Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие




Скачать 108.45 Kb.
НазваниеАвдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие
Дата публикации12.11.2013
Размер108.45 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


ГАТТ И ВТО: эволюция деятельности

ЛИТЕРАТУРА1. Международные экономические отношения. Учебник / Под общей редакци-ей В.Е. Рыбалкина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", Дипломатическая академия МИД РФ, 1998. - 386 стр.2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1998. - 196 с.3. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 174 с.4. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической дея-тельности: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 456 с.5. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация: Монография. - М.: Торго-во-промышленная палата РФ, 1997. - 203 с.6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 592 с.03.04.2000 Слушатель В. Шахрай1-ая группа, Налоги и налогообложение1. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАТТГенеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) - это, прежде всего, многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми должны руководствоваться во взаимных торговых отношени-ях участвующие в нем страны (аббревиатура ГАТТ происходит от заглавных букв его английского наименования "The General Agreement on Tariffs and Trade").Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение в течение примерно 40 лет выполняло функции международной организации по во-просам торговли и являлось центральным международным учреждением, в рам-ках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, об-суждали важнейшие проблемы международной торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.Важная особенность, заложенная в "конструкцию" Генерального Соглаше-ния,- это возможность его совершенствования, развития правовых норм согла-шения и его организационных форм в соответствии с меняющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом одна из причин жизнестойкости Соглаше-ния, объясняющая, почему ГАТТ целиком инкорпорирован в ВТО.История создания ГАТТ уходит к первым послевоенным годам в связи с предпринимавшимися в 1946-1948 годах усилиями создать в рамках ООН Меж-дународную Торговую Организацию (МТО). Еще 18 февраля 1946 года на своем первом заседании Экономический и социальный совет ООН принял резолюцию 13(1), которая призывала к созыву Конференции ООН по Торговле и Занятости. Созданный на базе этой резолюции Подготовительный комитет провел два засе-дания: одно - в Лондоне (октябрь-ноябрь 1956 г.), другое - в Женеве (апрель-октябрь 1947 г.). В промежутках между ними работала редакционная группа в Нью-Йорке (Лейк Саксесс, январь-февраль 1947 г.). В итоге этих заседаний был выработан проект Устава МТО, включивший раздел, позже ставший Генеральным Соглашением по Тарифам и Торговле.Заседание подготовительного комитета в Женеве в 1947 году проходило по двум направлениям: одно - разработка текста Устава МТО, другое - перегово-ры о взаимном снижении таможенных тарифов. Эти переговоры по существу вы-лились в самостоятельную конференцию, завершившуюся 30 октября 1947 года принятием Заключительного акта. Заключительный акт учреждал ГАТТ в качест-ве временного соглашения, регулирующего торговые отношения на период до вступления в силу Устава МТО, и содержал протокол о временном применении Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, которое в это время включало те положения проекта Устава Международной Торговой Организации, которые регулировали вопросы внешнеторговой политики.Генеральное Соглашение вошло в силу 1 января 1948 года после того, как восемь стран (Австралия, Бельгия, Франция, Люксембург, Голландия, Великобри-тания, США и Куба) первыми подписали протокол о его временном применении. Вслед за тем, до 30 июля 1948 года, еще пятнадцать стран (Новая Зеландия, Нор-вегия, ЮАР, Бразилия, Бирма, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Зимбабве, Ливан, Сирия, Чили, ЧССР, Китай и Гаити) подписали его, и общее число участников в ГАТТ достигло 23. Тем временем в Гаване (Куба) была созвана Конференция ООН по Торговле и Занятости (21.Х1.1947 г.- 24.111.1948 г.), которая должна была рассмотреть проект Устава МТО и принять его. Конференция завершилась принятием Заключительного акта, содержавшего так называемую Гаванскую Хартию - Устав МТО. Гаванский устав включал в себя кроме положений, отно-сящихся к вопросам торговой политики, вопросы, касавшиеся экономического развития, полной занятости, ограничительной деловой практики, капиталовложе-ний, международных товарных соглашений, а также административно-правовые положения, определявшие статус МТО.