Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования




Скачать 239.81 Kb.
НазваниеНаучно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования
Дата публикации13.12.2013
Размер239.81 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
uchebilka.ru > Экономика > Научно-исследовательская работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования

Государственный комитет РФ по высшему образованию Саратовская Государственная Экономическая Академия Кафедра политической экономии Курсовая работа на тему: Научно-исследовательская работа студентов и пути её совершенствования Исполнитель: студент 3 курса, 2 группы, социально-экономического факультета Вильянов С. В. Руководитель: К. Э. Н., доцент Березовская Т. В. Саратов 1997 Оглавление: Введение стр. 3 Глава 1 «Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели» стр. 6 Раздел 1.1 «Общие принципы научной работы со студентами» стр. 6 Раздел 1.2 «Виды и формы научно- исследовательской работы студентов» стр. 10 Раздел 1.3 «Научная работа студентов в стенах СГЭА» стр. 21 Раздел 1.4 «Первые выводы» стр. 23 Глава 2 «Организация непрерывной НИРС по теме «Модели человека в экономической теории» стр. 26 Заключение стр. 31 Список использованной литературы стр. 33 Введение Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейшихформ учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научныеобщества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценнуюнаучную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можнопосоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе,исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написаниерефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то,пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа,заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишьнекоторых. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя;только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, атак же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачиваясвоё личное время, студент развивает такие важные для будущегоисследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умениеотстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы доброевнимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, незахочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажетсяпочти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения. Часто трудпреподавателя сравнивают с трудом садовника. Так вот, если подготовкупростых студентов можно сравнить с выращиванием картофеля, где имеютсянаработанные технологии и удобрения, то подготовку будущих научныхработников в кружках и лабораториях ВУЗов можно сравнить с выращиваниемредкого на наших полях ананаса. Один неверный шаг, один неверный совет, - ивесь долгий труд может оказаться бесполезным, и редкое растение погибнет,не принеся плодов. Студенческие научные объединения часто становятся кузницей молодыхкадров для ВУЗов, в стенах которых они работают и за их пределами. Уже втрудах Ломоносова мы встречаем слова о необходимости поощрения молодыхстудентов, изъявивших желание заниматься собственными исследованиями вовнеаудиторные часы. Не этому ли обязана русская наука, своему освобождениюк концу 19-го века от засилья иностранцев, выдвинув ряд учёных мировогомасштаба. Сегодня, когда Россия и её наука переживают не лучшие времена,необходимо пристальное внимание к научной деятельности студентов. Плохоефинансирование образовательных учреждений породило начало процесса старенияпреподавательского состава. С одной стороны, происходит процесс фильтрации,когда в ВУЗах остаются люди, действительно любящие свою профессию, и неспособные променять её на какую-либо другую. Но с другой, этот процессспособен привести к такой ситуации, что через десять-двадцать лет нехваткакадров приведёт к снижению «планки» при отборе преподавателей, и высочайшийуровень образования, которым славилась и славится советская и российскаясистема высшего образования, уйдёт в историю. Студенты, занимающиесянаучной работой, - это не самая большая часть затрат бюджета ВУЗа; онитребуют главным образом моральной поддержки, и отказывать им в этом простокощунственно. Та же тяжёлая экономическая ситуация требует глубокого изученияэкономической теории и практики, и нам нельзя обойтись без привлечениястудентов как экономических, так и любых других ВУЗов к научной работе вэтой области. Наша академия в последнее время уделяет всё большее вниманиеорганизации научной работы студентов, но далеко не во всех высших учебныхзаведениях города этой проблеме придаётся большое значение. Целью данной работы является рассмотреть известные виды и формы научно-исследовательской работы студентов, сделать рекомендации по применениюнекоторых из них к исследованиям в области изучения экономической теории. Автор ставит перед собой задачу найти пути совершенствования НИРС,способы её гармоничного и непрерывного развития. Для этого используютсяматериалы о НИРС в стенах СГЭА. Глава 1. Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели. Раздел 1. 