“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного.




Скачать 376.78 Kb.
Название“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного.
Дата публикации20.12.2013
Размер376.78 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Теневая экономика - причины, масштабы, роль

КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической теории Тема: “Теневая экономика – причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, труднонайти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степеньего изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневойэкономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследованияпредмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможноточно измерить, так как практически вся информация, которую удаетсяполучить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению неподлежит. Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всеговлияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономическихявлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли,инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневыхотношений в России настолько велико, что представляет опасность дляэкономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенноочевидна необходимость их анализа. Многие российские специалисты, как правило, склоняются к тому, чтотеневая экономика охватывает три сектора: 1. Подпольный бизнес – запрещенные законом виды экономической деятельности: торговля оружием и наркотиками, рэкетирство, убийства на заказ и т.п. 2. Неофициальная экономика – легальные виды экономической деятельности, где производство товаров и услуг не фиксируется официальной статистикой, сокрытие от налогов, неформальная занятость и т.п. 3. Фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества, мошенничества и т.п. Что касается размеров капитала, незаконно вращающегося в торговыхоперациях. По данным Госкомстата России, объем теневой экономики составляет25% от ВВП на начало 1997 г, включая суммарный учет искажения данных поторговле (примерно 40% товарооборота), по оказанию индивидуальных услугнаселением (60%), по учету жилищных услуг (18% стоимости зарегистрированныхуслуг), по скрытой оплате труда, в том числе с учетом «смешанных доходов»(20%). Однако с учетом подпольной и неофициальной экономик, по оценкамправоохранительных органов, эта цифра колеблется около 50%!Немного истории Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим“послесловием” к глубинным процессам роста теневой криминальной экономики,происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие теневойэкономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, снасилием. В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственныерегламентации и способствующего выживанию самой огосударствленной системы,выступал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до1960 г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и дажечастную практику (к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек,занимавшихся частной практикой). Негосударственный сектор, в определенномсмысле, создал правовые и материальные предпосылки функционирования теневыхотношений. Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальныхотношений огосударствлённая хозяйственная система не могла существовать,тому есть немало примеров. Официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в 1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенныепроизводственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады(часто преследуемые) создали практически всю сельскую производственную ибытовую инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и т.п.). Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей тонковписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существованиясоветской системы. При необходимости они использовались властями вполитических целях: . 30-е годы – в форме борьбы с неразоблаченным “кулаком”; . 60-70-е – с “частником”; . 80-е – с “лицами, получающими нетрудовые доходы”; . 90-е – с новыми предпринимателями – “кооператорами”. Владельцы частных подсобных хозяйств периодически считались социальнымзлом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многимпродуктам рассчитывался и планировался без учета потребностей сельскогонаселения. Таким образом, самообеспечение считалось неформальнымотношением. Достаточно сложен анализ способов и видов, в которых проявлялисьподлинные неформальные отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобныеему способы исходя из социально-экономических, территориальных,национальных и других особенностей, условий и традиций. В России с ееисторической тенденцией тяготения к коллективистским традициям долгое времяпреобладающей формой самоорганизации населения и соответственно реализациинеформальных отношений были (и остаются) многообразные виды кооперации.Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым были присущесоответствующие принципы и черты: преобладание экономического равенствавнутри кооператива, обособленность по отношению к другим организациям изащита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования сглавенством лидера, действующего в интересах семьи. Доходы, которые контрагенты теневой экономики получали в системеадминистративного распределения ресурсов, были весьма значительны: 31,8 млрд. руб. в 1975 г., 52,5 млрд. руб. в 1980; 74,3 млрд. руб. в 1985, 55,3 млрд. руб. в первом полугодии 1989г. Соответственно по отношению к фонду оплаты труда в СССР эти доходы составили: 13,8%; 17,9%; 21,1%; 25,4%.Факторы увеличения объема теневой экономики Переход от системы административного распределения ресурсов к рыночномумеханизму развития означает изменение динамики номинальных показателей.Переход способствует росту сферы “агрессивной координации”, когда сделкизаключаются под влиянием силы, минуя мораль и закон. В ходе реформ был фактически ликвидирован механизм контроля власти состороны общества. На сегодняшний день, к сожалению, нельзя дать нидостоверной оценки финансовых ресурсов, так как Минфин тщательно скрываетмногие данные, ни выяснить объем приватизационной собственности. Впрочем,и в случаях вскрытия самых серьезных злоупотреблений властью никакихсанкций не применяется. Все это способствует распределению собственности ибюджетных денег криминальными структурами. Мировой опыт свидетельствует о том, что выйти из ловушки тотальнойкриминализации социально-экономических отношений довольно-таки трудно.