Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции»




Скачать 336.25 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции»
Дата публикации03.12.2013
Размер336.25 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции

Балтийская Государственная Академия КУРСОВАЯ РАБОТА «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» Выполнил: студент группы МГ-22 Щербаков Антон Проверил: Калининград 2001 План Введение 1. Необходимость и сущность интеграции 4 1.1 Этапы интеграции 7 2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции 9 2.1 Европейский союз 9 2.2 Европейская ассоциация свободной торговли 14 2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной торговле 15 2.4 Европейский экономический валютный союз 17 3. Будущее Европы 22 Заключение Список использованной литературы Введение. Международная экономическая интеграция — характерная особенностьсовременного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она сталамощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышенияконкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционныхгруппировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнениеили integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесссрастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основеустойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшеераспространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущемстанет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональныхинтеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободнойторговли на базе ЕС и НАФТА. Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новыеколичественные и качественные характеристики. Основные формымирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов,миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность,акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире —достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитиисовременного общества. В своей курсовой работе я остановлюсь на европейскойэкономической интеграции, ярким примером которой является Европейский союзи другие, менее крупные европейские интеграционные объединения. В первой главе моей курсовой работы речь пойдёт об экономическойинтеграции как о явлении, я попытаюсь раскрыть сущность этого понятия, ведьне поняв смысла явления невозможно объективно его оценить. В последующих главах будут приведены наглядные примеры европейскихинтеграций. На основании которых (примеров) будет сделан вывод о проблемахи перспективах дальнейшего развития европейской экономической интеграции. 1. Необходимость и сущность интеграции. В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы, тоесть процессы сращивания национальных экономических, социальных, правовых иинституциональных систем, и количество экономических союзов и единыхтаможенных зон непрерывно растёт. Поэтому особенно важно знать, какподобные объединения влияют на экономику государств-членов объединения и намировую экономику в целом, о трудностях на пути экономической интеграции ио путях их преодоления с учётом изучения мирового опыта. Необходимоизучить мировой опыт интеграционных процессов, предпосылки интеграции,внутреннюю логику, нормативно-правовую базу интегрирующихся стран,положительные и отрицательные моменты для конкретного государства,связанные с углублением интеграционных процессов. Всё это позволит избежатьмногих ошибок в будущем, и будет способствовать более уверенномупродвижению по пути экономической интеграции. Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трёх основныхусловий: Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности,делающий национальные хозяйства взаимодополняющими, все болеезаинтересованными в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно инеобходимо лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающуюпромышленность, особенно её высокотехнологичные отрасли. Что же касаетсяменее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовыетовары, то они выступают по отношению друг к другу не каквзаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы. Им почтинечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-заотсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногиепроизводимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем,какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянныхфинансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу какправительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимнаяторговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортерыони гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг кдругу. Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страныспособны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономикаявляется не командно-распределительной и жестко централизованной, гдедействуют искусственные цены, плановые издержки производства игосударственная монополия внешней торговли, а рыночной идецентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники,а частные предприниматели. В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессомлишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочноукоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечиватьэкономические, социальные и культурные интересы различных групп населения.В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаютсяспонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороныдругих стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытиетаможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономическойполитики, ни создание наднациональных фондов для финансирования мероприятийтакой политики. Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая изучаствующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственныеинтересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причинсуществует великое множество, в частности желание, получить доступ назарубежный рынок сбыта, а также доступ к более дешёвым производственнымресурсам, улучшить условия торговли, сократить издержки на масштабепроизводства, добиться устойчивого экономического роста, привлечь прямыезарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Не менееважны и неэкономические цели: налаживание более дружественныхвзаимоотношений со странами-соседями, укрепление сотрудничества вкультурной, научной, социальной и политической областях, увеличение своеговлияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнениюподобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способприобщения к экономическому и технологическому опыту более богатыхсоседей, а также гарантию политической и экономической стабильности впроцессе рыночных реформ.Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколькоэффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что вгосударствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаютсяположительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста изанятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, чтоокружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодамиинтеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служитьразгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС,заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских стран сМексикой после её вступления в НАФТА. Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участницинтеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга,что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться кинтеграционному процессу. Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений ижелания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, такназываемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровнейэкономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов,так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любоеобъединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическаяблизость стран-участников объединения, поскольку она способствует болеебыстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. 1 Этапы(уровни) интеграции. Первым этапом интеграции является заключение торговых соглашений надвух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении внутриданной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услугиостального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих всоглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются каквременные, подготовительные соглашения, направленные на углублениеинтеграционного процесса. Торговые соглашения возникли в результатеразвития международного переговорного процесса в области торговыхсоглашений. Первые двухсторонние торговые соглашения начали заключаться СШАв 30-х гг., после отмены Акта Смута-Холи о таможенной политике США послеокончания Второй мировой войны появились первые многосторонние торговыесоглашения. Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли(ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участниц соглашения, нопри этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможеннойполитики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлиныпроисходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельскогохозяйства. На этом уровне возможно также создание небольшогокоординационного совета.К зонам свободной торговли относятся:- Европейская ассоциация свободной торговли EFTа (Австрия, Финляндия,Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;- Европейская экономическая зона EEа(страны Европейского союза, Исландия,Лихтенштейн), существующая с 1994г.;- Североамериканская зона свободной торговли NAFTа(США, Мексика, Канада),существующая с 1994г. и др. Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Онхарактеризуется тем, что государства-участники отменяют национальныетаможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенныхпошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам.Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полнуюсвободу перемещения внутри региона, а также требует создания общихкоординирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров. К четвёртому уровню интеграции относится общий рынок. Онпредусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещениятоваров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда икапитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычнопроисходит на уровне встреч глав государств. Интеграцией пятого уровня является экономический союз. Приэкономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движенияресурсов проводится координация движения макроэкономической политики включевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступаютчасть своих функций созданным межнациональным органам.На этом уровне интеграции находятся:Европейский союз, в который входят: Австрия, Бельгия, Великобритания,Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды,Португалия, Финляндия, Франция, Швеция;Содружество Независимых Государств СНГ в составе которого на данный момент:Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия,Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан. По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 30интеграционных объединений различного типа. Отдельные группировки полностьювыполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют её отдельныестороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ,Центральноамериканский общий рынок и т.д.). Однако большинство из них ещенаходится на ранних подступах к поставленным целям (СНГ, Африканскоеэкономическое сообщество и т.д.). Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, накоторой отрабатываются отдельные элементы интеграции, является Европейскийсоюз. 2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции. Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляетсобой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом(ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Объективные причиныобусловили активное развитие торгово-экономических отношений иинтеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми началидвижение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды.Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупныеевропейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировойэкономике и международной торговле. Кроме того, большинство другихевропейских стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т.п. В результате все государства региона в той или иной мере подверженыторгово-экономическому влиянию ЕС. 2.1 Европейский союз. Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС)начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейскомобъединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция,ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего родапредыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновенияи развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры осоздании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейскогосообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны свысоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы ихэкономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитиезападноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего временипротекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели изадачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточнопоследовательно и успешно. Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можноусловно подразделить на четыре этапа. Первый этап (конец 50-х – середина 70-х гг.) считается «золотым веком»в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза,сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением вЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общегорынка», были: V постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами- участницами; V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; V ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»; V разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; V создание валютного союза; V унификация налоговой системы; V сближение законодательства; V разработка принципов согласования экономической политики.В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческаяструктура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ,Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынкатоваров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого былсоздан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамкахтаможенного союза были: V ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц V установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам; V достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг; V обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременноделались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установленияколлективного протекционизма с помощью компенсационных сборов ифинансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕСбазируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единойминимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран – членовЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальныхмонополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению вэкономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран– участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономикеоткрытого типа, обращенной к внешнему рынку. Второй этап (середина 70-х – середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем,что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества,создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиесянегативные тенденции привели в этот период к серьезному кризисузападноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название«евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития междустранами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденцияпроявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находиласьна значительно более низком уровне по сравнению с другими участникамиСообщества. Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.) – этап дальнейшегорасширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалиипривело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. Намомент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примернополовину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницахпримерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС –один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новымиимпульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными преждевсего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА). В ЕЕА подтверждалась общая цель стран – участниц Сообщества – созданиеЕвропейского союза – объединения, которое представляет собой политическийальянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень ихэкономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но исогласование внешней политики, включая обеспечение безопасности.Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель созданияединого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕЭСсоставляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилилисьинтеграционные процессы стран – членов Сообщества в области микро- имакроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития,социальных отношений. В начале 90-х гг. страны – члены ЕС практическизавершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились кформированию валютно-экономического и политического союзов. Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. – начало XXI в.). В соответствиис Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободноепередвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически врамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означаловступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г.ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц,возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единоговнутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционногосотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правамиэмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейскогопространства без внутренних границ. Состоящий ныне из 15 государств-членов,Европейский союз является наряду с США и Японией одним из главных в мирепроизводителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же время доля стран ЕС в мировойторговле за последние два десятилетия падала, несмотря на увеличение числачленов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный с учетомпаритета покупательной способности, в среднем составляет для стран ЕС 17,3тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых социально-экономических достижениях ЕС,его население составляет лишь 7% мирового. Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий итрудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановыедиспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единойаграрной политики, единых централизованных цен на основные видысельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падениеконкурентоспособности европейских товаров на международных рынках,сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризациии др. С существенными проблемами может столкнуться Евросоюз и в связи совступлением в него новых членов. В марте 1998 г. начались активныепереговоры с группой стран – претендентов на вступление в ЕС. ЕСповорачивается лицом к Восточной Европе. Будущими новыми членами ЕС могутстать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония. Активизировалась Турция в еестремлении вступить в ЕС. С января 1996 г. вступило в силу соглашение отаможенном союзе Турции с ЕС. Все новые претенденты на членство в ЕС, заисключением Кипра и Турции, представляют еще только реформирующийся нарыночный и демократический лад постсоциалистический регион Центральной иВосточной Европы. Переговорный процесс по вступлению новых «восточных»членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно напряженным идлительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС будутвесьма высокими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели выделятьоколо 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается. Восновном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства,развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды,на обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретикизападноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развитияэкономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрическихкругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», тоинтеграционные процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пятискоростях. Самая быстрая — это 11 членов валютного союза. Затем идутВеликобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом этапе воздержатсяот введения евро. За ними следуют «пять плюс один» самых достойных из 11претендентов, последним из которых является Турция. 2.2 Европейская ассоциация свободной торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается толькотерриторией ЕС: с начала 60-х гг. существует Европейская ассоциациясвободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональныхфункций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угластавит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовалалиберализации торговли и устранению таможенных барьеров. Страны – членыЕАСТ (в 80-х гг. их было семь, в середине 90-х гг. – четыре – Норвегия,Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому илииному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, причем каждыйиз участников ЕАСТ вправе устанавливать в отношении этих стран любыетаможенные тарифы. В торговле между странами – членами ЕАСТ режимсвободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношениипромышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяетсяна сельскохозяйственную продукцию. В 1972 г. каждое государство, входящее вЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепеннобыли снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары.Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложныхправил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-заотсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлиннойторговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах.В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единогоэкономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских странне вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения – свободноеперемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц. Следуетподчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в негогосударства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговойполитики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. ЕЭПвозглавляет Совет, состоящий из министров государств – участниковсоглашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государстви взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценнойинтеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным«подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее времямногие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободнойторговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами. ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г. центрально-европейскойзоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем этигосударства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для них первымшагом на пути в ЕС. Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения исильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, вближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либовступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но затовоспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставатьсяв стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения ЗападнойЕвропы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики. 2.3 Центрально-европейское соглашение о свободной торговле. После прекращения деятельности интеграционной группировки бывшихсоциалистических государств – Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества.В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку – «Вышеградскуютройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распадаЧехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающеепостепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был продиктован тем, что,несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС каждой из стран«Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения развиваются вцелом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и преумножениянаработанных за последние десятилетия торгово-экономических связейЦентральной Европы и была создана эта интеграционная группировка. При подписании договора в 1992 г. предполагалось ликвидировать всетаможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г. Однако позднеебыло принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть государств(дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения) намереныактивизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобреластатус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то,что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнятьдруг друга». К договору может присоединиться любое государство при условииего членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС икаждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТАмогут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население,проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Ужесейчас большая часть торговли промышленными товарами в рамках СЕФТА носитсвободный характер. Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном секторе. Втой или иной степени все страны «шестерки» пытаются защитить национальныерынки от иностранных конкурентов. Помимо либерализации товарных рынков(«видимых» товаров) стороны решают вопросы либерализации рынков услуг икапитала. Вместе с тем шесть государств СЕФТА отказались от принятого ранееобязательства о взаимной поддержке в переговорах о вступлении в ЕС. 2.4 Европейский экономический валютный союз. (экономическая ситуация в странах еврозоны) Деятельность Экономического и валютного союза (ЭВС) в 1999 году нельзяназвать удачным: евро не удалось потеснить доллар и обеспечить себе позициирезервной валюты. Впрочем, такой результат не стала неожиданностью.