предприятия Москвы будут подвергаться плановому контролюлишь один раз в год. При этом так называемые проверки «по сигналу» по-прежнему станут проводить сразу по получении информации о некачественнойдеятельности или продукции той или иной фирмы. Примечательно, что штрафы, накладываемые при обнаруженных нарушениях настоличных предпринимателей, отныне будут перечисляться не на счетаконтролирующих органов, как это было раньше, а непосредственно в городскуюказну. Все вышеперечисленное позволяет наконец надеяться, что так необходимомугосударству российскому малому бизнесу, которому сегодня вполнесоответствует известная поговорка «скорее живой, чем мертвый», будетвключен зеленый свет. А дееспособному многомиллионному населению нашейстраны этот вид бизнеса необходим как воздух не только для выживания ираскрепощения, но и для своего материального процветания, моральногосамоутверждения и самореализации. Россия располагает всеми возможностями для того, чтобы обеспечитьхорошей зарплатой, пенсиями, жильем большинство своих граждан. Многоенеобходимо делать прямо сегодня, и сделать это может только раскрепощенныймалый и средний бизнес.__________________________________________________________________________________________________1. «Комсомольская правда » 27 января 2000г.1.1. Особая роль малого бизнеса в экономике России Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономикев целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупностькачественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малогобизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальнуюзначимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодняпреимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономикивыражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малогопредпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада,«принимать на себя» решение многих социальных и экономических проблем.Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных данных: результатовопросов предпринимателей, статистических показателей. Следует, однако,помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросахдостаточно успешные, по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Этоте МП, которые прошли испытание временем, нашли свою нишу, способыудержать, даже расширить рынок сбыта. Именно такие предприятия, поимеющейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Но с 1994 г. ихколичество не растет, напротив, оно несколько уменьшилось. Очевидно,барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки, начатьпредпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чемподдерживать стационарный режим уже запущенного дела. Процесс формированиярациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная долявсех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых, застопорился. Функционирующие МП демонстрируют хорошую способность адаптироваться квнешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. По данныммониторинга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмыплохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и среднихпредприятий. Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доляпросроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем укрупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практическивообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеютпросроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам.Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постояннойзанятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности позаработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных. Для работников малый бизнес - возможность избавиться от прежнегостереотипного отношения к труду как к затрате времени, а не энергии, сил.Для руководителей - это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеровформируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферахдеятельности. У крупных предприятий успех в большей мере определяетсяотраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными решениями. Малый бизнес активно формирует систему хозяйственных связей, ее нижний,местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных,особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается удержать рыноксбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает винтеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеровзаинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителямианалогичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка. Вместе с тем большинство развивающихся МП не стремится перешагнутьформальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеровлишь 4% предприятий всерьез рассматривают возможность создания семействадочерних фирм, выделения отдельных производств в самостоятельныепредприятия. Тем самым тормозится расширение среднего бизнеса, формированиерациональной структуры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация -отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью,создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства вцелом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барьеромна пути конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять этопротиворечие можно, создав среду, благоприятную для предпринимательскойдеятельности любых масштабов. Качественные характеристики российского малого предприятия. Используемые количественные критерии определения типа предприятия - этооперационный инструмент, необходимый для проведения измерений,сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий кразряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественныхособенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнесвобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинствепромышленно развитых стран. Специфика МП в условиях рынка определяется егоособенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент,финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характеристикипредопределяют как преимущества, так и недостатки предприятий относительнонебольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контекстерешения конкретных управленческих задач. Их недостатки - объективная основавозникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих емув развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципеустранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены напреодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений внашей стране. Помимо преимуществ, у МП имеются и уязвимые места. Главное для них -малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства МПосновным источником стартового