Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка»




Скачать 369.91 Kb.
НазваниеКурсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка»
Дата публикации18.12.2013
Размер369.91 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. Противоречия рынка

| ||МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ || ||ФИЛИАЛ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ||ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ||ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ || ||КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ||УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ || ||КУРСОВАЯ РАБОТА || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» || ||Исполнитель: |Руководитель: ||студент 3-го курса | ||специальности 0608 |Каюкова Е. В. ||Кондратьев А. В. | || || ||г. Южно-Сахалинск ||2001 г. | План:|Введение |4 ||1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости |7 ||1. 1. Понятие рынка |7 ||1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости |8 ||1. 3. История возникновения обмена и рынка |11 ||2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной |14 ||экономики | ||2. 1. Сущность рынка |14 ||2. 2. Функции рынка |15 ||2. 3. Виды рынка |18 ||2. 4. Понятие рыночной экономики |20 ||3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной |23 ||экономики, рынок и государственное регулирование | ||3. 1. Преимущества рынка |23 ||3. 2. Недостатки рынка |25 ||3. 3. Институты рыночной экономики |26 ||3. 4. Государственное регулирование рынка |28 ||Заключение |38 ||Список использованной литературы |41 ||Приложение 1 |43 |Введение Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночнаясистема оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основныхэкономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрелацивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономическийоблик будущего во всех странах мира. Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в странеотвергались товарно-денежные отношения соответствующие им формсобственности, а практика развития национальной экономики почти полностьюбыла изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное иполунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающиммногие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехваткатоварного продовольствия). В результате этих и многих других проблем сталипостепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок. Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, егосущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка. В соответствии с целью автор определяет следующие задачи: 1. Рассмотреть общие основы товарного производства, товара, стоимости.История возникновения обмена, рынка. 2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основныецели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков. 3. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка,особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическоерегулирование. 4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли вжизни общества. На основании рассматриваемых автором статей, учебников, научнойлитературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена вомногих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучалиуже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты,которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономическихотношений. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения исписка литературы. В первой главе целесообразно выделить, что человечество большую частьсвоей истории прожило без рынка, было развито натуральное хозяйство. Затемперешли к товарному хозяйству, в результате чего экономический субъектстремился достичь Частных интересов и разделить труд междутоваропроизводителями. Сначала развивался обмен, который повлек за собойразвитие рынка. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основутоварного хозяйства. Рынок – понятие многомерное, поэтому достаточно трудноохарактеризовать его однозначно. Во второй главе говориться о сущности рынка, который выполняет рядфункций. В экономике принято выделять следующие типы рынков: пообщественному разделению труда, по степени ограничения конкуренции, постепени регулируемости, по организации рыночного обмена, по соответствиюзаконодательным нормам, по экономическому назначению объектов рыночныхотношений. Эти все виды рынка взаимосвязаны между собой и развиваютэкономику в целом. В третьей главе автор рассматривает положительные и отрицательныестороны рынка. Развитие рынка привело к его усложнению, это вызвалоформирование и усложнение его инфраструктуры. Рыночная экономика не можетсуществовать и функционировать без государственного регулирования. Этонеобходимо для самого рынка, представляющее условие его надежной работы. Ногосударство не должно злоупотреблять вмешательством в экономику, так какэто может повлечь за собой негативные последствия.1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости 1. 1. Понятие рынка Можно дать несколько определений рынка. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства иобращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, инымисловами, отношение спроса и предложения. Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающаямежду собой производителей и потребителей продукции. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена илипредставляют как обмен, организованный по законам товарного производства иобращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупностьсуществующих и потенциальных покупателей товара[1]. В книге «Экономикс»указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместепокупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги[2]. Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер,Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрываетсяпьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионыпотребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в какомколичестве покупать; огромное число предпринимателей – что и какпроизводить; владельцы факторов производства – кому и как эти товарыпродавать. Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономическогоразвития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Егосущность отражает совокупность отношений товарного обмена всеххозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованныутверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определеннуюсистему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфереобмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов ипокупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена,спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, чтовключается в понятие «рыночный механизм». Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономическихусловиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль всистеме общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве,распределении, обмене и потреблении. 