Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства»




Скачать 133.92 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства»
Дата публикации16.11.2013
Размер133.92 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Экономика > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Теория свободного предпринимательства

Самарская государственная экономическая академия Факультет второго высшего образования Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» Самара 2001В отечественной и зарубежной общественной науке, пожалуй, немного найдетсяпонятий, которые привлекали бы к себе столь пристальное внимание философов,политологов и экономистов, как "свободное предпринимательство". Историки зафиксировали наличие колеблющихся цен на товары уже начиная сXII в. — явный признак наличия того, что мы называем рынком. Примерно к XVв. устанавливается полноценное господство западного города над всейэкономической деятельностью, в которой важнейшим механизмом становитсярынок. "...Рыночная экономика, — подчеркивает, например, французскийисторик Ф. Бродель, — развивается... она уже объединяет достаточноеколичество малых и больших городов, чтобы оказывать организующее влияние напроизводство, направлять и стимулировать потребление. Для этого,безусловно, потребуются века, однако, между двумя мирами — производством,где все рождается, и потреблением, где все разрушается, — именно онаявляется связующим звеном, двигателем, тем узким, но чрезвычайно актуальнымпространством, где зарождаются живые импульсы, стимулы, нововведения,инициативы, озарения, динамика роста цен и сам прогресс". Долго понятия "предприниматель" и "капиталист" выступали вэкономической теории в качестве синонимов. Причиной тому была действительноимевшая место тесная связь между собственностью на средства производства ипредпринимательской деятельностью, в силу подавляющего преобладаниясемейных капиталов. Но и в условиях раннего капитализма полной идентичностимежду ними не было, не говоря уже о современном положении, когда человек —носитель какой-либо экономической инициативы, идеи — чаще всего никакихсобственных капиталов не имеет, а обращается в банк за кредитом. Тот жеБродель пишет, что уже в XVI в. существо вали институциональные компании,защищавшие права предпринимателя на часть прибыли, даже если вложенныйкапитал принадлежал другому лицу. Важнейшей фазой в становлении идеи и явления "свободногопредпринимательства" стала Великая французская революция, освободившаяпроизводство и торговлю от феодальных пут. "Свободное предпринимательство"(laisser faire) как принцип было провозглашено именно в тот период. Воснову его было положено высказывание известного экономиста В.де Гурнэ,которое можно было бы перевести, как "позволяйте делать все, что угодно иидти куда угодно". Франция стала первой страной, которая не толькоофициально признала этот принцип, но и действительно попыталасьинтегрировать его в промышленность и торговлю. Следует иметь в виду, что до 1789 г. теория "свободногопредпринимательства" не пользовалась популярностью в торговом сословии.Физиократы, подхватившие лозунг де Гурнэ в своей пропаганде, не принималиво внимание интересы торговли и рассматривали рост богатства торговцев,прежде всего как следствие их монополизма. Хотя "либерализм" (еще до того,как термин стал общеупотребительным) имел широкое влияние во Франции ужепосле 1750 г., призывы к экономическим реформам, в т.ч. к реформеналогообложения, все еще нельзя считать признаком увлечения "третьегосословия" идеями экономической свободы. Интересно, что идея "свободногопредпринимательства" как средства избавления от дисбаланса всельскохозяйственном производстве внедрялась "сверху", государственнымиструктурами. Державный "либерализм", ориентированный против искусственныхбарьеров в торговле и чрезмерных налогов, но при том, не отказывавшийся отидеи государственного контроля практически над всеми сторонами жизниобщества, отнюдь не стимулировал индивидуальную инициативу и не отвергалвмешательство государства в экономику. Он был направлен только наполитическое "тело", где циркуляция денег не менее важна, чем циркуляциякрови в организме. В работе Б. де Сент-Круа "Эссе о свободе торговли ипромышленности" (1775 г.) тщательно проводилось различие между гильдиями,которые рекомендовалось распустить, и государственным регулированием,предлагаемым к развитию. Французская революция установила свободное предпринимательство как бы водночасье. Этому предшествовала легитимация почти на протяжении десятилетияпонятия "свобода торговли", что отражало стремление торговцев избавиться отодной из застарелых болезней тамошнего коммерческого права: неспособностиурегулирования проблем банкротств, а также систематических инноваций.