капитала или пополнения средств, ужевложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточноуспешного ведения деловых операций появляется возможность использоватьбанковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют сМП, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты КП, исопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить зассуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Каксвидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают умногих МП хроническую нехватку оборотного капитала, что и становитсяпричиной большинства банкротств. Финансовое положение МП особенно уязвимо вусловиях инфляции, поскольку, в отличие от КП, они имеют лишь ограниченныевозможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. Вследствие названных причин отличительной чертой малогопредпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовомразорении МП, «вымывании», вытеснении их из производства в процессежесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции. По даннымАдминистрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая вновьсозданная малая фирма терпит банкротство уже на первом году своейдеятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда,разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американскоезаконодательство стимулирует «добровольное банкротство» МП — обмен илипродажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса. Американский рынок отличается повышенной требовательностью к начинающемупредпринимателю. В других странах малый бизнес имеет больший шанс навыживание. Так, в Великобритании к концу четвертого года деятельности нарынке удерживаются около 40% МП. Однако и здесь для выживания фирмыкритическим считается первый год, в течение которого разоряется половинавсех создаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10 новых МПвыживают в течение первых трех лет своей деятельности.1.2. Характерные особенности малых предприятий Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре. Главным преимуществом МП в условиях современного рынка являетсянамного более гибкая, чем у КП, реакция на быстро меняющийся спрос: умение«уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизациейсвоих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткогоупоминания особенностей МП: оно не связано обширной производственнойпрограммой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленнымперсоналом, требующим сложных навыков управления.; не отягощено финансовымиобязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенногокапитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найденановая «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ливстанет проблема организованного противодействия наемных работников,отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработнойплаты. Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У МП, посравнению с КП, короче сроки капитального строительства, для их созданиянужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у нихв 2-2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Этипредприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование ипроизводственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономятна административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкостипроцедуры управления. Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными,когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболеежизнеспособные МП, как правило, узко специализированы и именно в такомкачестве полноправно участвуют в производственном процессе как егонеотъемлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересованкрупный бизнес. Почему же именно теперь все эти свойства малого бизнеса оказались стольшироко востребованными? Внешними факторами, изменившими в лучшую сторонурыночный статус МП, послужили компьютерная революция 70-х гг. и мировойэнергетический кризис. Они вызвали переход производственных систем ведущихпромышленных стран на новую технологическую базу. С появлением качественно новой техники, основанной на широком применениимикросхем, стало возможным за счет резкого ускорения переналадкиоборудования перейти к выпуску продукции небольшими сериями, непрерывнообновляя ее номенклатуру. Для КП становится более выгодным передавать МПчасть заказов на мелкосерийную продукцию, специальные модули илизавершающие операции по сборке. Используя лизинг, малые специализированныепредприятия быстро обзавелись современным оборудованием. На основесубконтрактов многие из них получили доступ к технической документации,рабочим чертежам, производственным ресурсам КП. Будучи заинтересованными, в«привязке» зарекомендовавших себя субпоставщиков, КП конструируют ипроектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологиюпроизводства, совершенствовать методы контроля за качеством продукции и т.п. Перестраиваться стали и сами КП. Мотив «экономии на масштабах», т. е.укрупнение производства, бывший для них главным в течение десятилетий,отошел на задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достиглапределов экономической целесообразности и стала давать обратный эффект -усиление неуправляемости, инертности, бюрократизации, отставание оттребований рынка и технического прогресса, падение производительноститруда. Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростомиздержек, убытками и задолженностью. Поэтому с 70-х гг. крупноепроизводство в ведущих странах Запада, а сегодня уже и в России, вступило вфазу массовой реорганизации - выделения специализированных звеньев иучастков в небольшие фирмы, самостоятельные в коммерческом отношении (т. е.вступающие в рыночную конкуренцию на свой страх и риск), но так или иначеассоциированные с головным предприятием. Многосторонняя кооперация небольших и совсем мелких специализированныхпредприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного производства.Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы -субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развитияотдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги,автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совместного выхода навнешние рынки, венчурного бизнеса и т. п. Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночнымипреимуществами на основе детального знания своей клиентуры, близости кдифференцированным рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий,обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости неслишком интересуют крупный бизнес. К ним относится большая частьпроизводства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатурапродукции здесь отличается стабильностью, технология производства еще неотработана, что создает для МП многочисленные рыночные «ниши». Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительскогоспроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередкоиндивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом егоразвитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современнойкультурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбытатоваров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь - новизна,оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг,в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса. Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциацияпроизводства и потребления. Значительная часть МП создается для освоенияресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышениятранспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условийпроизводства или спроса. Инновационная роль малого предпринимательства.Инновационная роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с КП.Помимо производственной кооперации, о которой говорилось выше, существуетаналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оноосуществляется небольшими наукоемкими предприятиями - венчурными МП,которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов,работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себядоработку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующихкрупных и капитальных затрат. Кооперация в сфере НИОКР позволяет КП значительно сократить периодразработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10-15 до 4 лет) иувеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически онавысокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фирмами в США производится вчетыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на КП, азатраты на одного инженера или исследователя - вдвое ниже. Поэтомувенчурное предпринимательство получает широкое распространение. Концерн«Дженерал электрике», например, связан с более чем 200 независимымиисследовательскими фирмами, фактически целиком работающими на егопотребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные предприятияогромные средства: ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов СШАоценивается в 3-4 млрд. долл., совокупные инвестиции венчурных фондовВеликобритании, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ. Однако определенная часть МП пытается вести самостоятельнуюинвестиционную деятельность, в чем ей оказывает поддержку государство. Есликрупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельныхперспективных в коммерческом отношении малых инновационных форм, тогосударство поддерживает инновационную деятельность сектора МП кактакового. В США федеральное правительство финансирует 35% расходов МП наНИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а науровне штатов и органов местного самоуправления действуют программы,увязывающие поддержку инновационных МП с конкретными нуждами этихтерриторий. Значительное число МП осуществляет инновации в форме обновлениятехнологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этомплане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается всодействии различным способам передачи технологии, прежде всего в формеучастия в создании соответствующей инфраструктуры - бизнес-инкубаторов итехнопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.).Целью является «выращивание» технически передовых предприятий, которые вперспективе смогут осуществить диффузию новейших технологий во все сферынациональной экономики. Тем самым удается частично компенсироватьхарактерную для МП нехватку финансовых средств, необходимых для проведениянаучных исследований и разработок. Особенности целеполагания. В рыночных условиях различия между крупными и малыми предприятиями ввопросах целеполагания определяются тем, что первые формируют рыночнуюконъюнктуру, а вторые подстраиваются под нее. У небольших фирм отсутствуютдетальные стратегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно иориентировочных оценок основных параметров деятельности, поэтому дажеважнейшие решения зачастую принимаются ситуативно. Неразвитость стратегического мышления наиболее болезненно сказывается впервые годы существования МП, когда на деле проверяется необходимостьпредлагаемых им товаров и услуг. Если МП нашло свою нишу, в дальнейшем из-за ее локальности надо лишь поддерживать стационарный режимфункционирования на основе стандартных оперативных решений. Потребность встратегическом плане появляется, если малый бизнес решил перешагнуть порог,отделяющий его от среднего. Ограниченный временной горизонт управленческих решений МП в ситуациинеустойчивой рыночной конъюнктуры переходного периода имеет определенныепреимущества по сравнению со стратегическим планированием крупногопредприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обусловлен регулирующимвоздействием государства (или отсутствием такового воздействия), чемвнутрифирменными факторами, стратегический план развития, разрабатываемый вскользящем режиме и включающий средне- и краткосрочные программы, можетоказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежнодиагностировать, контролировать конъюнктуру в условиях стабильности, такойпорядок управления, присущий большому бизнесу, плохо приспособлен кнеобходимости быстрой адаптации в случае постоянно меняющейся внешнейсреды. Напротив, оперативный режим управления МП, указывающий возможностьсуществования, развития фирмы, главным образом с благоприятной внешнейобстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса впереходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов.Упрощенный менеджмент создает МП определенное преимущество, проявляющееся вгибком, быстром приспособлении к меняющимся требованиям и условиям, чтоособенно важно в неустойчивой, переходной ситуации. Выделение управленческих функций происходит на МП за счет персонификацииих в узком кругу лиц и начинается с учетно-бухгалтерской. Это объясняетсязапутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостьюзачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-индивидуалов, платящих низкие налоги, имеющих упрощенную форму отчетности,нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединившись,нанять профессионального бухгалтера. Основные решения почти всегда руководитель МП принимает единолично.Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так каквремя на их обсуждение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то,что задумано, решения не искажаются при их «трансляции». В случае удачиавторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшееруководство. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках можетобернуться барьером для развития бизнеса. При таком порядке управлениязначительно возрастает роль предпринимателя, его врожденных качеств,профессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличениемсказать, что количество стабильно функционирующих МП не может превышатьчисло людей, способных к самостоятельной предпринимательской деятельности. Единоначалие имеет и негативные последствия, причем даже в режимеоперативного управления предприятием. Неподконтрольность руководителяпровоцирует ошибочные решения. Совершенные промахи, подрывая его авторитет,снижают «управляемость» работников, а в конечном счете — внутреннийпотенциал бизнеса. Еще опаснее авторитарный менеджмент, когда речь идет опринятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличением масштабовбизнеса, горизонтов внутрифирменного планирования происходит усложнениеструктуры управления предприятием, размежевание прав собственности иконтроля. В целом российские МП в вопросах целеполагания соответствуютрыночному стандарту. Из-за неразвитости рыночных отношений, нестабильностивнешней среды под этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. Умалых, средних и крупных предприятий сегодня есть общие проблемы,«разведенные» в ситуации благоприятной экономической и политическойконъюнктуры. Это сказывается на структуре, порядке разработки и реализациицелей предприятия. Подчас возможность предвидеть и моделировать будущее вбольшей степени определяется не масштабом бизнеса, а его отраслевойпринадлежностью. Даже небольшие торговые фирмы могут успешнее планироватьдеятельность на перспективу, чем средние, а то и крупные производственныепредприятия. Особенности менеджмента. Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованностьруководителя во всех делах фирмы - одни из наиболее ярких отличийроссийского МП от крупного. Специфика менеджмента малой фирмы заключается втом, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинствапроблем. Возможность концентрации власти определяется самим масштабомбизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик,число партнеров ограничено, небольшой штат сотрудников позволяет всехдержать в поле зрения. Наряду с этим МП не свойственно, да и не нужно,принимать нестандартные управленческие решения, кардинально меняющиеситуацию внутри фирмы и внеее. Следовательно, и нет потребности в управленцах - специалистах высокогокласса. Для руководства МП достаточно средней квалификации в сочетании сдоступностью информации, консультационных услуг. Руководитель МП должен принять на себя всю полноту ответственности, таккак услуги профессионалов-управленцев стоят дорого. Выгода, которую можетдать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима сзатратами на его содержание. Лишь когда фирма ориентирована на рост, напреодоление барьеров входа в группу предприятий более крупного бизнеса,требования к управлению возрастают, появляется необходимость усилитьруководство за счет создания более сложной структуры. Особенности финансирования деятельности. Одно из главных отличий МП от крупного предприятия - порядокфинансирования, предполагающий использование в первую очередь и главнымобразом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя,средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для МП существует ещеодин источник - банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, таки в рамках специальных программ, с привлечением специализированныхпрограмм, специализированных финансовых структур, при поддержкегосударства. В сегодняшних российских условиях, как свидетельствуют результаты всехопросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансированиякрайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможностьменьше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части МП, носитзастойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование МП сведенок минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечькраткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраиваютнебольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата.Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий сроккредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательстваостается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширятьдеятельность, привлекая средства извне. Прежде всего это касаетсяпроизводства с его относительно меньшей ликвидностью. Рассматривая особенность МП, заключающуюся в преимущественномиспользовании внутренних источников финансирования, следует иметь в видунегативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и длясектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапестановления, трудности расширения производства, наконец, барьер, непозволяющий даже наиболее успешным МП попасть в разряд средних. Недостаток собственных средств, принципиально невосполнимый в рамкахотдельного МП, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансированиенередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерныйпример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на неевысок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь среднихмасштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустелииз-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернувнерентабельные производства, они не в силах «содержать себя» за счетоставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнитьобразовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался открупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь былне раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовойподпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняютсяконкурентные преимущества свободного рыночного пространства. Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья конкурентоспособность навнутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствованиетехнических параметров. Существующие на фирме технические разработкипозволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийсябизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуетсядостаточно серьезное (по масштабам МП) единовременное финансовое вливание,отдача от которого в будущем возместит все затраты. И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства.Если МП опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило,оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка - организацияпроизводства - сбыт. Чтобы «раскрутить» такой бизнес, необходимосоответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовыйкапитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей,научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежнымфундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамкахтехнопарков, где инновационные МП доводят разработки до пробных образцов иконтрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупныефирмы. Другая возможность - привлечение венчурного капитала. Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменногофинансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой иинвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как вбольшинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другойвариант - ускорение оборота денежных средств - доступен главным образом МПнепроизводственной сферы. Руководители производственных фирм «размывают»профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Ноотносительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерейвремени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтомупредприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве,поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее. Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП безвмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственнойраздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно(и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждоймикрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показываетопыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка - лучшееусловие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечениевнешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса - залогподдержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые,средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямойфинансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвеннонаправляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансированиеМП. Особенности трудовых отношений. В рыночной экономике для МП по сравнению с крупным характерна большаядоля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны ктрудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала.Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, МП вынуждены, с однойстороны, экономить на оплате труда, а с другой - интенсифицировать трудработников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностямипри наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусомдля развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченностиработников в дела предприятия, создавая для этого особый типвнутрифирменных взаимоотношений - отношений членов большой семьи. Рыночная специфика решения кадровых вопросов присуща и российским МПпереходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что,хотя дефицит трудовых ресурсов руководители МП отмечают значительно чаще,чем директора крупных предприятий, его основная причина - не более низкаязарплата работников, а повышенные требования к трудоотдаче. По мнениюпредпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно идобросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидноенаследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имеяограниченные источники финансирования, МП не в состоянии содержать «лишнихлюдей». Руководители МП четко сознают, что успех дела во многом определяетсявзаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так имежду работниками. От степени мотивированности работников к труду зависитвозможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия.Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы -установить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно сним в представлении работников отождествляются как победы, так и поражения.Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести засобой, появляется реальный шанс «переплавить» живой труд в фактор ростабизнеса. Тесные личностные отношения руководителя МП и работников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, постоянного заработка до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо устойчивее те МП, где материальная заинтересованность сочетается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу. Дружеские отношения между работниками также необходимы для МП с ихспецификой вынужденного совмещения обязанностей. Наиболее жизнеспособны изних те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Неконфликтныевнутренние отношения - реальность большинства МП: коллективы небольшие,изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общейработы. Большинство работают постоянно. Это принцип руководителей: не братьвременных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личноедело. В целом в представлении большинства предпринимателей внутрифирменныеотношения ассоциируются со стереотипом «большой семьи», где глава -руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть местасепаратизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оцениваютвозможность создания СТК, профсоюза. Неконтролируемые объединенияработников, формальные или неформальные, есть лишь на тех предприятиях,руководители которых сумели использовать их в своих интересах. Например,привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса,тем самым усиливая вовлеченность всего коллектива, поднимая уровень егомотивированности. Или отдавая на откуп СТК принятие непопулярных решений -перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение. Реализовать принцип «большой семьи» несложно, так как дореформенныйстереотип работника (а стереотипы поведения устойчивее условий, ихпорождающих) предполагал коллективизм, готовность к безвозмезднойвзаимопомощи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что непременныматрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка,где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность.Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа наМП дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение кработе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Оптимальная ситуация, когдаработник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростомпрестижа фирмы. Тесные отношения руководителей с работниками подразумевают необходимостьсоблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда. Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия. Важнейший инструмент государственного воздействия напредпринимательство в рыночной экономике - налоговая политика, выполняющаядве основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формированиядоходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленнуюна поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующихсубъектов. В российской экономике государство прежде всего реализуетфискальную функцию. С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизнеса в целом и егоразличных групп проблема налогообложения прочно занимает первое место.Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, - это болевая точкапредпринимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако спецификароссийского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложенияотнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. Для российскихпредпринимателей налоги — это «государственный рэкет», поскольку собираяих, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций.Руководители МП также подвергают критике налоговую систему: механизмы ипроцедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и ихперсонала. Так, в результатах проведенного опроса 180 предпринимателей отмечаетсякак чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующихзаконов и нормативных актов, нечеткость формулировок, сложность восприятияинструкций и нормативных документов, а особенно порочная практика введенияих «задним числом». Обращалось внимание на зависимое положение МП вовзаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируютимевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства впользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторыепредприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к маломубизнесу. Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговойсистемы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к нейприспосабливаясь, вынуждены были нести сопутствующие издержки. Дляначинающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности. Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматриваютналоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали путиадаптации уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнениемоценок остроты налогового бремени и экономического положения МП, данных ихруководителями. Оказалось, в 1994 г. предприниматели, отметившие остротуналогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическоеположение своих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связиоценок уже не наблюдалось. Эти интервью показали, что примерно с начала1995 г. предприниматели переместили основное острие своей критики налоговуюсистему в целом. Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по тремважнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильностьналоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедурналогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов;институциональный аспект (он включает вопросы информационного обеспечения,организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговымиведомствами и отдельными чиновниками). Что касается селективной функции налоговой политики, то, как известно,малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которыераспространяю на МП в первые годы работы, а также в приоритетных видахдеятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более30% МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органывласти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечнепредпочитаемых руководителями мер государственной поддержки малого бизнеса:за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросевне зависимости от экономического положения предприятий. В опросе порегиональным программам поддержки предпринимательства необходимостьснижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этомкаждый пятый предприниматель посчитал реальным добиться снижения уровняэтих налогов для своего МП, тогда как каждый второй придерживалсяпротивоположного мнения. Исходя из этого, необходимо оказывать всяческоесодействие со стороны законодательной и исполнительной власти.Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых исредних предприятий усилия Правительства Российской Федерации должны бытьнаправлены на:создание необходимых условий для использования малыми предприятиямибездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и приосуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в маломпредпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего иинновационного секторов;формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства скрупным производством;информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитиерегиональных банков данных на единой классификационной основе);упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налоговединым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малыхпредприятий;формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих винфраструктуру поддержки малого предпринимательства;создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержкуинвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а такжепривлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитиималых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетомосновных характеристик можно выделить три группы регионов.Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малыхпредприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционныхпроектов с использованием бюджетных и внебюджетных источниковфинансирования.Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса исистемы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного ивнебюджетного финансирования региональных программ.Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальнымиусловиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональныепрограммы поддержки малого предпринимательства не подкрепленыорганизационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовымиресурсами.В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжестифинансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной напринципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень.Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий вбюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связанс формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционнойподдержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционныхбанков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компанийи обществ взаимного кредитования.Планируется активизировать предоставление гарантий ПравительствомРоссийской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам длябыстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всегопроизводственного и инновационного направлений, по переработкесельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, другихсоциально значимых товаров и услуг.Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базыразвития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования,способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовыйлизинг.Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемынегосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизацииосновных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить частьфинансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемуюбазу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малогопредпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержкималого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в РоссийскойФедерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров вспециализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторыв наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям внаправлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленностии строительстве. Возможна стабилизация и даже небольшое увеличение долималых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта исвязи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малогопредпринимательства в торговой и посреднической деятельности.В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматриватьсоздание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечиватькоординацию взаимодействия и поддержку участников инновационнойдеятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупныхорганизациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессусубъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малыхорганизаций из крупных фирм.Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базеналоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованногозаконодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров,формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этойобласти между федеральным центром и субъектами Федерации, а также сместными органами власти. Практика государственного содействия немонополистическому секторуэкономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основныхнаправлений этого содействия происходит на основе исследований данногокруга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определитьприоритетные направления развития малого бизнеса. В России к такимнаправлениям отнесены:производство и переработка сельскохозяйственной продукции;производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народногопотребления;лекарственных препаратов и медицинской техники;оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;строительство объектов жилищного, производственного и социальногоназначения. Соответственно, одним из важных инструментов государственногосодействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь,которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм,предоставления гарантий при получении ими займов из других источников ильготного налогообложения. Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям вбольшинстве промышленно развитых стран является система государственныхзаказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесугарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала,расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность,модернизировать оборудование и многое другое.Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органамии частными предприятиями специальные службы по оказанию различныхконсультационных услуг малым компаниям. Прогноз развития малого предпринимательства. Хотя задача прогнозирования малого предпринимательства представляетзначительный общественный интерес, в практике прогнозных расчетов онадолжного отражения не получила. Б программных документах Государственногокомитета по развитию и поддержке малого предпринимательства (ГКРП) и впериодической печати приводятся количественные оценки будущего состояниямалого бизнеса, но их трудно назвать научно обоснованным прогнозом преждевсего потому, что отсутствует ссылка на использованный методпрогнозирования и его информационную базу. Так, в Основных направленияхразвития малого предпринимательства России до 2000 года, разработанных ГКРПв 1996 г., число МП к концу 1997 г. оценивалось в 1150-1200 тыс., а к 2000г. - 1400 - 1600 тыс. Этот не самый оптимистический из существующихпрогнозов к началу 2000 г. значительно разошелся с динамикой статистическихданных.1.3. Социальная значимость малого предпринимательстваКоличественное определение МП удобно своей простотой, но недостаточно дляуяснения специфических особенностей малого бизнеса в той роли, которую ониграет в производственной системе. Его дополняют качественные определения.Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в том, чтокасается целей производства, характера менеджмента, организациипроизводственного процесса, отношений руководства с персоналом предприятия,особенностей финансирования. Для МП выбор целей и способов деятельности определяется окружающейсредой. Если МП занимает или стремится занять на рынке доминирующееположение и строит свою стратегию на основе этой цели, то малый бизнесисходит из имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя всоответствии с меняющейся конъюнктурой. Разработка рыночной стратегии наперспективу становится для него целесообразной лишь по мере наращиванияобъема производства, перехода в статус среднего предприятия. Управление МП обычно бывает единоличным или сосредоточенным в рукахнекоторых лиц, которые осуществляют прямой контроль над всеми сторонамидеятельности фирмы. Очень часто совмещаются управленческие и инженерно-технические функции. Для выполнения более специальных операций(бухгалтерский учет, разработка рациональных форм документооборота,организация офисной деятельности, закупка и эксплуатация конторской техникии т. п.), для решения нестандартных инженерных проблем МП может привлекатьвнешних консультантов, но постоянно их в своем штате не содержит. Отношения руководителей МП с персоналом нередко имеют патриархальнуюокраску и строятся по принципу «большой семьи», что усиливает трудовуюмотивацию и вовлеченность наемных работников в дела предприятия. На МПобычно нет влиятельных профсоюзных ячеек, которые в крупныхпроизводственных комплексах в значительной степени формируют деловойклимат. Это отражается на интенсивности трудового процесса (на МП онаобычно выше), среднем уровне заработной платы (которая выше на КП)состоянии социального обеспечения (МП, не достигшие определеннойчисленности занятых, как правило, не платят обязательных социальных взносови не практикуют заключения коллективных договоров). Во многих странах МПинтенсивно используют дешевый труд надомных рабочих, в том числе «теневых».