Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия»




Скачать 372.02 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия»
Дата публикации21.12.2013
Размер372.02 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Таможенное регулирование в России

Один из ВУЗов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» тема: Таможенное регулирование в России|Выполнил: ||Я || ||Руководитель: ||Одна приятная ||женщина | Санкт-Петербург 2004 Оглавление 1. Введение 2 2. Цели и функции таможенного регулирования 3 3. Таможенное регулирование: методы его осуществления 6 4. Понятие, предмет и метод таможенного права России 7 5. Таможенные платежи 11 5.1 Таможенный тариф Российской Федерации 12 6. Валютный контроль в таможенных органах 19 7. Присоединение России к ВТО 21 7.1 Цель создания и основные функции ВТО 21 7.2 Основные проблемы присоединения России к ВТО 23 8. Заключение 26 9. Список источников 28 Введение Тема данной курсовой работы «Таможенное регулирование в России». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политикив современной экономической жизни. Таможенная политика государства играетрешающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотнопостроенная налоговая система в области внешнеэкономическойдеятельности, ее структура, цели налоговой политики окажутогромное влияние и на функционирование экономики в целом, и навсе макроэкономические показатели развития страны, и напредпринимательскую активность юридических и физических лиц. Такимобразом, налогообложение является одной из важнейших составляющихвнешнеэкономической политики государства. Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которогогосударство может и стимулировать рост отечественного производства,особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввозимпортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей кконкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в светевступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Этопотребует значительных изменений в таможенной политике государства, в томчисле снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования нароссийском рынке отечественных и зарубежных производителей. В курсовойработе для более полного освещения темы будут рассмотрены правовые аспектытаможенной политики, системы государственных таможенных органов, а такжетаможенные платежи, их виды, и их роль во внешнеэкономической деятельностигосударства. Существование противодействующих друг другу государств, ставит переднациональными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, втом числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны,происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическаядеятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольнойсферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась:Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли,открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов. Основная задача государства в области международной торговли – помочьэкспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товарынаиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделавиностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтомучасть методов государственного регулирования направлена на защитувнутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, преждевсего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формированиеэкспорта. Средства регулирования внешней торговли могут принимать различныеформы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы,налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемыили количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии,«добровольные» ограничения экспорта и т. д.). Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целямииспользования которых являются получение дополнительных финансовых средств(как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговыхпотоков (более типично для развитых государств) или защита национальныхпроизводителей (главным образом в трудоемких отраслях). Именно поэтому важно оценить эффективность таможенногоналогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а такжепроанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарныхпозиций. Цель курсовой работы - раскрыть действующую системуналогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации,рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, основныецели и инструменты осуществления таможенного регулирования, а такжеосветить основные проблемы, связанные с присоединением России к ВТО. Цели и функции таможенного регулирования Основной целью таможенного регулирования любого государства являетсяобеспечение его экономических интересов, а именно: . участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики; . содействие проведению структурной перестройки; . обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства; . обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России; . участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка; . стимулирование развития национальной экономики; . содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; • иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием иПравительством Российской Федерации. В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложеныследующие основные функции: . защита экономических интересов РФ; . обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; . принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; . взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; . осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; . проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области. Предусмотрен блок функций международного характера: . участие в разработке и выполнении международных договоров РФ; . сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования.[3,c.15] Термин «таможенное регулирование» в его современном пониманииохватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный свнешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамкахпроводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носитмногоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов ипотребностей современного российского общества. Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможеннаяполитика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границуРоссийской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенныхплатежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средствапроведения таможенной политики в жизнь. Из самого словосочетания «таможенное регулирование» следует, что оно всобственном смысле слова означает деятельность, причем деятельностьспециализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно,прежде всего, как деятельность. