Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 208.99 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации15.11.2013
Размер208.99 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Свободные экономические зоны в Российской Федерации: проблемы создания и функционирования

Западно-Уральский Институт Экономики и Права Лицензия № 16-165 Экономический факультет Курсовая работа по предмету Экономика региона и ее регулирование на тему "Свободные экономические зоны в Российской Федерации: проблемы создания и функционирования" Выполнил: студент III-го курса экономического факультета Колпаков Александр Васильевич Проверил: Пермь, 1999 Оглавление:Введение.............................................................. 1. Понятие естественной монополии................................. 2. Основания установления монопольного режима..................... I. Юридические основания........................................ II. Экономические основания...................................... 3. Субъекты регулируемых монополий................................ 4. Государственное регулирование в сферах естественной монополии.. А) Методы регулирования......................................... Б) Органы регулирования естественных монополий их функции....... Полномочия органов регулирования................................ 5. Перспективы развития естественных монополии....................Тарифная политика в области электросвязи...........................Список литературы.................................................. ВВЕДЕНИЕ Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировуюхозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, поразным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено в [9], к этому перечнюнельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку теобразования, которые в России называются "свободными экономическимизонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такогорода зонам. Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реальнофункционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономикеявлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-тилет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плодыдискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимыхпрактических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзясчитать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкоесоздание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получитьразвитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Неявляются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественноймонополией" лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации?Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должныприниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этомцелесообразно применять? Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться ссуществующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализироватьнакопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективнооценить возможности и перспективы создания и развития свободныхэкономических зон в российской экономике. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ В соответствии с документами международной конвенции по упрощению игармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободнойзоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которойтовары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальнойтаможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтомуне подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Инымисловами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулируетдеятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий кругвопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование;визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговыеотношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю);предоставление концессий; управление свободной зоной. Определеннуюспецифику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социальногозаконодательства. В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободныхзон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструментвыборочного сокращения масштабов государственного вмешательства вэкономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона"охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциальногорежима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только ине столько обособленная географическая территория, но, скорее, частьнационального экономического пространства, где введена и применяетсяопределенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях"[7, стр.126]. Надо отметить следующие характерные черты СЭЗ:а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:. внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);. фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;. финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.;. административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан. В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, аиногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатскихСЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) срокиокупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда этисроки не превышают 3-3,5 года).б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной,наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическомспектре;в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти. Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельныхтерриторий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретныхприоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ ипроектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемыхв СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемымина ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в [8], согласномировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи,декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, чтопроисходит в результате фактического развития.)В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем,общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Мировой опыт и возможности его использования в России Сейчас в мире, как уже было сказано, функционирует, по разным данным,от 400 до 2000 свободных экономических зон. Впервые СЭЗ были созданы в СШАпо акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизациявнешнеторговой деятельности посредством использования эффективныхмеханизмов снижения таможенных издержек. При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифовна детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешнейторговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующиев указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, еслиимпортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенныеиздержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукциифирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они вобязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренныезаконодательством страны. Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание зоныблагоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте "Шеннон".Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получитьдополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когдарезультаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный примерсвободной экономической зоны, центром которой являлся аэропорт, - "Дог-Айленд" (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила 2000 га. Подреализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. фунт. стерл. В 1967 г. в Бразилии была создана свободная экономическая зона иноготипа - "промышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Выделеннаядля этой СЭЗ площадь - 3,6 млн. кв. км; цель - стимулирование развитияпромышленного производства; основное средство достижения цели - налоговыельготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степениповлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составилипримерно 3О сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которыхпотреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5%производства. В 1978 г. в Китае были созданы свободные экономические зоны в 14прибрежных городах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент -налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в период еестановления ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Всего смомента создания по 1987 г. в СЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22млрд. долл. Через них проходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 1990г. экспорт только одной зоны Шеньчжень составил 3 млрд. долл. Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. вСША их насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс.ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средстввычислительной техники и компьютеров. В ближайшее время в США планируетсясоздать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест - 100 тысяч. В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков,причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений.Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. ВАнглии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общейсложности 18,4 тыс. рабочих мест. Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон, котораяраспространена в мире, - оффшорные зоны, которые служат своего рода"налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции.Примерами офшорных центров являются, прежде всего, островные территории -Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернсии Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия,Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других. Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующиепреимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическоеотсутствие валютного контроля, возможность проведения операций срезидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте,анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действуетлишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных снаркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоныизолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариантоффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорнойзоне только нерезидентов. По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорныхзонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явнонизкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы вмомент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма(паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодныерегистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских истраховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно такжедобавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуетсялишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии,Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоаформа и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираютсявладельцем компании. Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режимклассического оффшора. Оффшорные компании получают скидку на налог наприбыль в размере 85%, что позволяет сократить реальную ставку налога до5,4%. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностраннойвалютой; получать иностранные займы и кредиты без специального разрешениявластей, регулирующих операции с иностранной валютой; иметь счета виностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится наВенгерский банк. Посредническая деятельность таких компаний в Венгрииограничена внешней торговлей с Россией, а также посредничеством междуроссийскими компаниями. Принцип такого ограничения простой - ориентироватьоффшорные льготы на основные, преобладающие во внешней торговле товарныепотоки и широкий круг хорошо известных деловых партнеров. Аналогичная идея вполне может быть использована и при созданииоффшорных зон в регионах России. Так, для оффшорных компаний льготы могутбыть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того илииного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США,Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды,Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается вдополнительной проработке. По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой "путь",трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспорто-производственные, а затем - и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует,что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услугувеличивается в среднем в год на 7%, при наличии же их - на 20%. Как видно, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определеннымицелями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах,так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся:активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта,создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленногопроизводства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъемдепрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способыдостижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенныельготы, различные преференции. Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению,вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в странуиностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытогосубсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначальногонакопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создатьтакие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачильгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с цельюстимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производстваразвития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологическийпрорыв России в ХХI век. Другое стратегически оправданное направление -реализация преимуществ транспортно-географического положения России ипотенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкойсети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию России вмирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товарови капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных странЧерноморья и АТР. Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта созданиясвободных экономических зон позволяет заключить следующее: 1. Мировая практика показывает, что создание СЭЗ - весьма действенноенаправление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном,создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решениеконкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегическихпрограмм и проектов. 2. Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, какправило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной,производственной и социальной инфраструктоурой. В отдельных случаяхсоздание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственногоосвоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокойконцентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важныедолгосрочные общегосударственные задачи. 