1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости Товар – продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребностьпокупателя и обмениваться посредством купли-продажи. Товар обладает двумясвойствами. Первое – потребительная стоимость, которая характеризует неповторимостьтоваров, создается конкретным трудом с определенными профессиональнымикачествами (пекаря, тракториста и др.), характеризуется полезнымисвойствами. Она отталкивает товары друг от друга, делает их непохожими(хлеб, масло, сыр, самолет). Количественная определенность товаров связанас потребностью и ограниченностью ресурсов. Стоимость – это второе свойство товара – создается абстрактным трудом,т.е. затратами энергии в физиологическом смысле Затраты абстрактного трудаделают все товары соизмеримыми, похожими друг на друга, однородными. Нарынке эти затраты признаются как общественно необходимые затраты труда. Закон стоимости. Бенджамин Франклин, а затем через 50 лет Адам Смитобъяснили рыночный обмен на основе теории трудовой стоимости. Давид Рикардоуточнил содержание закона стоимости, сущность которого в том, что обментоварами на рынке осуществляется в соответствии с общественно-необходимымизатратами труда на их производство. То есть стоимость создается впроизводстве, а признается как общественно-необходимые затраты лишь нарынке. При этом взаимодействуют три главных черты (требования) законастоимости: 1) закон стоимости отвергает индивидуальные затраты на производство, ацена товара на рынке всегда ориентируется на общественно-необходимыезатраты труда; 2) стоимость товара (величина общественно-необходимых затрат труда наего производство) является центром притяжения цены; 3) цена товара отклоняется от его стоимости под воздействием законаспроса и закона предложения. Колебания рыночных цен вокруг стоимости товара имеют три принципиальныхварианта: 1) D = S – спрос и предложение на данный товар на данном рынке примерноравны, поэтому цена товара совпадает с его стоимостью; 2) D > S – спрос превышает предложение, и цена товара будет выше егостоимости (возникает конкуренция среди покупателей); 3) D < S – спрос меньше предложения, поэтому цена отклоняется вниз отстоимости, возникает конкуренция среди продавцов, которая создаетэкономическое давление на товаропроизводителя. Закон стоимости рыночной экономики имеет следующие функции: 1. Регулирующая функция состоит в том, что закон стоимости (через цены)регулирует объемы производства и продажи отдельных товаров, а вместе с темструктуру всего общественного производства, распределение средствпроизводства и труда между отраслями. Происходит это регулирование черезотклонение цен от стоимости товаров на рынке. Равенство спроса ипредложения при данном уровне цен (рыночное равновесие) позволяет сохранятьи стабильный объем производства. Если же спрос на товар будет меньше, чемего предложение, то цена будет ниже стоимости, а производство данноготовара станет экономически невыгодным. Это ведет к сокращению производстваневыгодного товара, к перемещению средств производства и рабочей силы вдругие отрасли. Наоборот, при превышении спроса над предложением цена товара будет вышеего стоимости, что способствует расширению производства, притоку капитала,средств производства и рабочей силы в выгодные отрасли. В итоге структураобщественного производства приводится в соответствие со структуройобщественных потребностей, а точнее, с платежеспособным спросом населенияна товары и услуги. Это обеспечивает бездефицитность экономики,предупреждает товарный голод, спекуляцию, обесценивание денег, снижениеуровня потребления. 2. Стимулирующая функция закона состоит в его воздействии на снижениезатрат на производство, повышение производительности труда, эффективностипроизводства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса.Цена товара колеблется вокруг средних общественно-необходимых затрат труда.Это означает, что рынок создает постоянное экономическое стимулированиетоваропроизводителей, побуждает их к снижению индивидуальных затрат напроизводство товара (ниже общественно-необходимых затрат труда), чтообеспечивает им устойчивое положение на рынке. Но для этого каждыйтоваропроизводитель должен повышать производительность труда, рациональноиспользовать материально-технические ресурсы, повышать качество товаров набазе новой техники и технологии производства. 3. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей, осуществляетсоциальное расслоение под влиянием рыночной конкуренции и отклоненийиндивидуальных затрат на производство товара от уровня общественно-необходимых затрат труда. Закон стоимости благоприятствует сочетаниюмелкого, среднего и крупного производства, многообразию формхозяйствования, но в ходе конкуренции слабые утрачивают хозяйственнуюсамостоятельность, попадают в зависимость от более крупных и сильных. Таким образом, закон стоимости выражает отношение цены к общественнонеобходимому труду, затрачиваемому на производство товаров. В принципе чембольше труда затрачено на производство какого-либо товара, тем большеприходится за него платить. Но на процесс купли-продажи действует не толькотрудоемкость, но и многие другие факторы: качество товара, соотношениемежду спросом и предложением, степень монополизма продавцов и покупателей,государственная политика цен, количество выпущенных бумажных денег и т.д.Поэтому реальная цена почти всегда отклоняется от стоимости, но стоимостьвсегда остается тем средним положением, вокруг которого колеблются цены. 1. 3. История возникновения обмена и рынка Существуют три основных условия, сделавшие рынок объективнонеобходимым. Первое условие – общественное разделение труда, возникшее в глубокойдревности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделениятруда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая –выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновениекупечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализацияотдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан сростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводынуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не быливегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутриобшины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивныеформы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешнейМалайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена,удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их.Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставлялисвои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласиязабирали оставленные предметы, взамен оставив свои. Здесь мы имеем зародыш бартера – одной из простейших форм обмена.Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и«продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, анесколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы кпроизводству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда исмогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е.производство таких изделий, которые нужны их производителю не длясобственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющегополучить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами,появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей другихлюдей. Второе условие – это экономическая обособленность производителей.Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никтоне хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентноеколичество другого. А такое стремление возникает на основе экономическойограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность историческивозникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опиратьсяи на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-толокальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерныеобщества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. сгосударственным участием, и т.д.). Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо итретье условие – самостоятельность производителя, свободапредпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любойсистеме, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше просторадля развития рыночных отношений. Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации.Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становлениерынка – это не результат достижений разума, а следствие очень длительногоисторического развития. Таким образом, рынок – это обмен, организованный по законам товарногопроизводства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизмвзаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса ипредложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновениярынка нужны условия: общественное разделение труда, экономическаяобособленность производителей, свобода предпринимательства.2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики 2. 1. Сущность рынка Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места вхозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферыэкономической деятельности: 1. Производство. 2. Распределение. 3. Обмен. 4. Потребление. Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление,важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не можетбыть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. Визменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферахэкономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, гдеих еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначалакрупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет. Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. Запроизводством следует распределение, то есть система, определяющая, комудостанутся непосредственные результаты производства, кто станетсобственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль вформировании социальных отношений между людьми, в определении материальногоположения различных слоев общества. Но распределение – это не только следствие производства. От того, какраспределяются результаты труда, во многом зависит эффективностьпроизводственного процесса. Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобнораспределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Этостановится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае,сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства,а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обменаприобрело чрезвычайную историческую значимость. 2. 2. Функции рынка Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромноевоздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенныхфункций. Функции бывают: 1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставкина кредит рынок дает участникам производства объективную информацию обобщественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров иуслуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер,собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации ивыдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству,которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверятьсобственное производство с меняющимися условиями рынка. 2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условияхглубокого общественного разделения труда должны найти друг друга иобменяться результатами своей деятельности. Без рынка практическиневозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или инаятехнологическая и экономическая связь между конкретными участникамиобщественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточноразвитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимальногопоставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки,послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцупредоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. 3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одногоназначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат.Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласеноплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражениеобщественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ.Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой,чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре. 4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на всесферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим безконкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат наединицу продукции, поощряет рост производительности труда, техническийпрогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путемперелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуруэкономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задачгосударственного регулирования в странах с развитой рыночной системой. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса ипредложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал красширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. Врезультате стихийные действия предпринимателей приводят к установлениюболее или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая«невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет ввиду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем вэтом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем невходила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он частоболее действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когдасознательно стремится служить им»[3]. В современных условиях экономика управляется не только «невидимойрукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынкапродолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народногохозяйства. 5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система.Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение,беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищаетобщественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособныххозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым иэффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровеньустойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всехрозничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет смомента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет.Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, вусловиях концентрации производства и капитала монополизация деформируетсанирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизациянигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор»прекратился[4]. 2. 3. Виды рынка Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихсяразнообразными критериями и признаками. Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видахдеятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна имногообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типырынков: - легальный (официальный); - нелегальный (теневой), Нелегальный рынок – неотъемлемый элемент теневой экономики, под которойпонимается незаконная и незарегистрированная деятельность. Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции. Несмотря на специфичность каждого рынка, все они не тольковзаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, можетрассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников,которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, всвою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие насоседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях: - микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующихсубъектов при обмене; - макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства (в том числерыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальнойэкономики). Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия формсобственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, ихответственности за результаты своей деятельности, свободногоценообразования, конкуренции производителей, оптимального участиягосударства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующихэкономических рычагов. На внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономиквоздействует система мирохозяйственных связей, которые определилисодержание гипермакроэкономики. Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев.Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга: 1. По объектам рыночных отношений: - товаров и услуг; - средств производства; - рабочей силы; - ссудного капитала; - финансов; - ценных бумаг. 2. По географическому положению: - местный; - региональный; - национальный; - мировой. 3. По проявлению конкуренции: - свободный; - монополистической конкуренции; - олигополический; - монопольный (монопсонный). 4. По объему продаж: - розничный; - оптовый. 5. По механизму регулирования: - совершенной конкуренции; - несовершенной конкуренции; - регулируемый (под контролем государства). Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обменапредставляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единогобольшого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В своюочередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д. Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную,посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. 2. 4. Понятие рыночной экономики Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями иограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующиеосновные взаимосвязанные проблемы: 1. Что производить – это принятие решений о том, какие из возможныхблаг, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены вданном экономическом пространстве и в данное время. 2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из какихограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будутпроизведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги. 3. Для кого производить – это проблема, решающая, кому достанутсяпроизведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель.Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, егодолей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее. Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но вкаждой из них они решаются по-разному. При административно-команднойэкономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как идля кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен ипотребление через централизованную систему планов. В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанныепроблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредствомцен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждыйхозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаровиз условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли,использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат(решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и ихпотребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходамиразличных групп населения (их бюджетами). Важным условием развития экономической системы при использованиирыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора.Потребители должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия –производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщикиресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у нихлюдские и материальные ресурсы. Экономическая действительность характеризуется многочисленнымипротивоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товарыпри высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары поболее высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся кприятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы вобеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной платеи так далее. Каждый из участников экономического процесса стремитсяполучить свою выгоду: продавец – добиться возможно большей прибыли,потребитель – получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих другихпротиворечий, исключение хаоса, который могла бы породить свободапредпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и факторконкуренции. Система рыночных отношений представляет собой механизм, которыйвыполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиковресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, пооптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечениюсогласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решенияучастников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяютсистему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени.Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производствокоторой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющуюобразовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукциинеприемлем. Таким образом, сущность и позитивные функции рынка, лежащие в основерыночной экономики, делают такую систему хозяйствования, в принципе,достаточно эффективной. Однако, рыночные отношения не являются абсолютносовершенными. Недостатки рынка рассмотрены в следующей главе курсовойработы.3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной экономики, рынок игосударственное регулирование 3. 1. Преимущества рынка В условиях развитых рыночных отношений существует приоритетпотребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляетхозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своейдеятельности на требования потребителей. Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает: 1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяетдобиваться наименьших издержек. 2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об измененияхв спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов. 3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренциюоказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий ипоставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность вэффективном использовании ограниченных ресурсов. Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянноестимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, чтотребуют потребители, путем применения самой эффективной технологии.Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результатедецентрализованных решений, а не централизованного решенияправительства»[5]. Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы: 1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организациихозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующихсубъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для когопроизводить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов. 2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способностьперестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешнихусловий. 3. Рыночная система лучше других приспособлена для использованиядостижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и вконечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества. Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как:право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребленияконкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы изанятий. Основой этой системы является рынок, который за длительный периодубедительно доказал свои преимущества в использовании побудительныхстимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.3. 2. Недостатки рынка Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективнойсистемой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являютсяабсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитиеобщества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение ихинтересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению иобострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступенисуществования и развития общества. У рыночного хозяйства есть своиврожденные недостатки (несовершенства). Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийномдействии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики,неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановлениеравновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения. Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникаютмонополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всемиее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии дляограниченного круга субъектов рынка. В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономикуна удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне неспособствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества,не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формированиесоциальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержказдравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многихдругих социально ориентированных сфер. В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособногонаселения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельнозаботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальномурасслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальнуюнапряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия дляпроявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет,торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления. Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике,что подтверждает опыт России. Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягченыосуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны мерыгосударственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств впользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисторыночными источниками, а также меры социальной политики. 3. 3. Институты рыночной экономики Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамикаобеспечивается деятельностью «рыночных институтов» – специализированныхорганизаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время этиинституты связаны между собой и зависят друг от друга[6]. Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовойи розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором,обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений;рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службыи т.д. Деятельность всех этих звеньев инфраструктуры товарного рынка заполняетэкономическое «пространство», своеобразными «полюсами» которого являютсяпроизводители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаровзаключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественногопроизводства. Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынкаценных бумаг». Кредитный рынок – это рынок заемного капитала; его функционированиеобеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов,способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их вкредиты. На рынке ценных бумаг продаются прежде всего доли участия всобственности предприятия; это рынок собственного капитала, его основнойинститут – «фондовая биржа». Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составнойчастью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда. Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночнойинфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального иместного бюджета. Возникновение рынка ценных бумаг вызвано утверждением такой формыорганизации производства как акционерное общество. Их появление сталоестественным результатом развития производства в ходе его индустриализации,когда коренным образом менялись технические основы производства, росли егомасштабы, увеличивались размеры предприятий. Крупные предприятия, доказавпреимущество над мелкими, нуждались в значительных массах капитала,необходимых для инвестиций. Заметно выросли размеры первоначальногокапитала, т.е. суммы денег, позволяющие организовать производство.Отдельным предпринимателям стало не под силу открывать новые предприятияили совершенствовать уже действующие. Поэтому они были вынуждены объединитьсвои капиталы и создавать акционерные общества – предприятия, основнаячасть капитала которых образуется из взносов предпринимателей, становящихсяв силу этого «акционерами». Акционеры не несут личной ответственности подолгам предприятия. Ответственность здесь носит коллективный характер,риску подвергается только вложенный в предприятие капитал, а не личнаясобственность акционеров. Таким образом, совокупность связанных между собой институтов,действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции,составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация рыночнойинфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностямирынков, в пределах которых функционируют данные элементы. 3. 4. Государственное регулирование рынка «Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная системазаконодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующихсубъектов и определяющая правила «рыночной игры»[7]. Рыночная экономика доказала, что нет альтернативы при решении главныхэкономических задач. Во-первых, рынок обеспечил взаимосвязь производства ипотребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов трудаобособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, чтосостоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить илипродать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать «рыночнуюформу». В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективностипроизводства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен котстающим. Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрениианализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентнаярыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в которомобщество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряетсяболее новые технологии производства. «Невидимая рука» управляет на рынкеличной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количествомнеобходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, какправильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, илирегулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такоевмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент,который также составляет достоинство рыночной экономики, служитобстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночнаясистема способна координировать экономическую деятельность без принуждения.Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства.Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды,с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночнойсистемы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективностираспределение ресурсов и личной свободе. Избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-техническийпрогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества,которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособныйспрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны,образования, аппарата управления государством и другие необходимыемероприятия, в которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товарыдолжны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налоговграждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не можетпроисходить на рыночной основе. Другая проблема рыночной экономики связана с «внешними эффектами».Например, это загрязнение окружающей среды в результате деятельностипроизводства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственныйоборот. Сама экономика не способна «убрать» эти негативные последствия, этоведет к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оноизмеряет и перераспределяет доходы через государственный бюджет с цельюпогасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду.Устранение негативных внешних эффектов возможна через запрет эксплуатацииневосстанавливаемых природных ресурсов, применение вредных технологий,наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с помощьюштрафов, которые могут превышать выгоду нарушаемого производителя. « Всеэто дает возможность существенно координировать действия рыночногомеханизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепойигры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах»[8]. Третья проблема, связанная с социально-экономическими правиламиличности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика неможет существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникаетбезработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, алишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей,осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другиемероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своейволи утратили рабочие места. Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мерзаконодательного, исполнительного и контролирующего характераосуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательствогосударства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса ипредложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развитияэкономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектамигосударственного регулирования являются федеральные, региональные,муниципальные органы управления. Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдатьинтересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества,придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не былиущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а такжегосударственное регулирование направлено на защиту интересов будущегопоколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизироватьнегативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовыепредпосылки эффективного функционирования рыночной экономики. Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечиваютзащиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночныхсубъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольноезаконодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведетжестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводитантимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика –политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: илистабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободнымценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличенияпредложения, что требует стимулирования предпринимательской активности. Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство«берет» из своего бюджета, принимаются меры для Стимулирования рыночныхотношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательствонеобходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и дляустранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулированиепроисходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большуюроль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственныезакупки – регулируемые законодательством государственные расходы, которыевключают в себя все затраты государства на конечную продукциюпроизводителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи --выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондахпредприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственномудолгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономическихспадов применять стимулирующую политику – снижение налогов и увеличениегосударственных расходов. В периоды экономических подъемов Применяетсясдерживающая политика – увеличение налогов и сокращение государственныхрасходов. Государственные займы являются методом финансового регулированияв силу того, что используются правительством для финансирования расходов идефицита бюджета. Государственное регулирование имеет две модели: 1. Адаптационная модель. Эта модель основана на постоянномприспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании формсобственности и совместной деятельности государственного и частногосектора. 2. Координирующая модель. Она основана на планировании деятельности,прогнозирования и постоянных переговоров. Эта модель предполагаетпредупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемовгосударственного вмешательства. В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономическиеинституты – совокупность политических, экономических факторов, по средствамкоторых общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности иподдержания баланса. Широко используемым инструментом в области внешнейторговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы,таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимостиот того, в какой области государство воздействует на экономическиепроцессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструментывключают в себя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую политику. «Вболее широком плане в государственную экономическую политику включают такиеее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная,региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая,антимонопольная, природоохранная, внешнеэкономическая политика»[9]. Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методывоздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методыгосударственного регулирования. Прямые базируются на административных мерахвоздействия. Косвенные носят экономический характер. В первую очередьвыделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются нормаобязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка,операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценныхбумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции,регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговойполитике, без которой невозможно поднять экономику и организоватьраспределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политикугосударственных расходов. Эта политика осуществляет преобразованиепроизводства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблемубезработицы. Планирование – предопределение будущего, построение моделейнамечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроковдостижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, нарешение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение впоказателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целейделают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы возможных экономическихтраекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигаетсвоей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с различными препятствиями,которые могут привести к негативным последствиям. Государственное регулирование происходит за счет представительной иисполнительной власти. Но избранные и назначенные чиновники проводятполитику, исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечьсвою выгоду и максимизировать свое благополучие. Гипотеза о ролииндивидуального интереса в политической деятельности, в сущности,аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов вэкономической деятельности. В соответствии с этим потребитель стремитсяполучить максимальную полезность, а бизнесмен – максимальную прибыль.Политики же стремятся повысить свою должность. Таким образом, в политикепроисходят ошибки, которые не отражают интересы каждого человека. Чтобыизбежать этого, необходима хорошо оформленная общественная система, гделюди, которые управляют государством, стремились достичь интересы обществапри реализации собственных целей. То есть « нужна система, подобнаярыночной системе, при которой «невидимая рука» рынка направляет действиеиндивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественныхинтересов»[10]. Исследованиям взаимосвязи политических и экономических явлений,принятие общественных решений занимается теория общественного выбора.Центральное место в этой теории занимает проблема примирения различныхвзглядов, интересов членов общества по тем вопросам, по которым расходятсямнения избирателей. Эта теория также рассматривает деятельностьправительства, вопросы государственных финансов, фискальной и денежнойполитики, меры по сокращению бюджета страны и экономической стабильности имногое другое. Она задает вопросы – как, что и для кого – в масштабахобщества, как теория спроса и предложения изучает выбор в рамках частногосектора. Различие в том, что центральные фигуры озабочены тем, как победитьна выборах или продвинуться по иерархической служебной лестницы, ацентральные фигуры рынка – фирмы – стремятся получить максимальную прибыль.Но сама по себе государственная экономическая деятельность не являетсягарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономическиэффективного размещения ресурсов. Современные экономисты не переоцениваютроль государства в экономике, но государственные органы могут приниматьневерные решения. Например, существуют несостоятельные рынки типа монополийи загрязнение окружающей среды, так же может существовать инесамостоятельности правительства, когда вмешательство государства вэкономику ведет к убыткам или нежелательному перераспределению доходов.Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что в силучрезмерного вмешательства государства в рыночные процессы возможно принятиеневыгодных с точки зрения экономической эффективности общественных решений.Хотя они и не отрицают положительной роли государства, которое исправляетнесовершенства рыночного механизма в определенных рамках. Но сторонникисходятся во мнении, что именно государственное вмешательство вноситнеопределенность в экономическую систему. На их взгляд, государство внесетнаибольший вклад в достижение экономической стабильности, если будетпоменьше вмешиваться в экономику. Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, быланглийский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в состояниирешить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимостьгосударственной политики как средства, способного уравновешивать совокупныйспрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния,содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоятпринципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобыгосударство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система ценпредставляет собой механизм, способный обеспечивать общуюсбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, чтоименно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Носовременные экономисты считают, что в целях улучшения ) управленияэкономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяютсядостоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. «Управлять экономикой вотсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать однойрукой»[11]. Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства.Также нельзя говорить о достоинства их возможности государства, непривлекая при этом роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Если жегосударство стремится делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой,то происходит деформация рыночных процессов, повлекая за собой падениепроизводства, а значит, не будут удовлетворять потребности общества вцелом. В результате этого проводится разгосударствление. Вмешательствогосударства в рынок должно быть экономически оправданным и допустимым, вслучае повышения экономической эффективности. Таким образом, активноевмешательство в экономику – нормальное явление в жизни любого государства.