Ведь если национальное богатство распределяется между кланами, имеет местонекий вариант феодализма, при котором не действуют механизмыэкономического роста. Анализ причин происходящего приводит, к сожалению, клидирующей роли государства. Далее приведены некоторые доказательства: В 1992 г. государство начало с того, что фактически ликвидировалонакопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции практически не былопредпринято никаких мер для того, чтобы сохранить трудовые сбережениядесятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошлаочень серьезная криминализация финансового сектора. В том же годуЦентробанк России распределял в условиях высокой инфляции кредиты подвысокий отрицательный процент, и те, кто стоял “у кормушки”, получиликолоссальные доходы. В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда всем былоразрешено хватать государственное имущество по принципу “кто первый”. Врезультате в экономике возобладали стереотипы чисто хищническогораспределения: предпринимательская энергия была устремлена не на созданиенового, наращивание экономической активности и повышение эффективностипроизводства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши. В конце 1993 г. произошло, свертывание демократических институтовконтроля власти над обществом. И после этого началась легализациякриминальной деятельности. Если раньше деньги из бюджета воровалипреимущественно в нелегальных формах, то, начиная с осени 1993 г.,правительственные структуры пошли по пути легального предоставлениянезаконных льгот “придворным” коммерческим структурам. Соответствующиепримеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о том, что вденежно-бюджетной сфере легализация криминальных отношений — фактсвершившийся. Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что существеннаячасть хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и перешла втеневой сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности в расчетах вреальном секторе экономики привел к тому, что предприятия стали широкопрактиковать бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от налогов. В общем, этот небольшой анализ показывает, что именно государству игосударственной политике мы обязаны тем, что отечественная экономическаясистема погрузилась в “квазиколумбийское” состояние: в 1995 г. фактическиуже сформировались механизмы его устойчивого самовоспроизводства. Еще совсем недавно существовала точка зрения, согласно которой наличиетеневой экономики — прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственнуюжизнь административной системы управления, с устранением которой ипереходом к рыночному хозяйствованию запрещенные и потому не регистрируемыесделки неизбежно легализуются и выйдут из “тени” в “свет”. Сегоднянаивность подобных надежд очевидна. В 1992 г., когда руководители предприятий требовали от российскогоправительства индексации оборотных средств, на многих из них имелисьзначительные запасы сырья и материалов, оставшиеся в наследство отадминистративной системы распределения ресурсов. Эти запасы товарно-материальных ценностей составляли большие трети валового общественногопродукта СССР в 1991 г., и торговля ими, в том числе вывоз за рубеж,осуществлялась весьма бойко. Фактически имело место массовое “поедание”предприятиями их оборотных средств, а сегодняшняя “стабилизация” — это“поедание” уже средств основных: на большинстве предприятий о созданииамортизационных фондов и каком-то поддержании прежнего уровняпроизводственных мощностей ныне не идет и речи. Именно “экономия” за счет“бесплатного” использования основных средств представляет собой главнуюособенность новейшего этапа эволюции “теневой экономики”.Негативные последствия экономики переходного периода За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, чтопреобразования идут плохо или вообще остановились, перестали замечатьсовершенно новую социально-экономическую реальность. Реальность не столькоперехода от централизованной к рыночной системе хозяйствования, сколькоформирование устойчиво воспроизводящейся системы высококриминализованныхэкономических отношений, характеризующейся рядом признаков: . огромный вес теневого сектора; . огромная роль неформальных и вне правовых отношений; . Колоссальные проблемы — почти тотальная коррумпированность госаппарата; . низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность административному аппарату и теневому капиталу.Интересные сведения: . пост заместителя министра в России “стоит” 2 млн. долл.; . подпись председателя Кабинета министров – 10 тыс. долл.; . государственный кредит под инвестиционную программу можно получить за 20% от запрашиваемой суммы наличными; . деньги из бюджета можно получить за 25% от запрашиваемой суммы наличными. Деньги переводятся на счет какой-нибудь фирмы – и порядок. Можно закладывать эти деньги сразу в себестоимость продукции. Это совет консультантов: не обивать московские пороги, а сразу заплатить эти деньги, поскольку без них производство не вытащишь; . сегодня можно получить “портфельный” кредит от 1 млн. до 100 млн. долл. Его отдадут в портфеле, но нужно подписать обязательство о выплате определенной суммы. Одно из следствий формирования соответствующей олигархии, присваивающейсвязанные с монополизмом колоссальные доходы, и вместе с тем - обнищаниеогромной части населения. Второе следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти клановыеструктуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, какманипулирование с бюджетными ресурсами и государственной собственностью),рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средстворешения финансовых проблем в обществе. А с этим, как и с отмеченными вышемоментами, сопряжено сужение реального сектора экономики, разорениезначительной части предприятий (согласно имеющимся оценкам, до двух ихтретей в реальном секторе не имеют шансов выжить в сложившейсяэкономической ситуации, а не менее трети уже фактически находятся всостоянии банкротов). Третье следствие — перераспределение национального дохода в пользупаразитического потребления. Мы видим, как оно растет у рассматриваемойэлитной группы, включая «подставное» потребление, связанное сразвертыванием охранных и других структур, обслуживающих кланы, тогда какнароднохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей частинаселения (индустрия народного потребления, здравоохранение, образование ит.п.), приходят в упадок. Четвертое следствие — пресловутая утечка российских капиталов за границу:ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным –около 60 млрд. долл. Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится,причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, чтосформировавшиеся кланы фактически доминируют в принятии общегосударственныхэкономико-политических решений и обладают абсолютной конкурентоспособностьюв сравнении с любыми другими хозяйственными субъектами. О том, что практически вся мощь госаппарата подчиняется интересамотмеченных кланов, свидетельствует правительственная денежно-кредитнаяполитика, политика безудержного наращивания государственного долга, а такжеприватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретныхкоммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен наобслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны,огромный перерасход (в 1995 г. — четырехкратный) бюджетных средств посравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживаниевнутреннего долга, на содержание госаппарата, на предоставление казенныхссуд. С другой, — постоянно (подчас на треть, а то и наполовину)недофинансируются расходы на социально-культурные нужды и на оборону. На полные обороты запущены механизмы казнокрадства, не только скрытого,но и легального. «Классический» пример тут являет ситуация на рынкегосударственных обязательств, которые распределяются через обслуживающиебюджет привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий реальныйпроцент, а затем выкупаются Центральным банком России, осуществляющим чистоденежную эмиссию. Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. Нипарламент, ни общественные организации не контролируют сегодня не толькоПравительство РФ в целом или Банк России, но и отдельные структурыисполнительной власти, скажем, Министерство финансов или Госкомимущество.Практически все эти государственные институты превратились в «государства вгосударстве». Нельзя дать ни достоверной оценки финансовой политики (ибоМинфин тщательно скрывает многие данные), ни прояснить картину приватизациисобственности (ГКИ тоже не злоупотребляет гласностью). Впрочем, и в случаяхвскрытия самых серьезных злоупотреблений никаких санкций не применяется.Это способствует криминализированному распределению собственности ибюджетных денег. И те кланы, которые в нем участвуют, обладают, стоит ещераз подчеркнуть, колоссальным монопольным преимуществом, а остальныехозяйствующие субъекты вынуждены либо как-то к ним пристраиваться, либоразоряться . Последние, т.е. предприятия, которые, как и полагается в рыночнойэкономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платятналоги, не имея «крыши» во властных структурах и правоохранительныхорганах, по сути обречены на банкротство.Стабилизирующее влияние теневой экономики Существует несколько направлений стабилизирующего влияния теневойэкономики на российское общество и его экономку. Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает болееэффективные формы экономической деятельности. "Теневая" экономия наналоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и даетпредприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, ктоработает полностью легально. Во-вторых, стабилизирующее воздействие теневой экономики проявляется вформировании новых рыночных ниш, а значит, создает условия для выживаниянаселения в период спада официальной экономики и падения уровня жизни. Вкачестве источника новых рабочих мест и дохода теневая экономика выполняетроль социального стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство доходов иуровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе. В-третьих, она формирует финансовую базу для негосударственной социальнойдеятельности. Спонсорство политической активности, финансирование различныхлоббистских экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительностьв сфере искусства (театр, кино и др.) в значительной мере идут за счетналичных денег, поступающих из теневой экономики. В этом своем качестве онавыступает как средство формирования гражданского общества в егоспецифическом российском виде, включающем полукриминальные (а частично -полностью криминальные) формы. С учетом традиций советского общества развитие теневой экономики, видимо,было единственно возможной формой возникновения рыночной системы.Сверхвысокий уровень налоговых изъятий, заданный с начала 1992 года, неоставлял предприятиям иной альтернативы, кроме частичного ухода "в тень".Развитие теневой экономики отражало своеобразный социальный договор междунаселением и властью. Государство во многом сняло с себя ответственность заповседневное выживание людей, но "смотрело сквозь пальцы" нанесанкционированную и нерегистрируемую хозяйственную деятельность. “Натурализация” экономики, на основе которой поддерживаетсяжизнедеятельность населения, обеспечивает значительные резервы социальнойстабильности. Власти придется очень сильно постараться, чтобы их разрушить,к примеру, изъятием у людей их приусадебных (садовых) участков. В то жевремя, достигнутый на базе “натурального хозяйства” социальный консенсусмежду населением и государством не может послужить основой для формированиясовременной рыночной экономики. Он может обеспечить только физическоевыживание людей, да и то на самом примитивном уровне. Дестабилизирующее влияние теневой экономики. В настоящее время теневая экономика является мощным факторомдестабилизации российского общества. Главные направления его воздействияследующие. Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и,соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов.Именно это явилось одной из главных причин кризиса, разразившегося после 17августа 1998 г.. Этот кризис - следствие несостоятельности официальныхмеханизмов налогообложения, которые оказались не в состоянии обеспечитьфискальные потребности государства, не сумевшего (и не могущего) выполнитьсвои элементарные функции. Альтернативные теневые механизмы налогообложения(плата "крышам", прямые выплаты чиновникам за выполнение ими своих функцийи т.п.) оказались той альтернативой, которая вытеснила официальноеналогообложение. В ситуации достаточно значительного сокращения официального и ростатеневого производства рано или поздно должно наступить банкротствогосударства, то есть такое снижение объема собираемых налогов, котороеменьше их минимального размера, необходимого для выполнения государствомсвоих социальных и иных функций. Такая ситуация возникает даже вотносительно благоприятной ситуации, когда ВВП не падает, а теневоепроизводство растет в той мере, в какой падает официальное. Если взять заоснову те темпы роста теневой экономики, которые были в России в 90-хгодах, то по нашим предварительным расчетам банкротство государства врамках этого примера может наступить через 7-8 лет после начала бурногороста теневой экономики. Во-вторых, теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние напроизводственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положениеи препятствует созданию нормально работающих, "здоровых" экономическихорганизаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет ихтрудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоениеинноваций, которые часто требуют сверхнормативных трудовых усилий, и вконечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия. В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, теневаяэкономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается сприменением насилия. Судя по результатам конкретных исследований, масштабынасилия в российской экономике в целом довольно велики - по даннымсоциологических опросов от 30 до 40% руководителей предприятий личносталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставитьпредприятие под контроль криминальных групп. Тем не менее, теневая экономика ответственна за то, что в России возникзначительный слой вооруженных людей, вынужденных защищать свой бизнес.Масштабность этого явления в конечном счете представляет опасность длястабильности российского общества в целом. В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловойэтики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укреплениетеневой экономики привели к "размытости" социальных норм - люди пересталиразличать, что можно, а что нельзя в хозяйственной жизни, каковы критерииоценки того или иного хозяйственного действия. Например, большая частьхозяйственных руководителей осуществляет перевод безналичных денег вналичные с использованием фиктивных контрактов (т.н. "обналичивание"). Впринципе - это незаконная операция, участники которой должны были бы бытьнаказаны. Однако случаи наказания за эту операцию крайне редки. Более того,для обеспечения своей текущей деятельности операции обналичивания иногдапроводят даже органы государственной власти и правоохранительные структуры.