1. Общие принципы научной работы со студентами. Основным способом подачи учебного материала было и остаётсяинформирование. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и другихобычных способов доносит до студентов приобретённые им знания, а студентызаучивают их. Такой способ был бы идеален ещё в начале века, но сегодня,когда наука развивается очень быстро, знания, приобретённые таким способом,являются малоценными, так как они быстро теряют свою актуальность. Следуетоговориться, что речь идёт в первую очередь об общественных науках, такихкак политэкономия и экономическая теория, хотя и в точных науках знаниядаже годичной давности могут оказаться устаревшими. В наше времяустоявшиеся догмы часто становятся лишь забавным курьёзом далёкогопрошлого, и главным является не столько заучивание огромного массиваинформации, чтобы использовать его потом всю оставшуюся жизнь, сколькоумение работать с этим массивом, выбирать из него необходимые знания, уметьих сгруппировать и обобщить. Поэтому уже давно большинство преподавателейсклоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнитьлекцию, а потом рассказать её на практическом занятии или экзамене ииспользовать при работе по специальности, а научить их учиться, чтобы втечение всей жизни они обновляли собственный запас знаний. Но проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин(от простой лени до психических расстройств) не могут подходить к учебномупроцессу творчески. И может случиться такая ситуация, что несколькостудентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами иисточниками, а основная масса продолжит учиться по старому способу. Если жесосредоточить внимание на основной массе, то наиболее активные студентымогут постепенно прекратить свои изыскания присоединиться к большинству.Эту сложную проблему легко разрешить посредством организации научногокружка по выбранному предмету. Преподаватель решает две задачи: он даётвозможность одарённым студентам проявить себя, так как кружок неограничивает своих членов в выборе темы исследования, а с другой стороны онне боится уделить побольше внимания основной массе учащихся, что в своюочередь может выделить в коллективе новые таланты, которые так же станутчленами научного кружка. В идеале, при большом желании и опыте со стороныпреподавателя, членами кружка может стать практически вся группа. Политэкономия и экономическая теория открывают безграничный простордля молодых исследователей. Экономика настолько тесно переплетена со всемисторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому студенту, в какойбы отрасли знаний не относились его интересы. Если это точные науки, то егоскорее всего, заинтересует математическое моделирование экономическихпроцессов; студента-историка заинтересуют эволюция экономических учений иконцепций, а так же их практическое применение в разные периоды истории;даже студент-ветеринар, возможно, будет заинтересован разработкой бизнес-плана частной ветеринарной лечебницы. А если вспомнить о таких интересныхтемах, как изучение и анализ банковской деятельности, прогнозированиерезультатов решений правительства, функционирование фондового рынка,который в последнее время развивается очень активно, то, на мой взгляд,трудно найти студента, который не заинтересовался бы этими вопросами и непосетил заседания кружка или лаборатории хотя бы один раз. Вышесказанное относится к студенческой научной работе по вопросамэкономической теории и политэкономии в ВУЗах, где этот предмет не являетсяпрофилирующим. Студенты экономических ВУЗов могут изучать гораздо болеесложные проблемы. В список возможных тем исследований, кроме «интересных»вопросов можно включить и менее увлекательные на первый взгляд, но заторезультаты которых могут быть применимы в практической деятельности. Этовопросы о ценообразовании на рынках ресурсов, государственная политикапротекционизма, налогообложение в условиях переходной экономики, теорияпотребительского поведения, расходная и доходная статьи государственногобюджета, сельское хозяйство и новые отношения собственности и так далее.Список можно продолжать до бесконечности, потому что каждый новый деньнесёт массу новых задач, требующих решений как от государства, так и откаждого гражданина в частности. Так, начав с частной проблемы активизацииучебного процесса в ВУЗе, мы пришли к глобальному вопросу подготовки новогопоколения людей, умеющих мыслить самостоятельно, принимать нестандартныерешения в нестандартной ситуации, отвечать за свои действия, - всему тому,что необходимо в условиях демократического строя, к построению которого мымедленно, но приближаемся. Научная работа с раннего возраста поможетвоспитать людей действительно интеллигентных и образованных, а важноедостоинство этих качеств в том, что людей, обладающих ими, никогда небывает слишком много. Раздел 1.2. Виды и формы научно-исследовательской работы студентов. Существует и применяется два основных вида научно-исследовательскойработы студентов (НИРС). Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотреннаядействующими учебными планами. К этому виду НИРС можно отнести курсовыеработы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так жедипломную работу, выполняемую на пятом курсе. Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги ксамостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научнойлитературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыкикритического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсетребования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляетбольшого труда для студента, то уже на следующий год требования заметноповышаются, и написание работы превращается в действительно творческийпроцесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, ВУЗспособствует развитию студента, как исследователя, делая это практическинезаметно и ненавязчиво для него самого. Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитиетворческой и познавательной способности студента, и как заключительный этапобучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширениетеоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старшихкурсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему длякурсовой работы это чаще всего учитывается. В данном случае, кроме анализалитературы, в дипломную работу может быть включён собственный практическийопыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы. К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести инаписание рефератов по темам практических занятий. При этом следует сказатьо том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, чтоещё хуже, конспектом главы какого-то учебника. Назвать это научной работойможно с большим сомнением. Но некоторые рефераты, написанные на основенескольких десятков статей и источников, по праву можно назвать научнымитрудами и включение их в список видов НИРС вполне оправданно. 2. Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Как уже говорилось выше, такая форма НИРС является наиболееэффективной для развития исследовательских и научных способностей устудентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времениготов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна изглавных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям.Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, акак с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следуетнаполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит зановинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих ввыбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается запределами ВУЗа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже вовремя отдыха в глубине сознания не прекращается процесссамосовершенствования. Реализуется известная ленинская цитата: «во-первых -учиться, во-вторых - учиться и в - третьих - учиться и затем проверять то,чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой..., чтобынаука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составнойэлемент быта вполне и настоящим образом»[1]. Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное являются:Предметные кружки;Проблемные кружки;Проблемные студенческие лаборатории;Участие в научных и научно-практических конференциях;участие во внутривузовских и республиканских конкурсах. Кроме того, в Саратовской государственной экономической академии(СГЭА) применяютсяРабота в обществе «Айсек»Участие в выполнении госбюджетной и договорной тематики кафедр. Остановимся более подробно на каждой из вышеперечисленных форм. Предметные кружки. Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентамимладших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общетеоретическиекафедры. Научный кружок является самым первым шагом в НИРС, и цели передего участниками ставятся несложные. Чаще всего, это подготовка докладов ирефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научнойконференции. Кружок может объединять как членов группы, курса, факультета,а иногда - и всего института. Последний вариант чаще всего встречается вкружках, изучающих проблемы общественных и гуманитарных наук, так как втехнических и естественных кружках научные исследования студента пятогокурса скорее всего будут малопонятны студентам первого, и у них можетпропасть интерес к кружку, как таковому. Работа кружков, как правило, выглядит следующим образом: На организационном собрании, проходящем приблизительно в октябре,происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, послечего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной идополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать планработы. Некоторые преподаватели считают, что выборное распределениедокладов не является необходимым, так как студент концентрируется на однойтеме, не уделяя большого внимания другим. С одной стороны, принудительноераспределение тем может ликвидировать такую «зацикленность», но, с другойстороны, такой подход может не найти поддержки у самих студентов.