Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика»




НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика»
Дата публикации18.03.2013
Размер143 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Политэкономические школы и направления

ВВЕДЕНИЕ Экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» появилось уже на его закате. Но в процессе добывания средствсуществования уже тогда между людьми складывались определенные отношения, ив системе общей науки-философии- важное место занимали исследования иразмышления древних ученых (а с момента появления государств и правителей)о сфере, которая ныне именуется экономикой. Об этом свидетельствуютсохранившиеся источники. Экономические идеи Древней Греции наиболее подробно описаны в поэмахГомера и произведении Гесиода «Труды и дни». Экономические реформы периодарсцвета древнегреческого общества направлены на запрещение долговогорабства, развитие товарно-денежных отношений. Экономическая мысль Грециихарактеризуется возвратом к натурально-хозяйственной концепции, ориентациейна натурализацию хозяйства.Греческий философ Ксенофонт ввел в научный оборот понятие «экономика» (отгреченского oikonomia; ойкос-дом, хозяйство; номос-закон, правило).Платон выдвинул идею ограничения частной собственности, выявил взаимосвязьмежду разделением труда, обменом и размерами рынка; выступал противиспользования денег для накопления богатства и ростовщичества. В Древнем Риме экономическая мысль была ориентирована в основном нарешение аграрных проблем, рациональную организацию вилл и латифундий. А почти четыре века назад, наряду с экономикой появилась новая наука«политэкономия», предметом которой является исследование экономическихзаконов и категорий, позволяющих наиболее рационально организоватьобщественно производство в масштабе государства. Ввел это понятие Антуан деМонкретьен, который в 1615г. написал книгу «Трактат о политэкономии» (отгреч. «полис»-государство, «ойкос»-введение, «номос»-закон).Предметом изучения политэкономии являются отношения между людьми впроизводстве; распределении, обмене и потреблении материальных благ,необходимых для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, чтопораждает конкуренцию.Объект политэкономии – это экономические явления, так как любое обществорешает три вопроса: что производить? как производить? для кого производить? 1. ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 1.1. Меркантилизм – первая научная школа. Первая попытка научно систематизировать экономическую деятельностьбыла сделана меркантилистами (от итал. merkante купец, торговец). По ихубеждению источником богатства государства является торговля. Одним изоснователей меркантилизма был французский дворянин Антуан де Монкретьен.Всемирную славу ему принесло издание солидного научного труда «Трактат ополитэкономии», там он впервые использовал понятие «политическая экономия»,т.е. законы устройства общественного хозяйства (с греч. politeia –oбщественноe устройство, oikos- хозяйство, nomos – закон). Идеи первой научной системы не могли не выражать своего времени,когда главными посредниками между производителями и потребителями быликупцы; господство натурального хозяйства медленно, но неуклоннорасшатывалось, а рамки товарного производства соответственно расширялись.Сущность меркантилизма состоит в том, что его представители отждествлялибогатство страны с золотом и серебром, а его источником считали сферуторговли, особенно внешней. Становление и развитие этой школы проходит два этапа: ранний ипоздний меркантилизм. Границей между ними принято считать великиегеографические открытия. Ранний меркантилизм характеризуется как монетарнаясистема и сводится к всемерному накоплению денег в стране и государственнойказне путем запрета вывоза денег из страны и привлечения денег в страну. Поздний меркантилизм развивается со второй половины XVIст., достигаетсвоего развития в XVIIст. Его центральной идеей была система активноготоргового баланса. Она широко применяется в мировой практике и в настоящеевремя. Ее суть: чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенныхтоваров, тем богаче становится государство. Уже тогда меркантилистыпонимали, что вывоз не сырья, а готового изделия значительно выгоднее.