Поправки, изменения и дополнения, внесенные в ту часть Хартии, которая касалась вопросов торговой политики, были перенесены в текст ГАТТ. Это сдела-ли сессии стран-участниц ГАТТ, первая из которых проходила в марте 1948 года в Гаване, а вторая - осенью того же года в Женеве. Одновременно первая сессия стран-участниц ГАТТ приняла решение, что Временная комиссия, учрежденная Конференцией по Торговле и Занятости для подготовки создания МТО, будет вы-полнять функции Секретариата ГАТТ и в этом качестве обслуживать его.Дальнейшая история ГАТТ развивалась следующим образом. В декабре 1950 года правительство США заявило о своем отказе от намерения добиваться ратификации Конгрессом Устава МТО, в результате чего вопрос о создании Меж-дународной торговой организации на основах, согласованных в Гаване, был за-крыт, и Генеральное Соглашение осталось единственным многосторонним доку-ментом, содержащим принципы и правила международной торговли.Текст Генерального Соглашения в том виде, в котором он начал действо-вать в 1948 году, вобрал в себя и кодифицировал торгово-политический опыт, на-копленный к этому времени. Одновременно положения ГАТТ отражали экономи-ческую и политическую ситуацию, существовавшую в мире во второй половине 40-х годов. Поэтому довольно скоро выяснилось, что положения ГАТТ отстают от требований развивающихся международных экономических отношений, в связи с чем развернулся процесс модификации и модернизации положений ГАТТ. Он проходил в несколько этапов и продолжается в настоящее время. В 50-е годы многие статьи были дополнены примечаниями и пояснениями, интерпретирую-щими эти статьи. В ряде случаев такая интерпретация существенно развивала по-ложения ГАТТ. В частности, в 1954-1955 годах страны-участницы ГАТТ пред-приняли попытку создать на базе Генерального Соглашения Организацию Торго-вого Сотрудничества (ОТС), которая закончилась безуспешно. В связи с этим де-вятая сессия стран-участниц внесла ряд поправок и дополнений в текст ГАТТ, вошедших в силу в октябре 1957 года.Следующий этап существенной модернизации ГАТТ был связан с приняти-ем специальной сессией стран-участниц ГАТТ в конце 1964 года части ГАТТ, где определялись условия применения положений ГАТТ к развивающимся странам. Она вошла в силу в 1966 году.Наиболее существенная модернизация ГАТТ произошла в конце 70-х годов. Она была связана с итогами Многосторонних Торговых Переговоров "Токио-раунд". Договоренности и соглашения МТП распространили сферу действия ГАТТ на новые области торгово-политического регулирования и существенно ви-доизменили характер действия ряда статей ГАТТ. Наконец, радикальная модер-низация ГАТТ стала результатом Уругвайского раунда, о чем более подробно бу-дет сказано ниже.В настоящее время ГАТТ существует параллельно с ВТО. В составе ВТО действует ГАТТ-1994 и независимо от него продолжает функционировать ГАТТ-1947. Это положение сохранялось в 1995 году, поскольку страны-участницы ГАТТ-1947 могли в течение двух лет присоединиться к ВТО.Не менее сложна история формирования ГАТТ в качестве международного экономического учреждения. Первое время Соглашение обслуживалось неболь-шим Секретариатом и не имело установившейся межгосударственной организа-ционной структуры, если не считать периодически созывавшиеся сессии догова-ривающихся сторон. На шестой сессии ГАТТ был создан Межсессионный коми-тет, действовавший как межправительственный орган в период между сессиями стран-участниц. Позже на его основе был создан Совет представителей ГАТТ и другие межправительственные органы. Однако межправительственный аппарат ГАТТ сложился и развивался на так называемой фактической основе, поскольку правовая база для создания постоянной межправительственной структуры в Со-глашении отсутствовала.В 1955-1956 годах страны-участницы ГАТТ предприняли попытку крупной организационной реформы ГАТТ, имея в виду создать на его основе постоянно действующую Организацию торгового сотрудничества. Однако вследствие нега-тивной позиции США и разногласий между США и странами Западной Европы эта реформа ГАТТ так и не состоялась.Во второй половине 50-х и в начале 60-х годов в составе ГАТТ появились регулярно действующие межправительственные органы: Совет ГАТТ, Комитеты ГАТТ и Рабочие группы, и заметно расширились и окрепли функции Секретариа-та ГАТТ.Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически ор-ганизуемые под эгидой ГАТТ переговорные конференции, направленные на вы-работку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общей сложности 25 лет, включая Уругвайский раунд.