Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы»




Скачать 116.57 Kb.
НазваниеКурсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы»
Дата публикации02.12.2013
Размер116.57 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ТЕМА : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» Выполнил : Тарбеев Е. В. Преподаватель : Филатов С.А. Факультет : ФЭМ ИЗО, 1 курс Направление : Экономика и управление Специализация : на предприятиях машиностроения 1997 год ТЕМА : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» ПЛАН РАБОТЫ1. Место и роль малого и среднего предпринимательства в процессеформирования рыночных структур.1.1. Новая концепция управления. Эффекты масштаба, минимально эффективныйразмер предприятия.1.2. Критерии выделения малого предприятия.1.3. Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры: основные преимущества малого бизнесаинновационный характер малых предприятийпричины неудач мелких предприятий2. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства вРоссии.2.1.Система государственной поддержки малого бизнеса : цели, элементы,результаты.2.2. фонды поддержки малого предпринимательства - основные направлениядеятельности.4 . Заключение. 1.1 & 1.2. Изменения внутренних и внешних условий хозяйственнойдеятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущаясложность современного технологического оборудования, необходимостьодновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умениембыстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке итехнике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторовконкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всюсистему управления современным производством. Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбеза счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколькотеряют. И теряют они потребителя и долю рынка» (2с.226). Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемусяпроизводству?. небольшие организационные подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень.. Небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды. Данные тенденции в развитии организационных структур управленияреализуются в двух направлениях: во-первых, это динамичное развитие малого бизнеса; во-вторых, появление и развитие командных (бригадных) структур. Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемыегруппы работников из разных подразделений компании, способныенепосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являютсялогическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктурыуправления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека.Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малогобизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. Смелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общностьорганизационной культуры, системы материального и моральногостимулирования, ощущение хозяина полученного результата. Некоторыеамериканские корпорации («Дюпон», «Дженерал моторс») еще в 20-е годыосуществили децентрализацию управления путем создания так называемыхдивизионных структур. Впоследствии этот подход заимствовали многие крупныефирмы. А в 70-е и 80-е годы он стал доминирующим. Сущность подобногоподхода в выделении отделений, имеющих определенную узко отраслевую илипродуктовую специализацию. Американские специалисты считают, что каждая изкрупнейших компаний США может быть, разделена на небольшие производственныеи непроизводственные единицы, на самостоятельные бригады рабочих иинженеров или на команды специалистов, в идеале с числом занятых от 15 до20 человек (2.с.267). Не так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, всебольше и больше размеры предприятия означают повышение средних общихиздержек. Экономисты определили это как положительный и отрицательныйэффект роста масштабов производства или «эффект масштаба» (1.с.57). Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен в нашейлитературе. Тема данной работы предполагает обращение к недостаточноизученному у нас явлению - возникновению отрицательной стороны «эффектамасштаба». Основная причина связана с определенными управленческимитрудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать икоординировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабноепроизводство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям,организации с числом занятых более 500 человек становятся плохоуправляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и нереагируют на возникающие проблемы (2, с.226). В результате страдаютэффективность и растут средние издержки производства. Отрицательный эффект производства демонстрируется возвышающимсяотрезком кривой долгосрочных издержек на рис.А (приложение 1). Данные рассуждения логически подводят к выводу о том, чтоположительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшимифакторами, определяющими структуру данной отрасли. Это нужно учитыватьэкономическими и государственными структурами при формировании концепцииуправления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупногоили мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае,если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешногофункционирования. 1.2. Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивномувозникновению малых предприятий. В странах западной экономики это процессначался задолго до этого. 70-80 ее годы ознаменовались пристальнымвниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. Этот интерес небыл случайным. Кризисные явления (особенно начала 80-х годов) нагляднопоказали: малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупныекорпорации способны быстрее реагировать на колебания потребительскогоспроса. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществленпрежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегоднястановым хребтом экономики развитых стран. Это подтверждаетсяколичественным соотношением предприятий «малой экономики» к общему числуфирм, действующих на рынке той или иной страны (см. Приложение 3). В Россииэтот сектор практически не создан. Современная структура рыночной экономикив масштабах России предполагает наличие 10-12 миллионов малых предприятий,а фактически насчитывается 300-400 тысяч, многие из которых пока что далекиот рыночных «кондиций» (5, с.17). В западных странах не разработан единый критерий, согласно которому теили иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуютинтеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенноеопределение, данное в докладе комитета британского парламента поисследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «...малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долюрынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих,независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия исобственники - менеджеры свободны от контроля извне при принятиипринципиальных решений. Употребляется также функциональная классификация. По определениюмеждународного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы вобрабатывающей промышленности и в сфере услуг, семейные предприятия, фирмы,использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия. Однако наиболее распространенным критерием является количество занятых(см.приложение 4). В отношении российских малых предприятий продолжает действоватьпостановление СМ РСФСР №406, по которому установлено два критерия ихвыделения : количество работающих и объем хозяйственного оборота.Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать малыепредприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности(см.приложение 5). Всплеск появления малых предприятий в нашей стране приходится на1994г. Но буквально через несколько месяцев повышение цен и ужесточениеналоговой политики резко сократили их прирост. Деловая активность замерла.Начался процесс выживания. Естественно, что в таких условиях малое предпринимательство не можетреализовать те функции, которые присущи малому бизнесу в других странах, и,следовательно, выполнять свою задачу - формировать полноценный рыноктоваров и услуг. 1.3. малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющийтемпы экономического роста, структуру и качество валового национальногопродукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор посамой своей сути является типично рыночным и составляет основу современнойрыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущиемалому бизнесу: а) возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению скрупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структур принятияуправленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать наконъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала припереключении с одного вида деятельности на другой. б) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок.Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений,обычаев, привычек и других характеристик местного рынка. в) поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблемачрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балластс предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав всебя свободную рабочую силу. г) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупнымпроизводителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс,передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров. д) небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятийменьшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевлеперевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства,достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда. е) экономическая эффективность производства в малых предприятиях. ж) инновационный характер малых предприятий. Многие экономистыотстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляютвенчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь болеебыстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкиеисследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки,проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используютисследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самымвносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновлениепроизводства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условияхконкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпыобновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системехозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляякрупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новыхпроизводств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстроподключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большимкапиталом. Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции,которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новыхпредприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Вбольшинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капиталаили неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний (6,с.6). В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чащевсего называются (4, с.22): 1) некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытныйинженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах,поставках, производстве и управлении; 2) незначительные объемы продаж 3) конкуренция 4) слишком большие эксплуатационные расходы. Однако, чаще всего компании умирают от нерешенных управленческихпроблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций. Том Нели, которомуудалось участвовать в становлении многих компаний говорит (2, с.231) :«причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и неотвечающая потребностям производства система управления». 2.1. Развитие мелкого предпринимательства в России предполагает болеевнушительный процент разорившихся предприятий, чем в странах с развитойуправленческой инфраструктурой. Малые предприятия объективно, по своейприроде находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению скрупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериямивыпускаемой продукции, более низкий уровень научно-техническойоснащенности, организации, квалификации кадров. Сложнее обстоит дело синформационным обеспечением, им нередко не хватает средств для проведениямаркетинга. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение нарынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственнойи общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется последующим направлениям: 1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малогопредпринимательства 2) создание льготных условий использования субъектами малогопредпринимательства государственных финансовых, материально-технических иинформационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий 3) установление упрощенного порядка регистрации малогопредпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификациипродукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерскойотчетности 4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малогопредпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными странами 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификациикадров для малых предприятий. Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки яявляется льготное кредитование. Бизнесу нужен приток средств. Крупным предприятиям - с именем,авторитетом, банк всегда пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему,вряд ли на обычных условиях дадут кредит. Поэтому законом РоссийскойФедерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от12 мая 1995 года предусмотрено льготное кредитование и страхованиесубъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницыкредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малогопредпринимательства. Кроме льготной кредитной политики применяется и льготноеналогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы поналогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных илизинговых компаний, кредитных и страховых организаций. Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыгратьфонды, государственные и муниципальные. Поддержке малогопредпринимательства, основными направлениями деятельности которымиявляются:. содействие в формировании рыночных отношений путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов, мероприятий в области малого предпринимательства;. участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области малого предпринимательства, развитие конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест. участие в форсировании работ по созданию инфраструктуры рынка. поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений. содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготныекредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функциизалогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщениятоварного рынка. 4. Итак, как показывает анализ форм, профиля и организационныхструктур малого предпринимательства, значительная их часть органическисвязана с работой крупных производственных структур. Малые предприятия либовзаимодействуют с ними в режиме устойчивого кооперирования, либо формируютинфраструктуру функционирования всех видов предприятий, находящихся наодной территории. В этих условиях выбор направлений развития и обоснованияпрофиля малых предприятий в большей мере зависит от сложившейся общейорганизационно-производственной структуры и в первую очередь от крупныхпредприятий. Такая взаимосвязь крупного и мелкого бизнеса требует созданияпрогрессивных организационных структур. В условиях нестабильности внешней среды - колебаний цен на сырье иэнергию, инфляции, скачков валютных курсов, изменений в экономическойполитике государств - малые и средине предприятия стараются использоватьнаряду с преимуществами специализации возможности, предоставляемыепроизводственной кооперацией, расширением масштаба производства,проведением совместных научных исследований и разработок, разделениемфинансового риска. Только объединяя усилия по целому ряду направлений малыепредприятия могут рассчитывать на стабильное положение в структуреэкономики, успешную конкуренцию и сотрудничество с крупными предприятиями. [pic] Список использованной литературы :1) Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство«Республика», 1992г., том 2.2) «Мелкий бизнес в Западной Европе». Москва, 1992г.3) «Как добиться успеха» (под общей редакцией В. Хруцкого) Москва,издательство «политическая литература», 1991г.4) «Мелкий бизнес и эффективность американской экономики», Москва, «Факт»,1991г.5) «Экономическая газета» №36, 39 1992г.6) «Создание и развитие малых предприятий», Москва, «Финансы и статистика»,1991г.7) «Малый бизнес в системе предпринимательства Великобритании», Москва,агентство «Интерпринт», 1992г.8) «Практическое пособие по финансовому планированию собственногопредприятия», Новосибирск, 1992г.9) Постановление СМ РСФСР №406 от 18 июля 1991 г. «О мерах по поддержке иразвитию малых предприятий в РСФСР»10) Постановление СМ Правительства РФ №446 от 11 мая 1993г. «Опервоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ».11) Федеральный закон РФ от 12 мая 1995г. «О государственной поддержкемалого предпринимательства в РФ».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconКурсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль...

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Акционерное общество в рыночной экономике»

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconКурсовая работа Тема: «Функции и роль государства в рыночной экономике»

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconКурсовая работа по экономической теории Раздел: «макроэкономика»...
Прожиточный минимум, формирование прожиточного минимума в соответствии с российским законодательством

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconКурсоваяработаподисциплине основы экономической теории на тему :...

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconКонтрольная работа по экономической теории №2 Тема: «Акционерные общества и их роль в экономике»

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconКурсовая работа по курсу Экономической теории. «Банки, их роль в рыночной экономике»
Банки это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических,...

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Денежно-кредитная система...

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconРеферат По дисциплине: «Основы экономической теории» На тему : «Рынок...
Ценные бумаги, появившиеся на заре капитализма продолжали жить и развиваться в условиях монополистического и государственно

Курсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы» iconКурсоваяработ а подисциплин е основы экономической теории на тему...
Ценные бумаги, появившиеся на заре капитализма продолжали жить и развиваться в условиях монополистического и государственно

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<