Меркантилисты обратили внимание на то, что обработка дает сырью добавленнуюценность. На этой ценности можно делать большие деньги, если ограничить иливовсе запретить вывоз сырых материалов и экспортировать толькополуфабрикаты. Для укрепления активного баланса и захвата внешних рынковправительства регулировали ввоз товаров путем обложения пошлинамииностранных товаров и всемерно поощряли вывоз изделий на внешний рынок. С этой целью оказывалась государственнаяподдержка развитию отечественной обрабатывающей промышленности. Поздниймеркантилизм поэтому характеризуется как коммерческая или мануфактурнаясистема. Важно отметить, что меркантилисты считали нецелесообразным допускатьвнутреннюю конкуренцию и особенно конкуренцию на внутреннем рынке состороны иностранных купцов. К меркантилистам относится выдающийся экономист своего времени ИванПосошков. В 1724г. он завершил труд, который принес ему славу “Книгу оскудости и богатстве”. Посошков был сторонником строгой регламентациихозяйственной жизни. Он давал многочисленные рекомендации, например:заставлять всех людей работать прилежно и производительно, уничтожаяпраздность во всех ее выдах; решительно бороться с непроизводительнмизатратами, осуществлять строжайшую экономию во всем, бороться с роскошью,излишествами в жизни людей. Приведенные рекомендации значительно отличаются от рекомендацийклассических меркантилистов Западной Европы, которые источником богатствасчитали торговлю. Посошков, опережая на целый век классиков буржуазнойполитэкономии, связывает источник богатства с трудом. В его рекомендацияхтруд считается источником увеличения богатства, и никто не имеет права неработать и даром есть хлеб. Причем каждый должен не просто работать, но ипроизводить прибыль. Посошков устанавливает четкую связь между ростомбогатства и производительного труда, что еще раз подчеркивает его пониманиетруда, как источника богатства. Что же касается многочисленных рекомендацийПосошкова о строжайшей экономии и борьбе с роскошью, то надо особоподчеркнуть, что эти понятия он не ограничивал сферой быта, а рассматривалих в более широком смысле, с позиций интересов общества. Ярким примером вэтом отношении является его проект против хищнического отношения населенияк естественным богатствам (истребления леса, рыбы и других подобныхдействий, наносящих вред природе).Наряду с ошибочными представлениямимеркантилистов об источнике богатства, в их учении было немалопрогрессивных идей, опередивших свое время и доживших до наших дней.В своихучениях меркантилисты выражали интересы купцов, монархия для них былаестественной формой правления. Усиление экономических функций государстваони связывали непосредственным участием королей и царей в хозяйственнойжизни. 1.2. Школа физиократов. Школа физиократов возникла во Франции. Ее основатель Франсуа Кенэ пообразованию врач, написал ряд серьезных еаучных медицинских работ, сталзаметным авторитетом в области медицины. В взрасте 60 лет он серьезнозанялся политэкономией и стал крупнейшим французским экономистом XVIIIвека, основоположником новой научной школы. Физиократия (от греч. «физис»-природа, «кратос»-власть, означает«власть природы»). Главной заслугой физиократов является то, что в отличиеот меркантилистов, источником богатства они считали не торговлю, апроизводство. В связи с этим они исследовали не сферу обращения, а сферупроизводства, ограничивая производство только сельским хозяйством. Критикуямеркантилистов, физиократы считали, что обмен ничего не производит. Кенэутверждал, что при обмене происходит обмен ценности на равную ценность.Действительный же метод обогащения связан с сельским хозяйством, где особуюроль играет земля. Земледелец собирает хлебы больше, чем он посеял зерна,поэтому в земледелии и существует «чистый продукт». Ремесленник лишь меняетформу того, что создано в земледелии. Развивая свою систему, Кенэ проводил аналогию между человеческиморганизмом и обществом, сравнивая кровообращение в организме человека собращением продуктов в обществе. Структуру общества Кенэ представлял себетаким образом: нация состоит из трех классов граждан: классапроизводительного ( все земледельцы, которые кормят себя и создают чистыйпродукт); класса собственников (помещики, двор, церковь, вся челядь,которые не создают богатства, но их собственность учавствует в его создниии потому они приносят пользу обществу); класса бесплодного (ремесленники,торговцы, лица других профессий, которые своим трудом, не связанным сзумлей, создают ровно столько продукта, сколько потребляют, т.е. занимаютсялишь переработкой продуктов, произведенных земледелием). Виднымпредставителем физиократов был Тюрго. Он выдвинул идею общегоэкономического равновесия, выделил внутри бесплодного класса два разрядалюдей (предпринимателей, дающих авансы; рабочих получающих зарплату), далобоснование природы ссудного процента. Он так же как и Кенэ, считалземледелие единственным источником прибавочного продукта. Тюргосформулировал один из вариантов рационалистической теории общественногопрогресса. Центральное место в физиократической доктрине занимает учение о чистомпродукте, который трактовался как избыток продукции, превышающий издержкипроизводства. При этом физиократы считали, что чистый продукт создетсятолько в земледелии, а в промышленности происходит только смена формыпродукта земледелия. На основе этого принципиального для физиократовположения и была сконструирована доктрина, получившая название«физиократия»: учение о классах, о производительном и бесплодном труде, окапитале, о воспроизводстве. 