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению РоссийскойФедерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства навыработку таможенной политики, инструментом практической реализации которойявляется таможенное дело, а также обеспечивает единство таможеннойтерритории и централизацию таможенного дела в стране. Единство таможенной территории и таможенного регулированияконкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории РоссийскойФедерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, икаких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг ифинансовых средств». Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можнопредставить следующим образом: 1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; 2) таможенные режимы; 3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; 4) таможенное оформление; 5) таможенный контроль; 6) предоставление таможенных льгот; 7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредствомпополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей приперемещении товаров и транспортных средств через таможенную границуРоссийской Федерации. Регулятивные цели достигаются посредством установления ставокэкспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможеннуюграницу Российской Федерации, а также путем установления запретов иограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений наввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защитегосударственной безопасности страны, общественного порядка, жизни издоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностейобщества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; вобеспечении интересов российских потребителей; в борьбе с незаконнымоборотом через таможенную границу Российской Федерации Наркотическихсредств, оружия, предметов художественного, исторического иархеологического достояния и т. д. .[6,c.48] Таможенное регулирование: методы его осуществления Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономическогосуверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественнойторговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятийвсегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой,являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политикигосударства. Направленность целей таможенного регулирования на защиту российскогорынка товаров и на стимулирование развития национальной экономикиобусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российскогогосударства. Как составная часть внешней политики государства, таможенноерегулирование России призвано, таким образом, реализовыватьвнешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищатьнаходящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшегоразвала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с цельюоживления, оздоровления и последующего подъема. Формирование таможенного регулирования любого государства предполагаетналичие двух важных методов его достижения — это протекционизм ифритредерство. Протекционизм — это меры, направленные на защиту собственнойпромышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции навнутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы иограничение импорта. Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякиепомехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а такжеспособствует более выгодному международному разделению труда иудовлетворению потребностей рынка. Протекционизм и фритредерство имеют свою российскую историю. Линияпротекционизма в российской таможенной политике просматривается со временцарствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российскогопротекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывозроссийских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимыев стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых вРоссии было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либовообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции втаможенном регулировании России, хотя в основном это происходило подвлиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображенийчисто экономического характера. К сожалению, этот опыт слабо относится к современной российскойтаможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильнойзависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладанияна рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможеннаяполитика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическимисредствами и вынуждена опираться на административные методы. Административные инструменты регулирования внешней торговли простонеобходимы на современном этапе. С их помощью государство в условияхсамостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческихопераций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнятьторговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностраннойвалютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимыхстране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютногодолга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в областиограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отменыдискриминационных мер в странах — торговых партнерах России. .[6,c.110-118] Понятие, предмет и метод таможенного права России В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночныхотношений российское государство серьезно заинтересовано в наличиитаможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интересзаключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода копределению правовых, экономических и организационных основ таможенногодела. Отличительной особенностью любой отрасли права являются присущиетолько ей специфические предмет и метод правового регулирования. Итаможенное право в этом смысле не исключение. Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридическойнауке принято понимать более или менее однородную группу общественныхотношений, регулируемой нормами той или иной отрасли права. Предметправового регулирования является основным критерием систематизациидействующих в России правовых норм по тем или иным отраслям. Метод правового регулирования отражает и выражает — в какого родаволевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоятьучастники соответствующих правоотношений. Это могут быть отношенияподчинения, равенства и т.