Торговое сословие в ситуации революционных преобразований нашло этот лозунгвесьма полезным, но несколько видоизменило его содержание: теперь онрассматривался как инструмент узаконивания политических и социальных —корпоративных — привилегий, полученных в результате смены режима. Другим важным элементом новой хозяйственной теории стала идеяиндивидуального характера предприятия. Новички бросились открыватьпромышленные и коммерческие фирмы. Однако рано или поздно выяснялось, чтоуспех предприятия зависит не только от удачи и коммерческих талантовпредпринимателя, но и от того, сумело ли оно вписаться в сеть, сплетеннуюстарыми и влиятельными торговыми семействами. До середины XIX в. семейныекланы продолжали контролировать во Франции фактически все производство,отнюдь не поощряя "выскочек". Например, еще в 1820-е годы широкопрактиковались консультации производителей Франции между собой дляопределения номенклатуры товаров, товарных знаков и даже цен, хотяофициально это и не признавалось. Кстати, в своем фундаментальном труде"Основания американской экономической свободы" Э.Джонсон утверждал, что и вСША в конце XVIII столетия понятие "интерес" часто употреблялось вколлективистском смысле. По Джонсону, в то время было общепринятым мнение,что с помощью Конституции США должны быть гармонизированы различныеинтересы торговых предприятий рыночного типа, а также индивидуальныхграждан. Если в США это более или менее удалось обеспечить именно черезправо (конституцию), то во Франции драматический разрыв между лозунгом"свободного предпринимательства" и фактическим положением в экономике былне только не преодолен в ходе революционных преобразований, но дажеусугубился с течением времени. Иными словами, свобода начать свое делоотнюдь не означала свободы его продолжить. В 1791 г. Конституционная ассамблея одобрила три декрета по вопросамторговли. Логика этих декретов, официально провозглашавших "свободупредпринимательства", становится понятной только в историческойперспективе: стремясь разрушить "старое", депутаты в революционномэнтузиазме не только уничтожили гильдии, но и всякое управление торговлейвообще, в т.ч. и ее правовую базу. При этом предполагалось, что в будущембудут приняты какие-то новые законы взамен отмененных. Однако самопротекание революции не позволило вернуться к решению этих проблем. В обстановке постреволюционного хаоса французский "средний класс" несмог реализовать ни экономическую программу "свободного рынка", ниподстроиться под систему государственного регулирования теоретиков-либералов. Хотя к концу революционного периода влиятельные представителиторговли и промышленности все-таки попытались взять под контроль двепроблемы — кредита и управления рынком труда. Они использовали достаточнопротиворечивые методы, в одних случаях устанавливая некие правила игры, вдругих — предоставляя хозяевам почти полную свободу действий. Принципы управления торговлей были поддержаны только в периодконсульства и первой империи. При Наполеоне появились местные палатыпроизводителей и промышленные трибуналы. В ряде случаев были простореставрированы такие дореволюционные институты, как торговые палаты. Позакону 1803 г. была восстановлена большая часть правил, касающихсяуправления производством. Но к тому времени в сфере дельцов уже возниклапривычка вполне спокойно относиться к разрыву между теорией "свободногопредпринимательства" и практикой экономической жизни. В период господствасвободной конкуренции каждый французский предприниматель стремилсясохранить за собой в области договора максимальную свободу, возможностьдействовать по своему усмотрению, без мелочной государственной опеки ирегламентации. Поэтому свобода договора в то время находила свое выражениене только в свободе волеизъявления сторон, но и в автономии личности, вгосударственном невмешательстве в договорные отношения по принципулиберализма Таким образом, хотя история и подтверждает, что местом рождения идеи"свободного предпринимательства" была революционная Франция, идентичностьсамого понятия и реальности вызывает изрядные сомнения. Все—таки речьдолжна идти о долговременных тенденциях в развитии промышленности иторговли. Известно, что идея торговли всегда включает две базовые потребности: содной стороны, стремление к завоеванию новых рынков, ограничению угрозыконкуренции, с другой — интерес к созданию новых продуктов, инновациям, нобез нарушения неких сложившихся норм, ибо это может подорвать интересыдругих потребителей. В научной литературе и публицистике одним из наиболее распространенныхмнений является тезис