Эта незаконная операция, фактически, получила социальное одобрение, и ниучастники, ни власти на практике не осуждают ее. Тем не менее, официальноона не является и разрешенной. Произошла ее своеобразная "неформальнаяинституционализация": она широко практикуется, имеет социальное одобрение,однако официально не является признанной. Дестабилизирующее влияние теневой экономики состоит в том, что онапривела к неформальной институционализации не только операцииобналичивания, но и множества других также не безобидных экономическихфеноменов. Например - насилия при разрешении конфликтов междупредпринимателями, "прихватизации" бывшей государственной собственности имногих других. В результате возникло обширное поле "размытых" социальныхнорм, когда сломан механизм поощрения за следование социальной норме инаказания за ее нарушение. В рамках этого поля имеет место произвол -хочешь следуй тому или иному правилу, хочешь - не выполняй его. Тогдапроисходит потеря людьми социальных ориентиров и, как следствие - нарушениесоциального порядка. Люди в ответ на то или иное действие не могутпредугадать, какова будет реакция общества, ожидает ли их наказание безпреступления или же они могут совершить безнаказанное преступление. Что сильнее - факторы стабилизации или дестабилизации? Можно говорить о двух этапах, на которых различалось соотношение этихгрупп факторов. На первом этапе (1991-1994 гг.) имело место стабилизирующеевоздействие теневой экономики на российское общество. На втором (1995-1998гг.)- преобладали факторы дестабилизации. На первом этапе теневая экономика сыграла роль социального стабилизатора,когда традиционные рабочие места в официальной экономике (прежде всего набольших промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах ит.п.) перестали обеспечивать средства к существованию для многих миллионовлюдей. Они нашли новую основную или дополнительную занятость в теневомсекторе экономики. Люди нашли новые ниши, которые давали им заработок исоциальный статус, новый круг общения и новый образ жизни, соответствующийтем новым возможностям, которые давала либерализация экономики и социальнойжизни. В результате в целом социальная напряженность в обществе возросла(так как действовало множество других факторов дестабилизации), но недостигла опасной черты, за которой начинается социальный хаос. На втором этапе на первый план вышли негативные системные эффекты теневойэкономики, резкое расширение которой, фактически привело к деградациигосударства. Это нашло свое выражение в "налоговом кризисе", когданалоговые выплаты в казну сокращались, несмотря на то, что в течение 1996-1997 гг. в значительных секторах, а по некоторым оценкам, и в экономике вцелом, спад прекратился и начался определенный рост производства. В настоящее время в России продолжается кризис, проявившийся с августа1998 г. Сейчас он носит вялотекущий характер, но при условии сохранениянынешней экономической системы возможны дальнейшие обострения. Для его преодоления нужны дальнейшие институциональные реформы, которыебы ввели теневую экономику в социально приемлемые формы и масштабы. В этомслучае в России по-видимому может быть достигнут "новый социальныйпорядок", отличный от того, какой был в СССР и от того, каким онсформировался в 1995-1998 гг. В какие формы при этом "отольется"государство, что будет при достижении "нового социального порядка" срыночными институтами и демократией, не окажется ли этот порядок еще хуженынешней нестабильности? Не претендуя на полные и исчерпывающие ответы наэти вопросы, выскажу лишь некоторые соображения о влиянии теневой экономикина социальную стабильность в ближайшей перспективе. Структура теневой экономики Вообще в сложившихся условиях общего высокого уровня налогообложения иего явно неравномерного распределения для значительной частипредпринимателей остаются три алгоритма поведения: 1. Бросить «дело», свернуть производство, вывести капитал за границу. Предприниматели и промышленники выработали в этой связи следующий афоризм: «Мы патриоты, но не камикадзе». 2. Пытаться получить те или налоговые льготы. При этом за получение прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих уровней “надо платить”, так что основа для коррупции налицо, о фактах которой упоминалось выше. 3. Уклониться от уплаты налогов, применить наличные расчеты, уйти в “тень”. В этом случае создается почва для криминализации экономических отношений: злоупотреблений государственных чиновников, с одной стороны, развития рэкета и бандитизма – с другой. Что касается механизмов функционирования последнего алгоритма, то егоможно разделить на два больших класса. Речь идет об основных и своего родавспомогательных (обслуживающих) механизмах. Первый класс предполагаетналичие “объекта эксплуатации”, что, кстати, является характерным признаком“агрессивной координации”. При этом в роли “дойных коров” выступаютгосударство или крупное предприятие, соответствующие типичные схемытаковых: . При предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (акционерные общества закрытого типа, частные и другие предприятия новых организационно-правовых форм), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ, так, что ресурсы обходятся предприятию дороже, чем при прямых связях, но члены товарищества в результате увеличивают свой личный доход. Схема является симметричной, действующей в обе стороны — продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется через подставные предприятия, имеющие и здесь свой процент. . Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отдела сбыта завода, переадресовывающие наиболее выгодные заказы в “параллельное предприятие”. . Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее средства на проведение НИОКР из госбюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на договором и временем выполнения плана НИОКР срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы «научные работники». Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытиюполученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно,теряются “концы” указанных выше сделок: превращаясь в наличность и валюту,доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся зарубеж. Данный круг сделок наиболее трудно фиксировать и изучать (быстроестановление новой отечественной банковской системы непосредственно связанос обслуживанием подобных операций). Регистрируемый ныне уровень деловой активности не позволяет большинствупредприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранятьимеющиеся производственные мощности. Попытка включить затраты на содержаниеи эксплуатацию последних в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию,вследствие производство продукции и услуг через “малые предприятия”,действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “поедания”основных фондов. Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущейсовместную “теневую деятельность”, обычно включает:1. Предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции (одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм; это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров; кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров);2. Банк (позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уж о других операциях);3. “Служба безопасности” (имеет разные ипостаси: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления);4. Связи, конституирующие группировку по тому или иному признаку (обычное родство, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячество, этническая принадлежность). Структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смыслеэкономическими т.