д. Методы правового регулирования, присущие темили иным отраслям права, во многом зависят от предмета правовогорегулирования и от структуры входящих в него общественных отношений. Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различныхотраслей права: конституционного, административного, гражданского,уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части — и нормамимеждународного права. Все эти разнородные по своему характеруправоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают всвязи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортныхсредств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющегопризнака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественныхотношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяетсудить и о комплексности таможенного права как отрасли. [14] В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного делаопределена Таможенным кодексом РФ. В зависимости от конкретных целей ихвозникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений,входящих в предмет регулирования таможенного права: • общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела в Российской Федерации; • общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств; • общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей; • общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления; • общественные отношения, связанные с валютным контролем; • общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; • общественные отношения, связанные с совершением уголовных преступлений в сфере таможенного дела; • общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела; • общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений; • общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов; • общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц; • общественные отношения, связанные с участием России в международно- правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены). [5,c.217] Теперь о методе правового регулирования отношений в сфере таможенногодела (методе таможенного права). В теории права различают два основных метода правового регулированияобщественных отношений — корпоративный (основанный на власти и подчинении)и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе их действийв определенно установленных нормой пределах). Иными словами - авторитарныйи демократический. Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоитв целенаправленной деятельности государства по регулированиювнешнеэкономической деятельности посредством установления порядка и условийперемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств,поэтому в таможенно-правовом регулировании превалирует властный(императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможныхобязательных предписаний, запретов и ограничений. Предписания выражаются в возложении прямых обязанностей, как натаможенные органы, так и на лиц, перемещающих товары, по совершениюопределенных действий (например, по таможенному оформлению и т.п.),предусмотренных соответствующей таможенно-правовой нормой. Запреты — это те же предписания, но они возлагают обязанность научастников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия вусловиях, предусмотренных правовой нормой. Исходя из приведенной выше характеристики предмета и метода таможенно-правового регулирования, можно сделать вывод, что никакая другая отрасльроссийского права подобного предмета и метода правового регулирования неимеет. А следовательно, таможенное право такое же самостоятельноеобразование в российской правовой системе, как и базовые отрасли права:конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако вотличие от них, таможенное право является комплексной отраслью праванаряду, например, с муниципальным, предпринимательским правом и рядомдругих отраслей. Таким образом, таможенное право можно определить как комплекснуюотрасль российского права, представляющую собой систему правовых нормразличной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются либосанкционируются государством и предназначены для регулирования общественныхотношений в сфере таможенного дела.[4,c.54] Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное иочень большое значение в структуре права имеют его принципы. Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципыи принципы отраслевого характера. К общеправовым принципам таможенногоправа относятся: • принцип уважения прав и основных свобод человека; • принцип законности, принцип координации и взаимодействия государственных органов; • принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования; • принцип научности; • принцип гуманности; • принцип наибольшего благоприятствования; • принцип приоритета международно-правовых норм и ряд других. Одним из ведущих принципов таможенного права является принцип уваженияправ и основных свобод человека, поскольку в Основном законе нашей стране -Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Принцип законности предполагает необходимость строгого соблюдениявсеми субъектами таможенного права Конституции РФ и ее законов, а такжепринятых в соответствии с ними подзаконных нормативно-правовых актов. Принцип координации и взаимодействия государственных органов означаетнеобходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иныхотраслей права. Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принциптаможенного права означает отнесение таможенного регулирования кисключительному ведению Российской Федерации, а также полноту имасштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сферетаможенного дела, т. е. максимально возможное обеспечение именно правовогорегулирования этого вида отношений. Принцип научности в таможенном праве предполагает его опору надостижения финансовой, экономической и правовой науки, а также надостижения научно-технического прогресса при реализации таможенной политикигосударства и отражен, в частности, в нормах ТК РФ, регулирующих формы иметоды таможенного контроля. Принцип гуманности очень широко применяется в таможенном праве инаходит свое отражение, в частности: • в запрете свободного провоза через таможенную границу оружия, наркотиков и ряда иных предметов; • в наличии льгот по таможенному оформлению грузов, являющихся гуманитарной помощью; • в наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил; • в возможности назначения более мягкой меры воздействия за нарушение таможенных правил, чем это предусмотрено соответствующей нормой; • в целом ряде иных таможенно-правовых норм. Повсеместно применяемый в мировой практике принцип наибольшегоблагоприятствования используется в российском таможенном праве дляустранения либо минимизации различного рода нетарифных барьеров(лицензирования, квотирования и пр.) при осуществлении внешнеторговойдеятельности в Российской Федерации. Принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлениюнашей страны к активному участию в международном сотрудничестве в областитаможенного дела. В связи с этим Таможенным кодексом РФ установлено, чтоесли международным договором России установлены иные правила, чем те,которые предусмотрены внутренним российским законодательством, топрименяются нормы международных договоров. Среди других общеправовых принципов таможенного права следует отметитьпринцип юридического равенства, принцип объективной истины, принципсудебной защиты субъективных прав и др. Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие: • принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства; • принцип единства таможенной территории, основанный на нормах Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное перемещение по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для такого перемещения; • принцип единства ставок таможенных пошлин, в соответствии с которым ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов.[7,c.93] Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможеннойполитики является система таможенных платежей. Таможенные платежи В Таможенном кодексе РФ определены следующие виды таможенных платежей:таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенныесборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров;таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата заинформирование и консультирование; плата за принятие предварительногорешения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензийтаможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы за выдачуквалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновлениедействия аттестата. Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих вразвитых государствах и в России. Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные итранзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. Внастоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины натовары, ввозимые в страну. Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенномтарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимыхнациональных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставкиустанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорнаятаможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара(специфическая таможенная пошлина).[11] По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, поспецифическим ставкам - готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обеставки. Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок дляодного и того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные,максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другимтоварам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, атакже ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - котдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений. В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на: . фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов; . протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; . антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары; . преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др. Таможенное законодательство и опыт его применения в зарубежныхгосударствах были учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе»,который вступил в силу с 1 июля 1993 г. В нем регламентированы положения,связанные с формированием и применением таможенного тарифа РоссийскойФедерации. [7,c.32]1 Таможенный тариф Российской Федерации Основными целями таможенного тарифа (ст. 1 Закона РФ «О таможенномтарифе») являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютныхдоходов и расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивныхизменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; защитанациональной экономики от неблагоприятного воздействия иностраннойконкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции российскойэкономики в мировую экономику. Сфера действия рассматриваемого Закона ограничена единой таможеннойтерриторией Российской Федерации. Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ приввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этойтерритории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин,применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ исистематизированным в соответствии с Товарной номенклатуройвнешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется вотношении ввоза (импорта) товаров на таможенную территорию РФ и вывоза(экспорта) товаров с этой территории. Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозныхтаможенных пошлин в пределах, установленных данным. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым ониприменяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования,устанавливаются Правительством РФ. В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин: . адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; . специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; . комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Кроме того, для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаровПравительство РФ может устанавливать сезонные пошлины, срок действиякоторых не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенныхпошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются. И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могутвременно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые,компенсационные. Специальные пошлины могут применяться в двух случаях: как защитнаямера, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и наусловиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественнымпроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; какответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересыРоссии со стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможеннуютерриторию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость встране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб илиугрожает нанесением материального ущерба отечественным производителямподобных товаров либо препятствует организации или расширению производстваподобных товаров в России. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможеннуютерриторию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо иликосвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб илиугрожает нанесением материального ущерба отечественным производителямподобных товаров либо препятствует организации или расширению производстваподобных товаров в РФ. Ставки особых пошлин устанавливает правительство РФ. Следует отметить,что применение особых видов пошлин довольно затруднительно, т.к. требуетпредварительного и сложного расследования, осуществляемого по инициативегосударственных органов управления РФ. [7,c.84] Своего рода несущей конструкцией Закона РФ «О таможенном тарифе»является таможенная стоимость товара, используемая для: обложения товарапошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мергосударственного регулирования торгово-экономических отношений, связанныхсо стоимостью товаров, включая осуществление валютного контролявнешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии сзаконодательными актами РФ. Из положений, характеризующих порядок определения таможенной стоимоститовара, порядок и условия ее декларирования и др., особо выделим следующие: . система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ; . порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливает правительство РФ. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливает также правительство РФ, но на основании положений данного Закона; . таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации; . при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные данным Законом; . начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Важно отметить, что на основе таможенной стоимости товаров итранспортных средств исчисляются, кроме того, НДС, акцизы, и таможенныесборы. Поэтому характеристике методов определения таможенной стоимости товарапосвящен целый раздел Закона РФ «О таможенном тарифе». Определение стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ,производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимымитоварами (основной метод); по цене сделки с идентичными товарами; по ценесделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости;резервного метода. Принцип их применения следующий: если основной метод неможет быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленныхметодов. При этом каждый последующий применяется, если таможенная стоимостьне может быть определена путем использования предыдущего метода. При изучении методов по цене сделки с идентичными и однороднымитоварами важно учитывать признаки идентичности и однородности товаров.Тщательного анализа заслуживают и методы на основе вычитания и сложениястоимости. В первом случае в качестве основы для определения таможеннойстоимости товара принимается цена единицы товара с вычитанием из нееопределенных расходных компонентов. Во втором случае в качестве такойосновы принимается цена товара, рассчитываемая путем сложения стоимоститрех групп компонентов. Резервный метод вступает в силу тогда, когдатаможенная стоимость товара не может быть определена декларантом врезультате последовательного применения предыдущих методов или когдатаможенный орган аргументированно считает, что предыдущие методыопределения таможенной стоимости не могут быть использованы. В этом случаетаможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировойпрактики ценообразования (ценовую информацию декларанту предоставляеттаможенный орган). [4,c.237-240] Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящен определениюстраны происхождения товара, принципы которого основываются на существующеймеждународной практике. Обратим внимание на ключевые положения: . страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза товара с этой территории, . страной происхождения товара является страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными данным Законом; . для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении товара; обязательное предоставление указанного сертификата необходимо при ввозе товара на таможенную территорию РФ; . сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении.[17] Специальный раздел посвящен предоставлению тарифных льгот. Здесьопределены существо и виды тарифной льготы (тарифной преференции); указанытовары, подлежащие освобождению от пошлины; зафиксированы условияпредоставления тарифных преференций и тарифных льгот в отношенииопределенных государств и определенных товаров. И, наконец, в свете проработки вопроса о присоединении России кГенеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) чрезвычайно важнойпредставляется последняя статья ст. 38 Закона РФ «О таможенном тарифе», вкоторой записано: «Если международным соглашением, участником которогоявляется Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которыесодержатся в настоящем Законе, применяются нормы международногосоглашения». Практически все страны, участвующие в международной торговле,используют таможенный тариф как одно из важных средств регулированиявнешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровняставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение,не было в прошлом, нет и в настоящее время. Такие инструменты как тарифные и нетарифные барьеры могут существенновлиять на общую эффективность промышленной политики. Один из самыхэффективных инструментов защиты внутреннего рынка - таможенные тарифы -Россия может использовать в очень ограниченных масштабах по следующим двумпричинам: Россия провела унификацию тарифов вне переговоров с ВТО, темсамым, не только ослабив свою переговорную позицию. Во-вторых, качество иэффективность таможенного администрирования остаются чрезвычайно низкими.[3,c.159] В настоящее время действуют ряд методов определения таможеннойстоимости: . по цене сделки с ввозимыми товарами; . по цене сделки с идентичными товарами; . по цене сделки с однородными товарами; . вычитания стоимости; . сложения стоимости; . резервного метода. В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности можетиспользоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставоктаможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработкитоваров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам,полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются повысоким ставкам таможенных пошлин.