о якобы имеющейся прямой зависимости междудемократией и свободной рыночной экономикой. Между тем связь эта хотя иимеется, но отнюдь не столь прямолинейна. Это достаточно яснопросматривается на примере США, вопреки широко известному обратномуутверждению. Прежде всего, США далеко не всегда были капиталистическойдемократией. В период принятия Декларации независимости американцыпредставляли собой по преимуществу фермерское население и ремесленников,при этом в южных штатах имели место весьма существенные элементы феодализмаи существовал целый класс негров-рабов. Отмена рабства, последовавшая загражданской войной, открыла дорогу быстрому развитию современногоиндустриального капитализма. Таким образом, идеи, воплощенные в Билле оправах, были как бы "импортированы", основывались на идеях европейскогоПросвещения (Локк, Монтескье, Руссо) и не были напрямую связаны синдустриальной технологией и крупномасштабным производством, начавшим бурноразвиваться на территории США лишь через сто лет. Кроме того, в США уже вконце XVIII века довольно регулярно использовались некоторые элементысоциального и экономического планирования, в особенности на местном уровне. Иными словами, даже в американской традиции трудно найти и проследитьнепосредственную связь принципов демократии с принципами свободногопредпринимательства. Наоборот, экономический базис и конкретное воплощениеидей свободы и демократии постоянно претерпевали видоизменения, по крайнеймере с 1776г. — вполне естественный и неизбежный процесс. Анализ имеющихсястатистических данных со всей определенностью показывает, что введениегражданских прав происходило одновременно с усилением экономическойрегламентации и бюрократизации, подрывавших институты свободногопредпринимательства. Если же мы обратимся к Западной Европе, то там картина будет несколькоиной, хотя и она не подтверждает тезис о прямой взаимосвязи экономикисвободного рынка и демократии. Современный тип западноевропейскойдемократии сформировался в результате появления ее основного носителя —молодой капиталистической буржуазии, но эта ее исторически революционнаяроль практически исчерпала себя к началу XX столетия, по крайней мере наевропейском континенте. Сегодня в мире невозможно найти полный аналогкапитализма XVIII в. с его небольшими и независимыми друг от другамануфактурами и торговцами, главная мотивация которых заключалась встремлении освободиться от феодальных пут, абсолютной монархии и цеховыхограничений, в первую очередь ради обеспечения гарантий постоянного притокасвободной, дешевой и мобильной рабочей силы. Даже в слаборазвитых странахтретьего мира эти проблемы фактически не существуют. Наибольшая свобода, совместимая с равными правами других, обеспеченнаяразумными “правилами игры”, устанавливаемыми и поддерживаемыми государством- вот кредо “классического либерализма”. В качестве главной гарантиисвободы рассматривалась частная собственность, безопасности которойпридавалось важное значение, а главным предметом заботы была свободаэкономическая. “Классические либералы” взяли на вооружение лозунг “laissez-faire”, сформулированный французскими физиократами (Кене, Мирабо, Тюрго) иразвитый английскими экономистами А.Смитом и Д.Рикардо. Они разделялиуверенность в том, что, действуя свободно, без какого-либо принуждения состороны власти, участники рыночных отношений не только наилучшим образомреализуют собственные интересы, которые никто не может знать лучше ихсамих, но и по “закону невидимой руки” будут способствовать максимализацииобщего блага. Следовательно, государство не должно управлять экономикой и не должноперераспределять ресурсы в пользу бедных в соответствии с тем или инымкритерием общественного благосостояния. Его задача - гарантироватьсвободный рынок труда и товаров. Положение же бедных, по убеждению“классических либералов”, основанному на работах Т.Мальтуса, не может бытьулучшено благотворительным законодательством: единственным средством крешению этой проблемы является сокращение рождаемости. В 1834 г. в Англиибыл принят “закон о бедных”, по которому резко сокращалась помощь беднякамсо стороны церковных приходов и упразднялся налог, который взимали сбогатых в пользу бедных. Экономическая программа “классического либерализма” наиболее яркопроявилась в движении за свободу торговли в Англии, направленном против такназываемых “хлебных законов”, устанавливавших протекционистские пошлины наимпортируемое зерно. По утверждению лидеров “манчерстерской школы”,возглавлявших это движение, протекционистские пошлины, способствовавшиеросту цен на хлеб, есть не что иное как незаконный налог, взимаемый сбедняков в пользу английских лендлордов. Отмена “хлебных законов” в 1846 г.