Представим себе первокурсника, который впервые пришёл на заседание кружка,где, как он как он считает, к нему должны относиться почти, как к равному,и вдруг он получает для работы тему, которая его интересует очень мало, атема, которую ему хотелось развить в своей работе, досталась другому.Конечно, студент обидится, и его присутствие на остальных заседаниях кружкаставится под сомнение. Таким образом, распределение тем должно быть исключительно выборным,тем более что к началу обучения в ВУЗе человек уже достаточно развит, чтобыиметь собственные интересы и пристрастия. После распределения тем начинается главная и основная работа кружка.На первых порах основная роль принадлежит его руководителю. Именно от егоопыта, таланта и терпения зависит, сменит ли первоначальный пыл юныхисследователей вдумчивая работа, или всё так и останется в зачаточнойстадии. Необходимо наблюдать за каждым студентом, стараться предсказатьпроблемы, которые могут возникнуть у него в процессе работы. Можетслучиться так, что молодой человек постесняется задать вопрос, считая себядостаточно взрослым для его самостоятельного решения, а затем, так и непридя к ответу, откажется от исследования вообще, приняв решение особственной научной несостоятельности. Такие психологические проблемы частовстают перед студентами младших курсов. Причиной является сложившийсястереотип, что студент-это уже полностью сложившийся человек, и сам долженрешать свои проблемы. На самом деле же, мышление студентов младших курсовещё несёт в себе большой отпечаток школьного и, говоря откровенно, простодетского. Поэтому конфликт между «взрослой» моделью поведения и юношескиммышлением может перечеркнуть усилия самого талантливого, но недостаточночуткого педагога. Поэтому будет не лишним прочитать студентам две-трилекции о методах и способах научного исследования, о сборе материала, оработе над литературой, о пользовании научным аппаратом, а так же ознакомитстудентов с научными направлениями преподавателей кафедры, чтобы студентызнали, к кому можно обратиться для более детальной консультации понекоторым вопросам. Если начальный период работы кружка прошёл успешно, и большая частьтем принята в работу, то составляется график выступлений, и начинаетсязаслушивание готовых докладов. Как правило, на одном заседании кружказаслушивается не более двух выступлений, так как только в данном случаеможно подробно обсудить каждый доклад, задать вопросы и получитьразвёрнутые ответы на них. Кроме этого, большое количество докладов труднодля восприятия, и может снизиться активность и заинтересованность членовкружка. Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов,участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглыхстолов, встречи с учёными, а так же публикация тезисов лучших работ внаучных сборниках ВУЗов. Проблемные кружки. Всё сказанное о научных кружках можно отнести и к проблемным, носледует учесть некоторые отличия. * Проблемный кружок может объединять собой студентов разных факультетов и курсов, а так же, если при ВУЗе имеется таковые, колледжей и лицеев. Во главу угла может быть поставлена проблема, которой занимается научный руководитель кружка, или любая другая по его выбору. Большим достоинством данной формы НИРС является возможность рассмотрения выбранной темы наиболее глубоко и с разных ракурсов. Так, например тему «Безработица в России» может быть рассмотрена с экономической (влияние безработицы на ВНП, государственная политика в отношении безработицы и т. д.), социальной (социальный состав безработных, социальные последствия безработицы и т. д.), культурной (безработица и культура, народный фольклор о безработице и т. д.), и даже литературной (безработица в произведениях российских писателей) точек зрения. Это придаёт заседаниям кружка большую разносторонность и привлекает в него новых членов. Кроме того, что немаловажно, это способствует укреплению связей между студентами разных возрастов и специальностей, поддерживает чувство единого коллектива. * Проблемные кружки представляю собой «облегчённую» форму НИРС, и поэтому на их базе возможно организация встреч с людьми, которые сталкиваются с проблемами, выбранными кружком для рассмотрения, на работе и в быту, проведение различных викторин и КВН. * Проблемный кружок может сочетать в себе элементы научного кружка, лаборатории и т. д. Проблемные студенческие лаборатории (ПСТ). ПСТ относятся к следующей ступени сложности НИРС. В них принимаютучастие студенты второго курса и старше. Лаборатория не является школойнаучной работы, занятия в ней предполагают определённый запас знаний инавыков. В рамках ПСТ осуществляются различные виды моделирования, изучениеи анализ реальных документов, программ, деловых игр, а так же практическаяпомощь предприятиям. Работа в такой лаборатории предполагает не столькоизучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, созданиечего-то нового. ПСТ, скорее всего, будут не столь многочисленны, какнаучные и проблемные кружки. Происходит отсев студентов, когда из способныхвыбираются ещё более способные. Ещё одним отличием ПСТ от кружка является большее значение способностистудента к коллективной работе. Если в кружке каждый студент отвечает, какправило, только за себя, то в ПСТ, где темы исследований гораздо болееглобальные, одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно.Руководитель лаборатории должен помочь студентам разделить тему наотдельные вопросы, решение которых приведёт к решению главной проблемы.Важно внимание к интересам каждого студента, к его склонностям ивозможностям. Опыт коллективной работы приходит не сразу, и разрешениеспоров и конфликтов, возникающих в процессе работы, так же во многом лежитна плечах преподавателя. Работа в ПСТ воспитывает «не мальчика, но мужа». В процессе этойработы студент может полученные за время учёбы и работы в кружках знанияреализовать в исследованиях, имеющих практическое значение. Так, некоторыепредприятия города Саратова обращаются к кафедрам бухгалтерского учёта иаудита СГЭА с просьбой проанализировать их годовую отчётность. Студенческиелаборатории при кафедрах подключаются к этой работе, получая от неё нетолько моральное, но иногда и материальное вознаграждение. Кроме того,заинтересовавшие предприятия студенты в последствии могут быть приглашенына работу в них, что во время отсутствия государственного распределенияявляется ценным результатом. Таким образом, работа в ПСТ - следующий важный шаг к полноценнойнаучно-исследовательской работе и ценный опыт для дальнейшей научной ипрактической деятельности. Участие в научных и научно-практических конференциях. Каждый из указанных выше типов конкуренции является итогом проделаннойработы: научных исследований, работы в лаборатории, практики поспециальности. На конференции молодые исследователи получают возможность выступить сосвоей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов болеетщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторскиеспособности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит наобщем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезнымрезультатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студентысчитают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокойи самой ценной в научном плане. Часто даже замечания преподавателявоспринимаются как простые придирки. Но слушая доклады других студентов,каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются,а так же выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждениепрослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик можетпочерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темыон даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысльпорождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия,включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады,сколько обсуждение путей решения практических задач. Очень часто онипроводятся вне стен ВУЗа, а на территории завода, фабрики, колхоза,фермерского хозяйства, управляющего органа, с которыми ВУЗ поддерживаетотношения. Например, научно-практическая конференция может проводится порезультатам летней практики студентов, когда последние, столкнувшись сопределёнными проблемами, могут с помощью работников предприятия ипреподавателей попытаться найти пути их решения. Такие конференцииспособствуют установлению тесных дружеских связей между ВУЗом ипредприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученнуютеорию на практике. Отличительной чертой научно-практической конференцииявляется сложность её слаженной организации, так, чтобы участие в ней былоодинаково полезно и интересно и студентам, и работникам предприятия.Разработка и проведение такой конференции требует от организаторов иучастников большого внимания и терпения. Раздел 1.3. Научная работа студентов в стенах СГЭА. Несомненным является тот факт, что руководство СГЭА уделяет большоеНИРС. Особенно это стало заметно в последние годы, когда, немногоадаптировавшись в современных условиях, ректорат и кафедры стали изыскиватьвозможности для вовлечения студентов в научную работу. При каждой кафедреработают научные и проблемные кружки (на некоторых кафедрах насчитываетсядо четырёх-пяти), работают лаборатория моделирования экономических проблемна ЭВМ, учебный банк, учебная налоговая инспекция, сектор фондового рынка.В научные работу вовлечены все: от лицеистов и первокурсников до студентовстарших курсов и аспирантов (последние, впрочем, просто не могут незаниматься научными исследованиями по своему статусу.). Научные конференциипроводятся ежегодно, и никогда не бывает проблемы отсутствия желающихвыступить со своими докладами. За активную работу на конференции могутприменяться различные формы поощрения, как-то автоматические зачёты иэкзамены, призы в виде литературы по специальности, публикации тезисовдокладов в сборниках СГЭА, а так же денежные поощрения в размере стипендии. Такое внимание к НИРС во многом обусловлено спадом произошедшим в нейв последние годы. Так, если в 1993/1994 учебном году насчитывалось 17предметных кружков, в работе которых принимали участие 196 студентов, а в1994/1995- 29 