“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы.




Скачать 391.8 Kb.
Название“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы.
Дата публикации30.11.2013
Размер391.8 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Принципы и формы налоговой политики

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ: На тему: “Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г.1. Введение.2. Глава 1 . Налоги, их функции.3. Глава 2. Налоговая политика, ее теоретические основы. П. 1 Сущность, цели и принципы налоговой политики. П. 2 Фискальная политика.4. Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе, причиныкризиса, недостатки, направления реформы.5. Налог с оборота6. Налоги на малый бизнес.7. Заключение.8. Список литературы.9. Приложение – Таблицы:9.1 Ставки основных налогов ( платежей ) в различных странах в процентах(%)9.2 ЭФФЕКТИВНЫЕ СТАВКИ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ СТРАНАМ (ДОЛЯ НАЛОГОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) В ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ).1.ВВЕДЕНИЕ. К настоящему моменту Россия вступила на трудный, непроторенныйпуть перехода от жесткого планирования к рыночной экономике. И сегоднякак никогда важно хорошо знать природу налогов, глубоко разбираться вособенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного ихиспользования в интересах эффективного развития общественного производства. Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех.Ведь то, что происходит в настоящее время в сфере налогообложенияпредприятий-производителей сумевших в настоящее время остаться на "плаву"теснейшем образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли иналогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций иоблигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу ит.п. - такие вопросы волнуют всех нас. В условиях перехода от преимущественно централизованныхметодов плановой экономики к рыночной существенно изменяются методывоздействия государства на социально - экономическое развитие. Оцениваяэтапы реформирования нашей экономики ( от первых форм хозрасчета донынешних версий налоговых систем) , нетрудно выявить следующее: всепринимавшиеся за последние годы модели хозяйственного механизмасодержат концептуальные просчеты , нанесшие народному хозяйству серьезныйурон. Это касается как финансовой политики так и существующемуналоговому законодательству, неустойчивость и непредсказуемость ,которого , пожалуй , наибольший ущерб наносит действующей налоговойсистеме. Принимаемые на протяжении 1992-1996 годов законы , вносимые в нихизменения и дополнения , издаваемые инструкции задним числом фактическипривели к пересмотру налогового режима. В таких условиях говоритьо налоговом стимулировании каких-либо инвестиционных проектах оченьтрудно. Действующая налоговая политика создает жесточайший налоговыйпрессинг, который добивает остатки прежних экономических структур и душитнарождающийся предпринимательский сектор. Попытки воздействовать наэкономическое поведение предприятий такими новациями как замораживаниеуровня заработной платы , фиксации предельного уровня рентабельности ит.п., послужили мощным толчком к росту себестоимости , сокращению объемовпроизводства остродефицитной продукции, а в конечном итоге раскрутилиинфляционную спираль. Проблема налогов является одной из наиболее сложныхв практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы.Недостаточно исследована она и в теоретическом аспекте применительно кроссийской практике . Думается , мало уже кто помнит о том , что в своевремя , а именно в 1960 году Верховным Советом СССР был принят Закон опостепенной отмене налогов . Естественно , что ни о каких серьезныхтеоретических исследованиях в области налогообложения в те времена не моглобыть и речи . Это сегодня создает огромные трудности в осуществленииналоговой реформы в России . В обществе усилиями и органов власти , и экономической науки , ипрактики за долгие годы создано негативное отношение к налогам . Поэтомулюбое решение в этой сейчас приходится принимать с учетом возможныхсоциальных и политических последствий . Налоговая система практическисоздана заново . Конечно , мы сегодня имеем огромный практический итеоретический опыт Запада . Но его использование в нашей стране серьезнозатруднено , поскольку нам необходимо учитывать экономические , социальныеи политические условия развития России . Наряду с объективными факторами падения эффективности общественногопроизводства , доставшимися “ в наследство “ от прежней системыхозяйствования ( “ эффектом “ масштабности ; нерациональностьюспециализации , кооперирования и размещения производства : низким уровнеминтенсивности и организации труда , а также качество готовой продукции ;гипертрофированной милитаризованностью экономики ; усилением научно -технического отставании страны от передовых государств ; и т. п. )существенную роль в возникновении нынешнего воспроизводственного коллапсасыграла ошибочная финансовая , в том числе налоговая , политика . По моему мнению действующая налоговая система противоречива , онастрадает рядом принципиальных изъянов , каждый из которых я постараюсьпроанализировать с целью необходимости обоснования соответствующихреформационных мер.2. ГЛАВА 1Налоги, их функции.Налоги, как известно, являются одним из основных источников финансированиявсех направлений деятельности государства и экономическим инструментомреализации государственных приоритетов. Налоги как способ изъятия иперераспределения доходов возникли вместе с государством . Однако еще в “Великой хартии вольностей “ принятой в Англии в 1215 году , записано , чтоналоги вводятся только с согласия нации , и это следовало бы учесть нашимзаконодателям при изменении конструкции налоговой системы. Если в Европе становление и интенсивное развитие науки о налогахпроисходило с середины 18 века и было вызвано потребностями формирующегосябуржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности ( ееродоначальником следует считать А . Смита , который в работе “ О богатственародов “ ( 1770 г. ) раскрыл понятие налога , и определил его место вхозяйственной жизни и сформулировал основные принципы взимания ) , то вРоссии зарождение науки о налогах происходит только в настоящие время . По утверждению Смита, налог - это бремя, накладываемое государствомв форме закона , регулирующего его размер и порядок уплаты . Правогосударства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают изсамой сути существования государства и его учреждений в интересах всегообщества и отдельных лиц. Важнейшие положения и принципы налогообложения, разработанныебуржуазной наукой под названием “ Общая теория налогов “, получилизаконодательное и, зачастую, конституциональное закрепление во многихстранах Западной Европы. Действующая налоговая система России базироваласьв основном на зарубежном опыте, так как во время ее создания в течении1991-1992 годов отечественного опыта налогообложения еще не было накопленоВ настоящее время перед законодателями стоит ответственная задача заложитьосновы налоговой политики государства, действенности которой будетзависеть экономическое положение страны. Налоги выполняют, как известно, две основные функции: фискальную ирегулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы , причем вторая изних не может развиваться в ущерб первой . В свою очередь регулирующая функция делится на распределительную истимулирующую . Первая функция предполагает перераспределение доходовюридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществекритериями целесообразности и социальной справедливости , вторая функцияреализуется посредствам представления льгот и привилегий для развития внужном Правительству направлении . При этом основная функция налогов - фискальная по обеспечениюпополнения государственной казны, (от латинского слова fiscus -государственная казна ). Фискальная функция - основная, характерная изначально для всехгосударств . С ее помощью образуются государственные денежные фонды , т. е.