рассматривалась как большая победа экономического либерализма в Англии. Таким образом, идеи “классического либерализма” оказали несомненноевлияние на историю Европы первой половины XIX в. Вместе с тем, некоторыеположения, приписываемые этой форме либеральных доктрин, не только никогдане были реализованы на практике, но и в теории были сформулированы гораздоболее мягко, чем принято полагать. Это касается прежде всего идеигосударства-”ночного сторожа”, миссия которого якобы сводится кустановлению и поддержанию права. “Классический либерализм” действительновыступал за минимальные функции государства, но никогда не ограничивалпоследние областью права (хотя и рассматривал эту область в качествеглавной заботы государства). Правительство должно брать на себя то, с чемне могут справиться отдельные индивиды и частные ассоциации. Оно должнопоощрять развитие промышленности и таким образом создавать рабочие места,законодательными мерами способствовать частной благотворительности в пользутех, кто не может обеспечить себя сам, смягчать негативные проявлениякоммерции, культивировать в обществе дух взаимопомощи. По мысли А.Смита,преимущества свободного предпринимательства будут гарантированы лишь еслигосударство обеспечит гражданские добродетели, а потому оно должно, вчастности, заботиться об элементарном образовании для бедных. Аутилитаристская доктрина Бентама возлагала на государство целый рядобязанностей, вызвавших в адрес этого теоретика упреки в чрезмерной“социальной инженерии”. Таким образом, настаивая на сокращении функцийгосударства, “классический либерализм” был далек от мысли ограничить егомиссию сферой права. По мнению Альфреда Маршалла именно Англия была наиболее подготовлена киспытанию экономической свободой; к концу XVIII в. изменения, которые доэтого происходили медленно и последовательно, внезапно стали стремительнымии резкими. Технические изобретения, концентрация производства,возникновение системы крупных предприятий обрабатывающей промышленности,поставляющих товары на отдаленные рынки, — все эти изменения нарушилистарые традиции промышленного производства и предоставили каждому вестисвои дела к наибольшей выгоде для себя самого. Вместе с тем указанныеперемены породили увеличение численности населения, которое не могло добытьсебе средства к существованию иначе как работой на фабриках и в мастерских.Таким образом, свободная конкуренция, или, вернее, свобода производства ипредпринимательства, получила возможность ринуться вперед, подобноисполинскому дикому чудовищу, не разбирая дороги. Злоупотребление своейновообретенной властью со стороны энергичных, но необразованныхпредпринимателей порождало всевозможные несчастья: оно лишало матерейспособности выполнять свои обязанности, оно обременяло детей чрезмернымтрудом и обрекало их на болезни, во многих местах оно даже приводило кдеградации населения. Тем временем задуманный с благими намерениями, нооказавшийся опрометчивым закон о бедных имел своим результатом еще большееснижение духовной и физической энергии англичан, чем жестокое безрассудствофабричной дисциплины, ибо, лишая людей тех качеств, которые позволили бы имприспособиться к новому порядку вещей, этот закон только усилил бедствия исократил блага, приносимые пришествием свободного предпринимательства. Тем не менее в то время, когда свободное предпринимательство проявилосебя в противоестественно жестких формах, экономисты оказались наиболеещедры на похвалы ему. Частично это объяснялось тем, что они ясно видели то,что мы, люди нынешнего поколения, уже в значительной мере забыли, а именнотяжкое игр обычаев и строгих обрядов, которым пришло на смену свободноепредпринимательство. Частично это вызывалось свойственным англичанам тоговремени общим стремлением считать, что свободу во всех аспектах —политических и социальных — стоит отстаивать любой ценой, за исключениемпотери безопасности. Но частично тому причиной служило и то, чтопроизводительные силы, предоставляемые стране свободнымпредпринимательством, являлись единственным средством, способным обеспечитьуспешное сопротивление Наполеону. Поэтому экономисты рассматривалисвободное предпринимательство, по существу, не как абсолютное благо, а какменьшее зло по сравнению с действовавшими в те времена порядками. Придерживаясь направлений экономической мысли, начало которым положилиглавным образом средневековые торговцы и которые затем были продолженыфранцузскими и английскими философами второй половины XVIII в., Рикардо иего последователи разработали теорию функционирования свободногопредпринимательства (или, по их терминологии, свободной конкуренции),содержавшую много истин, которые, очевидно, будут сохранять свое значение,пока существует этот мир. Их исследования - в пределах узкой сферы, которуюони охватывали, — отличались удивительной законченностью. Но большая частьлучших из этих исследований рассматривала проблемы, относящиеся к ренте истоимости зерновых, т.