е. ориентированными на максимальное удовлетворениезапросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они большенапоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличиеорганов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублированиепредприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.Понятие отмывания денег, полученных преступным путемТермин "отмывание" денег (money laundering) впервые был использован в 80-хгг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесспреобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложеномного определений этого понятия. Президентская комиссия США поорганизованной преступности в 1984 году использовала следующуюформулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрываетсясуществование, незаконное происхождение или незаконное использованиедоходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казатьсяимеющими законное происхождение"В международном праве определение легализации ("отмывания") доходов отпреступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе противнезаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующегозаконодательства западных странСогласно ст.3 Конвенции, под легализацией ("отмыванием") доходов отпреступной деятельности понимаются: . "конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия; . сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях; . приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях; . участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении". Венская Конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления"отмывание" денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то жевремя развитие организованной преступности привело к росту доходовпреступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности.Часть этих доходов также стала подвергаться "отмыванию" и инвестироваться влегальную экономику Конвенция Совета Европы № 141 "Об отмывании, выявлении, изъятии иконфискации доходов от преступной деятельности" от 8 ноября 1990 годапризнала преступлением действия, связанные с "отмыванием" денег, полученныхне только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности.Статья 6 Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с"отмыванием" средств Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определениемперечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств.Таковыми источниками могут признаваться: a. преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством); b. преступления, являющиеся типичными для организованной преступности; c. правонарушения; d. преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Как следует из положений Страсбургской конвенции и рекомендацийСпециальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег,подготовленных в 1990 году, отмывание денежных средств и иного имущества -это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконнойдеятельности, то есть различных правонарушений, помещаются, переводятся илииным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иныефинансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иноеимущество, либо они иным образом используются в экономической деятельностии в результате возвращаются владельцу в ином "воспроизведенном" виде длясоздания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица,инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а такжепротивозаконности источников этих средств В проекте Федерального Закона РФ "О противодействии легализации("отмыванию") доходов, полученных незаконным путем" речь идет о доходах,полученных незаконным путем. Это понятие шире, чем преступные доходы. Впункте 1 статьи 3 Закона доходы, полученные незаконным путем, определяютсякак "вещи, деньги. ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественныеправа, приобретенные в результате совершения преступления или иногоправонарушения" Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем - приданиеправомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежнымисредствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путемОсновные цели легализации доходов, полученных преступным путем 1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников. 2. Создание видимости законности получения доходов. 3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания. 4. Уклонение от уплаты налогов. 5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежные средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления. 6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.Важной задачей преступника является также согласование этих целей. Вместе стем, одновременно обеспечить их эффективное достижение удается не всегда.Например, преступник может поместить отмытые деньги на таком удалении, чтодоступ к ним и пользование ими превращается для него в крупную проблему.Возможна иная ситуация, при которой преступник обеспечивает собевозможность легкого доступа к незаконным доходам, но не может надежноскрыть владение нелегально заработанной наличностью и свое участие всовершении преступлений, приведших к образованию этих наличных средств. Вэтом случае он является прямым кандидатом на арестДвижение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движениюлегально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями,в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтенийсобственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме:некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаютсяобратно в принадлежащий кому-либо бизнес Отмывание денег является жизненно важной составляющей любой преступнойдеятельности, важным звеном криминального экономического циклаОперации, подобные отмыванию денег Существуют специфические виды действий, которые также направлены наобеспечение прямого доступа к денежным средствам, полученных незаконнымпутем. Их особенность состоит в том, что они не включают операции,специально направленные на сокрытие и маскировку источников происхождения,владельцев, местонахождения, существования денежных средств, а также планових дальнейшего использования. Данные виды действий не подпадают подопределение отмывания денег в узком смысле. К ним относятся расходованиеналичных средств и сокрытие доходов путем оставления на месте. Расходование наличных средств. Преступник может установить дистанциюмежду собой и правом собственности на нелегальные доходы, тратя их натовары и услуги, вместо того, чтобы инвестировать их или превратить вдругие фонды, удерживаемые на длительный срок. Преступники тратить наличныесредства в больших размерах и либо оставляя при этом либо крайне скуднуюдокументацию, либо не оставляя никакой документации, что затрудняет усилияправоохранительных органов по восстановлению подобных операций. Быстрая трата преступником своих доходов на приобретение потребительскихтоваров может затруднить его обнаружение путем прослеживанияпоследовательности владения средствами Сокрытие доходов путем сохранения их без движения. История организованнойпреступности полна рассказами о деньгах, спрятанных в подвалах и склепахили даже набитых в матрасы. Подобное поведение может быть не характернымдля "предпринимателей", действующих в области торговли наркотиками илиорганизованной преступности. Преступники могут вести себя таким образом,если они зарабатывают больше того, что способны потратить или просто хотятсосредоточить свои средства для личных расходов или инвестиций, то тогдаони не испытывают большой потребности в наличных деньгах или заменяющих ихценных бумагах Подобное экономическое поведение соответствует запросам тех преступников,которых отличает более консервативная манера тратить деньги, например,таких, которые могут позже потратить свои деньги в меньших количествах,вызывая при этом меньше подозрений.