кружков и 275 работающих в них студентов, то в 1995/1996годах произошёл заметный спад, и осталось 15 кружков со 104 активнымиучастниками. Аналогичная ситуация наблюдалась и с проблемными кружками: 33кружка и 312 студентов в 1994/1995 учебном году, 28 и 272 в 1995/1996учебном году соответственно. Этот факт можно объяснить тем, что реформы,идущие давно и не слишком эффективно, нанесли очередной удар по населению,а именно -невыплата заработной платы из исключения превратилась в хорошособлюдаемое правительством правило. В связи с этим многие студентыоказались без финансовой поддержки со стороны родителей, и были вынужденысами зарабатывать средства к существованию, что заняло время, преждеуделяемое НИРС. Не будет большим открытием тот факт, что большинствоучастников НИРС являются выходцами из семей, где родители также имеютнекоторое отношение к образованию и науке, т. е. именно к тем отраслямнародного хозяйства, которые находятся на полном бюджетном обеспечении.Именно такие студенты и попали под удар. Студенческие лаборатории оказалисьболее выносливыми, и их количество(7 кафедральных и 1 межкафедральная)осталось неизменным до настоящего времени, а число занятых в них студентовтак же значительно не изменилось(185 в 1994/1995 у. г. и 176 в 1995/1996 у.г.). Это подтверждает тезис о том, что в работе лабораторий принимаютучастие более опытные и увлечённые студенты, которые остаются преданныминауке, не взирая на обстоятельства. Однако в некоторых областях научнойдеятельности студентов наметился явный рост. Например, в работе побюджетной тематике кафедр в 1993/1994 у. г. приняли участие 189 студентов,в 1994/1995 у. г. -108, а в 1995,1996 у. г. уже 537 студентов. Видимо,студенты ощутили на собственном опыте, что сегодня очень важно разбиратьсяв бюджете нашего государства, и поле для деятельности выглядит бескрайним,потому что бюджетная политика меняется каждые полгода. Данные об изменении количества студентов, вовлечённых в НИРпроиллюстрированы на диаграмме 1. [pic] Всего в 1995/1996 учебном году в научной работе приняли участие 1210студентов. Кроме этого, в изданном по результатам студенческой научнойконференции, проходившей весной 1996 года, сборнике опубликовано 55 тезисовлучших из заслушанных на ней докладов. Ежегодно на Республиканский конкурс отсылаются работы студентов СГЭА,и большая доля из них завоёвывает призовые места. В академии работает общество «АЙСЕК», в работе которого студентыпринимают участие с особым удовольствием, так как через него лежит путь кзаграничной стажировке. По моим наблюдениям, это общество скорее создаётвидимость работы, очень редко, как бы спохватившись, осуществляя какие-токонкретные мероприятия. Тем не менее, функционирование его приносит скореепользу, чем вред, потому что многое в «АЙСЕКЕ» напоминает деятельностьправительственных структур, и носит наглядный характер. Раздел 1. 4. Первые выводы. Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы. НИРС является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачносочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначалаприобретает первые навыки исследовательской работы (первая ступень, то есть научные и проблемные кружки), затем начинает воплощать приобретённыетеоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой(вторая ступень - различные студенческие лаборатории, в СГЭА - учебныйбанк, учебная налоговая инспекция и т. д.), а в конце этого длительногопроцесса возможно участие во «взрослых» научных конференциях, симпозиумахразного уровня, вплоть до международных (третья ступень, в нашем ВУЗеосуществима с помощью «АЙСЕКА»). НИРС требует большого внимания и терпения от научных руководителей, таккак удача или неудача каждого студента во многом является результатом ихсобственных верных и неверных действий. НИРС должна находиться в центре внимания руководящих звеньев ВУЗа. Многообразие форм НИРС даёт возможность каждому студенту ВУЗа найтизанятие по душе, и участие в ней необходимо для наиболее гармоничного иглубокого образования. Глава 2. Организация непрерывной НИРС по теме «Модели человека в экономической теории» Из сказанного в первой главе мы можем сделать вывод о необходимостипостоянной и непрерывной научно-исследовательской работы студентов. Плавныйпереход от простых форм НИРС к более сложным позволяет студенту развиватьсяплавно и гармонично, помогает ему набирать силы для того, чтобы поднятьсяна следующую ступень науки, не испытывая при этом чрезмерных нагрузок.