Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России»




Скачать 373.42 Kb.
НазваниеКурсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России»
Дата публикации15.11.2013
Размер373.42 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Монополии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСУ ТИСБИ КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» Выполнила: студентка группы Шумилова Наталья Владимировна Проверил: к.э.н. доцент Шамаева Н.П. Дата сдачи: Дата защиты: Ижевск, 2003 г. СодержаниеВведение 31. История возникновения и развития монополий 62. Сущность монополии 8 1. Виды монополий 11 2. Международные монополии 13 3. Монополистическая конкуренция 142. Антимонопольное регулирование в России 18 1. Система государственного регулирования естественных монополий в России 24Заключение 30Использованная литература 31 Введение Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговлии других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группелиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – этосила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия,охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночнойконкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды вэкономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные иискусственные. Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополиимонополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственнопроизводство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизациисферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений:картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединенийвозникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферунепосредственного производства. На этой основе появляется такая болеевысокая форма монополистических объединений, как трест. Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняютконкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качествопродукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективностипроизводства. Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, длякоторого более характерной является монополистическая конкуренция. Онапредполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическаяконкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное числонебольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтомуимеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числапредприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действияпредприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почтиневозможен. Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединениепредпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себенародное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основнымипродавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступаеткрупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли ипроизводительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс. Отношение общественности и государства к различным формам монополийвсегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике.Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие ценыв силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональноераспределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов.Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополистыиспользуют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов дляповышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции. К числу важнейших экономических функций современного государстваотносится разработка и проведение антимонопольной политики. Ещё в прошломвеке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическоепреступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются ирегулируются специальные законы, направленные на предотвращение илиослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая кразличным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или инойзадаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемыхнесовершенствами рынка. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренциигосударство: - разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; - создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (такую деятельность ведет государственный антимонопольный комитет); - помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить её (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства). В экономической и юридической литературе по антимонопольномурегулированию принято различать две основные модели: американскую иевропейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеетбольше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российскогоантимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практическойдеятельности федеральных антимонопольных органов. Государственное регулирование играет важную роль в поддержаниинеобходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных егонаправления: - меры, направленные на предотвращение и запрещение монополий: - государственное регулирование естественной монополии; - защита компаний от “чрезмерной конкуренции”. Сущностью антимонопольной политики является система законов,ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции иустранению монополии. Эффективность такой политики зависит от трехважнейших элементов: - характера самих законов; - трактовки законов судами; - последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь. Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняетсясущество антимонопольной политики. Разумеется, моя курсовая работа носит чисто теоретический характер, ноданная тема мне максимально интересна. В работе я изучаю вопросы,являющиеся важнейшими для нашей экономики. Долгое время у нас в странесуществовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция,монополия, естественная монополия не обращали внимания, т.к. монополияявлялась, можно сказать, целью тогдашней экономики. Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной дляисследования темы. Целью данной курсовой работы является изучение монополизации иантимонопольного регулирования в России. Задачи: 1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения. 2. Определить роль государственного регулирования в России и особенности антимонопольного законодательства. В связи с вышесказанными задачами в первой главе рассматриваетсяистория развития монополизма, во второй главе – сущность монополизацииэкономики, а в третьей – система антимонопольного регулирования. 1. История возникновения и развития монополий История монополий достигает глубокой древности. Монополистическиетенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всехэтапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшаяистория начинается с последней трети XIX столетия (особенно во времяэкономического кризиса 1873 г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса имонополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попыткумногих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистическойпрактике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературеполучили название «детей кризиса». На процесс усиления монополизации экономики первыми обратили вниманиепредставители немецкой исторической школы, и это не случайно, посколькуименно они в своих исследованиях сделали акцент на описание отдельныхэкономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадиюразвития капитализма они называли империализмом (imperium – лат. – власть)по аналогии с процессом формирования империй прошлого – римской, персидскойи др. Существуют два способа образования монополий: посредствомкапитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее времяотмечается существенное преобладание последнего способа. Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIXвеке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективногомассового производства. Концентрация производства, создание новыхкрупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамоккапиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеровкапиталистической собственности, находящейся под единым контролем,существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных силони получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первуюочередь, акционерная форма организации капиталистических компаний. Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным.Первые монополии образовались в 80х годах XIX века (Союз рельсовыхфабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственномвмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий вотраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевшихособое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение,нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновениюгосударственно-монополистических тенденций. В 80 – 90-х годах XIX векадействовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и наводном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и вбанковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказалиностранный капитал. До начала XX века роль монополии в экономике быланевелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономически кризис1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отраслипромышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, вкоторых был монополизирован сбыт при сохранении их участникамипроизводственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединениятрестовского типа (товарищество «Бр Нобель», неточный трест и др.).Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядокдеятельности монополий делало возможным использование против нихгосударством законодательства, формально запрещавшего деятельностьмонополий. Это привело к распространению официально не зарегистрированныхмонополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямойподдержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии).Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой июридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации,используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупныесиндикаты – «Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь»,«Проволка», «РОСТ» и др. – по форме были акционерными предприятиями,действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласнымиконтрагентскими договорами. В период промышленного подъема «1910 – 1914гг.» происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленныхкартелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было натранспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки,проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинированиепроизводства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов ит.п. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, входе национализации промышленности и банков. Советское государство частичноиспользовало учетные и распределительные органы монополий при созданииорганов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы,связанные с ними. 2. Сущность монополии Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительноеправо в определенной области, государства, организации, фирмы. Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности(индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль надотраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрациипроизводства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечениямонопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния,которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Если мы обратили внимание на монополистические образования впромышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия,объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производятзначительное количество продукции определенного вида, благодаря чемузанимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять напроцесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получаютболее высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии)является занятие монопольного положения. Последнее определяется, какдоминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможностьсамостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничиватьконкуренцию на рынке определенного товара. Характерными чертами монополии являются следующие:1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина«монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологиислова «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительностипрактически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы однаединственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов.Следовательно, использование термина «монополия», а тем более «чистаямонополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутристраны не исключает их наличие за рубежом. Поэтому можно представитьчистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Для чистой монополиихарактерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близкихзаменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляетзначительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменениемпредложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новую фирму вотрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческаяреклама продукта почти не осуществляется. Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную)власть. Последнее означает возможность для фирмы влиять на цену и повышатьэкономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когдаговорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в виду силу рыночнойвласти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке. Как ведет себя монополист на рыке? Он полностью контролирует весьобъем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то небоится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим болеенизкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать ценусвоей продукции. Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремитсяк получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи онаучитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист являетсяединственным производителем данной продукции, кривая спроса на егопродукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельногодохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственныйпроизводитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижаяцену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на всеединицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 1). [pic] Рис. 1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D – спрос; MR – предельный доход. Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичностиспроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньшевозможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная властьфирмы. Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмойпри выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка Россиихарактерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием впоследние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений,одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе«спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытостироссийской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции сзарубежными фирмами и значительно усложнит положение отечественныхмонополистов. Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающихпроникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продажтоваров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способнойэффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спросапотребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить цену,отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке. Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. Наподдержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополистытратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их.Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первыйвзгляд. Многие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающиезначительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку ониускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольнойвластью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобызащитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями,они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительныхдоказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорениитехнического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитиетехнического прогресса, если он угрожает их прибыли. Обладая исключительнымположением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самымнормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП,вздувают цены, обеспечивая собственные сверхприбыли, вызывают снижениеобщей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместнооказываются сильнее их достоинств. 1. Виды монополий Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на триосновных: естественная, легальная, искусственная. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своемраспоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства(например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюдатакже относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное истратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт,военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополийоправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от большихмасштабов производства. Здесь создают товары и меньшими затратами посравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичныхфирм. Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются назаконном основании. К ним можно причислить такие формы монополистическихорганизаций:а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданноеправительством страны гражданину на право исключительного пользованиясделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право назанятие промыслом, торговлей.б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получаютисключительное право продавать или размножать свои произведения в течениивсей жизни или какого-то периода;в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которыепозволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму(конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки). Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации отестественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемыеради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняютструктуру рынка:а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли вмонополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровеньтехнологии;г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштабапроизводства);д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы– картели и синдикаты. Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, вкотором его участники сохраняют свою собственность на средства и продуктыпроизводства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь оквоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах,распределением рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однороднуюпродукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствованиясохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается какобщее достояние через созданную для этого контору. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда,когда процесс монополизации распространяется и на сферу производства. Наэтой основе появляется такая более высокая форма монополистическихобъединений как трест. Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслейпромышленности, участники которого теряют собственность на средствапроизводства и произведенный продукт (производственную и коммерческуюсамостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы,управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельныхпредприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участиев управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотенпредприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли,участники которого теряют собственность на средства производства ипроизведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участникамиобъединения финансовый контроль. В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и началиразвиваться конгломераты, то есть монополистические объединения,образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, неимеющих технического и производственного единства. Сущность и особенности всех видов монополистических объединений яркопроявляются в целях и характере их поведения. Есть несколько причин существования монополии. Первая причина: «естественная монополия». Если производство любогообъема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумяили более фирмами, то говорят, что отрасль является естественноймонополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведенопродукции, тем меньше её стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем наднекоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или ввиде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример:алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма«Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемыйксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в рядеслучаев защищенных патентами. Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, таккак они покупают или им предоставляется исключительное право на продажунекоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право намонополию: в ряде стран только государственные монополии могут продаватьтабак. Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое» поструктуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к егоклассификации. Из отечественных классификаций наиболее известной являетсяклассификация типом монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализсовременной мировой экономической теории и практики, Лившиц считаетправомерным выделить, по меньше мере , 6 основных разновидностей данногоявления:1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;3) монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;5) естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);6) монополизм, характерный для административно-командного типа экономики. Монополии также можно классифицировать по видам:1) закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;2) открытая монополия. В этом случае фирма не некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. 2. Международные монополии Особый вид монополии – международные монополии. Экономической основойвозникновения и развития международных монополий является высокая степеньобобществления капиталистического производства и интернационализацияхозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу иконтролю, но международны по сфере своей деятельности. Например:американский концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», имеющие предприятияболее чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы,объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностейи сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена вдругих странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенностьмеждународных трестов и концернов – международное рассредоточениеакционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна.Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер». Их числозначительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальнойпринадлежности сопряжено с большими сложностями: различие взаконодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждениемонополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельносуществующего треста или концерна; приобретение одной монополией доликонтрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияниеактивов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение компаний различныхнациональностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путемобмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либопосредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективноевладение акциями совместный компаний. Слияние такого типа – наиболеераспространенная форма образования международных трестов и концернов. Онипомогают разно-национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность,не только избежав двойного налогообложения, но и сохранить формальнуюсамостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенностипроизводства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее месторасположения штаб-квартир материнских компаний и принадлежность кнациональному законодательству своей страны. 3. Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболееблизкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмыконтролировать цену (рыночная власть) незначительна (рис.2).|Совершенная | |Монополистическая | |Олигополия | |Чистая ||конкуренция | |конкуренция | | | |монополия || | | | | | | | Рис.2. Усиление рыночной власти. Признаки монополистической конкуренции:1) Фирм достаточно много, чтобы доля каждой в общем объеме рынка была невелика, соответственно и контроль каждой фирмы над ценой небольшой.2) Почти невозможен тайный сговор фирм по поводу ограничения объемов производства и регулирования цен.3) Как правило, фирма строит свою политику без учета реакции конкурентов, поскольку фирмы-конкуренты достаточно многочисленны. На рынке имеется дифференциация продукта, выпускаемого фирмами. Каждыйданный продукт может иметь разновидности. Дифференциация продуктапроявляется в следующих формах:1) различия по качеству, т.е. по функциональным параметрам и особенностям, материалам, отдельным деталям, дизайну исполнения, качеству общей работы и выработки некоторых частей, узлов, по степени носкости и долговечности, надежности работы;2) различия по условиям продажи и оказываемым при этом услугам: качеству обслуживания, скорости обслуживания, сервисным программам;3) различия по размещению продукта и степени его доступности к покупателям; это различия по месту расположения магазина или торгового центра (небольшая улочка, центральная площадь, оживленный перекресток автомагистралей, деловая часть города), по времени работы (круглосуточно, с наличием или без обеденного перерыва, выходных дней, сезонная распродажа);4) мнимые различия продукта, созданные посредством применения оригинальной упаковки, стимулирование сбыта с помощью рекламы, использование известных торговых марок, знаков. Степень контроля над ценой ограничена относительно большим числомфирм, участвующих в монополистической конкуренции. Вступление в отрасль с монополистической конкуренцией, как правило,осуществляется достаточно легко. Нет потребности в относительно крупномкапитале. Однако финансовые затраты больше, чем при чистой конкуренции,поскольку необходимы вложения в отработку собственной разновидностипродукта и в рекламу. Ценовая и неценовая конкуренция сопутствуют друг другу. В ценовойконкуренции особое место занимают поиск и последующее рекламирование своеготоргового знака, марки, клейма. Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виденаблюдаются в розничной торговле, легкой промышленности. Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистическойконкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичностьвысока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынокспортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить заеё продукцию большую по сравнению с другими фирмами цену, однако еслиразница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдетаналоги менее известных фирм по низкой цене. То же относится к продукциикосметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д. Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многомобъясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примерарынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примеромолигополии, второй – монополистической конкуренции. Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффектамасштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как дляпроизводства новых сортов стиральных порошков не требуется создаватькрупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будутполучать большие экономические прибыли, это придет к притоку новых фирм вотрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новыхмарок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новойупаковке, другого цвета и т.д.). На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убыткине могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки,предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимуломвступления в неё новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характерупродукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы снизятся. Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Инымисловами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистическойконкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 3. [pic] Рис. 3. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D – спрос; MR – предельные издержки; ATC – средние валовые издержки. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула длявступления в отрасль, а старые – для выхода из неё. Однако в условияхмонополистической конкуренции стремление к безубыточности является скореетенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыльдостаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции.Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами трудно воспроизвести. В то жевремя барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но всё же существуют.Например, чтобы открыть парикмахерскую или заниматься частной медицинскойпрактикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом. Является ли рыночный механизм монополистической конкуренцииэффективным? С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку производствоосуществляется не минимальными издержками: производство Q0 достигаетвеличины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т.е. составляютвеличину Q1. Однако, если оценить эффективность с точки зренияудовлетворения интересов, то многообразие товаров, отражающиеиндивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным,нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме. Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на дватипа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковойпродукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида –положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированныетовары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. рынокмонополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, чтопокупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именноданный сорт, качество, упаковка, торговая марка и т.п. Признаки такогорынка: множество производителей, много действительных или воображаемыхразличий в продукции, очень слабый контроль над ценами. 