Теневая экономика и налоговая преступностьСледует признать, что существующая налоговая система носит переходныйхарактер и свои возможности исчерпала еще в 1994 г., а сегодня она даетвозможность для различных методов уклонения от налогов. Я хотела быперечислить несколько основных способов, не зависящих от вида налога,причем схема уклонения от других обязательных платежей, как правило,идентична способам уклонения от налога. . Сокрытие объектов налогообложения: ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм; неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете; уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки; ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др. . Занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы искаженных данных; отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета; создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания. . Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов: создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета фирм; перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги и др. . Неправомерное использование льгот: введение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в основной штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.Неучтенные операции К классическим теневым операциям относятся ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации или лицензии, безпостановки на учет или представления отчетных балансов госналогинспекции,неучет отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерскихдокументов. Иногда в налоговую службу представляются балансы,свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности,однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие. Анализ криминогенной ситуации в налоговой сфере позволяет мне сделатьвывод об устойчивой тенденции роста числа преступлений, совершенных именноданными способами. В ход нередко идут поддельные документы, фиктивныепечати и бланки, используются отдельные утерянные паспорта, адреса ифамилии других лиц. Например, в Москве на конец 1997 года по 109 адресам былозарегистрировано 506 тыс. юридических лиц, что составляет 21% всезарегистрированных в городе предприятий. Если учесть, что четверть из них,как показывает практика, действующие, то можно представить количество«полных» теневиков в одной только столице. Анализ практики регистрациипредприятия показывает, что количество добросовестных налогоплательщиков,сдающих финансовые отчеты в налоговые органы, из года в год уменьшается, вто время как количество зарегистрированных предприятий постоянно растет. Не менее популярным способом уклонения от уплаты налогов путем проведениятеневых сделок является их неотражение в бухучете легально существующихпредприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надежно скрытьпроизведенные расчеты. Этим, как правило, и объясняются разновидностиподобных теневых операций. С 1996 года большое распространение, особенно среди крупных промышленныхпредприятий, получило перемещение денежных средств через счета дочернихфирм и торговых партнеров. В этом случае принадлежащие предприятиюденежные средств скрываются на счета и вступают в оборот в соответствии сустным или письменным договором между руководителями. Также существует практика наличного расчета между предприятиями.Использование сложных, непрямых расчетов само по себе не являетсякриминалом. Часто это вынужденная реакция на недостаток оборотных средств.Вместе с тем они позволяют маскировать реальные сделки и создаютвозможность их неотражения в бухгалтерском учете или сокрытия средств отуплаты в бюджет. Действия могут считаться теневыми только при условиивыполнения последних условий.Сокрытие части оборота Ко второй группе теневых операций относятся такие коммерческие сделки,которые намеренно исполняются и отражаются в первичных и в бухгалтерскихдокументах только частично, в итоге создаются неучтенная продукция иливыручка. Для доказательства того, что создание неучтенной продукцииявляется именно целью сделки, а не последствием сокрытия от налогообложениярезультатов реальной сделки, необходимо, чтобы сокрытая часть оборота былавыведена из того оборота, в котором она непосредственно скрывалась, то естьс этой частью сокрытого капитала должна совершиться новая теневая операция. В бухгалтерских счетах или первичных счетах могут также не отражатьсяэпизоды сделок. Многие контракты заключаются, например, при помощипосредников и передаются на исполнение третьим организациям. Но при этом неоформляется в письменной форме с соответствующими изменениями идополнениями, хотя посредники получают вознаграждение от 3% до 6%, которыефактически уходят в «тень». Вывод сокрытой выручки из легального оборота исвидетельствует о теневом характере произведенной сделки. Происходитсопутствующая теневая сделка.Псевдооперации Этот вид теневой операции осуществляется посредством заключенияфиктивного контракта – псевдосделки. Суть этого способа состоит вследующем: оформляется фиктивная сделка, благодаря которой денежные средствили товар, предусмотренный к продаже, формально отражены в учете какой-либофирмы, а реально оказываются выведенными в теневой оборот или вновьлегализуются в другом финансово-хозяйственном обороте. При этом инициаторсделки уходит от любой предусмотренной законодательством ответственности.Ведь факта налогового преступления или правонарушения нет: сделка учтена,перечисленные средства или поставленный товар отражены в дебиторскойзадолженности предприятия, с произведенной сделки начислены или могут бытьначислены все необходимые налоги. А то, что средств для уплаты налогов неоказалось, - проблема налоговых органов, благо существующаязаконодательство «позволяет» сделать подобный вывод. Заключение одной псевдосделки – проявление простой псевдооперации. Напрактике нередко встречаются случаи, когда в целях создания дополнительныхтрудностей при отслеживании финансовых потоков и снятия с себяответственности за уклонение от уплаты налогов в схемах поставок товаров(выполнения работ, оказания услуг) и расчетов руководителями хозяйствующихсубъектов часто используются либо подставные фирмы. Схемы сокрытия доходов при помощи подставных фирм и фиктивных документовиногда разрабатываются высокопрофессиональными юристами и аудиторами, такимобразом, чтобы у легально действующих организаций налоговая база быламинимальной, в то время как основные долги перед бюджетом «вешались» бы набаланс реально несуществующих фирм. Гражданско-правовые отношенияоформляются так, чтобы плательщик был посредником (комиссионером,поверенным, агентом) с минимальным вознаграждением. В результатеответственность за налоговое преступление перекладывается на несуществующихсубъектов, а лица действительно совершившие такую операцию, практическиуходят от уголовного наказания.