1.3. Возникновение классической буржуазной политэкономии Основоположником классической политэкономии является Уильям Петти. Егоположение: «Труд есть отец богатства, а земля – его мать» на целый векопережает обоснование Смитом и его последователями положения о том, чтопроизводительный труд является единственным источником богатствагосударства. Вопреки учению меркантилистов Петти утверждал, что богатствообразуют не только драгоценный металлы, но и земли страны, дома, корабли,даже домашняя обстановка. «Подобно тому, как преуспевающий человек держитпри себе мало денег или совсем их не держит, а постоянно превращает ихснова и снова в различные товары с большой выгодой для себя, так же можетпоступить и вся страна». С именем Петти связано создание основ новойнаучной дисциплины – экономической статистики, названной им политическойарифметикой. Первым представителем классической политэкономии во Франции сталБуагильбер. Он теоретически выступает с ярых антимеркантилистическихпозиций за отмену запрещения вывоза хлеба, введение свободного рынка зернаи несдерживание цен на него. Он писал, что для того, чтобы удовлетворитьвсе потребности государства и вернуть всему народу древнее изобилие, ненужно никаких чудес, достаточно перестать совершать насилие над природой. Расцвет буржуазной классической школы связан прежде всего с именамиСмита и Рикардо. Адам Смит быстро приобрел всемирную славу. Кроме того,столь быстрой и ошеломляющей популярности его книги «Исследования о природеи причинах богатства народов» содействовали два фактора. Его идеи отвечалиинтересам буржуазии, которая вела борьбу за ликвидацию господства феодально-аристократических порядков. И во-вторых, Смит не приводил ссылки на работы предшественников,которые использовал. Поэтому многие годы именно он считался родоначальникомклассической буржуазной политэкономии. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека, по убеждениюСмита, является своекорыстный интерес, реализовать который человек можетлишь при условии оказания услуг другим людям, предлагая им в обмен свойтруд или продукты труда. Помогая друг другу, люди содействуют при этомразделению труда, и в конечном итоге, - развитию общества. Этот процессоснован на эгоизме людей, так как каждый из них заботится только ополучении собственно выгоды. Стремление людей улучшать свое материальноеположение является таким мощным стимулом, который, по мнению Смита можетпреодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческихзаконов так часто затрудняют его деятельность. Один из главных выводов Смита: источником богатства в натуральной иденежной форме является труд. Поэтому богатство нации зависит от двухосновных факторов: от удельного веса населения, занятого производительнымтрудом, и от уровня производительности труда. Важным вкладом Смита в наукуявляется и разделение труда на производительный, увеличивающий стоимостьпредмета, к которому он прилагается, и непроизводительный, который непроизводит такого действия. Так, труд рабочего мануфактуры обычноувеличивает стоимость произведенной им продукции. Напротив, расход насодержание домашнего слуги никогда не возмещается. Человек становитсябогатым, нанимая большое количество мануфактурных рабочих, и становитсябедным, если содержит большое число домашних слуг. На основе анализа экономических учений задачу политэкономии Смитсформулировал следующим образом: надо обеспечить обильный доход населению,или обеспечить ему возможность добывать себе такой доход; доставлятьгосударству или обществу доход, так как политэкономия ставит своей цельюобогащение как народа, так и государства. Преемником Смита был Давид Рикардо, который завершил созданиеклассической буржуазной политэкономии и был признан главой английскойполитэкономии. Как и Смит, он был против вмешательства государства вэкономику, полагая, что в экономике действуют объективные, но познаваемыезаконы. Большое внимание Рикардо уделял теории трудовой стоимости. По егомнению, товары обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость издвух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для ихпроизводства. Существуют некоторые товары, стоимость которых определяетсяисключительно их редкостью (картины, статуи). Стоимость их совершенно независит от количества труда. Но в массе товаров, ежедневно обменивающихсяна рынке, такие товары составляют очень незначительную долю. Поэтому,говоря о меновой стоимости и ее измерении, Рикардо имеет в виду толькотакие товары, количество которых может быть увеличено человеческим трудом ив производстве которых действие конкуренции не подвергается никакимограничениям. Рикардо выводит общий закон стоимости: стоимость товара прямопропорциональна количеству труда и обратно пропорциональнапроизводительности труда. Последовательных премников у Смита и Рикардо практически не было, таккак каждый из их сторонников выбирал то, что больше подходит его взглядам,и критиковал, а влучшем случае замалчивал то, что не соответствует еготочке зрения. Смит, Рикардо и другие представители буржуазной политэкономиикапиталистические производственные отношения считали вершиной развитияобщества. По их мнению, капитализм выражал законы естественного порядка. 