материальные условия для функционирования государства . Именно эта функцияобеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимостинационального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоевобщества . Государство устанавливая налоги , стремиться прежде всего обеспечитьсебе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на негозадач . В период становления буржуазного общества налоги в основном имелифискальную функцию. Однако ближе к концу 19 века, во времена больших социальныхпотрясений , формируется новая теория , рассматривающая налоги каксоциальный регулятор , своего рода орудие социальных реформ , направленныхна постепенное выравнивание доходов населения . Во второй половине 30- хгодов 20 века на Западе возникла концепция использования налогов в качествесредства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономическогороста . С середины 20-го века регулирующая функция налогов получаютвсеобщее признание и широкое применение . Мировой опыт свидетельствует о том , что функции налогов меняются помере развития государства . Если в странах рыночной экономики налоговая система является одним изрегуляторов экономики , а налоговые службы осуществляют связьпредпринимателя с государством , то в нашей стране законодательные нормы вобласти налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер , аналоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов , тогда какрегулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо . Положениедействующего законодательства не только не способствуют в полной мереактивизации и росту эффективности предпринимательской деятельности , ностимулирует затратные , ресурсо и трудоемкие методы хозяйствования . Внормативных актах закреплен недифференцированный подход к предприятиямразных отраслей , а также не отражены интересы регионов . Кроме того , в общественном сознании граждан не сложилось ещеубеждение , что уклонение от налогов - тяжкое зло. Функции налогов выявляют их социально - экономическую сущность,внутреннее содержание . Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки длявмешательства государства в экономические отношения, т. е. онаобусловливает регулирующую функцию. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участникпере распределительных процессов оказывают серьезное влияние навоспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляянакопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в теснойвзаимосвязи . Расширение налогового метода в мобилизации для государстванационального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов сучастниками процесса воспроизводства , что обеспечивает ему реальныевозможности влиять на экономику страны , на все стадии воспроизводства. Рост производительных сил в условиях НТР вызывает потребностигосударственного вмешательства в производственный процесс. Это подняло нановую ступень налоговое регулирование . С расширением обложением доходовглавными налоговыми объектами становится доходы населения и прибыльпредприятий , а главными субъектами - физические и юридические лица . По своей структуре, принципам построения и наборов налоговдействующая в России налоговая система в основном соответствуетобщераспространенным в рыночной экономике налоговым системам. Однако следует отметить, что не одна из вышеприведенных функции неработает в российской экономике. Вместе с тем, чтобы выполнялась главнаяфискальная функция, необходимо задействовать все остальные. К сожалению, унас даже фискальная функция полностью не реализуется. Об этомсвидетельствует низкая собираемость налогов. Во-первых, налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, ачерез механизм рыночного спроса может содействовать производству илитормозить его. Во-вторых , размер налогов определяет уровень оплаты труда,так как она включает налоговые платежи. В-третьих, от налогов зависитсоотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Данноесоотношение является для предпринимателей определяющим в процессеиспользования и реализации производственных мощностей. Налоговая система должна быть стабильной, в противном случаепредпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений,что мешает, в свою очередь, формированию рыночных отношений. Таким образом,назрела необходимость серьезно заняться решением вопросов комплексногосовершенствования налогового законодательства. При повышении ставки налога мы сталкиваемся еще с одной проблемой,в частности с такой серьезной как утечка капитала. Утечка ресурсовпревышает выплаты международных агентств и иностранных правительств ,выделяемые на поддержку процессов российских реформ . Отток вдействительности подрывает процесс реформ , так как инвестиции дляприватизации и структурных преобразований должны прийти из самой России ,а не из-за рубежа . Согласно Жаку Рогозинскому , архитектору приватизации вМексике ,покончить с бегством капитала можно , только "создав стабильнуюмонетарную обстановку , установив реальные ставки банковского кредита ,разумную систему налогов и торговых правил , и тогда деньги вернуться "Облагать капитал чрезмерными налогами контрпродуктивно , ибо это можеттолько поощрить е его бегству из страны . Наращивание капитала являетсяключом к экономическому росту и повышения уровня жизни населения .Налоговое законодательство должно поощрять накопление и инвестированиекапитала. Российское же налоговое законодательство содержит в себе все "грехи ", связанные с неразумным отношением к капиталу. Выходом являетсяснижение налогов. Уильям Эггарс, когда он сотрудничал с Фондом наследия,отмечал в своей работе " Повестка дня для Восточной Европы в пользуналогов на благо развития" , что бывшее коммунистические страны отчаяннонуждаются в быстром развитии экономики ради получения способностиконкурировать с Западом . Чтобы добиться этого , они должны избегатьзаметного повышения подоходного налога и вместо него ввести стандартныйналог на зарплату. Он предлагал общий уровень в 15% , используемый вГонконге . Гонконг сохраняет самый низкий в мире уровень налогов и тем неменее в среднем ежегодно увеличивает свой валовой национальный продукт(ВНП) на 6,4% в пересчете на душу населения . В тоже время в США этотпоказатель равен 2,4% , а в Западной Германии - 3,3% . Очевидно , что нынешние налоговые ставки в России чрезмерно высоки .Люди по-прежнему не желают столько платить . Россия , как и раньше ,испытывает бюджетный дефицит , а ее население тратит слишком много дорогоговремени не на производство необходимых товаров, а на то , как бы избежатьуплаты налогов . Упростив налоговую систему , сократив налоги , взимаемыес предприятий до, быть может , такого же универсального уровня в 15% ,отменив НДС , введя общий 15% налог на индивидуальные доходы ,правительство могло бы найти лучшее из возможных решений многихэкономических проблем- решение, в котором так остро нуждается сейчас Россия. В ряде ведущих стран (США, Японии, Англии и др.) происходитпонижение налоговых ставок и количество налогов с одновременнымрасширением базы налогообложения , уменьшаются количество и размерыналоговых льгот . С позиций стоящих перед Россией экономических проблем иосуществляемых ныне преобразований целями налоговой политики должны статьраскрепощение сил рынка, преодоление спада производства, стабилизацияэкономики, стимулирование развития приоритетных сфер деятельности иструктурных сдвигов . Формирования налоговой политики должно строиться насоблюдении следующих принципов: - стабильности налоговой системы; - одинакового налогообложения производителей независимоот отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формысобственности; - равенства налогового бремени для различных категорийплательщиков с равным уровнем дохода; - одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых впроизводстве, и потребителей. Первыми шагами к достижению указанных целей могло бы статьсущественное понижение совокупного уровня налогового изъятияпосредством снижения предельных ставок налогов и прогрессивности шкалналогообложения. Такие меры способствовали бы созданию благоприятногоинвестиционного климата и условий для экономического роста. Сформулируем важнейшие задачи налоговой политики в нынешнихусловиях: - обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансированиянеотложных социальных программ; - резкий структурный сдвиг экономических пропорций в пользу техпроизводств, которые работают непосредственно на удовлетворениепотребностей населения; - создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловойактивности. В ряду прочих, не менее острых проблем экономики, этипроцессы в наибольшей степени поддаются регулированию налоговымзаконодательством. В сложившейся ситуации в качестве временной меры вплоть до выхода изэкономического выхода цент тяжести федеральных налогов необходимопереместить с прямых на косвенные , при этом представляется целесообразнымосуществлять следующие мероприятия : 1) Придать незыблемость на длительную перспективу недавновведенному порядку , согласно которому из налогооблагаемой прибыли всехпредприятий производственной и непроизводственной сферы исключаются всесредства , направляемые на инвестиции . 