[16] Рисунок 1. Порядок применения ставок таможенного тарифа РФ [11][pic] Помимо тарифного регулирования внешнеэкономических связей вмеждународной торговле используются и так называемые нетарифные ограничения(нетарифные барьеры). Последние можно классифицировать по следующимгруппам: барьеры экономического характера; барьеры административногохарактера; установление монопольного (государственного) канала для импорта;технические н другие специальные требования. Барьеры экономического характера включают антидемпинговые меры,налогообложение, меры валютного и финансового характера. Налогообложение врассматриваемом аспекте представляет собой введение различного рода налогови налоговых платежей с импортеров, широко используемых в международнойторговле. К ним относятся: . налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортера в некоторых странах; . налог с оборота (или налог на продажу); . скользящие компенсационные сборы; налог на потребление; акцизные сборы; . специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе; . сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза; . гербовый сбор; . статистический сбор; . сборы на развитие национального экспорта; . благотворительный сбор; . лицензионный сбор; . консульский сбор и др. . К мерам валютного и финансового характера относят: . множественность валютных курсов; . налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение; . импортный депозит; . систему предварительной оплаты пошлин и налогов. [16] Не одно десятилетие существуют и барьеры административного характера,которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В реестр таких мервключены запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения илицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта. Наибольшее распространение получили квоты. Государство выдаетограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз), и запрещаетнелицензированный импорт (экспорт). Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные.Распространены следующие виды лицензий: . разовая индивидуальная; . генеральная; . лицензирование с целью наблюдения; . выдача разрешений на импорт для избранных покупателей; . обусловленность выдачи лицензий закупками аналогичных товаров на внутреннем рынке; . выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от его экспортной деятельности; . выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием; . лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции. В группу технических и других специальных требований включают:национальные стандарты, системы сертификации и прочие нормы; требования,устанавливаемые санитарно-ветеринарными и эдравоохранительными органами;требования экологического характера; требования к упаковке и маркировкетовара. В современных условиях все без исключения государства регулируют своювнешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через нетарифныеограничения. Валютный контроль в таможенных органах Мировая практика подтверждает невозможность организации эффективноговалютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговойдеятельностью без активного участия в этой работе таможенных органов.Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что периодосуществления таможенного контроля является последней возможностью дляпредотвращения возможного нарушения законодательства, в том числе,валютного. Понимание этого послужило основанием для определения функций иполномочий таможенных органов при осуществлении валютного контроля.Компетенция таможенных органов в этой части зафиксирована в ст. 199Таможенного кодекса Российской Федерации: . таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль над перемещением лиц через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. С получением ГТК России в июне 1993 г. статуса органа валютногоконтроля и определением компетенции таможенных органов в части контролявалютных операций в торговом обороте впервые в России появилась реальнаявозможность создания практических технологий контроля. Перед Центральнымбанком РФ ГТК России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработатьи ввести в действие соответствующие механизмы. В первую очередь речь шла об организации контроля над исполнениемвалютных операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнениявнешнеторговых договоров купли-продажи. Объективно, в настоящий момент экономическая ситуация в Россиисоответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляютсянегативные тенденции “бегства” от национальной валюты, сокрытия средств отналогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. ЦБР и ГТК Россиибыло принято решение о разработке в первоочередном порядке системывалютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютных средств,получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт. При этом действие технологии таможенно-банковского контроляограничивается поставками товаров в таможенном режиме экспорта с расчетамив валюте, отличной от валюты Российской Федерации. Таким образом, вне зоны действия рассматриваемых контрольныхмеханизмов остались поставки товаров с расчетами в валюте РФ, а такжетовары, вывозимые в соответствии с прочими таможенными режимами. Наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системыконтроля, а ее завершающий этап - применение к нарушителям установленныхсанкций. В настоящий момент в случае непоступления валютной выручки вустановленные актами законодательства сроки, таможенные органы обязанызаводить и принимать к производству в отношении лиц, осуществивших экспорттоваров, дела о нарушении таможенных правил в соответствии Таможеннымкодексом Российской Федерации. Очередным шагом по развитию системы валютного контроля стало введениев действие с 1996 г. совместной Инструкции ЦБ России и ГТК России “ Опорядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей виностранной валюте за импортируемые товары”. Необходимость введения данной контрольной системы обусловленазначительными переводами за рубеж валютных средств, не подтвержденныхпоставками импортируемых товаров. В соответствии с Указом Президента от 21.11.95 г. № 1163 импортеры-резиденты в случае необеспечения ввоза товаров на территорию России несутответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной суммеиностранной валюты, ранее переведенной в оплату товара. Взыскание штрафов осуществляется Федеральной службой России повалютному и экспортному контролю. С ноября 1996 г. на уже существующей технологической основе обработкиинформационных потоков для осуществления мер государственного регулированияначат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок. Положительные тенденции в действии системы - это переход наобщепринятые формы расчетов, повышение активности клиентов в части принятиявсех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки. Сталиразвиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам, сокращаютсясроки оплаты экспортированного товара. Начинает складываться взаимодействиетаможенных органов с другими ведомствами в связи с решением вопросов,требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами впроцессе валютного контроля. Вместе с тем, следует отметить и некоторые негативные моменты,существенно влияющие на эффективность применения системы ТБВК: . отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте РФ); . необходима доработка правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок; . неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями контракта; . недостаточная эффективность завершающего этапа ТБВК, прежде всего - применение мер воздействия к нарушителям.