е. проблемы, от решения которых именно тогда, по-видимому, зависела судьба Англии. Однако многие выдвинутые ими положения,особенно в том виде, в каком их формулировал Рикардо, имеют лишь оченьмалое прямое отношение к современной обстановке. Большая часть остальных их трудов слишком замыкалась в исследованииспецифических условий тогдашней Англии, и эта узость породиласоответствующую реакцию. Вот почему теперь, когда больший опыт, большийдосуг и возросшие материальные ресурсы позволили нам поставить свободноепредпринимательство под некоторый контроль, ограничить его способностьприносить бедствия и усилить его способность творить добро, среди многихэкономистов нарастает какая-то злость против него. Некоторые склонны дажепреувеличивать его отрицательные стороны и относить на его счет невежествои страдания, которые являются следствием либо тирании и гнета прошлыхвеков, либо неправильного понимания и неправильного использованияэкономической свободы. Между этими двумя крайними направлениями имеется большая группаэкономистов, которые, ведя параллельные исследования в разных странах,основывают свои работы на беспристрастном стремлении установить истину и наготовности пройти долгий и тяжкий путь кропотливого труда, единственныйпуть, сулящий возможность получить сколько-нибудь ценные научныерезультаты. Различия в умонастроениях, характере, образовании и жизненныхобстоятельствах обусловливали различные методы их исследований исосредоточение их внимания на разных аспектах изучаемой проблемы. Все они вбольшей или меньшей степени посвятили себя сбору и систематизации фактов истатистических данных, относящихся к прошлым и нынешним временам, и все онив той или иной степени занимаются анализом и выработкой умозаключений набазе уже имеющихся фактов. Но одни экономисты находят более привлекательнойи захватывающей первую задачу, другие — вторую. Такое разделение труда,однако, подразумевает не противопоставление, а гармонию указанных целей.Работа каждого из этих экономистов вносит те или иные дополнения к тойсумме знаний, которая позволяет нам понять воздействие, оказываемое накачество и нравственный уровень жизни человека самим способом, каким онзарабатывает средства к существованию, и самим характером этих средствсуществования. Литература 1. История экономических учений, М., 2000 2. Антология экономической мысли. М., 1993 3. Маршал А. «Принципы политической экономии», М., 1983; 4. Иванов В.М. «Свободное предпринимательство: иллюзии и факты», «Полис», 1995, № 6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconКраткий курс лекций по курсу “История экономических учений” Составил:...
История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов научных...

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Экономическая таблица Франсуа...

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconРеферат по курсу «История экономических учений» на тему: «Город Солнца»

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconРеферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет...

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconКурс лекций по разделу «История экономических учений» для студентов...
Дисциплина «История экономики и экономических учений» состоит из двух блоков: «История экономики» и «История экономических учений»....

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconКраткий курс лекций по курса “История экономических учений” в лекционном...
История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов научных...

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconКурсовая работа по курсу «История экономических учений» Тема: «Институциональное...

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconВопросы к экзамену по курсу “история экономических учений” Исторические...
Теория стоимости в работе Э. Бем-Баверка “Основы теории ценности хозяйственных благ”

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconВопросы к экзамену по курсу “история экономических учений” Исторические...
Теория стоимости в работе Э. Бем-Баверка “Основы теории ценности хозяйственных благ”

Контрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему «Теория свободного предпринимательства» iconКонтрольная работа по курсу «Теория права и государства» на тему...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<