2) Широко применять прогрессивное налогообложение находящихся вличном пользовании особо престижной недвижимости , крупных земельныхучастков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того ,находятся они во владении физического или юридического лица , приотсутствии налогов на недвижимость пределах социальных норм потребления ,которые необходимо специально разработать и утвердить для обоснованияналоговых льгот . 3) Реализовать комплекс мер по увеличению уровня собираемостиналогов, включающего целенаправленную работу налоговых и таможенныхорганов , торговой инспекции , правоохранительных органов , и изменениезаконодательства , регламентирующего их деятельность ( особо следуетотметить меры по борьбе с не учитываемым наличным оборотом , включаяобязательность использование кассовых аппаратов , получение клиентами -физическими лицами счетов и т. п. ) 4) Постоянно совершенствовать технику налогообложения , преследуяцель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнемдоходов и благосостояния , предприятиями , находящимися в объективно разныхусловиях хозяйствования , а также на повышение нейтральности налоговойсистемы по отношению к инфляции , изменением обменного курса рубля ,способы финансирования производства , величине задолженности предприятиям ит. д. 5 ) Снижать ставки по основным видам налогов при отменезначительной части налоговых льгот , нередко неэффективных и создающих либолазейки в законодательстве , либо неодинаковые экономические условия вразличных секторах хозяйства , препятствуя тем самым рациональномуиспользованию ресурсов . 6) Постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов вцелях ликвидации нормативных просчетов , допускающих легальное уклонение отих уплаты . 7) Уменьшать число налогов , сборов и платежей путем ихобъединения или частичного упразднения .3. ГЛАВА 2 .Налоговая политика , ее теоретические основы .П .1 . Сущность , цели и принципы налоговой политики .Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налоговогорегулирования , направленных на установление оптимального уровняналогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный моментмакроэкономических задач. Налоговая политика как специфическая область человеческойдеятельности относится к категории надстройки. Между нею иэкономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С однойстороны , налоговая политика порождается экономическими отношениями ;общество не свободно в выработке и проведении политики, последняяобусловлена экономикой. С другой стороны , возникая и развиваясь на основеэкономического базиса, налоговая политика , как составная часть финансовойполитики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфическиезаконы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратноевлияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может бытьразлично: в одних случаях посредством проведенияполитических мероприятий создаются благоприятные условия для развитияэкономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой политике предполагает еесоответствие закономерностям общественного развития , постоянный учетвыводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требованияприводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это. Формированиеналоговой политики и создание налоговой системы происходитодновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями всистеме собственности , ценообразования, реформированием банковскойсферы, денежно-кредитнойполитики и т . п . . Поэтому в любой конкретный временной промежутоккаждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многомопределяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы. На выбор конкретного варианта решения в области налоговойполитики влияют следующие факторы : общая экономическая ситуация в стране , характеризующаяся темпами роста (падения) производства ; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферойпроизводства , находящейся под государственным контролем, иприватизированным сектором . Разрабатывая налоговую политику, видимо полезно обратиться копыту стран с развитой рыночной экономикой . В теории и практикеналогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика впослевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепциейфункциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов инорма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупногообщественного спроса, который должен удерживаться на уровне ,обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала присохранении стабильности цен ( при этом бюджетное равновесие приносится вжертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи соснижением доли государственного сектора в экономике развитых стран иуменьшением экономической роли государства (сокращением его прямоговмешательства в экономику в основном через снижение государственныхрасходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функцийстала средством обеспечения без дефицитности бюджета. В условиях развитойэкономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц , а расширенияналоговой базы и сокращения государственных расходов на фонеширокомасштабного и целенаправленного снижения налогов . Переход российской экономики на рыночные основы предполагаетформирование принципиально иной , нежели это было в условияхадминистративно - командной системы, налоговой политики . Это , однако ,отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западныхмоделей , эффективных только в условиях развитого рынка. Теоретическаябаза и значительный практический опыт стран Запада в области построения ииспользования налоговых систем должны быть переосмыслены и адаптированы кнашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития икризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать,и в немалой степени с помощью налоговой политики. Следует также иметь в виду , что установление высокого уровня налогового изъятия с целью решения прежде всего фискальных задач инаполнения бюджета не может являться основой налоговой стратегии насколько-нибудь продолжительный период. Использование принципа формированияналогов от доходной части бюджета с целью достижения его без дефицитностинеизбежно ведет к установлению завышенных норм налогообложения . Приэтом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставкии ростом поступлений в бюджет. Совокупныйуровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе онбудет носить угнетающий и запретительный характер . Чрезмерный налоговыйпресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения, посколькупрепятствует созданию новых предпринимательских структур и обрекаетна массовые банкротства уже существующие. В результате продолжается спадпроизводства, а значит, резко сокращаются поступления в бюджет , чтоставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии: иноговыхода , кроме дополнительной эмиссии денег, в этих условиях непредвидится. Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятияпредполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, прикотором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскуюи инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения,одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет.Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими иуниверсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишнейдифференциации) неконкурентоспособных предприятий и отраслей,закрепляющей существующую нерациональную структуру производства. С другойстороны, необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага,влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов истимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность. В основе формирования налоговой политике лежат таким образом ,две взаимно увязанные методологические посылки : использование налоговыхплатежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налоговогоинструмента в качестве косвенного метода регулирования экономическойдеятельности . И если до недавнего времени считалось, что высокий уровеньналогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, какправило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенностинаселения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странахЗапада является снижение фактического налогового бремени на прибылькорпорации и доходы физических лиц . Когда повышаются налоги , чистые доходы граждан снижаются . Каждый вотдельности должен работать больше , чтобы получить прежний уровеньдоходов, который он имел бы до повышения налогов . Обычно люди начинаютискать дополнительное место работы вместо того , чтобы повышатьпродуктивность на своем основном рабочем месте . Это в свою очередьспособно привести к снижению производительности труда , дополнительнымувольнениям , росту безработицы . Даже , если иногда складываетсявпечатление , что работник трудится с большей отдачей , стараясь сохранитьпрежний уровень доходов после выплаты налогов , производительность трудаего в действительности снижается ,тормозя экономический рост страны в целом.П. II. Фискальная политика.Представление о том , что фискальные действия правительства могут иметьважное стабилизирующее воздействие на экономику , стало приобретать всеболее широкое признание в период “ Великой депрессии “ 30 - х годов .Кейнсианская теория занятности играла ключевую роль в том , что целительнымфискальным мероприятиям придается такое значение . Всем известно ,что первоочередной задачей государственного сектораявляется стабилизации экономики . Политика стабилизации представляет собой действия правительства поконтролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объемВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие стабильные темпыинфляции . Такая стабилизация отчасти реализуется средствами фискальнойполитики , т. е. через манипулирование государственным бюджетом - расходамии налогообложением для достижения установленных целей . Фундаментальное цель фискальной политики состоит в том , чтобыликвидировать безработицу и инфляцию . Во время спада необходимо проводитьстимулирующую фискальную политику , т. е. снижение налоговых ставок илиувеличение госрасходов . Во время проведения стимулирующей фискальнойполитики мы наблюдаем дефицит бюджета , который компенсируется в периодподъема , когда налоговые ставки повышаются , а госрасходы уменьшаются .Другими словами , если в исходном пункте имеет место сбалансированныйбюджет, фискальная политика должна двигаться в направленииправительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии . И , наоборот если в экономике имеет место вызванная избыточнымспросом инфляция , этому случаю соответствует сдерживающая фискальнаяполитика, которая включает : уменьшение правительственных расходов , илиувеличение налогов . Фискальная политика должна ориентироваться наположительное сальдо правительственного бюджета , если перед экономикойстоит проблема контроля над инфляцией . Монетаристы , отвергают дискреционную фискальную политику . Они , всилу существования лагов и ошибок прогнозирования , считают , что уровеньгосрасходов и налогов может меняться без изменений законодательства ( вотличии от кейнсианцев ) . Параметры фискальной политики изменяютсяавтоматически при перемене экономических условий . Недискриционная политика - автоматическое увеличение налоговыхпоступлений , сокращение госрасходов в период подъема , и наоборот ,уменьшение налоговых поступлений и увеличение госрасходов в период спада,за счет существования стабилизаторов . Встроенный стабилизатор - любая мера , которая имеет тенденциюавтоматически увеличивать бюджетный дефицит в период спада и порождать егоположительное сальдо в период подъема . Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП .В частности , индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки ипо мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговыхпоступлений . Более того , по мере роста ЧНП и роста объема закупок товарови услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций ,налога с оборота и акцизов . И , аналогично , увеличивается величинаналогов на зарплату по мере того , как в ходе экономического подъемасоздаются новые рабочие места . Напротив , в случае падения ЧНП налоговыепоступления от всех этих источников будут падать . Как видим , высокая степень встроенной гибкости финансовой системыявляется весьма желательной для экономики. Встроенные финансовыестабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономическойконъюнктуры . Они открывают правительству возможность не слишком торопитьсяс принятием антициклических мер. Вместе с тем западная финансовая теорияотмечает , что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводитьпереоценки их возможностей . Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурныеколебания , но не могут им слишком помешать . Поэтому их оправданодополнять мерами и дискреционной фискальной политики . Не мало важную роль на развитие производства оказывают налоговыельготы , скидки и кредиты . Налоговые льготы предусматривает налоговыйминимум , исключение из облагаемой прибыли некоторых видов доходов ирасходов налогоплательщиков , частичное или полное освобождение от налогов, отсрочка уплаты налогов , налоговые скидки и кредиты . Налоги , будучи особой сферой производственных отношений , являютсясвоеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления . Налогивыражают реально существующие денежные отношения , проявляющиеся в процессеизъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственныхпотребностей . Эти налоговые отношения как часть финансовых отношенийнаходятся в постоянном изменении . Налоги -не только экономическаякатегория , но и одновременно финансовая категория .4. ГЛАВА 3 .Налоговая политика России на современном этапе причины кризиса,недостатки, направления реформы.Крушение коммунизма и распад Советского Союза открыли Российской Федерациипуть к созданию свободной рыночной экономики . Вместе с новой экономическойструктурой пришла и новая , более сложная налоговая система . Если впрошлом каждый трудился на благо государства и все и, казавшееся налоговскорее напоминало часть производственной продукции , предназначавшиесягосударству , нынешняя система напоминает ситуацию в западных странах с ихналогами на доходы и на добавленную стоимость . Однако и при прежней и при нынешней системах налогообложения в Россиипо-прежнему отсутствуют стимулы к увеличению производства и вслед за ним кповышению уровня жизни . Советский Союз представлял не лучшие стимулы к увеличениюпроизводства , чем это делает сегодняшняя Россия . Он в этой областиполагается на идеологию . В то время как Запад уровень жизни населения засчет экономического роста , Советский Союз находился в застое . По меретого как информация о некоммунистическом образе жизни постепеннопросачивалась в Советский Союз и росла нужда в инвестировании накопленногокапитала , разочарование в коммунистической системе стало оказывать всевозрастающее воздействие и в конце концов привело к краху СССР. В Советском Союзе существовал безоговорочный взимавшийся налог , окотором большинство населения вообще не знало и не подозревали о том , чтооно его платит . Рабочие и служащие никогда не осознавали , что из ихзарплаты что-то вычитается , а просто получали низкую заработную плату. Сейчас наша экономика переживает трудный период в своем развитии .