[5, c. 163] Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК в первую очередьслужит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющейпринципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанностигосударственных органов, осуществляющих такой контроль. Работа в данномнаправлении ведется, в стадии проработки находятся предложения по внесениюизменений в Таможенный кодекс, в Закон РФ “О валютном регулировании ивалютном контроле”, в другие нормативные акты, затрагивающие проблемывалютного контроля. Присоединение России к ВТО1 Цель создания и основные функции ВТО Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировойторговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставалисьоткрытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных ипроизвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеютправо на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер дляограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи снаступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи снарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловыесообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены опреимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромнаясложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от неевыгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, чтоэта правовая система не только коммерчески выгодна производителям иторговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.[9] Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовыхнорм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могутторговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, нона самом деле они основаны на трех простых принципах: . принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц; . принципе национального режима, который предполагает, что странам- участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке; . принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно- правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.[11] ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участниковОрганизации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многостороннихторговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовымбазисом современной международной торговли. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этомосуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений(включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов правинтеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи ссовершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членамиорганизации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизмразрешения торговых споров. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговлябез дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшегоблагоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставлениенационального режима товарам и услугам иностранного происхождения;регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ отиспользования количественных и иных ограничений; транспарентность торговойполитики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров ит.д. Важнейшими функциями ВТО являются: контроль над выполнением соглашенийи договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведениемногосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованнымистранами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальнойторговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимсягосударствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество смеждународными специализированными организациями.[8, c.147] Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующимобразом: . создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики; . доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации; . возможность реализации своих текущих и стратегических торгово- экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основныхсоглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонниеторговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения системаВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакетсоглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всеймировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более50 МТС и других правовых документов, основными из которых являютсяСоглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[13]2 Основные проблемы присоединения России к ВТО Условно проблемы присоединения России к ВТО можно разделить на двегруппы: . к первой из групп относится проблемы доступа на рынок российских товаров и услуг или, если выразиться по иному, проблемы определения приоритетов развития Российской экономики на ближайшее время; . вторая связана с необходимостью изменения действующего законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО. Определять приоритеты развития стране, экономика которой находится встадии реформирования, крайне сложно. В течение почти десяти лет (с моментасоздания рабочей группы по присоединению России к ГАТТ/ВТО) у членоворганизации была возможность ознакомиться с ходом и логикой развития реформв России. И если эта логика и достижения реформ свидетельствует окардинальных мерах по либерализации экономики, то как представляется, членыорганизации могут пойти и на уступки в вопросах предоставления переходныхпериодов для снижения таможенных пошлин. Второй проблемой является изменение законодательства. В течение 90-ыхгодов была выстроена юридическая основа для России как страны с рыночнойэкономики. В настоящее время речь идет о тюнинге этого законодательства и оего состыковке с нормами и принципами ВТО. Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменениекоторого неоднократно указывали члены ВТО. Новый проект Таможенного кодекса прошел экспертизу различных западныхэкспертов работающих по программам технической помощи России и экспертовмеждународных организаций. И в целом можно сказать, что он не противоречитнормам и принципам Конвенции Киото, Соглашения по таможенной оценке,Соглашения по предпогрузочной инспекции и другим соглашениям ВТО.Периодический перенос сроков вступления в ВТО, по официальным данным,обусловлен тем, что представители ВТО на переговорах с Россией выдвигаютдискриминационные требования и считают их обязательными условиями. При этомважно отметить, что все эти требования являются не обязательными, адополнительными, то есть нормы ВТО не предусматривают от страны-кандидатаих безусловного выполнения. Есть на переговорах и реальные проблемы – это вопросы выравниваниявнутренних энергетических тарифов, поддержки сельского хозяйства, проблемаинтеллектуальной собственности. По вопросу выравнивания энергетических тарифов позиция российскихпереговорщиков справедливо категоричная. Это требование неправомерно, аследовательно и неприемлемо. Россия пытается отбиться от выдвигаемых к ней требований. Так,большие сложности у наших переговорщиков возникли при согласовании счленами ВТО условий доступа на российский рынок иностранных услуг.Российская сторона предполагает по большинству пунктов усилениеограничений, а эксперты чуть ли не в один голос заявляют, что здесь-то какраз крайних мер не требуется.[11] Государственная Дума третьего созыва провела огромную работу - былпринят целый пакет законов, необходимых не столько для присоединения к ВТО,сколько для самой российской экономики: Таможенный кодекс, законы «Обосновах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Озащитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «Овалютном регулировании и валютном контроле», «О техническом регулировании»и пакет законов, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Однако правоприменительная, судебная и административная практика будутинтересовать РФ ничуть не меньше, чем контрагентов по ВТО. Для нас самихважны перемены в работе российской таможни, улучшение жизни экспортеров иимпортеров, реализация всего принятого законодательства. Федеральное законодательство в большей части уже скорректировано.Однако работа будет продолжена: вслед за вступлением в действие новогоТаможенного кодекса потребовались изменения закона о таможенном тарифе,положений об определении таможенной стоимости, окончательно не завершенозаконодательное оформление по вопросам интеллектуальной собственности, вдальнейшей либерализации нуждается валютное законодательство. Особоговнимания требует нормативно-правовая база регионов России. В настоящеевремя ГД РФ приводит разработку законодательства в соответствие сдействующими и будущими международными обязательствами нашей страны.[8,c.310] Эта работа должна выполняться независимо от членства России в ВТО, ибосоздание единого правового пространства на всей территории страны – этоодно из главных требований Конституции РФ. Заключение Исторически динамика государственного регулирования степени открытостиили закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободнойторговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно,протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создаютвременный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь тотаможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции. В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма: . селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров; . отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, автомобилестроение); . коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих; . скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики. Инструменты государственного регулирования международной торговли посвоему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) инетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственногорегулирования выключают количественные методы и методы скрытогопротекционизма. В роли институционального обеспечения таможенной политики выступаетГосударственный таможенный комитет: именно им осуществляетсяпротекционистская политика поощрения отечественного производства черезльготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективногоиспользования инструментов таможенного контроля и регулированиятоварообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развитиянациональной экономики, содействие проведению структурной перестройки идругих задач экономической политики. В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможеннойсистемы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальнуюимпортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться отпрямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать всесуществующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивныефункции из компетенции таможенных органов. Принятая в июне 1998 года новая редакция Киотской конвенции (полноеназвание - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенныхпроцедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мересоответствовать требованиям современной международной торговли. Этоподразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления итаможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, атакже установление партнерских отношений с деловыми кругами. РоссийскаяФедерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО исоответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятымм

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconКурсовая работапо предмету: «Экономика предприятия»Тема: «Особенности...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua "Смертная казнь в России"
Смертная казнь в России. Курсовая работа по истории отечественного государства и права

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Статистический анализ демографического...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconКурсовая работа По предмету экономика предприятия На тему: «Эффективность производства овощей»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Применение норм российского...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Благородная россиянка Дашкова...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Недвижимость Министерство...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconКурсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Таможенное регулирование в России Один из вузов России Курсовая работа по предмету «Экономика предприятия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Предпринимательство в России...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<