1.4. Историческая (Германия) и австрийская школы политэкономии Предшественниками неоклассического направления в политэкономииявляются историческая школа политэкономии в Германии и австрийская школа.Одним из основателей первой был Мюллер, поставивший под сомнениеприменимость классической теории для Германии. Каждая нация, отмечал он,это особый организм со своими жизненными принципами и индивидуальностью,поэтому никаких универсальных экономических законов, о которых гласитэкономическая теория, не и быть не может. Различают старую и молодуюисторические школы. Представители старой школы (Рошер, Книс) считали, сто прежде чемпереходить к обобщениям, следует изучить, как возникли и развивалисьэкономические и правовые институты. Они предлагали дополнить общуюэкономическую теорию историей экономического развития, ставили под сомнениесуществование экономических законов. Представители новой школы (Вагнер, Бюхер) не стали отрицатьестественные экономические законы, а исходили из того, что законы экономикине могут быть открыты посрудством логических обоснований, поэтому в центреих внимания находятся практические проблемы, описания экономическогоразвития той или иной еации, что и может явиться, по их мнению,единственной основой для каких-либо теоретических направлений. Основоположником австрийской школы является Менгер. Попытка объяснитьценность вещей их полезностью предпринимались неоднократно. Согласно теорииавстрийской школы предельная полезность – это полезность последней единицыкакого-то ограниченного запаса материального блага. Она не остаетсяодинаковой, а изменяется с изменением количества этого блага. Концепцияавстрийской школы отвергалась сторонниками трудовой стоимости, с ними несоглашались немецкие экономисты и марксисты. И тем не менее идеи этой школыпослужили исходной основой для разработки других теорий. Итальянский ученый Парето сформулировал закон об изменениираспределения дохода: для того, чтобы поднять уровень минимального доходаили уменьшить разрыв в доходах, необходимо обеспечить более быстроеувеличение богатства по сравнению с численностью населения. 2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 2.1. Неоклассическое направление Представители этого направления считали рыночный механизм единственноэффектовным способом регулирования экономики, производства и потребления,спроса и предложения, поэтому государственное вмешательство в экономикуможет привести к нарушению экономического равновесия. В этом направлениисуществуют теории предельной полезности и производительности, теориярациональных ожиданий, неолиберализм, неоконсерватизм, монетарная теория(монетаризм, от слова «монета»). Представители последней теории считают,что деньги главным и значительным элементом рыночной экономики. Сторонникомэтой теории является американец Фридман. По определению Бернара Ива и КоллиЖан-Клода, монетаризм — течение экономической мысли, отводящее деньгамопределяющую роль в колебательном движении экономики. Монетаризм — наука нетолько о деньгах. В центре внимания представителей этой школы находятсяденежные категории, денежно-кредитные инструменты; однако их интересуют непросто денежный механизм, банковская система, денежно-кредитная политика,валютные отношения. Монетаристы рассматривают эти процессы, чтобы выявитьсвязь между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки —ведущий инструмент регулирования, с помощью или при непосредственномучастии которого изменения на денежном рынке трансформируются в измененияна рынке товаров и услуг.Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессевоспроизводства. Это целостная, "общая" теория, представляющаяспецифический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежныхинструментов.Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х — начала80-х гг. В тот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои;начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия.Если у Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, былабезработица, обеспечение занятости и экономического роста, то примерно ссередины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинуласьзадача регулирования инфляции.