Практикуемые подходы к “высветлению” теневой экономики В государственных властных структурах, общественных организациях инаучных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой»экономики. Первый —радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г.и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначальногонакопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо:отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественнойэкономики и образование мощных финансово-производственных кланов,проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальнойпредпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой.Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того,чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизньс чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, втом числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести»сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих«начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, сноваподвергаться налетам рэкетиров и т.п. Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция насоциальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение иусиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции,налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействияспецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотальногоконтроля и доносительства: общее ужесточение законодательства,направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. Вкачестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можнорассматривать принятие Государственной Думой в первом чтениипредставленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле засоответствием крупных расходов на потребление фактически получаемымфизическими лицами доходам». Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удаетсязарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных группнаселения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверногопрогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться кпричинам разбухания теневой части экономики. Их много, но главныезамыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляютотечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы отнеподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу иза границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в томчисле примеры латиноамериканских стран), но и практика преобразований вРоссии свидетельствуют: «теневая» экономика есть реакция хозяйствующихсубъектов и граждан на систему, которая поставила их в положение жертвправового и экономического беспредела (чего стоит недавнее публичноепризнание председателем Верховного суда РФ того, что судебные решенияисполняют криминальные структуры). Реализация рассматриваемого законопроекта лишь ужесточит эту систему. Подпресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также тетрудящиеся, которым удалось получить некоторые денежные средства сверхмизерных окладов (у воротил же бюрократическо-криминальной экономики, вруках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемыхгосударством доходов, особых проблем не возникнет: их регистрируемыедоходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, чтодостаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной бы онани была). Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона лицспрогнозировать несложно: чтобы не «засвечиваться», они или отложат навремя кампании крупные покупки (что безусловно снизит общую хозяйственнуюактивность), или постараются обойти закон (к примеру, подкупать возможныхосведомителей, оформлять торговые сделки по частям или вообще их недокументировать). Приближенные же к власти имеют высокие шансы обрестиблагодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги дляшантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих рычаговбудут самыми благовидными — наказание за сокрытие доходов). Став факторомпоощерения тотального доносительства, подобный закон не дал бы никакихгарантий от утечки соответствующей информации от чиновников уголовномумиру. В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, ане на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельностив легальную, экономические результаты его принятия окажутся во многомпротивоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы — еесужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление. Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результатыиспользования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс,власти столкнутся с сопротивлением не только “теневиков”-хозяйственников,ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общихусловий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневаяэкономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегатьбезработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых нынегрупп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих “лежащих набоку” предприятий, как представляется, не позволит создать оптимальногобаланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей прииспользовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как“относительно низкий”, а уровень сопротивления властям — как “относительновысокий”. В общем, задействование репрессивных методов, не сулящееперспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростомсоциального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадровогопотенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегствомспособных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п. Существует мнение о том, что предлагаемый вариант легализации теневогокапитала желателен, но нереалистичен, ибо “теневики”-хозяйственники этогоне захотят. Однако в этой дискуссии важно принять во внимание следующиеочевидные обстоятельства. Предприниматели рассматриваемой категории постоянно находятся под“дамокловым мечом”, причем угрозы идут и от государства, и от криминальныхэлементов. Уходя от налогов, “теневик”-хозяйственник не избегает поборов:взяток чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету. Экономическиепоследствия этих поборов ддя предпринимателей те же самые, что и результатыжесткого налогового прессинга, однако соответствующие средствавыплачиваются государственным и частным рэкетирам, а значит, налицо составпреступления. Такое положение комфортным не назовешь, и с накоплениемминимально достаточного капитала у его субъекта (особенно с увеличениемвозраста и появлением перспективы передачи денег по наследству) резконарастает стремление “спать спокойно”. Однако это лишь морально-психологическая сторона дела. А есть и чистоэкономические факторы, связанные, в частности, с тем, что любая сфера, втом числе “теневая”, имеет свои пределы поглощения капитала, и раньше илипозже “теневики”-хозяйственники оказываются перед необходимостью выхода заграницы занятой ниши. Наиболее активными критиками идеи легализации «теневого» капиталаявляются представители правоохранительных органов. И это понятно: по долгуслужбы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся «теневая»сфера в большей или меньшей степени кримина-лизирована (это, как говорится,следует «по определению»). Но здесь стоит вспомнить народную мудрость: «непойман — не вор».