3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решалсянедостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальнойосновы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была егожесткая политизированность в ущерб экономической сути. Типы СЭЗ, организуемых в России Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории Россиипоказывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить наследующие основные типы: . комплексные зоны производственного характера; . внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные); . функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основнымипризнаками. Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченнойтерритории, и в границах областей и других территориальных образований. Вних создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательнымразвитием необходимой инфраструктуры. К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замысламих создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ вНаходке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др. Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе иза счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок,перевалки грузов и их транзита. К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли"Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево") [3], свободные таможенные зоны"Московский Франко-порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-портТерминал" (на территории московского Западного речного порта [4]. Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняюткак народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, вчастности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельныхотраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества,внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемкихтехнологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ вЗеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники,информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера можетбыть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонамтуристическо-курортного типа - особая экономическая зона "КавказскиеМинеральные Воды" [6]. На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, нои локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зоннеобходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило,размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами,железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны дляразмещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типатехнопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база иквалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зонтребует наличия культурных и исторических центров, бальнеологическихкурортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Некоторые проблемы развития российских СЭЗ При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше,является самой насущной задачей для развития зональной практики, преждевсего необходимо разрешить следующую проблему. Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно этопривлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, чтотерритория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности.Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальностипринципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участковгосударственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря ужео регионах размером с целую область, поскольку Конституция РоссийскойФедерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны:"На территории Российской Федерации не допускается установление таможенныхграниц, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободногоперемещения товаров, услуг и финансовых средств" ([5], ст.74, ч.1).Исключения допускаются лишь в целях "...обеспечения безопасности, защитыжизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей" ([5], ст.74,ч.2). Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятиярешений об образовании различных СЭЗ на территории России. Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности процесс прохождениячерез российский парламент федерального Закона "0 свободных экономическихзонах", направив весной 1995 г. по инициативе Комитета по экономическойполитике соответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой датьофициальное толкование указанной статьи российской Конституции. Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целейсоздания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации вцелом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь однусиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот пополному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗпомогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии:плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы,тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думаюто том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом? Между тем, как отмечено в [7], система предоставляемых свободной зонельгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительныхпреимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихсянедостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, принынешних широких масштабах распространения свободных зон в мировомхозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зонуиностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут оказатьсясегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционныегарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощениеадминистративных процедур. Там же высказано мнение, что первые российскиезоны могут привлечь иностранных инвесторов "не широтой фискальных льгот идаже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоенияобширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено вцентр конкретных зональных проектов" [7, стр.137]. В-третьих, все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под своююрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, темхуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, длянормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зонытребуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10-15 млн. долл.[9]. Где возьмет эти средства администрация. Например,Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории -432 тыс. кв. км, или Алтайский край - 262 тыс. кв. км? (А общая площадьтолько первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7%территории России.) Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределамипредприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морскогопорта, в исключительном случае - небольшого по территории города илирайона. Проблема разумного ограничения начальных вложений на обустройствосвободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнююострейшую нехватку инвестиционных средств. В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие(например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти трирассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствиечетко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересамиотдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток(и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройствосоздаваемой зоны - являются, возможно, основными факторами, тормозящимиэффективную работу существующих и создание новых СЭЗ. В результате, как отмечено в [8,10], в настоящее время из 18 формальноучрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать"работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и тоне как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, восновном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностраннымкапиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья. Приморская "Находка" СЭЗ "Находка", первая в России, была образована в октябре 1990 года[1,2]. Целями создания