Непрерывность работы производит отбор, при котором отсеиваются студенты,считающие себя достаточно «гениальными» для того, чтобы не прилагать особыхусилий к дальнейшему самосовершенствованию, и остаются только те люди,которые действительно отвечают требованиям, предъявляемым сегодня к учёномуи преподавателю. Тема «Модели человека в экономической теории», на мой взгляд, являетсяодной из лучших для организации непрерывной работы. Этим она обязанаширотой охватываемых ею проблем. Каждая экономическая школа, каждый государственный строй, каждаякрупная фирма создают для себя собственную экономическую модель человека,представляющую собой унифицированное представление о последнем, о его целяхи задачах, о его возможных действиях в ответ на определённыеобстоятельства. Кроме этого, модель включает в себя мотивы экономическойактивности, её цели, а так же специфические особенности физических,психологических и интеллектуальных возможностей человека, используемых имдля достижения поставленных целей. Можно так же сказать, что именно экономическая модель человекаявляется важнейшей из всех моделей, которые строят гуманитарные науки(философия, история, политология, богословие и т. д.), так как большинствоизменений, происходящих в окружающей жизни (реформы, смена государственногостроя, войны) имеют экономическую подоплёку. Тщательное изучение проблеммоделирования человека в экономической теории позволит студентам не толькоглубже понимать гуманитарные науки во время обучения в ВУЗе, но и будет имочень полезно во время работы в качестве преподавателя экономики, а так жепросто экономиста, статистика, историка, философа и т. п. Изучение темы «Модели человека в экономической теории» возможно налюбой ступени НИРС. Так, на первой ступени, в научном или проблемном кружке, её изучениепоможет научиться работать с научными источниками, с литературой по историиэкономических учений. Темами исследования могут стать «Модель человека втрудах английской классической школы, маржиналистов и неоклассиков"(учёные всех этих школ разрабатывали и разрабатывают по сути одну и ту жемодель- «Homo Economicus»), «Модель человека в трудах учёных кейнсианскогонаправления», «Модели человека глазами новых экономических учений», «Модельсоветского человека», «Экономическая модель российского человека начала 90-х годов двадцатого века», «Модель российского человека 19-го столетия» и т.д. На проблемном кружке можно обсудить правоту тезиса о главенствующейроли экономического начала в человеке, будет интересным обсуждениеследующих вопросов: «Возможно ли создание экономической модели человека вусловиях глубоких изменений, происходящих в экономике России?», «Какиесоставные элементы модели человека являются важнейшими для государственныхорганов при планировании экономики?», «Homo Sapiens против HomoEconomicus», ««Русская душа» глазами экономиста», «Общность и различие вэкономических моделей западных и российских исследователей», «Изменения вмодели российского человека за последние сто лет» и т. д. Круг вопросов может расширяться, различные изменения в экономике иобществе могут порождать новые проблемы, и поэтому тема будет полезна дляизучения наравне с основополагающими, как то «Спрос и предложение»,«Эластичность спроса и предложения», «Общественное воспроизводство» и др. На второй ступени тема «Модели человека в экономической теории» так жебудет интересна для изучения. Например, на базе лаборатории моделированияэкономических проблем на ЭВМ при СГЭА возможна разработка обучающейкомпьютерной игры. Суть её заключается в том, что игрок может выступать ввиде руководителя страны, граждане которой действуют в рамках известнойэкономической модели (кейнсианской, классической и т. д.). Принимаярешения, готовя планы экономических мероприятий, «руководитель» должен, наоснове полученных знаний, прогнозировать реакцию своих «подданных» на егодействия. Целью игры может быть успешное проведение экономической реформы,переизбрание на второй и последующие сроки, а так же простое эффективноефункционирование экономики. Возможен и вариант, когда игрок управляет«подданными», что делает игру ещё более сложной и интересной. Разумеется,что для написания такой игры от автора требуется глубокое знание темы,полученное на НИРС первой ступени. Прообразами этой игры могут послужитьизвестные программы «Civilization 1 & 2», «Simcity», «Capitalism» и многиедругие. На базе учебного банка, учебной налоговой инспекции возможнопостроение модели типичного клиента этих учреждений, что поможет не толькоуглубить знания по этой теме, но поможет во время работы в реальныхучреждениях избежать многих ошибок, которые возникают в начале трудовойдеятельности. Наконец, на третьей ступени, участвуя в работе общества «АЙСЕК» иразличных симпозиумов и конференций, студент может выглядеть оченьвыигрышно. Во-первых, сама по себе тема звучит достаточно привлекательно, ибудущему работодателю или представителю зарубежного ВУЗа будет интересенстудент, ею занимающийся (на Западе моделирование человека в последнеевремя получило широкое распространение, в связи с недостаточнойэффективностью используемых на сегодняшний день моделей, и знания в этойобласти могут быть очень полезными для желающего пройти стажировку зарубежом). Во-вторых, данная тема практически не исследуется отечественнымиучёными, поэтому студент будет выглядеть в самом выигрышном свете, и врядли у его доклада будет двойник. Таким образом, исследования темы «Модели человека в экономическойтеории» включают в себя весь комплекс требований к НИРС. Она являетсяуниверсальной для всех форм и