Россия вошла в шестерку стран с самой развитой теневой экономикойГруппа экономистов во главе с профессором Фридрихом Шнайдером изУниверситета Иоганна Кеплера в Линце (Австрия) опубликовала исследование,посвященное объемам теневой экономики в 76 развитых и развивающихся странахмира. Рейтинг стран показывает, какой процент экономики государстваприходится на теневой сектор. Под теневой экономикой исследователи понималикак официально не зарегистрированные доходы от легального бизнеса, так иприбыли от запрещенных законом видов деятельности. По оценкеисследователей, в промышленно развитых странах "в тень" уходит в среднем 15проц. официально называемого объема валового национального продукта, а вразвивающихся - в среднем около 33 проц. С учетом этих цифр из официальногомирового ВНП, оцениваемого Международным валютным фондом в 39 трлн долл.,на долю теневиков приходится 9 трлн долл. Мировая теневая экономикасопоставима по объемам с официальной экономикой США. Среди стран абсолютнымлидером по объему теневой экономики стала Нигерия. В этой стране около 77проц. денег находится "в тени". От Нигерии немного отстают Таиланд иЕгипет, где на долю теневиков приходится около 70 проц. ВНП. Нигерияизвестна своими финансовыми мошенниками, Таиланд - проституцией инаркотиками. Египтяне умудряются практически не платить налогов от доходовс туристического бизнеса. Следующая группа стран, где теневая и официальнаяэкономика практически равны, - Филиппины и Мексика. На шестом месте врейтинге стоит Россия. По оценке профессора Шнайдера, на долю российскихтеневиков приходится около 40 проц. ВНП страны. России немного уступаютМалайзия и Южная Корея. Согласно российским официальным оценкам, которыедает Госкомстат, на долю теневиков приходится около 30 проц. ВВП.Заключение Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следуетучесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенныедоходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств.Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налоговэкономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программадействий следующая: . Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота; . Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами; . Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов; . Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет. Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных ифондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности.Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовойэлиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджерыобретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместовынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия.Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборотаприведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчитрешение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля. Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечитьвнедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая системуснабжения населения социальными благами (прежде всего образования,здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию.В то же время такая система может быть относительно устойчива только призадействовании внешних источников со всеми вытекающими негативнымипоследствиями. Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, нообязательная составляющая нового курса в экономической политике, сутькоторого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя. В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальнуюэкономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможностимобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народноехозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязанопредоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры ктеневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страныогромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен трудпрактически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общегодела — задача, достойная истинных реформаторов.Список использованной литературы 1. “Теневая экономика” /Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991. 2. “Экономика и время” /Журнал. 3. Закон РФ "О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем". 4. “Россия и современный мир” /Вопросы экономики /Пороховский А. 5. “Теневой” сектор обеспечивает рост российской экономики”/Новая газета 6. “Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России” /Вопросы экономики /Макаров Д. 7. Сайты: . http://www.ccsis.msk.ru/17 http://users.g.com.ua/18 http://www.rol.ru/ ОглавлениеВведение 2Немного ист

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. iconТеневая занаятость как дестабилизирующий социально-экономический фактор
Теневая экономика и порождаемая ею теневая занятость рассматривается как негативная сторона развития мирового хозяйства

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Теневая экономика мира «теневая экономика мира»

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Теневая экономика в современном...

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. iconКонтрольная работа по предмету Арбитражный Процесс (IV курс)V вариант,Выполнил...

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. icon«рождественская рапсодия Петербурга» Санкт-Петербург Царское село Петергоф Санкт-Петербург
Прибытие в Санкт-Петербург. 10: 00 – встреча группы в вестибюле Московского вокзала

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. icon«Новогодний Санкт-Петербург» 31. 12. 2012 – 03. 01. 2013
Санкт-Петербург (4 дня/3 ночи) – Николо-Богоявленский Морской собор – «Спас на Крови» – Петропавловская крепость – Часовня святой...

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. icon2014 2010 россия «Гранд тур в Санкт-Петербург» 8 дней Санкт-Петербург...
Прибытие в Санкт-Петербург автобусом ориентировочно в 10: 00 (или поездом по расписанию)

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. iconМайские повести санкт-петербурга санкт-Петербург – Царское село Павловск – Санкт-Петербург
Санкт-Петербург – жемчужина русской культуры, воплощение ее блестящих традиций, один из красивейших городов мира. Строгая правильность...

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. iconПо курсу безопасность жизнедеятельности на тему Бытовые и военные...

“Теневая экономика причины, масштабы, роль” Выполнил студент экономического факультета Санкт-Петербург 2002Введение в экономической науке есть немало неисследованного. icon«Весенняя симфония Петербурга» Санкт-Петербург Царское село Санкт-Петербург 7 дней/ 6 ночей
Прибытие в Санкт Петербург. Самостоятельный заезд в гостиницу (поселение согласно правилам гостиницы после 14: 00, вещи остаются...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<