В ее ориентации на рынок , на развертывание товарно-денежных отношенийпридается исключительное значение формирование финансовой базы государства. И естественно, переход к рыночным отношениям требует от государствапринципиально иных методов управления. Среди них немаловажную рольпризваны сыграть налоги. В основе налоговой реформы лежит глубокая трансформация нашегообщества, преобразование отношений собственности и покоящейся на нихсоциально- экономической структуры в направлении рыночного хозяйства.Переходный характер современного периода составляет его главную специфику. С формальной точки зрения задача представлялась достаточно сложной,но ясной, а именно перейти от централизованной планируемой экономики(крупное, узко специализируемое, производство) к экономике рыночного типа.Основные методы этого перехода: разгосударствление и разукрупнениепредприятий с включением механизмов конкуренции. Развитие политической ситуации предопределило выбор вариантарыночных реформ по методу "скачка". Это не могло не сказаться науправляемости ходом преобразований и обернулось жестоким экономическимкризисом. Последний, в свою очередь , резко обострил социально-политическую обстановку в обществе . К невероятным техническим трудностям реформы добавилисьполитические и экономические. В этих сложных условиях приходитсяформироваться налоговой системе, которая все более вовлекается в сферуполитических маневров, подвергается опасности превращения в систему пособийи на налоги возлагаются несвойственные им функции . В итоге размываетсяналоговая политика как таковая. Налоговая политика, проводимая сегодня в России,формируется в результате действия значительного числа весьмапротиворечивых и не всегда взаимно связанных мер, с одной стороны ,направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемомуровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения дляотраслей и групп предприятий , имеющих значительное влияние во властныхструктурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговойполитики в двух аспектах : с точки зрения , во-первых, еедействительного единства и последовательности при реализации целейэкономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющихрычагов и инструментов, а во-вторых , действенности рычагов и инструментовреализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономическихусловиях. Такие цели налоговой политики как сдерживание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера , поддержка предпринимательской ,производственной и инвестиционной активности , однако, достаточнопротиворечивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда в той или иной мере угнетают хозяйственную активность и провоцируют спад производства,а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства истимулированию его роста, по существу означают расширение спроса, преждевсего инвестиционного , а вслед за ним - и потребительского , чтообязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производственной иинвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может датьэффект лишь в том случае , если темпы инфляции не превышают 1-1,5% вмесяц. По мере нарастания темпов инфляции эффективность регулирующихпроизводство мер косвенного государственного вмешательства в экономикуснижается. Складывающаяся на этой основе ситуация "стагфляционнойловушки " предопределяет специфические требования к налоговой политике какединому целому , и к отдельным ее инструментам и составляющим. Формируемая в настоящее время налоговая система ( совокупность предусмотренных настоящим Кодексом налогов ( сборов) принципов , форм иметодов их установления , изменения и отмены , уплаты и применения мер поих уплаты , а также форм и методов налогового контроля и ответственности занарушение налогового законодательства- перечень основных налогов , главныепринципы построения налоговой базы , подход к использованиюпропорциональных, прогрессивных и регрессивных налогов и др.) в целомсоздает принципиальную возможность для выработки единой политики ипостроения устойчивой доходной базы бюджета. Она позволяет потенциально"развести" стимулирующую и фискальную функции налогообложения поразличным элементам налоговой системы, сконцентрировав нагрузку поформированию доходной базы бюджета на косвенном обложении, а стимулирующую- на прямом. Однако эти возможности в настоящее время не только неиспользуются , но и последовательно ограничиваются. В рамках налоговойсистемы возникаютнеувязки и противоречия , снижающие ее эффективность , которые неадекватновлияют на хозяйственную активность в условиях высоких темповинфляции и не позволяют в полной мере задействовать все заложенные вней потенции. К сожалению, осуществляемая ныне правительством налоговая политикахарактеризуется стремлением, прежде всего за счет усиления налоговогобремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета.Такие меры могут принести успех только в очень ограниченном временномпромежутке ( и в условиях развитого рынка! ). В целом же подобнаянаправленность налоговой стратегии представляется неперспективной.Незначительная доля частного сектора в экономике, крайне медленные темпыпроведения приватизации не позволяют включить механизм рыночнойконкуренции. Вследствие этого при либерализации цен действительныеограничения их росту задаются только границами платежеспособного спроса. Вэтих условиях высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает упредпринимателей стремление переложить тяжесть налогового бремени наконечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. Врезультате цена производителя ( включающая в себя его издержки, налоги иминимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов ) нередко превышаетту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение жепродажной цены ставит производителя на грань банкротства. Практика показывает, что следствием увеличение ставок и массыизымаемых государством налогов фактически всегда является усилениеинфляционных тенденций. Увеличение массы налогов либо напрямую приводит кросту цен ( это касается товаров первой необходимости, спрос на которыенеэластичен по цене, а также невзаимозаменяемых товаров и тех, чтопроизводится предприятиями - монополистами ), либо через сокращениевследствие роста цен спроса ( на товары, на которые он эластичен по цене) ведет к ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов, чтос позиций всей экономики чревато дальнейшим углублением экономическогокризиса и спадом производства. Иногда предприятия стремятся искусственноудерживать низкие цены на свою продукцию с тем, чтобы, таким образом, содной стороны снизить абсолютную массу налоговых платежей в бюджет, а с другой, путем создания искусственного дефицита осуществлять конечнуюреализацию своих товаров при посредничестве теневых коммерческихструктур. В результате все равно срабатывает стихийный механизм рынка:потребитель оплачивает продукт по рыночной, равновесной цене. В то жевремя для государства теряется смысл увеличения налогов, посколькуосновная масса прибыли присваивается производителем и посредникомбесконтрольно. Главные направления любой налоговой политики должны исходить нетолько из центральной функции налогов - пополнение государственнойказны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономическийинструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечениясоциальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставленияльгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно инеобходимообеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользуотраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностейнаселения, и уже на той основе - пополнению государственной казны. Касаясь чисто фискальной функции налоговой системыРоссии, можно сказать вполне определенно: несмотря на сильный налоговыйпресс, вызванный как множественностью налогов ( количество их видовпревышает 40), так и высокими ставками основных из них, эта система необеспечивает в полной мере потребности в средствах на финансированиедаже первоочередныхрасходов государства. Дефицит федерального бюджета, доходы которогоформируются в подавляющей их доле именно за счет налогов, достигкритических