По мере роста общественного разделения труда, усложнение хозяйственныхсвязей экономическая роль государства растет. Период противопоставлениярынка государству, а государства – рынку закончился. Сегодня не отрицается,что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, ноон не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно егосоциальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться каксила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражатьинтересы людей. Государство и рынок – две параллельно развивающиеся ивзаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решенияоб осуществлении экономической деятельности, проходится сопоставлять какдостоинства, так и недостатки рыночного механизма и государственногомеханизма регулирования экономики. Таким образом, перечисленные преимущества рынка делают его в принципедостаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночныеотношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономическихагентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают егонесовершенство. Это, в первую очередь, стихийность, которая порождаетэкономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствиестимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица исоциальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственнойэкономической и социальной политики.Заключение В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которыескладываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, атак же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитиемтоварного производства, вовлекая в обмен не только производственныепродукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля,лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществеохвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которойосуществляется связь производителей и потребителей, производства ипотребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение ипотребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы иреализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынокявляется главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределенияон является тем механизмом, который определяет размеры доходов длявладельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тотканал, через который потребителю поступает основная часть необходимых емупотребительских благ. Рынок – это то место, где определяется цена,являющаяся главным индикатором рыночной экономики. Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими передним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три главныхвопроса: 1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны бытьпредложены потребителям? 2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следуетприменить? 3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто можетпретендовать на их получение в свою собственность? Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые онрешает центральные проблемы экономики. Но функции рынка ограничены.Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынокбессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролироватьсферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка(социальная сфера, государственное управление и правопорядок,обороноспособность страны), но и следить за работой самого рыночногомеханизма. Государственное регулирование распространяет свое влияние насамые разные сферы экономики, экономической жизни. В условиях рыночнойэкономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственногорегулирования он носит довольно ограниченный характер. У компаний,предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможностисамоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, незатрагиваемые государственным регулированием. Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформироватьдействие рыночного механизма и лишить производство стимулов ксовершенствованию. В экономической теории различают различные виды рынков, которыеосновываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности.Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынкив единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельноезначение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно толькопри слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственногорегулирования и стимулирования ее развития. Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подаетсигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следуетпроизводить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечиваетсбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей всоответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытиерыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и«свертывает» устаревшее производство. В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколькоуспешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, ктопредложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях,оказывается победителем в конкурентной борьбе. Как не упорядочен, как ни регулируем современный рынок, его природаостается в основном неизменной – это столкновение продавцов и покупателей,обладающих полной свободой хозяйственной деятельности и поэтому абсолютносамостоятельно решающих для себя главные вопросы экономики: чтопроизводить? Как изготовлять? Кому и по какой цене продавать? Какиспользовать полученные доходы? Таким образом, можно сформулировать еще один рецепт экономическогопроцветания: для процветания страны необходимо поддерживать развитиерыночных механизмов и следить за тем, чтобы они работали на благо, а не вовред национальной экономике.Список использованной литературы: 1. Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 1999, 385 стр. 2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, 266стр. 3. Булатов А. С. Экономика. М., 1999, 786 стр. 4. Дискин И. Е.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» iconКурсовая работа по макроэкономике на тему: «Свободные экономические...

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» iconКонтрольная работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Роль...
«человек экономический». И тем не менее, экономическая деятельность людей – существенная характеристика реализации человеческой личности,...

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» iconКурсовая работапо дисциплине Экономическая теорияНа тему «Деньги:...
...

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» iconКурсовая работапо дисциплине Экономическая теорияНа тему «Деньги:...
...

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» icon1. Наука: понятие, предмет, и функции
Великий немецкий философ Г. Гегель назвал философию квинтэссенцией духовной жизни человека. Что обеспечивает ей такую важную роль...

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Рынок и...
«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах»

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Рынок и...
Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» iconКурсовая работа На тему: Функции государства
Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей,...

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» iconКурсовая работа по педагогике На тему: «Сущность и содержание воспитания»

Курсовая работа || ||на тему «Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. ||Противоречия рынка» iconКурсовая работа на тему: Инновационные конфликты: сущность и содержание

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<