В начале 80-х годов, в значительной степени как итог переговоров "Токио-раунд", произошли существенные перемены в структуре регулярно действующих органов ГАТТ. К восьми основным межправительственным органам (Сессия стран-участниц; Совет представителей; Комитет по торговле и развитию; Анти-демпинговый комитет; Комитеты: по текстилю и одежде; по ограничениям, выте-кающим из состояния платежного баланса; по административным, финансовым и бюджетным вопросам и Группа "18") добавилось еще более 20-ти новых межпра-вительственных органов: комитеты, подкомитеты и советы. В результате к началу 80-х годов сложилась многопрофильная межправительственная организационная структура ГАТТ, сочетающая более широкий охват проблем международной тор-говли со значительно более узкой специализацией отдельных органов ГАТТ и концентрацией близких по характеру вопросов в специализированных органах ГАТТ. Подобная структура открыла возможность для дальнейшего сосредоточе-ния в рамках ГАТТ торгово-политических переговоров и решения вопросов меж-дународной торговли, а также более активного использования механизма ГАТТ для обсуждения спорных аспектов взаимоотношений стран-участниц.Наконец, в 1994 году ГАТТ в его новой редакции и в консолидированном виде стал основой Всемирной Торговой Организации, ее важнейшей составной частью в области торговли товарами.Современное ГАТТ - это комплекс многосторонних соглашений, содер-жащих кроме собственно текста Соглашения, начавшего действовать в 1948 году, ряд отдельных соглашений, развивающих его положения, распространяющих их на новые области; протоколы о тарифных уступках; протоколы, интерпретирую-щие применение статей ГАТТ; протоколы, определяющие условия, на которых отдельные страны присоединились к ГАТТ. Кроме того, текст Соглашения надо читать вместе с несколькими сотнями оговорок и пояснений, интерпретирующих статьи ГАТТ. В таком комплексном виде Генеральное Соглашение создает право-вые основы для взаимной торговли стран-участниц. В этом качестве ГАТТ вы-полняет функцию многостороннего торгового договора для участвующих в нем стран и заменяет собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений. Эта особенность ГАТТ дает немалые преимущества странам-участницам. Участие в ГАТТ открывает перед ними возможность использовать многостороннее торгово-политическое регулирование для развития внешней тор-говли, одновременно снимая заботы и материальные расходы, связанные с созда-нием и поддержанием сложной системы двусторонних договоренностей.Другая важнейшая функция ГАТТ - это урегулирование споров. Здесь ГАТТ выполняет роль своеобразного международного арбитража, позволяя пра-вительствам разрешать споры по вопросам торговли.Как крупные, так и небольшие страны могут обратиться в ГАТТ с просьбой о рассмотрении спорного вопроса, если они считают, что их права по ГАТТ ущемляются другими государствами-участниками ГАТТ. Система разрешения споров основывается на статьях XII и XIII Соглашения (консультации, аннулиро-вание или сокращение выгод). Согласно ГАТТ первый шаг в урегулировании споров - это двусторонние консультации спорящих сторон. При этом Генераль-ный директор ГАТТ и Секретариат ГАТТ могут, по просьбе сторон, оказать им содействие в организации и проведении таких консультаций. В том случае, если двусторонние консультации не приводят к разрешению спора, страны могут вос-пользоваться услугами специальных групп ГАТТ. Группа обычно состоит из трех экспертов из стран, не заинтересованных в существе вопроса. Они выслушивают мнение заинтересованных сторон и выносят решение на основе положений ГАТТ, интерпретации его статей и существующих прецедентов. Далее представляется доклад Совету ГАТТ. Доклад содержит выводы по существу спора и рекоменда-цию, обращенную к спорящим сторонам (или к одной из сторон). Совет на основе консенсуса может утвердить доклад группы (вся эта система перенесена в ВТО с той только разницей, что последней инстанцией в ВТО является Орган по разре-шению споров). В этом случае спорящие стороны обязаны действовать в соответ-ствии с выводами и рекомендациями. В том случае, если сторона, являющаяся на-рушителем положений ГАТТ, не выполняет рекомендацию, потерпевшая сторона может попросить у членов ГАТТ разрешение на принятие ответных действий.В 1979 году в итоге Токийского раунда было принято так называемое "ре-шение, касающееся нотификаций, консультаций, разрешения споров и наблюде-ния" (решение от 28 ноября 1979 года), в котором содержится подробное изложе-ние процедуры разрешения споров. Деятельность ГАТТ по разрешению споров вносит существенный вклад в создание целой системы толкований положений ГАТТ и прецедентов, обеспечивающих одинаковое понимание и применение ста-тей ГАТТ его участниками и унификацию национальных норм и правил.Вот лишь один пример этой многогранной деятельности. В марте 1987 года Совет ГАТТ создал группу экспертов для рассмотрения жалобы Канады и ЕС на введенный в 1986 году Соединенными Штатами сбор за таможенное оформление товаров в размере 0,22% стоимости импортных товаров. В 1988-1989 годах этот сбор был уменьшен до 0,17%. Канада и ЕС в своей жалобе подчеркивали, что этот сбор противоречит статьям II и VIII ГАТТ, согласно которым дополнительные сборы должны соответствовать стоимости оказанных услуг, а американские сбо-ры это положение нарушали. К тому же целевое назначение этих сборов (финан-сирование некоторых обычных форм деятельности американской таможенной службы) также нарушало положение названных статей ГАТТ.