размеров. Практиковалось прекращение выплат из бюджетазначительной части средств предприятиям сельского хозяйства, оплатыпродукции, произведенной оборонным комплексом по госзаказу, а такжепредусмотренных дотаций предприятиям добывающей отраслей. Все это нетолько искажаетдействительную картину весьма критического состояния финансов в нашейстране, но и отягощает это состояние на ближайшее будущее: предприятия иотрасли, не имея возможности получить заработанные ими деньги, вынужденысвертывать производство. Не хватает средств не только для финансированияпервоочередных программ, связанных прежде всего со структурнойперестройкой экономики и конверсией военной промышленности, но даже длясоциальной защиты населения, значение которой резко усиливается в условияхк переходу к рынку. Из отправных положений , принятых авторамипроведеннойналоговой реформы, подтвердилось на деле лишь одно: главенствующая ролькосвенных налогов в изъятии денег налогоплательщиков. Основным жепостулатом был расчет на финансовую стабилизацию в народном хозяйстве. Вобщем, это, разумеется , правильно, - но только для нормальнофункционирующей экономики. В общем верно и то , что укрепляяденежную единицу посредством жесткой финансовой политики , в принципеможно добиться стабилизации экономики. Но тоже лишь "в общем" ; припринятии же конкретных решений нельзя не учитывать особенности состояния иразвития той экономики, которую собираешься реформировать. В России вцелом правильные меры по сокращению бюджетного дефицита , принятыеавторами реформы, не могут дать и не дадут желательного результата из-занепрекращающегося падения производства , чрезмерной монополизации отраслейнародного хозяйства, неразвитости рыночных структур и многих другихфакторов. Пытаясь в этих условиях закрыть финансовую брешь в бюджете ,Минфин РФ настоял на проведении политики жесткой привязки налоговойсистемы к финансово-хозяйственной деятельности предприятий содновременным резким повышением налоговых ставок, усилением налоговогобремени на товаропроизводителей. Стремясь не отступать от этой политики,Минфин на первых порах получил существенную добавку в доходах казны. Но вдальнейшем он стал терять финансовые ресурсы из-за падения производства,во многом обуславливаемого именно жестким налоговым прессингом. Сужаласьналогооблагаемая база, назревала необходимость затрат из бюджета дляподдержания хотя бы минимального жизненного уровня населения. Итак, налоговая система оказалась не в состоянии обеспечитьпотребность государства в самом необходимом уровне доходов. Не выполняетона и другую свою важнейшую функцию - стимулирования производства итоваропроизводителей. Практика свидетельствует о том, что изъятие уналогоплательщика до 30% его дохода - тот рубеж, за которым начинаетсяпроцесс сокращения сбережений и, стало быть, инвестиций в экономику. Еслиже налоги лишают предприятия и население 40 - 50% и даже еще большей долидоходов, это ведет к практической ликвидации стимулов дляпредпринимательской инициативы и расширения производства. Понятно, что врезультате такой ситуации - уменьшение прибыли, соответственно налоговыхпоступлений в бюджет. Нельзя забывать и о такой "детали" : чем вышепредельные ставки налогов, тем сильнее стремление налогоплательщикауклониться от них. Как уже говорилось, признавая необходимость восприятия опытаналогообложения на Западе, следует, однако, соблюдать здесь, как и вдругих делах, разумную меру. Скопировав по существу западные моделиналогообложения, мы создали усилиями наших реформаторов в своей странесвоеобразный симбиоз чужих налоговых систем, лишенный увязки с реальнымиусловиями, сложившимися в экономике. Сделав упор на чисто внешнемсходстве российской и западных налоговых систем ( что само по себе не такуж страшно ), наши авторы реформ напрочь отбросили заботу отоваропроизводстве, платящем налоги, хуже того, поставили его награнь, а подчас и за грань выживания за счет доходов хозяйственнойдеятельности. В результате имеем то, что имеем: падение производства, непрекращающееся четвертый год , полное отсутствие интересапредпринимателей не только к расширению производства, но и вообще к тому ,чтобы им заниматься. Происходит в совершенно неоправданных масштабахперелив капитала в сферу торговли и посредничества. Небывалых размеровдостигло укрывательство от уплаты налогов. Экспертные оценки показывают,что только по операциям , отражаемым в бухгалтерском учете , отналогообложения уходит не менее 10-15% всех охватываемых им средств.Если же учесть ведущиеся с огромным размахом расчеты за наличные деньги ,не отражаемые никакими бухгалтерскими документами, можно с достаточнымиоснованиями сказать: от уплаты сегодня скрывается от 30 до 40% всехналогов, если не больше. Не нашли удовлетворительного решения и проблемы выполненияналогами распределительной функции. До сих пор бюджетная система не имеетзаконченной схемы закрепления налогов за бюджетами различного уровня;продолжается показавшая свою несостоятельность практика регулированиядоходной части региональных и местных бюджетов путем установленияотчислений от федеральных налогов (в частности НДС) в бюджетынижестоящих уровней. С начала 1994 г. в налоговую систему были внесены очередныеизменения и дополнения. Если оценивать указанные поправки в целом ,необходимо прежде всего подчеркнуть: они не затрагивают принципиальныеосновы действующей налоговой системы России. Позволительно сделатьвывод: стратегическая цель вносимых изменений все та же - поправитьдела в резко расшатанных финансах страны , пополнить государственнуюказну. Достижение этой цели обеспечивается двумя направлениями развитияналоговой системы. Во-первых, предоставлением дополнительных льготпредприятиям и банкам для того, чтобы стимулировать инвестиции вэкономику страны и через это - увеличить объемыпроизводства , поднять прибыль и рентабельность, благодаря чему пополнитьдоходы бюджета. Второй путь - прямое усиление налогового пресса напредприятия предпринимателей. Анализ дополнительных льгот и привилегий, введенных дляналогоплательщиков с начала 1994 г., показывает, что они, несмотря намногочисленность , не сыграли серьезной роли в расширении производстваи развитии предпринимательства в этой сфере. Дело в том, что меры этилежат в русле совершенствования действующих льгот , по существу незатрагивая и не облегчая налоговое бремя, которое несут сегодня российскиепредприниматели. Бросаются в глаза два элемента поправок , весьма серьезно утяжеляющихналоговый пресс на предприятия. Это увеличение ставки налога на прибылькак минимум на три (а максимально - на шесть) пункта; введение с 1января 1994 г. новых видов налогов (специального налога для финансовойподдержки важнейших отраслей экономики и транспортного ). Итог-дополнительное изъятие у товаропроизводителя около 4-5% вновь созданнойстоимости, приводящее к тому , что у налогоплательщиков должно уходить науплату налогов свыше 55% доходов. К этому надо добавитьпредоставленное право представительным органам власти субъектов Федерацииустанавливать новые, не предусмотренные действующим законодательством,местные налоги, причем не ограниченные ни количеством, ни предельнымиставками. Таким образом, общая картина налогового давления натоваропроизводителей оказывается еще более удручающей , чем прежняя.Понятно , что подобное "совершенствование" усугубляет имеющиеся трудности иих уже выявившиеся последствия. Таким образом , ясно: необходимысерьезные изменения в налоговой политике государства, способные сделатьналоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Жизнь показаланесостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию: обираяналогоплательщика , налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемуюбазу и уменьшая налоговую массу. Нужны прежде всего экстренные меры поликвидации сложившегося акцента на чисто фискальную функцию налогов.Требуются изменения , которые стимулировали бы товаропроизводителя,заинтересовали его и побуждали расширять производство, инвестировать. Адля этого необходимо , с одной стороны , ослабить налоговый пресс, сдругой, - установить дополнительные льготы для тех , кто станет вкладыватьсредства в производство. Сравним системы налогов и платежей в нашей стране и в 20 зарубежныхстранах .