Введение единой европейской валюты происходило в условиях ухудшения мировойэкономической конъюнктуры, с одной стороны, и роста американской экономики,с другой. В то же время во второй половине 1999 года наметился рядпозитивных сдвигов, позволяющих прогнозировать успешное развитиеевропейской экономики в будущем. Реализация механизма проведения единойкредитно-денежной политики стала новым этапом на пути европейскойинтеграции, тогда как введение единой валюты стимулировало развитиефинансовых рынков и обострило проблему структурных дисбалансов. Экспортная ориентированность Германии, Франции и Италии, на долюкоторых приходится более половины ВВП еврозоны, стала одной из причинзамедления темпов её экономического роста во второй половине 1998 – начале1999 года в связи с усилением негативных тенденций в мировой экономике исокращением мирового спроса. Ситуация заметно улучшилась во втором квартале1999 года, когда прирост ВВП составил 0.5%. Одновременно происходилосближение темпов экономического роста стран еврозоны. В третьем кварталеВВП увеличился на 0.9% по сравнению с предыдущим кварталом и на 2.3% посравнению с аналогичным периодом 1998 года. Темпы роста ВВП на четвёртыйквартал составили 0.9%. Стабилизация европейской экономики во второй половине 1999 года былаобусловлена рядом факторов. Среди них: проведение Европейским центральнымбанком стимулирующей денежной политики, улучшение мировой экономическойконъюнктуры, восстановление объёмов экспорта, расширение внутреннего спросаи ослабление евро. Наибольшие темпы роста были характерны для стран второгоэшелона – Ирландии, Люксембурга, Испании, Финляндии, Нидерландов. Впервыеза семь лет средний уровень безработицы в еврозоне был ниже 10%, тогда какреальный доходы населения увеличились. В то же время, согласно даннымЕвростата, темпы роста промышленного производства в конце 1999 годанесколько замедлились, составив 1.1% в четвёртом квартале по сравнению с1.4% в третьем. Тем не менее, показатель доверия предпринимателей,публикуемый Европейской комиссией, в последние месяцы 1999 г. продолжалуверенно расти. По оценкам прирост ВВП европейских стран в 1999 годупревысил 2%. В 2000 году доля еврозоны в общем объёме мирового экспорта достигла19.5%, превысив аналогичные показатели США (15%) и Японии(8.5%). Но,несмотря на заметное расширение объёмов экспорта во второй половине 1999г., одновременный рост импорта и дефицита в торговле услугами вызвалсокращение положительного сальдо торгового баланса с 1.1% ВВП в 1998 г. до0.9% в 1999г. Сразу же после введения курс единой европейской валюты по отношению кдоллару начал снижаться. Несколько укрепившись в июле и августе, европродолжал терять свои позиции в конце 1999 г., а в начале 2000 г. опустилсяниже психологически важного уровня – 1 долл. за евро. Ослабление евро взначительной степени объясняется стабильным развитием американскойэкономики, её высокими темпами роста на фоне подавленной инфляции. Несмотряна то, что темпы экономического роста в ЭВС почти вдвое ниже американских,а безработица – в два раза выше, Европейский центральный банк (ЕЦБ), так жекак и Федеральная резервная система (ФРС) в США, дважды повысил процентныеставки в конце 1999 г. – начале 2000 г. Дело в том, что слабый евро можетугрожать ценовой стабильности. В целом с момента своего введения до марта2000 г. евро потерял около 18%. Тем не менее, в результате снижения егокурса относительно доллара европейские компании получили некоторыеконкурентные преимущества, обусловившие, в свою очередь, рост европейскойэкономики. В противном случае замедление экономического роста могло бытьещё больше и продолжительнее. По оценкам ОЭСР, удержание курса евро напервоначальном уровне – около .17 долл. – привело бы в 1999 г. к снижениютемпов роста ВВП еврозоны с 2 до 1%. Ослабление евро имело и отрицательные последствия: цены на импортныетовары повысились, что в свою очередь, может привести к роступотребительских цен. В январе годовые темпы роста инфляции составили 2% посравнению с 0.8% годом ранее. Усиление инфляционного давления стало восновном результатом роста цен на нефть, тогда как уровень инфляции безучёта на энергоносители составил 1%. Тенденция к повышению инфляции вовторой половине 1999 г. наблюдалась в большинстве стран еврозоны, заисключением Нидерландов и Португалии, при этом уровень инфляцииварьировался от 1% в Австрии и Франции до 3% в Ирландии. Следует отметить, что годовые темпы роста денежного предложенияостаются довольно высокими, существенно превышая установленный ЕЦБ уровеньв 4.5%. Рассматривая высокую ликвидность банковской системы в качествепотенциального фактора усиления инфляционного давления в среднесрочномпериоде, в условиях оживления экономической активности ЕЦБ перешёл кужесточению кредитно-денежной политики. Впрочем, подобная реакция наулучшение мировой экономической конъюнктуре была характерна дляцентробанков практически всех ведущих стран. Это отражало общий взглядбанкиров на перспективы мировой экономики, стабилизация которой являетсяодним из факторов повышения цен. Учитывая временной лаг в реакции рынков наизменение направления кредитно-денежной политики, в ноябре 1999 г. ЕЦБповысил основную ставку рефинансирования до 3%, в начале февраля 2000 г.установил её на уровне 3.25%, а в середине марта поднял до 3.5%. Ответнаяпозитивная реакция рынков на повышение ставок свидетельствовала обуверенности инвесторов в том, что ЕЦБ удастся удержать инфляцию в пределах2%. Средний уровень безработицы, достигший максимума в 11.7% в сентябре1997 г., снизился в декабре 1999 г. до минимального за последние семь летуровня – 9.6%.