3. Антимонопольное регулирование в России Негативные моменты монополизма в экономике заставляют современныегосударства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплексмер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение ипресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующимсубъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестнойконкуренции. Государственное антимонопольное регулирование экономики включает двасвязанных между собой направления:1. Разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;2. Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства. Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Первымантимонопольным законом общего характера, где впервые использовался итермин «монополия», принято считать конституцию о ценах императора Зенона(483 г.). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы на одно лицо непозволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды,или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия илипредназначенную для другого использования». В США с 1890 года действуетантимонопольный закон Шермана. Согласно ему вне закона объявляется «всякийконтракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а такжетайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или синостранными государствами». В 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого:а) запрещали практически все формы дискриминации в ценовой политике;б) накладывали ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительнымассортиментом;в) запрещали слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, еслитакие действия уменьшали конкурентную борьбу;г) запрещали совмещение должностей в советах директоров различных фирм иделовых предприятий. Принятые законы регулируют следующие узловые вопросы: фиксация цен,слияние фирм и предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен. В экономической и юридической литературе по антимонопольномурегулированию экономики принято различать две основные его модели:американскую и европейскую. Американская модель строится на принципе запрещения монополии какструктурной единицы независимо от социально-экономических последствий еёдеятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименованиеструктуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическуюструктуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономическиедействия отраслей с монополистической структурой обязательно будутнегативными и общественной точки зрения и должны попадать под действиеантимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольногорегулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процессаи судебное преследование нарушителей. Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принципконтроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским,акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельныххозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумногоподхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту,социально-экономические последствия которой имеют для общества негативныйхарактер. Такой подход требует создания специальной системыадминистративных органов, призванных постоянно анализировать иконтролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случаенеобходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие изапретительные меры преимущественно административного характера. В последнее десятилетие различия между этими двумя моделямиуменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когдаантимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектовосуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров,сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности дляобщества. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше кевропейской модели. Это находит выражение в содержании российскогоантимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практическойдеятельности федеральных антимонопольных органов. Последние включены вРоссии в систему исполнительной власти и используют главным образомадминистративно-организационные методы осуществления антимонопольнойполитики. Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием22 марта 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон,подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженнымрыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольноезаконодательство состоит из Конституции Российской Федерации, названногоЗакона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указовПрезидента, постановлений и распоряжений правительства. Система антимонопольного регулирования экономики включает следующиеэлементы:а) понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;б) виды монополистической деятельности, подлежащей государственномурегулированию;в) перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащий запрещению;г) определение системы антимонопольных органов, их задач, функций иполномочий;д) меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики вкаждой стране – само понятие монополиста как субъекта, деятельностькоторого подлежит регулированию. В Российском антимонопольномзаконодательстве содержание и количественные критерии монополистаопределяются через понятие «доминирующее положение» – центральное в Законео конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – этоисключительное положение хозяйствующего субъекта или несколькиххозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее емувозможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара насоответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующимсубъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положениехозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товарасоставляет 65% и более. В некоторых случаях по установлениюантимонопольного органа доминирующим может быть признано положениехозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%.Однако, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующегосубъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Всеназванные количественные характеристики хозяйствующего субъекта какмонополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либовзаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определениеколичественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения. Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитыхстранах проявилось в последнее время при определении монополиста и егоэкономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российскоеантимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц.В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц иежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа икатегории принадлежащих им акций (ст. 92, 93). Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические июридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственноевлияние на условия и экономические результаты их деятельности илидеятельности представляемых ими лиц. Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования –определение видов монополистической деятельности, представляющихзлоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующимположением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют, либомогут иметь своим результатом ограничение конкуренции: - изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен; - навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора; - принуждение к заключению «связанных контрактов»; - нарушение установленного порядка ценообразования; - создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; - установление монопольно высоких (низких) цен; - необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др. Как один из видов монополистической деятельности, подлежащейзапрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующихсубъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товараболее 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в видеустановления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа нарынок других продавцов. В отдельных случаях разрешаются соглашения,преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие субъекты докажут, чтоположительный эффект от такого соглашения превышает возможные егонегативные последствия для рынка. Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования –перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. ВРоссии к ним относят: - распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; - ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления товара; - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; - продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков; - получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца. Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования –совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. ВРоссии главный антимонопольный орган – это Министерство РФ поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), котороесоздает в регионах территориальные отделения. К основным его задачамотносятся: - содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства; - предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; - государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные дляисполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольногозаконодательства и об устранении их последствий, об их принудительномразделении или выделении структурных подразделений из их состава, орасторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольномузаконодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом,перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результатенарушения антимонопольного законодательства. В западных странах известны случаи принудительного роспускаобъединений, вынужденной продажи активов для ограничения деятельностимонополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупноепроизводство подлежит разделу. Вредно разрушать интегрированноепредприятие, составные части которого жестко связаны технологически. МАП осуществляет государственный контроль за созданием,реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений напредмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства.Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольногозаконодательства при приобретении акций или долей в уставном капиталекоммерческих организаций. Система антимонопольного регулирования включает также и мерыответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В Россииэто в основном меры административно-организационного воздействия, хотя внекоторых случаях предусматриваются и более строгие меры. В экономике современных государств всегда существую такие сферы, вкоторых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно попричине её экономической неэффективности или по иным причинам, средикоторых – обеспечение системы национальной безопасности страны.Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизмавообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на ихразграничение, на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные, т.е.такие, где сохранение монополий экономически оправдано. Сферы экономики,исключенные из рыночной конкуренции, – это так называемые естественные игосударственные монополии. Естественные монополии – такое состояние товарного рынка, при которомудовлетворение спроса эффективнее отсутствии конкуренции в силутехнологических особенностей производства (в связи с существеннымпонижением издержек производства на единицу товара по мере увеличенияобъема производства). Товары, производимые субъектами естественноймонополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи счем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от измененияцены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опытсвидетельствует, что такие условия производства характерны для такназываемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности,относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба ит.д. Согласно Федеральному Закону РФ «О естественных монополиях» от 17августа 1995 г., к ним отнесены: - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; - услуги по передаче электрической и тепловой энергии; - железнодорожные перевозки; - услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; - услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Естественная монополия, как и всякая монополия, несет в себевозможность злоупотребления монопольной властью со стороны её субъектов.Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары иуслуги отраслей – естественных монополистов, при определении объемовпроизводства, распределении продукции между отдельными потребителями и др.Для недопущения злоупотреблений государство должно регулироватьдеятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режимтакого регулирования. Государственное регулирование естественных монополий основывается насоблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественныхмонополий. Существует представление, что повышения цен на продукцию естественныхмонополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформвидится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы иснижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает,что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике. В хронологии российских реформ последнего десятилетия в сфереестественных монополий можно выделить два последовательных периода: перваяполовина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми исвязывается, в основном, проблематика естественно-монопольных отраслевыхструктур, естественных монополий) в основном реформировали «на общихоснованиях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться ипроводиться в жизнь специальные мероприятия относительно естественныхмонополий. В обобщенном виде можно назвать следующие важные факторы, определяющиеход российских реформ в естественно-монопольных отраслевых структурах: - проявление ряда ретроспективных тенденций, сложившихся за рамками рассматриваемого периода, в том числе и негативных, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры; - наличие общего макроэкономического фона российских реформ, осуществление которых определило мероприятия по реформированию инфраструктурных отраслей; - генезис российского монополизма (любого, естественного и «неестественного») – как административного, инициированного «сверху», а не как сложившегося в процессе развития рыночных отношений, – что привносит в процессы реформирования дополнительные трудности; - «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства, – что в ряде случаев тормозит поступательный ход социально-экономических преобразований в стране; - магистральный характер транспортных и энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры и топологии, влияющие на возможность развития конкурентных сред (как в рамках внутриотраслевой, так и межотраслевой конкуренции); - многообразие форм и способов (не всегда полностью легитимных) проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях; - особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере их естественной монополии, направленных на преодоление сращивания функций государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта и ориентированных на обеспечение эффективности деятельности естественно-монопольных отраслевых структур в интересах общества. Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конкуренции могутбыть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственнымимонополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно нетолько в силу её экономической неэффективности, но и по причине особой ролиэтих отраслей в формировании общих условий экономического и социальногоразвития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особойсоциальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектовгосударственной монополии России выступают, как правило, государственныеунитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видовдеятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионнаядеятельность, осуществляемая Центральным Банком страны, некоторые видывнешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров),часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственноймонополии имеет исключительный характер, его виды и границы определяютсяспециальными законами. Таким образом, антимонопольная политика государства не означаеттотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторыхвидов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысллюбой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгодыкрупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативныепоследствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этихдвух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую,меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу. 1. Система государственного регулировании естественных монополий в России Товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект-поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, относятся к естественным монополиям и подлежат государственномурегулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров иуслуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономическойэффективности их деятельности. В настоящее время в нашей странепрослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства врассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем. Мировая практика знает несколько подходов к их решению: 1)использование института государственной собственности в соответствующихсферах; 2) приватизация; 3) государственное регулирование. ФедеральнымЗакон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» основанна концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя изпринципиальных положений этой экономической теории, базирующейся нанеобходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточномобъеме и по доступным ценам, Закон о естественных монополияхпредусматривает исчерпывающий перечень методов воздействия:а) ценовое регулирование;б) определение потребителем подлежащих обязательному обслуживанию, и (или)установление минимального уровня их обеспечения. Эти методы (каждый в отдельности или оба одновременно) применяются неавтоматически, а в зависимости от конкретной ситуации на товарном рынке ина основании решений государственных органов регулирования. Каковы же причины разработки Закона РФ «О естественных монополиях»? Анализ дел, которые рассматривались в связи с нарушениемантимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на тесубъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественныхмонополий: транспорт, связь, энергетика. Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление своим монопольнымположением в виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги инарушения, связанные с заключением и исполнением договоров. Есть многодругих вариантов нарушения антимонопольного законодательства, нозначительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли. Начиная с 1992 года, когда произошла либерализация цен, в этом секторецены стали расти быстрее, чем в других. Правительство озаботилось проблемойрегулирования этих секторов и начало вводить такие меры, как ограничениеуровня рентабельности, установление неких предельных цен, то есть мерыгосударственного регулирования. Но в том виде, в каком это регулированиеосуществлялось, как показала практика, оно было малоэффективным. Что значит «установить предельный уровень рентабельности», что значит«предприятие не может получать более 25% прибыли от затрат»? Всё просто:предприятие, чтобы получить большую прибыль, будет увеличивать затраты. Таквсе и поступали, то есть включали в себестоимость продукции всё, чтодействующее законодательство позволяло и не позволяло, и уже к этому объемузатрат добавляли 25%. Это и стало причиной того, что Антимонопольным комитетом былразработан проект Федерального Закона "О естественных монополиях". Ондостаточно тяжело проходил в Правительстве и Государственной Думе.Столкнулись интересы тех отраслей, которые, в соответствии с этим Законом,должны контролироваться и самим государством. И все-таки в результатесложных подготовительных работ в 1995 году ФЗ «О естественных монополиях»был принят. Федеральным Законом монополия определена как состояние товарногорынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее вотсутствии конкуренции. То есть это те сферы, где само государствопризнало, что конкуренция не может быть основной для развития этих секторовв силу технологических особенностей производства. И второе: межотраслеваяконкуренция не может быть в той сфере, где нет товарозаменителей, а спроснеэластичен. Например, предприятию нужна электроэнергия, оно не может еёзаменить транспортными услугами или продуктами питания. Получитьэлек5троэнергию можно только у естественного монополиста. К сфере естественных монополий отнесен достаточно узкий перечень видовдеятельности. Здесь нужно избегать таких ошибок, как утверждение: «Газпром» – естественная монополия. Естественной монополией является толькотранспортировка газа по трубопроводам. Не является естественной монополиейдобыча газа, оптовая и розничная его реализация. Является естественноймонополией не нефтяной комплекс, а только транспортировка нефти инефтепродуктов по трубопроводам. Созданы органы, которые контролируют монополии. Это, в частности,Федеральная Энергетическая Комиссия. За ней закреплено всё, что касаетсятранспортировки нефти и газа. Федеральные службы в области связи итранспорта. Методы регулирования естественных монополий установлены законом.Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для данного видадеятельности может быть установлена фиксированная цена либо предельныйуровень цен. Сейчас в разных секторах это делается по-разному. Поэлектроэнергии есть предельный уровень, в других отраслях устанавливаютдостаточно жесткие тарифы. В соответствии с Законом эти нормы могут применяться к теморганизациям, которые включены в реестры субъектов естественных монополий. То есть, каждый из органов естественных монополий ведет реестр,включает в него те организации, которые действительно являютсяестественными монополия

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Налоговая...

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Особенности...

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное...

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconКурсовая работа по курсу: «Экономическая теория» На тему: «Теории...

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconКурсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство,...

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Инновационно-инвестиционный...

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» На тему: «Проблемы...

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconКурсовая работа По дисциплине: «Общая экономическая теория» На тему:...
Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconМинистерсво общего и профессионального образования российской федерации...

Курсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Рынок и...
«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<