СЭЗ, согласно указанным документам, являютсяразвитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества сзарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлеченияиностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а такжепотенциала предприятий к решению задач социально-экономического развитияДальнего Востока, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличениеэкспортных возможностей региона и страны в целом, развитие производствавысококачественной импортозамещающей продукции трансконтинентальноготранзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода крыночной экономике. Необходимо отметить главные отличительные особенности этой зоны:выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечныйпункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке вчасти осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнеговремени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, черезнее проходило до четверти годового экспорта России;достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими"российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км.). Потенциал СЭЗ "Находка" характеризуют следующие данные. Ежегодно внезамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный -приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн. тонн. ПортВосточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуютугольные причалы на 8 млн. тонн и контейнерный комплекс на 2 млн. тонн.Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч контейнеров. После возможнойреконструкции порт будет иметь до 60 причалов, способных перерабатыватьболее 40 млн. тонн грузов в год. На очереди сооружение мощного угольноготерминала, комплекса по переработке 4 млн. т импортного зерна. Полученкредит "Дойче Банка" в размере 100 млн. долл. на возведение причала дляэкспорта 3 млн. тонн удобрений. По оценкам, поток грузов через порт вближайшие пять лет возрастет на 8 млн. т., а ежегодный доход составит 5млрд. долл. В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностраннымиинвестициями - более половины всех образованных на Дальнем Востоке. Поданным [8], кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл.В рамках проекта создания российско-корейского индустриального паркаплощадью 300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл.,российско-американского парка площадью 175 га - от 200 до 500 млн. долл.Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае. Однако, несмотря на имеющийся потенциал, есть и ряд существенных помехдальнейшему развитию СЭЗ. Про общие из них (пробелы законодательной базы,дефицит нормативных актов, защищающих права участников СЭЗ, недостатоксредств на обустройство инфраструктуры и т.п.) уже говорилось. В частности,как отмечено в [10], в результате отмены "задним числом" таможенных льготСЭЗ "Находка" потеряла до 30% инвесторов. Есть и специфические проблемы, втом числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центрастраны, необходимость больших (порядка 1 млрд. долл.) капиталовложений вреконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воединовсю транспортную "цепочку". Защиту рынков России и Китая от проникновения некачественных товароввзял на себя Союз экономического сотрудничества российских и китайскихпредпринимателей, созданный в свободной экономической зоне "Находка". Его учредители заявили о том, что они также будут содействоватьсозданию благоприятных условий сотрудничества деловых людей двух стран натерритории СЭЗ. Сегодня в свободной экономической зоне зарегистрированы и действуютоколо трехсот совместных предприятий с участием китайского капитала.Возведены две китайские гостиницы, идет сооружение торговой китайскойулицы, на которой будут расположены 200 китайских магазинов. Они первымипоставят заслон некачественным товарам из КНР, завозимым челночнымиторговцами, и привлекут к поставке изделий из Китая только фирмы,положительно зарекомендовавшие себя на рынках различных стран. Существенную помощь становлению нового союза российских и китайскихпредпринимателей будет оказывать Министерство внешнеэкономических связейРоссии, заявил его представитель в СЭЗ "Находка". Проект свободной экономической зоны "Туманган" расширяет своиграницы. Как известно, раньше он предусматривал создание отдельной локальнойсвободной зоны в устье реки Туманная на стыке границ России, КНДР и Китая. Переговоры заинтересованных сторон, включая Японию и Монголию, длилисьболее двух лет. Ныне в Нью-Йорке готовится окончательное подписаниедокументов, согласно которым проект "Туманган" резко расширяет свои границыза счет включения в себя свободной экономической зоны "Находка", китайскойзоны Хунчунь и северокорейской зоны Наджин-Сонбон. В связи с этим на днях делегация СЭЗ "Находка" провела в КНДРдвусторонние переговоры с Комитетом содействия международной торговле КНДР.В ходе переговоров был подписан договор о сотрудничестве между свободнымиэкономическими зонами России и Северной Кореи. Делегаты СЭЗ "Находка"ознакомились с предприятиями северокорейской зоны Наджин-Сонбон. Россия экспортирует очень много необработанного сырья, включая круглыйлес, - сказал нашему корреспонденту председатель административного комитетаСЭЗ "Находка" Сергей Дудник, - а на севере Кореи есть предприятия, ранеесозданные при участии СССР, и они по разным причинам сейчас не работают наполную мощность. Мы хотим восстановить транзит российского сырья, чтобы вКНДР производить продукцию и вместе экспортировать ее на рынок Юго-Восточной Азии... ЗАКЛЮЧЕНИЕ При ответе на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономическихзон в России - можно сказать что есть. Однако несомненно и то, чтоэффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальныммиром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ,учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;. разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;. организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;. взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;. возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;. создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;. предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации. Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Вероятнеевсего проблемы свободных экономических зон могут быть решены присогласованных действиях всех заинтересованных сторон. Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним изэффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализаторомразвития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но дляэтого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной. Список использованной литературы:1. Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90г. "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны".2. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90г. №540.3. Указ Президента РФ от 10.12.92г. №1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево".4. Указ Президента РФ от 3.06.93г. №847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-порт" и "Франко-порт Терминал".5. Конституция Российской Федерации, 19936. Указ Президента РФ от 6.03.95г. №244 "О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот"7. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, №3, cтр.44-46.8. Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. - Биржевые ведомости, 1995, №1- 2, стр.8.9. Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, №39 (7465), стр.2.10. Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой. - Рынок ЦБ, 1996, №4, стр.20-25.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<