ступеней и достаточно ёмкой для того, чтобызаинтересовать студентов различных специальностей, иногда напрямую и несвязанных с экономикой. На сегодняшний день она также является достаточнооригинальной, что может заинтересовать истинного исследователя, любящегопрокладывать собственный путь, а не идти по уже проторенному. Упоминаемаявыше непрерывность делает НИРС по этой теме вдвойне эффективной и полезной. Заключение. Научно исследовательская работа студентов является важным фактором приподготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студентприобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких быотраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений,умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний,обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметьцеленаправленно и вдумчиво работать. Общество получает достойного своего члена, который, обладаявышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи,поставленные перед ним. Каждый преподаватель ВУЗа должен уделять НИРС не меньше внимания, чемк аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени исил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный,всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнитьуроки, полученные в юности. Цели и задачи, поставленные во введении, на мой взгляд, изучены ирешены. Рассмотрены все известные виды НИРС, а также решена проблемаулучшения последней с помощью организации непрерывной работы, когдастудент, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится эффективно иплодотворно работать, затрачивая при этом много свободного времени и сил,но и получает от процесса восхождения большое удовольствие, потому чтоприобретённые им знания помогут ему как в работе и учёбе, так и в личнойжизни, и дадут ему возможность прожить, не зная слова «скука». Список использованной литературы.Активизация самостоятельной работы студентов по политическойэкономии/Коллектив авторов// Издательство Воронежского университета, 1985.Актуальные вопросы преподавания политической экономии социализма/Коллективавторов//Издательство Саратовского университета, 1977.Вопросы преподавания политической экономии в системе высшего заочного ивечернего образования/Коллектив авторов// Москва, «Высшая школа», 1968.«Компьютерра», компьютерный еженедельный журнал, №№ 1-52 за 1996 год, №№ 1-17 за 1997 год.Макаренко А. С. «Педагогическая поэма», Москва, 1988.Проблемы методики преподавания политической экономии/Коллективавторов//Издательство Казанского университета, 1977.Самостоятельная работа студентов в вузе/Коллектив авторов//ИздательствоСаратовского университета, 1982.Тезисы доклада и выступлений на межвузовской научно-методическойконференции по общественным наукам(3-5 февраля 1969 года. Секцияполитической экономии)/Издательство Московского университета, 1969. Методические материалы СГЭА.-----------------------[1] (Ленин В. И. Полн. собр. Соч., т. 45, с. 391)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconМетодические указания к выполнению лабораторных и самостоятельных...
«Научно-исследовательская работа студентов» (для студентов 4 курса дневной формы обучения, направление подготовки 060101 Строительство)...

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconНаучно-исследовательская работа студентов Конкурс студенческих научных...
Восточно-казахстанский государственный технический университет имени д. Серикбаева

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconЛитература: Бережнова, Е. В основы учебно-исследовательской деятельности...
Научно-исследовательская деятельность ученого, учебно-исследовательская деятельность студента: сходство и отличие

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconТезисы научно-исследовательская работа «Использование солнечной кухни...
Научно-исследовательская работа «Использование солнечной кухни для преобразования солнечной энергии в тепловую» выполнена учеником...

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconНаучно-исследовательская работа кафедры менеджмента и туризма
Внедрение результатов научно-исследовательской работы в практическую деятельность предприятий, государственных учреждений, учебный...

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconНаука основа нашего развития На кафедре асу научно-исследовательская...
На кафедре асу научно-исследовательская работа (нир) всегда была и есть ведущим направлением ее деятельности

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconПути совершенствования графической подготовки студентов инженерно-педагогических специальностей

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconНаучно-исследовательская работа На тему: «ботан как имидж подростка»
Введение 2

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconНаучно-исследовательская работа Тема: Философская направленность...

Научно-исследовательская работа студентов и пути ее совершенствования iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Налоговая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<