( Таблица № 1 ) Данное сравнение показало , что в России : ставка налога на прибыль и на дивиденды находится на том же уровне ,что и в большинстве западноевропейских стран ; ставка НДС выше , чем в среднем по Европе , на 3 пункта ; суммарная ставка начислений на оплату труда выше среднего уровня на10 пунктов , в основном за счет большей ставки отчислений в Пенсионный фонд РФ ; необлагаемый минимум дохода физического лица ниже в 10-40 раз , т. е.небольшой доход облагается в большей степени , чем за рубежом ; максимальные ставки налога на доходы физического лица на 3-35 пунктовниже ; имеется много налогов и платежей отсутствующих в других странах (налог на сверхнормативную заработную плату , налог на жилищноестроительство и содержание объектов социально - культурной сферы ,отчисления в дорожный фонд ). Анализ налоговой статистики показал , что основными отличительнымиособенностями структуры налоговых поступлений в России по сравнению сбольшинством зарубежных стран являются : высокая суммарная доля налогов наприбыль предприятий и подоходного налога с населения ; поступления подавляются части ( около 80 % ) прямых налогов , восновном налога на прибыль , за счет предприятий ; очень низкая доля поступлений в социальные фонды за счетиндивидуальных доходов населения . Проведенные расчеты эффективной ставки налогов и платежей показывают, что общее бремя налогов и платежей в России оценивается в 57 -60% , что на 15- 16 пунктов выше , чем в анализируемых зарубежных странах , инамного выше уровня налоговой ловушки( 40%) , когда инвестирование в развитие производства уже невыгодно ; льгота по освобождению прибыли направленной на развитие производства, от налога на прибыли снижает ЭС не более чем на 9 пунктов ( приинвестировании всей прибыли ) , что не позволяет выйти из налоговой ловушки; степень налогообложения различных факторов ( амортизации , заработнойплаты и прибыли ) выше , а доля чистых доходов , за исключением чистогозаработка , в добавленной стоимости ниже , чем в этих странах . Таким образом для стимулирования хозяйственной активности , с однойстороны , и гармонизации налоговой системы России с зарубежными странами ,с другой стороны , необходимо снизить ЭС в России по крайней мере до уровня40 - 45 % . Это может быть достигнуто при отмене спец налога на добавленнуюстоимости , налог на сверхнормативную заработную плату , отмене налогов нажилищное строительство и содержание объектов социально- культурной сферы ,отчислений в дорожный фонд от валовой выручки , установлении следующихставок налогов : НДС - 15 -18 % , суммарных начислений на заработную плату-25 -35 % , налог на прибыль - 25 -30 % . Ставки налогов на дивиденды ина имущество можно оставить на том же уровне . При этом существенныхизменений процедуры оценки и уплаты основных налогов не потребуется , ауменьшение поступлений налогов и платежей предлагается компенсировать засчет резкого увеличения акцизов на вредные продукты , роста рентныхплатежей , платы за землю . Кроме того , такое уменьшение будет частичнокомпенсировано за счет увеличения налоговой базы . Еще более возрастетналоговая база в будущем , так как ослабление налогового бремени создаетусловия для развития производства . Таким образом , анализируя все выше сказанное и проекты Налоговогокодекса , я считаю , что проводить реформу целесообразно в два этапа . Напервом этапе , учитывая особенности нынешней экономической ситуации ,следует в течении года сократить количество налогов ( как федеральных , таки местных ) , довести их размер до приемлемого уровня и усовершенствоватьмеханизм сбора . А вот переход ко второму этапу ни в коем случае не должен бытьпоспешным , чтобы в очередной раз не появилось “ недоношенное дитя “ . Представляется , что проект НК , вносимый в Госдуму Правительством ,и его альтернативные варианты , разработанные группами независимыхспециалистов , необходимо широко обсудить и тщательно проработать сучастием всех заинтересованных . По-видимому на это уйдет не менее полугода. А до утверждения окончательной редакции НК в Госдуме целесообразноустановить мораторий на принятие новых налогов и изменение действующих .Это позволит четче разобраться в том , какие же принципы налогообложениянаиболее полно соответствуют этапу перехода нашей страны к рынку , чтопринесет пользу , а что вред . Ответ на этот вопрос , наверное , будет наиболее полным , если втечении 3 -6 месяцев в 2-3 регионах страны провести эксперимент и проверитьпрактикой эффективность различных моделей и концепций налоговогозаконодательства , чтобы после обобщения опыта принять наконец такоеналоговое законодательство которое будет стабильным на многие годы .Учитывая , что у нас нет запрета на проведение научных дискуссий илиограничений в законодательной инициативе , следует, может быть, делатьразумные предложения, и наиболее важные проекты нормативных актов обсуждатьв прессе . В целом подготовленный кодекс - существенный шаг вперед по сравнениюс законом “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации “. Однако , на мой взгляд , НК содержит ошибочные положения , в том числеконцептуального характера . Если их не исправит , то те важные задачи посовершенствованию системы налогообложения не будут решены полностью . Самым главным недостатком проекта является несоответствие егоотдельных положений вновь принятым законодательным актам , в первую очередьГражданскому кодексу . Например , сразу же обращает на себя внимание нормап.4 ст. 113 кодекса о первоочередности налоговых обязательств поотношению к другим обязательствам , что противоречит ст.64 и п.2 ст. 885ГК РФ . В ст. 62 и главе 14 кодекса вводится и раскрывается понятие “налоговый учет “ , тем самым он противопоставляется бухгалтерскому (финансовому ) учету.Как результат - на налогоплательщиков возлагается дополнительнаяобязанность в области учета хозяйственной деятельности. Получается , чтодля удовлетворения интересов учредителей, акционеров , кредиторов ,контрагентов и других пользователей предприятия обязаны вести один видучета со своими правилами , а для налоговых притязания государства -совершенно другой вид учета со своими правилами . Неудачно изложены в кодексе процессуальные налоговые нормы .Составители , очевидно , недостаточно хорошо знакомы с практическойдеятельностью нижнего звена налоговых органов . Поэтому предлагаемые нормыполучились неэффективными . По сравнению с действующем законодательствомони содержат неоправданный уклон в сторону урезания прав налоговых органов. Похоже , авторы готовили проект , исходя из примата добросовестностиналогоплательщика . Действительность , увы , пока иная , поэтому в нынешнихусловиях поступление налогов в бюджеты будет выглядеть весьмапроблематичным. Для предупреждения и пресечения бестоварных и иных фиктивныхопераций, а также операций, не отражаемых в учете , особенно важнозакрепить в кодексе меры обеспечения производства по делам , вытекающим изтекущего контроля , в частности : задержание лиц , осуществляющиххозяйственные операции ( при отсутствии у них документов, удостоверяющихличность , и права на осуществление хозяйственных операций ) ; временноеизъятие материальных ценностей и денег , на которые отсутствуют и которыесодержатся бесхозно , подакцизных товаров , не имеющих акцизных марок и т.п. В некоторых санкциях за нарушение правил учета и осуществленияхозяйственных операций следует предусмотреть такой вид ответственности ,как конфискация товара . Все выше перечисленные недоработки НК замедляютразвитие налоговой системы России ,а противоречие НК с другими видами законодательств и вовсе тормозитразвитие , поэтому надо решать вопрос о взаимодействии налоговогозаконодательства с гражданским , финансовым , административным ,бухгалтерским и уголовным и возможно , другими видами законодательств.5. Налог с оборотаНалог с оборота представляет собой упрощенную форму налогообложения, прикоторой налогом облагаются все операции. Налог с оборота незамедлительновызывает "каскадный" эффект или приводит к повышению цен на каждом этапепроизводства и потребления.