Группа экспертов пришла к выводу, что названные выше сборы США про-тиворечат положениям ГАТТ и обязательствам США по этим статьям. Этот вы-вод был принят Советом ГАТТ в феврале 1988 года. США согласились с этим решением и сообщили, что соответствующие поправки к принятому бюджетному закону США будут направлены в Конгресс США. В октябре 1990 года представи-тель США проинформировал Совет ГАТТ о том, что новый закон США (Закон 1990 года о таможне и торговле) содержал положение, приводившее этот тамо-женный сбор США в соответствие с правилами ГАТТ (1).В рамках ВТО создан специальный Орган по разрешению споров. Предпо-лагается, что эти функции будут выполнять Генеральный совет, причем он будет проводить специальные заседания в качестве Органа по разрешению споров. В принципе процедурные вопросы в этой области будут базироваться на описанной выше практике и нормах ГАТТ.Механизм разрешения споров в определенной степени может рассматри-ваться как форма давления на страну, не выполняющую свои обязательства, дав-ления, заставляющего эти обязательства выполнять. ВТО, не меняя показанную выше процедуру разрешения споров, вместе с тем вносит ряд новых важных мо-ментов в функционирование всей этой системы. Прежде всего, в ВТО произошла своеобразная интеграция механизмов разрешения споров, предусмотренных в ГАТТ, ГАТС, в кодексах ГАТТ, в один общий механизм - Орган по разрешению споров. При этом доклад и рекомендации группы экспертов могут быть до пере-дачи в Орган по разрешению споров обжалованы в апелляционный совет. Вслед за этим доклад и рекомендации передаются в Орган по разрешению споров. Дальнейшая процедура - это рекомендация привести меру или меры, нарушаю-щие положения ВТО, в соответствие с действующими нормами. Если это не будет сделано, то другая сторона получает право ввести меры, компенсирующие причи-ненный ей ущерб, или приостановить действия какого-либо обязательства в от-ношении нарушившей ее права страны.В течение всей своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организа-ция Многосторонних торговых переговоров. Начальные раунды были посвящены в основном снижению таможенных тарифов. На более поздних этапах центр тя-жести переговоров стал смещаться в области нетарифных мер в сторону создания новых принципов и правил функционирования международной торговой систе-мы. В 70-е, 80-е и 90-е годы на переговорных конференциях в рамках ГАТТ об-суждались вопросы, оказывающие заметное влияние на формирование торгово-политического климата в международной торговле. Многосторонние торговые переговоры (1973-1979 гг.), известные как "Токио-раунд", заметно активизирова-ли такое важное направление деятельности ГАТТ, как разработка новых принци-пов, правил и правовых норм международной торговли. Дальнейшее развитие это направление получило в ходе Уругвайского раунда МТП.За время существования ГАТТ было проведено семь переговорных конфе-ренций. Восьмая конференция - Уругвайский раунд трансформировала ГАТТ в ВТО. Вот как выглядит эта сторона деятельности ГАТТ (см. таблицу 1).Переговорные конференции в рамках ГАТТ Таблица 1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconАвдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учеб пособие
Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учеб пособие. М.: Ивц „Маркетинг”, 1998. –114с

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconТематический план по курсу «Международные экономические отношения»
Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Международные экономические отношения» / Составители: Т. И. Иванова,...

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconМетодические указания и планы практических занятий по курсу «Международные...
Методические указания и планы практических занятий по курсу «Международные экономические отношения» / Составители: Т. И. Иванова,...

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconЦыганков П. А. Международные отношения: Учебное пособие
М. А. Мунтян. Основы теории международных отношений. Учебное пособие. Москва 2007 270 с

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconКурсовая работа по дисциплине «Международные экономические отношения»

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconКонспект лекций по предмету: международные экономические отношения

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconРеферат по дисциплине «Международные экономические отношения» на тему: «Создание еэп»

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Международные экономические отношения (Шпаргалка)

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconКурсовая работа курс «Международные экономические отношения» Тема...

Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное по-собие iconКонтрольная работа по курсу «Международные экономические отношения»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<