В то же время различные количественные и качественные характеристики рынковтруда, такие как расходы на оплату труда, трудовое законодательство,временная занятость, размеры и сроки выплаты пособия по безработице,обусловливают значительный разброс по этому показателю между странами – от2.8% в Нидерландах до 15.4% в Испании. В 1999 г. в двух европейских странах– Люксембурге и Нидерландах – уровень безработицы был ниже, чем в США,тогда как в четырёх странах – Испании, Франции, Италии и Финляндии –превышал 10%. Общеё тенденцией последних лет стало создание новых рабочихмест преимущественно в сфере услуг, в меньшей степени подверженнойизменениям мировой экономической конъюнктуры. Необходимо также отметить,что сокращение безработицы в еврозоне в 1999 г. произошло в основном засчёт существенного снижения этого показателя в Испании – с 18.5% до 15.4%. В 1999 году в европейских странах наметились явные позитивные сдвиги врешении задачи бюджетной консолидации, хотя уровень государственного долгавсё ещё значительно превышает установленные Маастрихтским договоромкритерии конвергенции. По оценкам Европейской комиссии, уровеньгосударственного долга в странах ЭВС в 1999 г. снизился на 0.9 проц. пунктаи составил 72.9% ВВП, а бюджетный дефицит сократился на 0.5 проц. пункта,до 1.6% ВВП. Единственной страной, в которой дефицит бюджета превысил 2%ВВП, оказалась Австрия, тогда как Ирландия, Финляндия, Люксембург иНидерланды завершили год с профицитом. Несмотря на то, что в разных странахпоказатели бюджетного дефицита и государственного долга существенноразличаются, в среднем они выше, чем в США, но ниже чем в Японии. Государственный сектор в европейских странах заметно отличается отамериканского и японского по размерам и структуре. Так доля государственныхрасходов в ВВП в еврозоне достигает 49%, тогда как в США и Япониисоставляет 39 и 34% соответственно. Текущие государственные трансфертыдомохозяйствам в европейских странах существенно выше в силу различий всистемах социального страхования. Основу доходной части бюджетов в Европесоставляют косвенные налоги, в то время как в США и Японии бюджетыформируются в основном за счёт прямых налогов. Введение евро оказало значительное влияние на европейские рынкикапиталов. В 1999 г. резко возросла по сравнению с предыдущими годамиэмиссия корпоративных облигаций. Усилившаяся конкуренция активизироваласлияния и поглощения в банковской сфере внутри стран, однако уже вближайшее время можно ожидать, что этот процесс выйдет за пределынациональных границ. В 1999 г. значительно расширились объёмы операций вэлектронной системе торговли акциями «Neue Markt» во Франкфурте, открытой вмарте 19997 г. и представляющей собой европейский аналог американскойсистемы NASDAQ. Европейская финансовая система продолжает ориентироваться на банковскиезаймы, объём которых летом 1999 г. достиг 100% ВВП, объём же внутреннихдолговых обязательств, выпускаемых в основном госсектором, составил 89%.Несмотря на то, что европейская финансовая система в отличие отамериканской характеризуется меньшей ролью акций и облигаций как источниковфинансирования и форм сбережений, введение единой валюты активизировалоразвитие фондового рынка, капитализация которого в октябре 1999 г.составила 71% ВВП. 3. Будущее Европы. В этой части своей курсовой работы я остановлюсь на проблемах иперспективах дальнейшего развития европейской экономической интеграции. Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решениемряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достиженияи успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную всовременных условиях экономическую структуру. В частности, поддержаниедействующей системы социальных гарантий требует значительныхгосударственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставкина высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачисвязаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики вотношении госсобственности и регулирования рынков. В условиях замедления темпов промышленного роста резко обостриласьпроблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствиенизкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзовна политику в отношении заработной платы. В результате снижение деловойактивности в Германии, Франции или Италии приводит к повышению уровнябезработицы без заметного уменьшения реальной заработной платы. Реформирование европейского рынка труда может оказаться длительнымпроцессом, тем не менее, определённый прогресс в этом направлении ужедостигнут. Это подтверждает опыт Нидерландов, где безработица составляетоколо 3%, и Испании, где введение механизма индексации заработной платыпозволило снизить уровень безработицы с 24% в 1994 г. до 15% к концу1999г. Ряд позитивных шагов предприняты во Франции, снизившей налоги назаработную плату для низкооплачиваемых рабочих. Хотя эти изменения едва лиспособны кардинально изменить ситуацию на европейском рынке труда, на фонеускорения темпов экономического роста уровень безработицы может несколькоснизиться. Краткосрочные перспективы развития экономики в целом представляютсяблагоприятными. Страны ЭВС, успешно справившиеся с последствиями мировыхфинансовых потрясений, обладают достаточным экономическим потенциалом дляобеспечения стабильного роста. К концу 1999 г. сформировались всенеобходимые для этого предпосылки. Во-первых, улучшилась мировая экономическая конъюнктура, что имеетпервостепенное значение для ориентированных на экспорт стран. Преодолениеазиатского кризиса и устойчивый рост американской экономики, представляющейсобой крупнейший рынок сбыта товаров и услуг из Европы позволит расширитьвнешний спрос и тем самым стимулировать промышленное производство. Во-вторых, уверенно растут такие надёжные показатели, как индексыделового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способностиполитического руководства ведущих европейских стран добиться определённогопрогресса в проведении структурных реформ, в первую очередь в сферерегулирования рынка труда, государственного пенсионного обеспечения илиберализации сектора услуг. В-третьих, растёт объём заказов на продукцию европейскихпроизводителей, в первую очередь на товары производственного назначения.Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционнойактивности. В-четвёртых, представленные в Европейскую комиссию «программыстабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властейбольшинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, непрепятствующую экономическому росту. Более того, в бюджетных программахГермании и Нидерландов не предусматривается сокращение государственныхрасходов с целью компенсации снижаемых налогов, что, фактически, означаетстимулирование деловой активности в этих странах. В-пятых, из-за сохраняющегося высокого уровня безработицы требованиепрофсоюзов о повышении заработной платы представляет в основном германское,а не европейское явление и в краткосрочном периоде не станет фактором рискадля ценовой стабильности в еврозоне. Кроме того, наличие резервныхпроизводственных мощностей будет ограничивать рост инфляции, что должноудержать Европейский центральный банк от резкого повышения процентныхставок. Но, несмотря на благоприятные краткосрочные перспективы, существует рядпроблем, без решения которых дальнейшее развитие интеграционных процессов вЕвропе просто не возможно. Это проблемы реформирования системы социальногообеспечения, которая складывалась в 50-60-е гг., когда число нуждающихся вгосударственной поддержке было относительно невелико. Теперь под этукатегорию подпадает чуть ли не каждый четвертый. На людей старше 65 летприходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще 5% – на безработных. Вто же время средний размер пенсии по старости составляет более 60%, апособия по безработице – более 40% среднестатистического ВВП на душунаселения. Сейчас на выплату пенсий тратится 16–20% всех государственныхрасходов. Немудрено, что национальные бюджеты просто не выдерживаютувеличивающейся с каждым годом нагрузки. Также это проблемы государственного долга, который превышает половинугодового ВВП почти во всех странах ЕС, кроме Люксембурга, а Бельгии, Грециии Италии он достигает 110–130% ВВП. Крупная государственная задолженность«оттягивает» средства из реального сектора и подталкивает вверх процентныеставки. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиционную активность и,следовательно, препятствует решению социальных проблем. Чтобы вырваться иззамкнутого круга, западноевропейским странам не остается ничего другого,как «затянуть пояса». В противном случае ЕС не только потеряет свои позициив международном разделении труда, но и столкнется с бесконтрольнымнарастанием социальной напряженности. Отметим, что очень много проблем связано с введением евро в наличноеобращение. Ведь переход на евро - удовольствие не из дешёвых. Аналитикикорпорации Gartner Group полагают, что предприятиям предстоит выложить от150 до 400 млрд. долл. (по расчетам специалистов IBM - 175 млрд. долл.). Нои это еще не все. Нет точных правил пересчета. Как поступить, например, сокруглением в случае с лирой и испанской песетой? Цифры здесь в несколькораз больше, чем при подсчете в немецких марках или голландских гульденах.Экономический и Валютный союз требует проводить все подсчеты с точностью дошестого знака после запятой, однако это может привести к весьма забавнымошибкам после округления. Даже когда все необходимые мероприятия повведению в оборот евро останутся позади, разрекламированные преимуществаединой валюты (в частности, возможность путешествовать, не меняя деньги ине оплачивая каждый раз банковский комиссионный сбор) будут восприниматьсяжителями континента с определенной долей скептицизма. Каждый кассовыйаппарат и торговый автомат придется перенастраивать под новые банкноты имонеты. Это достаточно обременительно, поэтому Экономический и Валютныйсоюз принял решение: с 1 января 1999 года все обязаны выставлять цену напредлагаемые товары и услуги одновременно в евро и местной валюте. Также непрост вопрос расширения Евросоюза, так как очень великизатраты на подготовку стран-кандидатов, потому что экономические иобщественные структуры этих стран сильно отличаются от экономической иобщественной структуры стран-членов ЕС. На присоединение к ЕС претендуют:Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия,Словения, Чехия и Эстония. Принципы, которыми руководствуются страны ЕС вовремя подготовки стран-кандидатов к вступлению: 1. Все реформы должны быть осуществлены до вступления в ЕС (Дело втом, что страны-члены имеют право голоса), чтобы не было вмешательства втак называемое достояние ЕС. 2. Переговоры ведутся с каждой отдельной страной, в то же время,каждая страна вправе сама выбирать порядок и скорость реформ. Последним результатом Берлинского саммита (по итогом Еврокомиссии 1999года) стало то, что переговорный процесс может начаться со всеми странами,которые желают стать кандидатами для вступления в ЕС. Но есть двапредварительных условия, касающихся Болгарии и Румынии, при выполнениикоторых ЕС начнёт переговоры с этими странами: Румыния должна решить вопросо детях-сиротах (причём Евросоюз готов предоставить помощь в решении этоговопроса), а Болгария должна предоставить окончательную дату закрытия своейАЭС. Заключение. В финальной части своей работы я постараюсь подвести итог и сделатьнекоторые выводы. В начале работы была рассмотрена сущность интеграции как процесса,этапы и причины интеграции, условия при которых возможна интеграция.Приведём три основных условия: V нужен достаточно высокий уровень развития промышленности; V экономика должна быть не командно-распределительной, а рыночной и децентрализованной; V наличие в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения. Так же в работе были рассмотрены причины интеграции, которых существуетбольшое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционномпроцессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить своисобственные проблемы. Можно выделить основные: V желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта; V желание получить доступ к более дешёвым производственным ресурсам; V желание улучшить условия торговли; V желание сократить издержки на масштабе производства; V желание добиться устойчивого экономического роста; V желание привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Также не менее важны и неэкономические цели: V налаживание более дружественных взаимоотношений со странами- соседями; V укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях; V увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способприобщения к экономическому и технологическому опыту более богатыхсоседей, а также гарантию политической и экономической стабильности впроцессе рыночных реформ. Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколькоэффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что вгосударствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаютсяположительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста изанятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, чтоокружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодамиинтеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служитьразгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС. Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участницинтеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга,что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться кинтеграционному процессу. Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений ижелания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, такназываемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровнейэкономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов,так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любоеобъединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическаяблизость стран-участников объединения, поскольку она способствует болеебыстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. В следующих главах были охарактеризованы основные европейскиеинтеграционные объединения, так как сложно говорить о проблемах иперспективах развития интеграций, не зная истории их образования ипринципов функционирования. При этом большое внимание было уделено ЕС, таккак в настоящее время это интеграционное объединение занимает сильныепозиции в мировой экономике и международной торговле. Конкретными целями создания ЕЭС были: V устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; V ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»; V разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; V создание валютного союза; V унификация налоговой системы; V сближение законодательства; V разработка принципов согласования экономической политики. Эти цели достигались созданием таможенного, валютного союзов, созданиемединого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро,образованием единого западноевропейского пространства без внутреннихграниц. Также были охарактеризованы такие объединения как: Европейскаяассоциация свободной торговли, которая в отличие от ЕС не имеетнаднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов.ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередьона содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров.И Центрально-европейское соглашение о свободной торговле. В рамках котороговступило в силу Центрально-европейское соглашение о свободной торговле(СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Но ЕАСТ и СЕФТА не стали полноценными интеграционными группировками.Фактически они являются своеобразными «подготовительными классами» дляновых членов ЕЭС/ЕС. Далее в работе был охарактеризован Европейский экономический валютныйсоюз, который состоит их стран ЕС, которые с 2001 года вводят в наличноеобращение евро. Но, так как в своей курсовой работе я должен был не просто описатьевропейские интеграционные группировки, а определить перспективы и проблемыразвития европейской интеграции в целом, то в третьей части я привёлосновные из них. В заключительной части приведу некоторые из них: -- перспективы:перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением рядасложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения иуспехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную всовременных условиях экономическую структуру. В частности, поддержаниедействующей системы социальных гарантий требует значительныхгосударственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставкина высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачисвязаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики вотношении госсобственности и регулирования рынков. > уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ; > растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности; > представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту. -- проблемы: > проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы; > проблемы реформирования системы социального обеспечения; > проблемы государственного долга; > проблемы, связанные с введение евро в наличное обращение > большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС Даже при простом анализе экономической ситуации в Европе становитсяясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран. Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являютсялибо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя инерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа,которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции ипределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, гдевозобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основанияполагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическуюинтеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя вдальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию. Список использованной литературы: V Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - Москва. 1994 г. V Борко Ю.А. «Единый Европейский Акт. Договор о ЕС». - Москва. 1994 г. V Воронов К. «Четвертое расширение ЕС» МЭМО 1996 г. М. V Глухарев Л.И. «Европейские Сообщества: в поисках новой стратегии». - Москва. 1990 г. V Иванов И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия» МЭМО №9 М. 1998 г. V Крайний В. «Валютный союз по-европейски». - Интерфакс-АиФ. - 1996 №16 V Подколзина И. «Единая Европа: Эксперимент в реальном времени». - МЭМО 2000 г.№8.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconX международная научно-практическая конференция «проблемы и перспективы интеграции экономики»
Филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме приглашает всех заинтересованных лиц 15 апреля 2014 года принять участие в X международной научно-практической...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconДоклад по дисциплине макроэкономика на тему «Проблемы европейской валютной интеграции»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Занятость и безработица:...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconКурсовая работа по дисциплине “основы экономической теории” тема:...
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconРеферат по экономической теории на тему: Малый Бизнес: проблемы и перспективы

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Перспективы и проблемы развития...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconКурсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconКурсовая работа по дисциплине «внешнеэкономическая деятельность»По...
Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края: проблемы и перспективы развития

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconДиссертации, защищенные на кафедре
Кваши-Поку Франк Коджо Алабо (Республика Гана) «Проблемы межафриканского экономического сотрудничества и интеграции в деятельности...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции Балтийская Государственная Академия курсовая работа «Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции» iconКурсовая работа Тема: «Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<