Часто в таком качестве выступают иммигранты, нанимаемые на самых невыгодныхдля них условиях. В то же время особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малогобизнеса, привлекает в нее большое число молодых, динамичных людей. Ихвлечет желание стать независимыми, возможность реализоваться, быстроподнять благосостояние семьи, осуществить на практике какую-либотехническую идею и т. п. Большинство готово ради этого идти на риск,работать с повышенной интенсивностью. Для многих важно и то, что в периодыкризиса малый бизнес приспосабливается и выживает главным образом за счетвременного снижения заработной платы или увеличения продолжительностирабочего времени, а не за счет сокращения производства и массовыхувольнений, как обычно поступают крупные фирмы. Отличительной чертой МП является характер его финансирования:источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже)банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрениявозможности получения банковских ссуд, к которым приходится обращатьсяпредприятиям любого размера, МП находится не в самом выгодном положении.Доверие банков увеличивается прямо пропорционально росту объемакоммерческих операций предприятия. Формы малого предпринимательства чрезвычайно разнообразны - оттрадиционно торговой лавочки или ремесленной мастерской до инновационнойфирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации ивырастающей затем в транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж(примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция,начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый планМП, кооперированные с крупным производством на основе специализации исубподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеровв своей отрасли. Таковы, например, узкоспециализированные металлургическиемини-заводы, которые не уступают КП по показателям качества и значительнопревосходят их по экономичности (на них приходится около 13% мировогопроизводства арматурной стали). Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактомсосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест. В годыэнергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернуласькрупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый планвышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу,ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странахобнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предприятий идинамикой численности их персонала: на КП занятость сокращалась, а на МП -росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн новых рабочих мест,в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн; приэтом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. Встранах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сферапроизводственных и потребительских услуг. Сама природа малого предпринимательства содействует тому, что немалаячасть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения -женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. Так, вЕС на рубеже 80-90-х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей.Часто мелкое предпринимательство служит способом избавления от безработицы.Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий создавалась в годы кризисалюдьми, какое-то время остававшимися вне рынка труда.Женский бизнес в его различных формах образует весомую составляющую сектораМП. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн женщин ведут собственнуюпредпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей.Кроме того, наемный женский труд часто используется как надомный, временныйили «частичный» (неполный рабочий день). В ЕС в 1998 г. в режиме неполногорабочего дня трудились 30% экономически активного женского населения итолько 4% - мужского. Характерно, что темпы роста производительности труда в расчете на одногозанятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы ростазаработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесуэкономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы приопережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям сих сильными профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляетодно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры. Учитывая возможности сектора МП в плане расширения занятости,правительства ведущих стран Запада считают его поддержку одним изприоритетов своей экономической и социальной политики. Бюджетные программыи работа специально созданных институтов направлены, с одной стороны, настимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодежи,женщин, представителей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - наорганизацию разнообразных систем профессионального обучения ипереподготовки. Эти меры особенно широко используются для возрождения экономикирегионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, чтоизменение экономического и социального климата в таких регионах возможнотолько при участии достаточно большого числа (критической массы) МП. Какиебы конкретные цели ни преследовала региональная политика, главным условиемее успеха всегда является мобилизация местного «низового»предпринимательства. Большую социальную и об

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconКурсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной...

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconКурсовая работа по дисциплине “основы экономической теории” тема:...
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconКонтрольная работа по экономической теории №2 Тема: «Акционерные общества и их роль в экономике»

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconКурсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России:...
Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconКурсовая работа по экономической теории тема:«Налоги и налоговая система в современной России»

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconРеферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности...

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Акционерное общество в рыночной экономике»

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconКурсоваяработаподисциплине основы экономической теории на тему :...

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconМетодические указания для семинарского занятия студента занятие №4...
Тема: основы экономической теории: основные понятия и категории. Общественное производство и воспоризводство. Мировая экономика и...

Курсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль малого бизнеса в экономике России» iconКонтрольная работа №1 по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Предмет экономической науки»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<