[pic]Считается, что уклониться от уплаты НДС сложнее, чем от НП и налогов соборота, так как для зачета ранее уплаченных сумм НДС требуются счета-фактуры.[pic] [pic] Природа налога с оборотаНалог с оборота представляет собой упрощенную форму налогообложения, прикоторой налогом облагаются все операции (не освобожденные отналогообложения), в том числе продажи хозяйствующим субъектам.По своей природе налог с оборота применяется ко многим продажампредприятиям, что приводит к нарушению основной цели: налогообложениетолько физических лиц. Экономические эффекты налога с оборота[pic][pic]Налоги с оборота известны тем, что искажают экономические решения.Степень искажения выбора между накоплением и потреблением, соотношениемкапитала и трудовых затрат зависит от того, применяется ли данный налог ккапитальным товарам или нет; искажения тем больше, чем больше капитальныхтоваров подлежит налогообложению. Ясно, что налоги с оборота поощряютвертикальную интеграцию, так как при этом устраняется необходимость платитьналог неоднократно при движении товара в процессе производства ираспределения. Вряд ли Россия может себе позволить такую концентрациюпромышленности.История налога с оборота[pic]Налог с оборота: все продажи подлежат налогообложению, а зачеты нафакторы производства отсутствуют. У этого налога самая долгая история. Ноеще в 1950-е гг. (а возможно, что гораздо раньше) было широко признано, чтоналог с оборота приводит к серьезным искажениям и неравенству; егосовокупное бремя зависит от характера процесса производства и распределенияи поощряет вертикальную интеграцию, при этом не интегрированныепроизводители и дистрибьюторы оказываются менее конкурентоспособны. Поэтомув начале 1960-х гг., сразу после создания Европейского общего рынка(предшественника Европейского сообщества), было принято решение о переходена НДС во всех государствах-членах и отмене налогов с оборота там, где онисуществовали. С тех пор НДС стал безотказным источником поступлений во всеммире, так как он был введен в более чем ста странах.[pic]США и некоторые провинции Канады представляют собой примечательноеисключение из всемирной тенденции перехода на НДС. (В Канаде естьфедеральный НДС, НДС существует и в некоторых ее провинциях.) В США нетфедерального налога на продажи, но налог на продажи применяется в 45 штатахстраны и Округе Колумбия, а также в ряде канадских провинций. Этиисключения объясняются историческим развитием систем налогообложения вданных странах.[pic]НП были установлены субнациональными правительствами в этих двухстранах до НДС. Первый НП был введен в США в 1930-е гг., а НДС появилсятолько в 1950-е или 1960-е гг. (Во Франции примитивная форма НДСсуществовала в 1950-е гг., но современный НДС появился в конце 1960-х гг.)[pic]Американские штаты и некоторые канадские провинции продолжаютприменять НП по ряду причин. Во-первых, по инерции; в политическом планеизменения обходятся дорого. Это особенно верно, так как переход на НДСпривел бы а) к увеличению налогообложения услуг, которые в настоящее времяво многом освобождены от налогообложения, и b) потребовал бы повышенияставок налога в связи с ликвидацией скрытого налога на покупки, совершаемыехозяйствующими субъектами. Во-вторых, до недавнего времени считалось, чтообщегосударственный НДС и субнациональные НП нереализуемы с точки зренияадминистрирования, это особенно верно, когда центральное правительство неустанавливает НДС, как это происходит в США. (Опыт недавнего прошлого вКанаде показывает практическую осуществимость двойной системы.)[pic]Отсутствие федерального НДС в США объясняется как политическими, так иадминистративными соображениями. Во-первых, консервативные(антиправительственные) политики выступают против введения НДС, опасаясь,что он станет "источником доходов", способствующих росту правительства иусилению его вмешательства. (По той же причине либералы выступают за НДС.)Кроме того, сильное сопротивление оказали бы правительства штатов и местныевласти, которые рассматривают налогообложение продаж как своюисключительную финансовую вотчину. Наконец, как уже отмечалось, введениефедерального НДС в сочетании с НП в штатах повысило бы затратыналогоплательщиков на выполнение дополнительных налоговых требований ипривело бы к дублированию усилий по администрированию налогов. Этисоображения до недавнего времени также мотивировали сопротивление НДС вКанаде.VI. Последствия снижения НДС и повышения НП или замены налога с оборотаналогом на добавленную стоимость[pic]Как уже отмечалось, НДС в целом более эффективен (экономическинейтрален), чем НП, и гораздо более нейтрален, чем налог с оборота. Такимобразом, снижение использования НДС и увеличение использования НП, в целом,усилит непропорциональность российской налоговой системы; с другой стороны,замена налогов с оборота налогом на добавленную стоимость уменьшитдиспропорции. Если бы НДС был заменен НП, то это поощрило бы вертикальнуюинтеграцию с целью избежать налогообложения продаж хозяйствующим субъектам.Это стремление к вертикальной интеграции было бы ослаблено, если бы НП былзаменен НДС. Налоговые поступления от обоих налогов были бы сопоставимыми;для этого нужно было бы скорректировать ставки налогов, с тем чтобы онистали нейтральными по отношению к поступлениям. Но если при относительнонизких ставках можно обеспечить компетентное администрирование НП, приставке в 10 процентов уже возникает вероятность значительного уклонения отуплаты налога. [pic] Как уже отмечалось, использование одновременно НП и НДС приводит к дополнительным затратам, так как налогоплательщики вынуждены выполнять два набора весьма различных правил и потребуется дублирование администрирования. Тем не менее двойная система может существовать, особенно когда НДС является налогом центрального правительства, а НП налогом субнационального (регионального) правительства, взимаемым по относительно низкой ставке. Одновременное установление НДС и налога с оборота, может быть, и не создаст таких же административных проблем, но

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconПроблемы маркетинга содержание|Введение |3 ||Глава I. Теоретические...

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconШишкин А. Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 2-е издание
Налоги: эволюция, определения и формы. Принципы налоговой политики и функции налогов

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconШишкин А. Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 2-е издание
Налоги: эволюция, определения и формы. Принципы налоговой политики и функции налогов

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconОбщая психодиагностика
В. С. Аванесов глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина глава 6 ( 4). Е. М. Борисова глава В. Б. Быстрицкас глава 7 ( 1). А. В. Визгина глава...

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconОсновные направления налоговой политики в Российской Федерации 5
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным...

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconПлан курсовой работы введение 3 Глава I. Налоговый контроль: понятие,...
Целью работы является рассмотрение и анализ налогового контроля в нашей стране. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить...

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconСтудентки 3-ого курсафакультета филологии и журналистикиром-герм...

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconИследование образов мужчин и женщин у подростков. Содержание введение...

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconУчебник для бакалавров
Долгова М. В. — глава 14; Дымшиц М. Н. — главы 9, 10; Казаков С. П. — главы 7, 12; Латышова Л. С. — главы 15,16, приложения 4,5;...

“Принципы и формы налоговой политики” Москва, 2002г Введение Глава Налоги, их функции Глава Налоговая политика, ее теоретические основы. iconПлан введение 3 Глава Понятие государственного аппарата 5 Глава Структура...
Целью курсовой работы является комплексное исследование государственного (механизма) аппарата и его структуры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<