Монетаристы возвращали экономическую науку кее исходным рубежам – меркантилизму, который оказался несостоятельным еще 3века назад. Именно поэтому в большинстве стран в 90-х годах наступилоразочарование в монетаризме. Также центральной идеей неоклассиков является маржиналистская теорияпредельной полезности. Эта теория связана с такими именами, как Джевонс,Вальрас, Менгер, Госсен. Именно Госсен сформулировал два закона, названныхвпоследствии его именем. Первый из этих законов гласит: желаемость благаубывает по мере увеличения его потребления. Именно эта идея Госсена легла воснову теории предельной полезности, созданной австрийской школой. 2.2. Кейнсианское направление Джон Мейнард Кейнс приобрел известность в связи с выходом в свет в1919г. книги «Экономические последствия Версальского мира», но широкуюизвестность принесла публикация его труда «Общая теория занятости, процентаи денег», которую впоследствии назвали библией кейнсианства. В начале 30-х Кейнс уверился в том, что эпоха свободной конкуренцииушла в прошлое, это было связано с тем, что экономика большинства странпереживала «великую депрессию».Кейнс отверг основной экономический постулат о том, что в основе ростакапитала лежит бережливость, выдвинув на первый план связь междубережливостью, потреблением, предприимчивостью. Отверг важнейшие постулатысаморегулирования экономики. Наиболее активными последователями Кейнса являются представителифранцузского экономического дирижизма. Это экономическая теория, которая:доказывает необходимость, направления и формы систематическогорегулирования экономики; характеризуется стремлением к возможно болеезначительному по масштабам вмешательству государства в экономическиепроцессы;практика регулирования с использованием крайних мер и методов. Причиной нестабильности экономики Кейнс считал колебания в уровнедоходов, вызванные неожиданными изменениями объемов инвестиций. Он полагал,что эти изменения не могут быть скорректированы только силами рыночнойсаморегуляции и требуют вмешательства государства. Последователи Кейнса развивая его теории, выдвинули теориюакселератора. Они разработали специфические формулы расширенноговоспроизводства, так называемые модели роста. На этой базе построена ихконцепция экономического роста.2.3 ИнституционализмКак течение экономической мысли (связанное с именами Веблена, Коммонса,Митчелла), институционализм сравнительно молод: его возникновение иоформление как научной школы относится к к. ХIX века. Но уже к 30-м годамнашего столетия идеи институционализма получают широкое распространение всреде историков, экономистов и социологов. Первый период развитияинституционализма получил наименование так называемой старой негативнойшколы. Второй этап продолжался с 40-х по 60-е годы ХХ века; с начала 70-хгодов открывается новый – и пока последний – этап в развитииинституционализма.Институционально-социологическое напрвление, объектом исследования которогоявляются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы,государства. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности.Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, противмилитаризации экономики, за индикативное государственное планированиеэкономики, за гарантированные доходы, за расширение государственныхсоциальных программ, за организацию государством переквалификациюработников в связи с технологической безработицей. Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаютсятеории: индустриального, постиндустриального, технотронного,информационного общества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Теневая экономика в современном...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Сущность власти Введение. Понятие «власть»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Исследование формирования классической школы в школе экономической мысли Мартыновского

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Психология введение понятие...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Власть, сила, насилие План....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Семантическая категория...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Москва во время Новой экономической...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Вместе с тем само понятие ''водоросли'' в научном отношении страдает большой неопределённостью. Это заставляет специально рассмотреть...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Политэкономические школы и направления введение экономической науки в Древнем Мире не существовало. Само понятие«экономика» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Просвещение и наука эпохи...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<